Инструкция по выполнению работы. IV

«Итоговая работа по русскому языку для 3 класса как средство диагностики предметных результатов начального общего образования»

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в 3 классе.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182).

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69).

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

5.Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.- М.:

ВАКО, 2014

6. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М.,

«Просвещение», 2013 год.

Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

15

б). В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

80%

Повышенный

20%

Итого:

15

18

100%

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимися планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса русского языка. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 3 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

Фонетика и графика

Умение характеризовать звуки русского языка.

1.2

ВО

Состав слова

Умение различать родственные слова и формы одного и того же слова.

2.1

ВО

Состав слова

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова.

2.2

ВО

Лексика

3.1

ВО

Морфология

Умение определять падеж имен существительных.

4.1

ВО

Морфология

Знание правила Умение об изменении имен прилагательных по числам и родам.

4.2

ВО

Морфология

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени)

4.3

ВО

Синтаксис

5.1

ВО

Синтаксис

5.2

ВО

Синтаксис

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.

5.2

КО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания корневых орфограмм.

6.1

РО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих.

6.1

ВО

Развитие речи

Умение соблюдать правила устного общения.

7.2

КО

Синтаксис

Умение делить текст на предложения. Умение самостоятельно озаглавливать текст.

5.1

КО

ВО

ИТОГО

18 баллов

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

16 - 18 балла – отметка «5»

12 – 15 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества обучающихся 3 класса (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучении.

Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.

Умение различать звуки и буквы.

1.2.

Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

2. РАЗдел « Состав слова (морфемика) »

2.1.

Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

2.2.

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

3. РАЗдел « Лексика »

3.1.

Умение выявлять слова синонимы.

4. РАЗдел « Морфология »

4.1.

Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

4.2.

Умение определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.

4.3.

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

5. РАЗдел « Синтаксис »

5.1.

Умение различать предложение, словосочетание, слово.

5.2.

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

5.3

Умение определять границы предложения.

6. РАЗдел « Орфография и пунктуация »

6.1.

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

7. РАЗдел « Развитие речи »

7.1.

Умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

7.2.

Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

7.3.

Умение самостоятельно озаглавливать текст.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с кратким развернутым ответом оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров - соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг этого уровня, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. В период введения новых стандартов по русскому языку можно принять за критерий достижения 60% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 9 заданий составляют 60%. В этом случае, при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий базового уровня равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.

В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.

За выполнение каждого из 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.

За выполнение каждого из 3 заданий повышенного уровня (№№ 13-15) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

1 вариант

в) ящерица. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове чаща все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный. 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) полочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) смелый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) к машине 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в форме ж. р., ед.ч., И.п. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) бежал 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) Белые сугробы сверкают на солнце. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) капля скатывается 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: туча закрыла 1 балл – верно подчеркнута грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: скользкий, дубки, редкий солнце, поздний, сердце лесник, пенёк, полезный 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: г) рожь 2 балла 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: 2 балла 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: Зайка и яблоко Б) 5 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2 вариант

а) юла 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове ремень все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) белка, беличье, бельчонок, белочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) садовый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) быстрый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) на крыше 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) в форме ж. р, ед.ч., П.п.. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) читаешь 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) Дети катались с горы 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) лучи упали 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: сердце замирает 1 балл – подчеркнута верно грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: гладкий, ложка, ловкий праздничный, лестница, поздний листок, писать, деревья 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: а) грач 2 балла – даны оба верных ответа 1 балл - дан один верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

2

14

Ответ: Реплика1 Здравствуйте, Добрый день, Реплика 2 Будьте добры, пожалуйста Реплика 3 Всего доброго, До свидания, спасибо 2 балла – даны верные ответы (несколько слов) 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

2

15

Ответ: Молодые саженцы. Молодые яблоньки а) 4 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Внимательно читай задания!

Желаем успеха!

1 вариант

    Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) комната б) сорока в) ящерица г) волна

2. Выбери верное утверждение

а) В слове чаща все согласные мягкие.

б) В слове чаща три слога.

в) В слове чаща букв больше, чем звуков.

г) В слове чаща нет глухих согласных.

3. Обведи ряд, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) лес, лесной, леса, лесок

б) лист, листок, листопад, листовой

в) сад, садик, садовый, сады

г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный

а) побелка б) пороша в) погода г) полочка

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное ОТВАЖНЫЙ

а) честный б) смелый в) мудрый г) всемогущий

ед. ч., ж.р., Д.п.

а) от мамы

б) к машине

в) на печи

г) в кровати

Скоро появится на деревьях молодая листва

а) в форме ж. р., ед. ч., Им. п.

в) в форме ср. р., ед. ч., В. п.

г) в форме м. р., ед. ч., И. п.

8.Найди глагол прошедшего времени.

а) бежал б) говорит в) посмотрит г) делаешь

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания в конце.

а) Белые сугробы сверкают на солнце

б) На поляне расцвели

в) У опушки леса

г) Весенние ручьи

По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.

а) по ветке скатывается

б) прозрачная скатывается

в) капля скатывается

г) скатывается по тонкой

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо.

скользкий, солнце, поздний, дубки, лесник, сердце, пенёк, редкий, полезный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Укажи слово с ь на конце слова. Допиши ещё 3 слова с данной орфограммой

а) камыш…, _______________________________________________________

б)товарищ…,_______________________________________________________

в) туч…,__________________________________________________________

г) рож…, ______________________________________________________

14. Прочитай запись телефонного разговора.

Ваня позвонил своему другу Сереже. К телефону подошла мама Сережи, Марина Ивановна.

1) – А Серега дома?

Добрый день, Ваня! Нет, он ещё не вернулся из школы.

Договорились, Ваня! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Вани.

Реплика 1_________________________________________________________

Реплика 2 _________________________________________________________

Реплика 3 _________________________________________________________

15. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

_________________________________

В огороде росла яблонька на ней висели яблоки под яблонькой спал зайка вдруг яблоко упало на него зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Итоговый тест по русскому языку 3 класс I полугодие

    вариант

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) юла б) марка в)король г) соловьи

2. Выбери верное утверждение

а) В слове ремень все согласные мягкие.

б) В слове ремень три слога.

в) В слове ремень букв меньше, чем звуков.

г) В слове ремень есть глухие согласные.

3. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) кора, корка, коре, корочка

б) веселье, весёлый, весело, весёлая

в) труд, трудовая, трудящийся, труды

г) белка, беличье, бельчонок, белочка

4. Обведи слово, которое походит к схеме

а) цвет б) поделка в) садовый г) золотой

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное СКОРЫЙ

а) решительный б) умный в) быстрый г) точный

6. Найди слово, окончание которого указывает на форму

ед. ч., ж.р., Пр.п..

а) в доме

б) о мышах

в) на крыше

г) с газетой

7.Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное слово.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

а) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.

б) в форме м. р., ед. ч., В. п.

в) в форме ж.р., ед. ч., П. п.

г) в форме м. р., ед. ч., Д. п.

8.Найди глагол настоящего времени .

а) читаешь б) напишет в) поедет г) заблестел

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания.

а) Дети пойдут

б) Маленький мальчик

в) Дети катались с горы

г) Верхушки деревьев

10.Найдите верную грамматическую основу предложения

Лучи солнца упали на замёрзшую лужицу.

а) упали на лужицу

б) лучи солнца

в) на замёрзшую лужицу

г) лучи упали

11.Прочитай предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Сердце замирает от чудесных звуков песни.

12. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

гладкий, праздничный, лестница, ложка, листок, поздний, писать, ловкий, деревья

13. Укажи слово без ь на конце. Допиши ещё три слова на данную орфограмму.

а) грач…,_____________________________________________________

б) печ…, _______________________________________________________

в) мыш…,_________________________________________________________

г) доч…,___________________________________________________________

14.* Прочитай запись телефонного разговора.

Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.

1) – А Генка дома?

Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.

2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!

Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.

Реплика1_________________________________________________________

Реплика 2_________________________________________________________

Реплика 3_________________________________________________________

15*. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

________________

Стояла суровая зима от морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском весной школьники посадили молодые яблоньки саженцы хорошо прижились.

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 9 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 6 заданий (А1-А6). К заданиям А1, А2, А3, А5, А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В задании А4 необходимо установить соответствия между словами из левого и правого столбика.

Часть 2 состоит из 1 задания (В1). Ответ к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1) и включает в себя вопросы по тексту. Ответы к этому заданию вы должны сформулировать самостоятельно, прочитав приведенный в задании текст.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Критерии оценивания:

за каждый правильный ответ в заданиях 1-7 – 1 балл; за правильное выполнение 8 задания - 3 балла.

Итого: 10 баллов

10-9 баллов – «5», 8-7 баллов – «4», 6-5 баллов – «3», 4 балла и меньше – «2»

Желаем успеха!

Часть 1.

А1. Фонетика. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв:

съезд яблоня моль крот

А2. Лексика. К какому разделу лексики относится слово: ЦАРЬ ?

диалектизмы жаргонизмы историзмы профессионализмы

А3. Морфемика. Словообразование. Каким способом образовано слово ПРЕКРАСНЫЙ?

Приставочно-суффиксальный слияние основ бессуффиксный

А4. Морфология. Установите соответствие между словами и частями речи: (проведите линию)

весёлый местоимение

нечто имя прилагательное

ремонтировать глагол

под предлог

потому что причастие

мечтающий союз

А5. Синтаксис. Укажите предложение, осложненное вводным словом (знаки препинания не расставлены):

Вова сходи в магазин. Прекрасны пушистые облака быстро бегущие по небу.

Бесспорно лето будет жарким. Я люблю гулять слушая музыку.

А6. Пунктуация. Укажите вариант ответа, где правильно расставлены знаки препинания на месте пропусков: Если задуматься (1) почему мы любим сладости (2) то ответ очевиден (3) печенье (4) торты (5) и мороженое поднимают настроение (6) а еще они очень вкусные.

1,2,3,4,5,6 1,4,5,6 1,3,4,5 1,2,3,4,6

Часть 2.

В1. Фразеология. Объясните, как вы понимаете следующий фразеологический оборот? Ходит задрав нос . (Приведите пример, составив предложение с данным фразеологизмом )

_______________________________________________________________________________

Часть 3.

С.1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром - сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он следом, мама в магазин - и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Задания:

1. Определите тему и главную мысль текста (укажите № предложения)__________________

_______________________________________________________________________________

2. Определите стиль речи. Аргументируйте свой ответ__________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Итоговые тестовые контрольные работы в форме ОГЭ по русскому языку для 5-8 классов.

Данные тесты составлены для проведения итогового контроля по русскому языку для учащихся 5-8 классов.

Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Особенность данных тестов состоит в том, что для каждого класса были подобраны тексты о Великой Отечественной войне, так как сохранение исторической памятиважный аспект воспитания подрастающего поколения.

Цели:

1)контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;

2)развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

3)воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

Методы: по степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично-поисковые; по источнику знаний: практические.

Оборудование: файл для каждого учащегося с тестовым заданием и бланком ответов учащегося, ключ к проверке работ, бланк анализа тестирования.

Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 5-8 классов по всем разделам и темам программы. Особенность данных тестов состоит в том, что для каждого класса были подобраны тексты о Великой Отечественной войне, так как сохранение исторической памяти – важный аспект воспитания подрастающего поколения. При составлении тестовых заданий были использованы отрывки из произведений Михаила Шолохова «Судьба человека», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», Сергея Алексеева «Рассказы о войне для детей».

В данной работе предложены тестовые задания, а также правильные ответы.

5 класс

Прочитайте текст С.Алексеева «Титаев» и выполните задания к нему.


(1)Ноябрь. (2)Завьюжило. (3)Выпал снег.
(4) Незавидная жизнь у связистов. (5)Снег, непогода, грязь, бомбят самолёты с неба, снаряды вздымают землю, пули разносят смерть - будь к походу готов, связист. (6)Повредило проводку бомбой, оборвало снарядом провод, фашистский разведчик разрушил связь - собирайся, солдат, в дорогу.
(7)В ноябре вновь завязались бои за Мамаев курган. (8)В самый разгар сражения прервалась телефонная связь с командным пунктом дивизии. (9)С командного пункта как раз артиллеристам давали команды к стрельбе по целям. (10)Оборвались теперь команды. (11)Прекратился огонь артиллерии.
(12)На исправление повреждения вышел связист Титаев.
(13)Ползёт Титаев вдоль провода, ищет, где произошёл обрыв. (14)Висят над Титаевым низкие облака. (15)Метёт позёмка. (16)Слева неприятельские окопы. (17)Бьют миномёты. (18)Строчат автоматы. (19)Грохочет бой. (С.Алексеев)

Тестовые задания.

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1.Найдите неверное утверждение. В слове низкие (предложение 14):

А)7 звуков;

Б)буква «з» обозначает звук [с];

В)буква е обозначает два звука;

Г)все согласные звуки глухие.

А2.Грамматическая основа выделена правильно:

А)вздымают землю (предложение 5);

Б)собирайся солдат (предложение 6);

В)облака висят (предложение 14);

Г)бьют (предложение 17).

А3.Укажите слово без окончания:

А)слева;

Б)ползет;

В)автоматы;

Г)связист.

А4.Укажите глагол I спряжения:

А)ползет;

Б)прекратился;

В)разрушил;

Г)разносят.

А5.Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне:

А)проводка;

Б)снаряд;

В)фашистский;

Г)связист.

Часть 2. Выполните задания, записав ответ на поставленный вопрос.

1.Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

2.Из предложений 6-10 выпишите собственное имя существительное.

3.Из предложений 3-9 выпишите обращения.

4.Из предложения 5 выпишите существительные 3 склонения.

5.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

6.Среди предложений 3-8 найдите нераспространенное предложение. Запишите его номер.

7.Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 13.

8.Из предложения 8 выпишите имя существительное в творительном падеже.

9.Из предложений 12-18 выпишите слово с разделительным мягким знаком.

10.Из предложений 13-19 выпишите глаголы II спряжения.

6 класс

(1)Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. (2)Там он руководил постройкой укреплений. (3)Выехали. (4)Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. (5)Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. (6)Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. (7)Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. (8)Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. (9)Он и голову уронил. (10)Для верности я его еще раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. (11)Мне его живого надо было доставить, он нашим должен был много

кое-чего порассказать. (12) Вынул я у него из кобуры "парабеллум", сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. (13)Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. (14)Скоренько напялил на себя мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет.

(15)Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. (16)Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. (17)Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. (18)Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

(19)Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. (20)В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... (21)Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем... (Михаил Шолохов «Судьба человека»)

Тестовые задания.

1.Из предложений 1-7 выпишите имена числительные.

2.Из предложений 3-6 выпишите слово(-а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3.Из предложений 8-13 выпишите неопределенное местоимение.

4.Из предложений 1-4 выпишите слова с оглушением согласного звука в корне.

5.Из предложений 11-12 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «На конце приставки пишется с, если корень начинается с глухой согласной».

6.Из предложений 14-17 выпишите возвратное местоимение.

7.Из предложения 16 выпишите личные местоимения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

9.Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

10.Укажите разряд имени прилагательного в словосочетании телефонный провод .

11.Из предложений 15-18 выпишите отрицательное местоимение.

12.Из предложений 21 выпишите личное местоимение, стоящее в единственном числе, дательном падеже.

13.Замените слово тюкнул (предложение 8) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

14.Из предложений 17-21 выпишите слова с разделительным мягким знаком.

15.Из предложений 18-21 выпишите слово, образованное сложением .

7 класс

Прочитайте отрывок из произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и выполните задания к нему.

(1)Алексей тихо привстал с медвежьей туши. (2)Та же острая боль, возникавшая в ступнях, пронзила его тело снизу вверх. (3)Он вскрикнул. (4)Пришлось снова сесть. (5)Попытался скинуть унт. (6)Унт не слезал, и каждый рывок заставлял стонать. (7)Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, изо всех сил рванул унт обеими руками - и тут же потерял сознание. (8)Очнувшись, он осторожно развернул байковую портянку. (9)Вся ступня распухла и представляла собой сплошной сизый синяк.(10) Она горела и ныла каждым своим суставом. (11)Алексей поставил ногу на снег - боль стала слабее. (12)Таким же отчаянным рывком, как будто он сам у себя вырывал зуб, снял он второй унт.

(13) Обе ноги никуда не годились. (14) Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и

раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. (15)Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на эти разбитые, распухшие ноги. (16)Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. (17)И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы это ни стоило.

(18)Он решительно вскочил с медвежьей туши, охнул, заскрипел зубами и сделал первый шаг. (19)Постоял, вырвал другую ногу из снега, сделал еще шаг.(20)В голове шумело, лес и поляна покачнулись, поплыли в сторону. (Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Тестовые задания.

1.Из предложений 1-4 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «На конце приставки пишется с, если корень начинается с глухой согласной».

2.Из предложений 1-8 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «В наречиях с приставкой с на конце пишется а, если оно образовано от бесприставочного прилагательного».

3.Из предложений 8-11 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

4.Из предложений 12-15 выпишите отрицательное наречие.

5.Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

6.Из предложения 18 выпишите грамматическую основу.

7.Из предложения 15 выпишите частицы.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

9.Среди предложений 15-20 найдите предложение с деепричастным оборотом. Запишите его номер.

10.Из предложения 17 выпишите предлоги.

11.Среди предложений 1-9 найдите предложение с одиночным деепричастием. Запишите его номер.

12.Из предложений 1-8 выпишите слово, написание которого соответствует правилу: «Приставка при- пишется, если она обозначает неполное действие».

13.Из предложения 14 выпишите союзы.

14.Из предложений 1-5 выпишите причастный оборот с определяемым словом.

15.Замените слово сулила (предложение 16) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

8 класс

Прочитайте отрывок из произведения М.Шолохова «Судьба человека» и выполните задания к нему.

(1)Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу

отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

(2)Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... (3)Что-то ждет их впереди? (4)И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

(5)С тяжелой грустью смотрел я им вслед... (6)Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. (7)И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. (8)Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (9)Плачут они и наяву. (10)Тут главное - уметь вовремя отвернуться. (11)Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза... (Михаил Шолохов «Судьба человека»).

Тестовые задания.

1.Замените словосочетание «мужская слеза» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

2.Определите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

3.Среди предложений 1-7 найдите такое, где есть вводное слово. Запишите номер предложения.

4.Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Запишите его номер.

5.Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

6.Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

7.Замените слово выдюжит (предложение 4) стилистически нейтральным синонимом.

8.Из предложений 1-5 выпишите обособленное обстоятельство с определяемым словом.

9.Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание.

10.Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в словосочетании «скупая слеза» ?

11.Из предложения 6 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

12.Среди предложений 1-6 найдите такое, одной из частей которого является безличное предложение.

13.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие(-ую) запятые(-ую), которые разделяют части сложносочиненного предложения.

Может быть,(1) все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, (2) но Ванюшка, (3) отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, (4) повернулся на ходу ко мне лицом, (5)помахал розовой ручонкой.

14.Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение. Запишите его номер.

15.Определите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

Ответы

5 класс

Номер задания

Ответ

Собирайся

Мамаев курган

Солдат, связист

Грязь, смерть

Бои завязались

Пунктом

Бьют

Висят, строят

6 класс

Номер задания

ответ

Двадцать девятого, две

Гирьку, дверцу

Кое-чего

Везти, город

Порассказать

Себя

Я, они

Он не свалился, не упал

Относительное

Ничьей