Егэ по биологии реальные варианты. Демоверсии егэ по биологии

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по Биологии

1. Назначение КИМ ЕГЭ
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в целях отбора для поступления в высшие учебные заведения.
Создание условий, обеспечивающих эквивалентность результатов вступительных экзаменов на всем образовательном пространстве Российской Федерации. Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются общеобразовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание контрольных измерительных материалов определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в стандарте 2004 г. для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных Минобрнауки России для использования в общеобразовательных учреждениях.
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня.
Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 - на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 - на определение последовательности явлений и процессов.
Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 - повышенного и 5 - высокого уровня.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики.
В экзаменационной работе контролируется сформированность у школьников различных общеучебных умений: использовать биологическую терминологию; узнавать объекты живой природы; обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, обобщение, формулировать выводы; решать биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»
включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; защите среды от загрязнения мутагенами; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»
составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
В экзаменационной работе, кроме того, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Варианты КИМ разрабатываются на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 года по биологии (см. кодификатор).
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Экзаменационная работа по биологии предусматривает проверку содержания биологического образования и различных видов умений и способов деятельности учащихся на разных уровнях сложности (таблица).
...........................

Содержание экзаменационных заданий

В 2013 году контрольные измерительные материалы по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

  • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.
  • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.
  • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.
  • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.
  • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.
  • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.
  • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

Время выполнения работы

На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:
  • на решение каждого задания Части 1 (А) – 1-2 минуты;
  • для каждого задания Части 2 (В) – порядка 5 минут;
  • на выполнение одного задания Части 3 (С) – 10-20 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Часть 1 - Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня Части 1 (А) оценивается 1 баллом.

Часть 2 - Задания Части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.

Часть 3 - Задание С1 Части 3 оценивается от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 – от 0 до 3-х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа.

Кто проверяет ЕГЭ?

Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) обрабатываются автоматически после сканирования бланков ответов №1. Решение сложных задач проверят представители экспертной комиссии, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Эксперты будут сверять работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013?

Существует перечень учебных пособий , разработанных с участием ФИПИ, специально для абитуриентов 2013 года.
Вот некоторые из них:
  1. Единый государственный экзамен 2013. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  2. ЕГЭ-2013: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2012.
  3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов,Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2012.

Раздаточные материалы

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • ЕГЭ по биологии - один из самых популярных экзаменов. Однако он не является обязательным для сдачи после окончания школы. Высокие баллы за ЕГЭ по биологии понадобятся тем, кто планирует продолжить свое образование по медицинским специальностям, будущим биологам, психологам, педагогам и некоторым другим специалистам. В 2012 году этот экзамен сдавали 168683 человека. Из них 100 баллов набрали 48 выпускника. А 8,5% участников не смогли набрать минимального количества баллов.

    Новшества 2013 года (в начало)

    Изменения в структуре КИМ ЕГЭ по биологии в 2013 году отсутствуют. Нововведения ЕГЭ-2012 по биологии можно посмотреть .

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Эк-за-мена-ци-он-ная ра-бота по биологии сос-то-ит из 3-х час-тей.

    Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

    Пример: Какой признак у грибов и растений является сходным?

    1. наличие хитина в клеточной стенке
    2. автотрофное питание
    3. неограниченный рост
    4. наличие плодового тела

    Часть 2 (В) включает 8 заданий. 3 вида задания - с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 - на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 - на определение последовательности явлений и процессов.

    Пример: Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

    1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
    2. образование корней у папоротникообразных
    3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
    4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
    5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
    6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

    Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным развёрнутым ответом.

    Пример: В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий
    Часть 1 Часть 2 Часть 3
    Базовый 26
    Повышенный 10 8 1
    Высокий 5

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В 2013 году контрольные измерительные материалы ЕГЭ по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

    • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.
    • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.
    • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.
    • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.
    • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.
    • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.
    • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:

    • на решение каждого задания Части 1 (А) - 1-2 минуты;
    • для каждого задания Части 2 (В) - порядка 5 минут;
    • на выполнение одного задания Части 3 (С) - 10-20 минут.

    Минимальный балл ( в начало )

    Минимальный проходной порог ЕГЭ по биологии в 2013 установлен на уровне 36 баллов.

    ЕГЭ по биологии 2013 года – это необязательный экзамен. Его сдача необходима выпускникам, планирующим поступить в медицинские ВУЗы, на биологические, психологические и некоторые другие факультеты. В среднем ЕГЭ по биологии ежегодно сдают около 20% учащихся 11 классов.

    Сложность теста по этому предмету оценивается как средняя. Большинство выпускников получают достаточно высокие баллы, вместе с тем, велик и процент тех, кто не справляется с работой (в 2012 году – 8,2%). Для того чтобы сдать экзамен в 2013 году, необходимо набрать не менее 36 баллов. Стоит отметить, что минимальные баллы ЕГЭ в 2011 и 2012 году были установлены на этом же уровне.

    На решение теста предоставляется 2,5 часа.

    Своевременная и правильно спланированная подготовка к единому государственному экзамену по биологии 2013 года– залог получения высокой оценки. Чтобы усовершенствовать свои знания, выпускникам рекомендуется использовать онлайн тесты, разработанные ФИПИ для ЕГЭ 2013. Они формируются произвольным образом из банка заданий, размещенном в интернете, который содержит в себе обширный круг вопросов. Также учащиеся могут скачать задания ЕГЭ по биологии c решением и заниматься в режиме оф-лайн.

    Возможность выполнять тест в произвольном порядке и сразу же проверять правильность ответа позволяет спланировать тренировку оптимальным образом. Например, если задания В1, В7 вызывают наибольшую сложность, их можно сделать в последнюю очередь. После того, как пробелы в знаниях будут восполнены, необходимо научиться решать тест за 2,5 часа. В том случае, если сделать работу полностью за это время не удается, нужно уделить максимум внимания первым двум частям теста, а в оставшиеся минуты попытаться ответить на вопросы последней группы, например, решить задания части С1-С3 . Необходимо отметить, что он-лайн варианты ЕГЭ по биологии 2013 года не охватывают всех тем, включаемых в себя экзаменационное тестирование, поэтому при подготовке нужно тщательно изучить весь материал, предусмотренный школьной программой.

    ЕГЭ по биологии 2013 года включает в себя 50 заданий, которые разбиты на три категории:

    • А1-А36 – базовые вопросы, ответ на которые выбирается из предложенных вариантов;
    • В1-В8 – вопросы повышенной сложности, на которые нужно дать краткий ответ;
    • С1-С6 – сложные задания, требующие подробных ответов.

    Варианты ЕГЭ по биологии: Описание заданий

    Группа А:

    • А1 – общие понятия биологии;
    • А2-А4 – клеточная теория;
    • А5 – вирусы;
    • А6 – воспроизведение организмов;
    • А7-А8 – генетика;
    • А9 – изменчивость;
    • А10 – бактерии и грибы;
    • А11-А12 – растения;
    • А13 – одноклеточные и многоклеточные организмы;
    • А14 – хордовые животные;
    • А15-А19 – анатомия человека;
    • А20-А23 – теория эволюции;
    • А24-А25 – экология;
    • А26 – биосфера;
    • А27-А29 – клеточная теория;
    • А30 – генетика;
    • А31 – селекция;
    • А32 – многообразие организмов;
    • А33-А34 – организм человека;
    • А35 – эволюция органической природы;
    • А36 – общебиологические законы.

    Группа В:

    • В1-В3 – обобщение и применение теоретических знаний;
    • В4-В8 – сопоставление биологических явлений.

    Группа С:

    • С1-С6 – проверка знаний биологических закономерностей.