Трагедии в ссср, о которых было запрещено писать: падение самолета на детский сад и сгоревшие заживо в школе дети. Засекреченная трагедия: самолет упал на детский сад Авиакатастрофа 16 мая 1972

В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно–транспортный самолет Ан–26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область). Среди погибших - дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек». Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко - на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.

АН–24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров.

В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких–то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан–24 - это не истребитель».

На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров.

Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.

За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.

На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…

Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

К утру садика будто и не было никогда - на его месте расцвела клумба! - вспоминает Андрей Дмитриев. - Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.

К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская - через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.

Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия - срочный ремонт подъездных путей, неофициальная - минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек.

По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.

В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец–то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»

40 лет назад в тихом Светлогорске военно-транспортный Ан–24 упал на детский сад. Погибли 23 ребенка, 3 воспитательницы и 8 членов экипажа самолета. Мы встретились с теми, кто чудом выжил или избежал катастрофы.

Следы замели за ночь

16 мая 1972 года военно-транспортный самолет морской авиации Балтфлота вылетел из Храброво. Летчики выполнял плановый полет – разведка погоды. У Светлогорска Ан-24, пытаясь определить нижнюю границу облачности, угодил в густой туман. Летчики вели самолет низко и в какой-то момент, по словам очевидцев, он задел колесо обозрения и начал падать, опускаясь все ниже и ниже, цепляя верхушки сосен…

А внизу – школа, детский сад, жилые дома. Катастрофа была неизбежна. В этот момент ребята только вернулись в садик с прогулки. Они сидели в столовой – вот-вот должны были подать обед. Один миг унес жизни всех детей и троих воспитателей…

– Я сидел в кабинете, тут слышу грохот, потом вбегают дети и кричат: "Самолет упал возле стадиона"! А там мои ребята занимались физкультурой с учителем. День-то в самом разгаре! Я вместе со всеми побежал, – рассказывает нам Сергей Попов, который в те годы работал директором школы №1 в Светлогорске. – Здание детсада сильно горело, тут же лежали обломки фюзеляжа. Люди бегали и кричали, женщины плакали. В мае в Светлогорске было уже много отдыхающих – они начали сбегаться к месту катастрофы. Приехал председатель горисполкома. Первый секретарь горкома партии Зубков упал в обморок от увиденного – его увезли в больницу. Я сам был в шоке от всего этого. Самолет ведь летел прямо на школу, но задел колесо обозрения, и его развернуло на детский сад. В противном случае он упал бы на нас. В этот момент в школе находились не меньше 200 человек.

Дело взяло на контроль областное МВД. Место крушения быстро оцепили, людей близко не подпускали.

– Помню, когда огонь еще не потушили, вдруг начали рваться патроны. Пули свистели над головами – видно летчики были при оружии, – говорит Сергей Попов. – Чтобы не плодить слухи и не травмировать людей, делу не предавали огласку. Тогда ведь не так было, как сейчас. Тогда все скрывали. (К слову, западные СМИ объявили о Светлогорской катастрофе очень оперативно. Советские газеты и радио молчали – Ред.).

За ночь пожарище разобрали. А все, что осталось, разровняли, превратив в аккуратную площадку, на которой к утру "выросла" большая клумба. Утром на нее стали приносить цветы и игрушки. От садика не осталось и следа.

– Несмотря на то, что информации не было, все говорили только о самолете. Город-то маленький, и слухи с новостями разносятся быстро,– говорит Попов.

Заболели и спаслись

Это сегодня Олег Саушкин ездит на солидной машине, ведет свой бизнес и знает всех и каждого в Светлогорске. Тогда, в 1972 году, ему было шесть лет, и он был самым простым мальчишкой.

С Олегом мы встретились у часовни, которая стоит на месте трагедии на улице Ленина. Зашли внутрь, посмотрели на фотографии погибших детишек. Страшно представить, что среди черно-белых снимков мог бы быть и портрет маленького Олежки…

– Я почему-то очень не любил этот детский сад. Мне не нравилось сюда ходить, хоть тут и были все мои друзья, даже соседи по двору. Я часто убегал к матери на работу, а работала она в санатории, вот же он, рядом, – рассказывает Саушкин.

В тот день Олегу не пришлось убегать из садика.

– Накануне я "удачно" погулял – провалился в прорубь и застудил почки, начались проблемы, – вспоминает он. – Меня сначала лечили в Пионерском, потом перевели в областную больницу в Калининград. Там я находился после операции. Помню, что в какой-то момент вся больница засуетилась. Все начали бегать, куда–то выезжали машины, но никто ничего не говорил. А уже потом ко мне пришла мама. До сих пор помню ее слезы. Вот так бытовая случайность спасла мне жизнь.

Еще одна счастливица – Ольга Лукеева. Ее мама работала нянечкой в том детском саду.

– Мне удалили гланды, мы с мамой были на больничном. Когда я уже шла на поправку, мама взяла еще одну неделю отпуска за свой счет, чтобы посидеть со мной дома, – рассказывает Ольга. – А я так намучилась ходить по больницам и сидеть в четырех стенах, что каждый день умоляла маму пойти в садик и навестить друзей. В тот день тоже просила, а мама все говорила: "Подожди, посидим еще немного дома". Но я настояла на своем. И мама сдалась: "Хорошо, давай собираться". Мы оделись и были уже на крыльце, когда раздался взрыв. Грохнуло так сильно, что земля затряслась и меня аж подбросило. Помню, когда мы туда прибежали, было очень много народу. Лежал обгоревший самолет и обугленные книжки. Врачи и военные грузили что-то в белых простынях по машинам. Я была маленькой, но все поняла. Я до сих пор помню все лица детей, их имена, особенно тех, которые сидели со мной за одним столиком на обеде. Только сегодня их всех нет, а я осталась…

Выбросило взрывом

В 1972 году в день похорон погибших, чтобы не допустить огласки, "по техническим причинам" отменили электрички в Светлогорск, а на дорогах выставили посты – движение машин к курортному городку ограничили.

Несмотря на это, на кладбище собралось несколько тысяч жителей Светлогорска и областных городов (в некоторых источниках фигурирует 10 тысяч человек). Как вспоминают местные жители, хоронили детей всем городом. Траурная процессия растянулась по дороге, кордон из солдат не подпускал толпы к маленьким гробам…

Единственным человеком, который был в тот день в садике и выжил, стала медсестра Анна Незванова. В огне погиб ее маленький сын. Сама же она, как нам рассказали, стояла в оконном проеме, и в момент аварии ее выбросило на улицу. Так и спаслась. Сегодня Анна Никитишна не рассказывает о случившемся никому. Нам с трудом удалось найти ее на даче под Светлогорском.

– Вам легко говорить, а мне даже вспоминать тяжело. Не хочу тревожить память, – отказалась от разговора она.

Были и те, кого от трагедии отвел Бог. Пример тому – летчик, который должен был лететь на злополучном самолете. Накануне, за неделю, он покрестился, принял веру. А перед самим полетом заболел – поднялась температура и до полета его не допустили…

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Одной из самых достоверных считается версия о технической неисправности высотомера самолета. Ошибка в его показаниях объясняется тем, что накануне полета в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил–14 на Ан–24. Работоспособность приборов после такой замены проверена должным образом не была. Проведенные в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Ан–24 в Светлогорске получал данные с погрешностью до 60–70 метров.


После Куршской косы перед Калининградом у нас была запланирована небольшая прогулка по Светлогорску, бывшему немецкому курортному городку, в котором нам настоятельно советовали побывать. Светлогорск расположен на берегу Балтийского моря в 50 км от Калининграда. Население города порядка 11 тысяч человек. Современное название Светлогорск получил в 1946 году, до того времени город носил название Раушен (нем. Rauschen). Популярность города как курорта существенно возросла с 1900 года, когда проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен/Орт (ныне Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен/Дюне (Светлогорск-2). Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга.


Светлогорск с Калининградом соединён скоростным шоссе. Оно является частью строящегося Приморского кольца . Удивительно, но эта 4-х полостная скоростная автодорога непрерывного движения с отбойниками, ночным освещением и развязками не является федеральной трассой. Правда пока введено в строй только 2 первых очереди Калининград - Зеленоградск - аэропорт Храброво и Зеленоградск - Светлогорск - Пионерский. После завершения строительства кольцо замкнётся с Калининградом через города Балтийск и Светлый.



1. Приморское кольцо, первая очередь, картинка из Google StreetView.

2. Светлогорск можно смело отнести к тем городам, куда можно вернуться ещё раз. Это тихий приморский городок с интересной архитектурной застройкой.

3. Спускаемся к Променаду и солнечным часам.

4. Солнечные часы (1974) в виде мозаичного панно с изображениями знаков зодиака.

5. Пляж.

6. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад.

7. Спуск к пляжу.

8. Бронзовая скульптура «Нимфа» (1938) Германа Брахерта на Променаде.

9. Современная скульптура (начало 2000-х) на Променаде.

10. Лебеди в водах Балтийского моря.

11. Якорь.

13. Главный символ города — Башня водолечебницы.

14. Башня морской водолечебницы высотой 25 метров была сооружена 1900-1908 гг.

15. В 1978 году на башне установлены солнечные часы, которые органично вписались в облик здания.

16. Классической бумажной или электронной (OsmAnd) карты у нас тогда не было, среди городских достопримечательностей ориентировались при помощи этого фотоснимка.

17. Зашли перекусить в кафе «Для друзей» на улице Ленина. Получилось довольно вкусно и весьма бюджетно (740 руб. на троих).

Здание «Охотничий домик» построено в 1926 году по оригинальному проекту арх. Геринга в стиле модерн. С 1925 по 1933 гг. владельцем дома был бургомистр Раушена Карл фон Штренг. Из-за своей неординарной архитектуры здание неоднократно снимали в кино, в том числе и в фильме « Красная шапочка», откуда и пошло название «Дом Звездочёта», роль которого сыграл знаменитый артист Евгений Евстигнеев. В 2003 году дом перешел в частную собственность и отреставрирован специалистами из Чехии и Москвы. Здание приподняли на домкратах, заменили балки. Сланцевая черепица для крыши была привезена из Чехии. Благодаря тому, что витражи в послевоенный период были зацементированы, а наборный паркет выкрашен масляной краской, они сохранились, и во время реконструкции здания их удалось отреставрировать.


18. «Охотничий домик» (1926).

19. Многим домам повезло меньше, им ждать реставрации ещё очень долго.

20. Памятный знак Томасу Манну (2003) в память о посещении им Раушена в 1929 году.

21. Указательные столбики в разном стиле.

22. Скульптурная композиция «Царевна-лягушка» (2006).

23. Железнодорожный вокзал Светлогорск-2.

24. Блинная с оригинальными росписями стен. В следующий наш приезд в Светлогорск обязательно в неё зайдём.

25. Большинство зданий старательно выдержаны в едином архитектурном стиле.

26. Мраморная скульптура «Несущая воду» (1944) Германа Брахерта.

27. Корпус санатория «Светлогорск».

28. Оригинальное решение, в нише обыкновенного жилого дома установлена скульптура немецкого моряка.

29. Небольшая деревянная мельница на территории отеля «Старый Доктор».

30. Церковь Серафима Саровского (с 1992 г), в прошлом (1907-1946 гг) — Лютеранская кирха Раушена.

И в завершении фоторассказа о Светлогорске ещё одно памятное место —.


31. Часовня в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» на месте гибели детского сада 16 мая 1972 года.

Часовня возведена в память жертвам катастрофы 16 мая 1972 года . В этот день на располагавшийся здесь ранее детский садик упал самолет . В 12:15 шесть опытных летчиков поднялись в воздух с аэродрома "Храброво" на военно-транспортном самолете "Ан-24". В 12:29:48, выйдя из плотного тумана над морем, самолет срубает крылом верхушку сосны и с поврежденным крылом падает на детский садик. В эти минуты 22 ребенка и трое взрослых усаживались за столики на обед . Причина катастрофы - неверные показания высотомера, переставленного на "Ан-24" с "Ил-14". Никто не проверил как, он поведет себя на новом самолете. Жертвами непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж "Ан-24" .


32. Памятная доска.

Зияющую воронку к утру руками солдат превратили в сквер с цветами. В то время официальную информацию о подобных трагедиях не опубликовывали. Только через 22 года на народные пожертвования на месте горькой могилы была построена часовня в память тех, кто в майский день так неожиданно и так страшно ушел из жизни. 16 мая к месту гибели приезжают летчики из "Храброво", возлагают цветы. Другого памятника их коллегам нет. Дети приходят сюда в воскресную школу.


33. ...

Долгие годы об жуткой светлогорской истории нельзя было даже упоминать. Когда пришли иные времена, начался сбор средств на часовню. Она была возведена в 1994-м. И с тех пор в ней всегда горит свеча. В память о тех, кто принял здесь когда-то страшную смерть…



Последние минуты (по материалам Викимапии).

Сегодня детский сад санатория № 3 (нынешний «Светлогорск»), наверное, считался бы «элитным». А тогда его называли «блатным». Уютный двухэтажный особняк. Всего 25 детей. Душевный персонал. Многие хотели устроить сюда своего ребёнка.

По сведениям Калининградского гидрометеобюро, 16 мая по области ожидается облачная с прояснениями погода без существенных осадков, утром местами туман, ветер переменный слабый до умеренного, температура пять-десять градусов тепла». Синоптики не ошиблись. Погода в тот далёкий день выдалась действительно неважная. Тем не менее детвора всё равно с удовольствием вышла на традиционную прогулку.

Муж воспитательницы Валентины Шабашовой-Метелица находился в госпитале, где ему сделали операцию. Валентина торопилась в Калининград проведать супруга. И потому завершила прогулку на двадцать минут раньше обычного. Многие считают, что, если бы дети ещё гуляли, а не сидели в здании, у них был бы шанс…

Юлия Ворона и её муж Владимир 16 мая отправились покупать телевизор. Путь лежал мимо детсада. Поваром там работала Антонина Романенко, подруга Юлии.

Я забегу на минутку к Тосе?

В раздевалке Ворона увидела двух поставленных в угол пацанят.

За что это вас, а?

В ответ те лишь обиженно засопели.

Баловались, вот и наказаны, - с напускной строгостью пояснила воспитательница. Все, кто её знал, говорят, что она была очень добрым человеком.

Да ладно тебе, Валь! - непедагогично отмахнулась гостья. - Ну-ка, пострелята, марш на обед!

Один мальчуган метнулся мыть руки, другой - в туалет. Воспитательница же пошла на улицу, встречать своего Андрюшку. Он болел, бабушка вела его на прогревание. И по дороге они решили зайти к маме.

Остальные ребятишки были уже в столовой.

Сидели тихонько за столами, как ангелочки, ждали первое-второе-компот, - вытирает набежавшие слёзы Юлия Егоровна.

Оставив на кухне Анну Незванову дожаривать котлеты, Тося с Юлей вышли в игровую комнату. Болтая, стояли у окна. Смотрели, как на улице Валя обнимает подбежавшего сына.

Ожидая Юлю, муж решил нарвать ей ландышей. Отойдя на сотню метров, он услышал гул и странный треск. Обернувшись на звук, обмер: со стороны моря, ломая верхушки деревьев, нёсся самолёт…

На стадионе возле детсада как раз закончился урок физкультуры. Растянувшись, класс возвращался в школу. Увидев самолёт, все словно оцепенели.

Ко мне! - опомнившись, закричал ушедшим вперёд ребятам учитель Юрий Бакланов.

Все побежали назад. И тут самолёт рухнул…

Мария Кудрешова тогда работала в ателье мужским закройщиком. Обычный вторник, дело шло к обеду. Вдруг - звук взрыва. Сразу после этого пропало электричество.

А потом - страшная весть:

Садик взорвался!

У Марии Григорьевны там был сын Алёшка. Выскочила на улицу, увидела стоящий мотоцикл, стала кричать: «Чей мотоцикл?!» Прибежал хозяин, помчались. Приехали, а на месте детсада - ад. Горело всё, даже асфальт. На дороге валялась кабина самолёта. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мёртвый лётчик. Тело другого висело на дереве. Пожарных ещё не было. Вокруг метались, не зная, что делать, первые прибежавшие на помощь люди.

Среди них был и Владимир Моисеевич, супруг Юлии Егоровны.

Не поверите, но я почему-то был уверен: жива моя Юля, жива!

Очнувшись, заваленная обломками Ворона смогла лишь повернуть голову. Увидела, что рядом - мёртвая Тося. Юлию Егоровну спас шкаф. Он принял на себя основной удар всего того, что летело ей в голову.

Женщина попыталась выбраться. Тщетно. Стала кричать: «Помогите, помогите!» Меж тем огонь уже подбирался к ней. Дышать становилось всё тяжелее…

И тут - взрыв. Как потом выяснилось, рванули стоявшие на кухне газовые баллоны. В результате в завале образовалось отверстие. Ворона начала пробираться наверх.

Выбравшись, наугад пошла сквозь горящие развалины. Навстречу - пожарный. Увидев Юлю, он бросил брандспойт и убежал.

Испугался. Немудрено, выглядела я жутко. Да и вообще там ведь такое творилось. У любого нервы сдадут.

Вытащил её в итоге знакомый милиционер, Пётр Занин. Затем Юлю положили на траву и уговаривали не двигаться. Она же всё рвалась обратно: «Там же Тося горит, надо её достать!»

Правду не скроешь

Эдуард Трущенков 35 лет назад был секретарём по идеологии Светлогорского горкома КПСС. Так вышло, что в те дни он остался в городе «на хозяйстве». Первый секретарь слёг с инфарктом, второй - уехал.

Утром 16 мая Трущенков был в Калининграде - на совещании в обкоме, посвящённом делам рыбной промышленности. К полудню совещание кончилось, и секретарь поехал назад. Неожиданно его машину обогнала «скорая». За ней - другая, третья.

Давай-ка и ты гони за ними, - забеспокоившись, сказал Эдуард Васильевич шофёру.

Когда они подъехали к месту трагедии, район был уже оцеплен. На помощь пожарным пришли военные и курсанты из школы милиции. Одни собирали останки лётчиков и обломки самолёта, другие разбирали руины садика, извлекая из-под завалов тела.

К слову, в тот же день о ЧП в Светлогорске сообщил «Голос Америки».

17 мая было совещание, посвящённое случившемуся, - продолжает Трущенков. - И я спросил: как же за границей так быстро узнали о нашей беде? Неужели в Светлогорске есть агенты, которые работают на зарубежную разведку? Один из кагэбэшников нехотя пояснил: иностранцы перехватили переговоры, у них тут рядом станция слежения.

Несмотря на принятые «органами» меры, весть о трагедии быстро распространялась и у нас.

Вскоре после падения самолёта мне позвонили знакомые из Светлого, - вспоминает жившая тогда в Светлогорске Лариса Новикова. - Мол, что там у вас произошло? А вечером звонили уже из Киева. К тому моменту я уже и сама слегка не в себе была. Вокруг только и разговоров, что о случившемся. Из нашего дома погибло сразу двое - девочка и мальчик…

Скудная информация о трагедии искажалась, обрастала домыслами. Порой люди знали лишь то, что на какой-то детсад упал самолёт. И бежали в панике в «свой» садик, куда утром отвели ребёнка.

Жизнь после смерти...

Трагический случай долго был в Светлогорске темой номер один. Потом, как водится, история стала мало-помалу забываться. И только родственники погибших всегда помнят 16 мая 1972-го. Некоторые вообще так и не сумели после того дня оправиться. Кто-то спился, кто-то покончил с собой… Время, конечно, лечит. И всё же стоит заговорить с ними о той трагедии, как на их глазах появляются слёзы. Утром 16 мая родственники погибших снова соберутся в часовне на улице Ленина. После службы все отправятся на кладбище.


Бортовой журнал поездки:

20 Мар 2018

16 мая 1972 года произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР. Самолет Ан-24, принадлежащий к авиаполку Балтийского флота, совершал облет с целью проверки радиотехнической аппаратуры.

Зацепив крылом дерево, крылатая машина потеряла управление, и, пролетев около 200 метров, упала прямиком на здание детского сада города Светлогорск. Во вспыхнувшем от пролившегося топлива пламени помимо экипажа Ан-24 погибло трое работников детсада и 24 ребенка - все, кто был на тот момент в здании.

В официальных источниках часто встречается, что умерло 23 малыша, а не 24. Путаница эта произошла оттого, что отец одной из воспитанниц детсада, капитан дальнего плавания, попросил повременить с похоронами дочки до его возвращения из рейса. Девочка не лежит в братской могиле с остальными детьми, поэтому о ней обычно забывают.

По официальной версии самолет потерпел крушение из-за неисправного высотометра. Прибор незадолго до полета переставили на Ан-24 с Ил-14.

Работоспособность устройства при этом никто не проверял. В результате самолет летел на 60 метров ниже, чем было необходимо, а туман помешал пилотам сориентироваться в происходящем.

До сих пор, впрочем, ходят упорные слухи, что в крови погибших членов экипажа был обнаружен алкоголь - дескать, пили на службе.

Впрочем, последовавшее внутреннее расследование министерства обороны закончилось подтверждением «технической» версии катастрофы. После трагедии 40 высокопоставленных военных попросту сняли с должности!

Немногочисленные снимки похорон были сделаны в буквальном смысле из-под полы. Советские СМИ о катастрофе молчали, а представители госбезопасности наложили строжайшее вето на распространение какой бы ни было информации о случившемся.

В самом городе объявили ЧП, отключили телефоны, перекрыли въезд и выезд. На дорогах выставили кордоны, электрички к Светлогорску отменили.

Из воспитанников садика выжило лишь трое детей, которых в тот день не было. Ира Голушко как раз выздоравливала после гриппа, и мама решила дать ей пересидеть еще один день.

Шестилетний Олег Саушкин лежал в больнице с заболеванием почек. А маленькая Оля Коробова, хоть и была на больничном, всё-таки уговорила маму отвести ее в садик. Когда раздался взрыв, женщина едва успела открыть входную дверь.

В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню. Жители Светлогорска и без мемориальной таблички прекрасно знают, что призван увековечить небольшой храм-памятник.

Даже сегодня 16 мая, в день авиакатастрофы, сюда приезжают летчики Балтийского флота, чтобы почтить память и встретиться с их родственниками.

Стоит отдельно упомянуть, как вместо детсада вообще появился сквер. Самолет рухнул вскоре после полудня, а уже к 9 часам вечера согнанные властями моряки закончили разбирать завалы. Утром 17 мая их каторжный труд завершился. Обломки самолета и тела вывезли, всё тщательно убрали.

Мария Кудрешова, у которой в детсаде погиб сын, вспоминает: «Как будто и не было никогда садика! Вместо него – клумба с цветами, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Выжженная земля срезана, вместо нее уложен дерн. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две… »

Сегодня можно сказать с определенностью: непродуманные решения и халатность высших чинов вылились в трагедию для целого города . Сложно представить, что пришлось пережить родителям детей, особенно если учесть, как старалось государство стереть всю память о происшедшем. А ведь замалчивать такое попросту нельзя!

Ни жуткой преступности, ни каннибализма, ни наркомании - нет, ничего этого не было в насквозь прогнившем Союзе, только после перестройки всё "вдруг" объявилось: "перестройка развязала руки страшнейшему наплыву преступности и наркомании" https://zina-korzina.livejournal.com/1100271.html , да, совсем-совсем наркоманы отсутствовали: "коммунизм ждали, официально считалось , что в СССР наркомании быть не может в силу социалистических условий, вот менты и смотрели на таких «дачников» сквозь пальцы - лишь бы в домики не вламывались. Ну а ночь напряженной работы давала от одного до десяти чемоданов сырья в зависимости от района. Достоевские жили по-ленински - в шалашах . Там же сушили мак, перебивали его, упаковывали в целлофановые мешочки, которые трамбовали в чемоданы. Как наберут нужное количество чемоданамов «шляпы», так и домой. К началу девяностых те наркоши уже физически вымерли. Но кто из наркоманов слышал рассказы долгожителей, то до сих пор поминают советское время, как райское ..." http://back-in-ussr.info/2013/09/sovetskaya-narkomaniya/

Оригинал взят у mgsupgs в Светлогорская катастрофа

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.


Самолёт АН-24Т

16 мая 1972 года... Тёплое весеннее утро. В примор-ском Светлогорске - просто рай. Светит солнце, воздух наполнен ароматом цветущих деревьев. Всё произошло в 12.30, среди бела дня. Дети как раз пришли с прогулки и сели обедать.

О причинах катастрофы открыто заговорили только в начале 90-х годов. По официальной версии, самолёт упал из-за неудовлетворительной подготовки и управления полётом. Это не совсем так.

Для начала причина полетов самолета на низких высотах.

Буквально за пару месяцев перед трагедией произошло два инцидента с незаконным пересечением границы на легкомоторных самолетах. И несмотря на то что один из нарушителей - швед - попросил убежища в СССР остро встал вопрос как именно удалось нарушителям незаметно проскочить в воздушное пространство...Так что Руст был далеко не первым...

Вот и послали экипаж Гутника искать дыры в радиолокационном покрытии границы...
В 11 часов они взлетели, а в 12.30 уже упали на детский сад. На море в то время опустился туман. “Ан-24” специально летел на предельно малой высоте - 50 метров над водой. Они держали связь с берегом, и оттуда им сообщали, видно самолёт или нет. Давали задания: “Поднимитесь на 60 метров, опуститесь до 50 метров”. Так они делали круги над морем часа полтора. И, видимо, не рассчитав, зацепили берег. Высота обрыва на берегу моря в Светлогорске 43 метра. И плюс метров семь - сосны. Как раз получается 50 метров.

Катастрофа.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. «Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель». На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.

Помимо того погибший экипаж, по свидетельствам очевидцев "был после вчерашнего", нет не пьян, но слегонца с похмела. Это тоже внесло свою лепту... Но этот факт замяли, так как иначе родные и близкие экипажа не получили-бы никаких компенсаций..

Жертвы.

После трагедии в Светлогорске творилось что-то страшное. Горевший детский сад оцепили. К нему не подпускали даже родителей погибших детей. Улицы патрулировали вооружённые солдаты.


Фотография группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го.
Из архива Марии Кудрешовой

Жителям было запрещено выходить из собственных домов, где отключили электричество и телефоны.

Всю ночь на месте катастрофы шли работы. Родители детей, пришедшие сюда утром 17 мая, были потрясены: от дымящихся развалин не осталось и следа. Садик сравняли с землёй, а на его месте разбили большую клумбу.

Официально о событиях в Светлогорске ничего не сообщалось. В день похорон отменили движение электричек в Светлогорск, а на дорогах были выставлены кордоны.

Но жители Калининградской области всё равно узнали про крушение самолёта и гибель детей. Во время похорон на кладбище собралось около 10 тысяч человек. Фотографировать не разрешалось. У тех, кто нарушал запрет, люди в штатском забирали отснятые плёнки.

Расследование

Расследованием причин аварии занималась комиссия из Москвы под руководством заместителя министра обороны по вооружению генерал-полковника Н.Н. Алексеева. Однако уголовное дело не было возбуждено.
Родственникам погибших ничего не говорили о ходе разбирательства и о виновных.

Родные сгоревших заживо детей не получили от власти никакой компенсации.
Им лишь помогли организовать похороны.
Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих