К видам психологической защиты не относится. Защитные механизмы психики

Содержание статьи:

Психологическая защита - это присущий каждому человеку рефлекс, который помогает ему поставить для себя спасительный блок при кризисной для него ситуации. Сопротивление людской натуры негативному воздействию извне является вполне природным. Однако далеко не каждый человек разбирается в механизмах и способах постановки подобного барьера между собой и стрессом.

Что такое психологическая защита

Данный процесс давно интересовал человечество, но стал известным после озвучивания его Зигмундом Фрейдом. В конце 19 столетия (в 1894 году) знаменитый исследователь людских душ впервые начал анализировать все способы психологической защиты субъектов от негативных факторов.

В основу своих умозаключений он положил методы борьбы (в виде вытеснения) против аффекта и болезненных видений, которые возникают в сознании человека. Симптомы тревожности поначалу он описывал довольно узко и в категоричной форме, хотя четкой формулировки психологической защиты в его трудах искать не приходится. Чуть позднее (в 1926 году) Зигмунд уже само понятие «вытеснение» не делал главной догмой при озвучении заинтересовавшего его понятия.

Его младшая дочь, Анна Фрейд, пошла по стопам великого отца и, став основателем детского психоанализа, в своих трудах детально изучила все аспекты реакции человека на определенные обстоятельства. На ее взгляд, понятие психологической защиты людей заключается в десяти ее компонентах. В исследованиях этого аналитика четко наблюдается вера в силу и возможности личности любого субъекта.

Подавляющее большинство специалистов и по сей день пользуется данным термином, который ввел в практику Зигмунд Фрейд. В основу современных методик психологической защиты заложено осмысление ее в качестве процесса постановки блока на бессознательном уровне между внутренним миром человека и опасными проявлениями социума.

Механизм действия психологической защиты


Обычно специалистами озвучиваются первичные и вторичные механизмы постановки блока между собой и стрессовой ситуацией. Однако они все же выделяют основные разновидности данного состояния:
  • Вытеснение . Иногда это понятие заменяют термином «мотивированное забывание», при котором происходит переход воспоминаний о трагических событиях из сознания в область подсознания. Однако подобный процесс вовсе не свидетельствует о том, что существующая проблема решена полностью. Следует отметить тот факт, что довольно часто подобный вид психологической защиты становится фундаментом для развития всех остальных механизмов.
  • Регрессия . Истеричные и инфантильные особы всегда стараются при помощи нее избежать ответственности за принятие важных решений в своей жизни. Психиатры в некоторых особо тяжелых случаях считают регрессию благодатной почвой для развития шизофрении.
  • Проекция . Мало кто из нас любит видеть недостатки у себя, а вот в грязном белье других людей довольно часто копается большое количество нечистоплотных персон. При этом бревно в собственном глазу их вовсе не смущает, потому что они заняты активными поисками соринки в нем у ближайшего окружения. При данном увлекательном для них занятии они свои скрытые комплексы маскируют за счет критики посторонних людей.
  • Формирование реакции . Обычно озвученный процесс реализуется в виде желания компенсировать собственные как надуманные, так и имеющиеся недостатки. При этом у таких людей формируется видение мира в черно-белых тонах. Можно в данном случае позиционировать себя сильной особой, которая при нежной натуре постарается сокрушить все вокруг, но не дать слабинку. Не потому что она зла, а вследствие того, что боится боли, которую ей могут причинить. Слабая личность в свою очередь в виде психологической защиты использует браваду, прикрываясь мнимыми влиятельными друзьями.
  • Отрицание . Подобное явление имеет много общего с вытеснением из сознания неприятных или трагических событий. Однако при отрицании человек не просто мотивированно забывает о происшедшем, но и вряд ли вспомнит о том, что с ним случилось. Если же ему рассказать о прошлом, то он посчитает это глупой выдумкой недоброжелателей.
  • Замещение . В данном случае человек будет стремиться с более сложных целей переместить свое внимание на решение легких задач. Такие люди редко появляются в местах с повышенной опасностью, а посещают заведения со спокойной обстановкой.
  • Сублимация . Нежелательные импульсы адекватные личности направляют в нужное русло. То же сексуальное, но нереализованное напряжение они готовы снять при помощи занятия спортом, туризмом и активным отдыхом. Если же не появляется желания подобного позитивного выхода энергии, то речь уже может пойти о садистах и даже маньяках. Механизм сублимации довольно часто включается именно при проблемах интимного плана. Однако при отсутствии явных отклонений в психике человек компенсирует этот недостаток достижением в науке, технике и искусстве. За счет высокого интеллекта такие особы блокируют свои нездоровые фантазии, сублимируя их в плодотворной деятельности, которая приносит пользу обществу.
  • Рационализация . Довольно часто неудачник обесценивает желаемую цель в случае провала предполагаемого предприятия. При этом он делает эффектную позу при плохой игре, утверждая окружающим, что не очень-то и хотелось сделать ту же карьеру. Впадая в другую крайность, озвученные особы завышают ценность полученного приза, хотя изначально не особо в нем нуждались.
  • Идентификация . В некоторых случаях люди считают, что обладают качествами знакомой им удачливой особы. Будучи антиподом проекции, подобное отождествление подразумевает желание собственную неполноценность в чем-либо замаскировать идентификацией с достижениями положительного субъекта.
  • Изоляция . В каждом из нас есть как позитивные черты характера, так и негативные проявления личности, потому что идеальных людей не существует. При изоляции человек абстрагируется от собственных нелицеприятных поступков, не считая себя в чем-либо виноватым.
  • Фантазирование . Многие люди, находясь в тяжелом финансовом положении, по дороге куда-либо мечтают найти кошелек, полный долларов. Согласны они и на приобретение в виде потерянного кем-то золотого украшения. Со временем эта форма защиты от реальности может стать навязчивой идеей. Если этого не происходит, то фантазировать никому не воспрещается.
Иногда люди используют не один, а несколько защитных механизмов. Делают они это часто неосознанно, чтобы по максимуму оградить себя от травмирующих их психику факторов.

Основные способы психологической защиты


Пытаясь избежать последствий тревожной ситуации, люди могут вести себя следующим образом:
  1. Самообвинение . Подобный классический вариант личной защиты довольно часто распространен среди обывателей. Именно таким образом они успокаиваются и считают себя компетентными особами в оценке жизненных ситуаций. Некоторые люди при помощи этого странного и саморазрушающего способа пытаются доказать свою значимость, ожидая лестных оценок со стороны ближайшего окружения.
  2. Обвинение других людей . Легче всего переложить вину за собственные проступки на другого человека, чем признать их самому. Часто, когда что-то не заладилось, можно услышать от таких особ фразы типа «ты сказал мне под руку» или «не надо было стоять у меня над душой».
  3. Зависимое поведение . Кошмары наяву - довольно частое явление для тех, кто просто боится жизни. Среди алкоголиков и наркоманов подавляющим большинством выступают субъекты с зависимым поведением. В итоге у них происходит искажение сознания, когда человек не способен адекватно воспринимать действительность.
Озвученные способы психологической защиты довольно часто являются крайностями в поведении людей. Грань между желанием обезопасить себя и неадекватностью иногда бывает весьма условной.

Когда срабатывает психологическая защита?


Сложно понять какую-либо проблему, если не рассмотреть ее детально на практике. Механизмы психологической защиты обычно срабатывают при возникновении следующих ситуаций:
  • Пополнение в семействе . Первенец в очень редких случаях является нежеланным ребенком. Подрастающий малыш привыкает быть центром Вселенной для всей семьи. При рождении затем брата или сестры у юного эгоиста срабатывает эффект регрессии. Психологическая травма такого рода заставляет ребенка вести себя не в соответствии со своим возрастом. Пытаясь привлечь внимание родителей, он начинает так же капризничать, как его маленький соперник.
  • . Обычно наши страхи формируются в детском возрасте. Некогда культовый фильм «Оно» по мотивам произведения Стивена Кинга повергл в ужас целое поколение юных любителей пощекотать себе нервы. Знаменитый актер Джонни Депп и по сей день страдает коулрофобией (боязнью клоунов). В данном случае срабатывает один из механизмов психологической защиты человека в виде попытки изоляции аффекта и полного его вытеснения из сознания, что не всегда получается на практике. Тот же малыш, повредив какую-либо ценную вещь, будет полностью отрицать свою причастность к содеянному. Подобное поведение не всегда свидетельствует о склонности ребенка к обману. Просто у него реально от мысли быть покаранным родителями срабатывает инстинкт самосохранения, и память услужливо стирает какое-либо воспоминание об испорченной вещи.
  • Поведение отвергнутого кавалера или дамы . Стараясь защитить свое самолюбие, горе-поклонники начинают выискивать всяческие недостатки у коварной особы. В данной случае речь идет о рационализации, которая помогает человеку пережить поражение на любовном фронте. Если же отвергнутый человек достойно ведет себя в этой ситуации (начинает писать стихи и занимается самообразованием), то речь уже пойдет о сублимации.
  • Самозащита жертвы насилия . При помощи внутреннего блока в виде полного отрицания происшедших с них событий или вытеснения их из сознания люди подобным образом стараются избавиться от шока. Особенно это касается тех особ, кто пережил сексуальное насилие. Некоторые взрослые считают, что если их ребенок пострадал от рук извращенца, то с возрастом он забудет обо всем. Специалисты не советуют так расслабляться папам и мамам маленькой жертвы, потому что подсознание будет сигнализировать ей об опасности, которая может исходить от взрослых людей.
  • Поведение больного с серьезной патологией . При помощи одного из видов психологической защиты в виде отрицания человек старается убедить себя, что ничего страшного с ним не происходит. Он будет отказываться от предложенного лечения, считая его бессмысленной тратой денег при надуманной проблеме.
  • Срыв эмоций на близких . Довольно часто членам семьи попадает, когда на их родственника на работе накричал начальник. Постоянные придирки со стороны руководства запускают механизм замещения, когда гнев выплескивается на ближайшее окружение. В Японии (во избежание такого поведения) куклы с обликом начальника после стрессового дня разрешается разделать под орех при помощи биты.
  • Поведение студентов . Молодежь в большинстве случаев затягивает подготовку к экзаменам до последнего или вовсе игнорирует ее. Оправдывая собственную безответственность, они затем обвиняют всех, начиная от профессора-непрофессионала и заканчивая министром образования. Проекция становится для них главным способом обелить себя в глазах общественности.
  • Боязнь путешествий на самолете . Одним из примеров психологической защиты человека можно назвать аэрофобию. В данном случае речь пойдет о замещении, когда вместо авиалайнера люди предпочтут передвигаться на более безопасном, с их точки зрения, транспорте.
  • Подражание кумирам . Обычно такое проявление идентификации свойственно детям. Именно в период созревания, мечтая выделяться среди сверстников, они начинают видеть у себя способности супергероев из блокбастеров.
  • Покупка нового домашнего любимца . Опять же речь пойдет о замещении, когда, тяжело восприняв смерть кота или собаки, люди стараются приобрести похожее на них животное. Назвать они его постараются точно также, что в принципе только усугубит горечь потери.
Что такое психологическая защита - смотрите на видео:


Функции психологической защиты можно рассматривать с разных точек зрения, но в основе ее все же лежит инстинкт самосохранения. С одной стороны, его можно назвать позитивным явлением. Однако при том же гневе и страхе излишняя энергия должна найти свой естественный выход, а не быть заблокирована в глубинах сознания. Озвученный процесс затем становится деструктивным искажением действительности и может закончиться тем же неврозом, язвой желудка и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Защитные механизмы психики

Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение. Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т.д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация - психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно - неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение - сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я». В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

    в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);

    в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

    в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

    во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;

    в ситуации цейтнота - в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;

    в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

    в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

    в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

    в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Взгляд на проблему со стороны сознания.

Как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так и сознательное, произвольное желание изменить себя способно оказать воздействие на бессознательное. Безусловно, такие действия требуют определенных усилий, в основе их всегда должны быть воля, позитивное мышление и желание радоваться жизни.

Случается, что человеку трудно осознать собственные проблемы. Он может испытывать дискомфорт, чувствовать неблагополучие, эмоциональную напряженность, но из-за внутреннего сопротивления не может понять причину собственной неудовлетворенности.

Для того чтобы обойти сопротивление, освободиться от внутреннего напряжения, достигнуть состояния расслабления и на его фоне осознать собственные проблемы, можно использовать специальные приемы:

    Кричать изо всех сил. Конечно, там, где вас никто не услышит, или при закрытых окнах.

    Заняться спортом или быстро пройтись по улице.

Задаться вопросом: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?»

В основе изменения состояния при использовании данных приемов лежит механизм «разрядки» напряжения, в результате чего сопротивление ослабевает, поскольку оно удерживалось как раз за счет напряжения, и причины переживаний становятся более доступными осознанию.

Необходимо учитывать, что осознание глубинной проблемы не ведет к полному освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным. Важно понять свою проблему и назвать ее как можно конкретнее для того, чтобы затем работать над ее разрешением.

Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также анализ собственных фантазий. Как уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления. Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов - страхи.

Директор Центра Паламарчук Е.М.

Дипломированный специалист, телесно - ориентированный психотерапевт,

член Профессиональной Психотерапевтический Лиги.

Признак классификации Виды психологической защиты
По степени эффективности
  • деструктивные,
  • конструктивные;
По уровню зрелости
  • примитивные,
  • рациональные;
По степени влияния на психическое здоровье личности
  • защиты, сохраняющие психическое здоровье,
  • защиты, ведущие к патологиям;
По способам действия и преобразованию информации
  • защиты, связанные с перцепцией,
  • защиты, связанные с перестройкой информации,
  • защиты, связанные с трансформа-цией значения мыслей, чувств, поведения,
  • защиты, связанные с разрядкой отрицательного напряжения,
  • защиты манипулятивного вида
По форме защиты
  • активные формы защиты,
  • защиты через рационализацию,
  • защиты через капитуляцию,
  • сверхзащиты

По степени эффективности выделяют:

· конструктивные защиты , обеспечивающие психологическую защищенность и адекватность личности в коммуникативных ситуациях, а также нейтрализацию угрожающих факторов;

· деструктивные защиты, требующие больших энергетических затрат и не обеспечивающие психологическую защищенность личности.

По уровню зрелости можно выделить:

· примитивные , не допускающие поступления травмирующей личность информации в сознание. К их числу относят отрицание, регрессию и проекцию;

· рациональные, допускающие травмирующую информацию в сознание, но принимающие её в удобном для себя виде (интеллектуализация, компенсация и др.).

По степени влияния на психическое здоровье можно рассматривать:

· защиты, дающие возможность сохранять дееспособность и оставаться довольными жизнью с сохранением психического здоровья (компенсация, рационализация, идеализация, реактивная формация, перенос);

· защиты, представляющие чаще психопатологию и нарушающие процесс приспособления к окружающей среде (проекция, уничтожение сделанного, конверсия).

По преобразованию информации и способам действия выделяются:

· защиты, связанные с перцепцией , т. е. со спецификой восприятия в общении себя самого, собеседника и условий коммуникативной ситуации (вытеснение, отрицание, подавление);

· защиты, связанные с перестройкой информации (проекция, изоляция, интеллектуализация);

· защиты, связанные с трансформацией значения содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, реактивные образования, идентификация, фантазирование);

· защиты, связанные с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения (соматизация, сублимация);

· защиты манипулятивного типа (регрессия, уход в болезнь).

По форме рассматриваются:

· Активные формы – используя эти формы, человек не пытается анализировать собственное поведение, не признает свое поражение и неудачи, а старается обвинить других людей и выплескивает негативные эмоции на окружающих;



· Формы психологической защиты через рационализацию – предполагающие псевдорациональное объяснение человеком собственных мотивов, действий, поступков с целью собственного самоутверждения, защиты собственного «Я»;

· Формы психологической защиты через капитуляцию – человек страшится ответственных поступков, подсознательно не хочет совершать их, оправдывает себя, стремится уйти от принятия решения, вследствие низкой самооценки, неуверенности в себе и отсутствия возможных выходов из сложившейся ситуации;

· Сверхзащита, предполагающая сверхсильные способы защиты от внешних и внутренних стрессоров, возникающие на бессознательном уровне и неконтролируемые человеком, способствующие снижению значимости угрожающих факторов.

По мере взросления каждый человек сталкивается с различными факторами, которые препятствуют эффективному общению и плодотворному взаимодействию с другими людьми. В результате чего он должен идти на определенный компромисс, изменять свое поведение, уметь довольствоваться менее близкими отношениями. Для этого, в процессе общения, человек сознательно, но чаще, не осознавая этого, использует различные формы психологической защиты. В. И. Гарбузов описал различные формы психологической защиты, используемые личностью в сфере деловых контактов .

Кактивным формам психологической защиты относятся:

· Экстрапунитивность – тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда – себя. В человеке формируются установки вроде: «Это по их вине я живу так плохо…», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти дураки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д.

· «Поиск мишени» – эта защита носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел очень тяжело и неудачно для вас. Вы в отвратительном настроении едите домой. Вам наступают в транспорте на ногу. В ответ вы вступаете в драку. Реакция явно неадекватная. Причина неадекватной реакции не в том, что вам наступили на ногу, а в том, что за день в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.

· «Праведный гнев» .Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки типа: «Я не завидую, но меня раздражает…», «Я не мщу, а разоблачаю …» и т. д.

· Самоутверждение путем унижения другого возникает, когда дело не получается и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.

· Девальвация объекта беспокойства возникает, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д. Чувствуя, что сделать это трудно, человек начинает девальвировать объект беспокойства и приписывать ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался!», «Если бы я знал, кто он такой …» и т. д.

Психологическая защита через рационализацию включает в себя следующие формы:

· Рационализация – это псевдорациональное объединение человеком собственных стремлений, мотивов, действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» – основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. Например: феномен «кислый (зеленый) виноград» (известный из басни И. Крылова «Лиса и виноград»). Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанными предметами, человек обесценивает их, то есть если субъект не может получить желанный предмет (как лиса не могла получить виноград), то наделяет его отрицательными чертами.

· «Адвокат самому себе» . Обычно возникает, когда человек испытывает дефицит ласки и заботы (особенно в детстве) или длительное время получал негативные оценки со стороны окружающих. В качестве компенсации у него могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая!», «Какой я мастер!» и т. д.

· Проекция – механизм защиты, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение, вытесненные переживания, потребности и отрицательные качества другим людям, например, человек начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом …». Агрессивный человек других людей считает агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, лгуну все кажутся лгунами. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла опущения», так как отношения и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

· Интроекция – это противоположность проекции, включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. С помощью интроекции индивидуум присваивает убеждения, установки других людей без критики, без попытки изменить их и сделать своими собственными. Например, впечатлительный мужчина пытается сдержать слезу, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать. Также с помощью интроекции положительные качества других переносятся на собственное «Я» и в человеке формируются установки: «Без меня все рухнет», «Приходится работать мне, профессионалу, с бездарями» и т. д.

· Замещение – это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта, то есть перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект или предмет. Если девушка, которую любит молодой человек и с которой он связывал удовлетворение своих желаний и потребностей, недоступна для него, то он переносит все свои чувства на другую. Эффективность зависит от того, насколько замещающий объект максимально похож на того, с которым связывалось удовлетворение потребности.

· Искажение действительности . В том случае у человека формируются следующие искаженные установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д. Человек, пытаясь справиться со своей тревогой и переживаниями, искажает реальность, таким образом, защищая свою самооценку.

· Сдвиг реальности . Он может быть во времени («Эта книга написана в доисторическую эпоху», – говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).

· Приятие – отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отрицается как неверное.

· Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.

· Идентификация себя с другими иликонфлюенция – это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом, путем перенесения на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности, а также подчеркнуть свои связи и повысить, таким образом, собственную значимость в глазах окружающих. Например, младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, умные люди, думаем …».

Психологическая защита через капитуляцию (отказ) может быть представлена следующими формами:

· Геронтолизм, или пуэрилизм . Человек страшится ответственных поступков. Он подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею», или обратный случай: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым …» и т. д.

· Интропунитивность . Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующие: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».

· Импунитивность. Тенденция искать причину неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай!», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.

Возможными способами проявлениясверхзащиты являются:

· Селекция информации. Ко всему неприятному для себя человек становится невосприимчивым. Он начинает слышать только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, переживаний, трагического события.

· Отрицание или избегание. Человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. «Этого не может быть!» – кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. Это происходит во время смерти близких, войн, бедствий, аварий и т. д.

· «Защитный фасад». Скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный – прикидывается интеллигентным. Такое поведение часто психозащитно.

· Девальвация угрозы. Например, курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а он ссылается на 90-летнего курильщика. В нем формируется установка: «Со мной этого не случится».

· Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее мнимый источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).

· Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию: аварию, заболевает и т. д. После этого он всю жизнь перестраховывается: переходит дорогу только на зеленый свет, даже когда нет машин; питается рационально и всегда вовремя, не употребляет вообще алкоголь, не курит и т. д. Такое «зацикливание» на ситуации также психозащитно.

· Фиксация. Возникает, когда человек терпит фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.

· Сверхконсерватизм. Тревожный человек начинает избегать всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, не нужно выкладываться», или «Женщина – это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».

· Вытеснение – универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Человек забывает то, что неприятно, что унижает его достоинство, и принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что, он болен ревматизмом, и он этому начинает верить. Однако, вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в сновидениях, шутках, ошибочных действиях, невротических и психологических симптомах (в фобиях и страхах).

· Дифлексия, или «уход в себя» . Свойственно увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости воздействия. Например, общительный человек начинает замыкаться в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже, «уход в себя» часто обеспечивает отдых мозга (меньше становится внешних воздействий). Крайним предельным выражением данной тенденции может стать полная замкнутость, отчужденность, отказ от контактов с людьми. Дифлексия часто используется с деловых коммуникациях – смена темы беседы, избегание встреч, уклонение от ответов на вопросы, отключение от определенных каналов массовой информации и т. д.

· Отключение .Возникает, когда организму требуется психологический отдых, например, у студентов во время сессии. Изучаемый материал не воспринимается, чувствуется «смертельная усталость», человек как бы отключается. В случае смены ситуации (например, звонок от любой подружки) усталость «как рукой снимает», и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.

· Деперсонализация – это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне. При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они – пациенты, врачи, учителя.

· Дереализация . Такая форма защиты возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он, не отдавая себе отчета, переключается на что-то второстепенное: начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.

· Альтернативное переключение . В человеке начинает формироваться установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против …». На самом же деле человек был «за» неудачно выполненный план, проект и т. д.

· Интрапсихическая адаптация . Возникает, когда нечто угрожает, изматывает. Человек говорит себе: «Все надоело!» «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.

· «А я и не хотел». Такая форма защиты возникает, когда необходимо оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».

· «Рассечение гордиева узла». Например, робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность психологически изматывает и толкает его к действию.

· Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д. Такая реакция также психозащитна.

· Изживание напряжения или страха. Например, боязливый человек выбирает роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.

· Сублимация. Этот механизм психологической защиты снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики в социально желательные для человека и общества формы деятельности, он дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядится в спорте или в строгих методах воспитания).

· Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, наиболее безопасному и приятному (проявляются несдержанность, неудовольствие, детский лепет, езда на автомобиле с очень большой скоростью и т. д.)

· Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания. Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Таким образом, каждый человек сознательно или бессознательно, использует в своей жизни огромное количество разнообразных форм психологической защиты.

Подводя итог, следует отметить, что психологическая защита личности представляет собой сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально - личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в разных коммуникативных ситуациях.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Среди исследователей не существует единой точки зрения на общее количество защит и на степень их соотнесенности друг с другом.

К механизмам психологической защиты Зигмунд Фрейд относил такие, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация, регрессия, реактивные образования и некоторые другие. Они не осознаются личностью и автоматически включаются, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности. Отрицание проявляется в том, что сотрудник отказывается принять факт своей ошибки и на замечание руководителя у него возникает реакция "не может быть".

Вытеснение характеризуется забыванием, то есть сотрудник может совершать одну и ту же ошибку не в силу своей "бестолковости" или из-за "вредности", а потому, что сделанное ему замечание было болезненно для него и он вытеснил его из своего сознания.

Проекция - это бессознательное наделение других людей собственными чувствами, негативными качествами, которые не осознаются их носителем. Поэтому, во-первых, руководитель может обвинять сотрудника в том, что присуще ему самому, но не осознается им. Во-вторых, сотрудник может бессознательно приписать начальнику свои собственные чувства и поэтому воспринять его слова совсем не так, как ожидает руководитель.

Рационализация обеспечивает блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека; он в силу данного механизма использует более приемлемые для себя объяснения своего поведения. Одним из проявлений рационализации является оправдание себя.

Регрессия выражается в инфантильности, когда поведение сотрудника напоминает поведение беспомощного ребенка.

Реактивные образования проявляются в том, что вместо истинных чувств личность демонстрирует противоположные. Например, вместо агрессии или ненависти сотрудник использует лесть. Шелихова Н.И. Как бороться с мотивационным спадом//Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2007. - №11. - С. 10

Интерес представляет классификация психологических защит, которые наиболее полно представлены в работах Л.Р. Гребенникова.

Можно выделить четыре группы:

защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию,

преобразование (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения человека: рационализация, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, компенсация и многие другие,

механизмы психологической защиты, которые составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения (сублимация, защитный механизм реализации в действии),

механизмы психологической защиты манипулятивного типа: регрессия, механизм фантазирования. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Под ред. Гребенникова Л.Р. - Мытищи: Талант, 2007. - С. 44.

В целом большинство психологов современности выделяют определенный набор механизмов психологической защиты, которые считаются универсальными.

Интерес представляет классификация, приведенная Н. Мак-Вильямс, которая выделила два уровня - первичные и вторичные защитные механизмы. Рассмотрим их.

К первичным защитным механизмам относятся:

· Всемогущий контроль - восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Проявляется в бессознательном восприятии человеком себя как причины всего, что происходит в окружающем его мире. Наиболее заметными проявлениями работы этого механизма являются ощущение ответственности за всё вокруг и попытки всё контролировать. Если же контролировать что-либо не удаётся - возникает чувство вины.

· Диссоциация - отделение себя от своих неприятных переживаний. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая "диссоциированная" позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.

· Интроекция, в частности Идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

· Отрицание - полный отказ от осознания неприятной информации. Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения, заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает. На практике это означает, что вытесненную информацию можно при некотором усилии вспомнить, причём субъективно она будет восприниматься именно как забытая. Информацию же, которая подверглась отрицанию, человек, после отказа от данной защиты, не вспомнит, а признает, так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл.

· Примитивная идеализация - восприятие другого человека как идеального и всемогущего. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Одним из "побочных эффектов" механизма является примитивное обесценивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна.

· Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние. Одним из "побочных эффектов" механизма является примитивное обесценивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна

· Проективная идентификация - когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции. Заключается в бессознательной попытке одного человека давить на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Многими исследователями не выделяется как самостоятельный процесс, а рассматривается как смесь проекции и интроекции

· Проекция - ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые описан Зигмундом Фрейдом.

· Расщепление Эго - представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Мышление "в чёрно-белом цвете", иначе говоря в терминах крайностей: "хороший" или "плохой", "всемогущий" или "беспомощный" и др.

· Соматизация или Конверсия - тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

К вторичным защитным механизмам относятся:

· Аннулирование или Возмещение - бессознательная попытка "отменить" эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

· Вытеснение, Подавление или Репрессия - в бытовом смысле "забывание" неприятной информации.

· Вымещение, Замещение или Смещение - в бытовом смысле "поиск козла отпущения".

· Игнорирование или Избегание - контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

· Идентификация - отождествление себя с другим человеком или группой людей.

· Изоляция аффекта - удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

· Интеллектуализация - неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

· Компенсация или Гиперкомпенсация - прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

· Морализация - поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

· Отыгрывание, отреагирование вовне или разрядка - cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

· Поворот против себя или аутоагрессия - перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

· Раздельное мышление - совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

· Рационализация - объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

· Реактивное образование - защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

· Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

· Регрессия - возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

· Сексуализация или инстинктуализация - превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей. Один из немногих инстинктов, практически не потерявших свою силу у человека. Являясь мощной и в то же время ничем не обусловленной потребностью, половое влечение мотивирует многие аспекты поведения человека. Удовлетворение этой потребности, в общем случае, подкрепляется сильным удовольствием и другими позитивно заряженными ощущениями. В то же время сексуальное поведение человека принимает очень сложные и вариативные формы, которые не могут быть заданы на уровне инстинктов, что даёт нам большую свободу в интерпретации того, что мы считаем, а что не считаем сексуальным. Сексуализация, как защитный механизм, использует эту особенность инстинкта размножения, придавая негативному опыту эротический смысл, и таким образом обращая этот опыт в позитивный. Сексуализировано может быть практически всё что угодно: власть, деньги, агрессивность, зависимость, слабость, беззащитность, смерть, боль. Практически на любой негативный опыт найдутся люди, которые привыкли его сексуализировать.

· Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом. Н. Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. - М.: Класс, 2008. - С. 87