Как называют человека который все запоминает. Брэд Уильямс

Умение прощать - добродетель, но с умением забывать не у многих из нас все в порядке. «Мы вас простили, но не можем забыть», - звучит парадоксально, но порой воспоминания так глубоко селятся в глубинах и , что превращают жизнь в мучения. Героиня фильма про 50 первых свиданий видится человеку со слишком хорошей памятью счастливой.

Разум человека с нарушенным процессом забывания похож на жесткий диск компьютера, который активно заполняли, но никогда не чистили. В таком хранилище информации задерживается все - даты, отчества, номера случайно увиденных машин, подробности дневного рациона своего и чужого. Мы сегодня располагаем историями четверых граждан США, которые в 21-м веке официально признаны людьми с феноменальной памятью. Это не дар, это - отягощающее дни жизни расстройство, как правило развивающееся на фоне приобретенного синдрома навязчивых состояний или врожденного аутизма.

Нейробиологический центр при Университете Калифорнии спешит познакомить вас с четверкой лучших накопителей данных системы «человек разумный».

  1. Боб Петрелла

Способность к запоминанию цифр и дат дала Бобу Петреллу ту карьеру, к которой он был морально готов. Сегодня он руководит телеканалом, показывающим теннис, и при этом, разумеется, помнит результаты всех мало мальски важных теннисных состязаний. Бобу можно показать любой «замороженный» фрагмент матча с участием его любимой бейсбольной или футбольной команды, и он скажет, что это был за матч, когда, и как сыграли.

Петрелла говорит, что с 5-летнего возраста запоминает всё. В отдельной копилке воспоминаний остаются все пин-коды и телефонные номера. Боб, например, помнит, что потерял мобильный телефон 24 сентября 2006 года, но в памяти аппарата не было ни одного номера, так как Петрелла хранит их все в голове.

  1. Джилл Прайс

Чаще, чем остальные трое « », попадала на экраны и страницы СМИ госпожа Джилл Прайс из Калифорнии, которая с 14-летия помнит в деталях всю свою жизнь. Это началось после физической травмы и психического истощения в ходе переезда с Востока на Запад США. Самой Джилл её мучительный дар напоминает какую-то опостылевшую видеокамеру, которую круглые сутки надо носить с собой включенной. В процессе воспоминания чего-то нужного или нет включается перемотка на требуемый фрагмент. В годы суровой войны в условиях отключенного интернета г-жа Прайс могла бы стать легендарной шпионкой и спасительницей мира.

Джилл Прайс живет вдалеке от Голливуда, ведет непубличный образ жизни, работая в еврейской религиозной школе. Вечеринки в ее жизни случаются нечасто, поэтому г-же Прайс всегда приятно удивить гостей своими феноменальными знаниями. Вместе с тем, по признанию Джилл, жить с грузом неприятных воспоминаний (а у кого их нет?) - это мучительная судьба.

  1. Ким Пик

Прототип Человека Дождя, покойный Ким Пик жил с поврежденным мозжечком, посему считался чокнутым. Еще несколько врожденных аномалий мозга отняли у Пика способность к забыванию. Из того, что прочитывал (за 8 секунд разворот книги), Ким Пик запоминал до 98% информации, словесной и цифровой. К 7 годам он знал наизусть Библию, к 20-ти - полное собрание Шекспира.

Повреждение мозжечка у ходячей энциклопедии, видимо, было обусловлено мутацией генов. Как бывает в таким случаях, хранитель феноменальной памяти плохо ходил (походка его была весьма странной), не мог завязать шнурки или застегнуть . Все «драйвера» этого ходячего компьютера были нацелены на сканирование и запоминание того, что видят глаза и слышат уши. Со временем, правда, на склоне лет Пику удалось научиться и застегиваться, и играть на фортепиано.

Прообраз Человека Дождя Ким Пик не был болен «модным» аутизмом, как не страдал им еще один киногерой без прототипа - математик Макс Коэн из фильма «Пи», за которым охотились ортодоксальные евреи с пейсами и автоматами. В конце фильма уставший от своего дара Коэн высверливает в голове дырку и становится свободным человеком, так как его перестают мучить не только фанатики, но и головные боли.

И еще двое из ныне живущих людей живут с официально зарегистрированным диагнозом «гипертимезия» (т.е. «избыточная память»). Это Брэд Уильямс и Рик Бэрон, оба из США.

Американцы говорят, что на каждую Джилл Прайс найдется свой Брэд Уильямс. Американцы имеют в виду радиоведущего из штата Висконсин, которому, в отличие от Джилл, суперпамять не в тягость. Мистер Уильямс ею хвастается при каждом удобном случае. Если его спросить, что было 31 августа 1986 года, Брэд вспомнит, что в этот день утонул «Адмирал Нахимов» и умер скульптор Генри Мур.

Господин Уильямс прекрасно помнит, в какой день шел снег, а в какой была гроза, что и когда он ел на завтрак или ужин. В телепередаче «Доброе утро, Америка!» Брэда Уильямса обозвали «человеком-гуглом».

Однажды благодаря своему непрактичному таланту Брэд чуть не выиграл в американской версии телешоу «Своя Игра». Говорят, что сразился на спортивных вопросах. В отличие от Боба Петрелла, Уильямс спорт не любит, и его глубочайшие познания наполнены, например, историей поп-культуры. Докторам «человек-гугл» говорит, что ничего сверхъестественного в своих способностях не усматривает.

В отличие от собратьев по гипертимезии, житель Кливленда Рик Бэрон использует свои гениальные способности для зарабатывания денег. Будучи официально безработным, Бэрон принимает участие во всевозможных телевизионных чемпионатах по эрудиции.

Постоянно выигрывая, Рик Бэрон получает в качестве наград скидочные карточки, билеты на спортивные мероприятия, 14 раз он ездил по выигранным путевкам в отпуск в дальние края. Бэрон утверждает, что запоминает всё с 11-летнего возраста. Причем ретроспективно помнит ежедневные хроники всего, что произошло с ним с семи лет.

Сестра хронического победителя конкурсов считает, что у Рика серьезный невроз навязчивых состояний. Это заключается в том, что все вокруг себя г-н Бэрон старается упорядочить и каталогизировать. Кроме того, обладатель суперпамяти не позволяет ничего выбрасывать и аккуратно хранит все оплаченные счета и погашенные билеты на спортивные матчи.

Какой самый ранний период своей жизни вы помните? Кто-то начинает осознавать себя лет с 4-х. Кто-то – немного раньше или позже. Воспоминания более раннего возраста отрывочны, будто нарезка из отдельных картинок. Но, оказывается, человек может вспомнить свое самое раннее детство – момент появления на свет и даже внутриутробную жизнь.

Современная наука позволяет глубже изучить самый нежный возраст, понять, что малыш чувствует, как осознает себя, определить его реакцию на те или иные раздражающие факторы – как приятные, так и не очень. Другие науки, нацеленные на внутренний мир человека, помогают вызывать невероятно ранние воспоминания. Часто именно в этом возрасте ученые видят причины многих проблем личности в его взрослой жизни. Есть и еще одна причина, по которой необходимо понять и объяснить мир новорожденного. Подобные исследования помогают неопытным родителям лучше понимать своего ребенка, который еще не может выражать эмоции и потребности словами. Кроме того, изучение этого вопроса было бы полезно для организаций и учреждений, через которые проходят маленькие дети: роддома, больницы.

Взаимосвязь есть!

Примерно до середины прошлого века вопросом воспоминаний людей о собственном рождении никто из ученых всерьез не занимался. Хотя психоаналитики иногда фиксировали рассказы своих пациентов, которые внезапно вспомнили момент своего появления на свет. Техника гипноза и развитие такой науки, как психология, позволили немного приоткрыть тайну. В ходе специальных исследований выяснилось, что яркие моменты, которые отметило сознание человека при рождении, врезаются в память на подсознательном уровне. К примеру, человек, родившийся в доме рядом с железной дорогой, всю жизнь испытывал неприятные ощущения от резких гудков поездов. Или другая история. Один успешный бизнесмен, который многого достиг в жизни, вспомнил слова врача, брошенные вскользь медсестре: «Не трать на него слишком много времени, у него нет шансов». Ребенок родился семимесячным и при уровне развития медицины в то время, действительно, вероятность выжить для него была крайне мала. Но все случилось иначе, младенец оказался крепким. В сознательном возрасте этот человек постоянно чувствовал себя не достаточно успешным, хотя и имел все, о чем многие лишь мечтают. Проработка младенческих воспоминаний помогла ему справиться со своими терзаниями.

Все идет из детства

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд в свое время довольно скептически относился к возможности человека вспомнить свой приход в этот мир и был склонен объяснять рассказы пациентов о собственном рождении к фантазиям более сознательного возраста. Но он признавал, что многие проблемы и страхи человека могут быть связаны с нанесенной ему в момент рождения психологической травмой.

Странные сны

Наверняка, каждый из нас хотя бы изредка видит сны, где на него что-то давит, нужно пролезть через какое-то узкое отверстие, выбраться откуда-то. Ученые считают, что подобные сновидения могут быть отголосками эмоций человека в момент рождения.

Для чего все это?

Интересная штука - подсознание. Оно хранит информацию, которая, казалось, бы напрочь стерта из памяти. При помощи специальных дыхательных техник, гипноза или еще какими-либо способами человек может погрузиться в подсознательные воспоминания и поведать о них специалисту во время сеанса. Считается, что причина многих страхов и волнений взрослого человека кроется именно здесь. Поэтому необходимо заново пережить эти ощущения, пропустить их через себя. Тогда страх уходит и человек начинает жизнь заново, без багажа отягчающих воспоминаний. Чтобы отделить действительные воспоминания о родах от более поздних фантазий пациента, используют сложные технологии. К примеру, в гипноз вводят не только самого пациента, но и его мать, а затем сопоставляют рассказы. Пример из практики психолога. Молодая, полная сил женщина мучилась от неуверенности в себе. Мужчины не обращали на нее внимания. Со временем она окончательно записала себя в «дурнушки». И уже собралась доживать до пенсии, так и не добившись счастья в личной жизни. Но вдруг судьба свела ее с психологом. Доктор отыскал причину ее несчастий. Оказывается, родители горячо хотели рождения мальчика. «Мы даже имя для нее не придумали!» - такой была первая реакция матери на известие о том, что ребенок женского пола. УЗИ тогда не было. Представьте, какой это стресс для маленького существа – осознавать, что самый близкий человек, мама, разочарована его появлением на свет…

Почему эти воспоминания стираются?

Американский психоаналитик Нэндор Фодор считал, что процесс рождения для ребенка невероятно болезненный. Это – переход из одного мира в другой. Все равно, что смерть, только наоборот. Кроме того, рождение сопряжено не только с физическими, но и с психологическими страданиями. Необходимость покидать теплое уютное, защищенное место и отправляться в неизвестность является огромным испытанием. Именно поэтому, по мнению ученого, мы и не помним момент рождения – слишком тяжелые воспоминания. Подобная амнезия является защитным механизмом для нашей психики. Его мудро предусмотрела природа.

А что вы помните?

Всю жизнь ужасно не люблю холод. При малейшем ветерке накидываю одежду с длинным рукавом. И почему я такая «мерзлячка»? Однажды мама рассказала, как я появилась на свет. В роддоме в этот день произошла нештатная ситуация, не было горячей воды. Роды случились очень быстро и медсестры не успели нагреть воду, поэтому ополоснуть новорожденного – то есть меня - пришлось в холодной воде. Может, конечно, просто совпадение, но кто знает.

Рождение ребенка не случайно иногда называют таинством и даже волшебством. В современном мире процесс появления на свет младенца стандартизирован и больше похож на медицинскую операцию, даже если все идет без осложнений. Яркий свет родзала, голоса врачей, сосредоточенная серьезность всех окружающих, растерянность и страх роженицы. Конечно, отказываться от медицинской помощи в родах – сегодня, скорее, экзотика. Но, возможно, если мы будем глубже понимать ощущения и чувства каждого маленького человечка, наша система родовспоможения станет более доброжелательной. К счастью, уже есть современные роддома, где практикуются всевозможные варианты «мягких» родов. Здесь важны не только 8/9 по шкале Апгар. Нужно постараться дать понять новоявленному человеку, что в этом мире ему рады. Можно скептически относиться к изучению воспоминаний людей об их собственном рождении, считая, что это забава сродни фантазийным «путешествиям» по прошлым жизням. Но несомненная польза от этого есть – попытка глубже понять мир новорожденного и учитывать эти знания на практике, не допуская ошибок предыдущих поколений.

В разделе на вопрос Как называются люди, которые всё помнят? В "Мгновения грядущего" ещё над ними опыты ставили. заданный автором Иван Петров лучший ответ это Эйдети́зм (от др. -греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.
Среди тех, кто первым описал эйдетизм - сербский учёный Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.
В психологии - воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов - остаточное возбуждение анализатора.

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов - он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва

2. на са на ма ва

3. са на ма ва на

4. ва са на ва на ма

5. на ва на ва са ма

6. на ма са ма ва на

7. са ма са ва на

8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

Секрет Шерешевского.

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений».

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, - вспоминал он позднее. - Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди - разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска».

Волшебник - недоучка.

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, - жаловался он, - меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений».

В поисках равновесия.

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию - использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

Феномен воспроизведения сна.

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров - химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь - пусть даже посреди ночи, - запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

Тренировка и развития навыка.

Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий.

Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку.

Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение.

Как вызвать поток образов.

Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов:

1. Вы должны описывать образы вслух - либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.

2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.

3. Составляйте свои описания в настоящем времени.

Эксперимент Райнерта.

Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах.

К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного обучения.

В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби (Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали необычный новый метод - просмотр образов.

Каждому из испытуемых Райнерт предложил стандартный тест на уровень развития интеллекта - до и после экспериментального курса. Результаты оказались потрясающими.

В первой группе студенты набирали примерно 0,4 балла IQ за каждый час занятий; а те, кто занимался по методу просмотра образов, - около 0,9 балла в час, то есть целый балл за 80 минут практики! (Результаты Райнерта еще не опубликованы и могут рассматриваться только как предварительные. Окончательные цифры будут приведены по завершении Райнертом его долгосрочного исследовательского проекта.)

По старым каналам.

Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда.

Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, - то есть до 10% всей массы мозга!

Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? Конечно, нет. Мозг уже давно бы угас, если бы ему пришлось постоянно сохранять все 280 квинтиллионов бит вашей памяти, включая все приобретенные навыки.

В 40-х годах нашего столетия психолог Дональд Хебб открыл, что, когда два смежных нейрона обмениваются сигналами, в обеих клетках происходят нейрохимические изменения, вследствие чего они взаимодействуют друг с другом намного проще, чем с другими нейронами, не вовлеченными в этот процесс. Когда вы учитесь кататься на велосипеде, нейроны формируют связи, описанные Хеббом. Если вы садитесь на велосипед даже после двадцатилетнего перерыва, эти связи еще сохраняются и электрические импульсы распространяются по ним подобно дождевой воде, стремящейся просочиться по уже размытым в почве каналам.

Просмотр образов - такой же вырабатываемый навык, как и езда на велосипеде. Чем больше мы практикуемся, тем сильнее укрепляем миллионы хеббовых связей, соединяющих различные участки нашего мозга.

Сонный паралич.

Шестидесятисемилетнему мужчине периодически снилось, что он едет на мотоцикле, а мотоциклист-соперник пытается столкнуть его с трассы. Он сопротивлялся, яростно отталкивая нападавшего.

К несчастью, его бурные сны прорывались в реальную жизнь. Его жена жаловалась, что во сне он толкал ее и бил кулаками, а иногда вскакивал и неистово метался по комнате.

Психиатры университета штата Миннесота пришли к заключению, что у пациента нарушен механизм сонного паралича.

Ключевые участки нашего мозга не способны отличить сон от реальности. Когда во сне мы видим, слышим, щупаем, пробуем на вкус или нюхаем, включаются все соответствующие области мозга, как если бы это происходило в реальности. Аналогично физические движения во сне активизируют соответствующие моторные механизмы, реализующие движения и в период бодрствования.

«Что касается нейронов, - говорит нейролог Алан Хобсон, - во время REM-фазы сна мозг контролирует зрительные процессы и движение».

Но для того чтобы мы не покалечили себя и других, в стволе головного мозга существует «кнопка безопасности», отключающая во время REM-фазы сна мышечную систему, фактически парализуя нас. В описанном случае с мужчиной механизм подстраховки был нарушен.

Наведение мостов.

В потоке образов, как и во сне, воображаемые картины, звуки и ощущения активизируют соответствующие центры мозга, почти идеально воспроизводя реальность.

Во время таких занятий человек говорит, слушает, смотрит, ощущает запахи и вкус, чувствует, анализирует, размышляет и удивляется, творит и генерирует мысленные образы - и все это одновременно.

Эта необычная ментальная комбинация «наводит мосты» между многочисленными противоположными полюсами мозга. За последние пятнадцать лет попытки достичь равновесия между аналитическим левым полушарием мозга и оперирующим цельными структурами творческим правым полушарием стали почти самоцелью. Во многих престижных корпорациях психологи без устали натаскивают исполнителей-тугодумов в «правостороннем» мышлении. Наиболее отчаянные занимаются тренингом в специальных салонах, где в окружении ярких мигающих огней и модулированных звуковых волн пытаются добиться синхронности работы обоих полушарий.

При просмотре образов каждый из основных полюсов мозга вовлекается в своеобразную игру, формирующую связи между его отделами. В результате наведения мостов развиваются те самые способности, которые помогли Эйнштейну в создании теории относительности.

Однако делению на правое и левое полушарие придается несколько большее значение, чем следовало бы. На самом деле функции мозга с таким же успехом могут быть поделены между верхним и нижним или задним и передним отделами. Практически любая деятельность, связывающая различные полюса мозга, способствует его сбалансированному развитию.

Из всех известных мне методов именно те, что способствуют установлению связей между различными отделами мозга, активизируют наиболее обширные и сбалансированные его части, максимально повышая активность сознательной деятельности и наращивая мощные сети хеббовских связей, пронизывающих мозг не только справа налево, но и во всех направлениях. Просмотр образов - это лишь одна из множества методик, способствующих развитию связей между полюсами мозга, но, бесспорно, наиболее эффективная.

Я, Анпилогов Михаил Николаевич, в данном письме сообщаю те воспоминания из своей жизни, подобные которым я не встречал ни от кого и никогда. В чём причина замалчивания – это отдельный разговор. Моё дело – оставить своё свидетельство, как человека, помнящего своё рождение (не под гипнозом, а обычной человеческой памятью), пока годы ещё позволяют помнить и пока я ещё живу на этом свете.
Свидетелем правдивости моей являются: я и Тот, Кто породил всё вокруг – если я солгу, пусть накажет; если ошибаюсь или мне мнится, пусть простит. Я сообщу так, как я это помню, пронеся память об этом до настоящего времени.
Итак.
Родился я 23 марта 1950 года в 23 часа 30 минут (в свидетельстве о рождении записали 24 марта), в городе Павловске Воронежской области, в центральной районной больнице (по простому, в “Белой больнице”).
Когда мне уже было более 40 лет, я спросил у своей мамы, поверит ли она в то, что я помню свой момент рождения, помню как я рождался. Она ответила отрицательно. Я ей сказал, что другого ответа я и не ожидал. Спросил её, знает ли она, что у меня привычный вывих левого плеча, и мне иногда, после перегрузок внезапных, приходилось вправлять левую кость плечевую на своё место. Она опять ответила отрицательно. Тогда я ей сообщил: “Этого ты не должна была знать – вывих я получил в момент рождения, когда боролся за свою жизнь – и об этом я тебе никогда не говорил”.
Теперь сообщаю всем непосредственно о моих чувствах в утробе материнской и в момент моего рождения.
Уровень ясности воспоминаний я буду оговаривать.
Отрывки воспоминаний моей жизни в утробе для меня на уровне вполне определённой ясности. Зная это, я старался уйти, в памяти, в момент моего зачатия. То, что я сообщу, на уровне – “как будто кажется”, но то, что может быть и реальностью. Свет! Вспышка света! Вот моё зачатие, так, как я это “зацепил”(или представил) в своём сознании. Повторю, вполне может быть мне это кажется. Но передам так, как я это “зацепил”. Свет, как от сварочной дуги ночью – внезапный и мощный. Но свет не ослепляющий, не наш, привычный, “белый”, а как бы “белый”, он как бы – всё! при своей мощи и всеобъятии, не угнетающий, - он, сказать просто, несказанный – сколько ни говори, его передать невозможно. Этот свет – безотносителен, не мягкий, не жёсткий, внезапный, мощный и всеобъемлющий.
Теперь сообщу об отрывках своих воспоминаний о своей жизни в утробе – уровень нормальной ясности. Для нашей жизни, в обычном понимании, находиться в утробе это – всё равно, что в малой каменной клетке без окон и дверей. Ребёнок – вернее, плод – я – так себя не чувствовал. Никакого угнетения, тоски, чувства одиночества не было от того, что находился один в столь малом пространстве. Сжатия никакого, тепло (постоянство в нормальной температуре), чувство комфорта. Главное чувство, которое я хорошо помню – любопытство, тяга к исследованию. Прислушивания, прощупывания, ощупывания, раздумья о своих ощущениях, вопросы что это такое и что это со мною. Чёткая работа мысли!
Иногда наступало чувство неопределённой тревоги. Вероятно, это исходило от чувства матери и от внешнего мира вообще.
Свет я просматривал – было полное ощущение слабого света, но уже, естественно, в обычном понимании.
Скажу, обобщая, мне было приятно находиться в материнской утробе – во всяком случае, слишком плохого я не помню.
Теперь – о неприятном.
В какой-то момент я почувствовал неудобствия. Идиллия комфортности начала пропадать. Грубость по отношению ко мне помню.
Как бы из стороны в сторону – сейчас бы – толкали бы меня ладонями, а то и кулаками. Чувство непонятия и неприятия. И наконец-то я понял, что меня выталкивают в одну сторону. Я отчаянно сопротивляюсь, не желая покидать такой удобный, комфортный мир, к которому я привык, как говорится, как к родному. Потуги мои абсолютно тщетны. Я возмущаюсь (и, кажется, ору). Железная беспощадная сила не даёт мне никаких шансов. Я понимаю, что тратить силы на борьбу с этим чудовищем – бесперспективно. Двигаюсь в том направлении – двигая руками, ногами, извиваясь всем телом – куда оно меня толкает. Проход – всё уже (чёткое чувство сужающегося прохода, в котором двигаюсь головой вперёд – полный образ: давящая, со всех сторон, резиновая труба). Назад путь исключён полностью. Моя мысль работает – в совершенно авральном режиме. Подходит понятие – я гибну. Именно понятие, ибо мыслил я так же точно, как и сейчас, когда пишу это свидетельство. Мысль – во спасение, мысль стремительная на основе информации пренеприятнейшей: я задыхаюсь, меня давит со всех сторон. Усиленно помогаю тому чудовищу, которое меня выталкивает. Чётко помню свою работу всем телом, особенно плечами вверх и вниз поочерёдно. Извиваюсь, стараюсь быстрее проскочить сметельно-опасное положение. Помню – чётко – мысль: “Тяжело, я гибну… я гибну… угасает сознание… борьба за жизнь… угасает сознание… душно… тяжело… что делать?.. давит… тяжело… я гибну”. Была, кажется, даже какая-то ярость моя в этой борьбе за жизнь. Совершенно чётко помню всё возрастающую боль в левом плече. Боль всё острее. Ничего не могу сделать для облегчения. Треск! – напоминающий треск доски, на которую наехал грузовик – вылетела кость из плечевого сустава (именно поэтому, с того момента, у меня “привычный вывих” левого плеча всю жизнь). После треска – облегчение. Я понял – припоминаю, - что, вероятно, есть шанс на спасение. Что дальше, помню на уровне – “кажется”, с уклоном некоторым – реальность в воспоминаниях. Помню холод, обстановку в комнате, люди, не дневной свет и белые халаты на людях. Голос чей-то – почти бас. По рассказам мамы – были одни женщины. Но уши младенца могли воспринять женский голос как бас в пещере – с примесью раскатистости. Грубое отношение ко мне припоминаю – знаменитое – меня взяли за ноги в положение вверх ногами. Кажется, был смех. Припоминаю, тогда же, обычные голоса людей, как бы после баса, который был вначале. Но это, может быть, припоминаются моменты более “взрослой” жизни. Запомнилось хорошо до момента, когда был треск в плече. Остальное, как говорится, - без гарантий.
Теперь упреждаю скептиков и хохотунов – их вопросы. На каком таком языке я мыслил? Повторю, мыслил я, в момент рождения, также, как и сейчас, в мои, без малого, пятьдесят семь лет. На русском языке, вернее всего, – мне даже кажется, что видел, в тяжёлую минуту, перед собой, слова моих мыслей в буквах – кажется, русские буквы. Но, может быть, это был всемирный язык. Мыслил – и всё! Почему так по взрослому мне мыслилось в момент рождения? Так мыслилось – и всё! Я не считал себя в тот момент ни плодом, ни младенцем, ни женщиной, ни мужчиной, ни человеком, ни старым, ни молодым. Я был – я – просто был – и всё! – я понимал, что я есть. Что-то я или, если хотите, кто-то. Этого понятия – мне передать невозможно. И всё!

Свидетельство зафиксировано мною 09.01.2007. Россия. Город Павловск, Воронежской области. 23часа, 30 минут.

Свидетель: АНПИЛОГОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.

P. S.: по часам, зафиксировалась, полностью, вся запись – во время моего рождения. Это получилось само. За всё здесь – я отвечаю перед Тем, Кто всё создал. М. А.
(Это свидетельство не было принято районными газетами для опубликования (не поверили?) М. А.).