Закон об образовании и экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность в сфере образования

Отчёт учителя-экспериментатора об опытно- экспериментальной

и инновационной деятельности за 2015/16уч.год

    Общие сведения об учителе

    1. ФИО: Мутуева Цыбегмит Цыреннамдаковна

      Предмет: химия

      Стаж работы: 27 года

      Учебный год

      Экспериментальный класс

      11проф

      9 класс

    2. Повышение квалификации (курсы, семинары (тема, год, месяц, место прохождения)): КПК

по теме «Реализация идей ФГОС второго поколения в процессе преподавания химии»2014 год, Агинское, «Достижение требований ФГОС в обучении химии»,2013г., Чита

    Краткая информация об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

    1. Тема эксперимента (инновационной деятельности): «Познавательная активность и ее развитие на уроках химии»»

      Цель эксперимента: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий и методов обучения.
      Задачи эксперимента:

    повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    усиление прикладного, практического характера химии;

    развитие способностей обучающихся через овладение надпредметными способами деятельности, рефлексией.

Срок проведения эксперимента: 2014-2015

2.3 Ожидаемые результаты эксперимента: Развитие мыслительных операций учащихся путем включения их в познавательную коллективную деятельность на уроке и внеурочное время.

2.4 Форма подведения итогов эксперимента: Обобщение опыта работы, мастер-класс

3. Краткий анализ содержания ОЭ и ИД

3.1. Дидактические формы работы с учащимися

Практическое занятие

Исследовательская работа

Проектная деятельность

Самостоятельная работа

Коллективные учебные занятий с созданием ситуации взаимообучения

Экскурсия

3.2. Применение новых технологий обучения

Характеристика используемых УМК (их соответствие целям и задачам эксперимента)

УМК: Автор, название, состав УМК, издательство, год издания

Анализ

О.С. Габриелян

Соответствует ли предлагаемый материал задачам эксперимента?

Не полностью соответствует

Доступность и научность изложения материала

Способствует развитию практических умений и навыков

Достаточно ли творческих, развивающих задач?

Не достаточно

Позволяет ли методический аппарат организовать самостоятельную работу учащихся?

Не в полной мере

Оформление учебника

Достаточно красочное, содержит много иллюстраций

    Распространение передового опыта и педагогических идей по результатам ОЭ и ИД.

    1. Разработка учебно-методических материалов по теме эксперимента (название, вид (печатное, электронное), где опубликовано или уровень экспертизы (муниципальный , региональный, федеральный ), как используется) - методические разработки уроков по технологии деятельностного подхода,

4.2. Трансляция положительного опыта реализации ОЭ и ИД

Тема

Форма

(реферат, творческая работа, доклад, публикация, открытый урок)

Уровень

(федеральный, региональный, муниципальный)

    Поззнавательная активность на уроках химии

Деятельностная модель урока химии в условиях ФГОС

Открытый урок

Семинар зам. поНМР

Семинар учителей химии

Познавательная активность и ее развитие на уроках химии

Обобщение опыта, мастер -класс

Муниципальный

Обучение в малых группах сотрудничества

Открытый урок, 9 класс

муниципальный

    Характеристика и результаты мониторинга эффективности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности. По результатам анкетирования среди 9-х классов, можно сделать вывод, что навык рефлексивной деятельности у учащихся сформирован. Они могут объективно оценить свои знания и указать на существующие пробелы в знаниях (расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, работать с электрохимическим рядом напряжений металлов, решать задачи). По видам деятельности на уроках химии учащиеся отдают предпочтение: 71% - лабораторным работам, 14% - презентации самостоятельных и творческих работ с использованием ИКТ, 9% - самостоятельной работе, 5% - другие виды работ.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«/ » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

В классах, где регулярно проводится подобная рефлексия, отмечается более высокий уровень активности учащихся, сформирован навык рефлексии своей деятельности.

За последние три года увеличились показатели качества знаний и степени обученности учащихся.

При 100% успеваемости качество знаний в межаттестационный период составило:


СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ:

Учащиеся являются постоянными участниками школьного и районного этапа предметной олимпиады по химии, принимают участие в конкурсах, проектах, активно работают в школьном и районном научном обществе учащихся (НОУ). Выступают с докладами и представляют свои исследовательские работы на конференциях различных уровней.

2014-2015 учебный год –Муниципальный этап ВОШ-Ринчинова Ц., 1м., 11кл., Дармаева Б., 11кл.,

НПК «Шаг в будущее»-Базарбанина Ж.1м.

6. Выводы, проблемы, возникающие при подготовке инновационных и экспериментальных проектов, предложения.

Трудности в работе и пути их преодоления: Перспективы дальнейшего развития и совершенствования опыта.
Направление развития образования определяется ФГОС второго поколения. В содержании и методах обучения предполагается смещение целевого акцента обучения с усвоения объема знаний на усвоение учащимися методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. При этом выделяют личностную успешность как полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Представленный опыт соответствуют современным тенденциям в развитии образования. Перспективы в совершенствовании подходов к формированию потребности обучающихся в активной познавательной деятельности, в самоактуализации через различные виды деятельности.



1

Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное нововведение. Инновационная деятельность - это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т.п.

В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями; полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности выполняет функцию обратной связи.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.

Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.

Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).

Педагогическая деятельность преподавателя - инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности - образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).

Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие личности в условиях инновации.

Инновационные изменения в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личноcти в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое.

Ввиду многоаспектности инновационной деятельности в образовании ограничимся рассмотрением только одной проблемы - вопросов разработки современной технологии обучения.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология связана системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки цели до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Педагогическую технологию следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом. Современная технология обучения представляет собой системный подход проектирования, реализации, контроля, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения.

Структурными составляющими технологии обучения являются: цели и содержание обучения; методы и средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; студенты и преподаватели; результат обучения.

К педагогическим технологиям предъявляются следующие общие требования:

Трансформация содержания образования в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучающиеся; этот проект включает в себя характеристику ориентировочной основы деятельности, ее мотивационное и операционное обеспечение;

Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач или задачных ситуаций, обеспечивающих последовательную ориентировку в некоторой предметной или ценностной сфере);

Представление способов решения задач из данной предметной сферы;

Построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности учебных действий и ситуаций;

Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса;

Мотивационное обеспечение технологий на основе создания возможностей самореализации студентов;

Использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно- воспитательной ситуации.

Теоретической основой новой технологии обучения выступают: деятельностный, компетентностный и исследовательский подходы, а также концепция личностно-ориентированного обучения. Назовем эту технологию интегративной, поскольку она интегрирует множество подходов.

В основу методологии интегративной технологии обучения, прежде всего, следует заложить деятельностный подход. Как известно, психологическая структура деятельности включает в себя предмет, цели, мотивы, и средства деятельности, действия и операции, а также результат деятельности. Предметом совместной деятельности преподавателя и обучающихся выступает содержание изучаемых дисциплин: понятия, законы, принципы, правила, задачи, проблемы и другие учебные элементы. Цели и содержание обучения отражаются в образовательных стандартах, учебных программах и учебниках. В интегративной технологии обучения проектируется совместная деятельность преподавателя и учащихся, направленная на решение учебных задач и проблем, в процессе решения которых, учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в учебных программах. Учебно-познавательная деятельность обучающихся органически должна сочетаться с исследовательской, коммуникативной, практической и другими видами деятельности, направленными на формирование и развитие компетенций, предусмотренных ФГОС.

При определении целей и содержания обучения следует опираться на компетентностный подход. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в основу целей обучения закладываются компетенции, которые уточняются через знания и действия, подлежащие усвоению. Одна из основополагающих целей подготовки специалиста в вузе - формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способностей, позволяющих специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность молодого специалиста включает в себя социально- личностные, общенаучные, экономические, организационно-управленческие и специальные компетенции. Развернутое описание этих компетенций в форме перечня знаний, умений и способностей по той или иной специальности становится содержанием ФГОС нового поколения.

Кроме того, в составе профессиональной компетентности специалиста необходимо выделить профессиональную направленность: интерес к профессии, готовность к профессиональной деятельности, стремление применять свои знания, умения, способности в избранной профессии.

Одним из инновационных подходов к образованию является исследовательский подход, который направлен на развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих способностей (креативности). Исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков осуществляется в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира. При исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимся новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение предполагает усвоение новой информации путем организации исследовательской деятельности учащихся. В психологическом плане учебно-познавательная деятельность обучающегося при определенных условиях приближается к исследовательской деятельности ученого. Разница в том, что учащийся в процессе обучения добывает знания, являющиеся новыми субъективно (для него), а ученый добывает новые знания путем исследований в соответствующей отрасли науки (для общества).

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:

Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;

Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Исследование - всегда творчество, и в идеале представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Оно имеет чрезвычайно важное значение в развитии творческих способностей учащихся в процессе обучения. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками.

В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.

Одним из современных типов развивающего обучения является личностно-ориентированное обучение. В этом случае обучение понимается как совместная деятельность преподавателя и учащегося, направленная на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств в образовательном процессе..

Личностно ориентированное образование следует рассматривать как организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и способностями студентов, с учетом требований социума к нравственному, интеллектуальному и профессиональному уровню подготовки будущих специалистов. Речь идет об образовании, которое ориентируется не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жизнедеятельность учащегося, т.е. на его нравственный облик, культуру, мировоззрение, интересы, интеллект (качество ума), отношения, эмоции, здоровье и образ жизни.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида. Наряду с опытом усвоения и применения знаний, способами решения задач и творческим опытом студент должен овладеть опытом «быть личностью».

Что значит быть личностью? Личности присущи следующие свойства и линии поведения:

Осознанный выбор профессии;

Нравственная воспитанность и культура;

Социальная ответственность;

Стремление к самореализации, к социальному признанию;

Рефлексивное сознание;

Ценностные ориентации;

Избирательное отношение к окружающему миру; личная позиция;

Стремление к самообразованию, саморазвитию;

Поиск жизненного смысла;

Индивидуальность, уникальность.

Образовательный процесс в целом и технология обучения в частности опираются на определенную систему принципов. Принципы интегративной технологии обучения должны опираться на общие закономерности, установленные психолого-педагогической наукой, и одновременно выражать специфические закономерности. Как известно, в педагогике разработана система дидактических принципов, включающая такие принципы, как: единство обучения и воспитания; научность обучения; связь теории с практикой; системность обучения; сознательность и активность учащихся; наглядность обучения; прочность знаний. Проектирование и реализация любой технологии обучения опираются на эти принципы. Однако в интегративной технологии обучения необходимо выделить и специфические принципы. Поскольку она сочетает в себя различные концепции, подходы и методы обучения, то должна строиться на следующих дидактических принципах: модульности; индивидуализации; гибкости; сотрудничества (паритетности); обратной связи.

Принцип модульности предполагает использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения обучающимися содержания учебного материала. В соответствии с этим принципом обучение строится по модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины. Содержание каждого модуля включает следующие структурные элементы:

Дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий для обучающихся;

Собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы;

Методическое обеспечение процесса усвоения знаний, умений и навыков (методы и средства обучения, планы всех видов занятий, задания для самостоятельной работы, тесты и т.д.);

Информацию о возможных способах освоения содержания учебного модуля и методах контроля и самоконтроля результата учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип индивидуализации обучения означает необходимость создания условий для формирования и развития индивидуально-психологических качеств личности учащегося, возможность выбора целей, содержания, форм и способов организации учебной деятельности, а также учиться в индивидуальном темпе. Для индивидуализации содержания обучения необходима диагностика исходного уровня знаний обучающихся и на этой основе определение их потребностей в знаниях. Диагностика должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля. Этот принцип предполагает также вариативность методов и средств, гибкость системы контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Принцип гибкости требует построения учебной программы таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемых. Кроме того, этот принцип как стержневая характеристика интегративной технологии обучения означает способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и научно-техническим условиям.

Принцип сотрудничества требует субъект-субъектного взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем. Он предполагает сотрудничество между преподавателем, выступающим в роли консультанта-координатора, и обучающимися, самостоятельно усваивающими учебный материал модуля. Сотрудничество (кооперация) - это совместная работа нескольких человек, направленных на достижение общих целей. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, они достигли больших успехов, чем при индивидуальной работе. Учебное сотрудничество создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели (совместное решение учебной задачи, анализ ситуации, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проекта, написание отчета, обсуждение и решение проблемы, выпуск газеты и т.д.).

Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала каждого модуля. Обратная связь в процессе обучения - это информация о результате учебно-познавательной деятельности обучающихся, на основе которой принимается решение о дальнейшем этапе обучения.

Кроме того, интегративная технология обучения должна опираться на принципы личностно-ориентированного обучения: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Принцип самоактуализации. В каждом человеке существует потребность в актуализации и реализации своих интеллектуальных, коммуникативных, физических и других способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе целей, содержания форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальное и коллективное творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности каждого учащегося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности студента, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию личности.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от авторитарного стиля в педагогической деятельности. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащегося.

Учебный материал должен быть субъективно значим для обучающегося; организация его учебно-познавательной деятельности должна учитывать актуальный уровень его развития;

Систематически стимулировать обучающегося к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие;

Учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у учащегося оставалось право выбора (возможность выбора учебных задач);

Всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработки учебного материала;

Не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.

Основной акцент делается не на передачу информации, а на организацию различных видов деятельности обучающихся. Меняется статус преподавателя: он становится менеджером учебного процесса. Меняется содержание образования: не информация о деятельности, а деятельность, основанная на информации..

Изменение целей, содержания и форм обучения оказывают существенное влияние на характер общения преподавателя и студентов, на атмосферу их взаимодействия (партнерство, равенство субъектов в образовательной деятельности, взаимная ответственность при принятии решения, положительный эмоциональный фон).

В современном образовательном процессе, исходя из целей и содержания образования, направленных на формирование той или иной компетентности, на развитие и воспитание личности будущего специалиста, в основу технологии образования необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач (проблем).

Наиболее эффективными методами в современной образовательной технологии являются: методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристические и исследовательские методы), групповые методы (метод «мозгового штурма», ситуационный метод, групповая дискуссия, игровые методы), метод проектов, метод моделирования, лабораторный эксперимент, вовлечение студентов в производительный труд во время практики и др.

При этом студент не получает готовых знаний, а добывает их; причем знания как таковые не являются целью образования, а становятся средством решения поставленных задач. Результатом такого обучения становится не только новые знания, но и умение их применять для решения задач. Активная учебно-познавательная и исследовательская деятельность студента способствует развитию его личностных качеств - способностей, ответственности, самостоятельности и др. В процессе совместной деятельности в группе развиваются его коммуникабельность, умение слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, вести дискуссию, убеждать других, уважать чужое мнение, сотрудничать с людьми. У отдельных студентов развиваются также лидерские качества.

В интегративной технологии обучения необходимо также предусмотреть применение электронных (компьютерных) средств. При электронном обучении, кроме традиционных средств обучения, в совокупности с компьютерами используется целый ряд новых средств, а именно: электронные издания учебников и учебно-методических пособий, информационно-справочные электронные издания, издания общекультурного характера, средства Интернет, виртуальные лаборатории и др. Все эти средства можно объединить под названием «компьютерные обучающие системы». Электронные издания, прежде всего, выполняют те функции, которые не могут выполняться книгой (например, управление учебно-познавательной деятельностью студентов, автоматизированный контроль их знаний и др.).

Библиографическая ссылка

Шарипов Ф.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 103-107;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11071 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Управление инновационной, экспериментальной деятельностью

педагогов в общеобразовательной школе

Т.А. Красильникова, заместитель директора

по учебной работе МБОУ "СОШ № 20"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач :

    обеспечение инновационного характера базового образования;

    модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

    создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

    формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность приспособления к новым задачам и условиям жизни».

На первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому каждой школе необходима своя комплексно-целевая программа развития детской одаренности, одаренных детей.

Наша школа с 2008 года – участник городской экспериментальной площадки «Современные технологии развития детской одаренности в условиях общеобразовательной школы города Рязани», целью которой является содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику общеобразовательных школ города Рязани. На основе Программы ГЭП мы разработали свою комплексно-целевую Программу, цель которой не только содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику школы, но и создание условий для оптимального развития детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей, поддержка исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

1. Организация повышения квалификации педагогов-экспериментаторов в области теоретических исследований детской одаренности, освоение ими современных технологий ее развития, применимых в условиях общеобразовательной школы.

2. Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

3. Апробация освоенных педагогами технологий развития детской одаренности и выявление условий их эффективного применения в общеобразовательной школе.

4. Создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации участников Программы на научно-исследовательскую деятельность.

5. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности

6. Профориентация молодежи на наукоемкие профессии.

7. Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Подготовка педагогов, имеющих высокую квалификацию в сфере развития одаренности у детей в условиях общеобразовательной школы.

2. Определение современных возможностей обогащения развивающей среды школы как фактора развития одаренности детей.

3. Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4. Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

5. Подготовка материалов с результатами эксперимента и методическими рекомендациями по их внедрению в практику общеобразовательных школ.

6. Публикация и распространение материалов эксперимента.

Мы считаем, что для успешной работы по развитию детской одарённости необходимы следующие условия:

Осознание важности работы всеми членами педколлектива;

Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с детьми;

Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

Включение в работу учителей, обладающих определенными качествами.

Вступление школы в экспериментальную деятельности привело нас к необходимости научиться управлять изменениями, если хотим достигать экстраординарных результатов. Нам было нужно, чтобы изменения, происходящие в нашей жизни, были позитивными и приводили нас к успеху.

Первая реакция на любое изменение – сопротивление.

Сопротивление – это только внешнее проявление другого процесса – того, как люди проверяют новые идеи. Лучший способ использовать это сопротивление – помочь людям следовать этому систематическому процессу проверки.

Профессор Джон Коттер в своей книге «Управление изменениями» выделяет следующие причины сопротивления:

Боязнь потерять что-то ценное;

Слабая коммуникация между руководителем и персоналом;

Различная оценка ситуации;

Боязнь процесса адаптации.

Выделяем следующие этапы вхождения в экспериментальную деятельность:

    актуализация – объяснение необходимости изменений;

    первичное внедрение (участие только добровольное);

    мониторинг и анализ предварительных результатов (безоценочный);

    внесение корректив в план реализации;

    мотивационный (по постепенному вовлечению заинтересованных лиц);

    публичное предъявление продукта;

    поощрение участников;

    активное внедрение в практику деятельности школы, максимальное увеличение количества участников.

По мнению Джона Коттера, важнейшая роль в процессе изменений отводится самому первому этапу, на котором нужно заинтересовать людей в изменениях, пробудить в них чувство крайней необходимости изменений. Необходимо вызвать у людей эмоции, чувства, чтобы они сами захотели меняться, только тогда преобразования будут качественными и успешными. Согласно плана работы городской экспериментальной площадки специалистами Центра ПМС-сопровождения детей и подростков были проведены семинары-практикумы для педагогов общеобразовательных школы – участников эксперимента: «Одаренность и одаренный ребенок. Рабочая концепция одаренности», «Экопсихологический подход к проблеме развития детской одаренности». С целью развития креативности педагогов специалисты Центра ПМСС на этих семинарах также проводились социально-психологические тренинги, на которых активность участников являлась основной формой поведения. Она подразумевала постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие. В жизни человек часто замыкается в себе, сосредотачиваясь лишь на собственных проблемах. Необходимо было научиться сочетать эту погруженность в себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощрялась конструктивная полемика между участниками, включая руководителя тренингов. В дальнейшем мы также использовали такую форму работы на встречах педагогов-экспериментаторов в рамках школы, с целью дальнейшего самораскрытия, открытия в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство уверенности и доверия к самому себе; изучения возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми. На первом этапе был также проведен педагогический совета «Система работы с одаренными детьми». Цель: формирование образовательного пространства, мотивирующего детей к самореализации и саморазвитию. Задачи:

1) создание организационно-педагогических условий в рамках урочной деятельности;

2) формирование инновационного развивающего пространства;

3) создание условий для самоопределения педагогов;

4) психологическое обеспечение деятельности педагогов и учащихся.

На этапе внедрения в силу объективных причин менялся состав участников экспериментальной деятельности. На сегодняшний момент серьезной проблемой является отсутствие в составе нашей группы педагога-психолога. Заставить учителя насильно профессионально развиваться невозможно. Известная восточная мудрость гласит: «Можно сколько угодно раз подводить коня к воде, но невозможно заставить его пить». Сегодня мы делаем акцент на самообразование, саморазвитие, самодиагностику.

Повышению педагогического мастерства учителей способствовало обучение на курсах («Свободное программное обеспечение в образовательном пространстве», «Формирование компетентностного подхода в работе учителя физики», «Инновации в преподавании курса физики в средней школе», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века(Intel Обучение для будущего)»), участие в работе семинаров («Актуальные вопросы математического образования», «Современные тенденции математического образования») и вебинаров.

Самообразование педагогов осуществлялось по темам:

    Формирование умственной культуры в процессе обучения математике.

    Применение технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения на уроках математики.

    Формирование умственной культуры в процессе обучения физике.

    Развитие познавательного интереса к предмету географии.

    Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения через анализ художественного произведения.

    Имя существительное в системе русского языка в начальной школе.

    Технология развития мышления на уроках литературы.

В результате поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся педагогическая мастерская каждого учителя пополнилась наряду с традиционными новыми активными методами и формами обучения:

Методы и средства

обучения

Организационные

формы

Используемые технологии

Проблемные

поисковые

эвристические

игровые

исследовательские

проектные

Урок-лекция

урок-консультация

урок-практикум

урок-конференция

урок-зачет

урок -путешествие

урок- экскурсия

урок-турнир

предметные декады

дни наук

Технология дифференцированного обучения

Технология личностно-ориентированного , развивающего обучения

ИКТ

Игровая деятельность Организация самостоятельной работы

Развитие креативного мышления

Проектная деятельность

Модульное (блочное) обучение

В работе с учащимися учителя ставят перед собой задачу развития умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ, т.е. развивать мыслительные способности учащихся. Другими словами приходится «выращивать» способности каждого ребенка, предлагая ему систему творческих заданий через работу на уроке, подготовку к проведению предметных недель, к работе в школьном научном обществе, подготовку к олимпиадам.

Для достижения максимального использования способностей учащихся применяем следующие методы работы: поисковый, частично-поисковый, проблемный, проективный. И такие формы работы, как предметная олимпиада, конкурсы и викторины, проекты, индивидуальные творческие задания.

Появление и использование информационных технологий дало возможность реализоваться каждому ученику, показать свои способности. Работа с материалами из Интернета, с дополнительной справочной литературой, создание на их основе электронных презентаций позволило создать Банк творческих работ учащихся, куда вошли творческие работы учащихся по изучаемому материалу.

Игровой метод обучения способствует развитию творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности каждого ученика и работе в группе, активизирует самостоятельную деятельность детей, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, новые методы интеграции информационных технологий в учебном процессе, повышается интерес к изучаемым предметам.

Педагоги-экспериментаторы работают над созданием развивающей образовательной среды, выступив одним из инициаторов деятельности педагогического коллектива в этой области. Этот выбор обоснован и социальным заказом школе, и результатами информационно-аналитических материалов. В частности, нежелание некоторой части детей учиться, неумение самостоятельно получать знания, интеллектуальная пассивность учащихся, небольшой удельный вес численности обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях мотивировали педагогов на поиск новых путей активизации познавательной деятельности учащихся.

Методы мотивации и стимулирования, используемые учителем в процессе обучения (В.В.Пикан)

Группы методов

М е т о д ы

Эмоциональные

    Поощрения

    Порицания

    Учебно-познавательные игры

    Создание ярких наглядно-образных представлений

    Создание ситуации успеха

    Стимулирующее оценивание

    Свободный выбор заданий

    Удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные

    Опора на жизненный опыт

    Познавательные интересы

    Создание проблемных ситуаций

    Побуждение к поиску альтернативных решений

    Выполнение творческих заданий

    Предъявление заданий на смекалку

    «Мозговая атака»

    Развивающая кооперация

Волевые

    Предъявление учебных требований

    Информирование об обязательных результатах обучения

    Формирование ответственного отношения к учению

    Познавательные затруднения

    Самооценка и коррекция своей деятельности

    Рефлексия поведения

    Прогнозирование будущей деятельности

Социальные

    Развитие желания быть полезным отечеству

    Побуждение подражать социальной личности

    Создание ситуации взаимопомощи

    Эмпатия, сопереживание

    Поиск контактов и сотрудничества

    Заинтересованность результатами коллективной работы

    Взаимопроверки

    Рецензирование

Организация деятельности на уроке имеет продолжение – кружковые занятия. В школе работают кружки: «Хочу все знать», «Занимательная информатика», «За страницами учебника математики», «Мы и Вселенная», «Лаборатория компьютерных технологий», «Развитие творческого мышления учащихся», «Ритмика», «Маленькие умельцы» (преподаватели из ЦДТ «Приокский»), «Умники и умницы» (развитие логического мышления учащихся), «Выдумывай! Пробуй! Твори!» (проектная деятельность), «Азбука здоровья», «Мой друг - библиотека». Есть опыт организации элективных курсов. Особой формой совместной творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся являются предметные декады.

Создавая развивающую образовательную среду, педагоги пришли к необходимости создания научного общества учащихся. Хорошие предпосылки для этого уже были. Основным направлением работы НОУ является выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности.

Обобщение опыта работы было представлено в различных видах: открытые уроки, доклады, статьи, методические разработки, творческие отчеты, выставки, слайдфильмы.

Распространение педагогического опыта осуществлялось через

- выступления

Методическое объединение – отчет по темам самообразования, обмен опытом

Научно-практическая конференция учителей школы

Педагогический совет («Система работы по развитию учащихся в условиях общеобразовательной школы»)

Городской педагогический фестиваль «Новый век: образование сегодня и завтра»

августовское совещание заместителей директоров школ г. Рязани