Что такое функционально смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи

Функционально-смысловые типы речи

Издавна выделяют такие важные ком­поненты речи, как описание, повествование, рассуж­дение. В лингвистике их принято называть функ­ционально-смысловыми типами речи. Их выделение восходит к риторикам XIX века, которые рассматривали указанные компоненты в раз­деле частной риторики как отдельные роды прозы или элементы прозаического сочинения. Перечень функционально-смыс­ловых типов речи можно расширить, добавив к описанию, повествованию, рассуждению определение (объясне­ние), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования.

Описание - перечисление признаков предмета или явления. Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое включается в событие: пейзаж дается через восприятие персонажа по ходу его движения ("Степь" А.П. Чехова). Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказ­чика, от жанра, стиля, принадлежности автора к оп­ределенному литературному направлению.

Описание как тип речи тесно связано с лицом, с местом, с условиями, в которых протекает действие. Описания бывают портретными, пейзажными, событийными и пр.

В публицистике функция описания - документальное, точное воспроизведение обстановки. Этой цели служит обилие конкретных деталей. Разновидность описания в нехудожественной про­зе - характеристика, частным случаем которой явля­ется техническое описание.

Повествование - изобра­жение событий или явлений, совершающихся не од­новременно, а следующих друг за другом или обус­ловливающих друг друга: рассказ Це­заря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici).

Это основная часть авторской монологической речи. Оно тесно связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц и самих действий - это языковые средства, с по­мощью которых ведется повествование. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, наоборот, субъективным. Последний тип повествования типичен для публицистики.

Разновидность повествования – сообщение, которое как разновидность повествования встречается в газетной речи. Его отличают лаконизм изложения, информативная насыщенность, строгая композиция.

Рассуждение - это цепь последовательных умозаключений на какую-нибудь тему. Рассуждением называется и ряд суждений по какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим так, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие.

Ос­новная сфера использования рассуждений - научная, научно-популярная речь. Широко встречается рассуждение и в ху­дожественной литературе, особенно в интеллектуаль­ной, психологической прозе.

Разновидности рассуждения – определение и объяснение. Определение как функционально-смысловой тип ре­чи распространено преимущественно в научной литературе. Определяемое по­нятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки, являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие). Определение раскрывается в объяс­нении . Они могут выступать и по отдельности: определение чаще встречается в научных текстах, объяснение - в научно-популярных, в языке массо­вой коммуникации.

Функционально-смысловые типы речи редко встречаются в чистом виде. Гораздо чаще встречается совме­щение повествования и описания, повествования и рассуждения.

"Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка", - такое задание нередко присутствует в ЕГЭ по русскому языку. Данная статья будет полезна для подготовки к этому экзамену. Также в нескольких главах пойдет речь об отличии этой классификации текстов от некоторых других.

Основные функционально-смысловые типы речи

Как видно из названия, эта классификация текстов основана на предназначении их для тех или иных целей.

Главные функционально-смысловые рассуждение и повествование. Каждый из них имеет свои отличительные черты и в зависимости от стилистики текста может иметь определенные выразительные средства.

Это стоит запомнить!

Иногда в вариантах ответа на подобный вопрос в ЕГЭ присутствуют, наряду с действительно существующими функционально-смысловыми типами речи, и стили текстов. Поэтому нужно провести границу между двумя этими понятиями.

Типы речи характеризуют текст с точки зрения его функционального назначения, а стили являются системами определенных художественных языковых выразительных средств. К последним относятся такие разновидности речи, как научный, публицистический, художественный, разговорный и некоторые другие. Для большей ясности далее будет вкратце рассмотрен каждый из этих стилей речи.

Язык науки и документов

Как правило, такие тексты являются предельно зажатым, лаконичным выражением мысли автора. Например, в научных работах неприемлемы какие-либо субъективные суждения, а напротив, их авторы должны стремиться к абсолютной объективности, что проявляется в доказательстве каждого спорного утверждения. В подобных трудах обычно отсутствует эмоциональность. Поэтому читать их для человека, не принадлежащего к определенным кругам, является делом не вполне привычным.

К тому же научный стиль литературы предполагает наличие многочисленных терминов, чаще всего имеющих иностранное происхождение (большинство из таких слов пришли из греческого языка или латыни), каждый из которых требует отдельного рассмотрения и расшифровки. Это объясняется тем, что в Европе первые научные изыскания, как правило, предпринимались католическими монахами, а языком богослужения, который считался наиболее приемлемым также для всей официальной литературы, была латынь.

По этой причине и обучение в первых университетах, которые были основаны в период средневековья, велось на этом древнем языке. К тому же, основу учебного курса по любому предмету составляли труды древнегреческих и римских научных деятелей, которые читались студентами в оригинале.

Кроме этого стиля речи существует также и формальный, который предназначен для составления различных официальных документов. Он является еще более упорядоченной разновидностью научного стиля. Для таких текстов, как правило, характерны различные клише, соблюдение которых - обязательное условие составления деловых бумаг.

В таких документах также отсутствует любая эмоциональность, суждения авторов. Да и сами творцы этих текстов, как правило, не указываются. Такой стиль является самым обезличенным из всех существующих.

В газетах пишут...

Публицистический стиль можно назвать промежуточным звеном между художественным и научным. Здесь, так же как и в последнем, есть определенная четкость и логичность изложения мыслей, часто применяется лексика, характерная для академических работ. Тем не менее в журнальных и газетных статьях, а также в рекламных проспектах есть гораздо больше свободы для автора. Он может высказывать свое личное мнение по поводу тех или иных явлений, использовать лексические средства, характерные для разговорной речи, а также риторические вопросы.

Все это придает материалам прессы необходимую эмоциональность, которая способствует привлечению читательской аудитории.

Литературный и нелитературный язык

Для романов, рассказов, повестей и других жанров литературы характерен художественный стиль речи. Он является самым богатым с точки зрения лексического многообразия, а также наличия различных средств выразительности, которые часто употребляются авторами с целью сделать свои произведения более яркими.

В литературных произведениях могут также присутствовать элементы всех других стилей речи. Например, для придания высказываниям какого-либо персонажа большей жизненности и достоверности применяются слова, характерные для разговорного лексикона.

Эта разновидность речи является наименее структурированной и логически выстроенной. Здесь могут в одном предложении быть смешаны элементы других стилей.

Также в таких текстах нередко фраза бывает построена по схеме, не характерной и даже считающейся ошибочной в научной художественной литературе.

Назначение текстов

Рассмотрев различные стили, характерные для языка тех или иных произведений, нужно вернуться непосредственно к теме данной статьи и охарактеризовать каждый из функционально-смысловых типов речи. Поскольку теперь проблем по различению этих классификаций у читателей статьи возникать не должно.

Характеристика предмета

К функционально-смысловым типам речи, как уже было сказано, относятся повествование, описание и рассуждение. В данной главе будет рассмотрен первый из них. Описание как функционально-смысловой тип речи является самой статичной их разновидностью. В текстах, где требуется охарактеризовать тот или иной предмет или явление, используется именно описание.

Причем стиль такой литературы может быть любым: от научного до разговорного, ведь в каждой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда одно лицо должно передать сведения о чем-либо знакомым или незнакомым людям.

Для этого функционально-смыслового типа речи характерна следующая структура. В изложении материала обязательно должно присутствовать упоминание какого-либо предмета или явления с последующим раскрытием его характерных свойств. Если обратиться к формальному стилю речи, то описание может присутствовать, например, в инструкциях по эксплуатации бытовых приборов и другой техники.

Как правило, такие тексты не содержат информации об авторе, являются предельными обезличенными. Их структура довольно четкая. В такой литературе, а также в научной, описание включает в себя исключительно подтвержденную информацию, которая логически доказана. Свойства предметов и явлений, о которых упоминается, - это только существенные особенности.

В разговорном стиле речи описание может не содержать упоминаний о предмете беседы. Например, когда два человека общаются возле какого-либо здания, и один рассказывает другому о том, какие организации находятся внутри строения, то он не обязательно должен называть данный объект, а может использовать в качестве подлежащего местоимения, либо же просто указать жестом на дом, о котором в данный момент идет речь.

Чаще всего филологи причисляют описание к статичным функционально-смысловым типам речи, однако оно может быть произведено и в процессе развития. Например, когда автор описывает, как изменяется природа при смене времени суток.

В любом случае, чаще всего говоря о каком-либо действии, обычно употребляют несовершенные глаголы. Например, не "сделал", а "делал", и так далее. Как правило, определенный объект рассматривается как нечто, существующее в настоящий момент. Поэтому здесь нет указания на его изменение с течением времени, а значит употребление различных дополнений сведено к минимуму. Предложения обычно соединены между собой параллельной связью, то есть одно из них не является следствием другого. Все предметы описываются по принципу "снежного кома", то есть от начала рассказа и до его завершения читатель постепенно получает все новые и новые сведения об интересующей его теме. В итоге он должен получить достаточно полную картину.

В художественной литературе этот функционально-смысловой тип речи, как правило, встречается при описании внешности и внутреннего мира героев произведения. В произведениях, построенных по классическому принципу, такие фрагменты помещены в экспозиции.

Язык мемуаров и объяснительных записок

Функционально-смысловой тип речи повествование, в отличии от вида, описанного в предыдущей главе, является неотъемлемым атрибутом текстов, в которых необходимо отобразить какой-либо процесс. Например, жизнь человека - его взросление, изменение мировоззрения - часто отражается в мемуарах. Как правило, этот жанр художественной литературы изобилует глаголами. Они необходимы для описания многочисленных действий, которые совершил тот или иной персонаж. Глаголы здесь нередко применяются в совершенном виде, для того чтобы показать очередность происходящего. Однако возможно их употребление и в несовершенном виде для того, чтобы у читателя появилось ощущение присутствия. Он достигается благодаря тому, что такой глагол придает рассказу эффект продолжительности действия.

Кроме художественной литературы, так же как и описание, функционально-смысловой тип речи повествование может использоваться и в любых других стилях.

Например, в таком неприятном для всех служащих людей документе, как объяснительная записка, человек излагает причину своего неблаговидного поступка. Он перечисляет события, помешавшие ему исполнить свои обязанности.

Для этих целей используется повествование. Оно может быть как личностно окрашенным, так и обезличенным, в зависимости от характеристик текста, в рамках которого существует. Например, в исторических энциклопедиях описание тех или иных событий, как правило, не содержит их моральной и политической оценки. Повествование в них обычно ведется от третьего лица. А в художественной литературе, напротив, автор нередко выступает в роли рассказчика, помещая в произведение описание личностных переживаний и оценок.

Когда требуется сделать выводы

Функционально-смысловой тип речи рассуждение также заслуживает детального рассмотрения. Тексты этого вида невозможны без наличия в них субъективной составляющей. Такие литературные произведения, или образцы устной речи, всегда содержат мысли автора по поводу тех или иных обстоятельств или какого-либо предмета.

Функционально-смысловой тип речи рассуждение является одним из наиболее регламентированных и структурированных видов. Если рассмотреть его в классическом виде, то схема таких текстов обычно такова: введение, выдвижение тезиса, доказательство, выводы. Читатель может заметить, что этот принцип характерен для научных работ, содержащих в себе элементы исследования. И действительно, в таких трудах, как правило, сначала излагается актуальность описываемой проблемы, дается история ее изучения. Все это относится к введению. Затем происходит выдвижение тезиса. Что же он представляет собой?

Под этим понятием подразумевается постановка какого-либо вопроса. Когда проблема обозначена, то даются пути ее решения, то есть ответ. Все это и входит в понятие "тезис". Большую часть объема текста, написанного с применением такого функционально-смыслового типа речи, составляет часть, где происходит доказательство верности выбранного ответа. Стоит заметить, что вместо подтверждения тезис может быть и опровергнут.

За этой частью, как правило, следуют выводы.

Эта схема в классическом виде присутствует только в научных работах и иногда в художественной литературе. В разговорной речи обычно опускаются такие ее части, как введение и выводы, а иногда и постановка тезиса. Ведь участники разговора могут быть заранее осведомлены о сущности рассматриваемой проблемы.

В отличие от функционально-смысловых типов речи описания и повествования, рассуждение разделяется на несколько подвидов. В качестве основных из них можно назвать такие как разъяснение, доказательство и умозаключение.

Первое представляет собой подтверждение какого-либо положения. Как правило такой функционально-смысловой тип речи (повествование здесь неуместно) как раз и употребляется в научной литературе.

К разъяснению можно отнести такие фрагменты речи, в которых одно лицо вводит другого человека в курс дела.

Это может происходить в условии разговорной ситуации, поэтому все части, кроме доказательной, здесь могут быть опущены.

Умозаключение, как правило, содержит не один тезис, а несколько, употребленных в логической последовательности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены такие функционально-смысловые типы речи, как рассуждение, описание и повествование. Существует мало произведений литературы, которые бы содержали только один-единственный вид. Но отдельные их отрывки можно охарактеризовать однозначно. Статья может быть полезна студентам и школьникам для подготовки к экзаменам. Известно, что одним из вопросов ЕГЭ по русскому языку часто бывает такой: "К функционально-смысловым типам речи относятся...". Нужно выбрать правильные из предложенных вариантов. Или, например, такое задание: "Какой функционально-смысловой тип речи у данного отрывка?". Вышеизложенный материал может помочь в выполнении этого теста.

Ораторская речь по своему составу неоднородна. В процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. В повествовании оратор может говорить как участник событий; излагать события со слов третьего лица; моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов , которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития.

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть и образными, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, вызывают целый ряд ассоциаций.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения или от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство , цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение , цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела.

Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Эти рассуждения на общие темы, например, о благородстве и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала. Связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи.

Справка

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.



Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Текст 1

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Задания к тексту:

1. Определите стиль каждого из текстов.

2. Выпишите прилагательные, определите род. Число, падеж.

3. Определите разряд прилагательных.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функционально-смысловые типы речи.

2. Дайте определение описанию как типу речи.

3. Дайте определение повествованию.

Глоссарий:

1.Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

2.Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.

Справка

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) ивывод.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…>Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят научные, научно-популярные и публицистические статьи, эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер: Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Текст 2

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга…Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н.Морозова)

Задания к тексту:

1. Выделите композиционные части текста.

2. Определите жанр текста.

3. К какому виду рассуждения относится текст?

4. Напишите эссе на тему «Книга в моей жизни».

5. Выделите маркеры рассуждения.

6. Рассмотрите таблицу. Сделайте выводы по каждому из типов текста.

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее характерные для типов речи временные отношения Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество- вание Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета или явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки,
возможен вывод)
Рассуждение Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается)аргументы (доказательства) вывод.

7. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

(К.Паустовский)

Глоссарий:

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рассуждению как типу речи.

2. Назовите виды рассуждения.

3. Какие виды рассуждения используются в научном стиле. А в художественном стиле?

4. Назовите средства-маркеры рассуждения.

5. Какие выделяются жанры рассуждения?

Неделя 3

Тема: Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Средства массово информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие. В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
научный (сфера науки, функция сообщения);
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).