Ест чувства поднимают нас земли. Есть чувства, которые поднимают нас над землёй

    А судьи кто? Именно такой вопрос я все время задаю, когда поудобнее устраиваюсь на своем диване и одновременно включаю свой телевизор по которому с минуту на минуту должна начаться трансляция спортивного матча, при этом лишь изредка вспоминая Чацкого - автора данной фразы, которым он начинает свой известный монолог из комедии Грибоедова Горе от ума

    И так очередной вопрос в игре выбирайка в одноклассниках.

    Фраза А судьи кто?, взята из произведения под названием Г О Р Е О Т У М А.

    Произведение написал известный всем школьникам А. С. Г Р И Б О Е Д О В.

    Да, слова А судьи кто? написал великий русский поэт Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) в поэме Горе от ума .

    Эти слова с возмущением были произнесены одним из главных героев комедии А.С. Грибоедова Александром Андреевичем Чацким в Явлении 5 (см. текст) . Вот отрывок из поэмы.

    Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) также является известным русским поэтом, писателем, но слова эти не его.

    Фраза из комедии в стихах Горе от ума (которая входит в школьную программу) принадлежит персонажу, заставлявшему всех, кто рядом с ним находился, чувствовать себя неуютно, из-за его острого языка и пренебрежению к условностям.

    Александр Грибоедов. Вот по настоящему талантливый и даже гениальный человек. И политик, и писатель, и даже музыкант и композитор. Эту фразу произнес Чацкий в произведении Горе от ума. Мы даже его монолог в школе наизусть учили.

    Из комедии Горе от ума Грибоедов Александр Сергеевич

    Да поистине трагическая судьба у этого неординарного человека: дипломата и писателя-поэта в одном лице. Как будто предсказал свою судьбу, начертав эти строчки. Если вы оказались перед выбором между Грибоедовым и Некрасовым, значит вы находитесь на 507 страничке игры Выбирайка, а правильный ответ, как наверное многие уже догадались, Грибоедов

    Это Грибоедов. Его бессмертное, как нам внушали в далекой комсомольской молодости, произведение Горе от ума.

    Монолог главного героя, которому все не угодили, поэтому почему бы не похамить тем, кто не в восторге от его европейского новомыслия: А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда не примирима. Суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покорения Крыма.

    Эта знаменитая фраза принадлежит классику русской литературы, человеку сумевшему всего одним произведением остаться в вечной памяти потомков Александру Грибоедову , вложившему эти слова в уста главного героя Горе от ума Чацкому.

    Эти слова в Горе от ума произносит главный герой Александр Андреевич Чацкий. Его монолог известен наверно каждому школьнику, потому как до сих пор по школьной программе его учат.

    А судьи кто? - За древностию лет...

    Думаю, что на этот вопрос с легкостью даст ответ любой школьник. Ведь если вспомнить, сколько мы писали в школьные годы сочинений на тему и произведения Горе от ума и на вольную в изложении тему А судьи кто?, то сразу станет понятным, что речь в данном вопросе идет об авторе горе от ума Грибоедове. Вопросы же поднятые в этом произведении наверное будут вечными, но многие из них так и останутся без ответа. А на вопрос кому принадлежат эти строки, единственно верным вариантом будет ответ Грибоедов .

    Именно этими словами начинается знаменитый монолог известного литературного героя А.А. Чацкого. Он был главным героем произведения Горе от ума, которое в свою очередь принадлежит перу талантливейшего писателя и дипломата А.С. Грибоедова. Таким образом, прдкчается, что именно ему эти слова по сути и принадлежат.

краткое содержание других презентаций

«Кратко о жизни и творчестве Лермонтова» - Огромный литературный мир. Богатый барчук. Бабушка постоянно возила внука в Пятигорск. Утес. Кавказ. Бунтарские стихи. Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова. Воспитанием занялась бабушка. Тарханы. Парус.

«Жизненный и творческий путь Лермонтова» - Памятник на месте дуэли. Воспоминание о Кавказе. В Лермонтове было два человека. Официальное известие об его смерти. Обложка самого массового в мире издания Лермонтова. Мцыри. Стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю". Сцена из кавказской жизни. Полотно "Перестрелка в горах Дагестана". В школе гвардейских подпрапорщиков. Похороны Лермонтова. Струи Арагвы и Куры. Время обучения. Корнет в лейб-гвардии Гусарского полка.

«Адресаты любовной лирики Лермонтова» - Наталья Федоровна Иванова. Романс. Чувство оскорбленной гордости. Екатерина Сушкова. Дама с дочерью. Непонимание и холодность. Любовная лирика Лермонтова. Прими мой дар, моя мадонна. Нищий. Мы случайно сведены судьбою. Последнее стихотворение. Варвара Александровна Лопухина. Вечно любить невозможно. Надо мной смеялись и дразнили. Чувства, которые поднимают нас от земли. Варвара Лопухина. Софья Ивановна Сабурова.

«Лермонтов о Наполеоне» - Наполеон Бонапарт. Воздушный корабль. Наполеон. Св. Елена. Эпитафия Наполеона. Последнее новоселье. Дума. Эволюция образа Наполеона. Особенности создания образа Наполеона. Наполеоновский цикл.

«Жизнь и творчество М.Лермонтова» - Байроническая поэма. Юношеское увлечение. Московский пансион. В. А. Лопухина. Двухмесячный отпуск. Художественное дарование Лермонтова. Балу у графини Лаваль. Лермонтов создает. Формирование личности поэта. Княгиня Лиговская. Брак. Московский университет. Приказ о переводе Лермонтова. Столичное домашнее образование. Боярин Орша. Лермонтов возвращается на Кавказ. Семья переезжает в Москву. Лермонтов был арестован.

«Произведения М.Ю.Лермонтова» - Ставится проблема памяти. Гусляры. Сравнение. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Выхожу один я на дорогу. Основные темы, мотивы, образы. Чего больше всего боялась жена удалого купца Калашникова Алена Дмитриевна. Изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Вы меня слушаете, молодой человек?
Меня будто вырвали из долгого сна. Я резко сделал глубокий вдох и посмотрел по сторонам. Постепенно ко мне возвратилось сознание, и я понял, где нахожусь. Казалось, меня придавили чем-то тяжёлым, и я не мог пошевельнутся.
-Вы на допросе, господин, - отозвался тот же человек.
-Да, да, я знаю. Прошу прощения, я не спал уже несколько суток, - ответил я.
-Мне очень жаль, но мы вынуждены продолжить, - ответил странный человек, черты лица которого я не мог различить. - Итак, вы признаете себя виновным?
-В чем же?
-В преступлении Родиона Романовича?
-Ах, вы про Раскольникова? Нет, я не признаю.
-Отчего же. Как мы все знаем, он совершил двойное убийство, его невозможно оправдать.
-Нет, я как раз не его убийство оправдываю. Я пытаюсь вам свою невиновность доказать. Вы не можете себе представить, сколько я мучился все это время. Депрессия поглотила меня целиком на несколько месяцев. Ах, да, Раскольников. Бедный малый...он все-таки решился. Когда он замышлял убийство старухи, меня терзали сомнения: стоит ли жертвовать здравым рассудком, жизнью и непорочной совестью ради какого-то жалкого доказательства. Ха-ха, он после совершенного дурачил всех и, в особенности, себя: ведь никакое ни благо общественнее сподвигло его на это деяние, а только лишь это чувство, которое живет в каждом человеке: страсть к доказательству своей правоты, своего величия, исключительности. Каким бы ни был человек, с дурными или иными намерениями, ему требуется признание, во-первых, от самого себя.
-Подождите. Но как вы думаете, чего именно хотел Раскольников?
-Что хотел Раскольников? Я так почувствовал, что он жизни хотел. Да! Ни славы от народа, для которого он якобы решился на преступление, ни денег старухи-процентщицы, он буйства хотел. Ему нужно было сказать: я могу это сделать, и не потому что я Наполеон, Солон или Магомет, а просто человек. Но тут встает другой вопрос: человек, как ничтожная частичка Вселенной или как настоящая единица, не подчиняющаяся общественному порядку? Вот он и сказал, точнее попытался. Только рот его раскрылся в попытке выдавить звук, так он сразу же упал в огромную беспросветную пропасть.
-И каковы были ваши действия?
-Он дал мне всю власть над ним, и я уже ничего поделать не мог: пользовался слабостью его разума. Убивая впервые, он трепетал всем телом. Внутри же его била лихорадка, и в тот самый момент, когда Родя находился на грани сумасшествия, он чувствовал себя тем, кто способен вершить человеческие судьбы и властвовать. И что же? Повластвовал маленько, а тут и платить за все пришла пора. Сначала ему тяжело было: не мог он никак справится с этой ношей, откладывал признание до последней минуты. Но в конце понял все-таки, что он человек, не частичка и не единица, а просто человек, каков он есть: может где-то слепой к другим, где-то слишком самоуверенный и смелый, но просто человек.
-И после всего вы его не оставили?
-Конечно, нет. И не зря. Через время он открыл в себе нечто особенное. Долго мы с ним к этому "нечто" шли, потому как не хотел он меня слушать. Помню, как я обрадовался, когда он на каторге упал к ногам Сони и понял, что все это время великое счастье перед ним близко-близко находилось. Если бы Раскольников не стыдился этой бедной девушки, путь который был порочен, однако затмил своим величием путь Родиона. Ох, если бы он признал в себе человека и жил по-человечески с самого начала, то может и легче ему было бы прийти к осознанию того, что любовь - такое простое на первый взгляд, но удивительно сильное чувство, заставляющее жить и возрождаться.
-Как занимательно, - пробубнил человек. - Какой комментарий можете дать по поводу его будущего?
-Я очень рад за Родиона Романовича. Не думаю, что он полностью раскаялся, но он делает шаги к нравственному очищению, - уверено ответил я.
-Мне понятен ваш ответ. Но ваша совесть не так чиста, как может показаться. Попробуем зайти с другой стороны. Как вы, например, оцениваете свою деятельность в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова после смерти Александра Сергеевича Пушкина?
-Могу сказать, что Лермонтов - великий поэт и такой же невольник чести, как и сам Пушкин. Михаил Юрьевич чувствовал через меня, что именно роднило его с Александром Сергеевичем. Он прекрасно понимал значение Пушкина не только для России, но и для всего мира. После страшной новости гордыня закипела в Лермонтове, и он не смог оставить такое горестное событие, как смерть его обожаемого поэта, в стороне. Вы бы знали, что с ним происходило, когда он создавал стихотворение "На смерть поэта". Он писал, зачеркивал запятые и снова писал, совершенно забыв про осторожность. Лермонтов творил в тот момент не для славы и всеобщего обожания, а ради правосудия, которое уже ничем не могло помочь убитому. Это было сродни отчаянному крику. По моим сосудам разлилось самое откровенное буйство поэта и его неспособность промолчать. Но я не могу быть ответственен за его дурные поступки. Например, только Лермонтов вправе отвечать за то, что легкомысленно язвил Мартынову и последовал по тому же пути, что и Пушкин. Однако представьте, сколько вдохновения было в этом человеке, сколько замечательных произведений он создал, и все благодаря мне. Разве можно запретить рождаться и жить таким людям?
-Сложный вопрос. - ответил человек и незамедлительно продолжил. - То есть, вы смеете полагать, что все убийства и злодеяния ничего не значат, и их вот так легко можно оправдать человеческой натурой?
-Я вам говорил, что не оправдываю преступлений. Человеческая натура несовершенна, она мечется в поисках истины, с трудом приближаясь к идеалу простоты. Но в том и смысл, разве нет?
Человек помолчал немного, вздохнул, сказал, что допрос окончен, и оставил меня одного. Через некоторое время состоялся суд, на котором я не присутствовал. На нем вынесли следующее: "По решению суда Человеческий Дух оправдан". И в самом конце было прибавлено: "За способность создавать в человеке чувства, поднимающие сие существо буквально над землёй"

Р азговаривая с Римой Батршиной, одним из опытных педагогов гимназии, да и района тоже, понимаешь: работа учителя физкультуры многогранна, прекрасна и непостижима, как логика полета.

­ Помните у классика, «есть чувства, которые поднимают нас от земли». Смею добавить: если эти чувства рождены под влиянием учителя, который помогает своим воспитанникам обрести высокий смысл жизни, учит быть свободными людьми, вовлекает в мир движения и здоровья, ­ говорит Рима Идрисовна.

Без малого 29 лет трудится она в гимназии. До этого после окончания Свердловского педучилища им. М. Горького успела три года поработать в Красноуфимском районе. Нетрудно посчитать, сколько поколений детей за это время получили азы этого важного предмета.

­ Она замечательный учитель и человек, всю себя отдает детям, ­ такие слова в ее адрес приходится слышать очень часто, причем как от руководства школы, так и от коллег.

По словам же самой Римы Батршиной, такое отношение к работе и к людям – от любви к своей профессии.

На мой вопрос, что дают ее уроки детям, отвечает так:

­ Учитель физкультуры – учитель здоровья. Благодаря моим урокам школьники развивают физические способности. Регулярные занятия на уроках воспитывают определенные качества: силу воли, стремление достигать поставленных целей. И еще: на уроках учим детей простейшим приемам самоконтроля во время и после занятий. Ребенок с малых лет должен научиться слышать и понимать свой организм, свои способности.

Малышей и подростков только простыми речами о здоровом образе жизни и призывами заниматься физкультурой не убедишь. Поэтому, по ее словам, проводится много игр и соревнований, спортивных эстафет, «Веселых стартов», где царит дух соперничества, сопереживания, взаимовыручки, дружбы. И уже во взрослой жизни приятные воспоминания, эмоции, пережитые в детстве, будут тянуть в спортзал поиграть в волейбол, потягать гири и т.д. Так считает опытный педагог.

­ Я работаю и с малышами, и со старшеклассниками. У каждого возраста свои особенности. Первоклассники вначале, как горох, рассыпаются в разные стороны, ­ смеется она. – Приходится собирать. В прошлом году в гимназии в первых классах были введены часы здоровья. Они проводятся, в основном, в игровой форме, без сдачи нормативов. Дети не просто занимаются физической культурой, с ними проводятся беседы о закаливании, скажем, о пользе того или другого упражнения и т.п.Такая форма детям очень нравится.

Физкультура – желанный предмет и для школьников постарше. Особенно они любят уроки, проводимые в бассейне. Тут гимназистам повезло – до бассейна рукой подать. Поэтому они здесь больше всех проводят занятия. Нравится детям и гимнастика. Видимо, тут сказываются склонности самого педагога, это ее специализация, так сказать, ее «конек», по спортивной гимнастике она имеет первый взрослый разряд. А еще воспитанники Р. Батршиной – постоянные победители и призеры районных олимпиад по физической культуре. Немало побед в спортивных соревнованиях районного и республиканского масштаба по различным видам спорта.

Нередко выпускники гимназии, иногда и их родители приходят к Риме Идрисовне со словами благодарности за хорошую физическую подготовку, «хвалятся», что им легко даются все вузовские и прочие программы. Р. Батршина советует им не довольствоваться достигнутым, а расти дальше. И не только в отношении физической подготовки. Она сама всегда стремилась и стремится к новому, ставит большие цели. Хотелось получить высшее образование – в 2003 году окончила Бирский пединститут, с 2004 года она учитель высшей категории, в последние годы заведует кафедрой эстетико­оздоровительного цикла, объединяющей учителей музыки, трудового обучения, изобразительного искусства и физической культуры.

Рима Идрисовна считает, что «творческие возможности учителя неисчерпаемы, каждый день делаешь открытия, малые, большие – неважно. Открытия эти еще раз подтверждают, что нет лучше и важнее учительского труда».