Песня «Михайловские рощи. Михайловские рощи и парк описание и фото

Рощи пальм и заросли алоэ,
Серебристо-матовый ручей,
Небо, бесконечно голубое,
Небо, золотое от лучей.

И чего ещё ты хочешь,
сердце?
Разве счастье - сказка или
ложь?
Для чего ж соблазнам
иноверца
Ты себя покорно отдаёшь?

Разве снова хочешь ты
отравы,
Хочешь биться в огненном
бреду,
Разве ты не властно жить,
как травы
В этом упоительном саду?

За дивный вздох, и вольной птицы пенье,
Зовут ее Дорогою Прощенья,
А, небеса безоблачны когда,
Мы просто так являемся сюда.

Ее с любовью люди величают:
И, соловьиная она и золотая.
Душою отдохнешь в ее лесу,
И, память сохранит ее красу.

Зовут ее Дорогою Прощенья.
- А, почему, - спрошу я в удивленье.
- А, потому, - ответят тихо мне, -
Что нежен птах, поющий по весне.

Июнь,начало лета. в подмоссковье
Опять сирень пушистая цветёт.
Над Соротью, в жасмине с птичьим таинством
Нам соловей рулады выдаёт.

Народный праздник! День рожденья Пушкина!
И каждый хочет в этот самый миг
Приехать,поклониться и наслушаться
Его стихов.Он тянет, как магнит.

Он здесь, Наш Пушкин!Сколько б лет не минуло
Он рядом. Знаем, чувствуем мы это.
И время не ушло, оно раздвинуло
Границы почитателей поэта.

Об осени писать высоким штилем…
Темнеет отзвеневшая река.
И башня городская острым шпилем,
Мне кажется, пронзила облака.

Писать об осени…
Пока светлы луга,
Ясны поляны, говорливы рощи,
И месяц заостренные рога,
Как женщина белье,
в реке полощет.

Писать об осени…
В отлетах журавли –
Соединенье скорби и печали,
Но все, что на прощанье накричали,
Бесследно растворяется вдали.

Писать об осени…
О благостной поре,
Домашнее вино в подвалах бродит.
Хозяин дома места не...

Расцвела берёзовая роща, ожила!
Красотой донскою, природа зацвела…
Не смолкает сутками, - соловей поёт...
На концерт птичий, - казака зовёт.
Красоту такую не стоит пропускать!
Соловушку в роще, весною навещать…
В рощу весеннею, один не пойдёшь,
Красотку казачку, с собою возьмёшь.
На весеннею природы, чтобы взглянуть…
Да к груди казачке в роще прильнуть!
Не грех до утра с красоткой остаться…
Её красотой! В роще наслаждаться!!!

Была такая, помню, роща!
…Среди травы, что тихо ропщет
Пеньки торчат, как острова, -
Срубили рощу на дрова.

Была и речка рядом, помню.
Журча, качала лодку в полдень.
Теперь от речки два следа, -
Гнильё и затхлая вода.

Была любовь. Она, как птица,
Летела в платьице из ситца,
Смеясь, кричала: «Догони!»
Где эти дни? Одни лишь пни…

Но хоть и срублена ты, роща,
Шумит листва твоя, шумит.
Но хоть и высохла ты, речка,
Журчит вода твоя, журчит.

Но хоть любви той и доверья
Не...

Когда я на машине мимо
Проезжала,
Берёзовая роща в гости
Приглашала…

Но много лет я приглашение
Отвергала…
Ведь город звал, себя ему я
Отдавала…

СЕГОдня приняла я
Приглашение…
Остановилась, сказала: «STOP!»-
Решение.

Берёзки с небом голубым меня
Встречали…
Своей чарующей мелодией
Ласкали…

Берёзки, как ребёнок,
Обнимала…
Им пела песни, танцевала,
Ликовала…

И солнышко со мною
Пело…
Лучами тёплыми сердечко мне
Согрело…

Когда прощалась и домой я
Уходила...

Шумит на весеннем ветру
Старый бамбук…
Шумит - ш-ш-шь…

Это ветер в листьях шумит?
Или бамбук на ветру так звучит
Что ты молчишь –
Скажи?!
- И не бамбук и не ветер
В мире звучат
Это твой ум
Произносит слова
Слышишь, шумит
Ш-ш-шь

И замолчав два монаха
Стали молчать
Очень по-разному, стали молчать
В бамбуковой роще

И время бессмертное
С них стало стекать
И что-то неуловимое
В них стало менять
И что-то неуловимое
Стало витать
В бамбуковой роще

Слышишь?
Ш-ш-шь

В начале XVIII века в числе владений царской семьи на псковской земле была обширная вотчина -Михайловская губа. Когда на престол взошла дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, она стала щедро одарять сподвижников своего отца, которые после его смерти долгое время находились в опале. Среди них был и знаменитый Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта. Указом Елизаветы от 12 января 1742 года ему была пожалована большая часть Михайловской губы. По ревизской переписи 1744 года, А. П. Ганнибалу в Михайловской губе принадлежала 41 деревня, где проживало более 800 крепостных крестьян. После смерти А. П. Ганнибала в 1781 году Михайловская губа была поделена между тремя его сыновьями. Согласно раздельной записи "деревню Кучане, что ныне сельцо Петровское" с деревнями получил Петр Абрамович Ганнибал, "деревню Оклад, что ныне называется сельцо Воскресенское" с деревнями - Исаак Абрамович Ганнибал, "деревню Устье, что ныне называется сельцо Михайловское" с деревнями - Осип Абрамович Ганнибал. Выйдя с военной службы в отставку, Осип Абрамович последние годы своей жизни (умер в 1806 году) провел почти безвыездно в Михайловском, где в конце XVIII века и создал усадьбу: построил барский дом, разбил парк.

Когда умер О. А. Ганнибал, Михайловское наследовала его семья - жена, Марья Алексеевна, и дочь, Надежда Осиповна, мать поэта. После смерти матери (1818 год) Надежда Осиповна осталась владелицей имения. С 1836 года Михайловское отошло ее детям: Ольге, Льву и Александру.

После гибели поэта Михайловское стало собственностью его детей: сыновей, Александра и Григория, и дочерей, Марии и Натальи. В 1866 году в Михайловском поселился младший сын Пушкина, Григорий Александрович. К этому времени старый ганнибаловский дом обветшал, и Г. А. Пушкин продал его на слом, построив на том же месте новый, несколько иной архитектуры. Впоследствии этот дом дважды - в 1908 и 1918 годах - горел, но каждый раз его восстанавливали (в 1908-1911 годах по проекту архитектора В. А. Шуко). В 1899 году село Михайловское было куплено у Г. А. Пушкина казной и передано в ведение псковского дворянства, которое в 1901 году решило создать здесь благотворительное заведение - колонию для престарелых литераторов (она открылась лишь в 1911 году).

К 1917 году бывшая пушкинская усадьба находилась в жалком состоянии. Великая Октябрьская социалистическая революция сделала хозяином пушкинских мест народ. Уже в первые годы Советской власти Псковский губисполком занимался восстановлением и реставрацией этого ценнейшего памятника русской культуры. 11 ноября 1921 года он принял решение об охране пушкинских мест в Опочецком уезде Псковской губернии. В этом решении говорилось о необходимости взять Пушкинский уголок под охрану как исторический памятник, имеющий значение для всей республики.

Ходатайство местных советских органов встретило горячую поддержку наркома просвещения А. В. Луначарского. Уже 17 марта 1922 года Малый Совнарком принял постановление, в котором было записано: "Объявить Пушкинский уголок ("Михайловское", "Тригорское", а также место погребения А. С. Пушкина в Святогорском монастыре) заповедным имением с передачей его под охрану как исторического памятника..."

В 1936 году в состав Пушкинского заповедника включили Петровское, городище Воронин и Савкину горку, а также весь Святогорский монастырь. Общая территория заповедника превысила 700 гектаров.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов гитлеровцы уничтожили музеи заповедника, похитили их ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках.

После окончания войны Советское правительство приняло все меры, чтобы вернуть Пушкинский заповедник к жизни. Уже в 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, он был в основном восстановлен. 12 июня 1949 года открылся Дом-музей А. С. Пушкина, еще ранее реставрированы домик няни, Успенский собор Святогорского монастыря-музея.

В последующие годы в заповеднике продолжалась реконструкция с целью придать пушкинским местам тот вид, какой они имели при жизни поэта. В усадьбе восстановлены три хозяйственных флигеля, погреб, людская изба, крестьянский амбарчик, в прежних размерах посажены Еловая аллея и фруктовый сад. В противоположном от усадьбы конце Еловой аллеи стоит, как и раньше, фамильная часовня Пушкиных.

В Михайловском вновь появились "пруд с серебристыми ивами", а также удивительный по красоте Ганнибаловский пруд. У самой дорожки, соединяющей пруд с Еловой аллеей, можно увидеть теперь Пушкинский грот. В Святогорском монастыре-музее восстановлены Святые ворота (главный вход), отремонтированы гробница Пушкина и каменная отмостка вокруг нее. На надгробном памятнике поэту воссозданы некоторые утраченные со временем детали. В прежних размерах поднялась величественная "ограда монастырская", упоминаемая Пушкиным в "Борисе Годунове".

В Тригорском восстановлен дом Осиповых-Вульф, где ныне находится музейная экспозиция. Вокруг дома - цветники, газоны, как в пушкинские времена, декоративные садовые беседки, зеленая беседка, фруктовый сад.

В парке Тригорского находится банька, в ней также развернута экспозиция, рассказывающая о некоторых эпизодах общения Пушкина с тригорскими друзьями.

В 1982 году близ господского дома появились существовавшие ранее два хозяйственных флигеля, после восстановления которых центральная часть тригорской усадьбы стала такой, как в пору пребывания здесь Пушкина.

В последние годы проведены большие работы по реставрации и благоустройству интереснейшего памятника Пушкинского заповедника - Петровского, бывшего имения предков и родственников Пушкина - Ганнибалов. Здесь можно увидеть грот-беседку, парковые аллеи, дом Ганнибалов, а на территории, что прилегает к его фасаду, выходящему в сторону деревни Петровское, - декоративные беседки, газоны, дорожки, аллейки. Теперь последняя из трех усадеб, входящих в состав Пушкинского заповедника, - Петровское - приобрела тот вид, какой она имела при Пушкине.

Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина стал крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого русского поэта. Ежегодно его посещают свыше 600 тысяч туристов и экскурсантов из самых разных мест страны. Не только всесоюзную, но и международную известность получил Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии, проводимый в Михайловском каждый год в первое воскресенье июня.

Впервые попытка устроить Пушкинский праздник была предпринята в июне 1899 года - в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина.

Однако до Великой Октябрьской социалистической революции юбилейные торжества, проводившиеся в пушкинских местах, не могли стать подлинно народным праздником, так как не было главного действующего лица такого праздника - грамотного, культурного, образованного народа. Ведь подавляющее большинство крестьян - основного населения тогдашней Псковской губернии - оставалось награмотными, а произведения Пушкина даже в окрестностях Михайловского были мало известны.

Два года спустя после организации Пушкинского заповедника, в 1924 году, по инициативе виднейших советских ученых и представителей советской общественности было создано Общество друзей Пушкинского заповедника. Оно провозгласило своей задачей пропаганду творческого наследия великого поэта.

В 1924 году, когда отмечалось столетие со дня приезда Пушкина в Михайловскую ссылку, была выдвинута идея проведения в заповеднике народных праздников, посвященных Пушкину. Эта идея получила воплощение в жизнь в 1937 году, в столетие со дня смерти поэта. В послевоенные годы такие праздники стали особенно массовыми. С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском проводится Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии.

Его участниками становятся писатели и поэты всех союзных республик, представители литератур многих национальностей нашей страны. Послушать их поэтическое слово о Пушкине, их новые произведения собираются на огромную поляну в Михайловском десятки тысяч человек. Это земляки великого поэта - псковичи, гости из разных республик. На праздник приезжают литераторы из братских социалистических стран, прогрессивные писатели и деятели мировой культуры.

Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии открывается торжественным собранием в Псковском драматическом театре имени А. С. Пушкина. На следующий день его участники, поэты и прозаики, выступают перед читателями на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в Домах культуры и библиотеках. Затем проводится памятная церемония в честь великого поэта на его могиле в Святогорском монастыре-музее. После этого все направляются в Михайловское, где грандиозный праздник продолжается.

Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии, который с полным правом можно назвать праздником социалистической культуры, свидетельствует о немеркнущей любви советского народа к бессмертной поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

За большую работу по эстетическому воспитанию трудящихся, изучению и пропаганде творческого наследия великого русского поэта Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина в марте 1972 года награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Михайловские рощи

От Пушкинских Гор к Михайловскому ведет четырехкилометровая дорога, которая на полпути раздваивается: прямая лента уходит дальше, к Тригорскому, а свернув направо, можно попасть в старинную русскую деревню Бугрово (при Пушкине - Бугры).

Сразу за деревней стеной стоит лес - Михайловские рощи. Отсюда до усадьбы поэта в Михайловском дорога, часто и круто поворачивая, идет по красивому сосновому бору.

В разных местах Пушкинского заповедника Михайловские рощи неодинаковы по составу древесных пород. Там, где они примыкают к Михайловскому парку и уступами спускаются к озеру Маленец, растут в основном вековые сосны особого вида - корабельные - стройные гладкоствольные гиганты до тридцати метров высотой, с небольшим вечнозеленым шатром на вершине. Это наиболее старая часть Михайловских рощ, и именно здесь сохранилось больше всего деревьев - современников Пушкина.

Михайловские рощи всегда полны жизни. С весенней поры, когда сюда, на родные гнездовья, возвращаются из далеких краев перелетные птицы, до осени в них слышен неумолчный птичий гомон. А уже на первом снегу можно

увидеть следы лося, кабана, дикой козы, лисицы, белки, зайца. Весной многие лесные лужайки голубеют от подснежников.

Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют.

Михайловские рощи навеяли Пушкину многие поэтические образы, вошли в его поэтический словарь. Они, со своим миром звуков и волшебных видений, часто были созвучны его настроению, то поэтически вдохновенному, то порой грустному.

Незадолго до гибели, осенью 1835 года, как бы подводя итог своим многочисленным приездам в псковскую деревню, Пушкин писал:

В разны годы Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я...

И сейчас, когда входишь в заповедные Михайловские рощи, когда с каждым поворотом дороги открываешь новую пленительную их красоту, как бы ждешь встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки:

Кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах.

Усадьба

Усадьба поэта невелика, она была создана дедом Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибалом, на небольшой территории, которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороти, а с юга - Михайловскими рощами. В западной части усадьбы, от ее околицы к речке Сороти и озеру Маленец, простираются покосные луга. С восточной стороны примыкает широкая поляна, окаймленная с трех сторон сосновым бором и березовыми рощами, а с четвертой - группой полуторастолетних лип.

От этих лип по небольшому склону аллея ведет к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружен высокими серебристыми ивами.

От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности. Здесь невольно вспоминаются пушкинские строки, в которых угадывается этот пейзаж:

Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада...

Планировка усадьбы очень проста и удобна. В центре стоит господский дом (Дом-музей А. С. Пушкина) . Перед входом по большому кругу растут двадцать шесть лип, а в центре - мощный вяз. При Пушкине здесь были кусты сирени, жасмина и желтой акации. Эти изменения в планировке усадьбы произошли еще в прошлом веке: вяз посадил сын поэта в 1870-х годах, а липы появились в 1899 году -в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина.

По обе стороны от господского дома расположены службы и хозяйственные постройки. Если смотреть со стороны парка, то слева стоит банька, называемая по традиции домиком няни - в память Арины Родионовны, няни Пушкина, которая жила в одной из комнаток баньки. Еще левее - большой погреб с деревянной двускатной крышей. Кучер Пушкина, Петр Парфенов, находившийся некоторое время вместе с поэтом в Михайловском, рассказывал, как Пушкин "с утра из пистолета жарил в погреб, вот тут за баней, да раз сто эдак и выпалит в утро-то".

Слева от погреба амбар - обыкновенная крестьянская постройка, типичная для Псковщины того времени. Он крыт соломой. Смотришь на него, и воскресает в памяти пушкинский поэтический образ:

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит...

1. Дом-музей А. С.Пушкина

4. Дом управляющего имением

5. Кузня и людская

6. Дом приказчика

7. Амбар Фундамент каретного сарая Пушкинский грот Пушкинская беседка Фамильная часовня Пушкиных "Остров уединения" "Аллея Керн" (Липовая аллея) Еловая аллея Река Сороть

16. Небольшой пруд у "Аллеи Керн"

17. Пруд с мостиком у грота Ганнибаловский пруд

19-20. Фруктовый сад

21. Административное здание (научная часть заповедника)

22. Круг, обсаженный липами. В центре вяз, посаженный сыном поэта Г.А.Пушкиным

23. Озеро Маленец

24. Мельница

25. Поляна, на которой проходят праздники поэзии

26. "Пруд с серебристыми ивами"

27. Здание, построенное сыном поэта Г. А. Пушкиным для хранения продуктов сельского хозяйства (ныне здесь находится музейный фонд)

28. Садовая беседка

29. Древний курган, раскопанный сыном

поэта Г.А.Пушкиным

По другую сторону господского дома расположен флигель - бывшая кухня и людская. Правее - еще два флигеля: дом управляющего имением и дом приказчика. За флигелями начинается фруктовый сад.

Скромная усадьба в Михайловском была дорога Пушкину прежде всего как место его творческого вдохновения. Это чувство выражено в стихотворении "Домовому":

Люби мой малый сад и берег сонных вод, И сей укромный огород С калиткой ветхою, с обрушенным забором! Люби зеленый скат холмов, Луга, измятые моей бродящей ленью, Прохладу лип и кленов шумный кров - Они знакомы вдохновенью.

Господский дом Пушкиных стоит на краю крутого холма; обращен южным фасадом к парку, северным - к реке Сороти и живописным окрестностям. Описание этого дома и его месторасположения угадываются в строках "Евгения Онегина":

Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам...

Построенный дедом поэта в конце XVIII века, был он небольшим, скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении "Домовому" называет его "скромная семьи моей обитель", а в одном из писем брату - "Михайловской избой".

Сын поэта, Г. А. Пушкин, перестраивая дом, сохранил, однако, старый фундамент, и это вместе с документами помогло потом, в 1949 году, восстановить дом в том виде, какой он имел при А. С. Пушкине. Сейчас в доме находится музей, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству поэта в псковской деревне.

В передней представлены план владений Ганнибалов 1786 года, литография сельца Михайловского 1837 года, а также фотографии и пушкинские автографы (в копиях), рассказывающие об истории пушкинской усадьбы со времени ее основания до наших дней, о первых приездах сюда Пушкина в 1817 и 1819 годах, о пребывании поэта в Михайловской ссылке. Из передней двери направо ведут в кабинет Пушкина, налево - в комнату няни.

Комната няни. Комнату эту отвели в барском доме Арине Родионовне, когда родители поэта уезжали из Михайловского, оставляя здесь ссыльного старшего сына на ее попечение. Здесь собирались дворовые девушки Михайловского для занятий рукоделием и мелким ремеслом. Руководила этими работами Арина Родионовна.

В наше время комната няни воссоздана в мемориально-бытовом плане. Вдоль одной стены тянется длинная и широкая деревянная лавка, на которой в ряд поставлены старинные прялки с куделью и веретенами, коклюшки для плетения кружев. Здесь же сохранившиеся образцы рукоделия. Убранство комнаты просто. Мебель старинная, пушкинского времени.

Комната родителей. Рядом с комнатой няни расположена комната, которую занимали родители Пушкина во время своих приездов в деревню. Размещенная здесь экспозиция рассказывает о пребывании поэта в ссылке: о круге его чтения, переписке, о приездах к нему друзей, о работе над "Цыганами", "Борисом Годуновым", циклом лирических стихотворений и эпиграмм. Среди изобразительных материалов, представленных в экспозиции, - копия известной картины Н. Н. Ге "Пушкин и Пущин в Михайловском", портреты Н. М. Языкова, И. И. Пущина, А. А. Дельвига, А. М. Горчакова, с которыми поэт здесь встречался, а также портреты некоторых из тех его приятелей и знакомых, с кем он находился в переписке и к кому наведывался в гости в их имения, расположенные по соседству с Михайловским. Здесь же портреты Пушкина - тропининский (копия) и работы неизвестного художника первой трети XIX века. Особый интерес представляют помещенные в витрине редкая миниатюра с изображением матери поэта, Н. О. Пушкиной, выполненная неизвестным художником на пластинке из слоновой кости, а также рисунок сестры поэта, Ольги Сергеевны, присланный ею отцу, Сергею Львовичу, в Михайловское в 1833 году.

Гостиная. К комнате родителей примыкает гостиная, или зальце, которая делит весь дом на две половины. Через нее можно пройти в переднюю, на балкон с четырьмя деревянными колоннами и к заднему крыльцу дома. Ссыльный поэт, стремясь отвадить докучавших ему соседей-помещиков, как и его герой Онегин, частенько с этого крыльца отправлялся из дома, когда к его парадному крыльцу подъезжали непрошеные гости.

А как отвадил Онегин своих соседей, мы хорошо помним:

Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышит их домашни дроги, - Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним.

В гостиной воссоздана обстановка пушкинского времени. На стенах - бра, между ними - портреты предков и родственников Пушкина. В углу стоит высокий изразцовый камин. Обстановка зальца очень напоминает ту, о которой Пушкин писал в черновых строках второй главы "Евгения Онегина":

В гостиной штофные обои, Портреты дедов на стенах, И печи в пестрых изразцах.

Здесь же находится старинный бильярд, установленный в 1977 году вместо пушкинского, сгоревшего при пожаре дома в 1908 году.

Столовая. За гостиной находится большая комната, которая служила в доме Пушкиных столовой. Литературная экспозиция рассказывает о работе Пушкина над поэмой "Граф Нулин", над "деревенскими" главами "Евгения Онегина", "Запиской о народном воспитании" и рядом других произведений. Здесь освещается также тема "Пушкин и декабристы". Отдельные разделы посвящены приездам поэта в псковскую деревню в 1826, 1827 и 1835 годах. Представлены первые издания глав романа "Евгений Онегин", написанных в Михайловском.

В этой комнате висят портрет Пушкина работы художника О. А. Кипренского (копия), "Пушкин на лесистом холме" работы неизвестного художника первой половины XIX века.

На деревянном постаменте стоит большой кусок соснового дерева. Он от одной из трех сосен, которые воспеты Пушкиным в стихотворении "Вновь я посетил".

Рядом стоит витрина, в которой хранятся четыре бильярдных шара от пушкинского бильярда. Там же помещены и другие мемориальные вещи: бильярдный кий, полочка для киев, несколько предметов посуды, кофейная чашечка с блюдцем отца поэта, С. Л. Пушкина. Здесь же находится ручка от кареты Пушкина, сгоревшей в 1908 году, и небольшой самоварчик из Михайловского.

Кабинет поэта. К столовой примыкает кабинет Пушкина. В нем воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период Михайловской ссылки. Это сделано на основании различных документов пушкинского времени, воспоминаний современников поэта, гостивших у него. Вот каким представляется кабинет Пушкина по воспоминаниям современников.

"Комната Александра, - писал И. И. Пущин, - была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора..."

Е. И. Осипова (в замужестве Фок) свидетельствовала: "Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал... Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсе простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки".

Ее сестра, М. И. Осипова, рассказывала: "Вся обстановка комнаток Михайловского домика была очень скромна: в правой, в три окна, комнате, где был рабочий кабинет А. С-ча, стояла самая простая, деревянная сломанная кровать. Вместо одной ножки под нее подставлено было полено. Некрашеный стол, два стула и полки с книгами довершали убранство этой комнаты..."


"Пруд с серебристыми ивами"

Таким же скромным и непритязательным по обстановке выглядит кабинет А. С. Пушкина и сейчас. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем лежат стопки книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка лежат ножницы для снятия нагара со свечей, в металлическом стакане - гусиные перья, рядом с чернильницей - песочница. Между окнами стоит книжный шкаф, а на противоположной стороне висит полочка, заставленная книгами - дубликатами тех, которыми пользовался поэт. Среди них - "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "Трагедии" Альфиери Витторио, альманахи и другие издания, имевшиеся в личной библиотеке поэта. Пожалуй, книги были в этом скромном жилище единственным богатством. "Книг, ради бога, книг!" - просил поэт в одном из писем к брату. С этими неизменными просьбами он обращался к брату и многим своим друзьям и знакомым чуть ли не в каждом письме из Михайловского заточения.

В кабинете поэта напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены - деревянная кровать с пологом. Рядом с диваном, в углу, туалетный столик с овальным зеркалом и болванкой для шляпы, в другом углу, у камина, - курительные трубки с чубуками. На полу большой, почти во всю комнату, ковер. Все это или копии пушкинских вещей, или вещи того времени, типичные для дворянского быта.

Из подлинных пушкинских вещей в кабинете поэта хранятся железная трость, напольная книжная этажерка, портрет великого английского поэта Байрона, подножная скамеечка Анны Петровны Керн (на этой- скамеечке поэт не раз сидел, бывая в гостях у Анны Петровны в ее петербургской квартире), серебряный подсвечник с набором.

Железную трость Пушкин часто брал, отправляясь на прогулку по окрестностям Михайловского. На диване в кабинете поэта лежат два пистолета - точно такие же, как тот, из которого он упражнялся в стрельбе. Рядом старинный манежный хлыст для верховой езды - такой же был у Пушкина, много ездившего по окрестностям верхом на "вороном аргамаке".

У письменного стола стоит старинное кожаное кресло с высокой спинкой. Это кресло из собрания тригорских вещей было подарено Дому-музею А. С. Пушкина весной 1964 года родственниками Осиповых-Вульф.

Над диваном на стене висит на металлической цепочке старинный медный охотничий рог: такой рог был подарен ссыльному поэту одним из соседей-помещиков, о чем свидетельствовала А. П. Керн.

В левом, противоположном от окон, углу кабинета стоит камин, облицованный белыми изразцами.

В камине на металлической решетке - поддувале - лежат каминные щипцы с длинными ручками и горка погасших углей. Кажется, только что поэт написал здесь строки:

Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук.

На выступах камина, рядом с расшитыми цветным бисером табакеркой и шкатулкой, - небольшая фигурка Наполеона со сложенными крест-накрест руками и нахмуренным лицом. Скульптурка французского императора была почти обязательной принадлежностью кабинета либерально настроенного молодого дворянина того времени. Ее упоминал Пушкин в описании деревенского кабинета Онегина, во многом, несомненно, "списанного" с кабинета в Михайловском:

Татьяна взором умиленным Вокруг себя на все глядит, И все ей кажется бесценным, Все душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром, И вид в окно сквозь сумрак лунный, И этот бледный полусвет, И лорда Байрона портрет, И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом.

В нескольких шагах от господского дома стоит небольшое строеньице - домик няни - деревянная, крытая тесом изба. Внутри домик разделен коридором на две половины. Двери направо ведут в комнату-баньку, налево - в светелку Арины Родионовны. В правой комнате воссоздана обстановка крестьянской баньки того времени. Прямо напротив баньки, через коридор - вход в светелку Арины Родионовны. Это комната в три окна. В правом углу ее стоит русская печь с железной заслонкой и чугунной вьюшкой. К ней примыкает лежанка с деревянной приступкой и холщовым пологом местной крестьянской работы. Рядом с печью - большой деревянный сундук, по другую сторону - маленький столик, на котором стоят старинный медный самовар, несколько блюдец и чашек того времени, оловянная кружка. Тут же дорожный погребец из карельской березы для хранения чая и сахара. В светелке стоят также столешницы, железный светец для лучины, подсвечники, вдоль двух стен (под окнами) - широкие деревянные лавки, на одной из них - старинная псковская прялка с куделью и веретеном. Около лавок - стол и деревянный диванчик.

У стены напротив входа в светелку - потемневший от времени крестьянский комод, а на нем - раскрытый четырехугольный ящичек из дуба, отделанный красным деревом. Эта шкатулка - единственная дошедшая до нас подлинная вещь Арины Родионовны. Видимо, она служила копилкой: на верхней крышке маленькое отверстие для монет. Об этом говорит и надпись на пожелтевшем от времени клочке бумаги, приклеенном с внутренней стороны верхней крышки: "Для чорнаго дня. 3делан сей ящик 1826 года июля 15 дня".

Обстановка светелки помогает ближе познакомиться с жизнью верного друга поэта в пору Михайловской ссылки - его няни, Арины Родионовны.

Являясь олицетворением лучших черт русской крестьянской женщины, она была талантливой поэтессой-сказительницей, и ее волшебные сказки поразили воображение Пушкина еще в детском возрасте. Пушкин называл Арину Родионовну "оригиналом няни Татьяны".

Сестра поэта, Ольга Сергеевна, свидетельствует, что "была она настоящая представительница русских нянь: мастерски говорила сказки, знала народные поверия и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее вполне в то время, как жил в ссылке, в Михайловском".

Пушкин до конца своей жизни пронес в душе, в поэзии обаятельный образ этой простой русской женщины. Незадолго до гибели, приехав в Михайловское в 1835 году, он вспоминает умершую "голубку". "В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей", - писал он отсюда своей жене. А в стихотворении "Вновь я посетил", созданном в тот период, он с грустью писал:

Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. И вечером при завыванье бури Ее рассказов, мною затверженных От малых лет - но все приятных сердцу, Как шум привычный и однообразный Любимого ручья.

Черты облика и характера няни в той или иной мере нашли отражение в "Дубровском", "Евгении Онегине", "Борисе Годунове", "Русалке". Поэт воспел ее и в нескольких лирических стихотворениях.

Михайловский парк

Михайловский парк, созданный при основании усадьбы дедом Пушкина, О. А. Ганнибалом, по тогдашним образцам садово-паркового искусства, хорошо сохранился до настоящего времени.

Он разделен на две половины, восточную и западную, центральной подъездной аллеей - Еловой, которая начинается от декоративной круглой клумбы у господского дома. В этой части парка, вблизи от дома, стоят огромные, тридцатиметровые, ели, которым уже за двести лет. Под их густой сенью невольно вспоминаются слова поэта о родном парке:

И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад.

Между елями-гигантами стоят молодые пышные елочки. Они посажены после Великой Отечественной войны взамен уничтоженных гитлеровцами.

В 1956 году в Еловой аллее были произведены посадки, и теперь она имеет ту протяженность, что и в пушкинское время, - двести пятьдесят метров. На противоположном от усадьбы конце аллея замыкается невысоким холмиком, на котором стоит фамильная часовня Пушкиных, восстановленная в 1979 году.

Может быть, с ней связан поэтический образ в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом", написанном Пушкиным здесь, в Михайловском:

Все волновало нежный ум: Цветущий луг, луны блистанье, В часовне ветхой бури шум...

Направо от Еловой аллеи узкая аллейка тянется мимо пруда с перекинутым через него мостиком к старому Ганнибаловскому пруду - одному из самых живописных уголков Михайловского парка.

У аллейки, которая ведет от Еловой аллеи к Ганнибаловскому пруду, стоит Пушкинский грот.

Пушкинский грот, одна из затей Михайловского парка, исчез много десятилетий назад. И вот весной 1981 года он вновь восстановлен на основе проведенных здесь раскопок и найденных документов и свидетельств. Вид грота невольно воскрешает в памяти пушкинские строки "Из Ариостова" Orlando Furioso, написанные поэтом в 1826 году, в конце ссылки, и обращенные к родному Михайловскому:

Цветы, луга, ручей живой, Счастливый грот, прохладны тени, Приют любви, забав и лени... ............................... Чем, бедный, вас я награжу?..


"Аллея Керн"

По левую сторону Еловой аллеи в глубине парка расположена деревянная шестигранная Пушкинская беседка с невысоким шпилем, воссозданная на месте такой же беседки пушкинского времени. От нее радиально расходятся четыре аллейки. Среди них - березовая (восстановлена в 1954 году), которая ведет к небольшому пруду, заросшему ряской. От пруда начинается одна из красивейших аллей парка - липовая, за ней закрепилось название "аллеи Керн", связанное с посещением Михайловского в июне 1825 года Анной Петровной Керн, которая гостила тогда в Тригорском.

Эта встреча с А. П. Керн оставила в сердце Пушкина глубокое яркое чувство. 21 июля 1825 года он писал в Ригу А. Н. Вульф (подлинник на французском языке): "Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь - камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов - все это, если хотите, очень похоже на любовь..."

А через четыре дня он написал самой А. П. Керн: "Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать, в моей печальной деревенской глуши, - это стараться не думать больше о вас". Но поэт не мог не думать о ней, и последующие его письма А. П. Керн были наполнены тем же сильным, мучительным чувством. Они оста вались друзьями до самой смерти Пушкина.

От "аллеи Керн" можно пройти к "острову уединения". Это небольшой островок посреди круглого пруда, осененный группой сосен, берез и лип. По преданию, Пушкин любил бывать в этом укромном уголке парка.

От северного фасада Дома-музея парк спускается к реке Сороти.

Почти от самого заднего крыльца дома к реке ведет широкая деревянная лестница, обрамленная с обеих сторон кустами жасмина и сирени.

Если отсюда смотреть в сторону ветряной мельницы, то в небольшом отдалении за нею хорошо видна Савкина горка - одно из интереснейших мест Пушкинского заповедника.

ВАЛЬС

(Аннет не танцует, сидит на диване, Пушкин после танца подходит к ней).

Пушкин: Аннет, сжальтесь, ну, скажите мне хоть что-нибудь ласковое, милостивое... ну? Друг мой, давайте отсюда убежим, давайте махнем с вами за границу! А?

Анна: Куда? Ах, бог ты мой, вам только бы смешки да хаханьки, а я… Изволите все шутить… Мучить меня... А я не знаю, что и делать…

Пушкин: Не плачьте! Вы же у меня одна-единственная, неповтори­мая! Ангел, ангел. А заграницу - я, верно, шучу. Впрочем, я об этом давно думаю и думать буду!

Музыка.

¾ Несмотря на то, что жизнь в Михайловском и Тригорском напоминала веселую идиллию любви и творчества, это была ссылка и порой она делалась Пушкину невыносима. Неслучайно он обдумывал планы бегства.

¾ Уже вскоре по приезде в деревню Пушкин пытался организовать побег с помощью брата. Когда Лев уезжал в Петербург, поэт дал ему поручение подготовить там все необходимое для тайного отъезда во Францию или Италию. Лев в Михайловское не приехал, хотя Пушкин настаивал - родители не пустили. И побег не состоялся.

¾ Однако не прошло и полугода, как Пушкин увлекся новым планом бегства – через Дерпт, строя невероятные проекты операции мнимого аневризма в ноге, переодевания слугой Алексея Вульфа и прочее. Но и этот план не удался.

¾ 1 декабря 1825 года, узнав о смерти императора Александра, Пушкин, не желая в бездействии дожидаться решения своей участи новым царем, под именем крепостного Осиповой - Вульф, предпринимает еще одну попытку бежать из родового имения в столицу, но почему-то возвращается обратно.

¾ По одной из версий, ему перебежал дорогу заяц – это был дурной знак.

¾ Через две недели, накануне 14 декабря, он вновь выезжает из Михайловского в Петербург и опять возвращается с дороги.

¾ Нетрудно представить возможные последствия этой поездки, если бы она удалась.

¾ Пушкин попал бы со всеми прочими на Сенатскую площадь.

Музыка «Лунная соната».

¾ Темным, холодным декабрьским вечером 1825 года Пушкину уж очень не хотелось уезжать из Тригорского, возвращаться в пустой, неуютный Михайловский дом.

¾ Пушкин совсем было собрался, как в гостиную вбежала испуганная горничная.

Горн .: Барыня, Арсений приехал!

Праск. Ал .: Зови!

Арсений (в крайнем волнении): Яблоки расторговал, а чтоб купить! Куды там! Такой переполох! Солдаты, караулы, заставы. Ловят, слышь, кого-то. Ничего не разобрал. Насилу ноги унес!

Пушкин: Что же там, бунт?

Арсений: Истинно, бунт.

Праск. Ал .: А государь?

Арсений : А государь при войсках, только не знаю который.



Пушкин: Как так который? Один государь- Константин!

Арсений : Да кто говорит - Константин, а кто – Николай. Я так слыхал… да уж не знаю, как и сказать, будто в глухую в полночь бояришки наши – министры да генералы требуют царя в Сенат. А когда он пришел, и Константин себе подскакал и преогромным мечом стучит у ворот. Как тут не пропустить.

Праск. Ал : Невозможно, это уже начинаются сказки! Поди прочь.

Арсен. (горничной): И в полночь перед крестом и Евангелием присягнули друг другу и друг на друга пошли.

Пушкин (Арсению) : Постой, а на площади только войска?

Арсений: И господа офицеры, и черный народ.

(уходит)

Пушкин: Я Вам еще в прошлом году предсказывал бунт.

(все уходят)

Музыка «Лунная соната».

¾ Потянулись дни тревоги и неизвестности.

¾ Ожидая обыска, а возможно и ареста, Пушкин сжигает свои записки, над которыми так долго работал и которыми так дорожит.

¾ Письма почти не приходят.

¾ Газеты скупо сообщают об арестах.

¾ В списках арестованных Пушкин с тревогой находит имена друзей.

¾ Собственное положение Пушкина весьма сомнительно: он не знает, что и насколько известно правительству и живет в тревожном ожидании.

¾ Однако решается обратиться к новому императору с прошением о возвращении из ссылки.

¾ В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года, Пушкину вручили письмо от губернатора Псковской губернии Адеркаса, с указанием явиться в Москву.

Музыка.

Император: Здравствуй, Пушкин, доволен ли ты своим возвращением?

Пушкин : Да, государь.

Император : Брат мой, покойный император, сослал тебя на жительство в деревню. Я же освобождаю тебя от этого наказания, с условием ничего не писать против правительства.

Пушкин: Я, государь, давно не пишу против правительства

Император: Но ты был дружен со многими из тех, которые в Сибири?

Пушкин : Правда, государь. Я многих из них любил и уважал и продолжаю питать к ним те же чувства!

Пушкин: Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю бога.

Император: Что же ты теперь пишешь, Пушкин?

Пушкин : Почти ничего, государь, цензура очень строга.

Император: Зачем же ты пишешь такое, чего не пропускает цензура.

Пушкин: Цензура не пропускает и самых невинных вещей, она действует невразумительно.

Император: Ну, так я сам буду твоим цензором. Отныне ты будешь присылать мне все, что сочинишь. Довольно ты подурачился, Пушкин. Если я пущу тебя на волю, даешь ли ты мне слово сделаться другим?

(Пушкин молчит. Император воспринимает его молчание как знак согласия. Император вместе с Пушкиным выходит)

Император: Господа, забудьте прежнего Пушкина теперь это мой Пушкин.

Придворные:

¾ Выйдя из царского кабинета в кремлевском дворце, Пушкин вздохнул с облегчением.

¾ Он думал, что, наконец, обрел желанную свободу.

¾ Бодрое настроение поддерживалось единодушным восторгом, с которым московское общество встретило поэта.

¾ Он покинул столицу безвестным юношей.

¾ Александр I преследовал его, но царю и в голову никогда не пришло бы пускаться с ним в личные объяснения.

¾ Возвращение его было торжественно.

¾ Царь беседовал с ним дольше, чем с любым из своих сановников, и после аудиенции во всеуслышание назвал умнейшим человеком России.

¾ Москва только что короновала императора, теперь коронует поэта.

¾ Москва ласкала Пушкина.

¾ Его наперебой приглашали в дома.

¾ Десятки новых знакомств, совершенно непредвиденных!

¾ На всех балах первое внимание – Пушкину.

¾ В мазурке и котильоне дамы выбирали его беспрерывно…

Танец Мазурка (Полонез)

Вяземский: Дорогая Зинаида Александровна! Я получил вашу записку. (читает) "Уважаемый князь, приходите ко мне непременно… Если мотылек Пушкин уловим, приведите его ко мне…"

Зинаида Волконская: Петр Андреевич, он уже здесь.

Пушкин: "Борис Годунов".Кремлевские палаты. 1598 год, 20 февраля. Князья Шуйский и Воротынский.

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ.

Как думаешь, чем кончится тревога?

З. Волконская, Вяземский и дама.

З.В.: Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно. До сих пор кровь приходит в движение при одном воспоминании.

В. : Мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с тем, пиитическую увлекательную речь.

Дама: Первые явления мы выслушали тихо и спокойно или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Что было со мною, я и рассказать не могу…

(Пушкин заканчивает чтение)

Пушкин: Что ж вы молчите? Кричите: Да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует.

(Пауза. Молчание. Только потом аплодисменты).

Все уходят.

Пушкин на 1 плане. Император на заднем плане

Пушкин: Милостивый государь Александр Христофорович, я действительно читал свою трагедию некоторым особам (конечно, не из ослушания, но только по тому, что худо понял высочайшую волю государя). Поставляю за долг препроводить ее Вашему превосходительству в том самом виде, как она была мною читана.

Император: Его императорскому величеству благоугодно, чтобы вы занялись предметом о воспитании юношества. Вы можете употребить весь досуг, вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения.

(Пушкин и Император уходят)

¾ Пушкин понимал, что это своего рада экзамен на благонадежность.

¾ 2 ноября он выехал в Михайловское. В сентябре он так впопыхах оттуда уезжал, что, конечно, не захватил нужных вещей. Следовало бы съездить в деревню, чтобы уладить свои дела, и уж после этого думать о жизни в Москве и Петербурге.

¾ Была причина более веская: надо было выполнить царское задание, а для этого требовалось потрудиться наедине, все обдумать – московская сутолока мешала работе.

¾ Есть какое-то поэтическое наслаждение возвратиться вольным в покинутую тюрьму.

¾ Пушкин пробыл в деревне две-три недели. Записка "О народном воспитании" была готова.

¾ Когда царь прочитал ее, он выразил недовольство.

¾ Бумага была положена "под сукно". А тайное наблюдение за поэтом усилилось.

¾ Между "царем русской земли" и «царем русской поэзии» выросла фигура Бенкендорфа. Пушкин, как школьник, должен был давать отчет о каждом своем поступке.

¾ Выговоры следовали один за другим: за чтение неопубликованного "Бориса Годунова", за напечатание сомнительного "Анчара", за самовольное путешествие на Кавказ.

¾ Какая-то бесприютность, неустроенность есть в пушкинской жизни этих лет при всем ее блеске, шуме, восторженных овациях почитателей и множества друзей.

¾ Скитания по "большим дорогам"; гостиницы, постоялые дворы, короткие остановки у друзей; ни своего угла, ни спасительного уединения; преследования жандармов; хлопоты о куске хлеба…

¾ Потом женитьба, возвращение на службу, новые бесконечные хлопоты, заботы, финансовые затруднения, неудачная попытка издать журнал, преследования.

¾ Все чаще мечты уносили его в деревенскую жизнь, в тишину Михайловского и Тригорского.

¾ Но чтоб уехать в свое родовое имение опять нужно разрешение императора.

¾ 10 лет назад он писал подобные прошения, чтобы вырваться из Михайловской ссылки, а теперь сам стремится туда.

Пушкин.:

В разны годы

Под вашу сень, Михайловские рощи,

Являлся я; когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был

Веселым юношей, беспечно, жадно

Я приступал лишь только к жизни; годы

Промчалися, и вы во мне прияли

Усталого пришельца; я еще

Был молод, но уже судьба и страсти

Меня борьбой неравной истомили.

Я зрел врага в бесстрастном судии,

Изменника - в товарище, пожавшем

Мне руку на пиру, - всяк предо мной

Казался мне изменник или враг.

Утрачена в бесплодных испытаньях

Была моя неопытная младость,

И бурные кипели в сердце чувства

И ненависть и грезы мести бледной.

Но здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия как ангел утешитель

Спасла меня, и я воскрес душой.

Остальные участники:

Вновь я посетил

тот уголок земли, где я провел

изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня.

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять,

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих Рощах.

Вот опальный домик,

где жил я бедной нянею моей.

Уже старушки нет, уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Во холм лесистый над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, вспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых пажитей зеленых

Оно синее стелется широко,

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочает при ветре…

Вот на границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны,

Стоят одна поодаль, две другие

К друг дружке близко. Здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять, они все те же,

Все тот же их знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Здравствуй племя

Младое, незнакомое. Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

¾ Мы возвращаемся, чтобы уйти.

¾ И уходим, чтобы возвратиться.

Михайловские рощи

Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять ее».

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.

Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Что это? - спросил я возницу.

Михайловское, - улыбнулся он. - Отсюда начинается земля Александра Сергеича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озер Маленца и Петровского - всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да небо - бледное и застенчивое псковское небо. «Прощай, Тригорское, где радость меня встречала столько раз». «Я вижу двух озер лазурные равнины».

Однажды я заблудился в ореховой чаще. Едва заметная тропинка терялась между кустами. Должно быть, по этой тропинке раз в неделю пробегала босая девочка с кошелкой черники. Но и здесь, в этой заросли, я увидел белую дощечку. На ней была выдержка из письма Пушкина к Осиповой: «Нельзя ли мне приобрести Савкино? Я построил бы здесь избушку, поместил бы свои книги и приезжал бы проводить несколько месяцев в кругу моих старых и добрых друзей».

Почему эта надпись очутилась здесь, я не мог догадаться. Но вскоре тропинка привела меня в деревушку Савкино. Там под самые крыши низких изб подходили волны спелого овса. В деревушке не было видно ни души; только черный пес с серыми глазами лаял на меня из-за плетня и тихо шумели вокруг на холмах кряжистые сосны.

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зеленым холмам, по озерам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени. Только гудение пчел нарушало безмолвие.

Пчелы собирали мед в высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн. Липы уже отцветали. На скамейке под липами часто сидела с книгой в руках маленькая веселая старушка. Старинная бирюзовая брошь была приколота к вороту ее блузки. Старушка читала «Города и годы» Федина. Это была внучка Анны Керн - Аглая Пыжевская, бывшая провинциальная драматическая актриса.

Она помнила свою бабку и охотно рассказывала о ней. Бабку она не любила. Да и мудрено было любить эту выжившую из ума столетнюю старуху, ссорившуюся со своими внучками из-за лучшего куска за обедом. Внучки были сильнее бабки, они всегда отнимали у нее лучшие куски, и Анна Керн плакала от обиды на мерзких девчонок.

Первый раз я встретил внучку Керн на сыпучем косогоре, где росли когда-то три знаменитые сосны. Их сейчас нет. Еще до революции две сосны сожгла молния, а третью спилил ночью мельник-вор из сельца Зимари.

Работники Пушкинского заповедника решили посадить на месте старых три новые молодые сосны. Найти место старых сосен было трудно: от них не осталось даже пней. Тогда созвали стариков колхозников, чтобы точно установить, где эти сосны росли.

Старики спорили весь день. Решение должно было быть единодушным, но трое стариков из Дериглазова шли наперекор. Когда дериглазовских наконец уломали, старики начали мерить шагами косогор, прикидывать и только к вечеру сказали:

Тут! Это самое место! Можете сажать.

Когда я встретил внучку Керн около трех недавно посаженных молоденьких сосен, она поправляла изгородь, сломанную коровой.

Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора. В Ленинграде она заведовала маленькой библиотекой на Каменном острове. Жила она одна, ни детей, ни родных у нее не было.

Нет, нет, - говорила она, - вы меня не отговаривайте. Обязательно приеду сюда умирать. Так эти места меня очаровали, что я больше жить нигде не хочу. Каждый день придумываю какое-нибудь дело, чтобы оттянуть отъезд. Вот теперь хожу по деревням, записываю все, что старики говорят о Пушкине. Только врут старики, - добавила она с грустью. - Вчера один рассказывал, как Пушкина вызвали на собрание государственных держав и спросили: воевать ли с Наполеоном или нет? А Пушкин им и говорит: «Куды вам соваться-то воевать, почтенные государственные державы, когда у вас мужики всю жизнь в одних и тех же портках ходят. Не осилите!»

Внучка Керн была неутомима. Я встречал ее то в Михайловском, то в Тригорском, то в погосте Вороничи, на окраине Тригорского, где жил в пустой, прохладной избе. Всюду она бродила пешком - в дождь и в жару, на рассвете и в сумерки.

Она рассказывала о своей прошлой жизни, о знаменитых провинциальных режиссерах и спившихся трагиках (от этих рассказов оставалось впечатление, что в старые времена были талантливы одни только трагики) и, наконец, о своих романах.

Вы не смотрите, что я такая суетливая старушка, - говорила она. - Я была женщина веселая, независимая и красивая. Я могла бы оставить после себяинтересные мемуары, да все никак не соберусь написать. Кончу записывать рассказы стариков, буду готовиться к летнему празднику.

Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина. Сотни колхозных телег, украшенных лентами и валдайскими бубенцами, съезжаются на луг за Соротью, против пушкинского парка.

На лугах жгут костры, водят хороводы. Поют старые песни и новые частушки:

Наши сосны и озера

Очень замечательны.

Мы Михайловские рощи

Бережем старательно.

Все местные колхозники гордятся земляком Пушкиным и берегут заповедник не хуже, чем свои огороды и поля.

Я жил в Вороничах у сторожа Тригорского парка Николая. Хозяйка весь день швырялась посудой и ругала мужа: больно ей нужен такой мужик, который день и ночь прирос к этому парку, домой забегает на час-два, да и то на это время посылает в парк караулить старика тестя или мальчишек.

Однажды Николай зашел домой попить чаю. Не успел он снять шапку, как со двора ворвалась растрепанная хозяйка.

Иди в парк, шалый! - закричала она. - Я на речке белье полоскала, гляжу - какой-то шпаненок ленинградский прямо в парк прется. Как бы беды не наделал!

Что он может сделать? - спросил я. Николай выскочил за порог.

Мало ли что, - ответил он на ходу. - Не ровен час, еще ветку какую сломает.

Но все окончилось благополучно. «Шпаненок» оказался известным художником Натаном Альтманом, и Николай успокоился.

В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженная в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка - в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны, единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками.

В Петровском парке был дом пушкинского деда - строптивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь, как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Как-то на обратном пути из Петровского в Михайловское я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага светились маленькие озера. Солнце садилось. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу. Она подымалась над Михайловским, росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. Глухой пушечный гром долетал от нее, и ветер вдруг прошумел на поляне и затих в зарослях.

Трудно было представить себе, что по этим простым дорогам со следами лаптей, по муравейникам и узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего молчаливого всадника.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.

В погосте Вороничи, где я жил, стояла деревянная ветхая церковь. Все ее звали церквушкой. Иначе и нельзя было назвать эту нахохленную, заросшую по крышу желтыми лишаями церковь, едва заметную сквозь гущу бузины. В этой церкви Пушкин служил панихиду по Георгу Байрону.

Паперть церкви была засыпана смолистыми сосновыми стружками. Рядом с церковью строили школу.

Один только раз за все время, пока я жил в Вороничах, приковылял к церкви горбатый священник в рваной соломенной шляпе. Он осторожно прислонил к липе ореховые удочки и открыл тяжелый замок на церковных дверях. В тот день в Вороничах умер столетний старик, и его принесли отпевать. После отпевания священник снова взял свои удочки и поплелся на Сороть - ловить голавлей и плотиц.

Плотники, строившие школу, поглядели ему вслед, и один из них сказал:

Сничтожилось духовное сословие! При Александре Сергеиче в Вороничах был не поп, а чистый бригадный генерал. Вредный был иерей. Недаром Александр Сергеич и прозвание ему придумал «Шкода». А на этого поглядишь - совсем Кузька, одна шляпа над травой мотается.

Куда только их сила подевалась? - пробормотал другой плотник. - Где теперя их шелка-бархата?

Плотники вытерли потные лбы, застучали топорами, и на землю полетели дождем свежие, пахучие стружки.

В Тригорском парке я несколько раз встречал высокого человека. Он бродил по глухим дорожкам, останавливался среди кустов и долго рассматривал листья. Иногда срывая стебель травы и изучал его через маленькое увеличительное стекло.

Как-то около пруда, вблизи развалин дома Осиновых, меня застал крупный дождь. Он внезапно и весело зашумел с неба. Я спрятался под липой, и туда же не спеша пришел высокий человек. Мы разговорились. Человек этот оказался учителем географии из Череповца.

Вы, должно быть, не только географ, но и ботаник? - сказал я ему. - Я видел, как вы рассматривали растения.

Высокий человек усмехнулся.

Нет, я просто люблю искать в окружающем что-нибудь новое. Здесь я уже третье лето, но не знаю и малой доли того, что можно узнать об этих местах.

Говорил он тихо, неохотно. Разговор оборвался.

Второй раз мы встретились на берегу озера Маленец, у подножия лесистого холма. Как во сне шумели сосны. Под их кронами качался от ветра лесной полусвет. Высокий человек лежал в траве и рассматривал сквозь увеличительное стекло голубое перо сойки. Я сел рядом с ним, и он, усмехаясь и часто останавливаясь, рассказал мне историю своей привязанности к Михайловскому.

Мой отец служил бухгалтером в больнице в Вологде, - сказал он. - В общем, был жалкий старик - пьяница и хвастун. Даже во время самой отчаянной нужды он носил застиранную крахмальную манишку, гордился своим происхождением. Он был обрусевший литвин из рода каких-то Ягеллонов. Под пьяную руку он порол меня беспощадно. Нас было шестеро детей. Жили мы все в одной комнате, в грязи и беспорядке, в постоянных ссорах и унижении. Детство было отвратительное. Когда отец напивался, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать. Слезы капали на его крахмальную манишку, он мял ее, рвал на себе и кричал, что Пушкин - это единственный луч солнца в жизни таких проклятых нищих, как мы. Он не помнил ни одного пушкинского стихотворения до конца. Он только начинал читать, но ни разу не оканчивал. Это меня злило, хотя мне было тогда всего восемь лет и я едва умел разбирать печатные буквы. Я решил прочесть пушкинские стихи до конца и пошел в городскую библиотеку. Я долго стоял у дверей, пока библиотекарша не окликнула меня и не спросила, что мне нужно.

Пушкина, - сказал я грубо.

Ты хочешь сказки? - спросила она.

Нет, не сказки, а Пушкина, - повторил я упрямо.

Она дала мне толстый том. Я сел в углу окна, раскрыл книгу и заплакал. Я заплакал потому, что только сейчас, открыв книгу, я понял, что не могу прочесть ее, что я совсем еще не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец. Со слов отца я знал тогда наизусть всего две пушкинские строчки: «Я вижу берег отдаленный, земли полуденной волшебные края», - но этого для меня было довольно, чтобы представить себе иную жизнь, чем наша. Вообразите себе человека, который десятки лет сидел в одиночке. Наконец ему устроили побег, достали ключи от тюремных ворот, и вот он, подойдя к воротам, за которыми свобода, и люди, и леса, и реки, вдруг убеждается, что не знает, как этим ключом открыть замок. Громадный мир шумит всего в сантиметре за железными листами двери, но нужно знать пустяковый секрет, чтобы открыть замок, а секрет этот беглецу неизвестен. Он слышит тревогу за своей спиной, знает, что его сейчас схватят и что до смерти будет все то же, что было: грязное окно под потолком камеры, вонь от крыс и отчаяние. Вот примерно то же самое пережил я над томом Пушкина. Библиотекарша заметила, что я плачу, подошла ко мне, взяла книгу и сказала:

Что ты, мальчик? О чем ты плачешь? Ведь ты и книгу-то держишь вверх ногами!

Она засмеялась, а я ушел. С тех пор я полюбил Пушкина. Вот уже третий год приезжаю в Михайловское.

Высокий человек замолчал. Мы долго еще лежали на траве. За изгибами Сороти, в лугах, едва слышно пел рожок.

В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря поселок - Пушкинские Горы.

Поселок завален сеном. По громадным булыжникам день и ночь медленно грохочут телеги: свозят в Пушкинские Горы сухое сено. От лабазов и лавок несет рогожами, копченой рыбой и дешевым ситцем. Ситец пахнет как столярный клей.

Единственный трактир звенит жидким, но непрерывным звоном стаканов и чайников. Там до потолка стоит пар, и в этом пару неторопливо пьют чай с краюхами серого хлеба потные колхозники и черные старики времен Ивана Грозного. Откуда берутся здесь эти старики - пергаментные, с пронзительными глазами, с глухим, каркающим голосом, похожие на юродивых, - никто не знает. Но их много. Должно быть, их было еще больше при Пушкине, когда он писал здесь «Бориса Годунова».

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора.

Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.

Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, - это все. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил еще при жизни. Пахнет бурьяном, корой, устоявшимся летом.

И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

Он похоронен в грубой песчаной земле, где растут лен и крапива, в глухой народной стороне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы, что ходят хороводом над светлой Соротью, над Савкином, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновленной милой земле покой и богатство.

Примечания

Написан после поездки Паустовского по северо-западу страны в Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское. Впервые напечатан в журнале «Красная новь», 1938, № 7. Впервые отдельным изданием вышел в библиотеке «Огонек» в 1941 г.