Дейл карнеги искусство общения с людьми. Секреты общения дейла карнеги

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Реферат

Д. Карнеги «Об эффективном общении»

Работа выполнена:

Студенткой 641 группы

Цыплёнковой Татьяной Константиновной

Научный руководитель:

Вавилов Юрий Павлович

Ярославль - 2014 г.

Введение

Речевое воздействие формируется в настоящее время как наука об эффективном общении. Как таковая, она, разумеется, имеет свою историю. Еще в Древней Греции и Риме процветала риторика, которая учила эффективному публичному выступлению, умению вести спор и одерживать в споре победу. Древняя риторика была основана преимущественно на логике, правилах логического рассуждения и убеждения.

В средние века риторика практически умерла как наука и возродилась в двадцатом веке уже на новой, психологической основе - современному человеку уже важна не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные приемы убеждения. Много сделал для современной науки о речевой воздействии американский ученый Дейл Карнеги, который впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам. Современная наука о речевом воздействии возникла на основе его идей, хотя затем ее стали развивать представители многих наук. Великий практик и стихийный теоретик, основоположник современного практического обучения речевому воздействию Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г. Его вклад в развитие науки о речевом воздействии и в практику обучения эффективному общению из-за популярного характера его знаменитых книг еще недостаточно оценен теоретиками, а на современном этапе развития речевого воздействия, когда наука фактически уже стала на ноги, у многих лингвистов и психологов стало модой открещиваться от идей Д. Карнеги и подвергать его уничтожающей критике - как примитивного исследователя. Это ненаучно и к тому же явно несправедливо.

Д. Карнеги был прежде всего практик, в чем и видится его основная заслуга, хотя в его работах может быть обнаружен и целый ряд теоретических идей.

Биографические данные Дейла Карнеги

Дейл Карнеги (1888-1955 гг.) -- известный психолог, писатель. Является автором серии книг по межличностному общению и ораторскому искусству.

Еще в школьные годы он понял важность общения, что именно правильно выстроенные отношения могут принести человеку успех в жизни , поскольку являются основой. Также он обратил внимание и на ораторское искусство, на страх, который испытывают ряд людей перед публичным выступлением.

Все это заставило его пойти на глубокое изучение данной проблемы с целью помочь людям преодолеть это.

Еще в школе он ходил на занятия в дискуссионный клуб, которые помогли ему затем в развитии ораторского мастерства, а также в успеваемости по предметам, в которых он мог применить свое ораторское искусство .

После школы он некоторое время работал рассыльным и актером, затем начал собственную практику. Одновременно с этим Карнеги разрабатывал собственную уникальную систему обучения навыкам общения и даже оформил авторские права на нее. Он сделал акцент именно на бесконфликтное общение .

Он выступал с лекциями по всей стране и завоевал огромную популярность, благодаря простоте своей методики.

В 1936 году выходит в свет его первая и одна из самых популярных книг "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (How to Win Friends and Influence People) -- оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом "Верь, что ты добьешься успеха -- и ты его добьешься".

В данной книге не содержалось ничего такого, чтобы было неизвестно людям, однако в ней содержались систематизированные короткие и емкие советы, которые учили людей общению.

Еще его двумя самыми известными книгами стали "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить" (1948 г.).

Дейл Карнеги основал "Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений" (Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations), который имел отделения в сотнях городов по всей Америке, Европе и мире. Вслед за ним институтом руководила его вдова Дороти.

Он жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим.

Безызвестный фермер Дейл Карнеги приобрел мировую славу, написав три книги. В этих книгах, на примерах известнейших людей, Карнеги выводит ряд правил. Придерживаясь их, каждый сможет завоевать уважение окружающих его людей, любовь женщин (мужчин), наладить отношения с начальством, успешно заключить деловую сделку, наладить партнерские отношения и просто научиться общаться.

Система Карнеги не имеет отношение к Западу или Востоку. Она универсальна , а потому приемлема для людей любой национальности и возраста . В ней все направлено на достижение положительного результата в короткие сроки . Однако это явилось и неким определенным недостатком, из-за которого была подвергнута резкой критике.

В системе бесконфликтного общения Карнеги виден по большей части расчет с целью получения желаемого, некое игнорирование интересов противоположной стороны, поверхностное отношение к другим людям. Хотя он и призывает порой к искренности, она носит временный характер.

Тем не менее, советы Карнеги по-прежнему пользуются огромным успехом и стали "крылатыми фразами" у людей, которые только начинают свой путь в общении и преодолении комплексов . Система Карнеги также широко используется в современной теории и практике менеджмента.

Методика эффективного общения Д. Карнеги

Книги Д. Карнеги широко известны у нас в стране и за рубежом. Они относятся к непривычному для современного европейского читателя жанру «поучений», характеризуются динамизмом и конкретностью, и особенно привлекательны широтой и разнообразием рекомендаций. Одна из книг посвящена тому, как приобретать друзей, другая - как добиться признания и успеха, выступая публично, а третья - как достичь душевного равновесия и спокойствия. Успех, в том числе и успех в общении, является одним из слагаемых человеческого счастья. Карнеги взялся сформулировать правила, по которым человек может его достичь.

Для того чтобы успешно общаться с другими людьми, Карнеги предлагает:

Избегать критики; по его мнению, критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордыне, задевает чувство собственности, значительности и вызывает у него обиду; также во взаимоотношениях с людьми не следует забывать, что они являются не логично рассуждающими созданиями, а существами эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием;

Стремиться оценить положительные стороны других людей, честно и искренне высказывать свое одобрение, избегая грубой лести;

Говорить с другим человеком о том, чего он хочет, и советовать ему, как получить желаемое;

Интересоваться другими людьми, а не пытаться заинтересовать других людей своей особой; Карнеги пишет: «Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появляются неудачники»;

При общении с людьми улыбаться: «Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами»;

Помнить, что имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке: «…в деловых и общественных контактах способность запоминать имена имеет почти такое же значение, что и в политике»;

Быть хорошим слушателем и поощрять других людей говорить о себе: «Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересуют он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод в Китае, от которого умирает миллион людей. Фурункул у него на шее интересует его больше, чем сорок землетрясений в Африке. Подумайте об этом в следующий раз, когда вы вступите в беседу»;

Говорить о том, что интересует собеседника;

Внушать собеседнику сознание его значительности и делать это искренне.

«Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, - пишет Карнеги, - и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова. Она так же стара, как сама история. Заратуштра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли - важнейшем, пожалуй, принципе на свете: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Особые правила, по мнению Карнеги, необходимо соблюдать, чтобы склонить людей к нужной точке зрения. Он пишет, что лучший способ победить в споре заключается в том, чтобы уклониться от него. Кроме этого, Карнеги советует ни в коем случае не говорить собеседникам, что они не правы: «Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает. Сделайте это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал. Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые».

Далее, в случае собственной неправоты необходимо сразу же ее признать: «Если мы правы, давайте попробуем переубедить людей вежливо и тактично, если же ошибаемся, - а это, по правде говоря, случается на удивление часто, - то давайте признавать свои ошибки быстро и охотно. Такой способ не только даст поразительные результаты, но и - хотите верьте, хотите нет - при определенных обстоятельствах следовать ему гораздо приятнее, чем пытаться защитить себя».

Весьма положительно на общение людей влияет доброжелательность: «Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения. Ворчливым родителям, деспотичным хозяевам и мужьям, равно как и сварливым женам, следовало бы понять, что люди не хотят менять своих взглядов. Их нельзя заставить или побудить согласиться с вами или со мной. Но, быть может, их удастся привести к этому, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно». Поэтому, если есть необходимость склонить людей к нужной точке зрения, следует с самого начала придерживаться доброжелательного тона.

В процессе общения очень важно также не преувеличивать, а наоборот, преуменьшать собственные достижения, и всячески подчеркивать достижения собеседника: «Нам следует быть скромными, ибо и вы и я значим не особенно много. Мы оба покинем этот мир и через сотню лет будем совершенно забыты. Жизнь слишком коротка, чтобы докучать другим людям своими рассказами о наших крохотных достижениях. Лучше будем вместо этого поощрять их говорить о себе».

В дополнение к перечисленным правилам Карнеги рекомендует придерживаться в общении следующих правил:

Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника

Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

Взывайте к более благородным мотивам;

Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

Бросайте вызов, задевайте за живое.

Во время общения зачастую возникает необходимость воздействовать на людей. Неприкрытое давление может вызвать у собеседника неприятие и даже раздражение. Поэтому Карнеги предлагает: если есть необходимость воздействовать на человека, не вызывая у него чувства обиды, следует соблюдать несложные правила:

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;

Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника;

Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать;

Давайте людям возможность спасти свой престиж;

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу;

Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;

Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;

Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Кому-то правила Карнеги могут показаться слишком простыми и незамысловатыми, в них нет ничего такого особенного, чего каждый из нас не знает. Тогда чем же занимались все эти сотни тысяч слушателей на лекциях и тренингах? Ведь Дейл Карнеги заработал на этих простейших постулатах миллионы долларов! Одни научились у Карнеги всему, а кто-то не смог ничего изменить в своей жизни. И таких людей тоже много. Почему? Можно было бы понять, когда человек не хочет чего-то делать, потому что ему говорят: «Вот тебе правила, выполняй!» или «Делай, как написано! Не умничай». Это понятно, статусный характер общения часто вызывает чувство противоречия и недоверия. Но ведь люди сами деньги платят и платили за эти знания. Так в чём подвох-то? В такой же банальной и простой вещи, как и сами правила. Для того чтобы рецепты Дейла Карнеги работали, следует научиться относиться к людям… по-человечески. Нет в этом мире ничего вернее и действеннее, чем банальные истины. Именно они «цепляют нас за живое» и заставляют испытывать душевные подъёмы и муки. Мы живём среди людей, работаем, отдыхаем, любим, удовлетворяем свои потребности, ссоримся, миримся, зарабатываем и тратим деньги, строим бизнес, радуемся и печалимся исключительно через общение с себе подобными. Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно научиться видеть в них людей и уважать их такими, какие они есть. Из шести правил два требуют доброты, внимательности, искренности (первое и шестое). Искренне интересоваться делами собеседника или партнёра, особенно если это малознакомый человек, очень сложно. От всего сердца относиться к нему с уважением и симпатией ещё труднее. А ведь только таким образом можно расположить к себе человека и установить с ним дружеские или деловые контакты. Остальным четырём правилам легко следовать, эти навыки можно тренировать, а вот первый и последний пункт характеристики общения по Карнеги идут от сердца. Если мы не испытываем к партнёру никаких чувств или настроены враждебно, наша микромимика, жесты и поза сделают общение неэффективным. Именно этому учил на своих тренингах Дейл Карнеги. Понятно, что не все смогли научиться. Ведь есть вещи, которые не купишь, но их можно хотя бы сыграть, сымитировать. Если кому-то не хватает не только уважительного отношения к людям, но и актёрского таланта, то они не научатся эффективной коммуникации.

Заключение

Вклад Д. Карнеги (1888-1955) в формирование современной науки о речевом воздействии можно обобщенно свести к следующему:

1. Он показал, что в общении людей действуют правила и законы.

2. Показал, что некоторые правила, если их соблюдать, делают общение более эффективным.

3. Доказал, что взрослый человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своего общения.

4. Разработал метод обучения взрослых речевому воздействию: рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения.

Нужно, однако, иметь в виду, что не все рекомендации Д.Карнеги могут быть применены в условиях других стран - он учитывал психологию и жизненные условия американцев и писал свои книги для них. Но большинство законов и правил, выделенных им, применимо и в нашей практике.

Важнейшее значение книг Д.Карнеги в том, что он учит людей задумываться над своим общением, совершенствовать свое общение и показывает, что совершенствование человеком своих навыков и приемов общения с людьми в зрелом возрасте не только возможно, но и приводит к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими.

Кроме того, подчеркнем еще раз, что Д.Карнеги принадлежит важнейший методический принцип обучения эффективному общению взрослых - через показательный пример к выведению правила эффективного общения.

карнеги ученый общение

Библиографический список

1. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично / Д. Карнеги. - М.: Попурри, 2010. - 768 с.

2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. - М.: ACT. 2008. - 192 с.

3. Карнеги Д. Публичные выступления как путь к успеху / Д. Карнеги. - М.: Попурри, 2008. - 480 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ биографических данных и секретов успеха Дейла Карнеги - американского писателя, публициста, педагога-психолога, преподавателя, стоявшего у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Коммуникативная функция общения. Основные каналы поступления информации при общении. Информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, логический, эмоциональный, фонетический, семантический и стилистический барьеры. Основные приемы эффективного общения.

    презентация , добавлен 07.02.2015

    Спор, его цели и подходы. Техника убеждения. Критика в споре. Принципы ведения спора. Об агрессии во время спора. Советы Дейла Карнеги. Техника диссоциативного восприятия негативной ситуации. Правильная форма реагирования на агрессивное поведение.

    реферат , добавлен 21.01.2003

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.

    реферат , добавлен 22.04.2009

    Изучение основ делового общения с точки зрения психологических особенностей человеческого общения. Групповые формы делового общения. Основные этапы деловой беседы. Проведение переговорного процесса. Техника эффективного чтения и писания деловых писем.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2016

    Осуществление общения как сложного социально-психологического процесса взаимопонимания людей по речевому и невербальному каналу. Навыки и приемы слушания, понятие внутригруппового взаимодействия. Обратная связь в общении, основные приемы самопрезентации.

    реферат , добавлен 02.05.2012

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Основные понятия, способы и правила делового общения с клиентами. Навыки общения персонала с клиентами и их применение. Деятельность салона "ПаркетЛайн". Сравнительный анализ нормативной и применяемой технологии общения с клиентами на примере компании.


Дуглас Мосс, Алекс Нарбут

Дейл Карнеги. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы

© Мосс Д., 2014

© Нарбут А., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Вступление

Качество нашей жизни зависит от качества общения

Умение общаться, производить хорошее впечатление, нравиться людям – сегодня это необходимо всем и каждому, где бы вы ни работали и чем бы ни занимались. Уже доказано, что без навыков успешного общения невозможно ни сделать карьеру, ни хотя бы мало-мальски преуспеть ни на одном поприще. Мы живем среди людей, а значит, хотим того или нет, зависим от них. От того, как складываются наши взаимоотношения и какое впечатление мы производим на других, зависит ни больше ни меньше – наше собственное счастье, наше удовлетворение от жизни, наше благополучие, в том числе и материальное. Тот, кто располагает к себе людей, всегда и везде оказывается в выигрыше!

Да вот только искусству общения не учат ни в школе, ни в университете. Не учат самому главному – тому, без чего в жизни обойтись невозможно! Есть, конечно, люди, которые от природы наделены даром успешной коммуникации, – но их единицы. Большинство же вынуждены действовать методом проб и ошибок, полагаясь на собственное чутье и те навыки общения, что были усвоены с детства в родительской семье и в кругу сверстников. Но вот беда – эти навыки подчас не только ничем нам не помогают, но и вредят. Сами того не желая, мы совершаем в общении ошибку за ошибкой и вместо того, чтобы располагать к себе людей, оставляем их равнодушными, или, того хуже, отталкиваем.

А почему? А потому, что общение – это именно искусство, и в нем действуют свои законы. Чтобы правильно общаться, эти законы надо знать и использовать. Не зная этих законов, множество людей сплошь и рядом нарушают их. Вот самый простой пример: желая заинтересовать собеседника, мы начинаем рассказывать ему о себе, о своих достоинствах, достижениях, планах и проектах. Мы ждем, что у собеседника загорятся глаза, и он начнет ловить каждое наше слово – а как иначе, мы ведь говорим о том, что нам больше всего интересно!

Но собеседник почему-то поглядывает на часы, спешит свернуть разговор и вовсе не стремится встретиться с нами еще раз. Мы в итоге обвиняем либо себя (недостаточно интересно говорили), либо собеседника (он невнимательный, не понимающий нас человек). И – навсегда теряем человека, который мог бы стать для нас другом или, по крайней мере, сторонником, единомышленником, добрым знакомым.

А ведь чтобы сразу, с первой минуты разговора расположить его к себе – надо было лишь начать разговор не с себя, а с того, что интересно ему, собеседнику. У него мгновенно сложилось бы о нас самое лучшее мнение, он был бы уверен, что более интересного собеседника и более приятного человека просто нет на свете.

Это закон, подтвержденный практикой: проявляя искренний интерес к людям, любой человек за месяц приобретет больше друзей, чем приобрел бы за два года, пытаясь заинтересовать людей собой.

Такое простое правило! Но почему же мы не следуем ему? Просто потому, что нас никто этому не учил.

Первым, кто начал активно восполнять этот серьезнейший пробел в образовании человечества, почти не задумывавшегося прежде об искусстве общения, стал Дейл Карнеги – человек, чье имя известно сегодня во всем мире.

Дейл Карнеги родился в 1888 году в американском штате Миссури, в семье бедного фермера. С самого раннего возраста Дейл был буквально одержим страстью к учебе. Его не останавливали ни бедность, ни трудности, и, поступив в колледж, который находился за три мили от его дома, он днем упорно учился, а вечерами работал на ферме – доил коров, кормил свиней, колол дрова, после чего до полуночи сидел над книгами и тетрадями. И так изо дня в день, много лет. Очень рано он начал упражняться в ораторском искусстве и даже вступил в дискуссионный клуб, где в короткий срок добился таких успехов, что стал побеждать во всех дискуссиях. Среди его соучеников появились те, кто просил и их научить так же блестяще выступать. В результате, еще будучи студентом, он уже получил вполне успешный опыт преподавания ораторского искусства.

Однако после окончания колледжа мечты Дейла о преподавании потерпели крах: владельцы фермерских хозяйств, составлявшие большую часть населения в тех краях, не желали ничему учиться у вчерашнего студента, несмотря на все его попытки завлечь их на организованные им заочные курсы.

Тогда он начал искать другую работу и чем только ни занимался: был агентом по продажам, рассыльным в Небраске, а затем даже актером в Нью-Йорке. Но все это время Дейла не оставляла главная мечта его жизни – стать писателем и преподавателем. И однажды он вновь предпринял попытку организовать школу ораторского искусства – на сей раз в Нью-Йорке. Но в те времена (шел 1912 год) подобные школы и курсы были в новинку, и в Ассоциации школ христианской молодежи, куда Дейл обратился со своим предложением, лишь пожали плечами. Считалось, что подобные курсы никого не заинтересуют. Но Карнеги настаивал на своем: он согласился работать даже без жалования, а лишь за проценты с прибыли от курсов, если таковая будет.

Книги Д. Карнеги широко известны у нас в стране и за рубежом. Они относятся к непривычному для современного европейского читателя жанру «поучений», характеризуются динамизмом и конкретностью, и особенно привлекательны широтой и разнообразием рекомендаций. Одна из книг посвящена тому, как приобретать друзей, другая - как добиться признания и успеха, выступая публично, а третья - как достичь душевного равновесия и спокойствия. Успех, в том числе и успех в общении, является одним из слагаемых человеческого счастья. Карнеги взялся сформулировать правила, по которым человек может его достичь.

Для того чтобы успешно общаться с другими людьми, Карнеги предлагает:

  • - избегать критики; по его мнению, критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордыне, задевает чувство собственности, значительности и вызывает у него обиду; также во взаимоотношениях с людьми не следует забывать, что они являются не логично рассуждающими созданиями, а существами эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием;
  • - стремиться оценить положительные стороны других людей, честно и искренне высказывать свое одобрение, избегая грубой лести;
  • - говорить с другим человеком о том, чего он хочет, и советовать ему, как получить желаемое;
  • - интересоваться другими людьми, а не пытаться заинтересовать других людей своей особой; Карнеги пишет: «Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появляются неудачники»;
  • - при общении с людьми улыбаться: «Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами»;
  • - помнить, что имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке: «…в деловых и общественных контактах способность запоминать имена имеет почти такое же значение, что и в политике»;
  • - быть хорошим слушателем и поощрять других людей говорить о себе: «Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересуют он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод в Китае, от которого умирает миллион людей. Фурункул у него на шее интересует его больше, чем сорок землетрясений в Африке. Подумайте об этом в следующий раз, когда вы вступите в беседу»;
  • - говорить о том, что интересует собеседника;
  • - внушать собеседнику сознание его значительности и делать это искренне.

«Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, - пишет Карнеги, - и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова. Она так же стара, как сама история. Заратуштра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли - важнейшем, пожалуй, принципе на свете: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Особые правила, по мнению Карнеги, необходимо соблюдать, чтобы склонить людей к нужной точке зрения. Он пишет, что лучший способ победить в споре заключается в том, чтобы уклониться от него. Кроме этого, Карнеги советует ни в коем случае не говорить собеседникам, что они не правы: «Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает. Сделайте это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал. Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые».

Далее, в случае собственной неправоты необходимо сразу же ее признать: «Если мы правы, давайте попробуем переубедить людей вежливо и тактично, если же ошибаемся, - а это, по правде говоря, случается на удивление часто, - то давайте признавать свои ошибки быстро и охотно. Такой способ не только даст поразительные результаты, но и - хотите верьте, хотите нет - при определенных обстоятельствах следовать ему гораздо приятнее, чем пытаться защитить себя».

Весьма положительно на общение людей влияет доброжелательность: «Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения. Ворчливым родителям, деспотичным хозяевам и мужьям, равно как и сварливым женам, следовало бы понять, что люди не хотят менять своих взглядов. Их нельзя заставить или побудить согласиться с вами или со мной. Но, быть может, их удастся привести к этому, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно». Поэтому, если есть необходимость склонить людей к нужной точке зрения, следует с самого начала придерживаться доброжелательного тона.

В процессе общения очень важно также не преувеличивать, а наоборот, преуменьшать собственные достижения, и всячески подчеркивать достижения собеседника: «Нам следует быть скромными, ибо и вы и я значим не особенно много. Мы оба покинем этот мир и через сотню лет будем совершенно забыты. Жизнь слишком коротка, чтобы докучать другим людям своими рассказами о наших крохотных достижениях. Лучше будем вместо этого поощрять их говорить о себе».

В дополнение к перечисленным правилам Карнеги рекомендует придерживаться в общении следующих правил:

  • - пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
  • - искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника
  • - относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;
  • - взывайте к более благородным мотивам;
  • - драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;
  • - бросайте вызов, задевайте за живое.

Во время общения зачастую возникает необходимость воздействовать на людей. Неприкрытое давление может вызвать у собеседника неприятие и даже раздражение. Поэтому Карнеги предлагает: если есть необходимость воздействовать на человека, не вызывая у него чувства обиды, следует соблюдать несложные правила:

  • - начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
  • - указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;
  • - сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника;
  • - задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать;
  • - давайте людям возможность спасти свой престиж;
  • - выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу;
  • - создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;
  • - прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;
  • - добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Кому-то правила Карнеги могут показаться слишком простыми и незамысловатыми, в них нет ничего такого особенного, чего каждый из нас не знает. Тогда чем же занимались все эти сотни тысяч слушателей на лекциях и тренингах? Ведь Дейл Карнеги заработал на этих простейших постулатах миллионы долларов! Одни научились у Карнеги всему, а кто-то не смог ничего изменить в своей жизни. И таких людей тоже много. Почему? Можно было бы понять, когда человек не хочет чего-то делать, потому что ему говорят: «Вот тебе правила, выполняй!» или «Делай, как написано! Не умничай». Это понятно, статусный характер общения часто вызывает чувство противоречия и недоверия. Но ведь люди сами деньги платят и платили за эти знания. Так в чём подвох-то? В такой же банальной и простой вещи, как и сами правила. Для того чтобы рецепты Дейла Карнеги работали, следует научиться относиться к людям… по-человечески. Нет в этом мире ничего вернее и действеннее, чем банальные истины. Именно они «цепляют нас за живое» и заставляют испытывать душевные подъёмы и муки. Мы живём среди людей, работаем, отдыхаем, любим, удовлетворяем свои потребности, ссоримся, миримся, зарабатываем и тратим деньги, строим бизнес, радуемся и печалимся исключительно через общение с себе подобными. Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно научиться видеть в них людей и уважать их такими, какие они есть. Из шести правил два требуют доброты, внимательности, искренности (первое и шестое). Искренне интересоваться делами собеседника или партнёра, особенно если это малознакомый человек, очень сложно. От всего сердца относиться к нему с уважением и симпатией ещё труднее. А ведь только таким образом можно расположить к себе человека и установить с ним дружеские или деловые контакты. Остальным четырём правилам легко следовать, эти навыки можно тренировать, а вот первый и последний пункт характеристики общения по Карнеги идут от сердца. Если мы не испытываем к партнёру никаких чувств или настроены враждебно, наша микромимика, жесты и поза сделают общение неэффективным. Именно этому учил на своих тренингах Дейл Карнеги. Понятно, что не все смогли научиться. Ведь есть вещи, которые не купишь, но их можно хотя бы сыграть, сымитировать. Если кому-то не хватает не только уважительного отношения к людям, но и актёрского таланта, то они не научатся эффективной коммуникации.

Однако, психологические эксперименты - дело тонкое, поэтому лучше взять на вооружение, хорошую, проверенную в действии книгу.

Огромный вклад в создание теории общения внес Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог и талантливый преподаватель. Именно о его самой известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» я вам сегодня расскажу.

Но сначала немного о биографии известного психолога:

Дейл Карнеги родился в 1888 году в Меривилле, штат Миссури. Он был бедным деревенским парнем, вторым сыном Джеймса Вильяма Карнеги и его жены Аманды Элизабет Харбисон.

Любовь к ораторскому искусству зародилась в мальчике еще в школьные годы: учителями неоднократно отмечались его способности к дискутированию. После окончания школы Карнеги некоторое время работал рассыльным в Небраске, актером в Нью-Йорке, но так и не смог выбрать профессию по душе. После этого Карнеги решил профессионально заняться искусством риторики. Первым этапом в этом стало его успешное зачисление в педагогический колледж Уорренсберга.

В колледже обучалось 600 человек студентов, и только шестеро из них, включая Дейла Карнеги, не имели возможности снимать жилье в городе. Дейл Карнеги ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме.

Карнеги стыдился своей бедности, он стыдился своей куртки, которая была уже ему слишком тесна, и своих брюк, которые уже стали ему слишком коротки. Стремясь преодолеть быстро развивающийся комплекс своей неполноценности, он стал искать возможность в чем-нибудь отличиться, чтобы в самый короткий срок добиться известности и признания. Карнеги заметил, что студенты, имевшие авторитет в колледже, подразделялись в основном на две категории: в одну входили спортсмены - футболисты и бейсболисты, в другую - парни, умевшие отстоять свою точку зрения и побеждавшие в спорах.

Отдавая себе отчет в том, что он не обладает атлетическими способностями, Карнеги решил добиваться побед на поприще ораторского искусства.

Однако, несмотря на всю серьезность его подготовки, он терпел поражение за поражением. Ему в то время было 18 лет, и он был горд и чувствителен.

Карнеги был так растерян и угнетен своими неудачами, что ему даже приходили в голову мысли о самоубийстве. Его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в его жизни.

Выступления в кружке действительно помогли Дейлу обрести уверенность в себе и повысить низкий уровень самооценки, ну и конечно получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл Карнеги завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям, проводившихся в колледже. Другие студенты стали упрашивать его поучить их, и после того, как он начинал с ними заниматься, они тоже добивались побед.

По окончании колледжа Карнеги попытался организовать курсы заочного обучения для владельцев ранчо, разбросанных среди песчаных холмов Западной Небраски и Восточного Вайоминга. Несмотря на беспредельную энергию и энтузиазм, добиться успеха все же не смог.

Карнеги решил отправиться в Омаху и заняться какой-нибудь другой работой. Не имея денег на железнодорожный билет, в оплату за свой проезд в товарном вагоне он подрядился кормить и поить два вагона диких лошадей. Поселившись в Южной Омахе Дейл Карнеги, поступил на работу в фирму «Армер энд компани» агентом по продаже бекона, мыла и сала. Обширный район его сбытовых операций простирался среди бесплодных земель на западе Южной Дакоты, включая территорию индейцев-шайеннов на севере штата. Карнеги путешествовал по нему в товарных поездах, почтовых дилижансах и верхом, спал в гостиницах, где номер от номера отделялся только полотнищами муслина.

Он изучал книги по торговле, гарцевал на диких лошадях, играл в покер с местными жителями, женатыми на индианках. Карнеги учился копить и тратить деньги разумно, чтобы в дальнейшем открыть свое дело.

Накопив 500 долларов, Карнеги перестает заниматься торговлей и с 1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

Дейл Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения коммуникативным навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на нее. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

Первая его книга «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» вышла в 1926.

В 1933 году главный управляющий издательства «Саймон энд Шустер» Леон Шимкин прослушал его авторский курс. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им материалы и оформить их в виде книги.

12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Это было оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Эта книга содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров), что принесло автору настоящий успех и признание читателей. С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «New York Times», что до сих пор является абсолютным рекордом. Книга «Как перестать беспокоиться и начать жить», выпущенная в 1948, была посвящена способам по преодолению стрессов и по тому, как активизировать в себе здравый смысл.

Популярность и жизненность теории Дейла Карнеги помогла многим его читателям стать интересным человеком. Он даже вел собственную колонку в одной из нью-йоркских газет, где давал ответы на вопросы, присылаемые читателями. Позже появился его институт Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations, который имеет филиалы во многих странах.

К концу жизни Дейл Карнеги пользовался всемирной известностью, а его «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» (Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations) имел отделения в сотнях городов во всей Америке, Европе и мире. Вслед за ним институтом руководила его жена Дороти.

1 ноября 1955 года Дейл Карнеги, оптимист по жизни, умер в Нью-Йорке. Страдая болезнью Ходжкина, он умер в своем доме в Форест Хиллз (штат Нью-Йорк) и был похоронен в Белтоне (штате Миссури).

Имя Дэйла Карнеги давно вызывает споры среди людей, увлеченных психологией общения. Одни боготворят этого автора, считая его работы лучшим учебником по обучению коммуникациям, другие - критикуют. Мода на натянутую улыбку, за которой не стоит теплых эмоций и дружеских чувств, считают последние, стала частью современного делового этикета благодаря именно учению Карнеги.

Что такое психология общения Карнеги?

Психология Карнеги - это философия успеха, состоящая из нескольких прикладных блоков (разработанная по тому же принципу, что и конвейерная сборка на заводах Форда). Психолог Карнеги предлагает небольшие стандартизированные наборы правил, которые все вместе являются составляющими одной большой задачи - грамотной коммуникации.

Вот один из таких блоков советов Карнеги по переубеждению собеседника:

  1. Добиться наилучших результатов в споре можно только от спора уклонившись. Или, другими словами, относись к чужой точке зрения так, как ты хочешь, чтобы относились к твоей (уважительно).
  2. Никогда не стоит говорить человеку, что он не прав.
  3. Если вы понимаете, что не правы, признайтесь в этом.
  4. Покажите свое дружеское расположение к собеседнику. Будьте дружелюбным, но ни в коем случае не притворяйтесь таковым.
  5. Если вы хотите в чем-то убедить собеседника, то задайте ему три вопроса, на которые он даст положительный ответ. Все специалисты по продажам прекрасно знают этот прием.
  6. Пусть собеседник выговорится. Иначе этот принцип звучит так: «Сначала нужно понять собеседника, чтобы быть понятым собеседником».
  7. Дайте собеседнику почувствовать, что идея, которую вы пытаетесь до него донести, принадлежит ему. Тогда он не просто сделает то, чего вы добивались, но и будет это делать с воодушевлением.
  8. Постарайтесь взглянуть на вещи глазами собеседника. Посмотрев на ситуацию глазами оппонента, вы сразу поймете, как можно его переубедить.
  9. Взывайте только к благородным побуждениям собеседника и тогда вы будете общаться с ангелом, а не с демоном, которые уживаются в каждом человеке.
  10. Проявляйте сочувствие к желаниям и мыслям других людей.
  11. Представляйте свои идеи наглядно, чтобы человек понял, что вы ему предлагаете.

Правила общения Карнеги сегодня изучают в ВУЗах и на специализированных курсах. Методы убеждения собеседника, создания доверительных ситуаций, построения отличных отношений с коллективом - все это можно найти среди работ американского психолога. Главное, грамотно использовать полученные знания.

Кому стоит руководствоваться психологией Карнеги?

Действительно, среди представителей отдельных психологических направлений существует мнение, что психология Дейла Карнеги хороша исключительно для американцев и ориентирована именно на их менталитет. Иначе говоря, принципы Карнеги, например, к немцам, французам, русским, а также представителям других национальностей применимы лишь с большой натяжкой. Это не совсем так.

Дело в том, что все люди, как это ни банально, разные. И в рамках одной национальностей живут граждане с совершенно непохожим мировосприятием. Работы Карнеги ориентированы на всевозможные жизненные случаи и разных людей. Один и тот же психологический прием не может универсально работать во всех коммуникативных ситуациях. То есть совет «улыбайтесь» может быть успешно применен, например, при встрече с потенциальным работодателем, но совершенно неуместен в ситуации обсуждения серьезных деловых вопросов.

Проблемы с психологией Карнеги могут начаться в случае, если человек вдруг решит использовать его «философию» в качестве фундамента для выстраивания своей жизненной позиции. В то время как сам Карнеги разрабатывал правила общения лишь в качестве руководства, а не железного требования.

Как хороший психолог Карнеги основывался в своих работах на практике общения с разными людьми, и не только с американцами, но и представителями других национальностей. Именно поэтому правила общения Карнеги прекрасно работают в любом обществе.