Город: понятие, критерии определения. Как называют города

В ряде российских городов обсуждается вопрос о разделении их на самостоятельные районы со своими бюджетами и советами депутатов. Такая модель в рамках муниципальной реформы была впервые применена в Челябинске - с целью сделать местную власть более эффективной. По сути, это возвращение к советскому опыту, что нравится далеко не всем.

В июне 2014 года Челябинск получил статус городского округа с внутригородским делением и стал первым мегаполисом с двухуровневой моделью самоуправления. Это новшество муниципальной реформы, анонсированной президентом Владимиром Путиным в конце 2013 года. Город разделили на семь районов, ставших самостоятельными муниципалитетами со своими бюджетами. В каждом из районов были сформированы собственные советы депутатов из 20-25 человек. Теперь они могут делегировать по семь депутатов в гордуму. Численность последней увеличилась с 36 до 49 человек.

Бывший мэр Самары Дмитрий Азаров, возглавивший Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) и профильный комитет Совета Федерации рассказал «Ленте.ру», что субъекты в настоящее время внимательно изучают опыт Челябинска и в ряде регионов этот вопрос активно обсуждается и уже ведется соответствующая правовая работа. В частности, речь идет о наделении статусом городского округа с внутригородским делением Махачкалы и Самары.

Федеральный центр передал регионам право самим выбирать модель местного самоуправления. Вариантов несколько, и челябинский - лишь один из них. Перед принятием решения о дальнейшей судьбе города региональные власти, согласно закону о местном самоуправлении, должны выявить мнение населения.

Деление города на муниципальные округа обсуждалось и в Ульяновске. Соответствующий законопроект депутаты-единороссы из заксобрания области готовили в 2014 году. Предполагалось, что районные законодательные органы в области сформируются из глав и депутатов поселений, избранных поселковыми советами. Прямые выборы мэра в областном центре, возвращенные в устав города в 2013 году, в 2014-м были отменены.

Но в итоге с реформой региональные власти решили подождать. «Вопрос о создании внутригородских районов является одним из самых сложных вопросов муниципальной реформы, - говорится в ответе пресс-службы губернатора Ульяновской области на запрос «Ленты.ру». - По поручению губернатора Сергея Морозова были изучены позитивные и рисковые аспекты проведения такого преобразования, проведены социологические исследования, консультации с экспертами. Итоги работы показали, что пока сложно сделать однозначный вывод о том, что разделение города позволит повысить эффективность решения важных вопросов жизнеобеспечения и однозначно положительно скажется на качестве жизни жителей областного центра». В связи с этим «в ближайшее время не планируется рассмотрение вопроса о разработке законопроекта о преобразовании Ульяновска в городской округ с внутригородским делением, поскольку сейчас в Ульяновске уже начата подготовка к выборам депутатов городской думы, которые состоятся в сентябре».

Однако в будущем областные власти преобразований не исключают. «В дальнейшем профильные специалисты будут внимательно отслеживать корректировки законодательства, анализировать опыт Челябинской области и совместно с общественными структурами делать выводы об эффективности реализации данной модели в Ульяновской области», - отмечает пресс-служба.

Не является сторонником преобразования и глава Ульяновска Марина Беспалова. Он заявила «Ленте.ру», что система меняться в городе не будет. «Челябинская модель больше актуальна для городов-миллионников, - считает она. - В Ульяновске проживают только 640 тысяч человек, в городе четыре района. Поэтому решено было сохранить единый округ».

В письме, присланном от Ульяновска в комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, сообщается, что создание двухуровневой системы муниципального управления повлечет ряд негативных последствий. Во-первых, увеличится количество муниципальных служащих аппарата управления, а также число депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. «В условиях экономического кризиса такое недопустимо», - говорится в документе. Во-вторых, произойдет дробление «и без того небольшого по объему муниципального имущества между районами, повышение риска разрушения единого городского хозяйства», у городского округа практически не будет «своей» территории, которая вся распределится между внутригородскими районами.

По словам Беспаловой, это лишь одно из экспертных мнений, высказанных при обсуждении реформы. «В результате реформы четыре района стали бы самостоятельными "бизнес-единицами" со своими бюджетами. По сути, внутри одного города образовалось бы несколько маленьких городов, - объясняет суть преобразований председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Леонид Давыдов. - Муниципальные налоги поступали бы не в бюджет города, а в бюджеты районов. А сейчас город имеет единое управление (единый бюджет, единую думу) и делегирует в районы полномочия».

В Екатеринбурге обсуждение дальнейшей судьбы мегаполиса сопровождается скандалами. В то время как власти Свердловской области задумываются о применении в городе системы, аналогичной челябинской, мэрия Екатеринбурга, возглавляемая оппозиционером Евгением Ройзманом, выступает против разделения города на районы и отмены прямых выборов. В конце 2014 года мэрия провела публичные слушания с целью выявить мнение граждан - большинство высказалось против реформы. В марте депутаты гордумы Екатеринбурга направились в Челябинск, чтобы изучить опыт реформирования местного самоуправления. Он им не понравился. «Бюджет Калининского района города составляет 40 миллионов рублей. Причем 30 миллионов из них - это содержание управленческого аппарата, и только 10 миллионов - средства, предусмотренные на благоустройство территории. Следовательно, когда нам говорят, что при разделении города районы получат больше денег, это неправда»,- заявлял депутат от «Единой России» Дмитрий Сергин. Помимо этого, парламентарии указывали, что в Челябинске не решен вопрос с разделением имущественного комплекса, а районные депутаты не наделены реальными полномочиями.

Примеру Челябинска может последовать Самара - об этом депутатам областной думы в сентябре 2014 года говорил губернатор области Николай Меркушкин. Тогда парламент области сразу в двух чтениях принял внесенный губернатором законопроект, отменивший прямые выборы мэра.

По словам руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, многие эксперты оценивают челябинский опыт неоднозначно. «Очевидно, что пока намерение приблизить к людям местную власть достигнуто не в полной мере, - говорит он. - Районные думы в большей степени дают иллюзию этого приближения, но расширением депутатского корпуса цели не достичь. Депутатам можно на что-то пожаловаться, но реальной властью они не обладают. Появляются и специфические проблемы: улица начинается в одном районе, а заканчивается в другом. Создается впечатление, что один отвечает за пуговицы, другой - за рукава, а костюмчик в итоге не сидит. Городской округ с внутригородским делением - это отчасти воссоздание советской модели, когда были районные советы и райисполкомы».

«С другой стороны, совсем немного времени прошло, чтобы делать выводы, - считает Калачев. - Надо смотреть, как в Челябинске будет меняться уровень социального самочувствия, как сами люди будут оценивать ситуацию в городе». Профессор кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики Юрий Плюснин, напротив, считает, что переход на такую систему необходим. «К районному делению городов ученый Симон Кордонский предлагал вернуться еще в 2006 году, - напоминает он. - Так было в советское время в крупных городах, и надо это восстановить. В районах раньше функционировала исполнительная и партийная власть - райисполкомы и райкомы. Это были относительно независимые "города", над которыми общее управление осуществляли городские власти».

По словам Плюснина, в ходе муниципальной реформы 2003 года районное деление было, по сути, уничтожено, и местная власть лишилась каких-либо бюджетов и полномочий. Самостоятельные некогда районы были переведены в статус территориальных административных округов. «Эту абсурдную ситуацию надо исправлять, - считает эксперт. - В советское время человек был связан с властью через районную власть. А за последние более 10 лет он с властью никак не был связан. Связь разорвалась». По его мнению, решать жилищные, хозяйственные дела всех районов с уровня города-миллионника неправильно.

Город - это относительно крупный которого, преимущественно, занято в промышленности или сфере услуг. Почему относительно? Да потому, что в мире нет единых рамок (по площади или же количеству населения), согласно которым, тот или иной населенный пункт можно было бы отнести к городу. Так, в Дании городом может считаться селение, в котором проживает всего 250 человек. А вот в Японии такой статус может получить поселок с населением не менее чем 50 000 жителей.

В историческом контексте город - это такое селение, которое отличается определенным списком характерных признаков. Среди таковых наличие объектов торговли и административного управления, каменных зданий и укреплений, оружия и военного снаряжения. В древности города очень часто были окружены частоколом, земляными или же каменными укреплениями.

Изучением различных аспектов городской жизни занимается специальная наука - урбанистика. А вот устройством, структурой города больше интересуется дисциплина под названием градостроительство.

Структура города

Едва ли не самый главный элемент любого города - это сеть его улиц и путей сообщения. На нее нанизываются кварталы жилых домов, деловые районы и промышленные объекты.

Любой город, как правило, состоит из нескольких функциональных зон. Это:

  • жилая;
  • промышленная;
  • рекреационная;
  • зона административных, торговых и финансовых учреждений.

Каждая из этих зон отличается своим характерным типом застройки.

Любой городской населенный пункт имеет свои границы. Это линия, которая проведена на картах и закреплена юридически. Город, как правило, растет от центра к перифериям, в направлении своих главных радиальных дорог. Со временем он может даже поглощать пригородные села, поселки и даже другие мелкие города.

Как называют города?

У каждого города, как и у человека, есть свое имя. Наука, изучающая названия населенных пунктов, именуется топонимикой.

Ниже перечислены самые популярные способы образования городских названий. Итак, чаще всего они происходят от:

  • каких-либо выдающихся личностей (например, Вашингтон, Хмельницкий, Киров, Сан-Франциско);
  • названий близлежащих рек, часто с добавлением приставки -на- (Москва, Ленск, Волгоград, Франкфурт-на-Майне, Ростов-на-Дону);
  • географических особенностей конкретной территории (Пятигорск, Зеленоград, Кривой Рог, Ровно);
  • названий профессий либо ремёсел (Рыбинск, Нефтеюганск);
  • от старых городских названий, путем их уточнения (Нью-Йорк, Новомосковск, Верхнеднепровск).

Город в российском пространстве

Как выглядит типичный русский город? И какими особенностями он отличается от других?

Города России, сосредотачивая в себе около 73 % всего населения страны, занимают всего 2 процента ее территории. Чаще всего они раскиданы по огромным равнинным просторам государства и соединены автострадами или железными дорогами. Значительно увеличилось число горожан в эпоху индустриализации, когда бывшие селяне активно перебирались в города, в поисках благополучной и беззаботной жизни. А в некоторых случаях сами села превращались в города, не изменяя даже своих названий. Так, в современной России существуют городские населенные пункты с явно сельскими именами (Сельцо, Алексеевка, Козловка).

Сегодня в пределах Российской Федерации насчитывается 1113 городов.

Новые города России

В России есть города очень древние, с многовековой историей (старейшим является Дербент в Дагестане). А есть и совсем молодые, те, которые были основаны не более ста лет назад.

Под "новым городом" на постсоветском пространстве часто подразумевают населенный пункт, который возник на картах во второй половине ХХ века (после Второй мировой войны). Как правило, такие города создавались как промышленные и узкопрофильные.

В России насчитывается не менее пятидесяти так называемых новых городов. Самые известные из таких - Новый Уренгой, Нефтеюганск, Нововоронеж, Нижнекамск, Жигулевск.

Понятие о городском районе

Крупные города могут также делиться на более мелкие административные единицы. Такая практика распространена на постсоветском пространстве.

Районы города обычно можно встретить в городах с населением свыше 200 тысяч человек. На момент распада СССР таких населенных пунктов было 143.

В современной России всего насчитывается более 300 городских административных районов. Примеры таких городов: Москва, Барнаул, Владивосток, Самара, Санкт-Петербург и другие. В некоторых из них районы города были переименованы в округа (например, в Архангельске, Курске, Белгороде, Калуге).

В заключение...

Город - это относительно большой населенный пункт (прежде всего, по численности жителей), с развитой промышленностью, сферой услуг, наличием инфраструктуры и многоэтажных зданий. Города могут сильно отличаться по площади, количеству населения, конфигурации, а также по функциям, которые они призваны выполнять.

В России насчитывается 1113 городов. Среди них есть как очень древние (например, Брянск, Онега, Суздаль), так и вовсе молодые города, которые были основаны в ХХ веке (это Нововоронеж, Каспийск, Саянск и другие).

Введение


Город, являясь древней и вместе с тем самой современной формой расселения людей является в тоже время предметом пристального внимания не только специалистов в области архитектуры, истории, географии, экономики, искусствоведения, но и широкого круга людей различных профессий.

Каждый регион в мире отличается своей природно-географической средой, положением, традициями и нравами местного населения, политический устройством, уровнем культурного развития, характером взаимосвязей между поселениями и многими другими факторами. Поэтому для каждого региона будут характерны свои определения и критерии для такого, с виду простого, на самом деле очень сложного и многогранного понятия город.

город население транспорт экономический


1. Город: понятие, критерии определения


Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством. (1)

Понятие «город» изменчиво и во времени, и в пространстве. Наконец, сами критерии выделения городов в отдельных странах являются очень разнообразными.

В основу определения города положено противопоставление его сельской местности, определение минимальной людности города, выполнение им административных функций и другие признаки. В России к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей, 85% и более населения которых составляют рабочие и служащие; на Украине, в Узбекистане, Молдове, Кыргызстане и Таджикистане - 10тыс.чел; в Казахстане, Латвии, Армении, Эстонии - 8 тыс.чел; Белоруссии - 6 тыс.чел; Грузии и Азербайджане - 5 тыс.чел; в Литве - числовая граница не определенна. (2) В Казахстане к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности. Города подразделяются:

) города республиканского значения, к которым относятся населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения более одного миллиона человек;

) города областного значения, к которым оотносятся населенные пункты, являющиеся крупными экономические и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;

)города районного значения, к которым относятся неселенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей состовляют свыше двух третей общей численности населения.(3)

В словаре общегеографических терминов город определяется как компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями.(4)

Различия в критериях определения города побудили в статистических исследованиях ООН использовать 2 метода учёта: так называемые «национальные критерии» и «количественные параметры» (минимальный критерий - от 5 000 до 20 000 жителей).

Критерии численности населения для отнесения к городу весьма разнообразны: 200 жителей в Исландии, Швеции, Норвегии; 250 жителей - в Дании; 400 - в Албании; 1 000 - в Австралии, Канаде, Шотландии, Малайзии; 1 500 - в Ирландии; 2 000 - в Германии, Нидерландах, Израиле, Аргентине, Франции, Португалии; 2 500 - в США, Таиланде, Мексике, Венесуэле; 4 000 - в Южной Корее; 5 000 - в Австрии, Чехии, Турции, Индии, Иране; 10 000 - в Италии, Испании, Греции; 12 000 - в России; 20 000 - в Нигерии; 50 000 - в Японии.

В некоторых странах количественный критерий не применяется, например, в Боливии, Бразилии, Коста-Рике, Эквадоре, Сальвадоре, Гаити, Гондурасе, Никарагуа. В Англии и Уэльсе, Болгарии, Венгрии, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвае, Польше, Румынии, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии статус города определяется законодательно.

В некоторых странах, таких, как Китай, Бразилия, Дания к городам относятся все административные центры в независимости от величины и развития в них экономических функций. Критерии выделения городов в отдельных странах подвергаются изменению со временем, в виду того, что с углублением урбанизации всё более затрудняется разграничение сельских и городских территорий.

Город по Ю. Платонову является местом жизнедеятельности больших масс населения, которые заняты несельскохозяйственной деятельностью, которое отнесено, в соответствии с законодательством государства, к категории городов.

По Квину, Карпентеру под понятием город понимается грандиозное по времени существования или занимаемой площади объединение людей и строений, которые отличаются особого рода деятельностью.

Дикинсон дает следующее понятие городу - это центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохозяйственной деятельностью.(5)

Сегодня за городами закрепилось название двигателей прогресса. В них происходит рождение и распространение из них всего нового. Города являются своего рода творческими лабораториями, духовными мастерскими человечества.

Город как форма расселения имеет множество неоспоримых достоинств, которые, к сожалению, отягощаются не меньшим числом очевидных недостатков. Такая противоречивость вызвала порождение споров о городе, его эффективности и просто о праве на существование. Одни считают города вечными, иные мечтают о времени, когда городов не будет, по крайней мере городов-гигантов.

Город, как объект исследования, очень важен для географии, которая находит в нем применение для всех своих дочерних наук и может реализовать, занимаясь городом, свой потенциал науки-интегратора. Будучи совокупностью предприятий и устройств, оказывающих сильное воздействие на окружающую среду, город не только сам становится ареалом с напряженной экологической ситуацией, но и фактором, меняющим, подчас очень резко, подобную ситуацию в пределах обширного района. Рассмотрение проблем устойчивости ландшафта, чем занимается современная география, невозможно без изучения города, в котором природа подвергается суровому испытанию на прочность.

Город можно рассмотреть и как своеобразную систему, которая представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.

Население. Город - это, прежде всего, крупный населённый пункт. Население является главной подсистемой города, определяющей параметры и организацию всех других подсистем. Его людность, т.е. число жителей - является базовым показателем для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, которые характеризуют город с разных точек зрения.

Городское население формируется за счёт 3-х источников:

а)естественного прироста;

б)механического прироста;

в)административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту.

Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. В новых городах население формируется за счёт механического прироста. Одновременно с этим, показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости и низкой смертности тут также выше, ввиду преобладания в новых городах людей молодых возрастов. В больших городах, в основном, происходит так называемое притягивание людей, а в малых - отдача или отток населения.

Половозрастные характеристики населения позволяют охарактеризовать трудовой потенциал города.

По национальной структуре в городе население является более неоднородным, чем в селе. В городах, как узлах миграционных потоков имеются возможности по формированию многонационального населения, с которым связана его конфессиональная структура, например, распределение населения по вероисповеданию, что может проявиться в микрогеографии города.

В странах с рыночной экономикой отчётливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитных районов, а с другой - районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты.

Для больших городов характерной особенностью является высокая подвижность населения вследствие пространственной удалённости мест проживания, мест работы и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание.

Экономическая база города состоит из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.

Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города.

Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Ими производится продукция, потребляемая на месте. Нечёткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию, как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. Например, в городах-курортах типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причём именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений.

Сфера жизнеобеспечения, включающая в себя разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жильё, сферу обслуживания), обеспечивающая жизнь населения и функционирование экономической базы.(6)

Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания - в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров и т.д. Набор видов услуг, которые оказываются населению, очень широкий, в связи с этим данная сфера состоит из множества отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, которые заняты в повседневном обслуживании граждан являются максимально приближенными к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, которые оказывают спектр услуг по периодическому и эпизодическому спросу, обычно размещаются вблизи часто посещаемых мест, которые обладают хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры - театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины - тяготеют к центральной части города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражается достаточно отчетливо.

Обеспечение города транспортом и организация в нём движения является на сегодня одной из главных проблем в городах двадцать первого века. С возрастанием транспортных потоков требуется создание системы мощных, многополосных магистралей, которые бы обладали большой пропускной способностью. Такие транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно осложняют взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.(7)


Классификация и типология городов


Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

)по величине (численности населения, или людности);

)функциям;

)степени участия в территориальном разделении труда;

)происхождению;

)по ЭГП.

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

)Города-курорты.

)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.


Список использованной литературы


1.Передерий А.А.; Статья « Классификация и типология городов», кафедра экономики и управления, МГТУ 2000г

2.Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х т.; Алма-Ата: Гл.ред. Казах. Сов энциклопедии, 1988, 608с.

Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан».

3Словарь общегеографических терминов/A Glossary of Geografical Terms: В 2 т.; пер. с англ., ред. Л.Н. Кудрявцева. - М.: Прогресс, 1975-1976 гг. -407+394 с.

Перцик Е.Н. Геоурбанистика - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-432с.

Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997г. - 480 с.

Козлова И.В. Геоурбанистика Учебно-методический комплекс. - Томск: ИДО ТГУ, 2010г. - 86 с.

Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. - М.: Владос, 1999г. - 231 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Кроме печально известного Берлина, в мире немало других населенных пунктов, жители которых оказались по разные стороны границы. Колючая проволока, проходные пункты, пограничные столбы — полоса отчуждения между государствами в некоторых местах пролегла через огороды, центральные улицы и даже жилые дома. Иногда это выглядит смешно, но по большей части трагично. «Моя Планета» расскажет об особенностях жизни в разделенных городах.

Селменцы

Словакия — Украина

В 1945 году в селе Селменцы красноармейцы проложили государственную границу между СССР и Чехословакией прямо через главную улицу, сады и огороды жителей. При этом у некоторых сельчан дом остался в одной стране, а колодец и сарайчик — за границей. Пара домов, которые мешали прокладывать полосу заграждения, и вовсе попали под снос. С 1947 года жителей разделили еще основательней: трехметровым глухим забором. Чтобы общаться, сельчане шли на хитрость: бросали друг другу письма через забор, а новости сообщали пением на венгерском языке, которого не понимали пограничники: копая огород, они в песнях сообщали о рождении детей, смерти родственников или предстоящих свадьбах.

Пограничники не пропускали даже членов одной семьи: например, в документальном фильме «Граница» рассказывается печальная история о семилетней девочке, которая в момент разделения села находилась у бабушки и так и осталась расти у нее . Ее мать следила за жизнью дочери через колючую проволоку: она видела ее в свадебном платье и с новорожденным ребенком на руках, но не могла подойти. Когда же мать умерла, дочь могла лишь посмотреть на гроб издали.

Впрочем, иногда жителям разрешали посещать друг друга: пешая тропа открывалась ненадолго в хрущевскую и горбачевскую оттепели и в 2005 году, когда члены Конгресса по правам Человека пытались убедить власти Украины и Словакии открыть границу для местных. Однако со вступлением Словакии в Шенгенскую зону в 2008 году граница стала жестче: жителям украинской деревни Малые Селменцы требуется виза, чтобы навестить родственников в словакском селе Вельке Селменцы. Недавно здесь был обнаружен старый подземный туннель, соединяющий разделенные части деревни, по которому контрабандисты переправляли табачные изделия из Украины в Словакию. Местные жители считают границу своей закарпатской Берлинской стеной, которая, в отличие от оригинала, не пала до сих пор.

Никосия

Греция — Турция

Если в других разделенных городах ситуация довольно мирная, то в столице Кипра Никосия уживаются два непримиримых врага: на юге — греки, образовавшие Республику Кипр и исповедующие православие, на севере — турки-мусульмане, провозгласившие себя в 1983 году Турецкой Республикой Северного Кипра. Мир в городе, как и во всем Кипре, вот уже почти 40 лет поддерживают войска ООН, создавшие разделительную «зеленую линию» между противниками. Впервые турки атаковали Никосию еще в 1570 году: осада переросла в захват города, были убиты тысячи местных жителей, христианские храмы перестроены в мечети. С прибытием на остров англичан конфликтов стало меньше. Однако в 1963 году произошла очередная кровавая распря, встал вопрос о разделении Никосии на две части: турецкую Лефкошу и греческую Лефкосию. В 1974 году на Кипре пришли к власти радикалы, мечтавшие присоединить остров к Греции. Чтобы этого не допустить, турки ввели войска. Высадка армии и этническая чистка, произведенная турками на Севере, привели к фактическому разделению Кипра на две части: причем Турецкую Республику официально международное право до сих пор не признает.

«Зеленая линия», образуемая войсками ООН, в Никосии проходит прямо по цитадели, через Старый город и главную торговую улицу Ледра. Цитадель разделена поровну: пять бастионов — у греков, пять — у турок, один контролируют миротворцы. Граница обозначена бетонным забором или самодельным заграждением из бочек из-под горючего, разрисована с обеих сторон национально-патриотической символикой — турецкой и греческой.

Андрей Кашуков Чтобы попасть на турецкую часть, надо пройти контрольно-пропускной пункт, разделяющий обе зоны, и заплатить за это удовольствие €25 — за эту сумму на легковую машину выдается пропуск сроком на месяц. Более длительные «абонементы» стоят дороже. При въезде на турецкую часть первое, что бросается в глаза, — это нищета. Обветшавшие здания, меньше машин и магазинов, раздолбанные местами дороги, от которых мы уже отвыкли.

Максим Беспалов На Кипр нас привела моя страсть к границам и заброшенным местам. А этого там навалом! В Европе полно городов и сел, разделенных границей, но Никосия — самый интересный из них. Ведь этот город является столицей сразу двух стран… Вот она — граница!

Следующие полчаса исследуем этот забор, переходя от одной забаррикадированной улочке к другой. Вообще пограничная недвижимость считается в Лефкоше неликвидной. Всюду, куда мы ни подавались, было либо запустение, либо какие-то мастерские. Посовещавшись, решили идти прямо, через стены старого города, хоть туристическая карта там и заканчивалась… Внезапно оказываемся у пропускного пункта Ledra Hotel. Долгое время здесь находился единственный пограничный переход между двумя частями Кипра. А в самом отеле с 1974 года расположена штаб-квартира миротворческих сил ООН. Еще за неделю до путешествия мы с Фомкой обсуждали возможность попытки попасть на греческую половину острова…

На турецком пропускном пункте нам поулыбались и выдали-таки вкладыш в паспорт, который не дали в аэропорту, поставив штамп о выезде уже в него.

— Только грекам его не показывайте, — посоветовал пограничник.

И вот мы на нейтральной полосе, в буферной зоне.

Оказывается, тут совсем не страшно.

Входим в ворота, разделяющие зоны влияния греков и турок, оглядываемся.

«Осторожно! Вы въезжаете на оккупированную Турцией территорию!» — выложено мелкой плиткой на каменном заборе.

Подходим к греческому посту. Греки-киприоты не признают разделение острова и границу на нем, а потому с их стороны на переходах находятся не погранпункты, а полицейские посты. При входе здесь просто проверяют паспорт, а при выходе вообще не останавливают.

— У нас тут такое дело, — несмело начинаем мы разговор. - Можно нам пройти к вам без визы?

— Как это без визы? — удивляется греческий полицейский. — А ну покажите свои паспорта!

Он листает наши документы, находит в них штампы с Эрджана и неодобрительно машет головой.

— Вот эти штампы! Вы же прилетели в Эрджан, а этот аэропорт никто не признает! Извините, мы не можем вас пустить! Штампы!

— А у меня открытая шенгенская виза есть, — подает голос Фомка.

— А! Виза! Ну с ней вы можете пройти! Она «бьет» штамп из Эрджана. А вас — обращается к нам со Стормом — мы пустить не можем, извините.

Я отдаю Фомке свой фотоаппарат с просьбой сделать пару кадров на той стороне. Фомка уходит куда-то в глубину Евросоюза...

Валга / Валка

Эстония — Латвия

Валка в Латвии и Валга в Эстонии — города-близнецы с зеркальными гербами, которых сейчас отделяет друг от друга лишь неглубокая сухая канавка и едва заметные и пограничные столбы. До 1920 года это был единый город Валкъ, бывший когда-то частью Российской империи в составе Лифляндской губернии. Еще пять лет назад Валгу и Валку разделяла невысокая ограда — граница проходила прямо по центру города, по улицам и даже по забору детского садика, и, чтобы попасть из одной части в другую, туристам требовалась виза. Впрочем, для жителей разделенного города больших неудобств не было: как члены Евросоюза, они могли проходить через КПП несколько раз в день, так как порой работали в одной части города, а жили в другой.

В 2008 году Эстония и Латвия вошли в Шенгенскую зону, границы в городе были сняты, таможенный пункт остался пустовать, а власти принялись развивать программу латвийско-эстонского соседства. Официально в городе два языка, однако значительная часть населения говорит по-русски, с 2003 года издается русскоязычная газета «Валкъ», чья цель «через газету объединять жителей приграничных районов Латвии и Эстонии, давать нужную, необходимую друг другу информацию». С января 2014 года, когда Латвия перейдет на евро, сработает еще один объединяющий фактор: единая валюта.

Ольга Федотова, коренная жительница Валги (Эстония) Я родилась в Валке в Латвии, когда вышла замуж, мы перебрались жить в Эстонию к мужу, поэтому могу сравнить. Со времен СССР здесь все перемешалось: много смешанных семей, которые разделила граница. На КПП — огромные очереди, проверка сумок, печати в паспорта, в общем, кошмар. Существовал закон, по которому, не имея вида на жительство, можно было находиться в другом государстве только 180 дней, и у некоторых было так: семья в Латвии, работа в Эстонии, 180 дней отходил и потом выбирай: или семья, или работа . Одни продавали жилье в одном месте и покупали в другом, кто-то просто перебегал границу в неположенном месте. У нас есть еще граждане и неграждане, так вот неграждане еще ко всему прочему регулярно меняли паспорта, так как их заштамповывали на границе. Гражданам печати не ставили. С Евросоюзом границы убрали, все вздохнули с облегчением. Ходим свободно и сколько хотим. Когда какие-то большие праздники, ярмарки, дни города, принимают участие оба государства. В Эстонии уровень жизни выше во всех сферах, они ближе к Западу, а в Латвии — на порядок ниже, больше бардака и коррупции, там до сих пор дают взятки полиции, в Эстонии этого нет. Вот вам пример: у нас речка протекает по двум городам, ее берег благоустроили: сделали дорожки для велосипедов, роликов, дорожки для прогулки, пляж, детские площадки, скамеечки. В Эстонии благоустроили 5 км — по евростандартам, а в Латвии сделали от силы 500 м: и то дорожки деревянные и ничего особенного. Огромная разница! Так все латыши ходят к нам отдыхать, кататься на великах, роликах, зимой — на лыжах, тоже вроде как для двух городов затевалось, а в Валке ничего не сделано.

Люди уже знают, где что можно купить подешевле: что-то дешевле в Эстонии, покупают там, что-то в Латвии (например, зубной врач раза в три дешевле), так все и ходят… Но в целом в Шенгене особо разделение не чувствуется, то есть не чувствуется граница; есть языковой барьер, но выручает разговорный русский и у молодежи — английский.

Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по Нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета

Барле

Бельгия — Нидерланды

Наверное, самое причудливое разделение города произошло между Бельгией и Нидерландами: городок Барле оказался порезанным на мелкие кусочки, принадлежащие двум странам, граница проходит не по рекам или полю, а прямо по велосипедным дорожкам, улицам, домам и ресторанам; иногда поделенными оказываются входная дверь или витрина магазина. Можно за полчаса прогулки пересечь границу 50 раз. Бельгийская часть, называемая коммуной Барле-Хертог, представляет собой 24 участка: самый маленький размером с огород — 26 соток, из них 20 окружены территорией Нидерландов, а три примыкают к бельгийской границе. Нидерландская часть — община Барле-Нассау: в том числе это семь анклавов, расположенных внутри бельгийской территории. Такое удивительное деление города произошло в результате торговли землей и переделов между фламандскими феодалами в 1200-1650-х годах. Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета.

Кафе, расположенное в двух государствах одновременно, есть в городе и теперь. Некоторые «разрезанные» дома стали жилыми: в итоге хозяин спит в Бельгии, а готовит и ест на кухне в Нидерландах. Принадлежность дома к той или иной стране, как правило, определяется по тому, в каком государстве находится входная дверь. Разделенные здания имеют два адреса и две таблички с разными флагами. Государственная граница обозначена в Барле не везде, а только в центре города: местами выложена крестами из белой плитки, местами — металлическими шайбами. В остальной части можно узнать, где вы, лишь по GPRS. В городе — две мэрии, по улицам ездят два мусоровоза: бельгийский и нидерландский, работают две национальные телефонные компании, однако жителям разрешено звонить друг другу не по международному, а по местному тарифу. Впрочем, жителям это разделение никак не мешает, они спокойно ходят туда-сюда, общаются на разных языках, едят бельгийский шоколад и голландский сыр и пользуются другими преимуществами жизни на границе: например, еще недавно бензин в Бельгии стоил дешевле, и в Барле-Хертоге стояли очереди. Туда же отправлялись нидерландцы по воскресеньям, когда в Барле-Нассау все рестораны были закрыты.

1-е место. Нарва (Эстония) — Ивангород (Россия)

Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границы еще многие сотни лет назад, — что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел, наверное, с полтора часа, сидел, наблюдал за этой картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места.

2-е место. Згожелец (Польша) — Герлиц (Германия)

Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой — автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне недействующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону — начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую — и уже вокруг одни польские слова. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно четко.

Разное здесь все — и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а в сонной Германии — до 6-7.

3-е место. Могилев-Подольский (Украина) — Атаки (Молдавия)

Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев — Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки — настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.

Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

1)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

2)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

3)Города-курорты.

4)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.