Первое в истории сражение паровых кораблей. Русские боевые пароходы


Пароходы появились сразу в нескольких странах вскоре после окончания Наполеоновских войн. Но их использованию в боевых действиях мешали проблемы технического характера. И только в 1853 году два военных парохода впервые сошлись в противоборстве турецкий «Перваз-Бахри» против русского «Владимира» .

Поначалу пароходы имели по бортам внушительных размеров колеса, которые не давали возможности разместить большое количество артиллерии.

На носу и корме удавалось пристроить максимум 15 орудий. Такие корабли назывались пароходофрегатами . Для сравнения: на парусных линейных кораблях и фрегатах количество пушек исчислялось десятками, а порой переваливало за сотню.

Британское детище

В 1841 году были построены первые винтовые пароходы «Амфион» у британцев и «Помона» у французов. Русский винтовой фрегат «Архимед» с 52 орудиями был построен в 1848 году.

Командир пароходофрегата «Владимир» Григорий Иванович Бутаков

К началу Крымской войны лучшим на Черноморском флоте считался пароходофрегат «Владимир» , построенный в 1848 году в Англии. Британцы оберегали свои военные технологии от потенциальных противников, так что российское морское министерство поначалу договаривалось с судостроителем Питчером о постройке гражданского парохода. Но благодаря авансам Питчер стал смотреть на вещи шире и, игнорируя правительственные ограничения, построил аж четыре пароходофрегата. «Владимир» суммировал все лучшее у предшественников, а его военное предназначение было столь очевидным, что британские власти попытались проект торпедировать. Однако после того, как в Лондоне побывал Николай I , отношения между странами немного потеплели, и корабль все же благополучно достроили под наблюдением специально прибывшего из России капитана 1-го ранга Владимира Корнилова .

На судне установили два новейших 10-дюймовых бомбических орудия. Прочая артиллерия включала три 68-фунтовых пушки, шесть 24-фунтовых карронад. Паровая машина в 400 л. с. позволяла развивать скорость до 12 узлов (22,2 км/ч). Кроме двух гребных колес, на «Владимире» имелись и паруса. Водоизмещение составляло 1200 т, длина 61 м, ширина – 10,9 м.

Когда в 1853годувотношениях между Россией и Турцией запахло войной, роль фактического командующего флотом досталась «тезке» и одному из создателей пароходофрегата Владимиру Корнилову, бывшему в то время уже вице-адмиралом.

Для флота война началась с успешной переброски дивизии на кавказское побережье, после чего русские корабли, разделившись на две эскадры (Корнилова и Нахимова), начали рыскать по Черному морю в поисках неприятеля.

Турки сидели в гаванях, и 4 ноября 1853 года Корнилов, сдав командование контр-адмиралу Новоcильскому , перебрался на «Владимир», решив «слетать» в Севастополь.

Когда корма не прикрыта

На следующий день в 6:45 наблюдатели увидели на горизонте дым неизвестного парохода. Корнилов приказал изменить курс в его сторону, на северо-запад, пока еще не понимая, имеет ли дело с неприятелем. Неизвестный корабль шел навстречу, но через два часа изменил курс. Корнилов приказал пересечь ему путь и поднять русский военно-морской флаг. Поняв, что избежать рандеву не удастся, корабль, оказавшийся турецким парохо-дофрегатом «Перваз-Бахри», поднял флаг Османской империи.


Алексей Боголюбов. Битва пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри», 5.10.1853 года.

В 10 часов с «Владимира» произвели первый выстрел: ядро взметнуло воду перед носом противника. Затем был произведен залп из орудий правого борта, далее разворот и новый залп артиллерией левого борта. Турки успели ответить лишь одним бортовым залпом.

Оба пароходофрегата были построены в Англии, оба имели по два колеса и обслуживались примерно одинаковыми по численности экипажами. Ничтожным выглядело и превосходство «Владимира» в артиллерии всего на одно орудие больше. Разница в скорости составляла два-три узла тоже, казалось бы, не смертельно. Но Корнилов и непосредственно руководивший боем капитан «Владимира» Григорий Бутаков правильно определили уязвимое место «Перваз-Бахри». Вся его артиллерия была сосредоточена на носу и вдоль бортов, так что пространство за кормой фактически оказывалось в «мертвой зоне». Пользуясь превосходством в скорости, «Владимир» старался держаться в кильватере неприятеля и при этом крутился, стреляя то носовыми, то бортовыми орудиями.

Уже с третьего выстрела с вражеского судна был сбит флагшток, хотя новое знамя тут же взметнулось на гафеле. Капитан, выходец из мамлюков и черкес по национальности Саидпаша, оказался достойным противником. Хорошим профессионалом был и начальник машинного отделения британец. Готовясь к бою, османы достали мешки с углем и сложили из них баррикады поперек судна и между орудиями. Периодически «Перваз-Бахри» пытался сбросить «Владимира» с хвоста, то резко сбавляя ход, то разворачиваясь для бортовых залпов. Иногда кое-что получалось, но потом Бутаков снова пристраивался в кильватер, и русские орудия обрушивали на врага очередную порцию бомб и ядер.

К 11 часам на «Перваз-Бахри» были уничтожены рангоут и все шлюпки, а его дымовая труба и корпус зияли пробоинами. Около полудня очередной залп русских снес капитанский мостик вместе со стоявшим на нем Саид-пашой. Результат боя уже не вызывал никаких сомнений. Видимо, считая, что дело сделано, экипаж «Владимира» несколько расслабился. Казавшееся уже неопасным вражеское судно огрызнулось картечью, сразившей горниста и находившегося в шлюпке лейтенанта Железнова.

В 12:45, сблизившись на кабельтов, «Владимир» осыпал врага бомбами из носовых орудий и, подойдя на пистолетный выстрел, добил бортовым залпом. Около часа дня флаг на вражеском судне был спущен.

На защите Севастополя

На «Перваз-Бахри» отправилась призовая команда во главе с мичманом По-пандопуло, заставшая картину полного разрушения. Помимо капитана и двух офицеров, у турок погибли более полусотни матросов. Пленными были взяты 93 человека. На «Владимире», кроме погибших мичмана и горниста, было всего двое раненых.

Из рапорта Корнилова:

«На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб совершенно разрушены вообще повреждения были многочисленны, так что для приведения его в состояние держаться на воде мы были заняты до 4 часов».

Пленный «Перваз-Бахри» на буксире все же дотащили до Севастополя, где через два дня он затонул во время шторма. Трофей подняли, отремонтировали и включили в состав флота, переименовав его в «Корнилов».

Первый в истории бой военных пароходов вызвал большой резонанс в мире. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич заявил, что эта битва «останется памятною в летописи Русского флота», а Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Святого Георгия IV степени .

Из-за ремонта котлов «Владимир» не сумел поучаствовать в Синопском сражении, зато при обороне Севастополя пароходофрегат проявил себя во всей красе. Во время первой бомбардировки города флотом союзников 5 октября 1854 года Бутаков искусственно увеличил крен корабля до семи градусов, что позволило вести ответный огонь на расстоянии до 5 км.

Позже на «Владимире» были усовершенствованы лафеты орудий и отработана тактика корректировки артиллерийского огня с берега, что позволяло на ходу обстреливать прибрежные позиции неприятеля. Из воспоминаний участника обороны:

«Чудное зрелище представляло это прекрасное судно! Идет величественно вдоль бухт от павловского мыска, изредка пуская гранату из носового орудия, отбиваясь, как будто от назойливой мухи, от французской батареи… Поравнявшись с Киленбалкой, выстрелит из орудий целого борта и медленно поворачивается другим бортом… опять сделает залп и тихо отходит, заряжая свои орудия и отстреливаясь».

Оба участника первого боя пароходов «Владимир» и «Корнилов» – были затоплены своими экипажами при оставлении Севастополя. К тому времени в могиле покоился и сам адмирал Владимир Корнилов.

А командир «Владимира» Григорий Бутаков создал новую тактику боевых действий на море. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила маневра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.

Максим Лукошков

Еще больше интересных статей

Лисское морское сражение 1866 года, сражение между итальянским и австрийским флотами во время австро-итальянской войны 1866 года, происшедшее 20 июля у о. Лисса (ныне о. Вис в Югославии) в Адриатическом море. Это первое крупное сражение паровых броненосных кораблей. 16 июля итальянска эскадра в составе 11 броненосцев, 5 фрегатов, 3 канонерских лодок под командованием адмирала К. П. Персано вышла из Анконы в море с целью овладеть путём высадки десанта о. Лисса, на котором размещалась укрепленная база австрийского флота (на о. Лисса было 9 долговременных укреплений, 11 батарей с 88 орудиями, гарнизон острова составлял ок. 3 тыс. чел.). Атака о. Лисса 18-19 июля была организована неудачно. Итальянцы встретили стойкое сопротивление гарнизона, о котором не имели нужных сведений. Утром 20 июля на помощь гарнизону острова подошёл австрийский флот в составе 7 броненосцев, 7 канонерских лодок, 1 парусного линейного корабля, 5 фрегатов, 1 корвета под командованием контр-адмирала В. фон Тегетхофа. Австрийцы внезапно атаковали итальянский флот, сосредоточив огонь по кораблям центра. Однако орудийная дуэль броненосцев была безуспешной. Исход сражения решился таранным ударом флагманского броненосца австрийцев «Эрцгерцог Фердинанд Макс» по броненосцу итальянцев «Ре д"Италия», который вместе с экипажем в 400 чел. был потоплен. Другой итальянский корабль «Палсстро» после обстрела загорелся, вышел из строя и взорвался. После этого итальянцы отступили. Поражение итальянцев объясняется слабостью их разведки, отсутствием плана боя, плохой связью, нерешительностью адмирала Персано. Л. м. с. показало недостаточную эффективность артиллерии против бронированных кораблей, высокую манёвренность паровых судов, их способность быстро перестраиваться в различные боевые порядки.

И. А. Бобков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Литература:

Морской атлас. Т. 3. Ч. 1. Описания к картам. М., 1959, с. 559-560. Библиогр.: с. 562;

История военно-морского искусства. Т. 2. М., 1954;

Обзор войны 1866 года в Германии и Италии. Пер. с франц. Спб., 1891, с. 302-314.

17 ноября 1853 г. во время Крымской войны произошел первый бой паровых судов, когда русский пароходофрегат «Владимир» вынудил сдаться турецкий пароход «Перваз-Бахри». Вспомним военные подвиги пароходов русского флота.

«Метеор»

Первым паровым кораблем на Черном море стал построенный в Николаеве в 1826 г. 14-пушечный пароход «Метеор». Пароход имел водоизмещение 261 т. и развивал скорость до 6,5 узлов. Корабль использовался во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. при высадке десантных партий под Анапой и обстрелах крепости, где изобиловавший мелями рейд не позволял активно действовать крупным парусным кораблям. Это было первое боевое применение паровых судов в России. В 1839 г. «Метеор» был исключен из состава флота и разобран.

Первый бой паровых судов

17 ноября 1853 г. пароходофрегат «Владимир» под командованием Г. И. Бутакова атаковал турецкий военный пароход «Перваз-Бахри». Бутаков быстро отметил, что на «Певаз-Бахри» отсутствуют орудия на корме и, умело маневрируя, старался держать свой корабль вне зоны обстрела большинства орудий противника. Бутаков так охарактеризовал свои действия: «Увидев, что противник мой не имеет кормовой и носовой обороны, я направил два 68-фунтовых орудия по направлению своего бушприта и стал держать ему в кильватер, уклоняясь понемногу в одну и другую стороны, чтобы удобнее было наводить каждую по очереди. Когда же он, чтобы иметь возможность навести свои бортовые орудия, старался принять направление поперек моего курса, я уклонялся в ту же сторону и громил его пятью орудиями своего борта, именно же двумя 84-фунтовыми, одною 68-фунтовою и двумя 24-фунтовыми пушками-карронадами". После трехчасового боя «Перваз-Бахри спустил флаг. Трофей на буксире был приведен в Севастополь, переименован в «Корнилов» и после ремонта введен в состав Черноморского флота. Причинами победы в первом бою паровых судов стали грамотное маневрирование, лучшая подготовка экипажа и наличие на русском пароходе тяжелых орудий на поворотных платформах. В дальнейшем «Владимир» активно использовался при обороне Севастополя и сражении при Инкермане, поддерживая огнем действия сухопутных войск. Впервые практиковалась навесная стрельба с корабля по невидимой цели, когда огонь корректировался с берега. «Владимир» был затоплен экипажем 15 сентября 1855 г. при оставлении Севастополя, практически до последних дней оказывая огневую поддержку войскам.

«Веста»

Пароход был построен в 1858 г. С началом русско-турецкой войны «Веста» был превращен во вспомогательный крейсер. Корабль должен был действовать на коммуникациях противника. 11 июля 1877 г. вблизи Констанцы «Веста» была вынуждена вступить в бой с турецким броненосным фрегатом «Фехти-Буленд». 5-часовой бой представлял погоню, в результате которой русскому пароходу удалось избежать фатальных повреждений и уйти от более мощного противника. Описание отдельных деталей боя значительно отличаются, но сам факт, что вооруженному пароходу удалось избежать гибели в бою с броненосным фрегатом противника является подвигом. На "Весте" погибло 12 и было ранено 28 человек. После завершения войны пароход был разоружен и использовался для гражданских перевозок. 17 ноября 1887 г. «Веста» погибла в кораблекрушении у мыса Тархункут.

«Великий князь Константин»

Пароход был построен в 1858 г. во Франции, а во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. под руководством лейтенанта С. О. Макарова переоборудован в минный транспорт. Корабль нес несколько орудий и четыре паровых катера, оснащенных шестовыми минами, а затем минами Уайтхеда (торпедами). Всего «Великий князь Константин» совершил пять боевых походов. Катера с «Константина» произвели ряд минных атак, в том числе успешную, когда 14 января 1878 г. на рейде Батума был потоплен турецкий вооруженный пароход «Интибах». Это была первая успешная торпедная атака, закончившаяся уничтожением корабля противника. После завершения русско-турецкой войны «Великий князь Константин» еще длительное время использовался для перевозок и был сдан на слом лишь в 1896 г.

«Камчатка»

Транспортно-мастерская «Камчатка» вступила в строй в 1904 г. и должна было обеспечивать поход эскадры контр-адмирала З. П. Рождественского на Дальний Восток. Участие «Камчатки" в походе 2-й Тихоокеанской эскадры было отмечено многочисленными поломками, инцидентами и происшествиями, самым известным из которых стал Гулльский инцидент у Доггер-Банки, когда после сообщения с «Камчатки» о появлении миноносцев, русская эскадра открыла огонь, в результате которого были потоплено одно английское рыболовецкое судно и два других получили серьезные повреждения. Кроме того, 5 попаданий получил и шедший параллельным курсом крейсер «Аврора». В Цусимском бою 14 мая 1905 г. транспортно-мастерская представляла огромную цель, имея для самообороны лишь шесть 47 мм скорострельных орудий. Надо отдать должное экипажу «Камчатки», который вечером 14 мая прикрывал огнем своих орудий от атак японских миноносцев поврежденный флагманский броненосец «Князь Суворов». «Камчатка» погибла в 19ч. 30 мин, попав под огонь японских броненосных крейсеров. Когда на тонущем корабле один из механиков предложил старшему офицеру для спасения экипажа поднять белый флаг, умиравший от ран лейтенант В. В. Никанов ответил: «Все что хотите, но только не флаг».

«Курск»

Пароход был построен в 1911 г. в Англии на средства жителей Курской губернии и имел водоизмещение 8720 т., скорость - 11,5 узлов. Во время Первой мировой войны совершал рейсы из Англии в Архангельск. В 1920-1930 гг. эксплуатировался на линиях Одесса-Владивосток и Ленинград – Владивосток. Осенью 1936 г. «Курск» доставил в Испанию, где шла гражданская война, авиабензин и военных специалистов, выдержав атаки надводных кораблей и авиации франкистов. Во время Великой Отечественной войны активно использовался при обороне Одессы, Севастополя и Туапсе. За время войны «Курск» прошел свыше 15 тысяч миль, совершив 59 рейсов, высаживал десанты в Феодосии, Керчи, Камыш-Буруне, на Мысхако. Только за первые два года войны «Курск» перевез около 66 тысяч человек. Пароход выдержал более 60 авиационных атак, получив значительные повреждения. Всего в корпусе «Курска» насчитывалось около 4800 пробоин. В 1953 г. исключен из состава флота и сдан на слом.

«Александр Сибиряков»

В 1915 году пароход «Беллавенчур» был куплен в Англии и переименован в «Александр Сибиряков». Во время Первой мировой войны судно обеспечивало перевозки в Белом море. Летом 1932 года «Сибиряков» с экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта с большими сложностями впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем. «Александр Сибиряков» был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
В время Великой Отечественной войны пароход был включен в состав Беломорской военной флотилии. 25 августа 1942 г. «Сибиряков» был атакован немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер» Исход такого боя был заранее предрешен: два 76 мм и два 45 мм орудия русского парохода, учитывая дистанцию и бронирование немецкого линкора в принципе не могли нанести противнику вреда… Получив попадания тяжелыми снарядами «Сибиряков» затонул. Из 105 человек немецким рейдером были подобраны только 18. Кочегар П. И. Вавилов сумел добраться до острова Белуха, откуда спустя 32 дня был эвакуирован. В 1965 г. координаты боя и гибели парохода «Александр Сибиряков» были объявлены местом боевой славы.

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция не хотели, чтобы Россия с ее флотом имела свободный выход в Средиземное море, и подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 15 октября 1853 года объявила России войну, которая скоро переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния). Эта война стала расплатой за непонимание царизмом значения флота и за его недооценку, как орудия политики, так и вооруженной силы.

Важную роль в этой войне предстояло сыграть флотам. Для них это был период перехода от парусников к паровым кораблям с бронированным корпусом, винтовым движителем и мощным артиллерийским вооружением. Англо-французские морские силы по сравнению с Российским флотом располагали превосходством в линейных кораблях, фрегатах и особенно в паровых кораблях. В составе Черноморского флота было тогда всего 7 колесных пароходофрегатов.

В самом начале войны корабли Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. Парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, а отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был 11-ти пушечный пароходофрегат "Владимир". Им командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.


У "Владимира" оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году по инициативе адмирала М. П. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1 ранга В. А. Корнилова. При постройке парохода были использованы новейшие достижения в области обеспечения прочности корпуса, улучшения вооружения, механизмов и оснастки. Первый командир "Владимира" капитан-лейтенант Н. А. Аркас образцово подготовил команду. Вскоре его сменил капитан-лейтенант Г. И. Бутаков.

В начале ноября 1853 года после крейсерства у мыса Калиакрия, "Владимир" направился к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. В районе Пендераклии утром 5 ноября был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш пароход пошел на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на "Владимир" и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри" ("Владыка морей").

На выстрелы русских турки ответили бортовым залпом. В ходе боя Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части. Пользуясь преимуществом в скорости, Бутаков постоянно держал свой корабль со стороны кормы противника. Это позволило избегать бортового огня "Перваз-Бахри" и в полной мере использовать свою артиллерию. Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. Затем, сблизившись на полкабельтова, "Владимир" открыл огонь картечью.


Командовавший "Перваз-Бахри", мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и держался, пока его не сразило ядро. Лишь через три часа после первого выстрела неприятельский пароход спустил флаг. Это был первый в истории бой паровых судов.

Турки потеряли 58 человек (в том числе командира). Потери русских - двое убитых и трое раненых. "Перваз-Бахри" так пострадал, что его с трудом привели на буксире в Севастополь, а спустя два дня он затонул у стенки порта. После ремонта он был зачислен в списки флота под названием "Корнилов". Отличное владение приемами боя и прекрасные боевые качества корабля позволили Бутакову одержать блестящую победу. За этот бой Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

Затем черноморцы одержали еще ряд славных побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. Последующие события, прежде всего заход в Черное море англо-французской эскадры, высадка союзных войск в Крыму и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. В силу своей малочисленности, по сравнению с союзной эскадрой, и технической отсталости Черноморский флот был вынужден отказаться от активных боевых действий и перейти к обороне своей главной базы - Севастополя.

Во время осады города значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под командованием Г. И. Бутакова. Как говорили участники обороны, пароходофрегаты "доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса".

Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 г. пароходофрегаты "Херсонес" и "Владимир" обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию обороны города. Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия "Владимира" имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям на прибрежных возвышенностях. Тогда Бутаков создал "Владимиру" искусственный крен, и его орудия, впервые в истории русской морской артиллерии, вели огонь по невидимой цели. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и пароход смог вести огонь по берегу на ходу.


Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты "Крым", "Одесса", "Херсонес", "Бессарабия" и "Владимир" вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Во время боя Бутаков подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Он спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение. В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил "Владимир" и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Кондаков Н. "Владимир". Альманах "Памятники Отечества" № 35 1996 г.
Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.
Залесский Н.А. "Одесса" выходит в море. Ленинград 1987 г.
Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

К середине XIX в. основным судостроительным державам становится ясно, что времена, когда движение торговых судов и военных кораблей парусного флота целиком зависело от направления и силы ветра, уходят в прошлое.

К тому времени появился целый ряд изобретений (например, паровая машина Дени Папена, модель парохода Роберта Фултона, продемонстрированная им Наполеону Бонапарту), предусматривающих постройку судов, движимых силой пара.

Если первые подобные изобретения значительно опережали свое время и появились в эпоху, когда соответствующие технологии еще отсутствовали, то ко времени Крымской войны (1853 - 1856 гг.) во флотах основных держав Европы и России появились первые пароходы.

Первое известное успешное испытание модели парохода под названием "Пироскаф" прошло в 1784 г. Но паровая машина двойного действия, вращавшая колеса парохода, быстро вышла из строя.

Первым, успешно эксплуатировавшимся пароходом, стал пароход Роберта Фултона "North River Steamboat", совершавший рейсы от Олбани до Нью-Йорка по р. Гудзон.


Выгоды паровых судов, не зависящих от ветра и погодных условий, способных быстро плыть против течения, стали ясны быстро. И подобные суда стали появляться в составе флотов основных судостроительных держав Европы.


К 1853 г. пароходы становятся общепринятым видом речного водного транспорта.

Пароходы на реках, в качестве судов для плавания по внутренним водным путям (ВВП), быстро завоевали мировое признание. Ремонт оборудования и паровых машин для речного транспорта не представляли особых трудностей. Движителями таких пароходов были колеса, и такие пароходы получили название колесных паровых судов (paddle wheel boat). Гребные колеса могли располагаться по бортам или в корме парохода. В качестве движителя речных судов гребное колесо продолжает использоваться и в наше время, особенно на прогулочных или туристических судах.


С первыми пароходами в составе морских флотов ситуация была гораздо сложнее. В связи с ненадежностью первых двигателей - паровых машин - пароходы были комбинированными -парусно-паровыми судами и имели мачты с рангоутом и парусами. В случае поломки машины пароход мог добраться до порта.

Движителем парохода морского плавания вначале также служило гребное колесо. Однако ненадежность гребного колеса как движителя и его низкий кпд приводили к необходимости сохранять на проходах морского плавания парусное вооружение. Двигателем на первых пароходах служила паровая машина, например, как та, что представлена на рис. 5.


Рис. 5. Паровая машина для парохода постройки 1849 г., установленная на морском лайнере "Atlantic".

Furnaces - топки; boiler - паровой котел; steam pipe - паровой трубопровод; second engine - второй двигатель (вторая паровая машина); crankshaft - коленчатый вал; hot well - резервуар горячей воды; parallel motion linkage - механизм параллельного движения; cylinder - цилиндр; side lever - боковой рычаг.

Колеса парохода имели в диаметре 11 м с 36 лопатками. Судно приводилось в движение двумя паровыми машинами с боковым рычагом мощностью 600 кВт, одна из которых представлена на рис. 5. Каждая паровая машина имела один цилиндр диаметром 241 см, пар поступал в цилиндр под давлением 120 кПа, что считалось тогда образцом дорогостоящей инновационной техники. При движении парохода с работой двух цилиндров обеих паровых машин на полном ходу число оборотов достигало 16 об/мин, и при дополнительной помощи парусов скорость лайнера компании Collins достигала 12-13 узл.

Потребление топлива (угля) составляло 1 т на каждые 265 оборотов пароходного колеса или 85 т в течение 24 часов. В течение плавания пароход потреблял количество угля практически равное весу самого парохода.

Лайнер "Atlantic" отправился из Ливерпуля в свое первое плавание 27 апреля 1850 г. Он достиг Нью-Йорка за рекордное время, составившее 10 дней и 16 часов. То есть совершил за это время трансатлантическое плавание. Такова была судовая техника того времени.

Первыми боевыми кораблями того времени стали пароходофрегаты (Steam frigate). В преддверии Крымской войны последним боем парусных боевых кораблей стало уничтожение турецкого флота при Синопе эскадрой адмирала Нахимова. При осаде Севастополя парусные корабли русского флота были затоплены на фарватере, чтобы преградить вражеским кораблям вход в Севастопольскую бухту. Пароходофрегаты участвовали в Крымской войне во флотах обоих воюющих сторон. Показательным был первый бой пароходов: бой пароходофрегата "Владимир" с турецким пароходом "Перваз-Бахри".