О государственной стратегии российской федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. С изменениями и дополнениями от

Система управления охраной окружающей среды в Российской Федерации, включает в себя три уровня:

Федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды - Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.

Управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • - Уровень субъекта Российской Федерации. Управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
  • - Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Органы, осуществляющие государственное экологическое управление, условно можно разделить по статусу на:

Общие (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления)

Специальные (многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления);

По масштабам деятельности - на федеральные и территориальные.

Органы законодательной власти

К органам законодательной власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся:

  • - Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции)
  • - Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Органы исполнительной власти.

Федеральный уровень

В соответствии Федеральным законом «Об охране окружающей среды» федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны окружающей среды, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны окружающей среды, а также координировать свою деятельность с Минприроды Российской Федерации.

Минприроды Российской Федерации

Несомненно, главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР России). МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации; осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения и т.д. Эта служба так же осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.

Федеральное агентство водных ресурсов. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов организует перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; Осуществляет ведение: государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра Российского регистра гидротехнических сооружений. Осуществляет: владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование, государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования, планирование рационального использования водных объектов и др.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет: государственный мониторинг лесов; учет лесного фонда; владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий; ведение государственного лесного кадастра. Агентство также организует: проведение лесоустройства; деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Осуществляет: отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; выдачу; ведение государственного кадастра месторождений и многое другое.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Межведомственная комиссия по охране окружающей среды. При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ "О безопасности" и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. N 547. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие:

  • - подготовка предложений по вопросам внутренней и внешней экологической политики РФ и стратегических проблем государственной экологической безопасности для рассмотрения в Совете безопасности Российской Федерации;
  • - оценка внутренних и внешних экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, оценка существующих и потенциальных источников экологической безопасности;
  • - подготовка предложений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском и других отраслях народного хозяйства, по решению экологических проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия и другим направлениям;
  • - подготовка проектов решений Совета безопасности РФ по вопросам экологической безопасности и др.

Министерство экономики Российской Федерации. Осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ и включает их, в установленном порядке, в перечень федеральных целевых программ по охране окружающей среды, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации. Участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения окружающей среды, обеспечивает их финансирование в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности окружающей среды в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны окружающей среды, которые направляются всем федеральным органам исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в вопросах участия подведомственных организаций в расследовании профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, связанных с окружающей средой.

Министерство науки и технологий Российской Федерации. Участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам обеспечения безопасности окружающей среды в рамках приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня.

Министерство образования Российской Федерации. Организует обучение по управлению окружающей средой в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку специалистов по управлению окружающей средой в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области управления и охраны окружающей среды, ведет их реестр; организует работу (экспертизу документов) по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты; осуществляет регистрацию системы сертификации работ по охране и управлению окружающей среды; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по метрологическому обеспечению, поверке оборудования и приборов промышленно-санитарных и других лабораторий по охране окружающей среды; аккредитует Органы по сертификации и испытательные лаборатории.

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие, и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности окружающей среды в области строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищно-коммунального хозяйства. Формирует нормативы затрат на проведение мероприятий по охране окружающей среды в сметно-нормативной базе ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Российское статистическое агентство. Организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны окружающей среды в организациях, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления окружающей средой статистической информацией.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор).

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

Является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Правительства Российской Федерации, а по вопросам, закрепленным за Президентом Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, подведомствен Президенту Российской Федерации. Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Госатомнадзор России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Организует и осуществляет на территории Российской Федерации государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Положением о Госатомнадзоре России.

Фонд социального страхования Российской Федерации.

Осуществляет обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды; совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей (подотраслей) экономики на страхование от профессиональных заболеваний; устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу в зависимости от состояния условий и безопасности труда в организации с учетом заключения органов исполнительной власти по охране окружающей среды субъектов Российской Федерации и органов государственного надзора и контроля; участвует в расследовании страховых случаев.

Министерство внутренних дел Российской Федерации Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды от автотранспорта; разрабатывает предложения по снижению загрязнения окружающей среды, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями; осуществляет государственный учет показателей состояния окружающей среды от выхлопных газов автомобилей; участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения охраны окружающей среды, вносит в установленном порядке предложения по их совершенствованию; участвует совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области охраны ОС, осуществляет в установленном порядке их реализацию, а также участвует во внедрении в практическую деятельность ГИБДЦ научных разработок; в установленном порядке предоставляет в федеральную инспекцию по охране ОС информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий загрязнения окружающей среды автотранспортом.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и контроль за осуществлением мероприятий в этой области; организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих от чрезвычайных ситуаций;участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью загрязнения окружающей среды.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор)). Осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, тепловых установок и требований безопасности окружающей среды при их эксплуатации, а также правил использования электрической, тепловой энергии и газа; организует работу по проверке знаний персоналом, обслуживающим электрические и тепловые установки, правил технической эксплуатации этих установок и требований безопасности окружающей среды при их эксплуатации; обеспечивает участие органов Госэнергонадзора в расследовании причин аварий и несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок; организует проверку соответствия проектов новых и реконструируемых электрических и тепловых установок действующим правилам охраны окружающей среды, требованиям рационального использования топливно-энергетических ресурсов; разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность в области охраны окружающей среды;

Российское агентство по боеприпасам. Осуществляет функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области охраны окружающей среды при производстве и утилизации порохов, ракетного твердого топлива, взрывчатых веществ, пиротехнических составов и изделий на их основе, испытании боеприпасов и ракет на опасных производственных объектах, использующих взрывоопасные технологии, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».

Генеральная прокуратура Российской Федерации. Осуществляет надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, участвует в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.

Природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры - специализированные органы прокуратуры, осуществляющие в пределах установленной компетенции на основе межтерриториального принципа формирования возложенные на прокуратуру Российской Федерации функции и иные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Природоохранная деятельность таможенных органов вытекает из их сущностного предназначения, связанного с выявлением, пресечением и недопущением незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных грузов, однако на них прямо возложены такие задачи как: осуществление мер по охране жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды; реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов.

Государственные кадастры. Немаловажную роль в государственном регулировании играют систематизированные сведения уполномоченных государственных органов о природных ресурсах и объектах, их количественном и качественном выражении и др., а именно данные государственных кадастров. Выделяются следующие виды кадастров: водный, земельный, лесной, рекреационный, почвенный, фискальный, экологический, многоцелевой, кадастр объектов животного мира, кадастр отходов, месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие. Можно дать обобщенное определение всем вышеперечисленным видам государственных кадастров: "это систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов и явлений, в ряде случаев с их экономической или социально-экологической характеристикой и оценкой изменений под влиянием преобразующей деятельности человека, может включать рекомендации по рациональному использованию ресурсов, мерам их охраны"). Кадастр выступает как источник информации официальных государственных сведений, не подлежащих переподтверждению иными органами. Сведения государственных кадастров необходимы для всего спектра отношений, связанных как с охраной окружающей среды, так и с пользованием природными объектами и ресурсами, в том числе для государственного управления разного уровня власти, осуществления государственного контроля в области как охраны окружающей среды, так и отдельных природных ресурсов.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти (и их территориальные органы). Реализуют государственную политику в области охраны окружающей среды в отрасли или определенной сфере деятельности; создают службы охраны окружающей среды для координации деятельности в области охраны окружающей среды. Структуру, численность работников и функции службы охраны окружающей среды, ее подчиненность определяет руководитель федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Минприроды Российской Федерации; осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны окружающей среды в организациях отрасли или определенной сферы деятельности; организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды; принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны окружающей среды; на основе законов и межотраслевых нормативных правовых актов об охране окружающей среды разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране окружающей среды; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды; определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска; организуют совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране окружающей среды в организациях отрасли или определенной сферы деятельности в соответствии с рекомендациями Минприроды Российской Федерации, разрабатывают, при необходимости, нормативные и методические документы по проведению этих работ с учетом специфики отрасли; участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком; организуют в организациях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны окружающей среды работников, в том числе руководителей; изучают состояние окружающей среды и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Минприроды Российской Федерации информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны окружающей среды в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране окружающей среды и по формированию государственной политики в области охраны окружающей среды; определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны окружающей среды, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране окружающей среды; участвуют в формировании банка данных Российской информационной системы по охране окружающей среды (РИСООС).

На уровне субъекта Российской Федерации. Управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

На муниципальном уровне. Управление охраной окружающей среды на территориях муниципальных образований Российской Федерации осуществляют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов власти субъектов и органы местного самоуправления на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643
"Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 375 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 211).

Положение
о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643)

С изменениями и дополнениями от:

1. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных (далее именуются - отходы), в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства.

Госкомэкология России осуществляет государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении, и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

2. Госкомэкология России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Госкомэкология России и территориальные органы этого Комитета являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, а также в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

4. Госкомэкология России, территориальные органы этого Комитета, специализированные инспекции, научно-исследовательские и другие организации, создаваемые Госкомэкологией России в установленном порядке для обеспечения своей деятельности, составляют единую систему.

5. Госкомэкология России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

6. Основными задачами Госкомэкологии России в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами являются:

1) осуществление государственной политики, государственного управления и контроля;

2) межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

3) проведение государственной экологической экспертизы;

4) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического контроля, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов;

5) формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики;

6) регулирование в пределах своей компетенции совместно с другими федеральными органами исполнительной власти природопользования в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

7) организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов);

8) обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

9) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

10) формирование системы особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Комитета, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Комитета объектами природно-заповедного фонда Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации;

11) в пределах своей компетенции охрана в соответствии с законодательством Российской Федерации континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.

7. В соответствии с основными задачами в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами Госкомэкология России:

1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной экологической политики;

2) осуществляет разработку и реализацию в установленном порядке федеральных и межгосударственных целевых программ, а также экологических проектов;

3) участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, в осуществлении единой научно-технической и инвестиционной политики;

4) разрабатывает в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов;

5) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на:

утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных);

проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;

осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным законодательством), а также вредные физические воздействия на окружающую среду;

добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;

регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов животных и растений;

6) согласовывает в пределах своей компетенции нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;

7) организует работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по использованию его средств, а также контролирует их целевое использование;

8) осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

9) организует и осуществляет государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований;

10) участвует совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в ведении кадастров природных ресурсов;

11) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие;

12) составляет и ведет государственный кадастр отходов, государственный реестр объектов их размещения и ведет учет отходов;

13) обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях;

14) совместно с Госкомстатом России и при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает порядок и формы статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции Госкомэкологии России;

15) организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности Госкомэкологии России, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования;

16) организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;

17) обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

18) разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;

19) осуществляет в установленном порядке общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга и Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);

20) организует и проводит государственную экологическую экспертизу, контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы;

21) обеспечивает совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охрану морской среды, ее живых и неживых ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

22) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

23) разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды;

24) координирует в пределах своей компетенции деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в том числе по вопросам:

организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды;

лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия;

25) организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;

26) согласовывает в установленном порядке международные договоры, реализует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и ее участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области;

27) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения;

28) проводит мероприятия по улучшению условий труда, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников системы Госкомэкологии России;

29) организует переподготовку и повышение квалификации кадров для системы Госкомэкологии России;

30) разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы форменной одежды и знаков различия государственных инспекторов по охране природы и порядок ношения форменной одежды;

31) осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление территориальными органами и подведомственными организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов;

32) обеспечивает развитие материально-технической базы подведомственных организаций Госкомэкологии России и контроль за ее эффективным использованием;

33) участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

34) осуществляет в соответствии со своей компетенцией контроль за деятельностью в области обращения с отходами, в том числе за деятельностью по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению;

35) осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также другие меры государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

36) осуществляет руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую среду, утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду;

37) согласовывает нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты;

38) осуществляет функции административного органа Российской Федерации по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года.

8. Госкомэкология России в пределах своей компетенции имеет право:

1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

2) запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, выполнении программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования;

4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования;

5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности;

6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования;

7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании;

8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;

9) останавливать и осматривать во взаимодействии с уполномоченными на то государственными органами российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

10) проверять во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил;

11) запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;

12) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства;

13) создавать в установленном порядке территориальные органы по охране окружающей среды, утверждать положения об этих органах, а также определять в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда структуру и штаты территориальных органов;

14) утверждать в соответствии с действующим законодательством уставы (положения), в том числе типовые, о подведомственных органах и организациях;

15) назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных органов и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с ними в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

16) публиковать либо передавать для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения;

17) взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее.

9. Должностные лица Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций этого Комитета имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

10. Решения Госкомэкологии России и территориальных органов этого Комитета по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

11. Госкомэкологию России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Заместители председателя Госкомэкологии России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.

12. Председатель Госкомэкологии России:

осуществляет общее руководство деятельностью Госкомэкологии России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и смету на содержание центрального аппарата;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомэкологии России;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов и подведомственных организаций системы Госкомэкологии России;

издает приказы, распоряжения, дает указания, утверждает инструкции, обязательные для исполнения работниками Госкомэкологии России, его территориальных органов и подведомственных организаций;

осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

13. В Госкомэкологии России образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей структурных подразделений Госкомэкологии России, представителей других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, руководителей территориальных органов, ведущих ученых и специалистов.

Численность и персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Госкомэкологии России.

Распределение обязанностей между членами коллегии производится председателем коллегии.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций, заслушивает должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Госкомэкологии России. Решения коллегии оформляются протоколами и утверждаются приказами председателя Госкомэкологии России.

14. В Госкомэкологии России создаются:

научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других организаций;

совет государственной экологической экспертизы;

совет уполномоченных представителей региональных объединений территориальных природоохранных органов и иные консультационные органы на общественных началах, необходимые для выполнения возложенных на Госкомэкологию России задач и функций.

Составы указанных советов и положения о них утверждаются председателем Комитета.

Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется центральным аппаратом Госкомэкологии России.

15. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госкомэкологии России осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на функционирование системы федеральных органов исполнительной власти, а территориальных органов этого Комитета и подведомственных Комитету организаций - за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством.

16. Госкомэкология России является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

П Р И К А З Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 12 августа 1997 г. N 345 Утратил силу - Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации от 02.11.99 г. N 641 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Госкомэкологии России Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 1998 г. Регистрационный N 1475 среды Российской Федерации от 14.05.98 г. N 298) Правительство Российской Федерации постановлением от 26 мая 1997 г. N 643 утвердило Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды. В связи с возложением на Госкомэкологию России и его территориальные органы дополнительных задач и функций приказываю: 1. Утвердить Типовое положение о территориальном органе Госкомэкологии России (приложение 1), подготовленное на основании Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды . 2. Руководителям территориальных органов Госкомэкологии России: в 2-месячный срок привести Положения о министерствах, государственных комитетах, комитетах, департаментах в соответствие с Типовым положением о территориальном органе Госкомэкологии России с учетом особенностей природоохранной деятельности на территории; в случае необходимости уточнить структуру министерств, государственных комитетов, комитетов, департаментов. 3. Утвердить порядок подготовки, представления, прохождения и утверждения в Госкомэкологии России положений о территориальных органах Госкомэкологии России (приложение 2). 4. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов) обеспечить контроль за соблюдением территориальными органами Госкомэкологии России требований Комитета, изложенных в Типовом положении о территориальном органе Госкомэкологии России, регистрацию и оформление утвержденных положений. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя В.М.Астапченко. ____________ Приложение 1 от 12.08.97 г. N 345 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о территориальном органе Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в субъекте Российской Федерации (В редакции Приказа Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации от 14.05.98 г. N 298) 1. Министерство, государственный комитет, комитет, департамент по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации (далее - сокращенное наименование) являются территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России), осуществляющими государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу, и наряду с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации (наименование). 2. В целях реализации своих полномочий территориальный орган Госкомэкологии России вправе создавать местные (городские, районные, межрайонные) природоохранные органы по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. 3. Территориальный орган Госкомэкологии России является специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также в области экологической экспертизы. Создаваемые территориальным органом Госкомэкологии России местные природоохранные органы являются также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. (В редакции Приказа Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации от 14.05.98 г. N 298) 4. Территориальный орган Госкомэкологии России действует на основании Положения о нем и осуществляет свою деятельность под контролем Госкомэкологии России, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта Российской Федерации, - также под контролем органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территориальный орган Госкомэкологии России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приказами Госкомэкологии России, а также настоящим Положением. 5. Решения территориального органа Госкомэкологии России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке. 6. Территориальный орган Госкомэкологии России финансируется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7. Территориальный орган Госкомэкологии России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. 8. Основными задачами территориального органа Госкомэкологии России в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия являются: 1) осуществление функций государственного управления и контроля на территории субъекта Российской Федерации в сфере своей компетенции; 2) координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и организаций, осуществляемая на коллегиальной основе; 3) осуществление мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов) на территории субъекта Российской Федерации; 4) формирование региональной нормативной правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики; 5) регулирование в пределах своей компетенции совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации природопользования в целях охраны окружающей среды; 6) проведение государственной экологической экспертизы; 7) осуществление государственного экологического контроля, в том числе на территории закрытых административно-территориальных образований; 8) обеспечение населения, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления экологической информацией; 9) управление объектами природно-заповедного фонда, находящимися на территории субъекта Российской Федерации и подведомственными Госкомэкологии России, участие в ведении Красной книги Российской Федерации, ведение Красной книги субъекта Российской Федерации, участие в формировании системы особо охраняемых природных территорий; 10) участие в реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества. 9. В соответствии с основными задачами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия территориальный орган Госкомэкологии России: 1) участвует в разработке предложений по основным направлениям государственной экологической политики, совместно с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды организует разработку и реализацию территориальных программ и экологических проектов, участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и инвестиционной политике; 2) подготавливает предложения по совершенствованию правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Госкомэкологии России; 3) осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на: а) осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; б) утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных); в) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду; г) добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов; д) проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования; е) регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других организаций по разведению редких и исчезающих видов животных и растений; 4) согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции региональные нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие; 5) участвует в подготовке предложений по формированию и использованию средств территориального экологического фонда, а также контролирует их целевое использование; 6) осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных органов, предприятий и организаций; 7) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие; 8) участвует совместно с территориальными органами других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в ведении кадастров природных ресурсов субъекта Российской Федерации, а также в ведении кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, осуществляет периодическое издание регионального кадастра особо охраняемых природных территорий; 9) составляет и ведет перечень опасных отходов (в том числе радиоактивных), организует и ведет учет таких отходов, а также мест их размещения на территории субъекта Российской Федерации; 10) обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях; 11) совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти подготавливает предложения по разработке экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах; 12) организует совместно с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности территориального органа Госкомэкологии России, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования; 13) проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; 14) осуществляет в установленном порядке общее руководство функционированием государственной системы экологического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации; 15) организует и проводит государственную экологическую экспертизу, а также контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы; 16) организует и осуществляет на территории субъекта Российской Федерации государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований; 17) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия; 18) разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды; 19) обеспечивает совместно с территориальными органами других специально уполномоченных государственных органов охрану морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне; 20) разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими государственными органами в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий; 21) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения; 22) в пределах своей компетенции координирует деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе по вопросам: - организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; - лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия; 23) координирует природоохранную деятельность Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации, а также иных организаций и учреждений Госкомэкологии России, расположенных на данной территории; 24) организует подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды в субъекте Российской Федерации, участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации; 25) осуществляет в пределах своей компетенции контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Госкомэкологии России, за деятельностью иных особо охраняемых природных территорий федерального значения, не входящих в систему Госкомэкологии России, а также осуществляет управление особо охраняемыми природными объектами и территориями регионального и местного значения, находящимися на территории субъекта Российской Федерации и переданными в ведение территориального органа Госкомэкологии России; осуществляет меры по развитию системы особо охраняемых природных территорий в субъекте Российской Федерации, сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов; 26) ведет Красную книгу субъекта Российской Федерации; обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги Российской Федерации; 27) участвует в реализации совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, участвует в международном сотрудничестве в этой области, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области; 28) участвует в организации переподготовки и повышении квалификации кадров; 29) в пределах предоставленных полномочий осуществляет управление подведомственными органами и организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием ими финансовых и материальных ресурсов; 30) обеспечивает развитие материально-технической базы подведомственных организаций и осуществляет контроль за ее эффективным использованием. 10. Территориальный орган Госкомэкологии России, его местные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия; 2) запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организаций, расположенных или осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия; 3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, о выполнении планов, программ и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования; 4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования; 5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранительного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности; 6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования; 7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании; 8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы; 9) во взаимодействии с территориальными органами специально уполномоченных на то органов исполнительной власти останавливать и осматривать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; 10) проверять во взаимодействии с территориальными органами соответствующих органов исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил; 11) запрещать ввоз на территорию субъекта Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемых с нарушением экологических норм и правил; 12) взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее; 13) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства; 14) утверждать уставы подведомственных организаций; 15) назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном действующим законодательством; 16) публиковать либо передавать для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения. 11. По решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды территориальный орган Госкомэкологии России может наделяться дополнительными функциями, не противоречащими статусу специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 12. Должностные лица территориального органа Госкомэкологии России имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. 13. Территориальный орган (министерство, государственный комитет, комитет, департамент) Госкомэкологии России возглавляет руководитель (министр, председатель, начальник), назначаемый Председателем Госкомэкологии России по согласованию с администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 14. Руководитель территориального органа Госкомэкологии России: 1) осуществляет общее руководство деятельностью территориального органа Госкомэкологии России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, утверждает в пределах установленной численности работников аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и положение о подразделениях аппарата, положения о местных природоохранных органах, а также организует бухгалтерский учет и утверждает составленную в установленном порядке бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета; 2) издает приказы, распоряжения (и иные акты), дает указания, утверждает инструкции (в соответствии с его компетенцией), обязательные для исполнения работниками территориального органа Госкомэкологии России и подведомственных организаций и учреждений; 3) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности (по согласованию с органами местного самоуправления) руководителей местных (городских, районных, межрайонных) природоохранных органов, а также (по согласованию с Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Госкомэкологии России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) начальника Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации; 4) вносит предложения о назначении на должность и освобождении от занимаемой должности руководителей организаций и учреждений, подведомственных Госкомэкологии России, находящихся на территории субъекта Федерации. 15. В территориальном органе Госкомэкологии России образуется Коллегия в составе руководителя (председателя), его заместителей по должности, руководителей управлений и отделов, ведущих ученых и специалистов. Персональный состав Коллегии утверждается приказом Председателя Госкомэкологии России по согласованию с администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности). 16. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности территориального органа Госкомэкологии России, подведомственных учреждений, организаций и предприятий, результаты проверок исполнения принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает руководителей органов управления и других должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Госкомэкологии России. 17. В территориальном органе Госкомэкологии России создаются: 1) Научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других организаций; 2) Совет государственной экологической экспертизы. Персональный состав указанных советов и положения о них утверждаются руководителем территориального органа Госкомэкологии России. 18. Территориальный орган Госкомэкологии России является юридическим лицом, имеет бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать. ____________ Приложение 2 к приказу Госкомэкологии России от 12.08.97 г. N 345 П О Р Я Д О К подготовки, представления, прохождения и утверждения в Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды Положения о территориальном органе Госкомэкологии России 1. Территориальный орган Госкомэкологии России на основании Типового положения о территориальном органе Госкомэкологии России разрабатывает проект Положения о нем. 2. Проект Положения о территориальном органе Госкомэкологии России может быть направлен разработчиком на согласование в администрацию (Правительство) субъекта Российской Федерации. 3. Согласованный (что подтверждается наличием печати администрации (Правительства) субъекта Российской Федерации) проект Положения о территориальном органе Госкомэкологии России (8 подлинных экземпляров) направляется в Управление кадров и правового обеспечения Госкомэкологии России. 4. Входной контроль, проверку комплектности и правильность оформления осуществляет Отдел учета и систематизации законодательства Управления кадров и правового обеспечения. Если поступившие документы некомплектны или неправильно оформлены, то Управление возвращает их территориальному органу для доукомплектования или дооформления. 5. Проверку соответствия представленных материалов Типовому положению о территориальном органе Госкомэкологии России в Управлении кадров и правового обеспечения осуществляет Правовой отдел. 6. Оформление и регистрацию утвержденных положений о территориальных органах Госкомэкологии России осуществляет в Управлении кадров и правового обеспечения Отдел учета и систематизации законодательства. 7. Утверждение проекта Положения в Госкомэкологии России возлагается на ответственного представителя территориального органа Госкомэкологии России. 8. Утвержденные, оформленные и зарегистрированные в Госкомэкологии России экземпляры положения о территориальном органе Госкомэкологии России распределяются следующим образом: один экземпляр направляется в Управление кадров и правового обеспечения (Отдел учета и систематизации законодательства) Госкомэкологии России; один экземпляр направляется в Управление организационно-административного обеспечения; один экземпляр направляется в Управление финансов и экономики; пять экземпляров в установленном порядке направляются заказным письмом (или передаются на руки ответственному представителю территориального органа Госкомэкологии России) в территориальный орган Госкомэкологии России. 9. Территориальный орган Госкомэкологии России передает: один экземпляр - в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; один экземпляр - в финансовые и экономические органы исполнительной власти по месту нахождения территориального органа Госкомэкологии России; один экземпляр - в банк по месту нахождения территориального органа Госкомэкологии России для открытия счетов; один экземпляр - в официальные средства массовой информации субъекта Российской Федерации в установленном порядке. ____________

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176
____________________________________________________________________

В целях определения государственной стратегии действий Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также руководствуясь документами Конференции ООН по окружающей среде и развитию,

постановляю:

1. Одобрить Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития согласно приложению.

2. Правительству Российской Федерации:

утвердить в 2-месячный срок план действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы в качестве первого этапа реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития;

разработать и внести в 1994 году на рассмотрение Президента Российской Федерации проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающей сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.

3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития

Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений

В целях обеспечения экологически безопасного устойчивого развития осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений. Хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития:

экологически обоснованное размещение производительных сил;

экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

экологически безопасное развитие сельского хозяйства;

неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;

рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Охрана среды обитания человека

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусматриваются следующие основные направления деятельности:

создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

улучшение качества продуктов питания;

обеспечение населения качественной питьевой водой;

предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

обеспечение радиационной безопасности населения;

предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

экологическое воспитание и образование населения.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России

В целях преодоления обострившихся противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды предусматриваются следующие основные направления деятельности:

выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;

преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал;

осуществление программы "Возрождение Волги";

восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря;

защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;

сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы;

решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования;

сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса "Кавказские Минеральные Воды".

4. Участие в решении глобальных экологических проблем

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности:

сохранение биоразнообразия;

охрана озонового слоя;

предотвращение антропогенного изменения климата;

охрана лесов и лесовосстановление;

развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);

восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;

решение проблем Мирового океана.

Введение

В современном мире проблемы связанные с охраной природы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности привело к интенсивному, нередко разрушительному воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. Это резко ухудшило состояние природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций. В данной работе представлена информация о состоянии окружающей среды, а также данные о затратах на охрану окружающей среды. Многие показатели приведены по федеральным округам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам Российской Федерации.

Охрана окружающей среды в России

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Затраты на охрану окружающей среды - общая сумма расходов государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или опосредованное природоохранное значение, которая включает как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охраной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому и иному обслуживанию природоохранной деятельности.

Текущие затраты на охрану окружающей среды - все расходы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счет собственных или заемных средств предприятия, либо средств государственного бюджета.

Сюда относятся следующие затраты: по содержанию и эксплуатации основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля над выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на научно-исследовательские работы и работы по экологическому образованию кадров.