– Как вы понимаете, что такое миссия.

Оставивший оригинальное научное наследие. Имя Д.П. Першина долгое время было предано забвению, и только в самое последнее время историки стали обращаться к его творческому наследию. Публикация его воспоминаний , длительное время хранившихся в рукописи в архиве Гуверовского института (США), послужила началом изучения биографии и трудов этого незаурядного человека.

Служба и карьера

Д.П.Першин родился в семье известного сибирского купца и публициста П.И.Першина-Караксарского (1835-1912), близкого к декабристам и другим общественным деятелям Сибири. Систематического и завершенного образования он не получил. Учился в Московском частном реальном училище, но полного курса не прошел. Некоторое время был вольнослушателем Московского университета, настойчиво занимался самообразованием. После возвращения в Иркутск начинает службу чиновником акцизного управления Восточной Сибири, в 1902 г. произведен в чин коллежского регистратора, в 1902-1905 гг. служит по данному ведомству в Астраханской губернии, с 1905 г. вновь возвращается в Иркутск и назначается помощником надзирателя первого округа акцизного управления.

По данным знатока истории русско-монгольских связей Елены Марковны Даревской, Д.П.Першин с 1882 г. - член , с 1897 г. - председатель отделения этнографии, им были подготовлены отчеты о деятельности Отдела: “Краткий очерк 50-летней деятельности ИРГО по этнографии в пределах Азии”, “О роли этнографии в трудах ВСОРГО”.

С 1913 г. назначается чиновником особых поручений при иркутском генерал-губернаторе. С этого времени он плотно начинает заниматься монгольскими делами: выезжает в Монголию, встречает монгольские делегации, активно участвует в организации совещаний по вопросам русско-монгольской торговли и отношений двух соседних стран. Им опубликован развернутый отчет о поездке в Монголию, организована учеба монгольских учеников в Иркутске, издано в периодической печати несколько крупных статей о событиях и политических деятелях соседней Монголии.

Увлечения

Успешной служебной деятельностью и карьерой не ограничивался круг интересов Д.П.Першина. Он был человеком широких научных интересов, истинным краеведом-энциклопедистом: зоологом, ботаником, геологом, этнографом. И это не было простым любительским собирательством, а серьезным научным занятием. Он принимал активное участие в деятельности ВСОРГО: собирал коллекции на естественно-научные темы, был консерватором на общественных началах, читал лекции по буддизму и шаманизму. Особенно большой общественный резонанс имели воскресные лекции по ламаизму при краеведческом музее. Не случайно за его глубокие познания в этой области его уважительно называли “иркутским хутухтою”.

Из воспоминаний Д.Першина известно, что в восточной религии его больше всего интересовала иконография буддизма. Философия буддизма была ему недоступна, так как он не знал санскрита и тибетского языка. Так, находясь в Урге, именно на эти темы он продолжительно беседовал с бароном Унгерном. Ранее он общался в Иркутске на данные сюжеты с видным знатоком Тибета Агваном Доржиевым. Этнографические материалы Д.Першина до сих пор не утратили своего научного значения. Описание буддийской мистерии - цама докшитов в Гусиноозерском дацане в июле 1910 г. сделано подробно и ярко ("Сибирь“, 1910). Ритуал Цама описан красочно и квалифицированно, запись оценена профессором В.Ц. Найдаковым как “весьма ценная”.

Цикл ценных очерков о путешествии из по Кругобайкальскому тракту в Тунку был опубликован Д.П.Першиным в газете “Сибирь” в 1909 г. в 18-ти номерах. Представлены материалы о заселении и освоении Прибайкалья, о занятиях, быте, обычаях населения края, тункинских бурятах, о взаимодействии двух рас - славянской и монгольской, о трех религиях региона - православии, буддизме, шаманизме. Позднее опубликованы очерки путешествия в Гусиноозерский дацан, Кяхту, Верхнеудинск, Читу, Дарасун. Его красочные очерки - живая этнографическая картина населения Прибайкалья и Забайкалья.

В периодической печати он выступал под псевдонимами “Дмитрий Даурский”, “П.Крымский”, “Бурхан”. Позднее он публикует очерки о монгольских делах: “Монголия и ургинские хутухты”(1912), “Монгольские экскурсанты” (1913), “Мальчики-монголы в Иркутске” (1913), “Монгольская шерсть. Шерстяной сезон в Монголии” (1914). В оценках и характеристиках Д.П. Першиным положения Монголии, состояния и перспективах развития торговли и культурных связей между Россией и Монголией были выражены прогрессивные взгляды по поводу “монгольского вопроса”. Они были совсем не характерны для чиновника региональной администрации, а более свойственны представителю либеральной интеллигенции Сибири. В иркутской газете “Сибирь” чиновник особых поручений при Иркутском генерал-губернаторе Д.П. Першин опубликовал серию статей о Монголии: “Современная Монголия”, “Современное политическое положение Халхаской Монголии и силуэты монгольской независимости”, “Русские в Монголии”. В своих публикациях Д.Першин не скрывает симпатий к “беззащитному” монгольскому народу.

Взгляды

По его мнению, обращение монголов к России за поддержкою не является случайным. Понимая, что на протяжении многих тысяч верст граница России защищена от Китая монголами, он пришел к выводу, что “независимая Монголия необходима для России в качестве государства-буфера, и, чтобы упрочить этот буфер, Россия пойдет на многое”. Автор подчеркивает, что кроме Китая, жизнь монголов связана и с сибирскими окраинами России. Какой бы строй ни был установлен в Китае, примирение его с Монголией невозможно. Республиканский Китай предлагает Монголии свое покровительство, посягая на уничтожение самобытности монголов, желая дать вместо самоуправления - опеку, и не скрывает намерений захватить территорию Монголии. Поэтому для Д.П.Першина решение проблемы Монголии может быть только одно: “Государство-буфер, под покровительством европейских держав, снова прикроет обнаженные границы”.

В то же время придется уделить огромное внимание внутреннему устройству молодого государства. Главное препятствие развития Монголии - феодализм: “даже одно ослабление и ограничение феодализма быстро поведет к оздоровлению страны ”.

Д.П. Першин выступал за создание самостоятельного монгольского государства и не соглашался с мнением министра иностранных дел С.Д. Сазонова, высказанного тем в апреле 1912 г. Сазонов утверждал, что монголы Халхи не имеют войска, ни финансовой организации, ни деятелей, без которых невозможно самостоятельное государство. Д.Першин же, напротив, полагал, что отделение Монголии - это не желание кучки авантюристов, а выступление всего народа Халхи. Он отмечал, что страна имеет своих государственных деятелей, и дал им развернутые характеристики. Поэтому долг России, по мнению Д.Першина, оказать Монголии помощь и поддержку. Он указал на ряд противоречий в выступлении министра С.Д. Сазонова, которые могут создать условия, невыносимые для Монголии. История борьбы монгольского народа за независимость показывает, что во главе ее всегда стояли люди деятельные и решительные. Таковыми являлись, как утверждал Д.Першин, и представители нового Ургинского правительства. Делегация монголов, ознакомившись в Петербурге с политическими делами Бухары, согласились на такое же положение, лишь бы не попасть вновь под власть Китая. “Изоляция Монголии от Китая - единственное средство спасения для существования независимой монгольской самобытности ”.

Редактор “Восточного обозрения” И.И. Попов в своих мемуарах называет Д.П. Першина активным сотрудником редакции газеты. Отмечается, что рецензии по драме писал Д. Першин, большой знаток театра.

Жизнь за границей

В 1915 г. Д.П. Першин назначается управляющим Монгольским национальным банком в Ургу. Деятельность на посту директора Монголбанка в некоторых исторических источниках оценивалась негативно. Историк Е.М.Даревская отмечает его некомпетентность в банковском деле. По мнению купца А.В. Бурдукова, “права и задачи банка были широкими, но в складывающейся обстановке возможности оказались весьма ограничены. При падающем курсе рубля поддержать сколько-нибудь русский престиж он не смог и заметной роли не сыграл”.

В событиях 1917 г. Д.П.Першин принимает активное участие, находясь в Урге. Он пользуется заметным влиянием и уважением в русской колонии, избирается в Исполком Комитета - органа управления русских жителей в монгольской столице. В 1920-е годы он публикует статью “Сурок-тарбаган” в журнале “Хозяйство Монголии” (1926), принимает участие в культурной жизни города.

В 1927 году он выезжает в Китай к сыну, который ранее покинул Монголию. Жизнь в Китае у Першина складывается неудачно. Он уже не молод, сын-артист не может найти стабильной работы.

Д.П. Першин печатает несколько статей, пишет воспоминания о Монголии по заказу , собиравшего мемуарные свидетельства о гражданской войне. Д.П. Першин дал яркую зарисовку о событиях 1920-1921 гг. в Урге, характеристику барону Унгерну. Очень жаль, что скупо описана личная жизнь самого автора.

Длительное время имя и публикации Д.П.Першина были преданы забвению. Постепенно исследователи все чаще обращаются к его творческому наследию. Наиболее весомый вклад в исследование жизни и деятельности внесли Е.М. Даревская и И.И. Ломакина. Представляется, что оригинальное научное наследие Д.П. Першина станет предметом специального развернутого изучения.

Примечания

  1. Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак: Записки очевидца о смутном времени во Внешней (Халхаской) Монголии в первой трети ХХ века / Дмитрий Петрович Першин; Подгот. текста, вступ. очерк, послесл., коммент.: Ломакина И.И.. - Самара: Агни, 1999. - 280 с.: ч/б ил. - 1000 экз. - ISBN 5-89850-003-0.

Литература

  1. Кузьмин Ю.В. Д.П.Першин - этнограф, краевед, исследователь монгольских народов // История сибирского монголоведения. Учебное пособие. - Иркутск, 2002. - С.25-28.
  2. Кузьмин Ю.В., Свинин В.В. История изучения Монголии в Иркутске. - Иркутск, 2006. - С.45-49.
  3. Кузьмин Ю.В., Свинин В.В. Иркутская школа монголоведения (18 - 20 вв.). - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 438 с.

Ссылки

  1. Д.П. Першин // Краеведческие записки - на официальном сайте ИОКМ. - 2001.

– Как вы понимаете, что такое миссия?

– Христианская миссия – это свидетельство о жизни вечной, о светлой вечности во Христе. Истина уже пришла на землю и взывает к людям, и всё, что мы можем – ответить на этот призыв Христа.

– Мир становится все менее христианским. Сегодня «миссия выполнима»?

– Миссия возможна во все времена, начиная с апостольских и до пределов истории. Для нас, живущих в России, таким свидетельством истины стала иконопись преподобного Андрея Рублева, который в красках запечатлел те тайны грядущего Царствия, что были на сердце у преподобного Сергия Радонежского.

Красота рублевской «Троицы» не доказывала, а именно являла реальность бытия Божия для отца Павла Флоренского, одного из самых глубоких мыслителей XX столетия, расстрелянного на Соловках. И к его словам стоит прислушаться. Цель христианской миссии – встретить нас с этой красотой, «влюбить» в неё, а дальше мы уже сами сообразим, как и что изменить в себе, чтобы, по точной формулировке Клайва Льюиса, дать этой радости нас настичь.

Миссионер сегодня должен иметь высшее образование

– Как правильно вести миссию в наши дни, на Ваш взгляд?

– В первую очередь я бы сказал о нашей собственной подлинности. Иной христианин может вообще ничего не говорить, а просто идти по городу, или даже находиться всю жизнь в монастыре – и он больше скажет о христианстве, нежели все трескучие проповедники, вроде меня.

Второй момент – это образование. Апостол Павел вошел в историю Церкви как в буквальном смысле ее голос благодаря своим проповедям и посланиям. Но ведь этот дар слова не с Неба свалился на него. Он с детских лет долго и упорно учился в самой лучшей палестинской школе той эпохи – у раввина Гамалиила, вобрал в себя и тексты и толкования Писания, перелопатил античную литературу, включая и мифы, и языческие гимны, хорошо знал философию той эпохи, великолепно владел риторикой. Если мы хотим, чтобы нас услышали современные люди, то мы должны научиться выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Поэтому сегодня миссионеру без качественного высшего образования не обойтись. Пример протодиакона Андрея Кураева – это, наверное, самое убедительное тому подтверждение.

Прежде, чем заниматься миссией внешней, нужно жителей российских столиц привести ко Христу

– Как человеку понять, призывает ли его Господь к миссионерскому служению?

– Можно вспомнить совет апостола Петра служить друг другу, каждый тем даром, который получил (1 Пет 4:10). У каждого человека свои таланты и свои дары. У одного человека дар управлять, у другого – учить, у третьего – лечить. Есть особый дар проповеди.

Но если есть те, у кого получается проповедовать, это не значит, что все остальные могут расслабиться и махнуть рукой на то, чтобы, по слову апостола, «быть всегда готовым всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (ср. 1 Пет 3:15). Мы все призваны свидетельствовать о Христе и словом, и своей жизнью.

В России 80% населения крещены, но половина страны вообще ничего не знают о христианстве или исповедуют какие-то совершенно дикие суеверия – это факт, а причина этого – в нашей лености. Оправдывать себя тем, что если «у меня нет миссионерского призвания», то «я не буду читать Священное Писание, святых отцов, не буду изучать апологетику, не буду заботиться о том, чтобы о своей вере рассказать» – это «отмазка», говоря молодежным языком. От этой лени надо как можно скорее избавляться.

Если же все христиане будут перекладывать все миссионерские задачи на тех, у кого есть особая харизма, призвание, послушание, или зарплата за эту работу – то Русская Церковь рискует исчезнуть. В истории известны примеры исчезнувших церквей. Так полностью исчезла Карфагенская Церковь. Это была великая и многочисленная церковь, которая дала нам Августина Блаженного, Киприана Карфагенского и других святых. Но христианство просто исчезло в Северной Африке, потому что местные христиане оказались слишком слабы и были неспособны свидетельствовать о Христе, когда пришли мусульмане.

Никто не давал гарантии России, что она сохранится в будущем хотя бы, как страна, в которой живут православные христиане. Об этом очень горькие и жесткие слова произнес русский философ Константин Леонтьев: «Вера в Христа, апостолов и в святость Вселенских Соборов, положим, не требует непременно веры в Россию. Жила церковь долго без России, и если Россия станет недостойна, - Вечная церковь найдет себе новых и лучших сынов. (…) Хорошо обращать униатов в православие, но еще бы нужнее придумать: как своих, москвичей, калужан, псковичей и, особенно, жителей Северной Пальмиры, просветить Светом Истины?» Это было сказано в начале прошлого века и тем более актуально в наши дни.

Актуальные вопросы миссии

– Какие вопросы миссии в Русской Церкви самые актуальные?

– Первый и самый главный вопрос – мы теряем Высшую школу. Если Церковь не будет вести диалог с теми, от кого зависит будущее нашей страны, то будущего у православия в России не будет. Будущее же России зависит не от Газпрома и Роснефти, а от тех, у кого способностей и интеллекта больше, а главное, есть навык применять их по назначению – в формате неприбыльной научной работы. Если Церковь не привлечет креативный класс, то у нас будет или лубочная традиция, или нас просто сотрут, как досадную, замшелую, ретроградную и ненужную институцию. Если мы не выстроим мосты между теми, кто учится в Московском Университете, в Высшей школе экономики, кто работает в Российской академии наук, то грош нам цена.

Печально, что этот вопрос отсутствует в современной общецерковной повестке. Церковь почти не касается проблемы диалога с Высшей школой, с высшим образованием. Эта проблема практически отсутствует в повестке решений Синода и Соборов, чуть больше внимания ей уделяет Межсоборное присутствие.

Размежевание Церкви и мыслящего класса обернулось катастрофой 1917 года. Сегодня мы повторяем ошибки, допущенные нашей Церковью в XIX и начале ХХ века, когда мы, верующие люди, потеряли интеллигенцию, а «подобрали» ее народовольцы, анархисты и те пробольшевистские террористы, которые потом сломали хребет России. И эти вызовы не ушли в прошлое. И сегодня аргументы «от оппозиции» работают против Церкви.

Хочу пояснить, что диалог Церкви и Высшей школы – это не вопрос отношений веры и науки. Это вопрос диалога между церковными и пока не церковными людьми, это вопрос слышания друг друга, это вопрос перевода современных естественно-научных концепций на язык богословия, и напротив, богословских воззрений на язык фундаментальной физики, химии и биологии. Самое неожиданное для обеих сторон диалога в том, что и там, и там обнаруживается гораздо больше параллелей, нежели расхождений. Достаточно сопоставить двухэтапную космологию блаженного Августина и теорию расширяющейся Вселенной. Увы, но эти проблемы почти никто в России не выносит на широкое обсуждение.

Вторая проблема – наши мигранты. В разных аспектах Россия повторяет судьбу Западной и Восточной частей Римской империи, ставших на изломе античности привлекательными для целых потоков мигрантов. И Византийские, и Римские миссионеры пытались найти с ними общий язык, либо навязать им свой, но так или иначе, а благодаря им, задолго до Кирилла и Мефодия, участники «Великого переселения народов», в числе которых были и волжские булгары (поделившиеся своим именованием с нынешними болгарами), и славяне, услышали весть о Христе.

Это произошло, благодаря, в том числе, Римской церкви, тогда еще не отколовшейся от православия. Одними из первых миссионеров на территории Моравии были ирландцы, причем эти ученики святого Патрика, судя по всему, следовали восточной христианской традиции, укорененной в опыте египетских подвижников.

Тем самым издревле славянские и другие восточные племена, через греков, ирландцев, германцев, скандинавов были охвачены христианской проповедью. Мы видим результат: становится востребованным богослужение на национальных языках. Многие молитвы были переведены на язык славян задолго до Кирилла и Мефодия. Подвиг Кирилла и Мефодия – это уже интеграция предшествующих усилий и создание целой миссионерской охридской школы, благодаря двухвековой работе которой глаголица конвертировалась в кириллицу и был переведен основной корпус библейских и богослужебных книг.

Мы точно так же призваны стать понятными, а в перспективе и родными – для наших мигрантов. Нам есть о чем с ними говорить. Многие из этих людей очень серьезно относятся к своей вере. Поэтому им понятно наше серьезное отношение к христианской вере. Здесь возможен диалог. Но нужен честный разговор, не в формате прозелитизма, подкупа или манипуляций, каковые, привлекая десятки человек, отталкивают всех остальных, примером чему могут служить некоторые протестантские миссионерские проекты в Москве.

И я рад тому, что наш Патриарх на разных уровнях просит нас вести открытые просветительские программы, адресованные трудовым мигрантам.

Третья проблема – упущенный интернет. За вычетом двух мощных ресурсов, созданных либо мирянами, либо монахами, – я имею в виду Правмир и Православие.ру, – мы фактически не присутствуем в информационном пространстве, почти полностью переместившемся в виртуальное измерение из привычной сферы печатной прессы, радио и телевидения. Его засеивают другие люди.

Мы должны сменить установку: от умиротворения тех, кому за пятьдесят, надо переходить к общению с жесткой и критично настроенной аудитории тридцати-сорокалетних. Именно в их умах сегодня формируется образ той страны, которую мы увидим завтра. И будут ли в этой стране храмы с колокольным звоном, либо мечети с минаретами, либо протестанские молитвенные дома – или рестораны быстрого питания на месте перечисленного, зависит от того, сможем ли мы им сегодня явить тот образ христианства, который нам завещан нашими преподобными и проповедниками. Такими молитвенниками в годы имперского затишья и миссионерами в годы гонений, как Серафим Саровский и Патриарх Тихон, Оптинские старцы и круг Николая Пестова и Сергея Фуделя, к которому принадлежал отец Александр Мень, наконец, митрополит Антоний Сурожский и Марина Андреевна Журинская.

Пожалуй, сейчас в этом колючем и нетолерантном к православию сообществе звучит лишь один голос – это голос протодиакона Андрея Кураева. И это его одиночество печально, потому, что, во-первых, ему не исчерпать всей повестки, а, во-вторых, для многих его мнение – это мнение опального стрелка из известной песенки Высоцкого про вепря, к самой же православной традиции у этой, наиболее далекой от Церкви, аудитории отношение по-прежнему остается более чем настороженным. Замечу, к слову, что на этих площадках отец Андрей в меру своих сил защищает нашу Церковь от многочисленных нападок на нее, то есть, отнюдь не диссиденствуют, как хотелось бы и тем, кто его приглашает на эфиры, и тем, кто улюлюкает ему вслед.

– Миссионеры, с которыми я говорил, утверждают, что самая сложная задача сегодня – это не миссия среди малых народов или мигрантов, а проповедь среди православного русского населения.

– Боюсь, что распад церковной жизни в предреволюционной империи и последующие гонения выкосили в нашем народе не только веру в Бога, но даже и совестное различение добра и зла. Беспробудное пьянство, миллионы убитых беременными матерями детей, разврат… Это ведь не враги про нас сочиняют. Я помню, как был потрясен член нашей миссионерской комиссии протоиерей Артемий Владимиров, когда он в начале своего священнического служения пришел в светскую советскую школу, а тамошние подростки ответно стали приходить к нему на исповедь. Перечень грехов, которые мы называем взрослыми, эти дети весьма расширили и дополнили в свои неполные пятнадцать лет. И такая разруха была повсеместной в загнивающем Советском Союзе. Именно от этой точки мы должны отсчитывать историю христианского возрождения Руси. Если русский народ не очнется, не воспрянет, значит, внутреннее разложение необратимо приведет нас к историческому небытию. И многое здесь зависит от нас, верующих православных христиан.

Но, увы, где тонко, там и рвется. Последнее время то маргинальные, то весьма продвинутые представители русского православия то тут, то там учиняют мордобитие, полагая, что таким образом утверждают христианскую веру. Еще раз напомню таковым ревнителям, что каждый раз, когда они выходят из себя, наш народ уходит не от них, он уходит от Христа. И в их лице, обезображенном злобой, и в лице тех, кто отождествляет эту злобу со всей полнотой Христовой Церкви.

Поэтому прежде чем исходить на миссионерское поприще, надо воспитать в себе христианина, получить хорошее образование, познакомиться с догматикой, канонами, историей, а главное, с Автором нашей веры – со Христом гонимым и распятым, молившимся за врагов в последние мгновения своей земной жизни и тридневно воскресшим, всех нас обнимающим с Креста и призывающим приступить к Чаше Нового Завета с Богом, Который есть любовь.

На этом пути многое, хотя, конечно, не всё, может дать дать обучение на Миссионерском факультете ПСТГУ. Именно к этому я призываю наших читателей. Поступить просто, можно на очное, можно и на заочное отделения. Учиться трудно. Польза несомненна. Бог благословит. Приходите. Ждем.

Для московских миссионеров без высшего модальность этой моей просьбы уже не оптатив, но императив.

Практика в Индии – штат Гоа

Справка

  • Страница Миссионерского факультета на сайте ПСТГУ
  • Информацию о поступлении в ПСТГУ можно найти

Текст: Александр Филиппов, Екатерина Павлова

7.10.2015
Николай Каверин


В интервью либеральному сайту «Православие и мир» председатель Миссионерской комиссии города Москвы иеромонах Димитрий (Першин) поделился своим видением современной миссии среди внешних. Взгляд его на православную миссию выдает совершенно неверуюшего человека, далекого от постижения сути православной миссии. Дело в том, что нынешние «миссионеры», печальным примером которых является иеромонах Димитрий (Першин), абсолютно не понимают, почему люди в настоящее время не хотят становиться христианами, несмотря на полную свободу проповеди, обилие православных храмов, церковной литературы. Из-за этого непонимания и выдумываются абсолютно нелепые «миссионерские проекты», способные только оттолкнуть людей от церкви.

В своём интервью «Правмиру» иеромонах Д.Першин выдвигает необычный «миссионерский» постулат: «Если Церковь не привлечет креативный класс, то у нас будет или лубочная традиция, или нас просто сотрут, как досадную, замшелую, ретроградную и ненужную институцию. Если мы не выстроим мосты между теми, кто учится в Московском Университете, в Высшей школе экономики, кто работает в Российской академии наук, то грош нам цена».

Также иеромонах Димитрий (Першин) заявляет, что «сегодня миссионеру без качественного высшего образования не обойтись. Пример протодиакона Андрея Кураева - это, наверное, самое убедительное тому подтверждение».

Напомним уважаемому председателю московской миссионерской комиссии, что Православие распространялось всегда преимущественно через общение с подвижниками - живыми носителями Духа Святаго, которые показывали Православие своей жизнью , и пленяли людей пребывающей в них божественной благодатью, которая сразу улавливалась сердцем православного человека, а не через качественное высшее образование, «миссионерские» выступления на радио «Эхо Москвы» и телеканале «До///дь», лекции, брошюры, листовки, проповеди на стадионах, рок-концерты, и прочие надуманные, а потому безжизненные миссионерские проекты. Православие имеет свой традиционный и испытанный веками способ миссионерства: это проповедь прежде всего своей христианской жизнью, проповедь жизнью в Духе , которая только и способна привлечь в церковь молодых людей, ищущих подлинной духовности и не принимающих никакой «генномодифицированной» фальши; это красота нашего традиционного православного церковнославянского богослужения, которое, будучи красотой не от мiра сего, способно возводить молящегося в иной мiр, а главное - требует возвращения того, что потеряно современным человеком - способности к созерцанию; это монастыри и правильная монашеская жизнь, а в частной жизни - аскеза и внутренняя молитва.

Когда внешнее начинает превалировать над внутренним , тогда и появляются просто бредовые мечты воцерковить студенческую и преподавательскую корпорацию Высшей школы экономики, российских либералов, креаклов, хипстеров, геев и демократических журналистов, слушателей радиостанций «Эха Москвы» и «До///дя», откуда известный миссионерский труженик и духовный наставник иеромонаха Димитрия (Першина) регулярно вещает граду и миру свои антироссийские взгляды. Но к.п.д. таких «миссионерских» проповедей среди креативного либерального класса равен 0%. Причина одна: российским либералам и креаклам нужен не Христос, а разрушение России и Православной Церкви.

Иеромонах Димитрий (Першин) в своем интервью постулирует такое видение миссии: «Миссия возможна во все времена, начиная с апостольских и до пределов истории. Для нас, живущих в России, таким свидетельством истины стала иконопись преподобного Андрея Рублева, который в красках запечатлел те тайны грядущего Царствия, что были на сердце у преподобного Сергия Радонежского. Красота рублевской “Троицы” не доказывала, а именно являла реальность бытия Божия для отца Павла Флоренского, одного из самых глубоких мыслителей XX столетия, расстрелянного на Соловках. И к его словам стоит прислушаться. Цель христианской миссии - встретить нас с этой красотой, “влюбить” в неё , а дальше мы уже сами сообразим, как и что изменить в себе, чтобы, по точной формулировке Клайва Льюиса, дать этой радости нас настичь».

Этот кураевский постулат нового «миссионерства влюблённости» не выдерживает никакой серьезной критики. Неужели о. иеромонаху невдомёк, что влюблённость также быстро проходит, как и возникает, и очень часто превращается в свою противоположность: ненависть и презрение к прежде обожаемому объекту своей юношеской влюблённости?

Так же обстоит и с верой: вероятно, можно так проповедовать Евангелие, что проповедь эта не будет приводить людей к истинной вере. Формально можно донести Евангелие и учение Церкви до очень большого числа людей, но не имеющие корня в сердце - когда умножаются соблазны, настает скорбь или гонение за слово, - они тотчас соблазняются (Мф.13,21). Такая вера, построенная на песке, легко принимается и так же легко улетучивается. Такая вера слаба и недолговечна. Во времена испытаний, которые рано или поздно наступают, она испаряется, порождая в человеке ропот и недоумение.

Вера человека проверяется в искушениях, болезнях, скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться (Мф.7, 24-25). Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых им страданий, да и самой жизни.

Носителихристианской миссии обязаны жить тем, что они проповедуют . Так поступали все православные подвижники, примером своей жизни привлекая огромные массы людей к православной вере. Они уединялись в пустынях и лесах, молились Богу и народ, чувствуя в них неоскудевающую благодать Духа Святого, тянулся к таким богодухновенным людям-боголюбцам за духовным советом, за чистым словом Правды Христовой. Они готовы были пожертвовать своей жизнью ради своей веры и своих идеалов. Ни о каком высшем образовании у наших подвижников не могло быть и речи. К сожалению, такой очевидной вещи ни о. иеромонах Димитрий, ни другие современные миссионеры не понимают.

Самое печальное, что люди, называющие себя «миссионерами», часто не имеют в себе того, чтó они пытаются передать другим . Поэтому-то у них нет такого доходчивого, убедительного, понятного, простого и приправленного солью слова, которым владели святые отцы. Слово «новых миссионеров» не обладает силой.

Методика нынешних постмиссионерских агитаторов полностью устарела. Большинство таких горе-миссионеров, на наш взгляд, нереально представляют и доносят да своего электората картину духовных отношений сегодняшнего мiра. Они пытаются наладить диалог с невоцековлёнными людьми, наивно пытаясь «влюбить» их во вторичные аспекты православной веры, которые не имеют глубинных связей с христианской верой в её сути. Не иконы Андрея Рублева и не трактаты Павла Флоренского, а только молитва к Богу в безвыходных жизненных ситуациях и терпеливое перенесение скорбей делает веру человека твердой как камень.

Приведем ещё пару примеров бурной миссионерской активности иеромонаха Димитрия.

В Японии 28 июля 2015 года проходил международный скаутский слёт - Джамбори, который проводит Всемирная организация скаутского движения. В мероприятии принимало участие более 30 тысяч человек со всего мира. На Джамбори прибыли также и православные скауты из России, в составе которых и наш известный горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин), между прочим член национального совета Всероссийской скаутской ассоциации.

Напомним, что буквально накануне, 27 июля, организация бойскаутов США, входящая во Всемирную организацию скаутского движения, отменила ограничения, запрещающие принимать на работу представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Теперь содомиты и извращенцы могут становиться волонтерами, советниками, а также занимать другие руководящие посты в этой организации.

Заметки иеромонаха Димитрия (Першина) об этом мероприятии на портале «Православие и мир» полны сентиментального миссионерского оптимизма, свидетельствующего скорее всего о том, что о.Димитрию на этот раз удалось успешно замиссионерить в веру православную огромное число бойскаутов и скаутов различных ориентаций, а заодно и поклонников Гарри Поттера из г. Гонконга:

«Сегодня оборудовали российский культурный центр, весь день раздаем буклеты, открытки с репродукциями рублевской Троицы и Владимирской иконы Богоматери… (А как же заповедь Христова: «Не давайте святыни псам и не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7,6)? - Прим. авт .). Моя же радость - зовут на разные площадки - и, надеюсь, побеседуем мы про Гарри Поттера с гонконгцами, с ребятами из СНГ, про то, как Евангелие преломилось в этом семикнижье, чтобы привести и нас к Богу Крестной любви… Итак, Япония, ночь, цикады, над притихшим Джамбори разносится “Снег идет” в исполнении Сергея Никитина и Владимира Высоцкого “Баллада о любви”».

Напомним ещё один «миссионерский перформанс» иеромонаха Димитрия (Першина). По сообщению сайта Патриархия.ру , «6 апреля 2014 года в мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве по инициативе Московского еврейского общинного дома открылся I Московский межконфессиональный Пасхальный марафон “Традиции праздника. Вкус праздника. Музыка праздника”. В церемонии открытия иеромонах Димитрий (Першин) рассказал присутствующим о религиозных традициях, о символике пасхальной темы, т.е. изложил свое учение о Пасхе, специально приспособленное к “марафону”. В программе марафона - лекции о традициях и обычаях Пасхи, мастер-классы по приготовлению пасхального стола, концерты, выставки, экскурсии».

Очень метко прокомментировал такое необычное миссионерско-экуменическое действо о.Димитрия священник Кирилл Михайлов:

«Не всё у нас благополучно с миссионерами. Чего стоят плещущие как из рога изобилия эпатажные заявления протодиакона А.Кураева! Теперь, кажется, пошло весеннее обострение болезни под названием “миссионерский зуд”.

Когда православные христиане молились за всенощным бдением на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) открывал… Пасхальный марафон… по инициативе Московского еврейского дома. Где мог открывать “пасхальный марафон” православный миссионер? Трудно поверить, но это было в синагоге, в той, что на Поклонной горе…

Но может быть мы ошибаемся, и в действиях миссионеров не равнодушие к основам христианской веры, а божественная ревность об обращении приверженцев иудаизма? Может быть отец Димитрий (Першин) старается подражать апостолу Павлу, благовествовавшему о Христе в синагогах иудейских? Однако имеется существенная разница: апостол не устраивал марафонов и не говорил о деликатесах с музыкой - наверное, потому что находил несколько более важные темы для своих бесед. В программе же марафона - лекции, мастер-классы по приготовлению пасхального стола, концерты и т.д. Проповедь апостола Павла в синагогах могла сопровождаться очень нетолерантными действиями и словами. Так в коринфской синагоге “Павел понуждаем был духом свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, оттрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам” (Деян. 18, 5-6). Никто не станет за подобные слова угощать мацой в рамках провозглашенного марафона. Вряд ли председатель Миссионерской комиссии Москвы был одушевлён такой святой ревностью апостола Павла».

А в конце 2015 года председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) снова решил катехизировать иудеев, на этот раз прямо в синагоге. В вышедшей 26 декабря на «Правмире» статье «Ребе Зиновию - с любовью... Куда бы ни вел воевода» московский клирик-миссионер сам признается: «Не хочу никого разочаровывать, мацу нам действительно подарили. Хорошая была маца».

Вспоминает в своем блоге общественный деятель и политолог Борис Якеменко:

«В 2009 году на Селигере в рамках Общероссийского Образовательного Молодежного Форума “Селигер” проходила очередная “Православная смена”, на которую прибыло около 1400 человек. В разгар смены мне позвонили из одного церковного отдела и сказали, что на смену хочет приехать Першин и выступить с лекциями…

И здесь начались вещи интересные. Першин потребовал… 15 тысяч рублей за лекцию (лекция самого значительного и именитого лектора на Селигере ВШУ оплачивалась из расчета 3000 рублей за академический час, то есть 6000 за лекцию - это если лектор требовал оплаты). Разумеется, Першину было отказано. Здесь нужно учесть и еще одно важное обстоятельство. Все духовенство, работавшее и выступавшее на смене, включая отцов Всеволода Чаплина, Димитрия Смирнова, игумена Сергия (Рыбко) и священников его храма, иеромонаха Макария (Маркиша), покойного отца Даниила Сысоева и многих других (включая священников из регионов, сестер из сестричества во имя Игнатия Ставропольского) выступало и работало бесплатно (!), никогда не выдвигая никаких условий и требований. Категорически отказался от денег и мусульманский мулла, которого я приглашал для мусульманской делегации.

Выставляли прейскуранты и строго следили за их соблюдением за всю историю “Православных смен” только два человека - Кураев и его “ученик” Першин.

…Хотя Першин не был “самым значительным лектором”, даже наоборот, “согласно законам гостеприимства” пришлось предложить ему самую высокую существующую ставку. С неудовольствием он согласился, так как отступать было некуда. После этого я посмотрел темы лекций, коих было множество, и названия их были весьма авангардны (запомнилась одна “Коты-миссионеры”)…»

* * *

«Новые миссионеры» очень уж печалятся, что в наших храмах мало молодёжи (ранее иеромонах Димитрий занимал высокую должность в синодальном Отделе по делам молодёжи). Однако печаль эта напрасна: теперешние молодые люди рано или поздно всё равно окажутся в церкви, но только не посредством сомнительных «миссионерских» приспособленчеств в богослужении и послаблений в традиционной церковной аскетике (иеромонах с миссионерской направленностью Димитрий Першин в свое время доказывал, что каноны Православной Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов ; ), не посредством «миссионерских литургий» и «миссионерских листовок», раздаваемых в храмах верующим и прохожим на улице, а окажутся в церкви, когда Сам Господь посетит их скорбями, болезнями, невзгодами, смертью близких…Только при таких обстоятельствах и рождается нерасторжимая молитвенная связь человека с Богом: «Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя…» , и только при таких обстоятельствах человек понимает на собственном опыте, что без Бога в жизни сей пути ему нет.

Господь Иисус Христос не сказал: придите ко мне все добры молодцы и красны девицы, гламурные телезвезды, рокеры и байкеры, либеральные креаклы и хипстеры…, но «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). А просто завлечь («влюбить» по выражению Кураева-Першина) молодого человека в храм очень легко, но также легко этот человек через некоторое время уйдет из церкви навсегда (см.: Мк. 4, 16-17), ибо ему там просто станет скучно : молодой (и не только молодой) успешный человек с бóльшей охотой вместо церкви пойдет в свою субкультурную тусовку попить пива и вкусить прочих «молодежных» развлечений: «Всё - тип-топ! Этот день наш!» Зачем мне церковь? Да ещё и эти «глупые» и непонятные церковные запреты на добрачную любовь! А «жить» то как?

Приведем слова архимандрита Рафаила (Карелина) о современных «миссионерах», конкретно о протодиаконе Андрее Кураеве, которого иеромонах Димитрий (Першин) ставит в пример эффективной миссионерской деятельности:

«У таких, как Кураев, размыт православный менталитет, они сами не понимают, во что верят, и поэтому свои сомнения приписывают не собственной отчужденности от духа и буквы Православия, а философии, так, чтобы их мировоззренческий сумбур и нравственный нигилизм выглядел бы элитарным. По моему мнению, группа таких теологов-скептиков хочет создать рационалистическое и гуманистическое христианство. Мне кажется, что Кураев популярен именно потому, что выражает либеральный дух современности, т.е. удовлетворяет интеллектуальной страсти аудитории, кроме того, оригинальничает и пересыпает свою речь парадоксами. У неглубоких людей это вызывает интерес и воспринимается как глубокомыслие, как новые интеллектуальные открытия и озарения».

Беда всех наших постмиссионеров кураевского розлива именно в том, что они, наивно полагая, что обращают массы наших неверущих сограждан к Богу, пребывают в иллюзорной прелести и в своих миссионерских проектах борятся с давно вымершими фантомами. И главное - они в своей постмиссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни , а не слащавой «влюбленностью», исчезающей яко дым от лица огня при реальной встрече со скорбями, жизненными трудностями, болезнями, смертью ближних… И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).

Желание встроиться в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную - на земное сообщество - комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях православия и «влюбленности» в него зазывалы постмиссионерства не устают кричать на всех перекрестках, в то же время сознательно замалчивая как что-то неприличное такие неприятные и «неудобные» темы, как смерть, болезни, мытарства и проч.), где не будет ничего аскетического, сверхутомительного, даже намёков на личный подвиг, в первую очередь подвиг молитвы, вообще «напряга» (Креста) - это и есть постмиссионерство , или миссионерский декаданс .

Сейчас же неутомимые труженики миссии, ради успеха их сомнительных «миссионерских» проектов, готовы приспособить себя и всю Церковь к стихиям мiра сего, к любым человеческим слабостям, страстям, к Высшей школе экономики, к слушателям «Эха Москвы» и другим порокам. Миссия для этих людей становится самоцелью, и Православие воспринимается этими «миссионерами» ровно настолько, насколько оно способно встроиться в мiр и современность, в либеральную систему ценностей. Церковь по их концепции «агрессивного миссионерства» должна агрессивно вторгаться во все сферы светского общества и субкультуры, включая даже антихристианские структуры и учреждения.

Напомним слова духоносного подвижника и миссионера ХХ века о. Серафима (Роуза): «Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении “миссионерского отдела”».

Благодатный Огонь

Понравилась

- /

Не понравилась

-