Евдокия Пасько. Красный сокол в небе над Берлином

27 января ушла из жизни Евдокия Борисовна Пасько, последняя женщина-авиатор, получившая звание Героя Советского Союза в годы войны. После Победы она окончила МГУ и долгие годы преподавала математику в МВТУ имени Н.Э. Баумана.Какие горькие неожиданности порой преподносит жизнь… В начале года я писал статью для «Бауманца» о женщинах на войне, в которой упомянул о нашей коллеге, уважаемой Евдокии Пасько, отдавшей треть века своей жизни МВТУ. Работа была закончена 26 января, а на следующий день Евдокии Борисовны не стало.

Дочь крестьянина из Киргизии, она маленькой хрупкой девушкой осенью 1941 года добровольно ушла с четвертого курса МГУ имени М.В. Ломоносова защищать Родину. В числе 17 студенток Московского университета прошла обучение в авиашколе города Энгельса. После окончания в июне 1942 года в звании лейтенанта прибыла на фронт в составе 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Ее боевая работа длилась ровно три года – до мая 1945-го. После долгих изнурительных боев на Северном Кавказе полку присвоили гвардейское звание, впоследствии он именовался «46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный ордена Суворова полк». Эпизоды из жизни этого полка мы можем видеть в художественных фильмах «Небесный тихоход», «В бой идут одни «старики»», «В небе «ночные ведьмы»».

Полк воевал на легких двухместных самолетах У-2 (с 1944 г. – По-2). Они относились к классу бипланов, поскольку у них была не одна, а две пары крыльев, одна над другой. Изготовленные из дерева и полотна, У-2 создавались для обучения молодых летчиков и не предназначались для войны. Самолет не имел никакой брони, его кабины были открытыми, и едва прикрывались спереди целлулоидными козырьками, не защищавшими даже от ветра. Но именно эти мирные машины, заслужившие до войны прозвище «кукурузник», стали грозным оружием, причинившим оккупантам множество бед. Они вылетали наносить удары по ночам, чтобы немцам было труднее их обнаружить. Их маломощные моторы издавали не гул, а легкое «стрекотание», что позволяло подходить к цели незамеченными. «Солдаты противника говорили, что из русской авиации их более всего донимают «безмоторные планеры»: момент их появления над позициями определяется только по свисту падающих бомб. Именно в этом наиболее ярко проявилось преимущество У-2 как ночного бомбардировщика. «Положить» бомбу в костер, у которого греются солдаты противника, в блиндаж, оставленный без светомаскировки, подавить огонь артиллерийской или минометной батареи, и даже отдельной пулеметной точки – все оказалось под силу экипажам бипланов, хорошо освоившимся с не вполне обычным бомбардировщиком» (из книги А. Драбкина «Я дрался на По-2»). Ночные бомбардировки крайне изматывали противника, считавшего У-2 самой вредной для себя машиной.


Евдокия Борисовна воевала в качестве штурмана. Ее боевая работа была такой: до вылета проложить маршрут самолета по карте, затем, уже в воздухе, обеспечить выведение на цель, обнаружить ее во тьме, произвести расчеты и точно сбросить бомбы. Еще надо было над целью засечь огневые точки врага, и, встав на колени на сиденье, поворачивая тяжелый авиационный пулемет, поразить стрельбой немецких зенитчиков. А после выполнения боевого задания вывести самолет, зачастую продырявленный пулями и осколками, на свой аэродром, обеспечить посадку в полной темноте. Потому многие авиационные командиры говорили штурманам: «В воздухе командиры самолетов – вы!». После подвески новых бомб они сразу уходили в небо, выполняя порой по пять вылетов за короткую летнюю ночь, а зимой вылетов бывало и до десяти.

В полет летчицы У-2 шли без парашютов: со сбитого самолета пришлось бы спускаться в лучах прожекторов прямо на головы немцев, которые сразу убивали летчиков-ночников, не дававших им спать, тем более не пощадили бы женщин. После войны на вопрос о том, чего в годы войны боялись девушки, Евдокия Борисовна отвечала: «Больше самой смерти всегда страшила вероятность попасть живьем в руки фашистов». Чтобы этого не случилось, они брали в полет личное оружие – отстреливаться в случае вынужденной посадки, и гранату – взорвать себя, чтобы избежать плена… Лишь в 1944 году им приказали брать в полет парашюты: они давали хоть какую-то защиту от пуль и осколков зенитных снарядов.

Помимо бомбежки врага, летчицам приходилось обеспечивать с воздуха партизан и войска, попавшие в окружение. Они сбрасывали боеприпасы и продовольствие нашим десантникам, высаженным в конце 1943 года у поселка Эльтиген близ Керчи. В плохую погоду, в тумане Евдокия Пасько и ее сослуживицы отыскивали позиции моряков по слабым огням зажженных костерков. Когда огней не было, летчицы звали моряков: «Полундра, где ты?» Представьте себе изумление десантников, услышавших с неба девичьи голоса! Профессор кафедры МТ-4 Михаил Иванович Киселев слышал от самой Евдокии Борисовны рассказ о том, что при атаках одного объекта их самолеты не раз попадали под сильный зенитный огонь. После наступления Красной Армии эти немцы-зенитчики были взяты в плен, летчицам их показали. И тогда она и ее боевые подруги… дали пленным хлеба. Вот истинно русские женщины: они способны идти в бой на врага, когда он с оружием, и пожалеть его, когда враг пленен и унижен.

Надо сказать, что самые известные асы на истребителях совершили за годы войны 250-300, летчики-бомбардировщики – 150-200 боевых вылетов. А эта невысокая девушка выполнила 790 вылетов, сбросив на противника более 100 тонн бомб, нанеся ему большой ущерб. Про нее говорили в полку: «Мал золотник, да дорог!» Побывав под обстрелом сотни раз, она не имела ранений, словно была заговоренной. А вот в семье Пасько война оставила жестокий след: шесть ее младших братьев ушли на фронт. Вернулся только один.

После войны Евдокия Борисовна стала кандидатом физико-математических наук, а ее муж, сын и дочь – математиками, как и она сама.


Кавалер Золотой Звезды Героя и шести боевых орденов, Евдокия Борисовна Пасько была награждена в 1980 году еще одним, уже трудовым орденом за многолетнее обучение и воспитание студентов МВТУ имени Н.Э. Баумана. Владимир Митрохин, профессор кафедры РЛ-1, учившийся у нее в 1960-е годы, вспоминает своего преподавателя с теплотой. В те времена в училище проходили обучение много студентов, пришедших с предприятий или после службы в армии, им было труднее осваивать материал. Она была требовательной и строгой, но искренне переживала за своих студентов, старалась прежде всего вложить в них знания. Проректор МГТУ Сергей Коршунов, учившийся десятью годами позже, говорит о ней как о мягком человеке; к тому времени улучшилась подготовка студентов, стало меньше причин переживать. При этом они не сразу узнали о том, что их лектор – отважная летчица, Герой Советского Союза!

О ней и летчицах полка написаны книги, множество статей. Ветераны женского полка после войны встречались каждый год 2 мая и 8 ноября в сквере у Большого театра. После кончины в 2012 году ее однополчанки Героя Советского Союза Руфины Гашевой, тоже штурмана эскадрильи и бывшей студентки мехмата МГУ, Евдокии Борисовне уже не стало с кем встречаться…

Встреча ветеранов МГТУ в 2011 году

Пилот Нина Позднякова вспоминала: когда они под Новый 1944 год вылетали на задание, садясь в кабину, Евдокия загадала: «Знаешь, Нина, если сегодня нас не собьют, проживем с тобой до 100 лет. Согласна?» – «Согласна», – был ответ.

Человек слова и человек дела, она сдержала обещание, прожив почти сто лет, сделав свою жизнь очень достойной.

Ее отпели в Елоховском соборе, совсем близко от МГТУ. На прощание с ней пришли представители ее родного МГУ, заведующий кафедрой высшей математики МГТУ, ветераны войны, студенты. Над местом ее упокоения прозвучал троекратный ружейный салют, как последняя дань человеку-воину, Герою, труженику.

Вечная память Вам, Евдокия Борисовна!

Александр Демин,

кандидат философских наук,

помощник Президента МГТУ имени Н. Э. Баумана

Пасько, Евдокия Борисовна (30 декабря 1919 - 27 января 2017, Москва) - советская военная лётчица, штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.

Биография

Родилась в селе Липенка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. Украинка.

В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на механико-математический факультет МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию - была зачислена в числе семнадцати студенток университета в авиагруппу № 122. Окончив ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс, с мая 1942 года до конца войны была штурманом эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Член КПСС с 1943 года.

По данным лётной книжки, совершила 790 боевых вылетов и 10 вылетов на спецзадания. Общий налёт составил 1220 часов. На позиции врага было сброшено более 100 тонн бомб. Подтверждено уничтожение четырёх складов с горючим, трёх с боеприпасами, трёх прожекторов, двух переправ, 11 автомашин и одного самолёта на земле; 157 сильных взрывов, 109 очагов пожара. Кроме того, в тылу противника было сброшено до 2 миллионов листовок.

В конце 1945 года старший лейтенант Е. Б. Пасько вышла в отставку. Позднее ей было присвоено воинское звание «капитан».

Вернулась в Москву и успешно окончила последние курсы мехмата МГУ, аспирантуру. Имела учёную степень кандидата технических наук. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища в течение 33 лет.

Скончалась 27 января 2017 года. Похоронена с воинскими почестями 31 января на Троекуровском кладбище Москвы.

Семья

Муж - Малышев Борис Михайлович (1923-1985), профессор механико-математического факультета МГУ.

Награды

  • 26 октября 1944 года «за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами», Евдокии Борисовне Пасько присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (медаль № 4499).
  • Награждена орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Дружбы народов, а также медалями.

Знаки признательности

В Киргизии в административном центре Иссык-Кульской области городе Каракол в Парке Победы установлен памятник (бюст) Евдокии Борисовне Пасько.

«Война – очень страшная вещь. Притом – обоюдоострая, как меч, заточенный с двух сторон. И те, кому не терпится достать меч из ножен самой судьбы, должны хорошо помнить об этом…»
(Е.Б.Пасько, Герой Советского Союза)

Хрупкая девушка небольшого роста, с туго заплетенной косой и черными дугами бровей на смуглом лице, студентка математического факультета МГУ... Такой пришла на фронт Евдокия Пасько – будущий герой Советского Союза, штурман эскадрильи ночного бомбардировочного авиационного полка.

Женщина на войне – это чудовищно.Так не должно быть. Но так было. Нежные создания садились за штурвал бомбардировщика, сами подвешивали к самолетам 50-ти килограммовые бомбы, совершали ночные вылеты и шли на таран. Что руководило ими? Как решались они на столь отчаянные подвиги?

Осень 1941… Евдокия Пасько – студентка 4 курса Московского государственного университета. Большого труда стоило ей поступить в столичный ВУЗ из небольшого села Липенка, что в Киргизии. Но как только вышел призыв о добровольном наборе девушек-комсомолок на фронт, она не раздумывала ни минуты. Евдокия и девять её однокурсниц собирают вещмешки и попадают в город Энгельс, в лётную школу. Пятеро из них становятся впоследствии Героями Советского Союза.

Девушки проходят трехгодичный курс подготовки пилотов в рекордно короткие сроки и уже через восемь месяцев совершают свой первый вылет. В мае 1942 года Евдокия Пасько была назначена штурманом эскадрильи 46-ого гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. За всю войну старший лейтенант Пасько совершила около 800 (!!!) боевых вылетов , сбросила на позиции врага более 100 тонн бомб и 2 миллиона листовок! За доблесть и отвагу, проявленные в бою, она была награждена орденами Ленина, Отечественной войны 1-ой степени, Красного Знамени и Красной Звезды. В октябре 1944 года ей было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

После войны девушка вернулась в родной университет. Окончив МГУ, успешно защитила кандидатскую диссертацию, вышла замуж. Её супруг – Борис Михайлович Малышев – знаменитый советский ученый, профессор мехмата МГУ. Затем молодая кандидат наук поступает на работу в Московское высшее техническое училище, где долгие годы трудится в должности старшего преподавателя.

Страшная война для Евдокии Борисовны закончилась, но никогда не затянутся душевные раны. Никогда не забудет она погибших боевых подруг и пятерых младших братьев, не вернувшихся с фронта. Никогда не забудет ночные вылеты, грохот снарядов и огненные всполохи в темном небе. Никогда не забудет полные отчаяния и страха глаза людей. И такую горькую от пота, крови и слез ПОБЕДУ.

Чувство быстротечности хрупкой нашей жизни Евдокия Борисовна пронесла через всю свою долгую жизнь, научившись ценить и принимать всё, что уготовано судьбой, радуясь каждому новому дню. Ветеранов войны осталось так немного, и Евдокия Пасько – одна из них. Сегодня отважной летчице 96 лет! Её дружная семья живет в Москве, сын и дочь тоже стали математиками. Теперь радуют знаменитую бабушку своими успехами внуки, и уже подрастают правнуки.

Долгих вам лет, Евдокия Борисовна и низкий земной поклон! С праздником Великой Победы и вас, дорогие наши читатели! Помните о войне, чтобы никогда не допустить её повторения.

… Говорят, когда смотришь смерти прямо в глаза, страха нет. О нем просто некогда думать. Все решается здесь и сейчас. Каждая секунда может оказаться последней. Нет времени на пустые рассуждения. Ты просто действуешь – иного выхода нет. Можете себе представить: чуть более чем за полгода можно научиться управлять боевым самолетом?! Так не много ли мы плачем в мирное время, кляня судьбу? Не много ли страшимся перемен и «неудач»? И сравнимы ли наши «проблемы» с тем, что теряли люди во время войны? Минута молчания в День Победы призывает всех нас подумать над этими вечными вопросами и почтить память погибших...

Евдокия Пасько родилась 30 декабря 1919 года в селе Липенка, ныне Джеты — Огузского района Иссык — Кульской области (Киргизия). В 1938 году окончила среднюю школу, затем 3 курса механико — математического факультета Московского государственного университета. С октября 1941 года в Красной Армии.

С мая 1942 года в действующей армии. К сентябрю 1944 года штурман эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии cтарший лейтенант Е. Б. Пасько совершила 780 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и техники противника. 26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего произвела около 800 успешных боевых вылетов.

С 1945 года — в отставке. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями. Живёт в Москве.

***

Ведомый командиром эскадрильи и штурманом эскадрильи Евдокией Пасько, с трудом оторвался от земли: подвешенные под крыльями мешки с боеприпасами, медикаментами и продуктами увеличили полётный вес машины, изменили её аэродинамические характеристики.

Самолет взял курс на Керченский полуостров, в район небольшого рыбачьего посёлка Эльтиген, растянувшегося цепочкой вдоль песчаного берега.

Здесь в штормовую ночь на 1 ноября 1943 года высадился советский десант — подразделения 318-й стрелковой дивизии и морской пехоты. Высадку десантников с воздуха поддерживали вместе с другими авиаторами и лётчицы 46-го Гвардейского ночного лёгкобомбардировочного авиаполка.

Одной из первых в ту ночь бомбила врагов у Эльтигена штурман эскадрильи Евдокия Пасько. Условия полёта были сложные. Бомбить прожекторные установки и огневые средства врага пришлось с высоты 300 — 350 метров. Лётчицы видели, как первый эшелон моряков и пехотинцев, спрыгнув с транспортных судов в воду, под пулями и снарядами устремился к берегу. Вскоре воины ворвались в немецкие траншеи, отбросили неприятеля с прибрежной полосы и заняли посёлок.

Самолёт кидало из стороны в сторону. А к берегу продолжали подходить морские суда. Они то на миг куда — то проваливались, исчезали, то снова появлялись. Несколько мелких судов, на которых перед войной рыбаки ловили тюльку, захлестнуло накатами волны, перевернуло, и они затонули, так и не достигнув берега.

Об одном сожалела тогда штурман Пасько, что в полёт По-2 мог брать только 2 бомбы, а не больше. Но и они наносили немалый урон врагу. В каждом вылете Пасько неизменно точно сбрасывала их на цель.

Зацепившись за узкую береговую полосу, советские воины 36 дней и ночей героически сражались с превосходящими силами врага. И все эти дни и ночи им усиленно помогала с воздуха наша авиация.

Противник бросал на десантников самолёты и танки. Гремела вражеская артиллерия. Цепь за цепью шли в контратаки немецкие солдаты. До 20 контратак за день! Но защитники огненной земли выстояли. Все удары врагов, как волны о скалы, разбивались о нерушимую стойкость советских воинов.

У десантников кончались боеприпасы, продукты питания, медикаменты, нечем было перевязывать раненых. Им пришлось перенести и холод, и голод, и жажду. К несчастью, и погода стала нелётной: плотный туман окутал аэродромы. Поддерживающие десантников бомбардировщики и штурмовики оказались прикованными к своим аэродромам. Осталась одна надежда — «ночники» У-2.

— Хотя погода и нелётная, но пусть попытаются. Возможно, кто — нибудь долетит. Надо обязательно помочь десанту, — просило наземное командование.

Убеждать наших лётчиц в важности задания необходимости не было. Желающих лететь на выручку десантникам оказалось много. Разрешили же пойти в воздух наиболее опытным экипажам. С разными интервалами, один за другим к Эльтигену потянулись лёгкомоторные У-2, нагружённые мешками с сушёной рыбой, сухарями, патронами, медикаментами.

…Мерно рокотал мотор. От напряжённого обзора темноты у лётчиц резало глаза. С моря тянуло сыростью. Вот справа в небе возникло несколько лучей прожекторов, установленных врагами на крымском берегу. Пасько подсчитала их: 5, ещё 2. По прежним полётам лётчицам было известно, что немцы свели свои прожекторы в группы: мощные — по 2 — 3, более слабые — по 4 — 5. Группы располагались таким образом, что могли «передавать» друг другу пойманный лучами самолёт.

Миновав узкий участок Керченского пролива, лётчицы изменили курс. Теперь они летели почти вдоль берега. Туман немного поредел. Обошли стороной гору Митридат. Вскоре показался Эльтиген. Беспокойно заметались по небу лучи прожекторов. Словно раскаленные шпаги, они то скрещивались в одной точке, то расходились.

Рядом с самолётами разорвалось несколько зенитных снарядов. Яркие трассы «эрликонов» полосовали небо. Пасько видела, как несколько разноцветных шаров, словно бусы на новогодней елке, потянулись к их самолёту. Маша Смирнова стала энергично маневрировать то вправо, то влево. Машину несколько раз швырнуло из стороны в сторону. И тут же в кабину ворвался запах жжёного пороха. Трудно стало дышать. Жадные щупальца прожекторов продолжали метаться, разыскивая в небе советские самолёты.

— Подходим к цели, — предупредила Пасько командира экипажа.

Внизу — едва различимые россыпи домов посёлка, береговая линия. А дальше — море. Зенитный огонь заметно усилился. Засверкали разрывы снарядов не только в небе, но и на земле. Немцы неистово били по десантникам из пушек и миномётов. Видимо, стреляли и крупнокалиберные пулемёты с курсирующих вдоль берега катеров.

Справа в темноте зажглись 3 слабых огонька. Это был условный сигнал, подаваемый десантниками.

— Маша, справа огни, — предупредила Пасько командира.

— Вижу, — ответила Смирнова и тут же довернула самолёт.

Пасько приготовилась к сбросу груза. Но огни внезапно потухли.

Пришлось сделать второй заход. И когда огни снова зажглись, Смирнова с приглушённым мотором полого спланировала на них. Перевалившись через борт кабины, Пасько набрала в лёгкие побольше воздуха и что было мочи крикнула:

Когда до земли оставалось не более 50 метров, снова послышался голос штурмана:

— Бросаю!

Евдокия Пасько с силой дернула трос. Замки бомбодержателя открылись. Самолёт вздрогнул, освободившись от груза. Теперь разворот — и на полном газу домой. Противник открыл по низколетящему самолёту бешеную стрельбу. Удачно маневрируя, лётчицы миновали заградительный огонь зениток. Лишь несколько пробоин оказалось в верхнем и нижнем крыльях самолёта. Пасько обернулась: плацдарм остался позади.

Керченский пролив пересекли без препятствий. Ещё раньше Пасько и Смирнова увидели, как на нашем берегу заработал маяк — прожектор. Время от времени его яркий луч внезапно возникал в ночном небе, останавливался на несколько секунд, а затем медленно склонялся к горизонту и вновь устремлялся в зенит. После этого луч прожектора гас, чтобы потом возникнуть снова. Прожектор помогал ориентироваться возвращающимся с боевых заданий лётчицам.

Вот и слегка подсвеченный тусклыми фонарями аэродром. Приземлились. Короткий доклад о выполнении задания. Небольшой отдых. И снова в полёт.

В ту ночь Пасько и Смирнова ещё дважды появлялись над Эльтигеном. Только за несколько дней они сбросили десантникам 24 мешка с боеприпасами, оружием, медикаментами и продуктами.

…Великая Отечественная война застала Дусю Пасько на 3-м курсе механико — математического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в самый разгар экзаменационной сессии. Война заставила многих студентов закрыть конспекты и учебники. Дуся вместе с подругами поехала на уборку сена в совхоз «Дединово», раскинувший свои угодья в пойме Оки. С небывалым энтузиазмом трудились студенты на уборке скошенных трав. Сотни аккуратно заскирдованных стогов сена поднялись вдоль поймы.

Скупые и тревожные сводки Совинформбюро. Каждый день сообщались нерадостные вести с фронтов. Тревожно и беспокойно становилось на сердце. Враг вступил в Прибалтику, на Украину, смоленскую землю. Горько и обидно было слышать, что наши войска отходят, оставляют города и села.

В Сентябре 1941 года Дуся приступила к занятиям на четвёртом курсе факультета, одновременно посещала организованные при университете курсы медицинских сестёр. А по ночам вместе с подругами дежурила на крышах зданий, тушила зажигательные бомбы, сбрасываемые немецкими лётчиками при ночных полётах.

В Октябре ЦК ВЛКСМ обратился к комсомольцам с призывом о формировании воинских частей из добровольцев. В числе первых откликнулись на этот призыв 9 девушек — студенток механико — математического факультета МГУ, в их числе , Дуся Пасько.

Все они были зачислены во вновь формируемый женский авиационный полк. И уже в Мае 1942 года после упорной учёбы в лётной школе отправились на фронт. Будучи штурманом звена, Дуся Пасько принимала участие в разгроме немецких оккупантов на Северном Кавказе и Кубани, Таманском и Крымском полуостровах, в Белоруссии и Польше.

Памятным для Пасько был боевой вылет в конце 1943 года с лётчицей 3-й эскадрильи Ниной Поздняковой, которая об этом полёте позже вспоминала:

— Под новый, 1944 год я летела на выполнение боевого задания вместе со штурманом эскадрильи Дусей Пасько. Садясь в кабину, Дуся загадала: «Знаешь, Нина, если сегодня нас не собьют, проживём с тобой до 100 лет. Согласна?» — «Согласна, — ответила ей. — Только вот погода скверная». И в самом деле, северную часть неба затянуло облаками. На юге какая — то муть. Взлетели, набрали высоту. Прошли Керченский пролив. Поплыла береговая линия Крыма, его восточная оконечность. Южнее Керчи возвышается гора Митридат. Под ней склады, снабжающие вражескую группировку боеприпасами. Почти месяц полк охотится за ними. Сегодня все экипажи уже совершили по 2 вылета. Мы с Дусей идём в третий. Чем ближе к цели, тем хуже погода. Облачность чуть выше 300 метров. Над Митридатом тучи, словно для нас, поднялись высоко. Мы летим под ними. Однако с запада надвигается туман, и над целью нас встречают хлопья мокрого снега. Усилился обстрел. Вокруг самолёта зависли знакомые кроваво — красные шары разрывов зенитных снарядов. Опускающаяся облачность прижимает самолёт к земле. Плоскости покрываются льдом, и машина теряет устойчивость.

Наконец сбросили бомбы. До нас дошла взрывная волна, и мы почувствовали, что летим неведомо куда. Сквозь хлопья снега нельзя было разобрать, где земля, где небо. Лучи прожекторов, упираясь в низкие облака, отражались в чёрной, как смола, воде Керченского пролива. Чтобы не потерять положения, я уткнулась в приборы. От движений, которые делала при маневре, заныли руки, а от яркого света прожекторов, то и дело стегавших по глазам, перед приборной доской поплыли красные круги. Будто издалека слышу мягкий голос Дуси: «Убавь скорость. Кажется, вырвались».

В годы войны листовки - тоже оружие...

Но вырвались мы ненадолго. Не успела я развернуться на восток, как обстрел возобновился. Теперь стреляли со стороны Азовского моря. Но, к счастью, Дуся хорошо это видела и спокойно командовала: «Уходи от моря. Это с катеров бьют». Я снова стала бросать самолёт то вправо, то влево. «Нина, поздравляю!» — крикнула Дуся. «С чем?» — спросила я, думая о вражеском складе. Не он ли горит? Но Дуся поздравляла с Новым годом. «Да он ещё не наступил!» — «Наступит, Нина, наступит. Новый, прекрасный, мирный год! — голос Дуси дрожал. — Впереди Большая земля, видишь? Наша земля, где нет больше фашистов! Настанет же время, когда люди будут видеть их только в кино…»

Наконец экипаж на земле. Позднякова и Пасько доложили о повторных взрывах и пожаре. Возвратившиеся следом за ними лётчица Мария Смирнова и её штурман подтвердили, что после точного бомбометания экипажа Поздняковой и Пасько начался большой пожар. О том, что склад взорван, на следующий день пришло подтверждение и с наземной станции наведения.

В одном из Октябрьских номеров 1944 года газета «Правда» так писала о боевых делах Евдокии Пасько на фронте: «В боевой деятельности штурмана эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта Евдокии Пасько значится 780 боевых вылетов и около 100 тысяч килограммов бомб, сброшенных на укрепления противника. На её боевом счету — 157 сильных взрывов, 109 очагов пожара, 4 взорванных склада с горючим, 2 склада с боеприпасами и много уничтоженных немецких солдат и офицеров». Кроме того, она разбросала над передним краем противника и в его тылу около 2 миллионов листовок. В годы войны листовки — это тоже оружие.

Небольшого роста, смуглая, с чёрными дугами бровей на белом лице. Туго заплетённая русая коса короной обнимает её голову. На гимнастёрке ордена Красного Знамени, Отечественной войны и два — Красной Звезды. Так выглядела Евдокия Пасько.

— Мал золотник, да дорог! — с восхищением говорили о ней в полку.

Кончилась война, девушка — штурман вернулась в родной университет, снова взялась за учебники. А овладев второй специальностью, стала преподавать математику в Высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана. И с тех пор многие годы эта скромная женщина продолжала самоотверженно трудиться на преподавательском поприще, готовя специалистов для различных отраслей народного хозяйства.



30.12.1919 - 27.01.2017
Герой Советского Союза


П асько Евдокия Борисовна - штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родилась 30 декабря 1919 года в селе Липенка ныне Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в семье крестьянина. Украинка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1938 году окончила среднюю школу, затем 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета.

В октябре 1941 года с четвертого курса университета добровольцем ушла в Красную Армию. Окончила ускоренный штурманский курс в Энгельской авиационной школе.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Принимала участие в самых ожесточённых и кровопролитных боях на Кавказе, на «Голубой линии», при форсировании Керченского пролива, при штурме и освобождении Севастополя, в Белоруссии, в Польше, при прорыве обороны противника на реке Одер и в ходе Берлинской операции.

К сентябрю 1944 года гвардии старший лейтенант Пасько Е.Б. совершила 780 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов и живой силы и техники противника.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Пасько Евдокии Борисовне присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года.

С 1945 года старший лейтенант Пасько Е.Б. - в отставке. Завершила учёбу на механико-математическом факультете Московского государственного университета. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища.

Награждена орденом Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Дружбы народов, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Из воспоминаний Евдокии Пасько

Осень сорок первого года. Приближалась одна из величайших битв Великой Отечественной войны - битва за Москву. Именно в это время, 8 октября 1941 года, вышел призыв ЦК ВЛКСМ о добровольном уходе на фронт девушек-комсомолок.

Я тогда училась на 4-м курсе механико-математического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Поступить в МГУ в те годы было очень трудно (ведь конкурс был огромный и серьезный, тем более для меня, уроженки села Липенка в горной Киргизии), но мы, не задумываясь, оставили университет, отложили на «потом» всю нашу мирную жизнь.

С нашего факультета на призыв откликнулись девять студенток третьего и четвертого курсов. Впоследствии пятерым из нашей девятки - Руфине Гашевой, Тоне Зубковой, Жене Рудневой, Кате Рябовой и мне - было присвоено звание Героя Советского Союза. Женя Руднева и Надя Комогорцева погибли, а Леля Радчикова была дважды ранена.

Перед уходом на фронт Тоня Зубкова, Женя Руднева и я решили зайти в деканат механико-математического факультета. В тот момент там находился всего один человек - Иван Георгиевич Петровский, будущий академик и ректор МГУ. Он словно ждал нас, добровольцев, чтобы благословить на ратный путь.

13 октября мы с вещмешками за спиной прибыли в ЦК ВЛКСМ, а оттуда - на сборный пункт, который располагался в одном из зданий Академии имени Н. Е. Жуковского, Здесь мы увидели хорошо знакомую нам по портретам красивую, гладко причесанную женщину - Героя Советского Союза и сразу поняли, что нас направляют в авиацию. 17 октября 1941 года формируемая М. М. Расковой авиачасть, выехала в г.Энгельс для обучения летному делу в военно-авиацит онной школе. Все студентки механико-математического факультета были зачислены в штурманскую группу.

Тут же, в Энгельсе, были созданы три полка: истребительный полк, полк дневных пикирующих бомбардировщиков и наш 588-й полк легких ночных бомбардировщиков У-2 (учебный позже в честь своего конструктора Поликарпова переименованный в По-2. Командиром нашего полка была назначена Евдокия Давыдовна Бершанская, комиссаром - Евдокия Яковлевна Рачкевич, инженером полка - Софья Ивановна Озеркова.

Рассчитанную на три года программу военно-авиационной школы мы «пробежали» за восемь месяцев, и в мае 1942 года наш полк вылетел в Донбасс, на Южный фронт. Женский 588-й полк вошел в состав 218-й авиадивизии 4-й Воздушной армии. Имений здесь, в Донбассе, мы и совершили свои первые боевые вылеты.

28 июня 1942 года противник перешел в наступление на юго-западном направлении. Начался горький период нашего отступления. Полк мужественно переносил все тяготы и невзгоды, и, отступая, мы не прекращали боевой работы. Наш командир Евдокия Давыдовна Бершанская, воспитанница детского дома, еще до войны стала знаменитой летчицей. На фронте она показала себя замечательным командиром. Евдокия Давыдовна хорошо разбиралась в обстановке, и когда нарушалась связь с дивизией и армией, она сама решала вопросы безопасности, снабжения, эвакуации, разведки. Вот лишь один пример. Во время отступления батальон аэродромного обслуживания не всегда успевал подвозить для нас бомбы и горючее, и по решению командира полка мы caми выполняли эту работу: днем на своих самолетах везли горючее и бомбы на восток, а ночью летали на запад и сбрасывали эти бомбы на врага. Нелегкая это была работа для хрупких девчонок - подвешивать двадцатипятикилограммовые, а то и пятидесятикилограммовые бомбочки к своим самолетам.

Полк принимал участие в самых ожесточенных и кровопролитных боях на Кавказе, на «Голубой линии», при форсировании Керченского пролива, при штурме и освобождении Севастополя, в Белоруссии, в Польше, при прорыве обороны противника на реке Одер и в ходе завершающей Берлинской операции. За активное участие в освобождении Родины от фашистских захватчиков полк получил 8 благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

С Донбасса мы отступали до станицы Ассиновской. Враг рвался к кавказской нефти (из-за нее и сегодня неспокойно на Кавказе). Основные бои проходили на Тереке, в районе Орджоникидзе и Моздока. Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, и мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда летчицы от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать. За ночь экипажи совершали по 5-6 боевых вылетов, причем работать над целью приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, при сильном артобстреле.

За активную и успешную боевую работу по освобождению Северного Кавказа 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский женский ночной бомбардировочный авиаполк.

В январе 1943 года была прорвана оборона противника на Тереке. Началось наступление наших войск на запад. После боев на Северном Кавказе полк принимал участие в прорыве «Голубой-линии». Так назывался сильно укрепленный вражеский оборонительный рубеж от Новороссийска до Азовского моря шириной 20 километров. Своим солдатам немецкие офицеры внушали мысль о неприступности «Голубой линии». И она действительно была почти неприступна. Тяжелыми, кровопролитными и продолжительными были бои на этой «Голубой линии». Здесь наш женский полк потерял 15 человек лётного состава; а всего за время войны в полку погибло 33 человека.

Наша боевая работа состояла в том, что мы уничтожали артиллерийские точки противника, прожектора, склады с горючим и боеприпасами, переправы через реки; бомбили вражеские аэродромы. Работы хватало! И требовала она большой точности. Но сейчас мне хотелось бы вспомнить о наших полетах на помощь десантникам Эльтигена.

Это было после прорыва «Голубой линии» и освобождения Таманского полуострова. В ночь на 1 ноября 1943 года наш полк бомбил вражеские артточки и прожектора, расположенные на крымском берегу Керченского пролива. Тем самым мы выполняли свою задачу по обеспечению высадки наших войск в Крыму, которая началась в эту ночь. На рассвете наши экипажи докладывали о сильной перестрелке юго-западнее Керчи в поселке Эльтиген. Это означало, что там высадился наш морской десант. Десантники оказались в плотном кольце окружения. С юга, запада и севера была территория, занятая врагом, а с востока - Керченский пролив, любая точка которого обстреливалась немцами с берега Крыма. По ночам в проливе патрулировали немецкие катера, чтобы помешать нашим катерам подойти к Эльтигену. Немцы делали все, чтобы ликвидировать советский десант. Несколько ночей наш полк летал на уничтожение артточек вокруг Эльтигена. Мы видели, как от вражеских бомб и артобстрела Эльтиген вспыхивал сплошным огнем. Казалось, что и камни там должны расплавиться. Но каждый раз в ответ на огненную атаку наши десантники посылали в сторону врага хоть одну пулеметную очередь: «Мы живы, не сдаемся, мы боремся!» Лётчицы нашего полка первыми стали называть Эльтиген «Огненной землей».

Наступил момент, когда у десантников «Огненной земли» кончились боеприпасы и продукты питания. Оказать им помощь можно было только с воздуха. Эту помощь десантникам начали оказывать штурмовики и дневные бомбардировщики. Но тут как назло погода установилась нелетная, аэродромы штурмовиков и дневных бомбардировщиков закрыло плотным туманом. У командования армией оставалась одна надежда на нас - легких ночных бомбардировщиков По-2. Мы стали летать на «Огненную землю», подвешивая вместо бомб мешки с боеприпасами, продуктами питания, медикаментами. Едва взлетев, самолёт попадал в ночной туман. Хорошо, хоть над Керченским проливом тумана не было и штурман получал возможность ориентироваться визуально. Но над проливом была очень низкая облачность, по которой мы и летели. Самолёты были видны как на экране, и нас начинали обстреливать с немецких катеров, дежуривших в проливе. При подходе к ним мы попадали под сплошной огонь береговой артиллерий. На цель мы заходили со снижением, поскольку мешки надо было сбрасывать с минимально возможной высоты. И вот уже в первом полете мы обнаружили что над целью, благодаря рельефу местности, зенитный огонь буквально бушует, но - над нами. Это обстоятельство позволяло нам спокойнее, а значит, и точнее сбрасывать мешки на огонек - ориентир, которыйг зажигали для нас десантники. А когда огонька не было, девушки кричали: «Полундра, где ты?» После нам рассказывали» что десантники (они и не знали о существования нашего полка) были потрясены, когда слышали с небес девичий голос.

Полёты на Эльтиген были очень тяжелыми: нелетная погода, шквальный зенитный огонь и непозволительно малая высота дли ночи. Эти полеты были и самыми ответственными: от них зависела жизнь наших солдат. Наш экипаж - командир 3-й эскадрильи Смирнова и штурман 3-й эскадрильи Пасько - совершил на «Огненную землю» 12 полетов и сбросил 24 мешка с боеприпасами, продовольствием и медикаментами.

36 дней и ночей отражали атаки превосходящих сил противника десантники Эльтигена. Получив помощь авиации, десантники прорвали блокаду, вышли из окружения и с ожесточенными боями прошли по оккупированной территории на соединение с нашими войсками. В память о беспримерном подвиге и массовом героизме советских десантников поселок Эльтиген был переименован в Героевское.

Война - очень страшная вещь. Притом обоюдоострая - как меч, заточенный с двух сторон, и те, кому не терпится достать меч из ножен самой судьбы, должны хорошо помнить об этом.