Технологическая карта урока по географии. Задания районной олимпиады по географии

Нижегородский государственный университет

ЗАДАНИЯ РАЙОННОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 10, 11 КЛАССОВ

УЧ./ГОД.

Составитель: доцент кафедры Экономики

народного хозяйства Экономического

факультета ННГУ, к. г.н. ,

доцент, к. э.н.

ТЕСТОВЫЙ РАУНД

Тест №1

Какoе из утверждений о размерах Земли является верным?

А. Расстояние от центра Земли до экватора меньше, чем до любого из полюсов.;

Б. Средний радиус Земли равен 6371 км;

В. Длина любого меридиана больше длины экватора;
Г. Длина экватора составляет примерно 30000 км.

Ответ:

Тест №2

На территории каких современных гор произошло складчатое горообразование в палеозойскую эру?

Б. Уральских;

В. Кавказских;

Ответ: _____________________________________________________

Тест №3

Какой цифрой на диаграмме обозначена река Нил с притоком Кагерой?

Ответ: _____________________________________________________

Тест №4

Баобабы и бутылочное дерево являются представителями флоры:

А. тропических пустынь;

Б. саванн и редколесий;

Ответ: _____________________________________________________

Тест №8

Kaкая общая черта объединяет города Лос-Анджелес, Лондон, Шанхай и Сеул?

А. Это крупные порты;

Б Это столицы.;

В. Они расположены в бассейне Тихого океана;

Г. Это крупные города-миллионеры.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №9

Международная организация ОПЕК представляет собой:

А. ассоциацию государств Юго-Восточной Азии;

Б. организацию стран – экспортёров нефти;

В. Лигу арабских государств;

Г. Североамериканскую ассоциацию свободной торговли.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №10

По тоннажу морского флота в мире лидируют страны

А. Панама и Либерия;

Б. Великобритания и Испания;

В. США и Япония;

Г. Россия и Канада.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №11

Россия занимает первое место в мире по:

А. запасам природного газа;

Б. запасам нефти;

Г. добыче нефти.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №12

Характерной особенностью населения государств Северной Африки является:

А. высокая плотность;

Б. неравномерность размещения;

В. преобладание местных традиционных верований;

Г. преобладание женского населения.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №13

В каких странах доля городского населения составляет менее 50% ?

А. Индии и Монголии;

Б. Бельгии и Польше;

В. Японии и Швейцарии;

Г. ФРГ и Италии.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №14

Существование пролива между Азией и Америкой доказал:

Ответ: _____________________________________________________

Тест №15

Портами Северного морского пути являются:

А. Архангельск, Владивосток и Санкт-Петербург;

Б. Астрахань, Калининград и Магадан;

В. Диксон, Мурманск и Хатанга;

Г. Находка, Новороссийск и Тикси.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №16

Что характерно для плана местности? Выберите два верных ответа и запишите соответствующие им буквы.

А) Наличие искажений, связанных с шарообразностью земли;
Б) Изображение небольших участков земной поверхности;
В) Наличие меридианов и параллелей;
Г) Изображение точных размеров географических объектов;
Д) Мелкий масштаб.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №17

Установите соответствие между регионами мира и характерными чертами населения.

РЕГИОНЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Латинская Америка

Большинство верующего населения исповедует ислам

Зарубежная Европа

Испанский язык - государственный в большинстве стран региона

Юго-Восточная Азия

Высокая средняя продолжительность жизни

Юго-Западная Азия

Большинство верующего населения исповедует буддизм

Английский язык - государственный в большинстве стран региона

Ответ: _____________________________________________________

Тест №18

В каком из вариантов указанные отрасли и производства ориентируются на сходные факторы размещения:

А. производство химических волокон и целлюлозы;

Б. производство соды и полимеров;

В. производство мебели и фанеры;

Г. сахарная и кондитерская промышленность.

Ответ: _____________________________________________________

Тест №19

Укажите среди перечисленных регион России с максимальной долей городского населения:

Ответ: _____________________________________________________

Тест №20

В каком варианте страны имеют общую сухопутную границу:

А.. Украина-Болгария;

Б. Кипр – Турция;

В. Индонезия – Филиппины;

Г. ЮАР – Свазиленд;

Д. Чили – Эквадор.

Ответ: _____________________________________________________

За каждый правильно указанный вариант ответа – 1 балл

Максимальное количество баллов – 25.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.

По данным о поголовье различных видов домашних животных определите, каким из перечисленных ниже стран соответствуют строки таблицы. Кратко объясните свое решение. Если животноводство играет важную роль в современной специализации страны в международном разделении труда, перечислите основные товары, которые дает эта отрасль или отрасли, перерабатывающие животноводческую продукцию.

1. Австралия;
2. Бангладеш;
3. Германия;
4. Монголия;
5. Мьянма;
6. Перу;
7. Эфиопия.

ПОГОЛОВЬЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, 2002 Г., ТЫС. ГОЛОВ

Страна

Крупный
рогатый
скот

Свиньи

Овцы

Козы

Лошади

Ослы

Мулы

Ламы

Верблюды

Буйволы


АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ?

В каком из них эрозия развита наиболее сильно и почему?

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3.

По названию следующих городов России попытайтесь расположить их от самого северного до самого южного, исходя из принципа широтной географической зональности суши:

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4.

Два города-миллионера, крупнейшие в своих странах, но не являющиеся столицами, выходят к побережью одного и того же моря и имеют схожую специализацию промышленности. До середины ХХ в. они находились в составе территории под единым управлением.

Назовите эти города.

Что препятствует хозяйственным связям между ними?

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 5.

Сгруппируйте нижеперечисленные районы Нижегородской области по следующим критериям:

1. Расположите районы с севра на юг.

2. Расположите рйоны в порядке убывания площади.

Районы Нижегородской области;

1. Чкаловский;

2. Кстовский;

3. Шахунский;

4. Починковский;

5. Семеновский;

6. Вадский;

7. Варнавинский.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 6.

Существует легенда, что бог создав Землю, весь материал оказавшийся лишним свалил его в самом дальнем углу планеты. Так образовалась удивительная страна «сумасшедшей географии». Эта страна вытянулась вдоль океана у подножия высоких гор на четыре тысячи километров. Частые и сильные землетрясения меняют очертания ее берегов и облик ее ландшафтов. Здесь можно увидеть фьорды и лабиринты проливов среди островов, как в Норвегии, ледники, как в Швейцарии, тропические пустыни, где годами не выпадает ни капли дождя, и густые леса умеренного пояса.

Что это за страна?

Как называются в ней горы и пустыня?

С чем связаны частые и достаточно сильные землетрясения?

Транскрипт

1 Ответы и критерии оценивания Часть I 1. Выберите правильное утверждение о размерах Земли. а) Диаметр Земли больше, чем у Марса и Венеры. б) Диаметр Земли меньше, чем у Марса и Венеры. в) Диаметр Земли больше, чем у Марса, но меньше чем у Венеры. г) Диаметр Земли меньше, чем у Марса, но больше чем у Венеры. 2. Какое из географических событий ХХ века произошло позже остальных? а) Покорение Южного полюса б) Покорение Северного полюса в) Покорение Эвереста г) Спуск на дно Марианской впадины 3. Какое направление соответствует азимуту в 135? а) Северо-восток б) Юго-восток в) Юго-запад г) Северо-запад 4. Какая из внутренних оболочек Земли с латинского языка переводится как «покрывало»? а) Земная кора б) Астеносфера в) Мантия г) Ядро 5. Какая из горных пород своим «происхождением» обязана живым организмам? а) Гипс б) Каменный уголь в) Каменная соль г) Базальт 6. Какая форма рельефа наиболее подвержена современному вулканизму и землетрясениям? а) Восточно-Африканское плоскогорье б) Скандинавские горы в) Бразильское плоскогорье г) Уральские горы 7. Какой из вулканов располагается южнее других? а) Гекла б) Везувий в) Орисаба г) Эребус 8. Выберите утверждение, которое относится к океану, омывающему берега двух материков. 1

2 а) Его пересекают все меридианы Земли. б) Он пересекается экватором в северной части. в) Самый солёный океан. г) Самый большой по площади океан. 9. Выберите правильное утверждение. а) Солёность тропических вод ниже, чем солёность экваториальных. б) Температура воды в умеренных широтах (40 60⁰) северной Атлантики значительно выше, чем на тех же широтах в южном полушарии. в) Все холодные течения имеют температуру около 0⁰С. г) Приливы и отливы происходят из-за извержения вулканов на дне океана. 10. Выберите вариант, где указаны острова, расположенные в пределах «огненного кольца». а) Северная Земля, Новая Земля, Гренландия, Исландия, Баффинова Земля б) Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Тасмания, Кергелен в) Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея г) Азорские, Канарские, Бермудские, Большие Антильские, Ньюфаундленд 11. Какой из уникальных объектов гидросферы (мировых рекордсменов) расположен на Западно-Сибирской равнине? а) самое большое болото б) самое глубокое озеро в) самая полноводная река г) самый длинный ледник 12. Выберите правильное утверждение. а) Солёные озёра всегда являются сточными. б) Максимальная площадь покровных ледников наблюдается в Гималаях. в) Артезианские скважины «питаются» межпластовыми водами. г) Пойма это часть русла реки, залитая водой большую часть года. 13. Выберите вариант, где указаны реки, относящиеся к бассейну одного океана. а) Амазонка, Миссисипи, Нил, Ганг б) Нил, Конго, Лимпопо, Дунай в) Волга, Енисей, Обь, Лена г) Амур, Хуанхэ, Янцзы, Колорадо 2

3 14. Какой из газов ответственен на образование «парникового эффекта»? а) Кислород б) азот в) углекислый газ г) озон 15. Выберите правильное утверждение: а) Наименьшая температура воздуха в течение суток наблюдается в полночь. б) Муссон это ветер, меняющий своё направление два раза в сутки. в) Абсолютная влажность воздуха измеряется в процентах (%). г) В Москве нормальное атмосферное давление ниже, чем в Санкт- Петербурге. 16. Что из ниже перечисленного не является элементом погоды? а) облачность б) среднегодовая температура в) атмосферное давление г) направление и скорость ветра 17. Выберите верное сочетание: климатический рекорд его местоположение. а) Самое сухое место на Земле пустыня Атакама. б) Самая низкая температура на Земле Верхоянск и Оймякон. в) Самое жаркое место на Земле в центре Сахары. г) Самое большое количество атмосферных осадков на земле склоны Анд. 18. Выберите неверное утверждение. а) Плодородие главное свойство почв. б) Чернозёмы самые плодородные почвы. в) Перегной и гумус это минеральные (неорганические) компоненты почвы. г) Почва среда обитания для живых организмов. 19. Выберите антропогенный природный комплекс. а) пшеничное поле б) ковыльная степь в) сосновый бор г) кустарничковая тундра 20. Выберите правильное утверждение о Москве. а) Москва расположена в бассейне внутреннего стока. б) Москва расположена на Среднерусской возвышенности. в) Москва самая северная столица в мире. г) Москва столица самой большой по численности населения страны мира. Ответы: а г б в б а г а б в а в г в г б а в а а За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально 20 баллов. 3

4 Часть II Задание 1. Внимательно изучите картосхему, прочитайте пояснительный текст и ответьте на вопросы. Ответы запишите в бланк. На картосхеме изображена частота повторяемости красивого, но порой опасного, атмосферного явления в разных районах нашей планеты. Годовое количество данного явления на Земле примерно 16 млн. Повторяемость этого атмосферного явления над сушей значительно выше, чем над водной поверхностью. Мировые рекорды повторяемости и силы данного атмосферного явления (по разным оценкам) отмечаются у озера Маракайбо (в устье реки Кататумбо), вблизи города Кампала, а также на о. Ява (в районе города Богор). Вопросы 1. Какое атмосферное явление изображает картосхема, какими явлениями в атмосфере оно характеризуется? 2. Какие природные явления, не являющиеся его главными составляющими, как правило, сопровождают данное атмосферное явление? Приведите примеры четырёх природных явлений. 4

5 3. В каких климатических поясах чаще всего можно наблюдать рассматриваемое атмосферное явление, а в каких районах Земли их практически не бывает? С чем это связано? 4. В каком типе облаков чаще всего возникает рассматриваемое атмосферное явление? В какие времена года это явление наиболее часто бывает в наших краях? 5. В каких странах находятся озеро Маракайбо, город Кампала, остров Ява? 6. Поскольку рассматриваемое атмосферное явления бывает опасным, какие меры безопасности должен предпринять человек, если он находится на улице? Предложите 4 правила по соблюдению мер безопасности во время данного атмосферного явления. Номер вопроса 1 (4 балла) 2 (4 балла) 3 (5 баллов) Элементы ответа Атмосферное явление, изображённое на картосхеме Явления, составляющие рассматриваемое атмосферное явление Природные явления, сопровождающие, рассматриваемое атмосферное явление Климатические пояса Районы Земли, где данное явление обычно не наблюдается С чем это связано? Гроза 2 балла Молния 1 балл Гром 1 балл Ответ По 1 баллу за любой верный ответ, но не более четырёх баллов. Возможные ответы: Ливень, град, снег/снежная или ледяная крупа, шквалистый ветер/ураган, смерч/ торнадо Экваториальный 1 балл Субэкваториальный 1 балл Арктика 0,5 баллов Антарктика/Антарктида 0,5 баллов ИЛИ если указано «полярные области», засчитывать ответ в 1 балл 2 балла за верный ответ. Восходящие потоки воздуха в экваториальных и субэкваториальных широтах ИЛИ указана связь с поясом низкого давления в экваториальных широтах. Возможны и другие формулировки, не противоречащие логике ответа 5

6 4 (2 балла) 5 (3 балла) 6 (2 балла) Тип облаков Времена года В какой стране находится озеро Маракайбо? В какой стране находится город Кампала? В какой стране находится остров Ява? Меры безопасности во время рассматриваемого атмосферного явления Кучево-дождевые 1 балл; если в ответе «кучевые» или «дождевые» оценивать в 0,5 баллов весна 0,5 баллов; лето 0,5 баллов Венесуэла 1 балл Уганда 1 балл Индонезия 1 балл По 0,5 балла за любое верное утверждение, но не более 2 баллов в сумме. Возможные варианты ответа (допускаются иные формулировки ИЛИ иные верные ответы): избегайте открытых пространств, на которых вы будете самым высоким объектом; прячьтесь внутри здания, под мостом или автомобилем; не укрывайтесь под одиноко стоящими деревьями; в горах или на холмистой местности старайтесь опуститься в долину; если поблизости нет крова, старайтесь найти самые низкие места, но избегайте влажных или заболоченных участков земной поверхности; не ложитесь на землю, а сядьте и обхватите руками голени и прижав голову к коленям; если волосы начинают самопроизвольно подниматься вверх, немедленно опускайтесь на землю (ложитесь или садитесь на землю); находясь в море или на озере, старайтесь попасть в укрытие как можно быстрее; на лодке можно обвязать вокруг вант конец якорной цепи (или троса) и бросить его в воду; избегайте прикосновения к этому самодельному молниеотводу; 6

7 Максимальный балл 20. обязательно выключите электронную технику, которая есть у вас (мобильный телефон, планшетный компьютер и т. д.) Задание 2. Российские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Определите пропуски в тексте о российских исследователях и их вкладе в историю географических открытий мира. Ещё в Средние века новгородцы совершали плавания по Ледовитому океану на остров Грумант, который сегодня называется (1) и принадлежит государству (2). Одним из первых географических описаний, составленным русским купцом (3), является книга «Хождение за три моря», в которой автор повествует о своём путешествие в (4) в гг. В XVII в. русские мореплаватели Ф. Попов и (5) открыли пролив между Азией и Америкой, который сегодня называется (6) пролив, а крайняя восточная точка Евразии, с географическими координатами (7), носит имя одного из этих исследователей. В честь русского путешественника названа также и крайняя северная точка Евразии (8) на полуострове (9). Офицер русского флота Витус Беринг и его помощник (10) руководили Великой Северной экспедицией, в ходе которой, помимо современных российских территорий и акваторий в (11) океане, был исследован архипелаг (12) острова, которые на сегодняшний день принадлежат государству (13). XIX в. эпоха российских кругосветных путешествий. Первое российское кругосветное плавание на шлюпках «Надежда» и (14) возглавили (15) и Ю.Ф. Лисянский. Именем (15) назван (16) в (6) проливе, который сегодня принадлежит государству (13). Безусловно, великим достижением российских путешественников стало открытие последнего материка (17) в 1820 г. во время экспедиции под руководством (18) и (19). Их именами названы (20) у берегов (17), а в честь (18) назван (16) в составе Южных Сандвичевых островов. 7

8 пропуска Ответ пропуска 1 Шпицберген 11 Тихий 2 Норвегия 12 Алеутские 3 Афанасий Никитин 13 США 4 Индия 14 «Нева» 5 Семён Дежнёв (С.И. Дежнёв) 6 Берингов 16 остров 15 Ответ И.Ф. Крузенштерн 7 66 с.ш. 169 з.д. +/ 1 17 Антарктида 8 мыс Челюскин 18 Ф.Ф. Беллинсгаузен 9 Таймыр 19 М.П. Лазарев 10 А.И. Чириков 20 моря За каждый правильный ответ 1 баллу, максимальный балл 20. Задание 3. Внимательно прочитайте текст и определите, о какой форме рельефа идёт речь. Назовите её и ответьте на дополнительные вопросы. Эта форма рельефа находится на древнейшем участке земной коры в восточной части одного из материков. Она занимает 325 тыс. км² и протянулась на 1000 км вдоль побережья морей самого тёплого океана Земли. Плодородные почвы и благоприятный климат этой территории (смена движения воздушных масс и режима выпадения атмосферных осадков по сезонам года) способствуют высокой концентрации населения и активной сельскохозяйственной деятельности. Несмотря на частые катастрофические наводнения, здесь проживает около одного миллиарда человек. По северной и южной частям этой формы рельефа с запада на восток протекают две крупнейшие реки материка. Они соединены одним из древнейших гидротехнических сооружений планеты, который в 2014 году был включён в реестр объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Назовите: 1. Форму рельефа и её собственное название. 2. Название участка земной коры. 8

9 3. Два моря, вдоль побережья которых она расположена. 4. Название типов климата или климатических областей. 5. Когда здесь наступает сухой и влажный сезоны. 6. Какая температура воздуха наблюдается на этой территории зимой и летом. 7. Сколько атмосферных осадков выпадает на этой территории. 8. Какой народ проживает на этой территории. 9. Какая плотность населения на этой территории. 10. Четыре основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивают на этой территории. 11. Названия рек, протекающих по этой территории. 12. Название гидротехнического сооружения. вопроса Ответ 1 Великая китайская равнина (1 балл) 2 Китайско-корейская платформа (1 балл) 3 Жёлтое и Восточно-Китайское море (1 балл +1 балл) 4 Умеренный муссонный и Субтропический муссонный (1 балл +1 балл) 5 Сухой зимой (1 балл), влажный летом (1 балл) 6 Зимой 8+8 С (1 балл), летом +24 С (1 балл) 7 От 500 до 2000 мм (1 балл) 8 Китайцы/ханьцы (1 балл) 9 Более 100 чел на км² (1 балл) 10 Пшеница (1 балл), рис (1 балл), арахис (1 балл), хлопчатник (1 балл) 11 Хуанхэ (1 балл), Янцзы (1 балл) 12 Великий канал (1 балл) Максимально 20 баллов. 9

10 Задание 4. Всероссийская олимпиада школьников по географии уч. г. Рельеф это совокупность неровностей земной поверхности. Различают положительные и отрицательные формы рельефа, которые могут быть разных размеров: макроформы, мезоформы, микроформы. Микроформы обладают линейными размерами в десятки метров и относительными высотами в несколько метров. У мезоформ линейные размеры исчисляются уже сотнями метров и километрами, а относительные высоты различаются десятью-двадцатью метрами. Макроформы с линейными размерами в десятки километров и перепадом высот в несколько сотен метров самые крупные формы рельефа. По отрывку из рассказа о территории распределите все упоминающиеся формы рельефа в соответствующие ячейки таблицы. Из вертолёта низина представляла собой огромное море леса. То тут, то там среди лесов виднелись болота, которые располагались в небольших, не больше километра в диаметре, котловинах. Часто с нескольких сторон эти болота окружали увалы, которые поросли сосной и возвышались над котловинами на высоту в десять-пятнадцать метров. К востоку, где абсолютные высоты были несколько больше, рельеф становился более плоским. Здесь преобладали невысокие песчаные холмы с пологими склонами. Часто на плоских вершинах холмов располагались округлые западины с верховыми болотами диаметром чуть больше десяти метров. С севера низина была ограничена высокой моренной грядой, что протягивалась с запада на восток на десятки километров, на юге же низина резко сменялась возвышенностью, туда и полетел наш вертолёт. Леса быстро сменились полями и сенокосами, лишь кое-где мелькали отдельные рощицы. На свежераспаханных полях были хорошо видны многочисленные промоины. Всего за несколько лет их длина может увеличиться в несколько раз, а глубина составить не пятьдесят сантиметров, а десять метров. Именно так и образовались овраги и балки, которые узкими лентами прочертили сегодня всю территорию возвышенности. Ответ: Положительные формы рельефа Отрицательные формы рельефа Макроформы гряда, возвышенность низменность/низина Мезоформы увал, холм котловина, овраг, балка Микроформы - западина, промоина За правильный ответ форма рельефа вписана в нужную ячейку 2 балла. За частично правильный ответ верно определён столбец, но ученик перепутал ранг формы рельефа 1 балл. 10


Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

5 класс Банк заданий. Модуль 2. Мини 1 Земля и её внутреннее строение 1. Определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие неверными? Укаж ит е ист инност ь или лож ност ь вариант ов

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 (34) учебных часов Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического

География. Начальный курс (6 класс, 3 часа) Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент

Демонстрационный вариант контрольной работы по географии (8 класс) Часть 1 Часть 1 содержит 29 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный.

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ по теме «Географическое пространство России» (программа «География России») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы

МАТЕРИАЛЫ по модулю1 география 10 класс (базовый уровень) Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Людмила Владимировна Щекота Раздел ТЕМА Знать Уметь Изображение земной поверхности Ориентирование на местности

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Семчук Ирина Михайловна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 40 Тюменская область. г. Сургут ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

Ответы и инструкция по проверке и оцениванию работ Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 05-06 учебный год 7-8 класс Тестовый раунд (Максимальный балл 0) Итоги подводить отдельно

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Задания по географии 6 класс (экстернат). 2012-2013 учебный год учитель: Прохорова Ольга Ивановна e-mail: [email protected] II полугодие Гидросфера Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных

Что на нашей планете самое-самое? ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СПИСОК ИЗ ДЕСЯТИ САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 1.Самая отдаленная от центра планеты точка Нет, это не гора Эверест. Самая отдаленная

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

Изображение земной поверхности МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 6 класс Тема: «Изображение земной поверхности. История географических открытий» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 7 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Ответы на тестовые задания муниципального этапа ВОШ по географии. 2014-15 7класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Б Г Б А Б А Б Б Г Б А Б А Г Г Б А А А Г 7 класс Задание 1 «Белая ворона»

Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии», учитель Быкова Валентина Владимировна Цель урока: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

МАТЕРИАЛЫ по географии 7 класс (углубленное изучение географии) Учитель: Ю. В. Остроухова Мировой океан главная часть гидросферы Природа Тихого океана. Виды хозяйственной деятельности в океанах Природа

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Рабочая программа по географии для 6 класса на 2014-2015 учебный год Срок реализации -1 год Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

«ПРИРОДА РОССИИ» ИГРА для учащихся 8 классов Автор: учитель географии Дюкарева Анна Станиславовна 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Географическое положение 1 балл Площадь России

Аннотация к рабочей программе по географии в 7 классе Учитель: Селиванова Г.П. 1.Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 класса ГБОУ СОШ 321 разработана на основе программы «Материки,

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2014-2015 учебный год 7-8 класс Тестовый раунд (Максимальный балл 30) 1. Горизонтали линии на картах, соединяющие точки с одинаковыми

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол 20_г Согласовано зам.директора по УВР 20_г. Утверждено

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 39 «КЛАССИЧЕСКАЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс Количество часов: Общее: 34 часа В неделю: 1 час УМК

Физика природной среды 5. Мировой океан Содержание 5.1. Основные характеристика Мирового океана 5.2. Стратификация воды в океане 5.3. Океанические течения 5.4. Апвеллинг 2 Мировой океан Мировой океан основная

Урок на тему: «Градусная сеть. Географические координаты. Определение географических координат своей местности» Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Муниципального образования «Островский район» Рассмотрено На заседании РМО учителей географии Протокол от 2015г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 Г. МЕДНОГОРСКА» СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета 8 от 29 августа 2016 года УТВЕРЖДЕНО Приказ 228 от 01.09.2016г.

Интегрированная проверочная работа для 4 класса. (самооценка по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир) (Космический снимок Антарктиды) На противоположной от Арктики стороне

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст 7 15 22 23 Космический снимок Антарктиды На противоположной от Арктики стороне земного шара находится Южный полюс Земли. Название этой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области «Рассмотрено» на заседании МО учителей протокол от Руководитель

На уроках географии используются образовательные средства обучения. 1. Печатные средства обучения: 1.Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина. География 6 Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

III четверть Контрольная работа 1 ОКЕАНЫ А1. Укажите главную отличительную черту Тихого океана: 1) он самый холодный 3) он самый спокойный 2) он самый теплый 4) он самый мелководный А2. Почему северная

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

Ответы и критерии оценивания Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической

Урок 9. Тропики и полярные круги. Полярная ночь и полярный день. 1. Что в переводе с греческого языка значит слово «ТРОПИК»? 2. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу: Особенности тропиков: А).

Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии базового

2.2.2.6. ГЕОГРАФИЯ География Земли Источники географической информации Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

РАЗДЕЛ 2. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Размещение население распределение жителей по территориям различного ранга. Может измеряться абсолютными показателями (численностью и долей населения)

1 МБОУ «Гимназия 3» г.брянска «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия 3» г.брянска 201 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия 3» г.брянска Пупанова Т.Ю. Приказ от 201 г. Рабочая программа

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 121 «Согласовано» «Утверждено» 2013г. И.О.Директор ГБОУ СОШ 121 Сметлев В.С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 7 класса «География

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 47 городского округа Тольятти Cогласовано зам.директора по УВР МБУ СОШ

Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли УРОК 5 Рельеф Земли Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 8 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

1. Выберите правильное утверждение о размерах Земли. а) Диаметр Земли больше, чем у Марса и Венеры. б) Диаметр Земли меньше, чем у Марса и Венеры.

в) Диаметр Земли больше, чем у Марса, но меньше чем у Венеры. г) Диаметр Земли меньше, чем у Марса, но больше чем у Венеры.

2. Какое из географических событий ХХ века произошло позже остальных? а) Покорение Южного полюса б) Покорение Северного полюса в) Покорение Эвереста

г) Спуск на дно Марианской впадины 3. Какое направление соответствует азимуту в 135°?

а) Северо-восток б) Юго-восток в) Юго-запад г) Северо-запад

4. Какая из внутренних оболочек Земли с латинского языка переводится как «покрывало»?

а) Земная кора б) Астеносфера в) Мантия г) Ядро

5. Какая из горных пород своим «происхождением» обязана живым организмам?

а) Гипс б) Каменный уголь

в) Каменная соль г) Базальт

6. Какая форма рельефа наиболее подвержена современному вулканизму

и землетрясениям?

а) Восточно-Африканское плоскогорье б) Скандинавские горы в) Бразильское плоскогорье г) Уральские горы

7. Какой из вулканов располагается южнее других?

8. Выберите утверждение, которое относится к океану, омывающему берега двух материков.

а) Его пересекают все меридианы Земли.

б) Он пересекается экватором в северной части. в) Самый солёный океан.

г) Самый большой по площади океан. 9. Выберите правильное утверждение.

а) Солёность тропических вод ниже, чем солёность экваториальных.

б) Температура воды в умеренных широтах (40–60) северной Атлантики значительно выше, чем на тех же широтах в южном полушарии.

в) Все холодные течения имеют температуру около 0 С.

г) Приливы и отливы происходят из-за извержения вулканов на дне океана.

10. Выберите вариант, где указаны острова, расположенные в пределах «огненного кольца».

а) Северная Земля, Новая Земля, Гренландия, Исландия, Баффинова Земля

б) Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Тасмания, Кергелен в) Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея

г) Азорские, Канарские, Бермудские, Большие Антильские, Ньюфаундленд

11. Какой из уникальных объектов гидросферы (мировых рекордсменов) расположен на Западно-Сибирской равнине?

самое большое болото

самое глубокое озеро

самая полноводная река

самый длинный ледник

12. Выберите правильное утверждение.

Солёные озёра всегда являются сточными.

Максимальная площадь покровных ледников наблюдается

в Гималаях.

Артезианские скважины «питаются» межпластовыми водами.

Пойма – это часть русла реки, залитая водой большую часть года.

13. Выберите вариант, где указаны реки, относящиеся к бассейну одного океана.

а) Амазонка, Миссисипи, Нил, Ганг б) Нил, Конго, Лимпопо, Дунай в) Волга, Енисей, Обь, Лена г) Амур, Хуанхэ, Янцзы, Колорадо

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2015–2016 уч. г. Школьный тур. 7 класс

14.Какой из газов ответственен на образование «парникового эффекта»?

кислород

в) углекислый газ

15.Выберите правильное утверждение:

Наименьшая

температура воздуха в течение

суток наблюдается

в полночь.

Муссон – это ветер, меняющий своё направление два раза в сутки.

Абсолютная влажность воздуха измеряется в процентах (%).

В Москве нормальное атмосферное давление ниже, чем в Санкт-

Петербурге.

16. Что из ниже перечисленного не является элементом погоды?

облачность

среднегодовая температура

атмосферное давление

направление и скорость ветра

17. Выберите верное сочетание: климатический рекорд– его местоположение. а) Самое сухое место на Земле– пустыня Атакама.

б) Самая низкая температура на Земле – Верхоянск и Оймякон. в) Самое жаркое место на Земле – в центре Сахары.

г) Самое большое количество атмосферных осадков на земле– склоны Анд. 18. Выберите неверное утверждение.

а) Плодородие – главное свойство почв. б) Чернозёмы – самые плодородные почвы.

в) Перегной и гумус – это минеральные (неорганические) компоненты почвы.

г) Почва – среда обитания для живых организмов. 19. Выберите антропогенный природный комплекс.

а) пшеничное поле б) ковыльная степь в) сосновый бор

г) кустарничковая тундра 20. Выберите правильное утверждение о Москве.

а) Москва расположена в бассейне внутреннего стока.

б) Москва расположена на Среднерусской возвышенности. в) Москва – самая северная столица в мире.

г) Москва – столица самой большой по численности населения страны мира.

Технологическая карта урока по географии ДАТА _____________________________

Тема

Форма и размеры Земли

Цель

Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

Задачи

- обучающие : углубить знания о планете Земля;

- развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат

Предметные

знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Структура и ход урока

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Что нам неизвестно о Земле?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П) .

Определяют , каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р )

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал ,создаёт готовность к предстоящей деятельности.(Приложение)

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

Задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения задания к рис.32на стр.40.

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К ).

Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание,побуждае т учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы , выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

1. Какое утверждение о размерах Земли верно?

1) Расстояние от центра Земли до экватора меньше, чем до полюсов.

2) Средний радиус Земли около 40 000 км

3) Полярное сжатие составляет 21,4 км.

4) Площадь поверхности Земли составляет 51 млн км2 Для успешного выполнения заданий такого типа требуется выучить все значимые показатели размеров Земли и внимательно читать текст задания. В данном случае, например, верный ответ 3, но типичной ошибкой является выбор ответа 4, хотя там неверно указана площадь поверхности Земли – она уменьшена в 10 раз (на самом деле она составляет 510 млн км2). Ответ – 3.

2. Следствием осевого вращения Земли является

1) смена времен года

2) смена дня и ночи

3) годовая ритмика природных процессов

4) широтная зональность

Только смена дня и ночи является следствием вращения Земли вокруг своей оси. Остальные указанные особенности связаны с годовым обращением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси.

Ответ – 2.

1) Северном полюсе 3) Северном тропике

2) экваторе 4) Северном полярном круге

На экваторе продолжительность светового дня всегда равна продолжительности ночи. На остальных параллелях она изменяется в течение года.

Ответ – 3.

4. В день осеннего равноденствия Солнце стоит в зените над

1) экватором 3) Северным тропиком

2) Южным тропиком 4) Южным полярном кругом

Осеннее и весеннее равноденствие отличаются тем, что Солнце стоит в зените над экватором. На всех параллелях в эти дни продолжительность светового дня равна продолжительности ночи.

Ответ – 1.

5. На какой из перечисленных параллелей полярный

день наиболее продолжительный?

1) 88° с.ш. 2) 78° с.ш. 3) 75° ю.ш. 4) 67° ю.ш.

Продолжительность полярного дня и полярной ночи увеличивается от полярных кругов к полюсам. Самые продолжительные полярные дни (и ночи) на полюсах – по полгода. Чем ближе параллель к полюсу, тем более продолжительный полярный день. Из перечисленных параллелей наиболее близкая к полюсу – 88° с.ш.

Ответ – 1.

6. На какой из перечисленных параллелей Солнце в течение года бывает в зените?

1) 84° ю.ш. 2) 38° с.ш. 3) 45° ю.ш. 4) 20° с.ш.

В течение года Солнце «движется» между Северным и Южным тропиками. Из перечисленных параллелей нужно найти ту, которая расположена между тропиками. Это 20° с.ш.

Ответ – 4. 7. За 2 часа Земля поворачивается вокруг своей оси на

1) 15° 2) 30° 3) 60° 4) 90° За один час Земля поворачивается на 15° (один оборот 360°, в сутках 24 часа. 360: 24 = 15). За два часа – на 30°. Ответ – 2.

1) 5° с.ш. 2) 25° с.ш. 3) 15° ю.ш. 4) 66° ю.ш.

В тексте задания следует найти отправную точку для рассуждений. В данном случае это дата – 30 сентября. Этот день по времени близок ко дню осеннего равноденствия, когда Солнце стоит в зените над экватором. Значит, чем ближе к экватору параллель, тем высота Солцна будет больше. Из перечисленных параллелей ближе к экватору 5° с.ш.

Ответ – 1.

9. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит там над горизонтом на высоте 30°. Тень от предметов при этом падает на север. Ход ваших рассуждений запишите.

Если тень от предмета падает на север, пункт находится в Северном полушарии. Чтобы определить его широту, следует вспомнить, что в дни равноденствий полуденная высота Солнца над горизонтом на экваторе составляет 90°, и далее она уменьшается к северу и югу на 1° с каждым градусом широты. Мы ищем широту пункта, где высота Солнца 30°. Это на 60° меньше, чем над экватором (90 – 30). Значит, пункт находится на расстоянии 60° от экватора, как мы уже установили в Северном полушарии. Ответ: 60° с.ш.

10. Определите, в каком из обозначенных буквами на карте Северной Америки пунктов Солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в то время, когда на Гринвичском меридиане 16 ч. утра. Ход ваших рассуждений запишите.

Все показанные на карте пункты находятся на одной широте, значит, мы можем учитывать только осевое движение Земли. Выше всего над горизонтом Солнце находится на меридиане, на котором полдень. А ниже – на меридиане, который наиболее отдален от того меридиана, на котором полдень. Именно этот меридиан требуется определить. Мы знаем время на Гринвичском меридиане – 16 часов. Также известно, что в каждом часовом поясе время отличается на 1 час, а часовой пояс – это 15°. Разница во времени между меридианом, на котором полдень, и Гринвичским, составляет 16 – 12 = 4 часа. Это 4 з 15° = 60°. Значит, меридиан, на котором полдень, расположен на расстоянии 60° к западу от Гринвичского. Из указанных на рисунке пунктов выбираем тот, который расположен дальше остальных от меридиана 60 ° з.д. – пункт А. Ответ – Солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в то время, когда на Гринвичском меридиане 16 ч. утра, в пункте А.

11. На какой из перечисленных параллелей – 30° с.ш., 10° с.ш, на экваторе, 10° ю.ш., 30° ю.ш – Солнце в полдень будет находиться ниже всего в день летнего солнцестояния.?

Полуденная высота Солнца зависит от удаленности от параллели, над которой в этот день Солнце стоит в зените. Чем ближе к этой параллели, тем Солнце выше, чем дальше – тем Солнце ниже. В день летнего солнцестояния Солнце стоит в зените над Северным тропиком – параллели 23°27R c. ш. Значит, ниже всего Солнце будет на параллели 30° ю.ш. – она наиболее удалена от Северного тропика.

Ответ – ниже всего в день летнего солнцестояния Солнце будет на параллели 30° ю.ш.

12. На каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полдень по времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нем 15 часов?

В пункте 12 часов (полдень), а на Гринвичском меридиане уже 15 часов. Значит пункт расположен в Западном полушарии. Разница во времени между Гринвичем и меридианом, на котором расположен пункт, составляет 15 – 12 = 3 часа. Известно, что в каждом часовом поясе 15°, значит, можно вычислить расстояние в градусах от Гринвичского меридиана до искомого. 15° з 3 = 45°. Ответ: пункт расположен на меридиане 45° з.д.

13. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Африки, 18 июня Солнце раньше всего по времени Гринвичского меридиана поднимется над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

18 июня – день, близкий ко дню летнего солнцестояния. Солнце в зените над Северным тропиком. Лучше освещено Северное полушарие. Чем пункт расположен севернее, ближе к Северному полюсу, тем световой день в нем более продолжительный. Пункты А и В ближе расположены севернее пункта С. Значит, день в них продолжительнее. Время, когда Солнце поднимется над горизонтом, также зависит от осевого вращения Земли. Земля вращается с запада на восток, т.е. чем восточнее пункт, тем Солнце там встает раньше. Пункт В расположен восточнее пункта А, который расположен на Гринвичском меридиане. Ответ: раньше остальных по времени Гринвичского меридиана Солнце поднимется в пункте В.

14. Где есть действующие вулканы?

1) на островах Японского архипелага

2) на острове Мадагаскар

3) в Австралии

4) в Гренландии Если вы точно не знаете ответ, можно рассуждать – действующие вулканы приурочены к сейсмическим поясам, срединно-океаническим хребтам, разломам земной коры. Мадагаскар и Гренландия – острова материкового происхождения, Австралия – материк, в основании которого лежит древняя платформа и никаких рифтовых зон там не проходит, есть древние горы, но без вулканов. Острова Японского архипелага входят в Тихоокеанский сейсмический пояс. Ответ – 1.

15. Горы Карпаты расположены в

1) Азии 3) Южной Америке

2) Европе 4) Северной Америке Для ответа на вопросы такого типа нужно знать географическое положение наиболее крупных форм рельефа материков и океанов. Ответ – 2.

16. Где земная кора наиболее мощная?

1) под Карским морем

2) под ложем Индийского океана

3) под нагорьем Тибет

4) под Амазонской низменностью Для ответа на вопросы такого типа нужно уметь применить имеющиеся знания для понимания особенностей территорий, и не требуется знать цифры мощности земной коры в указанных местах. Известно, что океаническая кора тоньше материковой, а на материках наиболее мощная земная кора под высокими горами. Тибет – высокое нагорье. Ответ – 3.

17. Какая из перечисленных горных пород по происхождению является осадочной?

1) гранит 3) мрамор

2) пемза 4) глина

Для ответа на вопросы такого типа нужно знать примеры горных пород разного происхождения.

Ответ – 3.

18. Какое из перечисленных морей является окраинным?

1) Средиземное 3) Аравийское

2) Черное 4) Желтое

Для ответов на вопросы такого типа необходимо знать, что такое окраинное и внутреннее море, и представлять себе, где находятся наиболее крупные моря мира и России.

Ответ – 3.

19. Причиной приливов и отливов является

1) притяжение Луны и Солнца

3) обращение Земли вокруг Солнца

4) солнечная радиация

Ответ – 1.

20. В каком из перечисленных заливов Мирового океана

соленость поверхностных вод наибольшая?

1) Гудзонов 3) Бенгальский

2) Персидский 4) Финский

Для ответа на вопросы такого типа нужно знать закономерности изменения солености вод Мирового океана, представлять, где находятся в задании названные объекты, и уметь применить знания о факторах, влияющих на соленость вод для примерного сравнения. Соленость зависит от количества осадков и испаряемости; опреснять воды океана могут впадающие реки, а также пресная вода тающих ледников. В тропических широтах, где высокая испаряемость и мало осадков, она наиболее высокая.

21. На западных склонах Анд в умеренных широтах снеговая линия проходит значительно ниже, чем в тропических. Чем это объясняется? Укажите две причины. В умеренных широтах на западных склонах выпадает больше осадков. Кроме того, климат более холодный, поэтому большое количество осадков выпадает в виде снега. Выпавший снег не успевает растаять и накапливается, образуя ледники.

22. На реках Норвегии много порогов и водопадов. С чем это связано? Укажите одну причину. Территория Норвегии сложена твердыми кристаллическими породами, это определяет большое количество порогов.

23. Почему на полуострове Ямал много болот? Укажите две причины.

При ответе на такого типа вопросы нужно вспомнить, что способствует образованию и существованию болот, а также особенности территории, о которой спрашивается в задании. Применить знания для объяснения особенностей конкретной территории. На полуострове Ямал коэффициент увлажнения больше единицы. Количество выпадающих осадков, при небольшом абсолютном значении, все же больше испаряемости. Кроме того, плоский рельеф, и существующая многолетняя мерзлота задерживают воду на территории полуострова.

24. Как называется самый нижний слой атмосферы?

1) мезосфера 3) термосфера

2) стратосфера 4) тропосфера

Ответ – 4.

25. На какой из перечисленных территорий среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?

1) остров Калимантан 3) Аравийский полуостров

2) полуостров Калифорния 4) остров Кипр

Для ответа на вопросы такого типа следует представлять, в каких климатических поясах находятся перечисленные территории и, исходя из особенностей климата, примерно сравнить количество осадков. Наибольшее среднегодовое количество атмосферных осадков характерно для экваториального пояса. В пределах этого пояса расположен Калимантан.

Ответ – 1.

26. Что характерно для атмосферного фронта?

1) устойчивые температуры воздуха в течение длительного времени

2) частое изменение направления ветра

3) безоблачная ясная погода

4) устойчивое атмосферное давление в течение длительного времени

Отвечая на такие вопросы, следует вспомнить признаки атмосферного фронта.

Ответ – 2.

27. Что обуславливает небольшую высоту снежного покрова в Литве? Литва расположена в зоне западного переноса воздушных масс на побережье Балтийского моря. Ветер приносит влажные и относительно теплые воздушные массы. Поэтому часто бывают оттепели. Если осадки и выпадают в виде снега, он тает во время частых оттепелей и не накапливается.

28. Почему в тропических широтах на западном побережье

Австралии выпадает меньше осадков, чем на восточном? В тропических широтах вдоль западного побережья проходит холодное течение, которое не способствует выпадению осадков, а вдоль восточного – теплое, которое способствует насыщению воздуха влагой. В тропических широтах преобладают юго-восточные ветры. На западное побережье они приносят сухой воздух с материка, а на восточное – влажный с океана. Кроме того, вдоль восточного побережья расположены горы большого Водораздельного хребта, которые также способствуют выпадению осадков.