Идеографический подход. Номологическая и идеографическая методология

Понятие «идеографический метод», введенное представителями немецкой неокантианской философии истории, предполагает не только необходимость описания изучаемых явлений, но и сводит к нему функции исторического познания в целом. На самом деле описание, хотя и является важной ступенью этого познания, не представляет собой универсальный метод. Это всего лишь одна из процедур мышления историка. Каковы же роль, границы применения и познавательные возможности описательно-повествовательного метода?

Описательный метод связан с природой общественных явлений, их особенностями, их качественным своеобразием. Этими свойствами нельзя пренебречь, с ними не может не считаться ни один метод познания.

Отсюда следует, что познание в любом случае начинается с описания, характеристики явления, причем структура описания определяется в конечном счете характером изучаемого явления. Вполне очевидно, что столь конкретный, индивидуально-своеобразный характер объекта исторического познания требует и соответствующих языковых средств выражения.

Единственно пригодным для этой цели языком является живая разговорная речь в составе литературного языка современной историку эпохи, научных исторических понятий, терминов источников. Только естественно-языковой, а не формализованный способ изложения результатов познания делает их доступными массовому читателю, что важно в связи с проблемой формирования исторического сознания.

Сущностно-содержательный анализ невозможен без методологии, она лежит также в основе описания хода событий. В этом смысле описание и анализ сущности явлений -- независимые, но взаимосвязанные, взаимообусловленные ступени познания. Описание -- это не беспорядочное перечисление сведений об изображаемом, а связное изложение, имеющее свою логику и смысл. Логика изображения может в той или иной мере выражать подлинную суть изображаемого, однако в любом случае картина хода событий зависит от тех методологических представлений и принципов, которыми пользуется автор.

В подлинно научном историческом исследовании формулировка его цели основана на позиции, в том числе методологической, его автора, хотя само исследование осуществляется по-разному: в одних случаях в нем ярко выражена тенденция, в других -- стремление к всестороннему анализу и оценке изображаемого. Однако в общей картине событий удельный вес того, что является описанием, всегда преобладает над обобщением, выводами относительно сути предмета описания.

Историческая реальность характеризуется рядом общих черт, и поэтому можно выделить и основные методы исторического исследования. По определению академика И.Д. Ковальченко к числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и другие общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.), которые выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Вырабатываются также необходимые для проведения исследования правила и процедуры (исследовательская методика) и применяются определенные орудия и инструменты (техника исследования)

Впервые сроки для определения двух основных подходов к изучению личности предложил Гордон Олпорт.

Номотетический подход заключается в сравнении индивидов с определенной точки зрения. По подходом личностные черты релевантные для всех и необходимо выяснить, какой участок кривой распределения занимает показатель определенного человека. Недостатком номотетического подхода является то, что, давая концептуальное и эмпирическое понимание определенного измерения личности, он не позволяет подойти к пониманию отдельного человека. Согласно старым латинским изречением, наука не занимается частными случаями (scienta non est individuorum), законы и теории и не должны ничего говорить об индивидуальности.

Основные преимущества номотетического подхода: широта, точность, воспроизводимость, возможность прогнозирования. Основные недостатки: отсутствие яркости, жизненности.

Идеографическое подход заключается в изучении одного индивида без сопоставления его данных с другими. При анализе отдельной личности следует использовать термины и понятия, подходят именно для нее. Такое описание личности можно получить с помощью различных источников: самоописания, описаний других лиц, а также определенных объективных измерений самой личности. Идеографическое подход требует интенсивного изучения отдельного случая. Он направлен на всестороннее эмпатическое понимание уникального склада личности отдельного человека. Проблема применения этого подхода в том, что исследование отдельной личности могут привести к открытию психологического механизма, однако для установления закономерности их недостаточно. Помощь уникального случае недостаточно для выявления общих законов.

Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематичность данных, субъективизм интерпретации.

В психологии личности номотетический подход доминировал в последние ЗО лет. Его сторонники не возражают уникальности каждой личности. Они только считают, что она является следствием уникального сочетания различных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы у всех. Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения Айзенк: "Для ученого уникальный индивидуум - это просто точка пересечения ряда количественных переменных" (1952).

Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонные к строгого научного мышления (tough-minded). Они считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-только номотетических оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае. Если бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования было бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне точно и надежно. Они считают, что эмпирические методы являются лучшими для исследования сложных структур.

Сторонниками идеографического подхода чаще г исследователи из лирическим складом ума (tender-minded), которые убеждены, что личность невозможно охватить какой-то теоретической схеме. Они часто достаточно энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механистически и упрощенно представляют целостную личность. Они считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и потребностей.

Идеотетичний подход (Дж. Т. Ламиел, 1981) предлагает использование идеографических методов для описания личности и Номо политических - для ее исследования. Большинство психологов придерживается номотетического подхода, однако теоретики личности всегда благосклонно относились к идеографического. Идеографической методологии особенно часто пользуются клинические психологи, и на именно на этой основе они наполнили психологию большим количеством интересных гипотез.

Персонология - это наука, которая определяет, что является закономерным для всех людей, определенной группы людей и какова отдельная личность. Развитие психологии личности является, конечно, показателем развития психологии как современной науки. Современная психология личности превращает стихийные обыденные представления об индивидуальных различиях в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально. И хотя эмпирической научной проверке могут подвергаться иногда только достаточно простые и четкие концепции, тем не менее, большинство современных Персонологи убеждена, что в объяснении личности будущее принадлежит именно научному подходу, а в нем должны занять достойное место не просто эмпирические исследования, а именно экспериментальные.


ἴδιος - своеобразный + γράφω - пишу) - поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное - номотетический подход , направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.).

Отличительные черты

Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям - по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения. Личность , согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические техники.

История

Впервые этот термин был предложен немецким философом-идеалистом В.Виндельбандом . Под идиографическим мышлением он подразумевал такой ход рассуждения, при котором описываются отдельные факты и внимание уделяется частным признакам, а не общим законам.

Немецкий философ и психолог В.Дильтей в своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» (1894) предложил разделить психологию на две науки - объяснительную психологию и описательную психологию. Вторая наука, по его мнению, должна заниматься описанием душевной жизни индивида, при чем постижение этой жизни возможно с помощью эмпатии. Таким образом, он предлагал создание самостоятельной идиографической психологии, направленной на изучение конкретных фактов.

Немецкий философ-идеалист и психолог В.Штерн в своей статье «О психологии индивидуальных различий» (1910) рассматривал идиографический подход как специфический способ исследования индивидуальности. В.Штерн предлагал диагностировать отдельного человека по многим психологическим параметрам и на основе полученных данных составлять его индивидуальную психограмму.

Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Г.Оллпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпотра, является биографический метод .

Примеры исследований

Примерами идиографического типа исследований отечественных психологов являются работы:

  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М., 1968;
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). - М., 1971;
  • Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956;
  • Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. - М.-Л., 1948;
  • Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957;
  • Мухина В. С. Близнецы. - М., 1969.

Литература

  • Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2006;
  • Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб: Речь, 2002;
  • Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: МГУ, 1987;
  • Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук , С. М. Морозов. - Киев: Наук. Думка, 1989;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идиографический подход" в других словарях:

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД - (англ. idiographic; от греч. idios своеобразный + grapho пишу) описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В.,… …

    ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ - (idiographic and nomothetic) дивергентные ориентации на социальное исследование (и связанные с ними методы): идиографический подход ставит в центр культурные и исторические особенности, используя такие методы, как этнография и биография, в то… … Большой толковый социологический словарь

    Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной… … Психологическая энциклопедия

    - (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… … Википедия

    клиническая психология - (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п.… … Большая психологическая энциклопедия

    Не следует путать со светолечением. Фототерапия один из методов арт терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также … Википедия

    индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцеп … Большая психологическая энциклопедия

    Дильтей Вильгельм - (1833–1911) немецкий философ. Разделил психологию на две дисциплины: естественнонаучную и «духовно научную». Первая изучает механику сознания путем выделения изолированных, однозначно определяемых элементов, из огромного числа к рых оно… … Большая психологическая энциклопедия

    - (Duns Scotus) (1265/1266 1308) шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. тесно связана с обоими центрами развития средневековой… …

    Шотландский средневековый философ и теолог, представитель неортодоксальной ветви схоластики. В 16 лет вступил во францисканский монашеский орден. Судьба И.Д.С. тесно связана с обоими центрами развития средневековой схоластики Оксфордским и… … История Философии: Энциклопедия

Каким бы способом не проводился идиографический анализ, он возможен только тогда, когда предваритель­но номотетическим способом были выделены черты для психологичес­кого анализа. Иначе говоря, изучение индивидуальности предполагает, прежде всего, проведение исследований номотетическим методом, в которых будут выделены существенные психологические черты, и лишь затем - проведение идиографического анализа индивидуальности. Таким образом, идиографическое исследование практически всегда на той или иной его стадии предполагает использование номотетичес­кого метода и в этом смысле непреодолимых границ между этими ме­тодами познания психологической реальности не существует.

Под названием „идиографические" объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев, методы, в которых основным объектом анализа является индивидуаль­ность, а не группа, не совокупность людей.

* Идеографические исследования не тождественны исследованию «единичного» случая. Идеографические исследования могут быть направлены и на раскрытие общих механизмов. В тех случаях, когда идеографическое исследование направлено на нахождение общих механизмов, противоположность этих двух подходов снимается. Если же поставлена задача описать уникальную личность посредством идеографического метода, то информация о таких показателях групповой статистики, как усредненные показатели и коэффициенты корреляции, вряд ли окажется полезной.

* Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальности, при котором пространство самоописания и его содержание не задаются априори на основе усредненных данных, а выявляются у данного конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта.

К идеографическим методам исследования относятся такие методы как:

1) Анализ профилей психологических черт - используется для анализа инивидуальности с тех пор, как появилась психология индивидуаль­ных различий. В современных работах этот метод применяется:

* для выяснения индивидуальной структуры психологических черт; * для сопоставления индивидуальных и групповых (усредненных) профилей;

* для установления изменений, происходящих в процессе развития.

2) Биографический метод - описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документальных источниках - продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях современников и т.д.

3) Обобщение документальных документов - этот подход, как и биографический метод, основан на сборе и ана­лизе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событи­ям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особен­ностей, которые являются предметом психологического анализа. Од­нако в отличие от биографического подхода результатом такой рабо­ты является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторо­го априорного сходства.

4) Этологическое исследование представляет собой наблюдение за по­ведением человека в реальной ситуации.

5) Феноменологические методы оценивания индивидуальности - наиболее надеж­ным источником информации о человеке является та, которая получе­на от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим в исследованиях, проводимых в контексте этого направ­ления, часто используются интервью. Что же касается собственно эк­спериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.

Таким образом, в качестве методов идиографического анализа индивидуальности используют анализ профилей психологических черт, биографический метод, обобщение документальных материалов, этологический и феноменологический подходы. Приведенные методы, разумеется, далеко не исчерпывают способов, используемых при анализе индивидуальности. Например, существуют методы, разработанные в клинической психологии и ориентированные непосредственно на установление индивидуального диагноза (в частности, проективные техники). Но именно представленные здесь методические процедуры являются специфичными для идиографического подхода. Они были разработаны в рамках этого подхода и для его целей.

Под названием «идеографические» объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев , методы, в которых основным объектом анализа является индивидуальность , а не группа, не совокупность людей.

Можно выделить несколько групп таких методов: 1) анализ профилей психологических черт, 2) биографический метод; 3) обобщение документальных материалов, 4) этологическое исследование и 5) феноменологические методы .

1. Анализ профилей психологических черт используется для решения следующих задач:

    выяснение индивидуальной структуры психологических свойств;

    сопоставление индивидуальных и групповых профилей;

    установление изменений, происходящих в процессе развития (лонгитюдные исследования и анализ кривой развития).

При составлении целостной характеристики индивидуальности, которое осуществляется на основе анализа профилей черт, принимаются во внимание все аспекты – от внутри-индивидуальной изменчивости до группового статуса; от биологических характеристик человека как организма до содержательного анализа различий во внутреннем мире личности.

2. Биографический метод предполагает использование личной биографии человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. При этом применяются следующие варианты анализа информации:

    ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;

    длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;

    каузометрический анализ, устанавливающий связи, между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.

В качестве разновидностей биографического метода чаще всего применяют патографический и дневниковый методы, а также метод автобиографии.

Патографический метод сводится к описанию болезней выдающихся людей. Дневниковый метод связан с изучением жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, которое проводится в течение длительного времени экспертом или группой экспертов (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи .

3. Метод обобщения документальных материалов основан на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событиям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особенностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако, в отличие от биографических методов, результатом такой работы является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторого априорного сходства.

Примером такого рода исследований является книга Бориса Михайловича Теплова «Ум полководца» (1942). Сам Теплов (1985) оценивал ее как попытку исследования способностей, проявляющихся в области практического мышления, которое он определил как «работу ума в условиях практической деятельности» .

Возможность разработки проблемы практического ума или практического интеллекта Б.М. Теплов видел в проведении детального анализа интеллектуальной работы в разной профессиональной деятельности, а объектами этого анализа должны были выступать неординарные представители разных профессий.

Описание деятельности именно военачальника было обусловлено, прежде всего, временем создания работы: она написана в начале Великой Отечественной войны. Для Б.М. Теплова, который был отозван из ополчения для работы в тылу, обращение именно к военной тематике было естественной реакцией на то, что являлось в тот момент первостепенным. Но, кроме социальных причин, есть и собственно научные, вытекающие из логики исследования практического мышления, предложенной автором. Он считал, что «ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают черты последнего» [там же, с.227].

Работа, написанная в жанре психологического эссе, основана на исследованиях военных историков, на автобиографических записках военачальников и, что редко бывает в научных трудах, на литературных произведениях. Выделяя наиболее примечательные черты полководцев, Теплов использует материалы, относящиеся к разным эпохам и к разным странам, и дает описание особенностей многих выдающихся военачальников – от Александра Македонского, Юлия Цезаря и Ганнибала до Наполеона, Суворова и Кутузова.

А.Р. Лурия, анализируя эту работу, обратил внимание на то, каким образом она построена (1977). Первый этап – это анализ ситуации, в которой действует полководец. Описание форм, в которых может осуществляться его деятельность, и задач, которые могут быть с ее помощью решены. Второй этап – выделение психологических характеристик, проявляющихся в этой ситуации. На третьем этапе определяются соотношения между этими характеристиками, т.е. система, в которую они входят. Таким образом, исследование воспроизводит ту схему, по которой протекает каждое хорошо организованное клиническое изучение личности: оно начинается с характеристики ситуации, в которой наблюдаются определенные симптомы, продолжается в «психологической квалификации этих симптомов» и кончается включением их в целостный синдром.

Основные характеристики умственной деятельности полководца, выделенные на основании анализа литературного материала, состоят в следующем :

    «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности»);

    целостность при анализе ситуации и в то же время соразмеренность замысла и средств его исполнения: «подлинный военный гений это всегда и гений целого, и гений деталей»;

    способность провести многоплановый анализ обстановки, т.е. разнообразного и противоречивого материала, и придти к решениям, отличающимся простотой, ясностью и определенностью – «превращение сложного в простое»;

    равновесие между аналитическими и синтетическими свойствами ума;

    способность быстро отказываться от старых решений и принимать новые при внезапном изменении обстановки, т.е. гибкость;

    способность проникнуть в замыслы противника, проанализировать его возможные решения;

    умение принимать решения в ситуации, когда часть информации отсутствует или является малодостоверной, что требует способности к риску, решительности;

    способность постоянно планировать, причем делать это не слишком подробно, и не заглядывая слишком далеко вперед;

    интуиция, понимаемая как результат хорошей профессиональной подготовки, в которой выделяются такие черты, как непроизвольность и наглядность (меньшая роль словесного мышления), и которая тесно связана с чувством местности, т.е. с высоким уровнем развития пространственного мышления, и с чувством времени;

    необходимость образования и разносторонней культуры мысли.

Как пишет М.С. Егорова, работа Б.М. Теплова «Ум полководца» относится к известным трудам в психологическом сообществе. Сейчас ее интерпретируют, в основном, как изучение психологических особенностей личности полководцев (А.Р. Лурия, 1977) или как анализ способностей как интегральных качеств, отражающих своеобразие человеческой личности (В.В. Умрихин, 1987). Однако такая линия анализа индивидуальных различий не получила продолжения. Это исследование, названное А.Р. Лурией образцом конкретной психологии, так и осталось до сих пор единственным в своем роде.

4. Этологический метод представляющий собой наблюдение за поведением человека в реальной ситуации, включают в себя (или, по меньшей мере, позволяют включить) компоненты идеографического анализа на всех стадиях исследования (К. Гроссман, 1986).

Постановка гипотезы исследования и отбор показателей, т.е. выбор параметров, по которым будет вестись структурированное наблюдение, как правило, учитывают широту различий индивидуальных реакций и разную субъективную значимость, разный психологический смысл одних и тех же поведенческих проявлений. Материалы исследования представляют собой детальное описание реакций и действий каждого конкретного индивида. Учитывая то, что современные этологические исследования обычно используют видеоаппаратуру, эти описания могут содержать в себе как легко замечаемые особенности поведения, так и едва уловимые нюансы, например, тончайшие изменения мимики. При анализе результатов учитывается, что ситуация, в которой происходит наблюдение, не остается неизменной, а потому и конкретные особенности поведения получают разную интерпретацию в зависимости от контекста.

Но самое главное – это то, что обобщение результатов этологического исследования позволяет не только вывести общие закономерности, но и проанализировать «нетипичные» случаи, которые не поддаются классификации и теряются при стандартном номотетическом анализе. Как следствие этого результаты, полученные благодаря этологическим исследованиям, легче применить к конкретному индивиду, например, в педагогической или консультационной практике. Кроме того, анализ индивидуальных случаев позволяет расширить представления о вариантах психологических закономерностей.

Этологический метод дает интересную информацию при исследовании самых разных популяций, но, поскольку реализация этого подхода является крайне трудоемкой, его предпочитают использовать тогда, когда иные психологические методы не «срабатывают». В результате этого чаще всего он используется при изучении наиболее ранних периодов онтогенеза, преимущественно психологического развития ребенка в первый год жизни.

5. Феноменологические методы. Цель феноменологического направления, как об этом писал один из его основателей Абрахам Маслоу , состояла в том, чтобы изучать способности и потенциалы человека, не находящие систематического отражения ни в позитивистских (бихевиоральных) исследованиях, ни в психоаналитических работах. К их числу он относил, в частности, высшие ценности, творчество, любовь, самоактуализацию, т.е. те феномены, которые в значительной степени определяют целостность человеческой личности. Научное сообщество, оценившее вначале весьма скептически эти проекты, со временем стало относиться к работам феноменологической психологии со всевозрастающим вниманием, что в значительной степени расширило тематику номотетических исследований, а, следовательно, изменило и широту наших знаний о психологическом облике человека.

Для феноменологической психологии, ориентированной по своей сути на идеографический анализ индивидуальности, наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получена от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим, в исследованиях, проводимых в контексте этого направления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.

Некоторые из них представляют собой адаптацию хорошо известных методов, разработанных для целей номотетического анализа. Примером такого метода может служить Q-сортировка. При проведении Q-сортировки испытуемому вручается набор карточек, на каждой из которых написана какая-либо психологическая характеристика – «застенчивый», «серьезный», «эмоциональный». От испытуемого требуется рассортировать эти карточки: в одну сторону положить карточки с теми характеристиками, которыми он обладает, в другую – те их них, на которых написаны отсутствующие у него характеристики.

Предполагается, что такая форма проведения эксперимента дает результаты, несколько отличающиеся от тех, которые получают при проведении стандартных опросников. Причина этого отличия состоит в том, что при работе с опросником испытуемый должен оценивать свое свойство по количественным шкалам (типа: «определенно обладаю этим свойством, скорее обладаю, чем нет, нечто среднее, скорее не обладаю, определенно не обладаю»). Необходимость количественной оценки неизбежно требует от испытуемого сравнения с другими людьми. При проведении Q-сортировки удельный вес такого сравнительного компонента оказывается меньше.

Вариант этого метода, используемый в феноменологических исследованиях, состоит в том, что испытуемому предлагается рассортировать карточки не только в соответствии с его реальными свойствами, но и в соответствии с идеальными свойствами – каким бы он хотел быть. В такой версии Q-сортировка проводится, как правило, неоднократно. Например, до начала психотерапевтического курса, во время него и по окончании. Сближение оценок «Я-реального» и «Я-идеального» свидетельствует об успешности психотерапевтического вмешательства.

Кроме адаптации уже известных методов феноменологическая психология использует и оригинальные процедуры, разработанные в контексте ее собственных теорий, например, разнообразные варианты техники репертуарных решеток Дж. Келли.