Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии (11 класс). Основные умения и способы действий

Пояснительная записка КИМа по химии для 11 класса

1. Назначение КИМа для итоговой аттестационной работы

Контрольно-измерительный материал предназначен для проведения контрольной работы в форме ЕГЭ в 11 классе с фиксацией результатов по пятибалльной системе; для итоговой оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание контрольно-измерительного материала по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМа

На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Разработка КИМа по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:

 КИМ ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

 проверка сформированности усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и повышенном ;

учебный материал, проверяемый заданиями КИМа, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.

4. Структура и содержание КИМа

Каждый вариант КИМа содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.

Форма задания

Номера заданий

На установление соответствия

С выбором 2 ответов

На восстановление последовательности

С кратким ответом

С развернутым ответом

В вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа.

В работе содержится 3 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 13, 14, 15). Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь различных классов веществ, и электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

моделировать химический эксперимент на основании его описания.

Включенные в работу задания условно могут быть распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познанияв химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (табл. 1).

Таблица 1. Распределение заданий по основным

Количество заданий

Теоретические основы химии

Неорганическая химия

Органическая химия

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь

Наряду с усвоением элементов содержания задания, включенные в проверочную работу, проверяют овладение учащимися определенными умениями и способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников. Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений и способам действий дает таблица 2.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Номера заданий

Знать/понимать:

важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы

Уметь: называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

определять/классифицировать : валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решётки; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

характеризовать: s- , p- и d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений

объяснять : зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных); составлять уравнения изученных видов химических реакций

планировать/проводить : эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33

Повышенный

5. Обобщенный план вариантов КИМа по ХИМИИ за курс 11 класса

Проверяемые

Коды проверяемых элементов содержания

по коди-фикатору ЕГЭ

Уровень сложности задания

Макс. балл за выпол-нение задания

Теоретические основы химии

Основные способы получения конкретных веществ

Состав атома. Протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Реакции окислительно-восстановительные

Неорганическая химия

Классификация и номенклатура неорганических соединений

Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов.

Характерные химические свойства оксидов (оснόвных, амфотерных, кислотных)

Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей (средних)

Взаимосвязь неорганических веществ

Органическая химия

Классификация и номенклатура органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений

Характерные химические свойства: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; кислородсодержащих соединений: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, однооснóвные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; азотсодержащих соединений: аминов

аминокислот, белков

Взаимосвязь между основными классами органических веществ

Методы познания в химии. Химия и жизнь

Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ

Проведение расчетов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

Инструкция для учителя

Условия:

      Количество вариантов заданий

Для проведения итоговой аттестационной работы предусмотрено 2 варианта.

      Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

      Дополнительные материалы и оборудование

В процессе выполнения работы учащийся может использовать следующие дополнительные материалы:

 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

 таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

 электрохимический ряд напряжений металлов;

 непрограммируемый калькулятор.

      Последовательность выполнения заданий

При выполнении работы сначала выполняются задания базового уровня сложности (1-12), затем повышенного.

      Правила оформления работы

Ответы на задания итоговой аттестационной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

К выполнению работы можно готовиться по учебникам: - Химия 10 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год) - Химия 11 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год).

Критерии оценки

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение заданий с порядковыми номерами 2,4,5,7,8,9,11 оценивается в 1 балл.

Верное выполнение каждого из остальных заданий базового уровня сложности оценивается максимально 2 баллами. В случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Количество первичных баллов

Процент выполнения

Отметка

Эталоны ответов

вопроса

1 вариант

2 вариант

Вариант 1

1.

Ответ:

    Cl 2) Rb 3) Sn 4)Te 5) F

Ответ:

    Сокращенному ионному уравнению Н + +СО 3 2 - → Н 2 О +СО 2 соответствуют две пары реагентов:

    HCl и Na 2 CO 3 2) H 2 SO 4 и CaCO 3 3) H 2 O и Na 2 SiO 3

    H 2 SO 4 и K 2 CO 3 5) H 2 CO 3 и NaOH

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:

8. В про­бир­ку с рас­тво­ром соли Х до­ба­ви­ли не­сколь­ко ка­пель рас­тво­ра ве­ще­ства Y. В ре­зуль­та­те ре­ак­ции на­блю­да­ли вы­де­ле­ние бес­цвет­но­го газа.

1) KOH 2) HCl 3) Cu(NO 3) 2 4) K 2 SO 3 5) Na 2 SiO 3

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:
11. Ук­сус­ная кис­ло­та может ре­а­ги­ро­вать с каж­ды­ми из двух ве­ществ:

1) ме­та­но­лом и се­реб­ром

2) гид­рок­си­дом меди (II) и ме­та­но­лом

3) се­реб­ром и гид­рок­си­дом меди (II)

4) эта­но­лом и гид­рок­си­дом каль­ция

5) маг­ни­ем и ме­та­ном

В от­ве­те ука­жи­те две вер­ные пары ве­ществ.

Ответ:

NO 2 + KOH → KNO 2 + KNO 3 + Н 2 О,

Ответ:

Ответ:

15. Рас­счи­тай­те массу хло­ри­да алю­ми­ния, об­ра­зу­ю­ще­го­ся при вза­и­мо­дей­ствии из­быт­ка алю­ми­ния с 2,24 л (н. у.) хлора. Ответ ука­жи­те в грам­мах с точ­но­стью до целых.

Дано: Решение:

Найти:

Итоговая аттестация по курсу 11 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Вариант 2

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ве­ще­ством и ис­точ­ни­ком его по­лу­че­ния: к каж­дой по­зи­ции, обо­зна­чен­ной бук­вой, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию, обо­зна­чен­ную циф­рой.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:

    Из ука­зан­ных в ряду хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те три эле­мен­та, ко­то­рые в Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва на­хо­дят­ся в одном пе­ри­о­де. Рас­по­ло­жи­те вы­бран­ные эле­мен­ты в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их не­ме­тал­ли­че­ских свойств.

1) K 2) Se 3) Ge 4) O 5) P

Ответ:

5. Сокращенному ионному уравнению Сu 2+ + OH - → Cu(OH) 2 соответствуют две пары реагентов:

1) CuS и KOH 2) Cu(NO 3) 2 и Ca(OH) 2 3) H 2 O и Cu(NO 3) 2

    CuSO 4 и NaOH 5) Cu(NO 3) 2 и NaOH

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:

8. В про­бир­ку с рас­тво­ром соли Х до­ба­ви­ли рас­твор Y. В ре­зуль­та­те ре­ак­ции на­блю­да­ли вы­па­де­ние осад­ка.

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те ве­ще­ства X и Y, ко­то­рые могут всту­пать в опи­сан­ную ре­ак­цию.

1) NaOH 2) HCl 3) Cu(NO 3) 2 4) BaSO 4 5) K 2 SO 4

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем ве­ще­ства и клас­сом/груп­пой, к ко­то­ро­му(-ой) это ве­ще­ство при­над­ле­жит: к каж­дой по­зи­ции, обо­зна­чен­ной бук­вой, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию, обо­зна­чен­ную циф­рой.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Ответ:
12. Какую массу воды надо добавить к 50 г 70%-ного раствора серной кислоты для получения раствора с массовой долей кислоты 5%? (Ответ запишите в граммах).
Ответ:

13. Ис­поль­зуя метод элек­трон­но­го ба­лан­са, со­ставь­те урав­не­ние ре­ак­ции:

KNO 3 + NH 4 Cl → KCl + N 2 O + H 2 O,

Опре­де­ли­те окис­ли­тель и вос­ста­но­ви­тель.

Ответ:

14. На­пи­ши­те урав­не­ния ре­ак­ций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превра­ще­ния

При на­пи­са­нии урав­не­ний ре­ак­ции ис­поль­зуй­те струк­тур­ные фор­му­лы ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

Ответ:

15. Чему равен объём газа (н.у.), об­ра­зо­вав­ше­го­ся в ре­зуль­та­те рас­тво­ре­ния 40 г кар­бо­на­та каль­ция в из­быт­ке со­ля­ной кис­ло­ты? Ответ ука­жи­те в лит­рах с точ­но­стью до де­ся­тых.

Дано: Решение:

  • От составителя
  • Тест 1. Строение атома. Периодический закон Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома (базовый уровень)
  • Тест 2. Строение атома. Периодический закон Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома (усложненный уровень)
  • Тест 3. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Механизмы образования связей
  • Тест 4. Основные положения теории А.М. Бутлерова. Гибридизация атомных орбиталей. Изомеры, гомологи
  • Тест 5. Итоговый контроль по теме «Строение вещества» (базовый уровень)
  • Тест 6. Итоговый контроль по теме «Строение вещества» (усложненный уровень)
  • Тест 7. Классификация химических реакций
  • Тест 8. Химические реакции (базовый уровень)
  • Тест 9. Химические реакции (усложненный уровень)
  • Тест 10. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье
  • Тест 11. Итоговый контроль по теме «Химические реакции»
  • Тест 12. Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах
  • Тест 13. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена
  • Тест 14. Реакция среды. Гидролиз солей. Гидролиз органических веществ (базовый уровень)
  • Тест 15. Реакция среды. Гидролиз солей. Гидролиз органических веществ (усложненный уровень)
  • Тест 16. Итоговый контроль по теме «Дисперсные системы. Процессы, происходящие в растворах»
  • Тест 17. Металлы: строение, электрохимический ряд напряжений, химическая активность (базовый уровень)
  • Тест 18. Металлы: строение, электрохимический ряд напряжений, химическая активность (усложненный уровень)
  • Тест 19. Оксиды и гидроксиды, образованные металлами главных и побочных подгрупп
  • Тест 20. Металлы: химические свойства, способы получения (базовый уровень)
  • Тест 21. Металлы: химические свойства, способы получения (усложненный уровень)
  • Тест 22. Неметаллы: особенности строения, с. о., химическая связь, типы кристаллических решеток, окислительно-восстановительные свойства
  • Тест 23. Соединения неметаллов: водородные, оксиды и гидроксиды (базовый уровень)
  • Тест 24. Соединения неметаллов: водородные, оксиды и гидроксиды (усложненный уровень)
  • Тест 25. Итоговый контроль по теме «Неметаллы» (базовый уровень)
  • Тест 26. Итоговый контроль по теме «Неметаллы» (усложненный уровень)
  • Тест 27. Оксиды
  • Тест 28. Органические и неорганические кислоты: классификация, общие химические свойства (базовый уровень)
  • Тест 29. Органические и неорганические кислоты: классификация, общие химические свойства (усложненный уровень)
  • Тест 30. Специфические свойства неорганических и органических кислот (базовый уровень)
  • Тест 31. Специфические свойства неорганических и органических кислот (усложненный уровень)
  • Тест 32. Основания неорганические и органические. Амфотерные органические и неорганические соединения
  • Тест 33. Вещества и их свойства (базовый уровень)
  • Тест 34. Вещества и их свойства (усложненный уровень)
  • Тест 35. Итоговый контроль по теме «Вещества и их свойства» (базовый уровень)
  • Тест 36. Итоговый контроль по теме «Вещества и их свойства» (усложненный уровень)
  • Тест 37. Химия и производство (базовый уровень)
  • Тест 38. Химия и производство (усложненный уровень)
  • Ключи к тестам

МБОУ « Новолядинская СОШ»

Демонстрационный материал контрольно-измерительного материала

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по химии в 11 (профильный уровень ) КЛАССЕ

Спецификация

проверочной работы для проведения промежуточной аттестации

по химии за курс 11 класса (профильный уровень) в 2017 году

1. Назначение работы – оценить уровень освоения образовательной программы по химии за курс 11 класса (профильный уровень) учащихся МБОУ «Новолядинская СОШ» в 2017 году

2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу

Содержание работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ N 1897 от 17.12.2010 г.) и Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. приказом №370 от 31.08.2012г., с изменениями и дополнениями от 14.04.2015 приказ №428), рабочей программы по химии для 11 класса (профильный уровень) УМК автора: О.С. Габриелян (утв. 27.08.2010 приказ №131), Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. приказом №368 от 10.03.2015г., с изм. от 29.08.2015г. приказ №14).

3. Структура работы.

Каждый вариант проверочной работы построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 14 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом, в их числе 9 заданий базового уровня сложности (в варианте они присутствуют под номерами: 1–9) и 3 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 10, 23, 24). Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом. Это задания под номерами 30, 32.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей проверочной работы дает таблица 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Задания базового уровня сложности, с кратким ответом, проверяют усвоение значительного количест ва элементов содержания важнейших разделов школьного курса химии: «Теоретические основы хи мии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и

жизнь». Согласно требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников эти знания являются обязательными для освоения каждым учащимся.

Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом, который устанавливается в ходе выпол нения задания и записывается согласно указаниям в виде определенной последовательности четы рех цифр, ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня. В сравне нии с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в измененной, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пажгинская средняя общеобразовательная школа»

«Паджгасашöр школа» муниципальнöйвелöдансьöмкуд учреждение

Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов)

для выявления знаний и умений, уровня подготовки учащихся

по учебному предмету

«Химия »

на уровне среднего общего образования

Комплект КИМов разработан для учащихся 11 класса

Разработчик : Козлова В.В.

с. Пажга, 2017 г.

Пояснительная записка КИМа по химии для 11 класса

1. Назначение КИМа для итоговой аттестационной работы

Контрольно-измерительный материал предназначен для проведения контрольной работы в форме ЕГЭ в 11 классес фиксацией результатов по пятибалльной системе; для итоговой оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание контрольно-измерительного материала по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМа

На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Разработка КИМа по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:

КИМ ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

проверка сформированности усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и повышенном ;

учебный материал, проверяемый заданиями КИМа, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.

4. Структура и содержание КИМа

Каждый вариант КИМа содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.

В вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа.

В работе содержится 3 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 13, 14, 15). Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь различных классов веществ, и электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

моделировать химический эксперимент на основании его описания.

Включенные в работу задания условно могут быть распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (табл. 1).

Таблица 1. Распределение заданий по основным

Наряду с усвоением элементов содержания задания, включенные в проверочную работу, проверяют овладение учащимися определенными умениями и способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников. Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений и способам действий дает таблица 2.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Знать/понимать:

важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы

Уметь: называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

определять/классифицировать : валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решётки; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

6,10,13

характеризовать: s- , p- и d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений

2,3,7,8,9,11

объяснять : зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных); составлять уравнения изученных видов химических реакций

3,5,13,14,15

планировать/проводить : эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям

12,14,15

В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33

Повышенный

100

5. Обобщенный план вариантов КИМа по ХИМИИ за курс 11 класса

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания

по коди-фикатору ЕГЭ

Уровень сложности задания

Макс. балл за выпол-нение задания

Теоретические основы химии

Основные способы получения конкретных веществ

Состав атома. Протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Реакции окислительно-восстановительные

Неорганическая химия

Классификация и номенклатура неорганических соединений

Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов.

Характерные химические свойства оксидов (оснόвных, амфотерных, кислотных)

Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей (средних)

Взаимосвязь неорганических веществ

Органическая химия

Классификация и номенклатура органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений

Характерные химические свойства: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; кислородсодержащих соединений: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, однооснóвные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; азотсодержащих соединений: аминов

аминокислот, белков

Взаимосвязь между основными классами органических веществ

Методы познания в химии. Химия и жизнь

Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ

Проведение расчетов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

Инструкция для учителя

Условия:

    1. Количество вариантов заданий

Для проведения итоговой аттестационной работы предусмотрено 2 варианта.

    1. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

    1. Дополнительные материалы и оборудование

В процессе выполнения работы учащийся может использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

электрохимический ряд напряжений металлов;

непрограммируемый калькулятор.

    1. Последовательность выполнения заданий

При выполнении работы сначала выполняются задания базового уровня сложности (1-12), затем повышенного.

    1. Правила оформления работы

Ответы на задания итоговой аттестационной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

    1. Перечень литературы, учебников рекомендованный учащимся для подготовки к аттестации по данному учебному предмету, курсу

К выполнению работы можно готовиться по учебникам:

- Химия 10 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год)

- Химия 11 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год).

Критерии оценки

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение заданий с порядковыми номерами 2,4,5,7,8,9,11 оценивается в 1 балл.

Верное выполнение каждого из остальных заданий базового уровня сложности оценивается максимально 2 баллами. В случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Эталоны ответов

Вариант 1

1.

A) диоксид серы

Б) водород

В) азот

Г) хлор

1) воздух

2) пирит

3) древесина

4) вода

5) водный раствор хлорида натрия

    Определите, атомы, каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов. 1) Na 2) K 3) Si 4) Mg 5) C

Ответ:

    Cl 2) Rb 3) Sn 4)Te 5) F

Ответ:

    Соединения с ковалентной неполярной связью расположены в рядах:

1) O 2 , Cl 2 , H 2 2) HCl, N 2 , F 2 3) O 2 , P 4 , H 2 O

4) NH 3 , S 8 , NaF 5) Cl 2 , N 2 , Br 2

Ответ:

    Сокращенному ионному уравнению Н + +СО 3 2 - → Н 2 О +СО 2

    HCl и Na 2 CO 3 2) H 2 SO 4 и CaCO 3 3) H 2 O и Na 2 SiO 3

    H 2 SO 4 и K 2 CO 3 5) H 2 CO 3 и NaOH

Ответ:

А) средняя соль

Б) кислая соль

В) основание

1) Al(OH)Cl 2

2) Mg(OH) 2

3) NH 4 Cl

4) NaHCO 3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7.Оксид бария реагирует с каждыми из двух веществ:

1) оксидом цинка и хлороводородом

2) оксидом углерода (II) и кислородом

3) оксидом фосфора (V) и водородом

4) оксидом кремния и азотом

5) оксидом азота (V) и водой

Ответ:

1) KOH 2) HCl 3) Cu(NO 3 ) 2 4) K 2 SO 3 5) Na 2 SiO 3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:
9.
В схеме превращений FeO + H 2 → X 1 + HCl → X 2 . Веществами « X 1 » и «X 2 » являются

1) Fe(ClO) 2 2) FeCl 3 3) Fe 3 O 4 4) FeCl 2 5) Fe

Ответ: А) метилбензол

Б) анилин

В) 3-метилбутаналь

1) альдегиды

2) амины

3) аминокислоты

4) углеводороды

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Уксусная кислота может реагировать с каждыми из двух веществ:

1) метанолом и серебром

2) гидроксидом меди (II) и метанолом

3) серебром и гидроксидом меди (II)

4) этанолом и гидроксидом кальция

5) магнием и метаном

В ответе укажите две верные пары веществ.

Ответ:
12.
Вычислите массу воды, которую надо выпарить из 1 кг 3%-ного раствора сульфата меди для получения 5% -ного раствора. Ответ запишите в граммах. Ответ:

NO 2 + KOH → KNO 2 + KNO 3 + Н 2 О ,

Ответ:

Ответ:

15. Рассчитайте массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии избытка алюминия с 2,24 л (н. у.) хлора. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.

Дано: Решение:

Найти:

Итоговая аттестация по курсу 11 класса (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Вариант 2

1. Установите соответствие между веществом и источником его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

А) полиэтилен

Б) кислород

В) углекислый газ

Г) железо

1) воздух

2) вода

3) гематит

4) дымовые газы

5) этилен

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Определите, атомы, каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов. 1) Na 2) А s 3) Si 4) Mg 5) Sb

Ответ:

    Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.

1) K 2) Se 3) Ge 4) O 5) P

Ответ:

    Соединения с ковалентной полярной связью расположены в рядах:

1) O 2 , Cl 2 , H 2 2) HCl, N 2 O, HF 3) SO 2 , P 2 O 5 , H 2 O

4) NH 3 , S 8 , NaF 5) Cl 2 , N 2 , Br 2

Ответ:

5. Сокращенному ионному уравнению С u 2+ + OH - → Cu (OH ) 2 соответствуют две пары реагентов:

1) CuS и KOH 2) Cu(NO 3 ) 2 и Ca(OH) 2 3) H 2 O и Cu(NO 3 ) 2

    CuSO 4 и NaOH 5) Cu(NO 3 ) 2 и NaOH

Ответ:

6. Установите соответствие между классом (группой) неорганических соединений и химическими формулами веществ, к которому они принадлежат.

А) средняя соль

Б) кислая соль

В) основание

1) Ca(OH)Cl

2) Mn(OH) 2

3) NH 4 Cl

4) (NH 4 ) 2 HPO 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7.Из предложенного перечня выберите два вещества, которые реагируют как с оксидом серы(VI), так и с оксидом серы(IV)

1) гидроксид калия

2) соляная кислота

3) оксид кремния (IV)

4) оксид натрия

5) кислород

В ответе укажите две верные пары веществ.

Ответ:

Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.

1) NaOH 2) HCl 3) Cu(NO 3 ) 2 4) BaSO 4 5) K 2 SO 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:
9. В схеме превращений Al 2 S 3 + X H 2 S + Y SO 2 . Веществами « X » и « Y » являются

1) Ca 2) NaOH 3) H 2 O 4) NH 3 5) O 2

Ответ:

10. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

A) метаналь

Б) глицерин

B) глицин

1) арены

2) альдегиды

3) спирты

4) аминокислоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:
11.Муравьиная кислота взаимодействует с

1) пропанолом

2) хлоридом натрия

3) гидросульфатом натрия

4) метанолом

5) метаном

В ответе укажите два верных вещества.

Ответ:
12. Какую массу воды надо добавить к 50 г 70%-ного раствора серной кислоты для получения раствора с массовой долей кислоты 5%? (Ответ запишите в граммах). Ответ:

13. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

KNO 3 + NH 4 Cl KCl + N 2 O + H 2 O ,

Определите окислитель и восстановитель.

Ответ:

14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

При написании уравнений реакции используйте структурные формулы органических веществ.

Ответ:

15. Чему равен объём газа (н.у.), образовавшегося в результате растворения 40 г карбоната кальция в избытке соляной кислоты? Ответ укажите в литрах с точностью до десятых.

Дано: Решение:

Найти:

Химия. 11 класс. Контрольные измерительные материалы. Корощенко А.С., Яшукова А.В.

М.: 201 7. - 9 6 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Оно содержит задания по основным темам курса химии 11 класса в трех вариантах разного типа (с выбором одного правильного ответа, кратким ответом, с развернутым ответом). Проверяется усвоение отдельных элементов содержания. Пособие является универсальным и может быть использовано при изучении химии по любым учебникам. В конце пособия даны ответы к заданиям. Издание адресовано учителям, школьникам и их родителям.

Формат: pdf

Размер: 977 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

Предисловие 4
Строение атомов и ионов 5
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 9
Химическая связь. Типы кристаллических решеток 12
Классификация неорганических веществ 17
Классификация химических реакций в неорганической химии 22
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Химическое равновесие 27
Диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена 31
Окислительно-восстановительные реакции 35
Гидролиз солей 41
Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы Д. И. Менделеева 45
Медь, цинк, хром и железо 49
Неметаллы главных подгрупп IV-VII групп периодической системы Д.И. Менделеева 52
Химические свойства основных классов неорганических веществ 57
Взаимосвязь неорганических веществ 64
Влияние веществ на организм человека 68
Качественные реакции на органические вещества и ионы 71
Задачи на использование понятия «массовая
доля растворенного вещества в растворе» 75
Задачи на тепловой эффект химической реакции 77
Задачи на расчет массы (объема, массовой или объемной доли) веществ по уравнению реакции 79
Ответы 81

Пособие предназначено для учителей, а также учащихся старших классов, которые хотят самостоятельно закрепить знания и умения, полученные на уроках, проверить усвоение отдельных элементов содержания по каждой изучаемой теме курса общей химии.
Пособие содержит контрольно-измерительные материалы, цель которых установить, в какой мере выпускники овладели системой знаний, полученной при изучении химии в школе.
Эта система включает в себя знания о строении и свойствах атомов и ионов, строении, классификации и свойствах веществ; типах химических реакций; применении веществ и правилах обращения с ними. Эта система рассматривается как обязательная составляющая содержания действующих программ по общей химии для старшей школы. В федеральном государственном образовательном стандарте по химии она представлена в виде планируемых результатов обучения.
Пособие является универсальным, т. е. может быть использовано при изучении курса химии по любым учебникам. Необходимо отметить, что общую химию учащиеся могут изучать как в 10, так и в 11 классе.
Особенностью данного пособия является то, что для каждой темы предложены три равнозначных варианта заданий.