Хованщина содержание. Культурная революция

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.
Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами. Появляется подьячий – «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый. Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит.
Собирается народ. Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города.
На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя – Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму.
Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами. Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников. «Не время бесноваться! – восклицает он: — Братья, други, время за веру стать православную». Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. «Грядем на брань великую», — говорит Досифей и просит Хованского и стрельцов помочь раскольникам отстоять старую веру.
Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор.

2 действие
1 картина

Кабинет приближенного царевны Софьи князя Василия Голицына. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни. Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать – кто победит в борьбе: Софья или Петр?
Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа. Над чашей с водой гадает она князю – предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось?» — «Тебе угрожает опала и заточение в дальнем краю», — говорит Марфа. «Сгинь!» — восклицает Голицын и, когда Марфа уходит, велит Варсонофьеву догнать ее и утопить, «чтобы сплетни не вышло».
В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский. Он обвиняет Голицына в неуважении к боярской чести, в унижении боярского достоинства. Голицын возражает, он лишь борется с боярской строптивостью. Спор становится все горячее. Князья готовы уже подраться, но входит третий участник совещания – Досифей – и останавливает их.
Досифей предлагает князьям, не мешкая, обсудить неотложный вопрос: как сохранить старую Русь от нововведений царя Петра, как уберечь старую веру и боярские права.
Разгорается спор, но князья не могут договориться: их интересует только, кто из них будет главенствовать. А мимо окон с пением проходят раскольники. Досифей, указывая на них, говорит: «Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает…»
Вбегает Марфа и бросается в ноги Голицыну, рассказывая, как ее чуть не задушил его холоп; спасли ее «петровцы», солдаты царя Петра. «Петровцы?» — в страхе восклицают заговорщики. В дверях появляется Шакловитый. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков.
Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает. Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло. В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу.
В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке».

2 картина

Стрелецкая слобода. Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. «Гореть?.. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских.
В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!..
Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам.
Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.
В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу.

3 действие
1 картина

Князь Иван Хованский в своих хоромах. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет – поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне.
Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок.
Приход Шакловитого прерывает пляску персидок. Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет. Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох.
Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа. Девушки в ужасе разбегаются. Шакловитый издевательски повторяет над телом Хованского слова величальной песни: «Белому лебедю слава».

2 картина

Красная площадь. Сегодня здесь царь Петр чинит расправу над стрельцами – над «хованщиной». Провозят в ссылку опального князя Голицына. Следствие установило его преступную связь с Хованским.
Задумчиво смотрит ему вслед Досифей. Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас?», она говорит с грустью: «Не скрою, отче, горе грозит нам. Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной».
Вбегает разгневанный Андрей Хованский. Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца. Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. «Зови», — с усмешкой говорит Марфа. «Что ж, позову!» — восклицает Хованский и трубит в рог. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь. В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его.
Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов. «Играйте, трубы! – восклицает он. – Царь Петр в Кремль московский шествие чинить изволит!». На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.

4 действие

Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский.
Сам Досифей полон глубокого раздумья. Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться. Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви.
Слышатся трубы – то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.
Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского . При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей (дирижер Э. Ю. Гольдштейн). Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито)

История создания

Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию "Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной " растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников...

На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. В это время возникнут картины Сурикова "Утро стрелецкой казни " и "Боярыня Морозова ", "Никита Пустосвят " Перова, роман "Великий раскол " Д. Мордовцева. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов - 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто (зафиксированного лишь в 1879 году) и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла. Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским "Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , - градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский - прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа.

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину " с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы (Пришлые и раскольник, например, всегда только хор), однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики (Дон-Жуан - Лепорелло, Кармен - Микаэла и т. д.), заметна и в "Хованщине" (Марфа - Сусанна, Досифей - Хованский).

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам " - одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду ", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ - Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами "Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом. Такой героини не знавала оперная классика XIX столетия, не знает, пожалуй, и опера XX века.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те - иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего - хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской (1911) и московской (1912) постановках Ф. Шаляпина , прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.

Интересные факты

  • Ряд текстов "Хованщины " документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
  • В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, - но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и - любовница Голицына? ». Отвечая Стасову, 15 июня 1876 года Мусоргский сообщает, что приостановил и вновь обдумывает работу. Какой урон мог быть нанесен опере, насколько еще затормозилось ее завершение, если автор постарался бы выполнить полученные указания!
  • В 1959 году появилась новая оркестровая редакция "Хованщины", выполненная Д. Шостаковичем для экранизации оперы. Дмитрий Дмитриевич, который, как известно, боготворил гений Мусоргского, раскрыл купюры оркестровки Римского-Корсакова. Корсаковскую концовку II акта он заменил одиннадцатитактными фанфарами преображенцев, от себя же ввел монументальный Эпилог к опере, где звучат и хор Пришлых "Ох ты, родная матушка Русь ", и развернутое проведение "Рассвета на Москве-реке "
  • Ариозо "Видно, ты не чуял княже " и вкрапленное в окончание "Слышал ли ты, вдали за этим бором трубы вещали близость войск петровских? " отсутствовали в оригинальном авторском клавире; но вся заключительная сцена Марфы неоднократно исполнялась Д. Леоновой при жизни композитора и Римский-Корсаков, возможно, располагал манускриптом или воспро извел его по памяти.

Действующие лица:

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов бас
Андрей Хованский, его сын тенор
Князь Василий Голицын тенор
Досифей, глава раскольников бас
Боярин Шакловитый баритон
Марфа, раскольница меццо-сопрано
Сусанна, старая раскольница сопрано
Подъячий тенор
Эмма, девушка из немецкой слободы сопрано
Пастор баритон
Варсонофьев, приближенный Голицына бас
Кузька, стрелец баритон
1-й стрелец бас
2-й стрелец бас
3-й стрелец тенор
Стрешнев, боярин тенор
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.
Место действия: Москва.
Время действия: 1682 год.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства.

СЮЖЕТ

Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый - ставленник царевны Софьи - диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя - Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Кабинет князя Василия Голицына - канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского - скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом - кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.

Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

МУЗЫКА

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар . Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.

Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком.

Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем - хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю». В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам.

Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала»), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом».

Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня «Ах, не было печали» и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки «Заводилась в закоулках» передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.

В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня «Возле речки, на лужочке», бойкая плясовая «Гайдучок» и величальная «Плывет, плывет лебедушка» основаны на народных мелодиях Включенный в картину танцевальный номер «Пляски персидок» выдержан в восточном стиле.

Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею «Видно, ты не чуял, княже» - стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцев.

Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает «шум леса то усиливающийся, то утихающий, как морской прибой». Возвышенно-благородный монолог Досифея «Здесь, на этом месте» проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора «Господь мой» - напев старообрядческой молитвы.

Хованщина - короткий период русской истории (май - сентябрь 1682 года), когда взбунтовавшиеся стрельцы под руководством князя Ивана Андреевича Хованского захватили Кремль и фактически заменили собой власть на Руси. Иное название Хованщины - стрелецкий бунт 1682 года.
Стрелецкий бунт 1682 года был первым, второй произошел в 1689 году. Он имел несколько иные причины. В его подавлении уже активно участвовал царь Петр Первый. Второе выступление оказалось для стрельцоа роковым. Они исчезли как сословие.

Причины стрелецкого бунта 1682 года

- Борьба боярских кланов за власть и влияние на царя
- Постепенная утеря стрельцами своего значения вследствие новой организации армии
- Злоупотребления стрелецких начальников
- Задержка выплаты жалования стрельцам
- Нестабильность в государстве, вызванная существованием нескольких претендентов на престол, оказавшийся пустым после смерти царя Федора Алексеевича

Хроника стрелецкого бунта 1682 года (Википедия)

  • 27 апреля - смерть царя Федора Михайловича. Власть перешла к царевне Софье Алексеевне, ставшей воспитательницей младших братьях царевичах Иване и Петре
  • 15 мая - стрельцы захватили Кремль под предлогом мести за якобы смерть царевича Ивана
  • 15-18 мая - бесчинства стрельцов в Москве, казни и пытки многих бояр, думских людей
  • 19 мая - требование стрельцов выплатить им задолженность по зарплате
  • 23 мая - стрельцы провозгласили «старшим» царем Ивана наряду с его братом - Петром
  • 29 мая - стрельцы провозгласили регентшей царевну Софью Алексеевну
  • 23 июня - старообрядцы в Москве. Их призыв к стрельцам вернуться к старой вере
  • 25 июня - Иван V и Пётр I венчаны на царство в Успенском соборе Московского Кремля
  • 5 июля - религиозный диспут в Грановитой палате старообрядцев и патриарха Иоакима, завершившийся ничем
  • 20 августа - бегство царской семьи и её приверженцев из Москвы в Коломенское
  • 14 сентября - царевна Софья Алексеевна с братьями-царями, дворней, остатками боярской думы обосновалась в Троице-Сергиевском монастыре
  • 17 сентября - Пытавшиеся наладить отношения с ушедшими из-под контроля царями боярин Хованский и его сын схвачены царскими слугами и казнены
    Осень - Постепенное умиротворение стрельцов

Итог Хованщины: царевна Софья Алексеевна получила власть, её царствование продолжалось семь лет. В 1689 году повзрослевший Петр отстанил сестру от управления Россией и сослал в Новодевичий монастырь

Опера М. Мусоргского «Хованщина»

Посвящена стрелецким бунтам 1682 и 1689 годов. Начал создавать её композитор по собственному либретто в 1872 году, но умер в 1880 и дописать не успел, в частности остались не законченными II действие, финал и оркестровка. Опера была завершена Н. Римским-Корсаковым. Первая постановка состоялась 9 февраля 1886 года на любительской сцене, поскольку по цензурным соображениям власти не решались санкционировать принятие её в репертуар профессиональными театрами. Только в 1911 году «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра, а в 1912 — Большого театра.

Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.

Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».

Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. 22 августа 1880 года он сообщал Стасову, что «Хованщина» готова, «кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.

«Хованщина» — народная музыкальная драма, повествующая о событиях конца 17 века, о борьбе старой и новой Руси, о заговоре начальника стрелецкого войска князя Ивана Хованского. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.

Образы оперы

Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой – народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.

Хованский и Досифей – разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так назван в опере стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке».

Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.

Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового.

Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого – лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии – гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни.

В этой сцене, так же как и в финале оперы (самосожжение раскольников), Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания.

Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен – «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. «Пляска персидок» — одна из лучших восточных страниц русской классической музыки.

Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз – в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию. Таким образом, его замысел охватывал более чем полуторавековой период русской истории: смутные годы царствования Бориса Годунова, борьбу старого и нового в петровскую эпоху и стихийное крестьянское движение, покачнувшее устои дворянской монархии. Такой замысел сам по сее свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора.

В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина».