Что значит выражение убить в себе самурая. Убийца сёгуна

Популярное изображение Самураев как воинов чести, духовности и благородства на самом деле не всегда соответствовало реальности. Каждое поколение рассказывает историю Самурев согласно его собственным ценностям и представлениям вместо изложения исторических фактов.

1. Миф о Сеппуку для сохранения чести
Популярные мифические Самураи спешат совершить Сеппуку (ритуального самоубийства) чтобы сохранить честь. Во время Сепуку Самурай разрезает себе живот ритуальным коротким мечем Вакизаши или ножом Танта.
Историческим фактом является то, что Самураи действительно иногда прибегали к Сеппуку. Однако причиной этого не всегда являлось сохранение чести. Большинство Самураев совершавших Сеппуку делали это чтобы не попасть в плен и не быть казненным от рук врагов. Однако существоал еще один куда более меркантильный мотив: если Самурай убивал себя с помощью Сеппуку то по закону его имущество оставалось его наследникам и семье, если же самурай был схвачен и казнен как преступник или пленный, то он терял все имущество. Поэтому Самураи с помощью Сеппуку чаще всего защищали свое имущество.

2. Самураи не отступают
Исследования говорят о том, что Самураи были так же практичны на поле битвы, как и любые другие воины. Отчёты, написанные самурайскими воинами рассказывают о том, как самураи шли в атаку, а затем отходили, когда начинали нести потери.

3. Самурай зависим от меча
Воин-самурай обычно изображается полностью зависимым в битве от своего меча (катаны). Действительно, Бушидо учит, что катана – это душа самурая. Однако в реальности самураи пользовались самым различным оружием от коротких ножей (танта) до пушек. Исследования говорят, что стрелы и длинные копья, называемые яри, были основным оружием в больших битвах. В феодальной Японии катана была очень дорогим предметом, передаваемым из поколения в поколение. Фактически, их вполне могли считать слишком дорогими, для использования в бою, т.к. зачастую они были самой дорогой вещью во владении самурая.

4. Самураи – джентльмены
Среди эрудитов бытует мнение, что все самураи были законопослушны и преданы. Современным романтизм изображает самураев прилежными последователями кодекса Бушидо. На самом деле драки и споры среди самураев были обычным делом, и самураи могли быть неверными и предателями. Примеры своенравности самураев достаточно легко найти в истории, например Акеши Мицухиде, который предал своего хозяина и совершил множество актов обмана.

5. Самураев было мало
Первое подробное исследование во времена эры Меджи оценивает число самураев в 1 млн. 774 тыс, при населении в 25 млн. человек. Это означает, что они составляли примерно 7% от населения к концу XIX в. Большинство современных японцев могут обнаружить самураев в своём генеалогическом древе.

6. Самураи были милосердны
Часто самураи изображаются как люди, разделяющие современные взгляды на честность и справедливость. Их даже изображают защитниками бедных против тирании элиты. Нет ничего более далёкого от правды. Самураи использовались феодалами для сбора налогов и оброка с обычных людей. Самурай мог убить простолюдина из-за малейшей обиды и большинство населения Японии их боялось. Рассказывают, что самураи испытывали новые мечи на пленниках. Маловероятно, чтобы самураи разделяли современные идеи справедливости и равенства, в таком виде, как из изображают в популярных мифах.

7. Все самураи были закалены в битвах
Во времена эры Эдо были значительные периоды мира, во время которых не велось значительных битв. В такие долгие периоды многие самураи становились больше учёными, чиновниками, администраторами или бездельниками, чем воинами. Самураи постепенно утрачивали свои военные функции, а их катаны и вакизаши становились больше статусными символами, чем оружием.
Когда пришло время модернизировать японскую армию, с тем, чтобы она могла противостоять иностранным угрозам, император Мейи решил, что самураи не годятся для такой задачи. В результате самураи были отстранены от военного дела и постепенно исчезли.

Экология жизни: Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня


Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм


Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи


Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество


Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода


Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие


Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование


Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики


Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство


Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Дайдодзи Юдзан, автор книги "Кодекс Бусидо" - знаток военного искусства и известный писатель конца XVIIначала XVIII вв., за свои 92 года пережил правление шести сёгунов. Его сочинение дает очень ясное и живое описание Бусидо — неписаного кодекса поведения воина в обществе, свода правил и норм «истинного», «идеального» воина. Всей своей жизнью Дайдодзи воплощал свое учение, ибо его часто приводили в пример как образец верности, выдержки и спокойствия.

Мы расскажем основные правила истинного самурая, описанные в книге "Кодекс Бусидо":

Правило 1. Образование
Поскольку самураи стоят выше трех других сословий общества (землевладельцы, ремесленники и торговцы) и призваны управлять, им непременно следует быть хорошо образованными и иметь широкие знания о причинности всех вещей. Нынешнему воину безграмотность непростительна.

Правило 2. Сыновняя почтительность
Самурай должен понимать, что родители подарили ему жизнь и что он — часть их плоти и крови. Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым он ни был, все это бесполезно, если он не относится к родителям с почтительностью. Древние говорили: «Ищи преданного подчиненного среди почтительных». Ибо не способный исполнить сыновний долг перед родителями едва ли будет преданно служить господину.

Правило 3. Боевой дух
Самое главное — самурай никогда не должен пренебрегать боевым духом, ни в какое время и ни при каких обстоятельствах. Старая пословица гласит: «Покидая свой дом, веди себя так, как будто видишь врага».

Правило 4. Правильное и неправильное
Если самурай знает, как делать правильное и избегать неправильного, он обрел Бусидо. Кодекс правильного поведения гласит: в первую очередь самурай должен чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому поступать правильно и избегать неправильного. Тогда это станет привычкой.

Правило 5. Храбрость
В Бусидо очень важны три качества: преданность, правильное поведение и храбрость. Бесстрашие проявляется, не только когда самурай надевает доспехи и отправляется в бой. Увидеть, обладает он ею или нет, можно даже тогда, когда он живет повседневной жизнью. Ибо рожденный храбрым будет предан своему господину и почтителен к родителям. Свободное время он будет использовать для учения и совершенствования в боевом искусстве. Он будет остерегаться праздности и внимательно расходовать каждую монету. Храбрый самурай хранит себя в надежде совершить выдающийся поступок, а потому он умеряет себя в еде, вине и увлечении женщинами, чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным.

Правило 6. Этикет и манеры
Если самурай не соблюдает правильного этикета и лишен манер, которые выражают уважение к господину или родителю, его нельзя назвать живущим в соответствии с Бусидо. Когда он лежит, ноги его ни на мгновение не должны быть обращены в сторону господина. Когда он кладет на землю копье, его острие также не должно быть направлено в сторону господина. А если он услышит разговор о своем господине или сам заговорит о нем, он должен сразу же встать, если он лежит, и выпрямиться, если он сидит, ибо в этом состоит Путь самурая.

Правило 7. Управление домом
Самурай, обнаруживший, что отношения с женой его не устраивают, убеждает ее с помощью резонных аргументов. Если же ее поведение не меняется, в чрезвычайной ситуации он может с ней развестись. Если же он оставляет ее в качестве жены, но при этом всячески унижает, — такое поведение недостойно самурая.

Правило 8. Бережливость
Самурай, находящийся на службе, должен всегда быть бережливым, дабы не пришлось экономить на домашних расходах. Если он обнаружит, что живет не по средствам, он должен быстро изменить свои траты. Но при этом нельзя быть скупым. Древние говорили, что в Китае скупость считается равной трусости.

Правило 9. Отношение к подопечным
Самурай никогда не должен совершать преступные и несправедливые действия в отношении своих подопечных. Иными словами, он не должен требовать большего оброка, чем это принято, от крестьян или истощать их принудительными занятиями. Он не должен заказывать ремесленникам вещи, а затем отказываться за них платить. К этим людям всегда следует относиться заботливо.

Правило 10. Выбор друзей
Самураю следует среди сослуживцев, отличающихся доблестью, чувством долга, мудростью и влиятельностью, выбрать одного, на которого действительно можно положиться в случае нужды. При этом нежелательно заводить близких друзей, к которым он будет особо привязан и с которыми будет предпочитать есть, пить и путешествовать. Ибо если он найдет в ком-то родственную душу, оба они легко начнут вести себя так, как не подобает их кругу, обращаясь друг к другу безо всяких церемоний. Такое отсутствие чувства собственного достоинства недостойно самурая.

Остальные 5 правил истинного самурая Вы узнаете, прочитав книгу «