Как переводится moscow. городов мира, которые изменили названия

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция не хотели, чтобы Россия с ее флотом имела свободный выход в Средиземное море, и подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 15 октября 1853 года объявила России войну, которая скоро переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния). Эта война стала расплатой за непонимание царизмом значения флота и за его недооценку, как орудия политики, так и вооруженной силы.

Важную роль в этой войне предстояло сыграть флотам. Для них это был период перехода от парусников к паровым кораблям с бронированным корпусом, винтовым движителем и мощным артиллерийским вооружением. Англо-французские морские силы по сравнению с Российским флотом располагали превосходством в линейных кораблях, фрегатах и особенно в паровых кораблях. В составе Черноморского флота было тогда всего 7 колесных пароходофрегатов.

В самом начале войны корабли Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. Парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, а отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был 11-ти пушечный пароходофрегат "Владимир". Им командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.


У "Владимира" оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году по инициативе адмирала М. П. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1 ранга В. А. Корнилова. При постройке парохода были использованы новейшие достижения в области обеспечения прочности корпуса, улучшения вооружения, механизмов и оснастки. Первый командир "Владимира" капитан-лейтенант Н. А. Аркас образцово подготовил команду. Вскоре его сменил капитан-лейтенант Г. И. Бутаков.

В начале ноября 1853 года после крейсерства у мыса Калиакрия, "Владимир" направился к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. В районе Пендераклии утром 5 ноября был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш пароход пошел на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на "Владимир" и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри" ("Владыка морей").

На выстрелы русских турки ответили бортовым залпом. В ходе боя Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части. Пользуясь преимуществом в скорости, Бутаков постоянно держал свой корабль со стороны кормы противника. Это позволило избегать бортового огня "Перваз-Бахри" и в полной мере использовать свою артиллерию. Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. Затем, сблизившись на полкабельтова, "Владимир" открыл огонь картечью.


Командовавший "Перваз-Бахри", мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и держался, пока его не сразило ядро. Лишь через три часа после первого выстрела неприятельский пароход спустил флаг. Это был первый в истории бой паровых судов.

Турки потеряли 58 человек (в том числе командира). Потери русских - двое убитых и трое раненых. "Перваз-Бахри" так пострадал, что его с трудом привели на буксире в Севастополь, а спустя два дня он затонул у стенки порта. После ремонта он был зачислен в списки флота под названием "Корнилов". Отличное владение приемами боя и прекрасные боевые качества корабля позволили Бутакову одержать блестящую победу. За этот бой Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

Затем черноморцы одержали еще ряд славных побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. Последующие события, прежде всего заход в Черное море англо-французской эскадры, высадка союзных войск в Крыму и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. В силу своей малочисленности, по сравнению с союзной эскадрой, и технической отсталости Черноморский флот был вынужден отказаться от активных боевых действий и перейти к обороне своей главной базы - Севастополя.

Во время осады города значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под командованием Г. И. Бутакова. Как говорили участники обороны, пароходофрегаты "доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса".

Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 г. пароходофрегаты "Херсонес" и "Владимир" обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию обороны города. Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия "Владимира" имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям на прибрежных возвышенностях. Тогда Бутаков создал "Владимиру" искусственный крен, и его орудия, впервые в истории русской морской артиллерии, вели огонь по невидимой цели. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и пароход смог вести огонь по берегу на ходу.


Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты "Крым", "Одесса", "Херсонес", "Бессарабия" и "Владимир" вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Во время боя Бутаков подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Он спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение. В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил "Владимир" и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Кондаков Н. "Владимир". Альманах "Памятники Отечества" № 35 1996 г.
Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.
Залесский Н.А. "Одесса" выходит в море. Ленинград 1987 г.
Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

Парадокс. На планете нет человека, который не слышал ни разу в своей жизни слова «Москва». Но вместе с тем, никто на планете Земля не может дать ясного определения тому, что это значит. Почему? Слово «Москва» не земного происхождения? Конечно земного, ни гуманоиды, ни рептилоиды тут ни при чём. Только то, что считается научными версиями этимологии, граничит если не с безумием, то с мракобесием, уж, точно. Судите сами:

1) Одни Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск», значившего что-то топкое и влажное.

2) Другие относят происхождения названия к проживавшим ранее на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» - «медведь» и «ава» - «мать».

3) В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва», которая значит «крутящаяся» или «искривленная»

4) Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что означает «корова», а «ва» переводиться, как «река» или «мокнуть».

5) Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это - «мостковая река», река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение было повторено и в трудах историка Москвы И.Е. Забелина.

6) Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он исходил от первоначальной формы слова - «Москов», разбив его на старославянский «моск» - «кремень», и русско-украинский корень «ков» от «ховать» - «прятать». Таким образом, «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость».

7) А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей, приносимой славянским идолам (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего доселе неизвестного историкам духа Моска.

8) Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье. «И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него».

9) Некоторые московские источники приписывают основание Москвы еще Вещему Олегу, обогащая летописное указание о том, что он «нача грады ставити» указанием на точное место: «прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих».

10) А вот дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский утверждал, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. «Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва... Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой».

Не скрою, мне эта версия очень нравится, но, к сожалению, есть и более вероятный вариант. Я о нём расскажу в самом конце. Но каково обилие версий, которыми оперирует единая официальная «наука» история! Десять официальных вариантов, и все высосаны из пальца. Почему?

Полагаю по той же причине, по какой наша страна сегодня называется не русским словосочетанием. «Российская федерация» Произнесите несколько раз. Вслушайтесь в мелодику звучания. Звучит? По моему, треск экскаватора на стройке звучит примерно так же. Разве так русские города назывались? Для примера: - Плескава, Новоград, Вологда, Кострома, Самара, Царица.

Вот как русские называли свои города. И земли свои называли соответствующе: Плескавия, Пермия, Югория, Черемисия. Да и Московия звучит как песня, почему нет? Русские склонны произносить милые сердцу слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - Псковушко, Новоградушко, и т.п. С этим всё понятно.

Непонятно только почему Тартария на средневековых картах есть, а по мнению всех образованных, такой страны не было, и вообще всё это «фоменковщина»? И это не всё.

Второй вопрос: - Почему во всех современных учебниках говорится о какой то там Руси, да ещё и о Киевской Руси, но ни в одном документе наша страна так никогда не называлась? Ни на одной карте, нигде в мире не обнаружено никакой Руси. Русия есть на многих картах, но это страна, или как сейчас принято говорить регион, один из многих, в составе Великой Тартарии. Понятно, если регион дал название всей стране, то это нормально. Ничего в этом необычного нет. Необычно только что Тартарию переименовали не в Русскую империю, что было бы любому русскому близко и понятно, а в Российскую империю.

Ну мы же русские люди, так почему называем свою страну на иностранный манер? То Российская империя, то Российская федерация. Ещё бы Румпельштильцхеном назвали.

Вернёмся в прошлое, к Ивану Васильевичу Рюрикову. Он был Князем псковским, московским, и ещё кучи всяких провинций владелец, и вдруг, почему то решил прибавить к веренице званий ещё и «Всея Руси». С чего вдруг? Где она была та Русь, если не существовало такой страны никогда и нигде кроме советских учебников?

А тут такой же парадокс, как и в случае с Москвой. Языком мелем, а смысла не понимаем. В сердце от звуков каша, а в голове пустота. Почему? Забыли? А может не знаем? Может слова «Русь» и «Москва», вообще чуждые нам, и мы как наследники оккупантов, просто не понимаем что это означает?

Точно, как немцы не понимают что значат названия их «исконно германских» городов, таких как: Любов, Тетеров, Гюстров, Трептов, Лютов, Гольцов, Миров, Буров, и сотен других по всей центральной и северной Европе?

У меня ответ только один. Мы не понимаем значения некоторых русских слов, таких как «русь», например, и называем некоторые вещи иностранными словами, такими как «москва».

Русь, в переводе на современный русский, значит «свет», в смысле «отсутствие темноты, цвета среднего диапазона спектра». И тогда старое название Швеции «Svetia», абсолютно идентично древнерусскому «Русия». Ну так и было. Русия располагалась именно в тех же широтах, где и нынешняя Швеция, только восточнее, от Белого моря до Перми.

Зная это, становится понятным, почему Иван грозный в конце своей царской карьеры стал называть себя «Царём всея Руси». В переводе на современный русский, это означает «Правитель всего мира». Вот так скромно. А почему нет? Македонский считал себя властителем всего мира? Римские императоры тоже считали себя повелителями всего мира. Чего же Грозному стесняться?

Да. Я понимаю. Многим очень не по нутру осознание того, что Руси не было, а Московия была. Но что для нас важнее, установить правду, или отыскать сказку? Я предпочитаю правду, какой бы горькой она не оказалась. И в общем, тот факт, что «сказочные» Гиперборея и Лукоморье оказались вполне реальными странами, и указаны на картах, а «академическая» Русь напротив никогда не существовала, меня совершенно не расстраивает.

От этого я не чувствую, что мои предки были дикарями, а у русских нет истории. Ничего страшного в том, что только часть из русских называлась раньше русскими, а остальные были кривичами, вятичами, полянами, древлянами, и др. Теперь то мы все русские, и сто лет назад ими были, и двести. Так что успокойтесь, родноверы и левашовцы. Нам и без миллионов лет «русского мира» есть чем гордиться.

Мне кажется, тот факт, что Великая Тартария объединяла в себе множество культур и религий, и при этом никто в ней не чувствовал себя ущемлённым, полностью соответствует современному положению вещей в современной России. Корни нашего мировоззрения лежат в традициях Великой Тартарии. Множество свидетельств дошли до нас вопреки официальной истории. Старинные монеты и оружие, литературные памятники, просто кричат о том, что арабский язык в нашей стране был одним из основных.

Марко поло, за время путешествия по Великой Тартарии, выучил четыре языка. Каких? Полагаю, что один из них был арабским, другой мог быть протоязыком современных чувашей и венгров, это язык на котором говорил Аттила. Третий, наверняка монгольский, а четвёртый… Не знаю. Может и русский, но вряд ли. Думаю, что венеты (венецианцы) и так говорили на русском. Изучать его Марко Поло, не было нужды.

Теперь по поводу религий. По свидетельствам того же Марко, в Тартарии абсолютно мирно уживались язычество, магометанство и иудаизм. Кроме того, он отмечал ещё и увеличивающееся количество мечетей. И вот этот факт меня натолкнул на мысль, ради которой описаны все предыдущие размышления. Итак.

Как европейцы образно называли средневековую Россию? (нарочно, чтоб не травмировать противников Тартарии, говорю «Россию», хотя таковая появилась только в XVIII веке). А называли они её «гардарика», за огромное количество и размеры городов, которых в Европе, судя по тем же средневековым картам, было как пальцев на одной руке. Это понятно.

Теперь представьте, как бы они, соответствуя этой логике, назвали земли, массово застроенные мечетями? Мечетика? Мечетьландия? Ну… Типа того. Осталось только выяснить, как в стародавние времена назывались мечети.

Со славянскими языками нет проблем. За исключением болгарского, который многое позаимствовал от турок, за время османского ига. Вот например по польски, это звучит как «Мeczet». Следите дальше:

Венгерский – Мecset,
Эстонский – Мošee,
Арабский – مسجد (masjid),
А дальше ПЕСНЯ!!!

Немецкий – Moschee
Японский - モスク (Mosuku)
Латынь – Mosque
Французский – Мosquée
Английский – Мosque
Идиш – מאָסקווע (Мoskve)

Честное слово! Это же какой восторг! Никто ведь ничего не скрывает, просто мы сами видеть не хотим!

Вот она цена «вавилонского столпотворения», когда появилось множество языков, и люди перестали понимать друг друга. И ещё…

Это цена фальсификации истории в угоду политическим интересам. Потому, что механизм рассматриваемого феномена, для меня стал ясен как божий день, когда осознал, что на алтарь «благой» цели объединения народов с помощью религиозных убеждений, Управляющие положили тот факт, что Московия была изначально вовсе никакой не православной, а преимущественно мусульманской страной. Все, якобы православные храмы, или большинство из них, изначально были мечетям