История улицы им кати зеленко. Биография Екатерины Зеленко

Корреспонденты РИА «Воронеж» с историком Владимиром Размустовым продолжают рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа. В пятницу, 25 марта, спецпроект посвящен памяти выпускницы воронежского авиаклуба, единственной в мире женщине, совершившей воздушный таран, Екатерине Зеленко.

Екатерина Зеленко (14.09.1916 - 12.09.1941)

Летчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Погибла в 24 года во время тарана немецкого самолета.

Будущая летчица родилась в украинском селе под Житомиром. Через несколько лет ее большая семья (Катя была 10-м ребенком) переехала в Курск, на малую родину отца. С детства девочка лучше мальчишек лазила по деревьям, не плакала.

«Когда все пацаны с Веселой улицы договорились прыгать с зонтиками с крыш сараев, изображая парашютистов, Катя прыгнула первой. «Я буду летчицей!» - сказала она тогда под общий смех большой семьи. Старшие два брата ее были в авиации и, узнав о мечте сестренки, посоветовали поступать в авиационный техникум в Воронеже, где жила старшая сестра Софья. Катя не знала, собираясь в отъезд, что отцу осталось жить считанные дни: он уже был тяжело болен».

Фрагмент из книги Людмилы Жуковой «Выбираю таран»

Здание на проспекте Революции, 8, фото 30-х годов

Закончив 7 классов средней школы, Катя поступила в воронежский авиационный техникум, находившийся на проспекте Революции, 8. Здание было построено в 1908 году, изначально в нем располагалось городское восьмиклассное среднее механико-техническое училище имени Императора Петра I. После революции учебное заведение реорганизовали в первый государственный индустриальный техникум, а в октябре 1930 там открылся Воронежский авиационный техникум. Сейчас в здании, известном воронежцам как «пентагон», расположилась войсковая часть.

Екатерина Зеленко с сестрой

Учась на втором курсе, девушка узнала, что в городе открылся аэроклуб. Студентка сразу же туда записалась. Сначала парни смотрели косо: сложно поверить, что девушку интересуют самолеты. Но Зеленко сразу показала, что она свой человек в авиации - много прыгала с парашютом, летала на самолетах, как ас.

В 1933 году в Воронежский аэроклуб прибыла комиссия ВВС для отбора кандидатов в военные авиаучилища. Катя Зеленко и ее подруга Нина Русакова выдержали строгие испытания и вскоре попали в Оренбургское военное авиационное училище.

Катя Зеленко и Нина Русакова

После окончания училища в 1936 году подруги стали одними из первых военных летчиц страны.

Екатерина Зеленко испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолетов. Услышав, что предполагается рекордный высотный полет на самолете без кислородного прибора, Зеленко несмотря на большой риск попросилась участвовать в эксперименте. Ее отобрали, но подготовку прервали. Медики решили, что такой полет бессмыслен, а риск неоправдан, - объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.

Екатерина Зеленко постоянно участвовала в спортивных соревнованиях, 1938 год

В советско-финской войне Екатерина Зеленко оказалась единственной женщиной среди летчиков в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиаполка. Существует мнение, что на фронт летчица попала благодаря своей несклоняемой фамилии. В рапорте об отправке на Карельский перешеек было указано «лейтенант Е. И. Зеленко», и девушку приняли за мужчину. Екатерина Зеленко совершила восемь боевых вылетов, в которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника. За подвиги в советско-финской войне летчица удостоилась Ордена Красного Знамени.

Награжденные Орденом Красного Знамени с советским партийным деятелем Михаилом Калининым. Кремль, 1940 год

Сохранилось письмо, где летчица рассказывает старшей сестре, как ей живется на фронте.

«Я здорова, Сонечка! Какие тут прекрасные места! Словами передать просто невозможно. Если бы я была поэтом, обязательно бы стихи написала. Представь себе: лес да лес без конца и без краю, озера, снег, много снегу. Одним словом, что-то несравненное, удивительное. Если бы не война... Мне уже много раз доводилось отвозить «ворошиловские килограммы» белофинским бандитам. Приятные гостинцы, как ты думаешь? Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком! Есть большое желание прыгать больше».

Из письма Екатерины Зеленко сестре Софье

После окончания советско-финской войны Зеленко служила в авиационной бригаде. В мае 1940 года ее назначили командиром звена бомбардировочного полка. Девушка сама попросилась в эскадрилью, где осваивали новые самолеты и обучали на них летать других летчиков.

Екатерина Зеленко обучала мужчин летать на новых самолетах

В 24 года Екатерина - уже высокопрофессиональный летчик-инструктор. Она помогала осваивать новые самолеты командному составу, в котором служили летчики намного старше ее.

Летчица Зеленко с первых дней участвовала в боях Великой Отечественной войны. За неполные три месяца совершила 40 боевых вылетов, в том числе ночных. Участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших возле белорусского Пропойска 45 танков, 20 автомобилей. На базу Зеленко со своими ребятами вернулась без потерь, - подчеркнул историк Владимир Размустов.

В Великой Отечественной войне летчица Зеленко провела 12 воздушных боев

Погибла летчица за два дня до своего 25-летия, 12 сентября 1941 года. Утром за несколько часов до гибели Зеленко совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Его повредили противники, но Екатерина решилась на третий полет. В последний раз летчица поднялась в небо на самолете командира полка. Зеленко была командиром экипажа, рядом находился летчик-испытатель по фамилии Павлык.

Самолет Екатерины Зеленко «мессершмитты» взяли в кольцо. Их было семь, а Екатерина оказалась одна. Один из немецких летчиков попал в прицел Кати, но и она в долгу не осталась, подбила его. Но в то же мгновение подбили и ее машину. Зеленко приказала лейтенанту, у которого кончился боезапас, покинуть самолет, прыгнув с парашютом, а сама направила самолет мимо «мессеров», вышла на курс атаковавшего фашиста, а затем пошла с ним на сближение сверху вниз и со скоростью пикирования врезалась во вражеский истребитель. От удара оба самолета стали стремительно падать. Это происходило в небе над селом Анастасьевка Сумской области. Местные жители наблюдали воздушный бой Зеленко и ее таран. Они похоронили отважную летчицу в ее парашюте на местном кладбище.

Владимир Размустов

«Я не знаю другого случая, когда бы женщина-летчица таранила вражеский самолет. Это, пожалуй, единственный в истории авиации подвиг подобного рода».

Из воспоминаний генерала-полковника авиации Андрея Рытова

«Это был летчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!»

Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Пушкина

Местные жители не успели сообщить о гибели храброй летчицы - на следующий день село оккупировали фашисты. О том, что Екатерина Зеленко совершила воздушный таран, командование полка не знало, поэтому к званию Героя СССР ее не представили, наградив посмертно только орденом Ленина.

Муж Екатерины Зеленко тоже был летчиком, командовал эскадрильей

После войны останки летчицы перевезли в Курск, а информация о ее подвиге стала появляться то в газетах, то в книгах по воспоминаниям очевидцев тарана. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Звание Героя СССР Екатерине Зеленко присвоили спустя 49 после ее героической гибели.

Приказ о присвоении звания Героя СССР Екатерине Зеленко подписали лишь в 1990 году

В честь единственной в мире женщины, совершившей воздушный таран, названа малая планета в Солнечной системе - Катюша, а также кратер на Луне. В Курске и на месте гибели летчицы установили памятники. В 1998 году имя Екатерины Зеленко присвоили Воронежскому авиаклубу. В 2011 году в Воронеже рядом с «Музеем-диорамой»

14 сентября 1916 - 01 сентября 1941

лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза

Биография

Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска , Воронежский аэроклуб (1933), 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове . Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь.

12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.

Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина :

Награды

  • Герой Советского Союза (5 мая 1990, посмертно) - за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • Орден Ленина (декабрь 1941, посмертно)
  • Орден Красного Знамени (1940)

Память

  • В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск;
  • Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в

Екатерина Ивановна Зеленко старший лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт) . Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы ¦10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолет Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету ¦7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в город Курск. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе ¦10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события, участниками которых стали женщины-летчицы. Уйти на фронт - это уже пример бескрайнего мужества, отваги и любви к своей Родине. А подняться в небо и ни в чем не уступая опытным летчикам, вести бой с противником, смогли немногие. И лишь одна авиатриса смога повторить подвиг Николая Гастелло Западные журналисты назвали ее русской Валькирией. Имя этой героини - Екатерина Ивановна Зеленко.

Катя Зеленко родилась в селе Корошин,ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. ЕЕ не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.

После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю лёгкобомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.


Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, Герой Советского Союза, Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»

Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.


С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго - Западный фронт).

Июль 1941 года. 135-й бомбардировочный авиационный полк базировался близ Полтавы. Ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска. Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток.

Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны.

Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. Лётчики вывели из строя 45 танков, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, до батальона солдат противника.


От полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания как днём, так и ночью.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.



Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.

Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.

На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.

….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.» из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Анатолия Пушкина (в 1941-м заместитель командира полка)


За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года старший лейтенант Зеленко Екатерина Ивановна посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Ученый - астроном Крымской обсерватории Тамара Смирнова, открыв новую малую планету Солнечной системы, назвала её в честь Екатерины Зеленко "Катюшей"

В Воронеже на доме, в котором жила Екатерина Зеленко (на улице Комисаржевской), установлена мемориальная плита.

Память о подвиге летчицы хранят в музее боевой славы Оренбургского Высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков Военно — Воздушных Сил России http://olymp.aviaschool.net/lsra-xml/c reator/debug/units/unit51.html


Екатерина Зеленко - единственная женщина-летчик, совершившая таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны

Каждому человеку постсоветского пространства дорог праздник 9 мая - День Победы. В этот день мы всегда вспоминаем те далекие военные годы, когда народ объединился в борьбе с фашистскими захватчиками.

Общее важнее личного. Жизнь не страшно отдать за то, чтобы жила страна. Бесстрашие ради будущего, чтобы жили следующие поколения. Именно эти ментальные качества позволили каждому жителю нашей необъятной страны вложить свой вклад в дело Победы. Каждый делал все, что только мог, отдавая здоровье, силы, а порою и жизнь за то, чтобы будущее нашей страны было безоблачным и мирным.


Накануне 70-летия Победы мне хочется вспомнить тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы Победа стала нашей реальностью. Среди них есть люди, которые отличаются особым героизмом и бесстрашием,для которых их собственная жизнь - ничто, а жизнь человеческого общества - все.

Герой-летчик Екатерина Зеленко. Истоки героизма

Яркий тому пример - подвиг Екатерины Ивановны Зеленко, которая была единственной женщиной-летчиком, совершившей таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны. Она была не только ярким представителем нашего героического менталитета, но и сама обладала уретральным вектором. Ее жизнь, как яркая короткая вспышка, была наполнена служением своему народу.

Екатерина Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин Ровенской области. В детстве она вела себя как все уретральные девочки, маленькие вождицы: лучше всех мальчишек с ее родной Веселой улицы лазила по деревьям, училась прыгать с крыши сарая с раскрытым зонтиком. Катя всегда прыгала первой и кричала: «Я буду летчицей!»

Бесстрашие было у Кати с самого детства . Уретральное желание совершать прорывы в неизведанное способствовали тому, что Екатерина Зеленко серьезно увлеклась совсем не женским занятием и сделала его делом всей своей жизни.

В 1933 году после окончания авиационного техникума и Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко по комсомольской путевке была направлена в 3-ю Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова, которую окончила с отличием осенью 1934 года и была распределена в 19-ю бомбардировочную авиабригаду. Наряду со службой Екатерина испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года она освоила семь типов летных машин.


В 1939-1940 годах она участвовала в советско-финской войне, во время которой совершала разведполеты в тыл противника и бомбила вражеские объекты.

Герой Советского Союза Николай Каманин, командир авиабригады, в которой служила отважная летчица, так отзывался о ней: «...Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может... Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Зеленко принимает участие в боях с самых первых дней Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Служит в 135 авиационном бомбардировочном пункте близ Полтавы. С каждым полетом растет мастерство и опыт бесстрашной летчицы. Днем и ночью она уверенно выполняет любые задания командования.

За первые три неполных месяца войны Екатерина сделала более 40 боевых разведвылетов с нанесением бомбовых ударов по противнику, приняла участие в 12 воздушных боях. На счету ее звена бомбардировщиков 60 подбитых танков, 20 машин с пехотой и боеприпасами, батальон немецких солдат.

12 сентября 1941 года летчица совершила 2 разведывательных вылета, в результате которых ее боевая машина была повреждена. В тот день разведка сообщила, что немецкие танки прорвали фронт и стягиваются к Лохвице. Екатерина Зеленко попросила отправить ее на задание в машине заместителя командира полка Анатолия Пушкина.

Она вылетела вместе с экипажем капитана Лебедева.В районе города Ромны их атаковали семь вражеских истребителей «Мессершмитт-109».Вскоре самолет Лебедева был подбит и вышел из строя. Зеленко осталась одна против семи «Мессеров», которые взяли ее машину в кольцо.


Уничтожив один вражеский самолет, Зеленко стала стрелять по другой машине. Когда у нее закончились патроны, она могла выпрыгнуть с парашютом, но не остановила бой. Люди с уретральным вектором всегда идут вперед до конца, до полной победы.

Не задумываясь, Екатерина Зеленко повела свой падающий бомбардировщик на немецкий «Мессершмитт» со скоростью пикирования и, не отклоняясь от курса ни на градус, врезалась своей тяжелой машиной в тело «Мессера», проломив его. После этого самолет Кати Зеленко стал резко падать. Молча наблюдали жители деревни Анастасиевка, как обломки нашего «СУ» и немецкого «Мессершмитта» рухнули на золотистые поля и багряный лес.

Когда жители села приблизились к упавшему самолету, они увидели тело летчицы, которые было выброшено на землю при ударе. В левом кармане гимнастерки они нашли комсомольский билет на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Она не дожила двух дней до своего двадцатипятилетия. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасиевка.


В декабре 1941 года Екатерина Зеленко посмертно была награждена орденом Ленина. А 5 мая 1990 года указом президента СССР ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Екатерина Зеленко. Вектор отдачи

Ее жизнь была короткой, но очень яркой. Близкие запомнили ее светлую, сияющую улыбку и полные оптимизма слова.