Для чего нужны замполиты в вс рф. Денис мокрушин

Автор заголовка неизвестен. Однако на просторах интернета в различных форумах эта тема поднимается постоянно и обсуждается с неимоверным пылом. Видимо, сильно наболело! Давайте обратимся к некоторым фактам и проанализируем, из-за чего сыр-бор. Комиссаров касаться не будем, а обратимся к новейшей . До сентября 1991 года все было ясно, замполит есть замполит. А вот после… Вместо замполита ввели помощника командира по воспитательной работе. А с 1992 года прекратилась профессиональная подготовка воспитателей в военных училищах.


Можно констатировать, что система воспитания военнослужащих была разрушена. Однако все гораздо глубже. Почему-то именно с утратой института политработников в девяностых годах связывают расцвет дедовщины. Думается, что это спорный тезис. И до девяностых годов дедовщина имелась. Просто у СМИ не было возможностей обсуждать эту проблему. Понятие Священного Долга служения Отечеству практически размылось. Главная заслуга у молодежи теперь - “откосить” от армии. И армия потихоньку начала деградировать.

Только через 10 лет, в 2002 году была признана ошибка, и в военных ВУЗах была введена специальность “офицер-воспитатель”.

Среди вопросов, обсуждаемых в обществе, есть такие:

- кто идет в политические училища? Фанаты или выдающиеся представители молодежи?
У офицеров бытует мнение, что политработники создали свой клан и постоянно его пополняют за счет выпускников училищ. Господа офицеры! А вспомните - что вы знали об армии, об уставах, о политработе, когда зелеными абитуриентами сдавали в лагерях вступительные экзамены. Знали единицы. Знали те, у которых была возможность эти знания получить по наследству. Да и то! Эти теоретические знания не позволяли иметь полное представление о будущем. Поэтому можно утверждать, что на политфаки училищ шла просто молодежь, не фанаты и не выдающиеся представители. Просто те, кто что-то, где-то услышал, а может, конкурс был меньше. Да мало ли по какой причине.

А весь остальной опыт получался и получается, как и у офицеров командных и инженерных специальностей, непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей. Рядом с опытными офицерами. Именно в общении с опытными офицерами возникали и возникают перекосы в понимании действительности.

 приходилось ли лично встречать достойных людей среди замполитов/воспитателей?
До сих пор среди офицеров-командиров ходят разговоры, что замполиты ничего не делали и не делают. Что в военной службе ничего не понимают. В РВСН замполит ракетного полка в обязательном порядке сдает экзамен на допуск к самостоятельному дежурству и заступает на БД первым номером боевого расчета. В ПВО та же картина. Да и в остальных родах войск то же самое. Как такие факты?

Вот что пишет офицер С.Иванников: «Да, моя специальность заместитель командира отдельной радиолокационной роты по воспитательной работе, и по боевому расписанию все офицеры-воспитатели, так же как и я, занимали ЛЮБОЙ боевой пост, который необходимо было заполнить. Я до сих пор смогу сработать, например, оператором ико на 19ж6» .

Или вот пишет гвардии рядовой М.: «О нашем замполите никаких обидных прозвищ не припомню. Взрослый человек, внешности отнюдь не геройской, ростом чуть ниже среднего. Никогда нас ничем не "доставал". На проверке (итоги года) взял и легко пробежал с нами 10км, хотя мог бы и не бегать, не то что ротные, взводные - с нами никогда не бегали, всегда занимались сами по себе» .

 замполиты носят форму, погоны, а какова их роль, ответственность, совесть, честность?
Пишет выпускник ВПА им. В.И.Ленина, офицер Петрос Нерсесян: «Там, где во главе части, соединения стоял умный, образованный командир, там и замполит правильно находил свое место. А то, что среди политработников встречались непорядочные офицеры, так ведь политработники падали не с Луны. Они из нашего родимого общества со всеми пороками. Впрочем, как и командиры, и милиционеры. Изменение статуса замполитов считаю глубочайшей ошибкой. Необходимо было коренным образом реформировать этот институт, но не ломать огульно все и вся. С юбилеем ВПА, уважаемые коллеги. Честь имею» . С ним нельзя не согласиться.

Или вот еще. Пишет уже молодой офицер А.Теребинов: «Командир заставляет делать, а замполит объясняет солдату, зачем это нужно. Если командир не может заставить - плохо. Если человек не понимает, для чего он что-то делает - тоже не лучше. Командир будет всегда. А кто людям объяснит необходимость правильно и честно выполнять ими свой долг?» . Не правда ли точно! И это офицер нового поколения. Хорошо, что среди молодых офицеров есть ответственные люди.

Вот высказывание другого офицера: «И были добросовестные политработники-пахари, которые, не жалея живота своего, эти обязанности выполняли. Но.... вот уважением пользовались не те, кто согласно букве уставных обязанностей замполита "направлял, усиливал, обращал внимание и активизировал" и прочее, а те, кто эти обязанности выполнял по принципу "делай как я". И если бы 100% политработников служили по этому принципу, то институт политорганов бы не рухнул в одночасье за своей ненадобностью в начале 90-х, поскольку был бы нужен.... » . И это высказывание имеет право на существование.

А вот мнение начальника политотдела зенитно-ракетного полка войск ПВО, выпускника ВПА им. В.И.Ленина Матвейчука Валерия: «Не нужен сегодня в ВС институт надсмотрщиков, законспирированных под инженеров солдатских и офицерских душ.

Однако настоящие инженеры душ человеческих ой как нужны и эту роль будут успешно выполнять представители религиозных конфессий».

Общие высказывания участников споров по теме статьи - с обеих сторон выступают обиженные. Автор этих строк так же имел негативный опыт общения с политработниками на уровне заместителя начальника политотдела. Однако этот факт не дает права огульно перенести негативный опыт на всех политработников. Так же как и среди командиров и инженеров, среди политработников были, есть и будут разные люди, плоть от плоти продукт общества. Общество. Вот где основа.

Компания «ЛимузинКом» заказ лимузинов на свадьбу, для проведения вечеринок, юбилеев, детских праздников, встреч из роддома, деловых поездок и других мероприятий а городе Санкт-Петербурге. Лимузины - Хаммер Н2, Инфинити QX56, Инфинити FX35 и другие. В любое удобное для вас время вы можете заказать лимузин Online на сайте limuzincom.ru

«Привить их к современным условиям практически неисполнимая задача... Отсутствие идеологии в России, как таковой - это первая проблема с которой могут столкнуться назначенцы...»

Министр обороны Сергей Шойгу заявил о намерении восстановить в армии воспитательные структуры. «В советское время заместители по политической части играли очень большую роль. От них многое зависело. Не только морально-психологическое состояние военнослужащих, но и продвижение по службе. В настоящее время заместители командиров утратили свою роль. Их значение очень снижено. Решение нового министра обороны о повышении статуса заместителей повлияет на имидже российской армии, а также на повышении идейно-политического состояния военнослужащих и офицеров. Я думаю, что это сыграет только положительную роль в решении задач, которые стоят перед армией»,- поделился своим мнением с Финам FM подполковник запаса Сергей Ермоленко . «Я не представлю армии без офицеров-воспитателей. Однако принципиально важно готовить воспитателей, а не относится к ним как к «рудименту советского времени». Нельзя допустить, чтобы в армии воспитатель был «замом по общим вопросам»», - сообщил Сергей Шойгу в интервью газете «Комсомольская правда ». По его словам, офицер-воспитатель «обязан знать, как живет солдат, чем живет, кто из личного состава курит, кто пьет, какая у ребят дома обстановка».«Он должен уметь работать с душой солдата...»,- добавил министр обороны. Кроме того, Сергей Шойгу заявил, что Минобороны планирует создать специальную комиссию, которая займется поиском решений поставленных перед ведомством вопросов. «Уверен, каждую задачу мы способны решить, и решим, но требуется взвешенный подход. Для чего немаловажно слышать разные мнения. И тех профессионалов, которые служат в Минобороны и Генштабе, и тех, кто уже в запасе или в отставке. Потому мы намерены сформировать экспертное сообщество при министерстве. По моему опыту такие специалисты способны дать много полезных рекомендаций»,- подчеркнул глава оборонного ведомства.

ИА REX : Нужно ли возвращать в российскую армию замполитов?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: А что - священники со своей задачей в армии не справились? Так надо тогда об этом сказать прямо, а не придавать им в помощники воскрешённых замполитов, с несколько иным, застенчивым и размытым, названием должности, чтобы она никому не резала тонкий слух.

Но начать, опять же, надо с самого главного, как и после реанимации очередного советского артефакта, «пятилетних планов»: с зачистки олигархов и возвращения советских цен на товары первой необходимости, включая бесплатные квартиры для людей труда. Зачем нам замполиты без этих главных советских преференций?

Пора бы также обратить внимание и на внутриармейское обращение «Товарищ». Кругом - господа, нищие, олигархи, все товарищи вне армии давно упразднены, кроме разве что товарища Билалова, носящего это звание персонально. Но в армии они почему-то остались - что, дожидаются возвращения замполитов? Обращение к главнокомандующему «Товарищ Президент» звучит так же нелепо, как и «Господин Слуга». Поэтому если уж вводить заново офицера-воспитателя, тогда так и надо его назвать, в пару к имеющемуся «товарищу» и без всяких стеснений - замполит. Или: вводить, в пару к имеющимся священникам, «офицера-воспитателя». Должен же здесь быть, в конце концов, хоть какой-то связный комплект.

Раз уж армия отказалась от боевого знамени с «серпом и молотом», которое развевалось над Парадом Победы-45, раз страна больше не награждает своих героев советскими наградами, а только сплошными крестами, то надо бы всерьёз подумать и о переходе ко всем этим славным «Ваше высокопревосходительство», «Ваше высокоблагородие» и «Ваше благородие».

И было бы славно: всем добрым традициям нашлось бы здесь место, как и на эклектичном знамени российской армии. Тут вам и пятиконечные звёзды, тут вам и русские народные узоры со славянской вязью, тут и двуглавый орёл.

Примерно те же самые ингредиенты, какие только есть, теперь должны появиться и в армейском быту: тут вам священники, и замполиты с «товарищами», и «ваши сиятельства».

Остался только один вопрос: вдохновит ли эта жуткая каша солдат на то, чтобы идти под ней в реальный бой и рисковать собственной жизнью? И что скажет воскрешённый замполит по данному поводу? Как на такой каше вести воспитательную работу в принципе, когда нет ни принципов, ни идеологии? Получается, что у России сегодня не только нет вероятного противника и внешних врагов (мы опасаемся их даже назвать), но и элементарного понимания того, как должна выглядеть сама Российская армия.

Роман Лискин , журналист:

Думаю, что институт "замполитов" был всегда "бастардным". Замполитов никогда не любили, но опасались в силу их должностного доносительства. Привить их к современным условиям практически неисполнимая задача - это попытка переобуть телегу в зимние качественные шины. Отсутствие идеологии в России, как таковой - это первая проблема с которой могут столкнуться назначенцы. Лучший вариант для российской армии - регулярное посещение известными религиозными лидерами различных концессий воинских частей. Миссионерская деятельность в Африке или Китае тоже нужная задача, но миссионерство на Родине на такой питательной почве, как солдаты гораздо важнее. Разного рода "приписные священники" или психоаналитики будут подвергаться не меньшей обструкции, как "замполиты" всех мастей не создадут атмосферу доверия среди вчерашних хулиганистых школьников. Именно они и попадают под призыв, в отличии от "рафинированных мажоров" за которых есть кому заплатить.

Замполит СЕРГЕЙ Конохи: "ТРУДНЕЕ НА ВОЙНЕ - сообщать жёнам, ЧТО ИХ человек погибли. ЭТОГО НИГДЕ НЕ УЧАТ"

Когда меня раненого ребята забросили в машину, на улице тогда было минус 15. Хотя я и не очень большой, а ноги из машины торчали. Мне так хренуватенько было, на обеих ногах жгуты, встать не могу. Я еду и думаю: "От потери крови как не умру, а вот видмерзнуты ноги могут". А парень-медик, который со мной ехал, маленький такой, низенький, пытался меня подтянуть, а во мне 100 кг веса. Тогда он взял свою куртку и намотал на мои ноги. Так и доехали с Песков в Селидово. Для меня этот парень - пример наших медиков.

Я - заместитель командира роты по работе с личным составом или замполит первой роты, первого батальона девяносто третьего отдельной гвардейской механизированной бригады. Сам родом из Днепродзержинска. У меня несколько высших образований, а в жизни так сложилось, что я, в основном, занимался коммерческой работой, а в последнее время - частной юридической практикой. В военкомат я пришел примерно в начале августа, там меня отправили в отдел мобилизации. Взяли данные, когда я перечислил свои образования, мне предложили стать замполитом. Через неделю вызвали и направили в семнадцатом танковую бригаду. Она расположена в Кривом Роге, на ее базе формировались механизированные батальоны. В один из них я и попал.

Сначала мы 2 месяца пробыли в военной части. В нашей роте - 68 человек, очень трудно держать ребят так долго без дела, и мы подали рапорты, чтобы нас перевели в зону АТО. Затем в девяносто третий формировался батальон для отправки, людей в них не хватало, поэтому мы почти в составе всей роты отправились в Пески. Там я пробыл 2 месяца, нашей задачей было защищать деревню. То, что на войне запоминается больше всего, - это потери людей. То у нас случилась такая ситуация, которую я надолго запомню: думаю, что противник следил за тем, как меняется чередование наших солдат, так как на одну из наших точек вышла диверсионная группа убила моих трех солдат. Двое погибли сразу, третий умер в больнице. Это была самая горячая наша точка - там пацанов постоянно обстреливали из артиллерии, часто подходила пехота, заскакивали разведгруппы. Но у меня в голове не укладывается, как их застали врасплох. При этом люди такие замечательные и первоклассные солдаты, один из них побывал в аэропорту. Когда это случилось, выскочили наши, а на том участке стояла еще девяносто третьего бригада совместно с батальоном ОУН, они ранили диверсанта и захватили в плен.

Трудно перенести потери, еще и потому, что мне впервые в жизни пришлось разговаривать с чьей женой и сообщать о том, что ее муж погиб. Такого не учат нигде.

Я стоял в ступоре и думал, как сообщить женщине о том, что произошло, какие слова подобрать? А потом просто банально сказал: "Я извиняюсь, но ваш муж погиб ", - это страшное нагрузки, а в ответ что может быть - истерика, крики..

Мы с этим солдатом, о котором я сообщил жене, были знакомы не только как офицер и солдат, как начальник и подчиненный, мы были уже как друзья.

После того, как убили ребят, враждебная группа прикрытия начала отходить, и нас начали крыть из всего, что у них было. Я позвонил в штаб и попросил: "Вот есть координаты, давайте огонь!" - А мне говорят: "Да сейчас, да подожди". Я говорю, что "подожди" здесь не подходит, потому что очень сильно обстреливают. Я понимаю, что нужно что-то делать самому. Слава Богу, у нас был как подкрепление танк, и мы его вызвали. Честно, куда он стрелял - трудно сказать, но пытался по координатам. Однако лупит он мощно и свой ​​эффект сделал: пальнул несколько раз, и мы его отогнали. К обстрелов со временем привыкаешь и более спокойно реагируешь, и вообще потом, когда не стреляют, создается впечатление, что что-то не так, чего-то не хватает. Впоследствии ориентируешься, откуда стреляют и что делать, куда прятаться. Война кого пугает, кого-то "вставляет". До войны человек должен быть готов. Готова, как с профессиональной точки зрения, так и морально, потому что в первые дни нескольких человек мы отправили назад, людям реально снесло крышу. С людьми может произойти или паника, или непонятный пофигизм. У нас все находили себе укрытие, а был такой парень, ему почему-то захотелось в какую лачугу пойти спать отдельно от всех, и это был наш первый двухсотый, потому что эту лачугу накрыло чем мощным, и его там разорвало. Есть те, у кого доходит до истерики и ступора, и это взрослые люди, а есть такие, как еще малы вовсе, а наоборот бесстрашные.

Вообще у нас мужественные ребята, а те, что стоят на горячих участках, - они не плачут. Их могут крыть ежедневно и с стрелкового оружия, и из чего угодно, но они стоят и будут стоять

А для меня главное правило - соблюдать элементарные нормы безопасности. Хотя, как бы я их не придерживался, а все равно поймал осколки. Ранили меня во время обстрела 30 декабря, я как раз находился в штабе. Сразу вызвали медиков, но быстрая подобрала на улице другого раненого, прямо под штабом и поехала, а за мной примчались другие медики на обычном грузопассажирском автомобильчике с тентом. На улице тогда было минус 15, меня ребята в машину забросили. Хотя я и не очень большой, а ноги из машины торчали. Мне так хренуватенько было, на обеих ногах жгуты, встать не могу. Я еду и думаю: от потери крови как не умру, а вот видмерзнуты ноги могут. А парень медик, который со мной ехал, маленький такой, низенький, пытался меня подтянуть, а во мне 100 кг веса. Тогда он взял свою куртку и намотал на мои ноги. Так и доехали с Песков в Селидово. Для меня этот парень - пример наших медиков. А жгуты мне накладывал один из моих солдат, а другой штаны обрезал. И потом, когда встретились, он шутил: "Командир, а чего ты мне приветствие не передаешь, видимо потому, что я тебе штаны порезал?"

Вообще на войне две главные лица - это солдат и медик. В армии медики - это большой напряг. У нас один врач на батальон и несколько санинструкторов. А если учесть, что батальон раскинут, то даже какой бы классный ни был врач, а у нас он такой и есть, но он один. И добираться через обстрелы может долго - полчаса, час. Поэтому врачи у нас - это собирательный образ, потому что часто помогают медики "Правого сектора" или "Карпатской Сечи", тех батальонов, стоящих рядом. Кто ближе, тот и прилетел.

Тогда, когда обстреляли наш штаб, то же самое сделали с штабами нескольких добровольческих батальонов. И хотя мы пытались местных не обижать, наоборот, то хлеба, то консервов им давали, но люди там разные, и, конечно, были те, кто нас сдавал. Всего там только старики, молодых почти нет. То ребята рассказали о старичка, который ночью бегал и светил фонариком, а почему он это делал - можно только догадываться. Пески - это село, которое полностью без света, там так темно, что "мама дорогая". И тут какое-то чудо начинает светить фонариком, а другой взял и поджег сарай ночью. И понятно, что сам это сделал. Потому что если у человека случается пожар, то он ее начинает гасить, соседей зовет. А так все выбежали, а старичок молчит тихонько, шума не поднимают. Прямых доказательств у нас нет, что эти люди на кого работали. Но кто-то этому деду сделал замечание, а он говорит: "Ничего, наши танки сюда еще придут", - и понятно, что он имел в виду российские танки.

На фронте нервничает определенный бардак, который существует в нашей армии, эти непонятные перемирия, о которых нам толком никто ничего не объяснял, но которые мы очень хорошо почувствовали на своей шкуре. Потому что враги за тот период навезли техники и очень укрепились. Поставки для нас - очень болезненная тема, особенно, что касается оружия. Вооружение не хватает предела, а свои позиции постоянно нужно чем усиливать. Приезжает как-то комиссия, а я в то время исполнял обязанности командира роты, и говорю им: "Пожалуйста, на левом фланге желательно крупнокалиберный пулемет поставить и на правом, там открытые участки". Эти штабные "товарищи со знанием дела" посмотрели - и уехали. На этом все и закончилось. Приехал в штаб - тоже описал, чего нам не хватает, сказали, что без проблем - и опять ничего. Я уверен, что на складах столько этого добра с советских времен, но мы почему-то это не можем получить. И это трудно понять. Или когда во время перемирия у нас отвели всю артиллерию, практически ничего не осталось, но нас элементарно могли чем накрыть. И чувствуешь себя незащищенным, потому что понимаешь, что там у врагов, танчики есть, и их к черту, и если они сейчас на тебя пойдут, чем мы их будем останавливать? Хорошо, у нас РПГ, но этого не достаточно. С продуктами тоже интересно: когда были морозы в декабре - мы привозили мерзлую капусту, картофель, морковь. Я смотрел на это и думал: "Йохан бабай, люди в космосе сидят, где коллайдер (ускоритель заряженных частиц, - ред.) Какой гоняют, частичку за миллиарды ищут, а я везу своим перемерзшие овощи - мне так обидно стало. И если бы не волонтеры, я даже не знаю, как бы мы там выживали.

Однако, несмотря ни на что, я не жалел ни разу, что пошел на войну, а вот за то, что мало строя и порядка, вот за это очень переживаю. Что в армии, что в обществе. Потому армия это отражение общественно-политических движений на войне. Там так же есть какие-то балбесы, которые получили погоны не понятно за что, есть люди, которые привыкли к советским стандартам. Многие знают, что такое "дедовщина". Человек решил, если ему дали звезды, то он может вести себя как угодно, но не так просто среди категории мобилизованных взрослых людей себя так вести. Потому что людей там бесстрашных много, и они умеют за себя отвечать.

На фронт я обязан вернуться и вернусь, как только решу проблему с ногой. У меня перебит нерв на правой ноге, и она вся опухает, но я надеюсь, что за месяц все же решу эту проблему. Мне меньше всего хочется увидеть эту войну у себя дома. Потому что когда я шел воевать, мои знакомые рассказывали мне о себе, что вот сейчас они не пойдут, а вот когда враги в их город придут, "вот я тогда и шашку поды". Я еще тогда скептически относился к таким разговорам, а теперь я понимаю, что если они сюда придут и все развалят, это будет не просто чрезвычайно печально, это будет действительно катастрофа. Потому что когда ты видишь все это разломать, разворовано, разбомблен, ты понимаешь: "Ни фига себе" и это, не дай Бог, и у меня дома такое будет. Я очень часто слышал на передовой от ребят слова недовольство действиями власти: "Пойдем на Киев ", но я прекрасно понимаю, что война сейчас идет на востоке, и наше место там. Единственное, на что мы можем надеяться, что те, кто остался в столице, будут напоминать власти о наш

Вообще-то настоящая глава посвящена не только и не столько замполиту (заместителю командира по политической части) в смысле советского времени, сколько современному его аналогу – заместителю командира по воспитательной работе. Название преследует цель отдать должное тому обстоятельству, что в современной армии такого офицера по старинке величают замполитом, а равно и тому, что именно в СССР в войсках впервые появилась фигура воспитателя и идеологического контролёра командования.

Должность эта досталась нам в наследство от нашего столь недавнего и столь далёкого уже прошлого. Замполит, наряду с командиром, был руководящей фигурой подразделения, начиная с роты. В его задачи входила идеологическая обработка личного состава и политический контроль за командиром. В позднем СССР замполит не имел непосредственного влияния на командира, однако, имел некоторые кадровые полномочия, давая командиру рекомендации по партийной линии, что неизменно играло важнейшую роль в судьбе карьеры командира. Официально замполит при этом был просто замом командира, реально же имел огромные возможности. Его сила состояла в том, что он являлся не столько офицером армии, сколько полномочным представителем КПСС. В итоге замполит не был стеснён отношениями внутри данной войсковой части и зависел от её командира в ничтожной мере. Он также мало зависел и от высшего армейского командования. Для него была лишь одна высшая инстанция – в лице вышестоящих лиц в партии, а также внутренние правила функционирования партии как особой социальной структуры. Также огромнейшее значение для него имели отношения в рамках первичной партийной ячейки, которая неизменно присутствовала в любой войсковой части, объединяя партийных офицеров и солдат.

Основная задача замполита позднего периода существования СССР заключалась в идеологической обработке личного состава. Огромную роль в этом играли принципы отбора на должность замполита, – им обычно становился партийный боевой офицер, прошедший через боевые действия и хорошо зарекомендовавший себя именно в качестве бойца. Замполит должен был вызывать в солдатах уважение, а кто ещё может вызывать большее уважение, чем человек, прошедший через все круги ада? Зачастую замполитом становился офицер, по каким-то причинам не могущий дальше воевать, – получивший серьёзное ранение, переживший психологическое перенапряжение или даже расстройство. Практика показала, что подобный подход к формированию института замполитов исключительно эффективен: помимо уважения со стороны солдат, тот пользовался ещё и уважением у командира части и как недавний вояка имел психологический потенциал для воздействия на командира. Однако это направление комплектования замполитов было не единственным. На эти должности могли попадать и просто получившие специальное политическое образование офицеры, а равно и невоенные партийные активисты. Последнее, правда, происходило лишь в первые десятилетия существования СССР.

Конечно, положение замполита менялось в СССР исторически. Сразу после революции комиссары, как изначально именовали замполитов, должны были осуществлять контроль над беспартийными офицерами-командирами. Это был логичный и эффективный шаг в революционном преобразовании общества и классовой борьбе, ведь царские офицеры были в Российской империи столпами монархии, реальным правящим слоем, поэтому настоятельно требовалось нивелировать их значение, контролировать каждый их шаг. Доходило до того, что для издания приказа командиру требовалась санкция комиссара, последний даже мог перехватывать на себя командование, если видел в действиях командира угрозу линии партии. Равно требовалось проводить воспитательную работу среди самих солдат, чтобы превратить их из бессловесного стада в имеющий некоторые права социальный слой. Солдатам требовалось прививать сознательность, чувство ответственности и показывать важность их тяжкого труда для интересов страны и партии.

Очевидно, что по мере строительства в стране реального коммунизма такое значение комиссаров сходило на нет. Глобальный контроль над командирами стал не столько помогать, сколько мешать, поэтому уже во времена Великой Отечественной войны предпринимаются попытки отойти от него. Важнейшим шагом в этом вопросе стал знаменитый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Конечно, комиссары не были устранены совсем, однако вскоре их заменили институтом собственно замполитов, то есть заместителей командира по политической части. Теперь они занимались преимущественно воспитательной работой, руководили партийными ячейками в войсках и выступали проводниками политических установок партийной власти. Они уже не висели дамокловым мечом над командирами, однако, некоторые функции контроля за ними от имени партийных ячеек сохраняли до самого крушения СССР, подобно тому, как такие же функции имели руководители партийных ячеек на предприятиях и в учреждениях по отношению к их официальному руководству. Отличие в положении поздних замполитов от комиссаров в том, что формально командиры подразделений теперь могли приказывать подчинённым самостоятельно, без санкции замполита, то есть замполиты ушли от формального участия в командовании подразделением. Однако для эффективного выполнения приказов командир всё равно нуждался в замполите, который мог мобилизовать служащих в подразделении членов партии на выполнение приказа, чтобы они показали пример прочим солдатам. Сохранились также некоторые кадровые полномочия замполитов, когда от их мнения относительно политической и профессиональной пригодности командира зависела его карьера.

Кроме института замполитов, в советское время в частях существовали Особые отделы. Фактически по линии Особого отдела в армию проникала советская спецслужба – КГБ. Задача офицеров отдела состояла в борьбе с инакомыслием и преступностью. То и другое обеспечивалось единой разветвлённой системой осведомителей, создаваемой таким офицером. И если замполит в отношении солдат занимался воспитательной работой, в отношении командира становился его «тенью», в исключительных ситуациях могущей заменить его и диктовать ему свою волю – волю партии, то офицеры Особого отдела представляли в армии КГБ, и в их задачи входило поддержание в частях порядка, а также претворение в жизнь некоторых установок партии; причём, властью они наделялись реальной, можно даже сказать, концентрированной, однако, властью не официальной, но глубинной.

Благодаря всем этим факторам, офицеру Особого отдела удавалось полностью контролировать подведомственные ему подразделения, отслеживая малейшие намерения и чаяния солдат. Это обеспечивало монолитный порядок в армии, делая тем самым дедовщину вполне человечной – не давая проявляться её крайностям. Ведь сама дедовщина естественна и неискоренима, но вот формы её проявления могут быть диаметрально противоположными: от жесточайших издевательств над молодыми и полного к ним презрения, до поддержки и помощи молодым в освоении особенностей армейской жизни. А вот какая из форм будет существовать, зависит в том числе и от того, может ли существующая социальная организация армии обеспечить порядок. Особый отдел выступал, таким образом, как гарант порядка в войсках.

Работающие в Особом отделе люди были в большей мере следователями, нежели политическими деятелями или военными. Они осуществляли свою деятельность по правилам следственной работы и имели соответствующий образ мыслей. Кроме того, они, как и замполиты, представляли в армии особую структуру – спецслужбу, поэтому и спрос с них был особый, и интересы их были продолжением интересов спецслужбы, то есть наведения и поддержания в частях порядка, вплоть до контроля за состоянием умов.

В ходе разрушения Советского Союза и разложения его армии должности замполитов и особистов были упразднены. Вместо них появилась некая единая должность – должность заместителя командира по воспитательной работе уровня батальона или полка с несколькими подчинёнными офицерами (по одному на каждую крупную роту). При этом статус этого заместителя был ближе именно статусу замполита, поэтому в частях в разговорном обиходе его по-прежнему именуют замполитом как солдаты, так и офицеры, вплоть до командования части.

Замполит в наше время больше не является членом партии и соответственно больше не контролирует командира части, занимаясь исключительно воспитанием личного состава. Однако власти по каким-то непонятным соображениям расширили его полномочия и поручили ему, кроме собственно идеологической обработки, заниматься ещё и борьбой с преступностью. На первый взгляд, это решение выглядит логично: раз ты занимаешься воспитанием личного состава, значит, должен так его воспитывать, чтобы бойцы не совершали преступлений. Однако жизнь показывает, что такой подход – просто верх абсурда. Как бы людей ни воспитывали, всё равно они будут совершать преступления, ведь, помимо их официального воспитания, существует ещё и неофициальное, связанное с усвоением основных правил поведения в среде себе подобных на бытовом уровне. Официальное воспитание в армии не отменяет дедовщину, не отменяет уставщину, не отменяет тяжестей службы и многообразных унижений. Поэтому расчёт на то, что люди, послушав замполита, вдруг перестанут воспитывать подчинённых крутыми методами, использовать их в личных интересах, издеваться над ними, означает не просто неучёт социальных реалий, но является чем-то сродни шизофреническому бреду.

К сказанному следует добавить, что институт замполитов по-прежнему формируют из побывавших в горячих точках офицеров, а не из профессиональных следователей. Мало того, что такие офицеры не приучены действовать по правилам следственной работы, так ещё и характер их работы мало общего имеет с принципами деятельности спецслужб. Замполиты как боевые офицеры, плоть от плоти коллектива, относятся к осведомителям враждебно, поэтому не могут выстроить своей системы доносительства.

Ещё институт замполитов в наше время формируется из выпускников соответствующих военных кафедр гражданских вузов, то есть из пиджаков. Обычно пиджаков назначают на уровень замполитов рот, а в качестве их непосредственного руководителя фигурирует уже побывавший в горячих точках вояка уровня заместителя командира батальона. Следует ли говорить, что особым авторитетом среди личного состава замполиты-пиджаки не блещут, равно как не имеют вообще никакой следственной закалки, в лучшем случае обладая профильным юридическим образованием.

Следственную работу для замполитов усложняет и тот факт, что они не только не входят в состав всесильной партии, но и не являются членами спецслужбы современной России – ФСБ. Тем самым сделано всё, чтобы максимально замкнуть замполита внутри конкретной войсковой части. Он больше не является членом какой-либо внешней армии структуры, имеющей свои интересы, правила внутренней жизни и чёткие требования к активным членам, в рамках которых с него спрашивали бы за количество раскрытых преступлений, а вовсе не за их отсутствие, как высшее армейское командование.

Получается следующая ситуация. Замполит, по мысли высшего начальства, должен воспитывать личный состав и делать это так, чтобы преступлений в части не совершалось. Получается, он кровно заинтересован в минимизации числа преступлений. И тут же на него возлагают проведение следственных действий по выявленным преступлениям. Тем самым замполитам дали в руки вполне реальную возможность обеспечить формальное отсутствие преступлений при очевидном их наличии – попросту скрывать такие факты. Замполиты, тем самым, оказываются заинтересованы в сокрытии преступлений даже в большей мере, нежели командиры частей, и имеют для этого реальные возможности. С другой стороны, они оказываются мальчиками для битья в части, на них командование легко переводит стрелки при выявлении неуставных взаимоотношений: мол, замполит недостаточно хорошо воспитывает личный состав, а мы тут совершенно не при чём.

Поэтому нечего удивляться, что существующий институт заместителей командиров по воспитательной работе борется с преступностью в части неэффективно. Он элементарно делает не свою работу. Если быть до конца точным, он позволяет не бороться с преступлениями, а максимально эффективно их скрывать.

Вместе с тем особисты более высокого уровня (дивизии) по-прежнему существуют. Они представляют в войсках современную спецслужбу ФСБ, однако, их задачи несколько отличаются от задач таковых в СССР. Теперь особисты занимаются серьёзными преступлениями в войсках и, если касаются вопросов дедовщины и мониторинга ситуации в подразделении, то только в случае, если дедовщина привела к смертельным случаям. Их влияние на базовые подразделения близко нулю, равно как и их участие в предупреждении преступности. В лучшем случае они устанавливают по своей линии контакт с замполитами, чтобы через них получать информацию о ситуации в подразделении.

Так что, если уж поддержание порядка в войсках перекинули на замполитов, целесообразно объединить их со спецслужбой современной России – ФСБ. При этом необходимо формировать институт замполитов не из побывавших и пострадавших в горячих точках офицеров, а из профессиональных следователей. А если уж до конца развивать это направление социальной организации, то целесообразней было бы разделить функции замполита и следственной работы в войсках, создав в армии особые следственные отделы и наделив их исключительными полномочиями. При этом они должны быть подчинены не армейскому командованию, а прокуратуре либо ФСБ, последнее даже предпочтительней. В любом случае, такие специальные следователи должны входить в структуру армейских подразделений и находиться постоянно на территории части, чтобы на месте налаживать и поддерживать систему осведомителей.

При этом я не исключаю, что такое положение замполитов создано искусственно, чтобы позволять самим командирам части определять, какие факты преступлений следует афишировать, а какие – скрывать. Тем самым власть проявляет доверие офицерам, давая им инструмент поддержания порядка в части. Но в этом случае институт замполитов представляет собой половинчатую меру и должен быть продолжен дачей офицерам права казнить и миловать солдат, по крайней мере, снизить внимание к неуставным способам поддержания порядка в подразделении самими офицерами в рамках уставщины. Возможность же командиров части переводить стрелки на замполитов при выявлении в части неуставных отношений и вовсе принижает его как офицера. Заметьте, боевого заслуженного офицера! Налицо противоречие: доверие к командованию частью при очевидном подведении под удар замполита никак не назовёшь доверием к офицерству вообще. Возникает закономерный вопрос: а в доверии ли здесь дело?

При социальном конструировании необходимо иметь в виду, что введение института замполитов было явлением противоречивым, имеющим явные негативные последствия. Неспроста в СССР времён Великой Отечественной войны появился указ о восстановлении единоначалия в войсках, и со временем полномочия замполита были несколько урезаны. Дело в том, что наличие замполита несколько подрывает статус офицера, который оказывается под контролем партийной ячейки в подразделении. А если любой солдат может пожаловаться на офицера замполиту и поступок такого офицера окажется предметом разбирательства на заседании партийной ячейки войсковой части, то авторитет офицера очевидным образом окажется умалённым. Для специфически армейской дисциплины просто необходима реальная и абсолютная власть офицера, который только и должен определять судьбу солдата в подчинённом подразделении. Даже в СССР, где была выработана жёсткая партийная дисциплина, создание армейской дисциплины и её сочетание с дисциплиной партийной в армии оставалось проблемой. Неспроста офицеры ещё имперской закалки считали дисциплину Красной Армии недостаточной – большая заслуга в этом была у института замполитов. Конечно, со временем удалось найти некоторые допустимые пределы вмешательства партии в командование, что выразилось в переходе от системы комиссаров к системе замполитов, однако именно во времена СССР было заложено сковывающее руки офицеров правило, по которому они должны бороться с дедовщиной методами гуманного воспитания личного состава. Во времена Российской империи такого рода бредовых ограничений не существовало, и дисциплина подразделений и самих офицеров оказывалась выше.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

классного руководителя 5-11 классов.

Настоящая инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании" «Конвенции о правах ребенка» 1993 года; Федеральной и региональной программ развития воспитания; методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 21.06.2001 г.№ 480/30-16); Межведомственной программы развития дополнительного образования и иных нормативных актов.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель и офицер-воспитатель кадетской школы, является работником общеобразовательного учреждения муниципального общеобразовательного учреждения Кадетская школа имени генерала А.П. Ермолова г. Ставрополя, осуществляет деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми не менее 1 года, без предъявления требований к стажу работу в должности классного руководителя, в том числе по представлению заместителя директора по воспитательной работе, и непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя и офицера-воспитателя кадетской школы, их обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе или другого офицера-воспитателя

1.3. Классный руководитель и офицер-воспитатель должен знать:

Основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

Методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга, современными методами индивидуальных и групповых занятий в рамках класса;

Особенности воспитательной системы;

Условия работы и особенности проведения занятий в данном общеобразовательном учреждении.

1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере образования.

1.5.Офицер – воспитатель назначается из числа офицеров запаса или преподавателей, согласно, приказа директора КШ.

Офицер – воспитатель подчиняется директору КШ и заместителю директора КШ по ВВР.

В своей деятельности офицер – воспитатель руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», Указами Президента РФ, Уставом и локальными правовыми актами КШ (в том числе правилами внутреннего распорядка, настоящей должностной инструкцией).

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя и офицера-воспитателя являются:

2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;

2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся;

2.3. организация внеучебной жизни класса;

2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;

2.5. социальная помощь и защита учащихся;

2.6.взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

2.7.основным направлением деятельности офицера – воспитателя является обучение кадет кадетской составляющей программы обучения МОУ КШ и контроль за выполнением кадетами Устава КШ, требований и приказов администрации КШ.

3. Должностные обязанности классного руководителя и офицера-воспитателя.

классный руководитель

офицер-воспитатель

Ведет журнал успеваемости учащихся;

план военно-воспитательной работы

ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;

организует дежурство в соответствии с графиком по школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе общеобразовательного учреждения;

План воспитательной работы с классным коллективом.

заботится о внешнем виде учащихся; ежедневно проводит утренний осмотр

в дни дежурства класса по школе классный руководитель дежурного класса находится в школе

ведут рабочие тетради офицера-воспитателя

работает с активом класса, дает поручения и их контролирует

организует работу младших командиров

организует питание, собирает справки оплату, присутствует с детьми в столовой

строит класс перед столовой, заводит и присутствует с детьми в столовой

осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин пропусков занятий без уважительных причин;

выясняет причины отсутствия на построении заполняет строевую записку

совместно с социальным педагогом посещает семьи "трудных" детей; ведет тетради наблюдений за детьми «группы риска»

ведет работу с детьми «группы риска»

работает с ученическими дневниками, выставляет оценки, делает замечания с записью в дневник

еженедельно анализирует дневник поведения класса

контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся

контактирует с родителями по поводу нарушения формы одежды и нарушений дисциплины, успеваемости учащихся

проводит родительское собрание, согласуя тему с офицером

присутствует на родительском собрании, раскрывая свои темы

организует культурные экскурсии, походы в театр, на выставки и т.

организует полевые выходы

способствует благоприятному микроклимату в классе -проводя классные часы на сплочение

формирует межличностные отношения учащихся –ведя кадетские часы, беседы о патриотизме

заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;

заботится о здоровье учеников, проводя спортивные мероприятия на кадетском компоненте.

обязательно проводит один тематический кл.час в месяц

обязательно проводит один тематический кл.час в месяц-урок мужества, памяти.

ведет папку классного руководителя

проводит ПХД, ответственный за раздевалки

создает портфолио класса

посещает уроки по необходимости

страхует учащихся

проводит построения на плацу, во время проведения общешкольных мероприятий

ведет журнал по ТБ

разбирают драки, кражи, ЧП во время уроков, случаи грубых нарушений дисциплины

дает характеристику на учащихся(опекаемых, многодетных и т.д.)

дает характеристику в военкомат

проводит профориентационную работу

готовит учащихся на совет по профилактики

готовит характеристику на учащихся на совет по профилактики

организует работа с ветеранами

дежурит на вечерах

участвует в акциях согласно плана ВР (подарок, письмо и т.д.)

отвечает за летнюю военно-полевую практику

присутствуют на школьных вечерах, и готовят учащихся согласно положения

собирают ксерокопии паспортов, полюсов и т.д.

отвечает за наличие школьных принадлежностей у учащихся

отвечает за фонды класса, школы

сдает отчет по итогам четверти, года

планирует каникулы и досуг учащихся во внеурочное время

Права классного руководителя и офицера-воспитателя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;

4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока);

4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых учителями-предметниками;

4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;

4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;

4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;

4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного учреждения;

4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений, содействовать их функционированию

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, офицер – воспитатель и классный руководитель несет дисциплинарную ответственную в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых и служебных обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.Циклограмма классного руководителя

Ежедневно : работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся, организация питания учащихся, организация дежурства в классном кабинете, индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: классный час (по плану), проверка дневников учащихся, проведение мероприятий в классе (по плану), работа с родителями (по ситуации), работа с учителями-предметниками (по ситуации), встреча со школьным врачом, медсестрой по вопросам здоровья учащихся,

Ежемесячно:

Один раз в четверть : оформление классного журнала по итогам четверти, семинар (учеба) классных руководителей, анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть: обсуждение в классе на классном часе, проведение родительского собрания.

Один раз в год: проведение открытого мероприятия, оформление личных дел учащихся, анализ и составление плана работы класса, обсуждение итогов в классе на классном часе, статистические данные класса.

Циклограмма офицера-воспитателя

Ежедневно : работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся, проведение утреннего осмотра и физической зарядки

Еженедельно: проверка дневников поведения. ПХД,

Ежемесячно: посещение уроков в своем классе, консультации у школьного психолога, встреча с родительским активом, совещание с органами самоуправления по планированию работы на предстоящий месяц.

Один раз в четверть : оформление журнала по итогам четверти, анализ выполнения плана работы за четверть, проведение родительского собрания.

Один раз в год: проведение открытого мероприятия

4. Ответственность классного руководителя и офицера-воспитателя

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ;

5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную организационными документами общеобразовательного учреждения;

5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.

5.5.За военную подготовку в объеме программы «Кадетского компонента», воспитание, воинскую дисциплину и морально – психологическое состояние кадет;

5.6.За формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, развитие у кадет качеств, необходимых для выполнения воинского долга;

5.7.За проведение занятий по строевой подготовке в объеме программы «Кадетского компонента»;

5.8.За поддержание внутреннего порядка на закрепленной территории и в аудитории;

5.9.За добросовестное выполнение кадетами обязанностей дежурного класса по школе.