Джеймс Холлис: «Какую смерть выбрать, подходя к развилке? Джеймс Холлис: Улыбающаяся депрессия.

По правде говоря, мне неловко признаться, что одна из главных для меня книг - книга Джеймса Холлиса «О самом главном». Предполагается, что продвинутые читатели переживают изменения под воздействием более тонких средств, романов и стихов, которые не заявляют с порога о своих амбциях по части жизненных перемен. Но я не думаю, что заголовок этой мудрой книги нужно воспринимать как примитивный ход, характерный для изданий типа «помоги себе сам». Скорее это освежающая прямота высказывания. «Жизнь полна неприятностей», – пишет психоаналитик Джеймс Холлис. Он вообще редкий пессимист: многочисленные отрицательные отзывы на его книги написаны людьми, которых приводит в бешенство его отказ нас энергично приободрить или выдать универсальный рецепт счастья.

Если бы я был подростком или хотя бы был молод, меня бы тоже раздражало это нытье. Но я прочитал Холлиса в нужный момент, несколько лет назад, и его тексты стали для меня холодным душем, отрезвляющей пощечиной, сигналом тревоги – выбирайте любую метафору. Это было именно то, в чем я крайне нуждался.

Джеймс Холлис как последователь Карла Юнга считает, что «Я» – тот голос у нас в голове, который мы считаем собой, – на самом деле только маленькая часть целого. Конечно, у нашего «Я» есть множество схем, которые, по его мнению, приведут нас к счастью и чувству безопасности, под которым обычно подразумевается большая зарплата, общественное признание, безупречный партнер и идеальные дети. Но в сущности, «Я», как утверждает Холлис, – всего лишь «тонкая пластинка сознания, плавающая по сверкающему океану, именуемому душой». У мощных сил бессознательного есть собственные планы относительно каждого из нас. И наша задача – выяснить, кто мы такие, а потом внять этому призванию, а не сопротивляться ему.

Наши представления о том, чего мы хотим от жизни, вполне вероятно, не совпадают с тем, чего жизнь хочет от нас

Это очень радикальное и в то же время смиренное понимание задач психологии. Оно означает, что наши представления о том, чего мы хотим от жизни, вполне вероятно, не совпадают с тем, чего жизнь хочет от нас. И еще оно означает, что, проживая осмысленную жизнь, мы, скорее всего, нарушим все свои планы, должны будем покинуть зону самоуверенности и комфорта и выйти в область страданий и неизвестности. Пациенты Джеймса Холлиса рассказывают, как они наконец поняли в середине жизни, что годами следовали предписаниям и планам других людей, общества или собственных родителей, и в результате с каждым годом их жизнь становилась все более фальшивой. Есть искушение им посочувствовать, пока не понимаешь, что мы все такие.

Раньше человечеству, по крайней мере, в этом отношении было легче, считает Холлис вслед за Юнгом: мифы, верования и ритуалы давали людям более прямой доступ к области душевной жизни. Сегодня мы пытаемся игнорировать этот глубинный уровень, но он, будучи подавлен, в конце концов где-нибудь прорывается на поверхность в виде депрессии, бессонницы или кошмаров. «Когда мы сбились с пути, душа протестует».

Но нет никакой гарантии, что мы вообще расслышим этот зов. Многие просто удваивают усилия, чтобы найти счастье на старых, проторенных путях. Душа вызывает их на встречу с жизнью – но, пишет Холлис, и эта формулировка имеет двойной смысл для практикующего терапевта, «многие, по моим наблюдениям, не приходят на назначенную встречу».

На всякой важной жизненной развилке спросите себя: «Такой выбор сделает меня крупнее или мельче?»

Ну хорошо, а каков тогда ответ? Что действительно самое главное? Не ждите, что Холлис скажет. Скорее намекнет. На всякой важной жизненной развилке он предлагает нам спросить себя: «Такой выбор сделает меня крупнее или мельче?» В этом вопросе есть что-то необъяснимое, но он помог мне пройти через несколько жизненных дилемм. Обычно мы спрашиваем себя: «Стану ли я счастливее?», но мало кто, честно говоря, хорошо представляет себе, что принесет нам или нашим близким счастье.

А вот если спросить себя, уменьшишься ты или увеличишься в результате своего выбора, то ответ поразительно часто очевиден. Каждый выбор, по мнению Холлиса, который упорно отказывается быть оптимистом, становится для нас своего рода смертью. Так что, подходя к развилке, лучше выбирать то умирание, которое нас возвышает, а не то, после которого мы застрянем на месте.

Да и вообще, кто сказал, что «счастье» – это пустое, неопределенное и довольно нарциссическое понятие – лучшая мера, чтобы мерить чью-то жизнь? Холлис цитирует подпись к карикатуре, на которой психотерапевт обращается к клиенту: «Послушайте, и речи быть не может о том, чтобы вы обрели счастье. Но я могу предложить вам захватывающую историю о ваших невзгодах». Я бы на такой вариант согласился. Если результатом будет жизнь, в которой больше смысла, то это даже не компромисс.

«О самом важном. 24+»

7 декабря состоится видеоконференция выдающегося мыслителя, юнгианского психоаналитика Джеймса Холлиса . Он выступит перед русскоязычными психотерапевтами, психологами, коучами и всеми любителями психологии. Длительность видеоконференции – 3 часа. Автор многочисленных книг и статей затронет три основные темы:

Любой участник вне зависимости от того, находится ли он в зале или следит за беседой онлайн, может задать свой вопрос Джеймсу Холлису. Самые интересные из них озвучит ведущая и модератор мероприятия – главный редактор журнала PSYCHOLOGIES Ксения Киселева .

Прислать вопросы и присоединиться к трансляции можно на сайте проекта.

1 J. Hollis «What Matters Most: Living a More Considered Life» (Avery, 2009).

Джеймс Холлис

Душевные омуты

Введение. ПОИСКИ СМЫСЛА

Мы не получаем полного осознания истины, как при божественном откровении. Мы воспринимаем ее лишь через отражение событий и символов, единичных и взаимосвязанных. Мы воспринимаем ее как некую непостижимую для нас сторону жизни и не можем избавиться от желания ее постичь.

И. В. Гете

Существует мнение, а может быть, навязчивая фантазия, что цель жизни заключается в том, чтобы найти свое счастье. Во-первых, его обещает Конституция Соединенных Штатов Америки; она обещает «жизнь, свободу и достижение счастья». Кому из нас не хотелось бы оказаться в один прекрасный день на солнечной лужайке, где можно спокойно отдохнуть без каких бы то ни было неприятностей, провести беззаботно время и почувствовать себя совершенно счастливым?

Но природа, судьба или боги направляют события совершенно иначе, развеивая эту фантазию. Западному мышлению всегда было свойственно различать то, к чему мы стремимся, и те ограничения, с которыми нам приходится сталкиваться. Для Паскаля мы были только жалкими тростинками, которым безразличная Вселенная постоянно грозила гибелью; но при этом мы были мыслящими тростинками, которые поддерживали связь с космосом. Фауст Гете заявляет о наличии у него внутри двух душ: одна цепляется за эту вращающуюся планету, а другая устремлена в небеса. Ницше напоминает нам о том прискорбном дне, когда мы узнаем, что мы не боги. Вот что пишет Уильям Хэзлитт:

Человек - единственное животное, которое смеется и плачет; ибо он - единственное животное, которое удивляется различию между тем, какими нам являются вещи и какими они должны быть.

Йозеф Кнехт в романе Гессе «Игра в бисер» жалуется:

О, если бы только было возможно обрести понимание… Если бы существовала догма, чтобы в нее верить. Все мимолетно и противоречиво; нигде больше нет определенности… Разве это не так?

Бесконечна мольба, возносящаяся из разверзшейся пропасти между ожиданиями и реальным опытом. Человек, по-видимому, стоит перед тяжелым, но неизбежным выбором: то ли стоически выдержать страдания, связанные с существованием этой пропасти, и вести себя героически, то ли сетовать на превратности судьбы. Но юнгианская психология, а также практика ее применения, пробуждающая человека для личностного развития, предлагает иную перспективу, основанную на идее, что целью жизни является не счастье, а смысл.

В какие-то моменты жизни мы можем испытывать ощущение глубокого счастья, но это ощущение является эфемерным и не может возникнуть ни в результате усилия воли, ни вследствие слепой надежды. Юнгианская психология, как и большинство великих религиозных учений и известных мифов, на основе которых она сделала многие свои открытия, утверждает, что именно душевные омуты и бесконечные страдания становятся той почвой, в которой зарождается смысл. Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости.

Не испытывая страданий, через которые, согласно божескому промыслу, приобретается психологическая и духовная зрелость, человек остается неразумным, инфантильным и зависимым. Кроме того, многие наши пагубные зависимости, идеологические пристрастия и неврозы являются формой избегания страданий. Четвертая часть жителей Северной Америки - это приверженцы фундаменталистских учений; они стремятся облегчить свое жизненное странствие, принимая упрощенную черно-белую систему ценностей, духовно подчиняясь своему лидеру и проецируя, в случае необходимости, свои жизненные противоречия на окружающих людей. Другие 25–50 % жителей подвержены какой-либо зависимости, но, добившись на какое-то время устранения страха перед жизнью, они обязательно сталкиваются с ним в будущем. Оставшиеся предпочитают быть невротиками, формируя систему феноменологических защит от превратностей жизни и ударов судьбы. Такие защиты тоже порабощают душу, и человек проявляет во всех жизненных ситуациях лишь рефлекторные реакции, коренящиеся в его прошлом, но не в настоящем.

Древние говорили, что религия нужна тем, кто боится оказаться в аду; а духовность - тем, кто там уже побывал. Пока мы не увидим существующую разницу между тем, что мы жаждем испытать, и тем, что мы испытываем, пока мы осознанно не поставим перед собой цель достижения высокого уровня духовности, мы будем всегда стремиться избегать, отрицать или воображать себя жертвами, малодушными и недовольными собой и окружающими.

Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством, и ее глубочайшим смыслом.

Несомненно, самая глубокая ирония в искусстве исцеления заключается в искажении идеи души в психологической практике. Более ста лет тому назад была опубликована работа Фрейда и Брейера «Исследование истерии». В конце XIX в. внимание врачей было приковано к страданиям тех пациентов, которые, с одной стороны, не могли обрести состояние душевного комфорта и психического равновесия в религии, а с другой, не могли исцелиться с помощью чистой медицины. Наука о душевных страданиях людей не существовала для тех, кто все больше и больше увлекался новыми научными веяниями.

По мнению Юнга, психология стала развиваться последней из так называемых социальных наук, так как по существу была основана на заимствованных у них великих мифах и концепциях. В переводе с греческого psyche означает «душа» и этимологически происходит от двух слов: 1) существительного «бабочка» (таинственные, прекрасные, но мимолетные движения которой символизируют наши душевные переживания); 2) глагола «дышать» (выражающего невидимое дуновение, возникающее с рождением человека и прекращающееся в момент его смерти).

Однако вся ирония заключается в том, что современная психология часто обращается только к наблюдаемому поведению, сводится к неким статистическим моделям и структурам, подлежащим реорганизации, или к биохимическим аномалиям, требующим медикаментозного лечения. Хотя эти методы лечения достаточно важны и приносят определенную пользу, они редко учитывают самые глубинные потребности человека, т. е. смысл его жизни. Любая терапия, не затрагивающая проблемы души, в конечном счете обязательно окажется поверхностной независимо от того, какое облегчение она приносит сначала.

"Одержимое стремление обрести безграничное счастье, присущее всей современной культуре, исказило реальную жизнь. Такое стремление к счастью может привести прямо в ад".

современном обществе появилась некая ползучая новая ортодоксия, которую порой называют "позитивное мышление". В своем худшем проявлении этот патентованный оптимизм дает возможность прятать голову в песок, отрицать вездесущность страдания и прятаться под панцирем невосприимчивости к чужой боли, чтобы обеспечить свое эмоциональное выживание."

Джеймс Холлис о счастье, позитивном мышлении и взрослении

"...Нам остается лишь передать в наследство другим поколениям основные убеждения двадцатого века: материализм, гедонизм и нарциссизм, разбавленные некоторыми навыками владения компьютером...

Вся современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от одиночества и мыслей о себе.

"Многие из нас подвержены так называемой «ходячей депрессии» или даже «улыбающейся депрессии». Мы неплохо справляемся с собой, но остающаяся на душе тяжесть не позволяет появиться ощущению свободы , которое тоже является частью нашего странствия. Такая депрессия встречается повсеместно и часто остается незамеченной. Она не дает почувствовать вкус жизни."

Подписывайтесь на в INSTAGRAM

"Важно принять, что деятельность нашей психики зачастую неподконтрольна Эго, что нас будет затягивать вниз, в омут, погрузившись в который мы будем испытывать страдания. Нас не спасут никакое отрицание, никакое эмоциональное отчуждение, ни "хорошая работа", ни "правильное мышление". Современная фантазия о "счастье" является вредной, так как счастье недостижимо, а в действительности делает нас еще более невротичными и привязанными к своим травмам".

"Если бы нам не было больно, психика была бы уже мертва... Наша психика часто использует депрессию, чтобы привлечь наше внимание и указать нам на то, что где-то в глубине нас кроется ложь... Боль и страдания - явный признак того, что остается нечто живое, ожидающее нашего призыва снова вернуться к жизни... Глупо в печали рвать на голове волосы, ибо наличие лысины не уменьшает страданий."

"Еще 2500 лет тому назад Эсхил сказал, что боги вынесли людям жестокий приговор: только страдания могут привести их к мудрости."

О СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

"Становление зрелой личности прямо зависит от того, в какой мере человек может взять на себя ответственность за свой выбор , перестать обвинять окружающих или ожидать от них избавления, а также признать боль, связанную со своим одиночеством, независимо от своего вклада в формирование социальных ролей и укрепление социальных отношений."

"Независимо от того, в какой мере наша социальная жизнь связана с семьей, мы совершаем странствие по ней в одиночестве и должны научиться находить внутренние ресурсы и равновесие, иначе никогда не станем взрослыми".

"Во второй половине жизни нам приходится отказаться от двух великих фантазий: что в отличие от других людей мы бессмертны и что где-то живет «Добрый Волшебник», «мистический Другой», который может избавить нас от экзистенциального одиночества. Потеря надежды на спасение, которое придет извне, дает нам шанс самим поучаствовать в собственном спасении."

"Юнг в 1945 г. в письме Ольге Фрёбе-Каптейн заметил, что opus, работа души, включает в себя три составляющие: «инсайт, терпение и действие».

Психология, заметил он, может помочь лишь испытать инсайт. Потом человеку нужна моральная сила, чтобы сделать то, что он должен, а также терпение, чтобы выдержать последствия своих действий."

"Изменение всегда вызывает тревогу. Тревога - это цена билета на жизненное странствие; нет билета - нет странствия; нет странствия - нет жизни. Мы можем бежать от тревоги, сколько хватит сил, но это значит, что мы бежим от своей жизни. которая у нас одна."

"Большинство из нас воспитывали так, чтобы мы были хорошими, а не настоящими; приспосабливающимися, а не надежными, адаптивными, а не уверенными в себе."

"Я - это не то, что со мной произошло; я - это то, кем я хочу стать. Но мы и наша история – это не одно и то же; в конечном счете мы – это то, что хочет войти в мир через нас. Если наши действия правильны, мы ощущаем приток энергии".

"Целью жизни является не счастье, а смысл". опубликовано .

©Джеймс Холлис

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознания - мы вместе изменяем мир! © econet

  • James Hollis. Tracking in the Gods: The Plase of Myth in Modern LifeДжеймс Холлис.В поисках божественной обители: Роль мифа в современной жизни / Перев. с англ. В. Мершавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 192 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).«Умерли все боги», – когда-то провозгласил мудрец Заратустра. Это шокирующее заявление означало крушение мифов, которые много столетий помогали людям ощущать свою связь с природой, космосом, другими людьми и самими собой.В чем современному человеку искать опору в нашем мире, лишенном «божественной энергии»? Как преодолеть кризис в осмыслении жизни? Об этом рассуждает в своей книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис. Кризис, говорит он, это не только крах привычных представлений, но и множество новых возможностей, открывающихся перед человеком. И каждый из нас, как мифологический герой, должен совершить индивидуальное «странствие», преодолевая страхи и преграды, – чтобы создать свою мифологию и собственную систему ценностей. Ту, что станет самой надежной опорой в жизни.Готовы ли вы принять этот вызов? Возможно, книга доктора Холлиса поможет обозначить вехи именно на вашем пути.
  • | | (0)
    • Жанр:
    • В книге "Душевные омуты" автор исследует те "топи" и "трясины",- вину, печаль, потери, предательство, депрессию и многое другое,- которые время от времени нас затягивают. Читатель, прочитав эту книгу, возможно, не только найдет в своих страданиях глубокий смысл, но и откроет для себя путь к личностному развитию и самоутверждению.
    • | | (4)
    • Жанр:
    • James Hollis Mythologems: Incarnation of the Invisible WorldХоллис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / Пер. с англ. В. Мершавки (Библиотека психологии и психотерапии).ISBN 978-5-86375-167-2Мифологема – это мифическая идея или мотив. Несколько мифологем, соединенных в единое повествование, создают миф. Мифы – это не просто древние истории, это символические выражения энергии, посредством которых на нас воздействуют энергетические поля. Мифы зачаровывают и тем самым создают нас.В этой книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис предлагает поразмышлять о том, какую роль играет миф в жизни каждого из нас, задуматься, какие скрытые силы на нас воздействуют и в какой мере наши ценности отвечают потребностям души. Он надеется, что чем больше мы будем размышлять о своей роли в мифах и легендах жизненного сценария, чем больше вопросов будем себе задавать, тем более глубоким и осмысленным будет спектакль одного актера под названием «Жизнь», зрителями и одновременно участниками которого мы все являемся.Книга будет интересна не только психологам различных направлений, но и широкому кругу читателей.

    Джеймс Холлис (James Hollis, 1940, Спрингфилд, Иллинойс, США) — доктор философии.

    Получил степень бакалавра наук в Колледже Манчестера в 1962 году и степень доктора наук в Университете Дрю в 1967 году. Джеймс преподавал гуманитарные науки в течение 26 лет в различных колледжах и университетах до того, как прошел переподготовку в качестве аналитика Юнга в Институте Юнга в Цюрихе, Швейцария (1977 — 1982).

    Джеймс Холлис является аккредитованным юнговским аналитиком в частной практике в Хьюстоне, штат Техас, где он работает в качестве исполнительного директора Образовательного центра Юнга в Хьюстоне с 1997 по 2008 год.

    Он живет со своей женой Джил, художником и терапевтом, у них четверо взрослых детей.

    Джеймс занимал должности старшего аналитика тренингов в Межрегиональном обществе юнговских аналитиков, был первым директором по тренингам в Юнговском Институте в Филадельфии, а также вице-президентом Фонда Филемона, который занимается публикациями полного перечня работ Карла Юнга.

    Он написал 11 книг, среди которых «Душевные омуты», «Под тенью Сатурна», «Создание жизни», «Почему хорошие люди делают плохие вещи», «В поисках смысла второй половины жизни». Его работы переведены на русский, немецкий, шведский, испанский, португальский, турецкий, итальянский и японский языки.

    Книги (9)

    В поисках божественной обители. Роль мифа в современной жизни

    «Умерли все боги», - когда-то провозгласил мудрец Заратустра. Это шокирующее заявление означало крушение мифов, которые много столетий помогали людям ощущать свою связь с природой, космосом, другими людьми и самими собой.

    В чем современному человеку искать опору в нашем мире, лишенном «божественной энергии»? Как преодолеть кризис в осмыслении жизни?

    Об этом рассуждает в своей книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис. Кризис, говорит он, это не только крах привычных представлений, но и множество новых возможностей, открывающихся перед человеком. И каждый из нас, как мифологический герой, должен совершить индивидуальное «странствие», преодолевая страхи и преграды, - чтобы создать свою мифологию и собственную систему ценностей. Ту, что станет самой надежной опорой в жизни.

    Мифологемы. Воплощения невидимого мира

    Мифологема - это мифическая идея или мотив. Несколько мифологем, соединенных в единое повествование, создают миф. Мифы - это не просто древние истории, это символические выражения энергии, посредством которых на нас воздействуют энергетические поля. Мифы зачаровывают и тем самым создают нас.

    В этой книге известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис предлагает поразмышлять о том, какую роль играет миф в жизни каждого из нас, задуматься, какие скрытые силы на нас воздействуют и в какой мере наши ценности отвечают потребностям души. Он надеется, что чем больше мы будем размышлять о своей роли в мифах и легендах жизненного сценария, чем больше вопросов будем себе задавать, тем более глубоким и осмысленным будет спектакль одного актера под названием «Жизнь», зрителями и одновременно участниками которого мы все являемся.

    Грезы об Эдеме. В поисках доброго волшебника

    Книга «Грезы об Эдеме. В поисках доброго волшебника» заставляет задуматься над фантазиями о человеческих отношениях, которыми пропитана любая культура.

    Это вовсе не практическое руководство на тему, как устанавливать отношения. Цель автора - повысить личную ответственность каждого за отношения, в которые он вступает. Это призыв к индивидуальному развитию в противовес поиску спасения за счет других.

    Душевные омуты

    В книге "Душевные омуты" автор исследует те "топи" и "трясины",- вину, печаль, потери, предательство, депрессию и многое другое,- которые время от времени нас затягивают. Читатель, прочитав эту книгу, возможно, не только найдет в своих страданиях глубокий смысл, но и откроет для себя путь к личностному развитию и самоутверждению.

    Книга будет интересна специалистам, приверженцам юнгианской психологии, а также широкому кругу читателей.

    Перевал в середине пути

    Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни.

    Основная и общая задача психотерапии в этот тяжелый для человека период переоценки и переосмысления жизни - помочь сохранить ощущение того, что в его жизни является главным, и показать, что при переходе через этот «перевал» в среднем возрасте появляется уникальная возможность снова почувствовать свою значимость, более сознательно совершить свой выбор и сделать гораздо более интересной и захватывающей свою жизнь.

    Под тенью сатурна

    Цель книги "Под тенью Сатурна" заключается в том, чтобы предложить читателю краткий обзор эмоциональных травм мужчин и возможностей их исцеления, а также исследовать ситуацию в этой области психологии, сложившуюся в последнем десятилетии XXвека.

    Почему хорошие люди совершают плохие поступки

    Понимание темных сторон нашей души.

    Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди, не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни?

    Изучение теневых сторон нашей жизни очень полезно для личностного роста, поскольку способствует преодолению внутренних разрывов и противоречий, а также помогает обнаружить те внутренние силы, которые работают против нас, и понять, почему так происходит.

    В этой книге Джеймс Холлис предлагает свою помощь в том, чтобы сделать наше поведение более разумным, и указывает пути выхода на новый уровень осознания наших решений и действий.

    Призраки вокруг нас. В поисках избавления

    Перевод: Фролов В.И.

    В книге «Призраки вокруг нас» Джеймс Холлис повествует о том, что люди откликаются на проявления таких невидимых форм, как тени родителей и дальних предков, внутренние голоса, фантазии, импульсы, нерассказанные истории, комплексы, синхронии и таинства, которые перемещаются сквозь нас и сквозь время.

    Он показывает путь к их психологическому осмыслению, изучая влияние прошлого на нашу теперешнюю сознательную жизнь, и подчеркивает необходимость погрузиться в этот загадочный мир. Такое погружение может сделать нашу жизнь более углубленной, более осмысленной, более интересной.

    Комментарии читателей

    Ирина / 20.11.2018 Спасибо за книги! Удивительные, честные, открытые, укрепляющие веру в себя, свой путь, свои силы. В абсолютную обязательность индивидуализации, поиска себя и своих смыслов. Часто, как инсайт - ну конечно, вот оно! - так долго искомое облеклось в слова. Хочется запечатлеть целые абзацы в памяти навсегда. И тоже все книги - на цитаты! :)

    Людмила / 8.11.2018 Кому нужны удалённые книги - скачайте Сборник книг (самое начало списка книг Холлиса для скачивания), разархивируйте, там 9 книг, среди них есть те, которые вы ищите.

    Александр Асканий / 3.04.2018 Демьян Новиков. Спасибо за попытку, но этот патетичный сопливый сироп никак не тянет рецензию.
    Счастливого пути.

    Юрий / 28.03.2018 Кто нибудь может выслать на мэйл книги которые убрали?

    Вопрос всё ещё актуальный, тоже буду очень признателен!!

    Демьян Новиков / 14.09.2017 Личная рецензия на книгу Джейма Холлиса "Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни"

    Представьте – вы живете в альпийской деревне. Вы ведь хотели бы пожить в альпийской деревне? Это рай. И вы живете в раю. В зелёной изобильной долине, окруженной высокими горами. Вы здесь родились. Сколько вы себя помните, столько вы помните себя здесь. Здесь всё знакомо и здесь безопасно. Каждый день немного похож на все предыдущие дни, и вы почти знаете, что он также будет похож и на все последующие.
    По утрам вы выпиваете чашечку горячего чая, закусывая свежайшим овечьим сыром. В обед вы купаетесь в прохладных водопадах, а к вечеру к вам присоединяются ваши друзья и вы проводите время вместе. Всё так, как вам нравится. Ну, или почти, всё. В какой-то момент вы начинаете замечать, что что-то в ваших чувствах не так. После этого может пройти несколько лет. А может быть и один день. Сколько бы времени не прошло с первого раза, вы всё равно поймете – вы здесь несчастливы.
    Всё, что вокруг вас и всё, что у вас уже есть, вовсе не то, чего вы хотите на самом деле.
    Дружеские вечеринки, прогулки, водопады и зелень – всё это не то.
    Вопрос в том, что вы не знаете, чего вы на самом деле хотите.
    И вы начинаете думать об этом каждый день.
    Через какое то время вы начинаете искать. Много позже, когда вы уже исследуете всё вокруг, загляните под каждый камень и за каждый куст, вы поймете, что в этой долине нет ничего, что могло бы вам помочь понять, в чем ваше счастье. И когда вы будете на краю пропасти с названием «Отчаяние», за спиной послышится вежливое покашливание. То седовласый мужчина, которого зовут Джеймс Холлис. Он скажет, что знает дорогу. Там за горами есть то, что вы ищите. Он может проводить.
    Если вы согласитесь, готовьтесь к тому, что, уйдя из своей комфортно-привычной долины, вы уже не останетесь такими, какими были. Ваша дорога будет тяжела и терниста. Ваш проводник иногда будет казаться очень нудным, а иногда вы будете думать, что он читает ваши мысли. Не отходите от него далеко - в трудную минуту он подставит плечо и советом поможет залечить внезапную душевную рану. Дорога длинная, но то, что вы узнаете в пути, вы никогда не узнали бы, останься вы на месте.
    У каждого своя долина и у каждого свой перевал, но Джеймс Холлис хорошо знает дорогу.
    Счастливого пути.

    Всегда Ваш, Новиков Демьян, психолог, ищите на b17

    Ищущий / 27.08.2016 Кто нибудь может выслать на мэйл книги которые убрали?

    Наталия / 13.09.2015 Книги Холлиса действительно поддерживают в том странствии, которое мы все совершаем. Из юнгианцев он и Эдингер - мои любимые))

    Ольга / 12.08.2015 Обожаю Холлиса! Один из тех юнгианцев, которого читаю с огромным удовольствием и раздираю на цитаты!

    Ил-87 / 5.12.2013 каждая книга клад...
    и это в наше время...
    как же приятно все ближе к себе...
    понимание мира...
    Внутри нас целый мир, обитель призрачных творений, что глухо ропщут против воли Я, царя, что правит ими.
    Гуннар Экелёф

    Потрясающе...я в восторге...
    замечательный автор!!