Революционные преобразования. Декрет о национализации нефтяной промышленности

Декрет о национализации нефтяной промышленности
20 июня 1918 г.

1. Объявляются государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось.

2. Мелкие из названных в п.1 предприятий изъемлются из действия настоящего декрета. Основания и порядок означенного изъятия определяются особыми правилами, выработка которых возлагается на Главный нефтяной комитет.

3. Объявляется государственной монополией торговля нефтью и ее продуктами.

4. Дело управления национализированными предприятиями в целом, а равно и определение порядка осуществления национализации передается в Главный нефтяной комитет при Отделе топлива Высшего совета народного хозяйства (Главконефть).

5. Порядок образования местных органов по управлению национализированными предприятиями и пределы их компетенции определяются особыми инструкциями Главного нефтяного комитета по утверждении их президиумом Высшего совета народного хозяйства.

6. Впредь до принятия национализируемых предприятий в целом в управление Главным нефтяным комитетом, прежние правления названных предприятий обязаны, продолжать свою работу в полном объеме, принимая все меры к охране национального достояния и безостановочному ходу операций.

7. Прежнее правление каждого предприятия должно составить отчет за весь 1917 год и за первое полугодие 1918 года, а также баланс предприятия на 20 июня, по каковому балансу новое правление производит проверку и фактический прием предприятия.

8. Главный нефтяной комитет имеет право, не ожидая представления балансов и до полной передачи национализированных предприятий в управление органов Советской власти, посылать своих комиссаров во все правления нефтяных предприятий, {460} а также во все центры добычи, производства, транспорта и торговли нефтью, причем Главный нефтяной комитет может передавать свои полномочия своим комиссарам.

9. Все права и обязанности советов съездов нефтепромышленников передаются соответствующим местным органам по управлению национализированной нефтяной промышленностью.

10. Всем служащим предприятий и учреждений, переходящих в ведение Главного нефтяного комитета, предписывается оставаться на своих местах, не прерывая возложенных на них работ.

11. Впредь до издания Главным нефтяным комитетом предусмотренных в декрете инструкций, распоряжений и правил, местным советам народного хозяйства, а где таковых нет, - другим местным органам Советской власти, предоставляется право издавать их для своего района.

12. Настоящий декрет вступает в силу немедленно по опубликовании.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов. Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.

Национализация промышленности.

В целом, и причины, и ход национализации промышленных предприятий после Октября 1917 г. в официальной советской истории искажены. Они представлены как закономерный, вытекающий из теории марксизма процесс. На деле этот шаг Советского государства был сделан вопреки намерениям правительства и совершенно вопреки теории, которая предполагала прохождение довольно длительного этапа государственного капитализма . Даже представление о рабочем контроле буквально накануне Октября предполагало образование совместного совещания предпринимателей и рабочих. Показателен и тот факт, что до марта 1918 г. Госбанк выдал очень крупные средства в виде ссуд частным предприятиям. Взяв власть при полном распаде и саботаже госаппарата, Советское правительство и помыслить не могло взвалить на себя функцию управления всей промышленностью.

Эта проблема имела и важное международное измерение. Основной капитал главных отраслей промышленности принадлежал иностранным банкам. В горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности 52% капитала было иностранным, в паровозостроении – 100%, в электрических и электротехнических компаниях 90%, все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцам и бельгийцам, и т.д. Никакие теории не могли предсказать последствий национализации такого капитала – в истории не было опыта.

Конечно, в собственность нового государства автоматически перешли все казенные железные дороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля. Это были сравнительно простые меры, для управления и контроля в этих отраслях имелись ведомства и традиции.

В промышленности события пошли не так, как задумывалось – начался процесс двух типов – “стихийная ” и “карательная ” национализация. Английский историк Э.Карр создал грандиозный труд – “Историю Советской России” (до 1929 г.) в 14 томах с дотошным изучением документов. Он пишет о первых месяцах после Октября: “Большевиков ожидал на заводах тот же обескураживающий опыт, что и с землей. Развитие революции принесло с собой не только стихийный захват земель крестьянами, но и стихийный захват промышленных предприятий рабочими. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, революционная партия, а позднее и революционное правительство оказались захвачены ходом событий, которые во многих отношениях смущали и обременяли их, но, поскольку они [эти события] представляли главную движущую силу революции, они не могли уклониться от того, чтобы оказать им поддержку”.

Процессы, происходящие во время крупных социальных сдвигов, редко следуют теоретическим доктринам и планам политиков. Больше пользы бывает от тех политиков, которые понимают суть этих процессов и “подправляют” их в моменты выбора, в ситуации нестабильного равновесия, когда с небольшими силами можно толкнуть события в тот или иной коридор. Что же касается национализации, то это было именно глубинное движение, своими корнями уходившее в “архаический крестьянский коммунизм” и тесно связанное с движением за национализацию земли. Вообще, в этом движении не было ничего необычного. Дж.Кейнс в очерке “Россия” (1922) писал: “В природе революций, войн и голода уничтожать закрепленные законом имущественные права и частную собственность отдельных индивидов”.

Требуя национализации, обращаясь в Совет, в профсоюз или в правительство, рабочие стремились прежде всего сохранить производство (в 70% случаев эти решения принимались собраниями рабочих потому, что предприниматели не закупили сырье и перестали выплачивать зарплату, а то и покинули предприятие). Вот первый известный документ – просьба о национализации фирмы “Копи Кузбасса” – резолюция Кольчугинского совета рабочих депутатов 10 января 1918 г.:

“Находя, что акционерное общество Копикуз ведет к полному развалу Кольчугинский рудник, мы считаем потому, что единственным выходом из создавшегося кризиса является передача Копикуза в руки государства, и тогда рабочие Кольчугинского рудника смогут выйти из критического положения и взять под контроль данные предприятия”.

Вот другое, также одно из первых, требование о национализации, письмо фабкома петроградской фабрики “Пекарь” в Центральный совет фабзавкомов (18 февраля 1918 г.):

“Фабричный комитет фабрики “Пекарь” доводит до вашего сведения как демократический хозяйственный орган в том, что рабочие упомянутой фабрики на общем собрании совместно с представителями местной продовольственной управы 28 января 1918 г. решили взять фабрику в свои руки, т.е. удалить частного предпринимателя по следующим причинам: легче провести концентрацию хлебопечения, правильнее можно сделать учет хлеба, также администрация тормозила работу, и были случаи, что подготовляла голодный бунт в нашем подрайоне, а также неоднократно заявляла о расчете рабочих, якобы нет средств платить, а по нашему подсчету выходит, что мы на остаток можем дать кусок хлеба безработным, а не увеличивать количество безработных.

Принимая все это во внимание, рабочие решили взять фабрику в свои руки, о чем считаем долгом довести до вашего сведения, ибо вы должны знать, что делают рабочие по районам.

Просим узнать ваше мнение о нашем поступке”.

Сейчас трудно разграничить случаи “стихийной” национализации от “карательной”, поскольку юридическим поводом в обоих случаях часто был отказ предпринимателя подчиняться требованиям рабочего контроля. Но если говорить не о поводе, а о реальной причине, то она была в том, что ряд владельцев крупных предприятий повели дело к распродаже основного капитала и ликвидации производства. Так, например, был национализирован завод “АМО” (на базе которого вырос ЗИЛ). Его владельцы Рябушинские, получив еще из царской казны на строительство 11 млн. руб., истратили деньги, не построив цехов и не поставив уговоренные 1500 автомобилей. После Февраля хозяева пытались закрыть завод, а после Октября скрылись, поручив дирекции закрыть завод из-за нехватки 5 млн. руб. для завершения проекта. По просьбе завкома Советское правительство выдало эти 5 млн. руб., но дирекция решила истратить их на покрытие долгов и ликвидировать предприятие. В ответ завод АМО был национализирован.

Саботаж крупных предприятий и спекуляция продукцией, заготовленной для обороны, начались еще до Февральской революции. Царское правительство справиться не могло – “теневые” тресты организовали систему сбыта в масштабах страны, внедрили своих агентов на заводы и в государственные учреждения. С весны 1918 г. ВСНХ в случае, если не удавалось договориться с предпринимателями о продолжении производства и поставках продукции, ставил вопрос о национализации. Невыплата зарплаты рабочим за один месяц уже была основанием для постановки вопроса о национализации, а случаи невыплаты за два месяца подряд считались чрезвычайными.



Вначале в казну забирались отдельные предприятия. Это даже теоретически не было никак связано с доктриной марксизма, поскольку не позволяло перейти от стихийного регулирования хозяйства к планомерному. На руководство ВСНХ большее влияние оказывал пример промышленной политики Германии во время войны. В таких случаях декреты о национализации всегда указывали причины, вызвавшие или оправдывающие эту меру. Первыми национализированными отраслями были сахарная промышленность (май 1918 г.) и нефтяная (июнь). Это было связано с почти полной остановкой нефтепромыслов и бурения, брошенных предпринимателями, а также с катастрофическим состоянием сахарной промышленности из-за оккупации Украины немецкими войсками.

В целом, в основу политики ВСНХ была положена ленинская концепция “государственного капитализма”, готовились переговоры с промышленными магнатами о создании крупных трестов с половиной государственного капитала (иногда и с крупным участием американского капитала). Это вызвало резкую критику “слева” как отступление от социализма, своего рода “Брестский мир в экономике”. Примечательно, что к этой критике присоединились левые эсеры и даже меньшевики, которые до этого обвиняли Советское государство в преждевременности социалистической революции. Спор о месте государства в организации промышленности перерос в одну из самых острых дискуссий в партии.

После заключения Брестского мира положение неожиданно и кардинально изменилось. Было снято предложение о “государственном капитализме”, и одновременно отвергнута идея “левых” об автономизации предприятий под рабочим контролем. После ряда совещаний с представителями рабочих и ИТР был взят курс на немедленную планомерную и полную национализацию. Против этого “левые” выдвинули аргумент, который затем был развит в трудах Троцкого и безотказно работал восемь десятилетий: якобы при национализации “ключи от производства остаются в руках капиталистов” (в форме специалистов), а рабочие массы отстраняются от управления. В ответ на это было указано, что восстановление производства стало такой жизненной необходимостью, что ради него надо жертвовать теорией.

Однако был еще один мощный фактор, который не обсуждался так открыто, но заставлял принимать решение срочно. После заключения Брестского мира немецкие компании начали массовую скупку акций главных промышленных предприятий России. На I Всероссийском съезде СНХ 26 мая 1918 г. говорилось, что буржуазия “старается всеми мерами продать свои акции немецким гражданам, старается получить защиту немецкого права путем всяких подделок, всяких фиктивных сделок”. Предъявление к оплате акций германским посольством наносило России лишь финансовый ущерб. Но затем выяснилось, что акции ключевых предприятий накапливались в Германии. В Берлине велись переговоры с германским правительством о компенсации за утраченную в России германскую собственность. В Москву поступили сообщения, что посол Мирбах уже получил инструкции выразить Советскому правительству протест против национализации “германских” предприятий. Возникла угроза утраты всей базы российской промышленности.

На совещании СНК, которое продолжалось всю ночь 28 июня 1918 г., было принято решение о национализации всех важных отраслей промышленности, о чем и был издан декрет. В нем уже не назывались отдельные предприятия и не приводились конкретные причины – речь шла об общем юридическом акте.

При внимательном прочтении этот декрет многое говорит и об историческом моменте, и о реалистичности политики Советского правительства. После риторических заявлений о национализации как средстве “упрочения диктатуры пролетариата и деревенской бедноты” в нем сказано, что до того, как ВСНХ сможет наладить управление производством, национализированные предприятия передаются в безвозмездное арендное пользование прежним владельцам, которые по-прежнему осуществляют финансирование производства и извлекают из него доход . То есть, юридически закрепляя предприятия в собственности РСФСР, декрет не влек никаких практических последствий в экономической сфере. Он лишь в спешном порядке отвел угрозу германского вмешательства в хозяйство России. Вскоре, однако, Советскому правительству, вопреки его долгосрочным намерениям, пришлось сделать и второй шаг – установить реальный контроль над промышленностью. Это заставила сделать гражданская война. 20 ноября 1920 г. были национализированы все промышленные частные предприятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих без оного.

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играют:

  1. национализация земли;
  2. национализация промышленности;
  3. национализация банков.

Рассмотрим их особенности.

Национализация земли

Замечание 1

Началом национализации земли в России следует считать принятие Декрета о земле 26 октября (8 ноября) 1917 года, в соответствие с которым победивший класс приступил к проведению социалистических реформ. В соответствии с Декретом в состав объектов, которые подлежали «национализации» были отнесены земля, её недра, водные и лесные ресурсы, Институт «частной собственности» на землю был отменен, и земля в соответствии с Декретом отошла к общенародной (государственной) собственности.

В соответствии с Декретом крестьянам было бесплатно передано свыше 150 млн. га земель, конфискованных у помещиков, монастырей, церквей, земель казенных и прочих. Общая площадь земель, которые находились после принятия Декрета в собственности и пользовании крестьян, выросла почти на 70 процентов. Также по Декрету крестьяне были освобождены от арендных платежей бывшим собственникам и от расходов на приобретение новой земельной собственности.

В условиях начавшейся военной интервенции и гражданской войны Советское государство приступило к объединению деревенской бедноты вокруг специально созданных организаций (комитетов бедноты), основными задачами которых должны были стать:

  • перераспределение в пользу беднейших селян земли, инвентаря и скота;
  • оказание содействие продотрядам в изъятии «излишков» продовольствия;
  • проведение на селе сельскохозяйственной политики Советского государства.

За свои услуги бедняки могли получить определенное вознаграждение в виде предметов первой необходимости и зерна, которые реализовывались со значительными скидками и вообще бесплатно.

В августе 1918 года был разработан план борьбы за хлеб нового урожая, основанный на союзе «беднейшего и голодающего крестьянства» с середняком, рассчитанный на прямой продуктообмен реквизируемых товаров промышленного производства на хлеб.

Конкретно этот прямой продуктообмен выразился в систему продразверсток, которая изымала у крестьянства не только излишки, но и запасы хлеба, необходимые для посева.

Таким, образом, национализация земель, водных и лесных ресурсов была осуществлена в интересах людей, трудящихся на земле. Позднее она станет экономической основой для проведения сельскохозяйственной кооперации.

Национализация промышленности

Замечание 2

При проведении национализации в промышленности первым шагом стало принятие Декрета о рабочем контроле, в соответствии с которым сами рабочие должны были учиться управлять. Но принимаемые Декреты не всегда успевали за естественным ходом событий.

Рабочие, предоставленные самим себе, достаточно редко обладали необходимыми техническими знаниями, соответствующими промышленными навыками и дисциплиной, знаниями в области организации технического учета, без которые невозможно было осуществлять нормальную работу предприятия.

Были отмечены случаи, когда рабочие просто присваивали после захвата предприятия его средства, продавали оборудование и запасы, полученные деньги использовали в своих собственных интересах

В национализации промышленности выделяют несколько этапов:

    На первом этапе (ноябрь 1917 - февраль 1918) для национализации были характерны быстрые темпы, широкая инициатива местных органов.

    Во время первого этапа была проведена национализация более 800 предприятий и отдельных отраслей промышленности.

    Этот период национализации получил название этапа «Красногвардейская атака на капитал», темпы проведения национализации значительно обгоняли темпы создания систем управления государственными предприятиями.

    В ноябре 1917 года началась национализация предприятий крупной промышленности, под процесс национализации в первую очередь попали те частные предприятия, производство продукции которых была крайне важна для Советского государства, и те, владельцы которых проводили политику саботажа.

    Второй этап национализации проходил в период с марта по июнь 1918 года. В этот период центром тяжести экономической и политической работы РСДРП явилось перенесение внимания с экспроприации частной собственности на укрепление уже завоёванных экономических позиций, организация системы социалистического учёта и контроля, организация систем управления социалистической промышленностью. Основная особенность второго этапа национализации – обобществление не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности, а также создание необходимых условий для национализации всей крупной промышленности. Так, были приняты 2 мая 1918 Декрет о национализации предприятий сахарной промышленности, 20 июня – Декрет о национализации предприятий нефтяной промышленности. Конференция представителей национализированных заводов машиностроительного комплекса, проходившая в мае 1918 года, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за второй период было передано в собственность государства более 1200 промышленных предприятий.

    Третий, заключительный этап национализации начался в июне 1918 и закончился в июне 1919 года. Его основная характеристика – усиление организующей, руководящей роли СНК и его территориальных хозяйственных органов в проведении национализации.

    Так, осенью 1918 года государству принадлежало более 9500 промышленных предприятий. С лета 1919 года темпы проведения «национализации» резко возросли, что было вызвано необходимостью мобилизации всех наличных производственных ресурсов в период гражданской войны и интервенции.

Замечание 3

В результате национализации промышленности была создана основа для индустриализации экономики молодого социалистического государства.

Национализация банков

Одним из важнейших мероприятий по созданию социалистической экономики молодого Российского государства стали процессы «национализации» банков, которые начались с национализации Государственного банка России и установления государственного контроля над частными коммерческими банками.

Национализация банковской сферы определялась положениями двух законодательных актов – Декрета ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года, по которому все частные коммерческие банки были переданы в собственность государства, также была установлена монополия государства на организацию банковского дело. Декрет Совета Народных Комиссаров, изданный 23 января (5 февраля) 1918 года полностью и безвозмездно передавал капиталы частных коммерческих банков Государственному банку.

Окончательно процесс слияния национализированных частных коммерческих банков с Государственным банком России в единый Народный банк РСФСР был завершен к 1920 году. В процессе национализации были ликвидированы такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита. Национализация банков создала условия Советскому государству для успешной борьбы с голодом и разрухой.

Национализация царской банковской системы и частных коммерческих банков дала импульс для создания современной банковской системы Российской Федерации.

Своими важнейшими законами большевики считали декреты о национализации земли (Декрет о земле) и о национализации промышленности. Декрет 14 ноября 1917 г. вводил вместо руководства управляющих и хозяев предприятий «рабочий контроль» над производством, куплей-продажей сырья и товаров, финансовой деятельностью. Этим положили начало разрушению основ «капиталистической экономики». Вскоре большевики национализировали все банки, железные дороги, упразднили все виды займов. Власть отныне не признавала прежних внешних и внутренних долгов России, ввела монополию внешней торговли. В декабре 1917 г. был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который начал осуществлять «строительство коммунизма» в экономике. Но к весне 1918 г. стало ясно, что экономический эксперимент провалился – «рабочий контроль» оказался фикцией: производительность труда на предприятиях резко упала, промышленное производство составило 20 % от уровня 1913 г., рабочим жилось хуже, чем до Февральской революции. На собраниях они стали выражать недоверие большевикам, власти отвечали репрессиями, ибо при «диктатуре пролетариата» никакого рабочего движения существовать не могло.

Из книги История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] автора Москаленко Дмитрий Николаевич

Декрет Наркомпроса РСФСР от 23.12.1917 года о введении нового правописания НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ РСФСРДЕКРЕТот 23 декабря 1917 годаО ВВЕДЕНИИ НОВОГО ПРАВОПИСАНИЯВ целях облегчения широким народным массам усвоения русской грамоты, поднятия общего

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

1. Рабочий контроль и его роль в подготовке национализации промышленности Выдвижение и обоснование В. И. Лениным лозунга рабочего контроля над производством как переходной меры к социализму - это пример творческого развития марксизма.Идею рабочего контроля в

Из книги Честь и долг автора Иванов Егор

90. Петроград, 9 ноября 1917 года Смольный сверкал огнями ночи напролет. Все центры новой власти соединились под его крышей. Центральный и Петербургский комитеты большевиков, Всероссийский ЦИК, Совет Народных Комиссаров, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Из книги Честь и долг автора Иванов Егор

91. Минск, 9 ноября 1917 года Главная улица Минска, трехэтажная, с деревянными телеграфными и электрическими столбами, в ноябре покрыта слякотью, грязью, наносимой из переулков и дворов. Хорошо ходить по слякоти в солдатских сапогах или в черных блестящих галошах. Да

Из книги Честь и долг автора Иванов Егор

92. Петроград, 15 ноября 1917 года Комиссар Военно-революционного комитета в Генеральном штабе Василий Медведев был весьма доволен своим сотрудничеством с генерал-квартирмейстером главного управления Генштаба Николаем Михайловичем Потаповым. Генерал еще с июля

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Гончаров Владислав Львович

№ 26. Телеграмма Петлюры в Ставку главковерха от 23 ноября 1917 года Секретно, военная Передаю следующую телеграмму: «Все местные продовольственные и фуражные средства исчерпаны совершенно, интендантство бессильно в деле доставки. Положение критическое. Падеж лошадей

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 249. Телеграмма начальнику штаба верховного главнокомандующего от 1 ноября 1917 года 8065. Отправке броневиков в распоряжение Главковерх препятствует фронтовой комитет спасения революции, постановивший с фронта войск для борьбы не посылать. Никакие убеждения и

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 250. Телеграмма генерала Балуева генкварверху от 1 ноября 1917 года Оперативная. Наштаверху Положение в Минске сгущается, угрожает опасность захвата большевиками. Броневой поезд, арестовав офицеров, самовольно подошел к Минску, надежных войск нет, все в руках Комитета

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 252. Телеграмма главкозапа Балуева от 5 ноября 1917 года Срочно: командарм 2. 3, 10. Главноокр Минский, Инспартзап, Снабзап, Запасзап, Дегензап, Начвосозап, Начпнзап, Автозап, Радпозап, Авиозап, Комкор Польского, Начдив Кавказ кавал. Копия Минск председателю

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 255. Радиотелеграмма Совета Народных Комиссаров от 9 ноября 1917 года (Принято в 7 час. 35 мин.) Всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам. Всем солдатам революционной армии и матросам революционного флота.7 ноября ночью Совет Народных Комиссаров

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 262. Выдержка из разговора т. Крыленко с комиссарсевом 20 ноября 1917 года Позерн. – У аппарата комиссарсев Позерн.Крыленко. – У аппарата Крыленко. Прошу сообщить сведения о съезде 5-й армии. Ставка мною занята.Позерн. – Точных цифр о голосовании под рукой не имею, но,

Из книги 1917. Разложение армии автора Гончаров Владислав Львович

№ 267. Декрет о выборном начале и об организации власти от 16 декабря 1917 года 1) Армия, служащая воле трудового народа, подчиняется верховному выразителю этой воли – Совету Народных Комиссаров.2) Вся полнота власти в пределах каждой войсковой части и их соединений

Из книги Записки о революции автора Суханов Николай Николаевич

Из книги Письма жене и детям (1917-1926) автора Красин Л Б

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Константин Дмитриевич Воробьёв (16 ноября 1917 – 2 марта 1975) «Кардиограмма сердца» – так определил Константин Воробьёв смысл одной из своих повестей, но, в сущности, так можно обозначить творческое устремление писателя вообще, во всех повестях, рассказах и романах, которые


25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП (б). ее экономические задачи были определены на VI съезде партии (1917) и имели характер не социалистического строительства, а общественно-государственного вмешательства в производство, распределение, финансы и регулирования рабочей силы на основе введение всеобщей трудовой повинности.

К основных мероприятий этого периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведения в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности и организация системы управления ею, введение монополии внешней торговли.

На практике идея национализации постепенно сводилась к конфискации, что негативно отразилось на работе промышленных предприятий, поскольку поднимались хозяйственные связи, утруднювалося налаживание контроля в масштабе страны. Несмотря на такое положение, с начала 1918 г. национализация промышленности на местах стала приобретать массового характера, стихийных и растущего конфискационного движения. Отсутствие опыта приводила к тому, что иногда усуспільнювались предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также малые предприятия, которые становились обузой для государства. Распространение получила практика незаконной конфискации по решению фабрично-заводского комитета (фабзавкома) с последующим его утверждением государственными органами. На этом фоне происходило ухудшение экономического положения страны.

В собственность государства до 1 июля перешло 513 крупных промышленных предприятий. 28 июня 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) приняла Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны "с целью решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для укрепления диктатуры рабочего класса и крестьянской бедноты". В условиях гражданской войны началась национализация всех промышленных предприятий. К осени 1918 г. промышленность была почти полностью национализирована.

Декрет о землю, принят на II съезде Советов (1917), заложил основы новых аграрных отношений. В нем сочетались радикальные меры - отмена частной собственности на землю и передача помещичьих имений, "как и всех удельных земель, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем" в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов - с признанием равноправия всех форм землепользования (подвірної, хуторской, общинной, артільної) и правом распределения конфискованной земли по трудовой или потребительской нормами с периодическим переделом.

Национализация и распределение земли проводились на основе Закона о социализации земли (принятого ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г.), который определял порядок распределения и потребительской-трудовую норму надела. В 1917-1919 гг. распределение проведена в 22 губерниях. Землю получили более 6 млн. селян. их освободили от уплаты за аренду земли, от долгов Крестьянском банке. Коренного изменения претерпела социальная структура села: доля состоятельных крестьян уменьшилось с 15 до 5%, середняков - резко возросла (с 20 до 60%), а количество бедняков уменьшилась с 65 до 35%. Некоторые образцовые хозяйства не подлежали разделения, а реорганізовувались в исследовательские показательные формы советского хозяйства - совхозы.

Одновременно с этим были приняты меры военного характера, что было проявлением "зверхреволюційності" на селе. В частности, установлено государственную монополию на хлеб; 27 мая 1918 г. продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба (их формирование началось после утверждения декрета о предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, которая скрывает хлебные запасы и спекулирующей ими); на основе декрета от 11 июня 1918 г., создано продотряды і комбіди (комитеты бедноты), задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам (весной 1918 г. деньги фактически обесценились и хлеб фактически изымали бесплатно, в лучшем случае - в обмен на промышленные товары). Названные меры способствовали увеличению ежедневного вывоза, например Украины, продовольствия из 140 вагонов в марте до 400 в июне 1918 г. Вывоз хлеба сопровождался реквизициями, насилием над крестьянами, осуществлялся террор в отношении украинского села. Но и в этих условиях В. Ленин ставил вопрос не об экспроприации кулаков, а лишь о подавлении их контрреволюционных намерений.

В целом к началу гражданской войны сложилась система управления народным хозяйством: ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата; Совнарком решал наиболее важные вопросы; народные комиссариаты руководили отдельными сторонами народнохозяйственного жизни, их местными органами были соответствующие отделы исполкомов Советов; Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - центр всеобщего управления промышленностью, который осуществлял руководство через свои главные управления, а на местах - через губернские и городские раднаргос-пи. Предприятие возглавлял правление, 2/3 членов которого назначал местный совнархоз, а 1/3 избиралась на полгода. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.