История развития человечества в африке. Введение

По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

Во 2 мировой войне страны Южной Африки, входившие в Империю, оказались на стороне антифашистской коалиции, проводили боевые действия в Северной Африке и Эфиопии, но существовало и много профашистских группировок.

В 1948 году была введена политика апартхейда. Однако эта политика привела к резким антиколониальным выступлениям. В результате в 1964 году была провозглашена независимость и ,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История Африки

Введение

Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э. В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее знаменитым памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер.

1. Древняя Африка

В 6-5-м тысячелетиях до н.э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов. На территории современной пустыни Сахары (бывшей тогда благоприятной для обитания саванной) к 4-му тысячелетию до н. э. складывается скотоводческо-земледельческое хозяйство. С середины 3-го тысячелетия до н. э., когда начинается высыхание Сахары, население Сахары отступает к югу, оттесняя местное население Тропической Африки.

К середине 2-го тысячелетия до н.э. в Сахаре распространяется лошадь. На основе коневодства (с первых веков н. э. -- также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складывается городская цивилизация (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация. В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Здесь не сложилось культуры бронзового века, и произошёл непосредственный переход от неолита к железному веку. Культуры железного века распространяются как на западе (Нок), так и на востоке (северо-восточная Замбия и юго-западная Танзания) Тропической Африки.

Распространение железа способствовало освоению новых территорий, прежде всего -- тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

2. Появление первых государств в Африке

По данным современной исторической науки первое государство (южнее Сахары) появилось на территории Мали в 3 веке - это было государство Гана. Древняя Гана торговала золотом и металлами даже с Римской империей и Византией. Возможно это государство возникло значительно раньше, но за время существования там колониальных властей Англии и Франции все сведения о Гане пропали (колонизаторам не хотелось признавать что Гана значительно древнее Англии и Франции).

Под влиянием Ганы в Западной Африки появились позднее другие государства - Мали, Сонгаи, Канем, Текрур, Хауса, Ифе, Кано и другие государства Западной Африки. Другим очагом появления государств в Африке являются окрестности озера Виктория (территория современных Уганды, Руанды, Бурунди). Первое государство там появилось примерно в 11 веке - это было государство Китара.

По моему мнению государство Китара было создано переселенцами с территории современного Судана - нилотскими племенами, которых с их территории вытесняли арабские поселенцы. Позднее там появились другие государства - Буганда, Руанда, Анколе. Примерно в это же время (согласно научной истории) - в 11-м веке, на юге Африки появилось государство Мопомотале, которое исчезнет в конце 17 века (будет уничтожено дикими племенами). Я считаю, что Мопомотале начало существование значительно раньше, и жители этого государства являются потомками самых древних металлургов мира, которые имели связи еще с асурами и атлантами.

Примерно в середине 12 века появилось первое государство в центре Африки - Ндонго (это территория на севере современной Анголы). Позднее в центре Африки появились другие государства - Конго, Матамба, Мвата и Балуба. В процесс развития государственности в Африке начиная с 15 века начали вмешиваться колониальные государства Европы - Португалия, Нидерданды, Бельгия, Англия, Франция и Германия. Если сначала их интересовало золото, серебро и драгоценные камни, то позднее главным товаром стали рабы (и эти занимались страны, которые официально отвергали существование рабства). Рабов тысячами вывозили на плантации Америки. Только значительно позднее в конце 19 века, колонизаторов стали привлекать природные ископаемые на территории Африки. И именно по этой причине в Африке появились обширные колониальные территории.

Колонии в Африке прервали развитие народов Африки, исказили всю ее историю. До сих пор значительных археологических исследований в Африке не проводится (сами африканские страны бедны, а Англии и Франции правдивая история Африки не нужна, также как и в России, в России тоже хороших исследований по древней истории Руси не проводится, деньги уходят на покупку замков и яхт в Европе, тотальная коррупция лишает науку реальных исследований).

3. Африка в средние века

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) -- по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века -- центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.

После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Под арабским влиянием появляются новые городские цивилизации в Нубии, Эфиопии и Восточной Африке. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан.

Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях: Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования народов фульбе, волоф, серер, сусу и сонгай (Текрур, Джолоф, Син, Салум, Кайор, Coco и др.), Сонгай (середина XV -- конец XVI века) и Борну (конец XV -- начало XVIII века) -- преемника Канема. Между Сонгай и Борну с начала XVI века усиливались хаусанские города-государства (Даура, Замфара, Кано, Рано, Гобир, Кацина, Зария, Бирам, Кебби и др.), к которым в XVII веке от Сонгай и Борну перешла роль главных центров транссахарской торговли. К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо). Её влияние испытали дагомейцы, игбо, нупе и др. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII -- начало XIX века. К югу от большой излучины Нигера возник политический центр, основанный моси и др. народами, говорящими на языках гур (т. н. комплекс Моси-Дагомба-Мампруси) и превратившийся к середине XV века в вольтийскую протоцивилизацию (раннеполитические образования Уагадугу, Ятенга, гурма, дагомба, мампруси).

В Центральном Камеруне возникла протоцивилизация бамум и бамилеке, в бассейне реки Конго -- протоцивилизация вунгу (раннеполитические образования Конго, Нгола, Лоанго, Нгойо, Каконго), к югу от него (в XVI веке) -- протоцивилизация южных саванн (раннеполитические образования Куба, Лунда, Луба), в районе Великих озер -- межозёрная протоцивилизация: раннеполитические образования Буганда (XIII век), Китара (XIII--XV век), Буньоро (с XVI века), позднее -- Нкоре (XVI век), Руанда (XVI век), Бурунди (XVI век), Карагве (XVII век), Кизиба (XVII век), Бусога (XVII век), Укереве (конец XIX века), Торо (конец XIX века) и др. В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке -- зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X--XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века. Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV--XVI веков.

С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

4. Колонизация Африки

тасийский африканский колонизация работорговля

В античную эпоху объектом колонизации со стороны Европы и Малой Азии была Северная Африка. Первые попытки европейцев подчинить себе африканские территории датируются ещё временами древнегреческой колонизации 7-5 вв до н.э, когда многочисленные греческие колонии появились на побережье Ливии и Египта. Завоевания Александра Македонского положили начало довольно длительному периоду эллинизации Египта. Хотя основная масса его жителей, коптов, так и не была эллинизирована, правители этой страны (в том числе и последняя царица Клеопатра) восприняли греческий язык и культуру, которая полностью доминировала в Александрии. Город Карфаген был основан на территории современного Туниса финикийцами и был одной из важнейших держав Средиземноморья до IV века до н. э.

После Третьей Пунической войны он был завоёван римлянами и стал центром провинции Африка. В раннем средневековье на этой территории было основано королевство вандалов, а позднее она входила в состав Византии. Нашествия римских войск позволили консолидировать под контролем римлян всё северное побережье Африки. Несмотря на обширную хозяйственную и архитектурную деятельность римлян, территории подверглись слабой романизации видимо в силу чрезмерной засушливости и непрекращающейся активности берберских племён, оттеснённых, но непокорённых римлянами. Древнеегипетская цивилизация также подпадала под власть сначала греков, а потом римлян. В условиях упадка империи, активизированные вандалами берберы окончательно разрушают очаги европейской, а также и христианской цивилизации в Северной Африке в преддверии вторжения арабов, принесших с собой ислам и оттеснивших Византийскую империю, всё ещё контролировавшую Египет.

К началу VII века н. э. деятельность раннеевропейских государств в Африке полностью прекращается, наоборот, экспансия арабов из Африки имеет место во многих регионах Южной Европы. Атаки испанских и португальских войск в XV-XVI вв. привели к захвату целого ряда опорных пунктов в Африке (Канарских островов, а также крепостей Сеута, Мелилья, Оран, Тунис, и многих других). Итальянские мореплаватели из Венеции и Генуи также ведут активную торговлю с регионом начиная с XIII века. В конце XV века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремляются другие западноевропейские державы: голландцы, французы, англичане.

С XVII века арабская торговля с Африкой к югу от Сахары привела к постепенной колонизации Восточной Африки, в районе Занзибара. И хотя в некоторых городах Западной Африки появились арабские кварталы, они не стали колониями, и попытка Марокко подчинить себе земли Сахеля завершились неудачно. Ранние европейские экспедиции были сконцентрированы на колонизации необитаемых островов, таких, как Кабо-Верде и Сан-Томе, а также на основании фортов на побережье как торговых баз. Во второй половине XIX века, особенно после Берлинской конференции 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название "гонки за Африку"; практически весь континент (кроме оставашихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия.

В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций. Российская империя никогда не претендовала на колонизацию Африки, несмотря на традиционно сильные позиции в Эфиопии, кроме инцидента в Сагалло, произошедшего в 1889 году.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проникновение европейцев в регионы Африки. Вывоз невольников из Африки. Сопротивление невольников европейским работорговцам и рабовладельцам. Брюссельская конференция 1889 г., окончание всеобщей работорговли. Борьба против "контрабандной работорговли".

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Начало колонизационных процессов в Африке в XV-XVII вв. Инструменты антиколониальной политики в начале XX в. Эволюция африканской культуры в процессе колонизации Португалией, Испанией, Англией и Францией. Характеристика европейского культурного влияния.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2012

    Храмовые архивы государств Древнего Востока. Особенности хранения хозяйственных документов в древнем мире. Производственные архивы стран Западной Европы в средние века. Национальная архивная реформа и развитие архивной профессии в США в 20 века.

    шпаргалка , добавлен 16.05.2010

    История создания и развитие университетов в Средние века. Монастырские, соборные и приходские школы в раннем Средневековье. Необходимость появления новых форм образования. Появление первых университетов. Учебный процесс в средневековом университете.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    Открытие Америки X. Колумбом, ее колонизация и образование первых государств. Изучение особенностей внешней политики каждого из президентов США. Принятие Статей Конфедерации (первой Конституции США). История основания столицы США - г. Вашингтон.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Социально-экономическое развитие стран Азии и Африки накануне колонизации, особенности генезиса капиталистического уклада в этих странах. Первые колониальные захваты европейских государств в Азии и Африке. Политическая карта Азии на рубеже нового времени.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Причины колониального раздела Африки. Острая конкуренция империалистических держав Европы за проведение исследовательских работ и военных операций, направленных на захват новых территорий в Африке. Формы и методы эксплуатации африканских колоний.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Появление первых современных людей в Европе (кроманьонцев), быстрый рост их культур. История появления предков современного человека. Характеристика внешнего вида и антропологических особенностей скелета кроманьонцев, их отличия от неандертальцев.

    презентация , добавлен 12.11.2012

    Изучение религиозных верований древних греков, особенностей отражения в религии неравенства среди греков. Анализ основных мифических произведений Греции. История возникновения первых греческих государств. Поход греков на Трою. Вторжение дорийцев в Грецию.

    реферат , добавлен 30.04.2010

    Цивилизации Востока, Греции, Рима, России в эпохи древнего мира и средневековья, в новое время. Рождение и развитие индустриальной цивилизации, пути утверждения капитализма в Западной Европе и России; научно-технический прогресс: потери и приобретения.

История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60-80-х гг. XX в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека - австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций - древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

Начиная с III в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В VIII в. до н. э. - IV в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце IV в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент.

Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533-534 гг. её завоевали византийцы (см. Византия). В VII в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа. Письменные источники о первом из них - государстве Гана - появляются в VIII в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к IV в. Ее расцвет относится к VIII-XI вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко - альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

В XIV в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.

Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгаи, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине XVI в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце XVI в. его захватили марокканцы.

В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Ка́нем и Бо́рну (IX-XVIII вв.).

Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство , Работорговля).

Мероэ и Аксум - наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между IV в. до н. э. и VI в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум - на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества. До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

Период расцвета Мероэ охватывает III в. до н. э. - I в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники - пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной - мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис - боги египтян - были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность , алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине IV в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

Аксум - предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет - к IV-VI вв. В IV в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие.

Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517-572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В IV в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры - остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.

В VII в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с VIII по XIII в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.

Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров - Зэра-Яыкоб (1434-1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В XV в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале XVI в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

В XVI в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в XIX в.

На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией. Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с X в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце XV в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники X в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (её расцвет относится к началу XV в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономотапы наступил в конце XVII в. в связи с расширением португальской работорговли.

В средние века (XII-XVII вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба - Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В XVI-XVIII вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце XVIII в.

Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17-18 вв.

В бассейне реки Конго в XIII-XVI вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в XVI в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.

Мадагаскар в I-X вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп - мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина.

Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.

Проникновение европейцев в конце XV в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям».

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Африки распространяются не так уж часто. Империалистическая пропаганда вынуждена - и не только в историографии и политике - прибегать к более изощренным и гибким формам. Растущее могущество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, которые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии старого образца. Однако тон по-прежнему задают империалисты. Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации.

В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр. Аншпренгера, и во многих специальных работах история Африки рассматривается с более реалистической точки зрения. Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных результатов в эмпирических исследованиях и в рассмотрении частных вопросов, но оценка исторических источников, постановка проблемы и - последнее по счету, но не по важности - ненаучность выводов и классификации материалов заставляют отнести этих ученых к идеологам позднего капитализма. Выдвигаемые ими теоретические положения не менее опасны, чем идеи апологетов империализма. Достаточно сказать, что в некоторых из последних работ по истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движения за социальный прогресс от мировой социалистической системы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах.

Многие исторические труды на узкие темы, например о причинах отсталости той или иной страны, об образовании «элит», служат для маскировки неоколониалистской экспансии.

Марксисты и другие прогрессивные элементы, борющиеся против империализма, в том числе и в африканских национальных государствах, объявили войну этим воззрениям. В очерке истории Тропической Африки с древнейших времен, составляющем содержание этой книги, должно быть объективно прослежено историческое и культурное развитие народов континента к югу от Сахары и выявлена бесчеловечная эксплуатация их колониализмом. Тем самьгм опровергаются основные положения проимпериалисти-ческой «науки».

В Советском Союзе после Октябрьской социалистической революции, а в странах мировой социалистической системы после 1945 г. начался новый период африканистики. Ученые этих государств, а также марксисты и другие прогрессивные исследователи во всем мире, и все чаще в самих африканских странах, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки. Это вызвало революцию в африканистике, которая раньше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961 г. была издана в ГДР), заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем советской африканистикой. Благодаря этому труду работы советских ученых по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехословакия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки. Следует упомянуть также изданные и в ГДР работы французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона.

Несмотря на бесспорные успехи африканистики в последние 20 лет, по-прежнему отсутствует обстоятельный обобщающий труд по истории народов Африки, особенно в отдельные периоды до колониального раздела континента империалистами. Многолетние изыскания побудили меня сделать достоянием широкого круга читателей важнейшие моменты исторического развития народов к югу от Сахары.

Особые трудности по сей день представляет проблема периодизации общей истории народов Африки, в том числе в нашу эру. По этому вопросу нет единодушия даже среди ученых-марксистов. Правильный подход к нему требует, чтобы африканцы не рассматривались как пассивный объект чужеземных влияний, а чтобы прежде всего учитывались внутренние закономерности их общественного развития, соотносимые, разумеется, с важнейшими периодами мировой истории и качественными изменениями отдельных социально-экономических общественных формаций. При этом необходимо иметь в виду диалектическое единство этапов развития мировой истории и региональных особенностей африканских стран. Именно на основе этих общих критериев в книге выделены периоды исторического развития народов Тропической Африки от древнейших времен до империалистического раздела Африки в последней трети XIX в. К примеру, XVI век, когда западноевропейский капитализм производил экономическую и политическую подготовку к завоевательным походам и тем самым положил начало новой эпохе, не только был важной вехой в мировой истории, но и явился поворотным пунктом в жизни некоторых народов Тропической Африки.

Анализ общественного и исторического развития населения столь многих регионов и выявление в нем общих закономерностей и тенденций связаны с известными трудностями. Они усугубляются еще и тем, что страны к югу от Сахары достигли самых различных степеней прогресса. Кроме того, общественному развитию многих африканских народов несомненно присущи специфические особенности, И тем не менее можно с уверенностью утверждать, что это развитие отнюдь не происходило вне закономерного всемирно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Неопровержимые исторические факты доказывают, что народы Африки, и отстававшие и шедшие впереди, стремились и стремятся идти по пути прогресса. Путь этот длинный и трудный, но, как показывает весь опыт истории, в конечном счете он приведет к социализму также и народы Тропической Африки.

В заключение следует сделать некоторые предварительные замечания относительно источников и вспомогательных материалов, которые имеются в распоряжении африканиста.

Не будет преувеличением сказать, что и в этой области лишь в последние десять лет поднята целина и несколько раздвинута завеса, закрывавшая «Черный» континент. Колониалисты считали археологические находки лишь приложением к весьма прибыльной добыче железных руд и минералов. Развалины легендарного государства Мономотапа и ценнейшие памятники искусства Бенина были обнаружены или случайно, или действовавшими без всякого согласования экспедициями. После того как африканские государства достигли независимости, ассигнования на научные исследования стали более систематическими и целеустремленными. Результаты этих исследований исключительно важны. Так, благодаря чрезвычайно интересным раскопкам Килвы (Танзания) города-государства Восточной Африки предстали в совершенно ином свете. Руины столицы древней Ганы Кумби-Сале (на юге Мавритании) оказались немыми свидетелями давно исчезнувшей африканской цивилизации. На безводных сейчас нагорьях Центральной Сахары найдены десятки тысяч прекрасных наскальных картин и фресок; эти высокохудожественные произведения реалистического искусства сообщают ценные сведения о развитой культуре Африки. Находки последнего времени позволяют уточнить представления о древнейшей и древней истории африканских народов. Поскольку сейчас научные учреждения молодых национальных государств сами организуют археологические экспедиции для раскопок центров древних цивилизаций, мы вправе ожидать, что их работы обогатят историю новыми данными.

Многие племена и народности Тропической Африки по сей день не имеют письменности. Тем не менее нам известны в общих чертах отдельные этапы их истории. При дворах правителей и вождей существовал институт сказителей, напоминавших средневековых миннезингеров. До нас дошли передававшиеся из уст в уста перечни имен правителей, хроники, героические сказания, эпические поэмы, воспевавшие подвиги и деяния правителей. В последнее время большая их часть была тщательно собрана и записана африканскими учеными и их помощниками. Сейчас они приступили к исследованию содержания этих источников, и тут немедленно выявились пределы возможностей их использования. В них тесно переплетаются вымысел и правда. История того или иного племени или народа сводится к деятельности отдельных правителей. Оставляет желать лучшего и хронология. Тем не мене африканист может и должен работать над этими устными преданиями, чтобы с помощью научного анализа превратить их в надежные источники африканской историографии.

В целом следует отметить известную скудость письменны, источников для отдельных периодов и регионов. Историю некоторых народов можно подчас довольно точно воссоздать на основании как сообщений арабских путешественников, так и оставленных самими этими народами письменных свидетельств, но при исследовании прошлого других народностей приходится довольствоваться немногочисленными сведениями, иногда даже косвен кыми. Кроме того, они обычно неоправданно много касаются событий политической жизни, тогда как экономические и социальные отношения отражены в них очень плохо.

Первые письменные свидетельства о Тропической Африке содержатся в реляциях египетских военачальников. Далее следую сведения, полученные карфагенянами, греками и римлянами вовремя путешествий, военных походов и торговых экспедиций. Однако эти данные, дошедшие от периода античности, весьма скромны и носят случайный характер.

Только арабские историки периода, соответствующего европейскому средневековью, уделили наконец должное внимание областям к югу от Сахары, которые тогда стали широко известны благодаря многочисленным экспедициям и путешествиям, а такж. оживленным торговым связям. Рассказы арабских путешественников, хронистов, географов и историков, и прежде всего описани путешествий ал-Масуди, ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Батуты, Льва Африканского, содержат ценную информацию. Они были дополнены начиная с XVI в. первыми записями на месте в государствах западной и центральной зон Судана (имеется в виду вся полоса Сахеля, которая тянется с запада на восток к югу от Сахары и не совпадает с территорией современного Судана). Серьезные пробелы в наших знаниях были позднее устранены мусульманскими учеными крупных торговых центров государства Сонгай - Томбукту, Гао и Дженне, - писавшими хроники по-прежнему на арабском языке. Сведения об истории народов Западной Африки содержатся и в записях, которые делались в городах-государствах хауса в Северной Нигерии, и в письменных документах начального периода государств фульбе и тукулёров в XVIII и начале XIX в., найденных и опубликованных только в последнее время. Из них лишь незначительная часть написана на арабском языке.

О жизни восточноафриканских городов-государств сообщают несколько местных хронистов. Они писали сначала по-арабски, позднее на суахили и пользовались своей собственной системой письма, восходящей к арабской письменности.

Наиболее древние письменные данные мы черпаем также из памятников царств Мероэ и Аксум (см. гл. II). В средние века их традиции нашли успешное продолжение в летописании и церковной историографии Эфиопии.

На рубеже XV и XVI вв., когда португальские мореплаватели открыли путь вокруг Африки и основали многочисленные опорные пункты колонизации, появились первые подробные отчеты европейцев рассказы об их путешествиях и исторические сочинения. От этого начального периода колониальных предприятий дошли красочные описания, ярко рисующие жизнь в Бенине и других приморских областях Западной Африки, в древнем государстве Конго, а более всего - в Восточной и Центральной Африке. По словам Барруша, Барбосы, Баррето, Кастаньозу, Алькасовы и Даппера, они, к своему великому удивлению, увидели здесь высокоразвитые государства с крупными торговыми центрами, где жизнь била ключом. В первое время португальцы еще довольно объективно и деловито записывали свои впечатления. Но когда мечты завоевателей о сказочных богатствах натолкнулись на противодействие населения Африки, их рассказы - и чем дальше, тем больше - начали уснащаться клеветническими вымыслами.

В XIX в. Африканский континент стал заветной целью исследователей, путешественников и миссионеров. Из-под пера членов различных экспедиций, купцов и посланцев церкви, которые прямо или косвенно подготавливали капиталистические завоевания, вышло множество заметок о геологии, географии, экономике и климате африканских стран (ср. гл. V, 7). Они оставили нам и подробные историко-этнографические очерки общественного развития некоторых народов Африки. Хотя авторы этих работ, например известный Генрих Барт в середине XIX в., не могли скрыть, что действуют по поручению или по инициативе колонизаторов, они часто стремились к подлинно научным исследованиям и признавали исторические и культурные достижения неевропейских народов. Однако их труды очень скоро были забыты в Европе, в последней трети XIX в. на область к югу от Сахары навесили ярлык «Черного» континента и отказали ей в способности к историческому прогрессу. В соответствии с этой точкой зрения многие свидетельства культуры и устные предания африканских народов отрицались или приписывались влиянию иноземных культуртрегеров. В конце концов расистские теории апологетов колониализма восторжествовали и стали тормозить любые научные исследования, в том числе изучение истории и общественного развития народов Африки.

Это еще более обязывает всех ученых-марксистов совместно с прогрессивными африканскими историками воссоздать и правильно оценить на основе фундаментальных исследований историю народов Африки, фальсифицированную апологетами империализма и колониализма.

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

автора Смирнов Александр Сергеевич

Введение Неразвитость методологии современной исторической науки на Украине как основа фальсификаций. «Украинская история» как идеология внутреннего пользования. Сокрытие исторических источников и подтасовка фактов. Препятствия научному диалогу историков и

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Новая Хронология Фоменко-Носовского за 15 минут автора Молот Степан

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

автора Макарий Митрополит

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Из книги Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга автора Марсден Кристофер

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде - могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

Произошла встреча цивилизаций, которая изменила образ жизни многих народов мира, но не всегда в лучшую сторону. Для африканцев она обернулась страшным бедствием - работорговлей. Европейцы превратили континент в настоящее поле охоты на людей.

От работорговли к завоеванию

За пределы Африки были вывезены десятки миллионов человек - самых сильных, здоровых и выносливых. Позорная торговля чернокожими рабами стала неотъемлемой частью европейской истории и истории двух Америк.

В XIX в., уже после того как с работорговлей было покончено, европейцы приступили к завоеванию Африканского континента. Самые драматические события произошли в последней трети столетия. Европейские державы буквально разрывали Африку на части, и завершили свою «работу» к началу первой мировой войны.

Исследование Африки

Накануне решающей схватки за Африку, т. е. к семидесятым годам, только десятая часть огромного континента находилась во владении европейских держав. Алжир принадлежал Франции. Капская колония на Юге Африки - Англии. Там же были созданы два небольших государства потомками голландских переселенцев. Остальные европейские владения представляли собой опорные базы на морском побережье. Внутренние районы Африки были тайной за семью замками - неизученными и малодоступными.


Генри Стэнли (слева) отправился в 1869 г. в Африку на поиски Ливингстона, не дававшего о себе знать на протяжении трех лет. Они встретились на берегу озера Танганьика в 1871 г.

Европейская экспансия в глубинные области Африканского континента в XIX в. стала возможной благодаря обширным географическим исследованиям. С 1800 по 1870 г. в Африку было отправлено более 70 крупных географических экспедиций. Путешественники и христианские миссионеры собрали ценные сведения о природных богатствах и населении Тропической Африки. Многие из них внесли большой вклад в науку, но плодами их деятельности воспользовались европейские промышленники.

Выдающимися путешественниками были француз Кайе, немец Барт, шотландец Ливингстон и англичанин Стэнли. Только смелые и выносливые люди могли преодолевать огромные расстояния, бесплодные пустыни и непроходимые джунгли, пороги и водопады великих африканских рек. Европейцам приходилось бороться с неблагоприятными климатическими условиями и тропическими болезнями. Экспедиции длились годами, и далеко не все участники возвращались домой. История исследования Африки - длинный мортиролог. В нем почетнейшее место занимает самый благородный и бескорыстный из путешественников Ливингстон, умерший в 1873 г. от лихорадки.

Богатства Африки

Европейских колонизаторов привлекали в Африке ее огромные естественные богатства, ценные виды сырья, такие, как, например, каучук и пальмовое масло. Манила возможность выращивать в благоприятных климатических условиях какао, хлопок, сахарный тростник и другие сельскохозяйственные культуры. На побережье Гвинейского залива, а затем в Южной Африке были найдены золото и алмазы. Наконец, в Африку могли быть направлены новые потоки европейских товаров.



Исследование Африканского континента заставило европейцев признать существование оригинального африканского искусства. Струнный музыкальный инструмент. Ритуальные музыкальные инструменты

Леопольд II и Африка

Начало решающей схватке за Африку положил бельгийский король Леопольд II. Мотивом его действий была жадность. В начале 1876 г. он прочитал сообщение о том, что в бассейне Конго расположена «изумительная и сказочно богатая страна». Человек, правивший совсем небольшим государством, буквально загорелся идеей заполучить себе огромную территорию, равную по размерам одной трети Соединенных Штатов. С этой целью он пригласил на службу Генри Стэнли. Тот уже был известным путешественником и прославился тем, что отыскал в дебрях Африки потерявшуюся экспедицию Ливингстона.

По поручению бельгийского короля Стэнли отправился в Конго со специальной миссией. Хитростью и обманом он заключил ряд договоров с африканскими вождями на территориальные владения. К 1882 г. ему удалось приобрести для короля Бельгии более 1 млн квадратных километров. В это же время Англия оккупировала Египет. Начался территориальный раздел Африки.

Бельгийский король, удачливый и предприимчивый, был обеспокоен. Как к его действиям отнесутся европейские державы?

Берлинская конференция

Франция и Португалия не скрывали своего недовольства. Еще бы! Ведь их обошли в тот самый момент, когда они планировали захват конголезских территорий. Возникшие споры были разрешены на Берлинской международной конференции, созванной в 1884 г. по инициативе германского канцлера Бисмарка.

Представители 14 европейских государств «узаконили» на конференции территориальный раздел Африки. Для приобретения любой территории достаточно было «эффективно оккупировать» ее и своевременно уведомить об этом остальные державы. После такого решения бельгийский король мог быть совершенно спокойным. Он стал «законным» владельцем территорий, в десятки раз превышавших размеры его собственной страны.

«Великая африканская охота»

Приобретая африканские территории, европейцы в большинстве случаев прибегали к обману и хитрости. Ведь договоры подписывались с вождями племен, которые не умели читать и зачастую не вникали в содержание документа. Взамен туземцы получали вознаграждение в виде нескольких бутылок джина, красных платков или разноцветной одежды.

В случае необходимости европейцы использовали оружие. После изобретения в 1884 г. пулемета «Максим», выпускавшего 11 пуль в секунду, военное преимущество было полностью на стороне колонизаторов. Отвага и храбрость чернокожих практически не имели никакого значения. Как писал английский поэт Беллок:

Все будет так, как мы хотим;
На случай всяких бед
Есть пулемет у нас «Максим»,
У них «Максима» нет.

Завоевание континента было больше похоже на охоту,чем на войну. Не случайно оно вошло в историю под названием «великой африканской охоты».

В 1893 г. в Зимбабве 50 европейцев, вооруженных 6 пулеметами, убили 3 тыс. чернокожих из племени Ндебеле за два часа. В 1897 г. на севере Нигерии военный отряд из 32 европейцев с 5 пулеметами и 500 африканских наемников нанесли поражение 30-тысячной армии эмира Сокото. В битве за Омдурман в Судане в 1898 г. англичане в ходе пятичасового сражения уничтожили 11 тыс. суданцев, потеряв всего 20 солдат.

Стремление европейских держав опередить друг друга не раз вызывало международные конфликты. Однако до военных столкновений дело не дошло. На рубеже XIX-XX вв. завершился раздел Африки. Огромные территории континента оказывались во владении Англии, Франции, Португалии, Италии, Бельгии и Германии. И хотя военное преимущество было на стороне европейцев, многие африканские народы оказывали им ожесточенное сопротивление. Наиболее известный пример - Эфиопия.

Эфиопия против европейской колонизации

Еще в XVI в. Эфиопию пытались завоевать турки-османы и португальцы. Но все их попытки были безуспешными. В XIX в. интерес к ней стали проявлять развитые европейские державы, особенно Англия. Она открыто вмешивалась во внутренние дела этой африканской страны, а в 1867 г. 15-тысячная английская армия вторглась в ее пределы. Европейские солдаты были вооружены ружьями нового образца. Произошло одно, но решающее сражение - битва человека с машиной. Эфиопские войска были разбиты, а император, не желая сдаваться, застрелился. Англичане потеряли всего двух человек.

Побежденная страна лежала у ног завоевателей, но Англия не смогла воспользоваться плодами своей победы. Произошло то же, что и в Афганистане. Против завоевателей были и природа и люди. Англичанам не хватало продовольствия, питьевой воды. Их окружало враждебно настроенное население. И они были вынуждены покинуть страну.

В конце XIX в. над Эфиопией нависла новая угроза. На этот раз со стороны Италии. Ее попытки установить протекторат над Эфиопией были отвергнуты умным и дальновидным императором Менеликом II. Тогда Италия начала войну против Эфиопии. Менелик обратился к народу с воззванием: «Из-за моря пришли к нам враги, они нарушили неприкосновенность наших границ и стремятся уничтожить нашу веру, наше отечество... Я собираюсь выступить в защиту страны и дать отпор врагу. Пусть всякий, у кого есть силы, следует за мною». Эфиопский народ сплотился вокруг императора, и ему удалось создать 100-тысячную армию.


Император Менелик II лично руководит действиями своей армии. В битве под Адуа итальянцы из 17 тыс. солдат потеряли 11 тыс. убитыми и ранеными. В борьбе за целостность своей страны Менелик II старался опереться на Россию. Последняя, в свою очередь, была заинтересована в сильной независимой Эфиопии

В марте 1896 г. произошло знаменитое сражение под Адуа. Впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы. Более того, был подписан мирный договор, по которому Италия признавала суверенитет Эфиопии - единственного независимого африканского государства в конце XIX в.

Англо-бурская война

Драматические события происходили на Юге Африки. Это было единственное место на континенте, где белые воевали с белыми: англичане с потомками голландских переселенцев - бурами. Борьба за Южную Африку была долгой, упорной и несправедливой с обеих сторон.

В начале XIX в. Капская колония перешла в руки Англии. Новые хозяева отменили рабовладение и тем самым нанесли сильнейший удар по земледельческому и скотоводческому хозяйству буров, основанному на рабском труде. В поисках новых земель буры начали свое великое переселение на север и восток, в глубь континента, безжалостно уничтожая местное население. В середине XIX в. они образовали два независимых государства - Оранжевое Свободное Государство и Южно-Африканскую Республику (Трансвааль). Вскоре на территории Трансвааля были Найдены огромные запасы алмазов и золота. Это открытие и решило судьбу бурских республик. Англия сделала все возможное, чтобы прибрать сказочные богатства к своим рукам.

В 1899 г. разразилась англо-бурская война. Симпатии многих людей мира были на стороне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов крупнейшей державе того времени. Война, как и следовало ожидать, закончилась в 1902 г. победой Англии, которая стала безраздельно господствовать на Юге Африки.


ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Всего за 50 долларов

В начале XIX в. в Соединенных Штатах возникло «Американское общество колонизации», созданное с целью переселения в Африку освобожденных негров-рабов. Местом поселения была избрана территория на Гвинейском берегу Западной Африки. В 1821 г. «Общество» приобрело у местных вождей на вечное пользование земли за шесть ружей, ящик бус, две бочки табаку, четыре шляпы, три носовых платка, 12 зеркал и другие товары общей стоимостью 50 долларов. Сначала негры-переселенцы основали на этих землях поселение Монровия (в честь американского президента Д. Монро). В 1847 г. была провозглашена Республика Либерия, что значит «свободная». В действительности свободное государство находилось в зависимости от США.

Верховный вождь Лобенгула и его народ


Продвигаясь в глубь континента, буры вытеснили матабеле с территории Трансвааля в междуречье Замбези - Лимпопо. Но и здесь изгнанники не нашли покоя. Борьба за междуречье, на которое претендовали и англичане, и буры, и португальцы, и немцы, подогревалась слухами о богатых месторождениях золота на новых землях матабеле. Наиболее крупной силой в этой борьбе были англичане. Под угрозой применения силы они заставили Лобенгулу «подписать» (поставить крестик) в 1888 г. неравноправный договор. А в 1893 г. англичане вторглись в земли матабеле. Началась неравная борьба, закончившаяся через три года присоединением междуречья к английским владениям в Южной Африке. Из-за различий культур и представлений о жизни и окружающем мире африканцам трудно было понять европейцев. И все же наиболее дальновидные люди, как, например, вождь Лобенгула, смогли разобраться в обманных маневрах англичан и в их методах борьбы за Южную Африку: «Видели вы когда-нибудь, как хамелеон охотится за мухой? Хамелеон становится позади мухи и некоторое время остается неподвижным, затем начинает осторожно и медленно продвигаться вперед, бесшумно переставляя одну ногу за другой. Наконец, приблизившись достаточно, он выбрасывает свой язык - и муха исчезает. Англия - хамелеон, а я - муха».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.