Экологическо проектная деятельность в старшей группе. Мдоу "сказка" с. сергиевск

№1Форум

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире,значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

№2

Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.

В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе.

Почему была выбрана тема «Экология воды»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду спросили, почему родители не водят их купаться на наше озеро Банное? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Экология воды».

№3

Выбралитему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.

№4

Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Определили следующие задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Выстроили систему педагогического взаимодействия:

· Организованное обучение в клубнойработе.

· Совместная деятельность взрослого с ребенком.

· Самостоятельная деятельность детей.

№5

Формами обучения стали:

· Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.

· Занятия

· Экскурсии

· Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

· Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

· Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

· Целевые прогулки на природе

· Игры: подвижные, дидактические, настольные

· Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

· Создавали агитационные плакаты

· Организовывали труд в уголке природы, на участке детского сада

· Экспериментировали, вели поисковую деятельность на интересующие вопросы

· Работали с календарем природы, вели дневники наблюдений

· Создавали книги самоделки, в которых придумывали занимательные истории.

· Проводили экологические праздники.

№6

Работа направлена на:

· Развитие речи

· Развитие логического мышления

· Пробуждение воображения и фантазии

· Обобщение представлений о природе

· Классификация представлений о природе.

· Развитие коммуникативных качеств у детей.

№7

Вели совместную деятельность взрослые и дети, в которой отразились такие формы:

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о природе;

Экспериментальная и поисковая деятельность;

Труд в уголке природы и на участке детского сада;

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений

Совместные экологические праздники и театрализованные представления;

Создание газет с семейными историями

Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.

№8

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

№9

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей ктому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

№ 10

А мы готовили интересные беседы:

Ø «Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

Ø «Как поступает вода в наши дома».

Ø « Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

Ø «Значение воды».

Ø «Мировой океан».

Ø «На пруду».

Ø «Ручейки и озера».

Ø «Родники. Образование родников».

Ø «Почему воду нужно беречь».

Ø «Берегите воду».

Ø «Кто живетв реке, море, океане?» и много других.

Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношениек воде.

№11

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

Ø «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы»и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.

Ø «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники

№12

«Красота воды»,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.

№13

Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

Ø Вода прозрачная.

Ø У воды нет вкуса.

Ø У воды нет запаха.

Ø Лед – твердая форма воды.

№ 14

Пар – это тоже вода.

Ø Лед легче воды.

Ø Вода не имеет формы.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие, вели дневники наблюдений.

Поняв, что интерес не угас к данной теме, мы продолжили занятия, выделяя красоту воды и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Были проведены следующие занятия:

§ Мы пришли на водоем».

№15

Интегрированное занятие «У царя Нептуна в подводном царстве».Гдедети совершили путешествие в «подводный мир» и смогли, как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек. Они помогли царю Нептуну освободить морских жителей. После чего дети «расколдовали» морских жителей при помощи рисования свечками, по мокрому листу бумаги.

№ 16

Интегрированное занятие «Аквариум». Это занятие включило в себя наблюдение за рыбками в аквариуме + аппликация с элементами лепки.

Интересными для детей были занятия:

§ «Берегите воду».

§ «Вода вокруг нас».

§ «Свойства воды».

№17

Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущиена территории детского сада. Сосна так понравилось детям, что они решили ее зарисовать и назвали свои рисунки «Хрустальное дерево». Наблюдали с детьми за облаками, после чего выполнили аппликацию. После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте и сделали выводы о том, как образуются моря. Наблюдали за снежинками, за первым снегом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали,делали аппликацию, вносили записи в дневники наблюдений.

№18

Оформили из детских рисунков книжки - самоделки

№19

и придумали по ним замечательные истории.

В нашей деятельности активно участвовали родители, дети из других групп: проведение совместных опытов, участие в тематических занятиях.

№20

Завершением нашей деятельности стало театрализованное представление, сочиненное воспитателем совместно с детьми, «Живой колодец».

№21

В котором мы с детьми постарались рассказать всем о том, как важно охранять и заботиться о чистоте водоемов, которые находятся рядом с нами. Оформили агитационные плакаты о правильном поведении в природе в том числе на берегу реки. Родители помогли разместить агитационный материал на пляже и на входе в парк нашего села.

№22

Были оформлены семейные газеты, в которых родители рассказали свои семейные истории, произошедшие с ними в природе.

Вывод : мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

№23

Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:

На начало года низкий уровень знаний о состоянии воды в природе, участие в экспериментах, наблюдениях, бережного отношения к воде составил 52%, а вот на конец года он уже составлял 0%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился на 8% и составил – 28%. Высокого уровня на начало года было всего – 28%, а вот уже на конец – 72%., повышение составило 44%.

№24

Продолжительность проекта составила два учебных года – с 2007 по 2009 год, в старшей и подготовительной группах.

В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.

Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).



«ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста »


«Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»


«Логопедия : Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»


«Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»

Экологический проект

Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Возраст детей 6 лет

Количество детей – 10

Составила:

Лопаева Татьяна Юрьевна

Воспитатель 1 к к.

п. Лобва

2014г.

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября . Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника»

Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№122 «Красное солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов и актуальным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Беседуя с детьми, я поняла, что ребята очень мало знают о насекомых. Многие дети с отвращением относятся к ним. Некоторые дети боятся насекомых, губят их, потому что не знают о пользе, которую они приносят. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Поэтому в нашей группе была организована проектная деятельность по теме: «Маленькие жители Земли». Проект был направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир.

Я предположила, что погружение в мир насекомых поможет воспитанникам по-новому взглянуть на их роль в жизни различных растений и животных, осознать зависимость численности и жизнеспособности самых маленьких обитателей нашей природы от экологического состояния окружающей среды.

Передо мной была поставлена цель - углубить знания детей о многообразии насекомых населяющих наш родной край; научить различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы; сформировать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

В процессе осуществления проектной деятельности решались следующиезадачи:

1. Расширить знания детей о новых, еще неизвестных для них, насекомых (их внешнем виде, особенностях строения, поведения, значимости в природе).

2. Закрепить умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.

3. Закрепить умение воспроизводить полученные впечатления в творческой деятельности.

4. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношениек природе.

5. Обогатить словарный запас экологическими терминами, развивать связную речь детей.

6. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.

7. Формировать умение решать проблемные ситуации экологической направленности.

8. Развивать двигательную активность детей.

Предполагаемый результат проекта:

Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения образовательной деятельности.

Презентация собранных материалов (выставки детских рисунков, поделок; выставки поделок, сделанные родителями; выставки коллекций игрушек, книг, пособий о насекомых)

Изготовление декораций, костюмов драматизации сказки о насекомых.

Итак, на первом этапе работы над проектом была поставлена цель, исходя из интересов и потребностей. Дошкольники вовлекались в решение проблемы. Определились задачи и предполагаемый результат проекта. Был намечен план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей. Собирался материал, информация о насекомых.

С родителями группы был обсужден план о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта. Давались домашние задания родителям и детям. Проводились консультации для родителей: «Если ребенок боится насекомых», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Родители с детьми составляли и записывали рифмовки о насекомых; помогли в изготовлении костюмов для сказки о насекомых; принимали активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала на тему «Наши меньшие друзья».

Второй этап работы предполагал проведение намеченных мероприятий:

Оформление групповой библиотеки «Обитатели планеты»;

Фотовыставки, стенгазеты с мест наблюдений;

Коллекция дидактических игр по теме проекта;

Коллекция иллюстраций;

Коллекция поделок «Насекомых»;

Выставки детских рисунков и поделок;

Изготовление коллажа «Маленькие жители большой Земли»;

Разработка сценария сказки;

Создание «Книги экологических правил».

Третьим этапом стала разработка модели проекта на основе правил поведения при встрече с насекомыми и в целом в природе.

На следующем этапе проекта была выпущены «Книга экологических правил», создан коллаж «Наши соседи», составлена сказка о насекомых в стихотворной форме.

Заключительным этапом проекта стала Презентация нашей деятельности: д раматизация сказки о насекомых «Наши меньшие друзья». Данная сказка была показана родителям группы, детям нашего детского сада. В рамках городского театрального фестиваля, на котором мы представили спектакль по мотивам сказки о насекомых, мы одержали победу и были отмечены дипломом группы компаний «Эковоз» «За чуткое и бережное отношение к природному миру».

Подводя итоги проделанной работы, могу отметить следующее:

в процессе работы над проектом у детей расширились знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. Ребята научились находить сходства и различия насекомых, узнали о пользе насекомых. Было отмечено детьми разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. В процессе реализации проекта дети познали мир насекомых, научились смотреть на него со стороны настоящих исследователей; научились бережно относится ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых. У детей сформировано чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям нашей планеты.

Таким образом, можно сделать вывод: воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует развитию самосознания дошкольника.