Как называется наука современных алхимиков. Алхимия как прародитель современной химии: взгляд в прошлое - Реферат

Редгроув Герберт Стэнли.

Глава 1. Значение алхимии

§ 1. Цель алхимии.

А лхимию понимают главным образом как искусство, целью которого является трансмутация так называемых низменных металлов в золото посредством того, что определяется смутно и зовется "Философский Камень", но даже с чисто физической точки зрения это воззрение является довольно поверхностным. Алхимия была как философией, так и экспериментальной наукой, и трансмутация металлов был ее целью только в том смысле, что окончательно доказывала алхимическую гипотезу, иными словами, Алхимия, если рассматривать ее исключительно с физической точки зрения, была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне некий философский взгляд на космос. Мы чувствуем нечто научное в высказывании одного из алхимиков: "Дай Бог, чтобы все люди могли стать адептами нашего искусство, тогда бы золото, величайший идол человечества, утратило свою ценность, и мы бы ценили его лишь в физическом смысле" . К несчастью, немного алхимиков достигло этого идеала, и для большинства из них алхимия означала лишь возможность сделать золото дешевым и заполучить несметные богатства.

§ 2. Трансцендентальная теория алхимии.

Некоторые мистики, однако, высказывают мнение, что Алхимия не была ни физическим искусством, ни наукой, ни в каком смысле ее целью не было производство золота в материальном виде, и все процессы производились Алхимией не на физическом уровне. Согласно трансцендентальной теории Алхимия имела дело с душой человека, ее целью было совершенство, но совершенство не материальных субстанций, а человека в духовном смысле. Тот, кто придерживается этой точки зрения, идентифицирует Алхимию с мистицизмом или по меньшей мере считает ее одним из направлений мистицизма, от которого она отличается лишь использованием особого языка, и считается, что труды алхимиков не следует понимать буквально, будто бы они имеют дело с физическими операциями, с печками, ретортами, колбами, пеликанами (прим.пер. – особый сосуд) и тому подобным, с солью, серой и ртутью и прочими материальными субстанциями, но все это должно пониматься как величайшие аллегории духовных истин. Согласно этой точке зрения трансмутация "низменных" металлов в золото символизирует спасение человека – трансмутацию его души в духовное золото, которое может быть получено путем избавления от злого и развитием благого милостью Божьей, и осуществление спасение или духовное преображение может быть описано как Новое Спасение, или состояние существа, известное как единение с Божественным. Из всего этого вытекает вывод, что если бы эта теория была верна, то все истинные алхимики были бы совершенными мистиками, и, следовательно, развитие химической науки шло не благодаря их трудам, но благодаря псевдоалхимикам, которые до сих пор не поняли их работы и толковали их буквально.

§ 3. Недостаток трансцендентальной теории.

Эту теорию, однако, удачно опроверг сэр Артур Эдвард Уэйт, который указал, что сама жизнь алхимиков ей противоречит. Вся жизнь алхимиков показывает, что они занимались химическими операциями в материальном смысле, что по той или иной причине они пытались открыть метод превращения низменных металлов в золото, материальное золото. И Парацельс говорит о "спагирических врачах", которые были истинными алхимиками его времени. "Они не позволяют себе безделье и праздность...Они отдаются своим трудам. Они проводят ночи у огненной печи. Они не тратят время на пустые разговоры, но наслаждаются, проводя время в своей лаборатории" . Писания алхимиков содержат (но такое путаное, что оно выглядит фантастическим) описание многих химических процессов, которые не могут быть объяснены каким-либо трансцендентальным способом. Нет ни малейшего сомнения, что химия обязана своим происхождением трудам самих алхимиков, а не тем, кто ошибочно толковал их труды.

§ 4. Качества адептов.

В то же самое время вполне очевидно, что есть значительный элемент мистики в алхимических доктринах, что всегда признавалось, но, как правило, те, кто смотрел на предмет с научной точки зрения, считали мистический элемент незначительным или совсем не придавали ему значения. Однако, есть некоторые факты, которые не совсем удовлетворительно объясняются научной теорией алхимии, и, как мы думаем, признание важности этого мистического элемента и истинной связи между Алхимией и Мистицизмом существенно для верного понимания предмета. В первую очередь, можно заметить, что алхимики всегда говорили о своем Искусстве как о Божественном даре, величайшие секреты которого невозможно узнать ни из одной книги, посвященной данной теме, и они неизменно учат, что верное психологическое отношение к Богу есть первый шаг для выполнения magnum opus. Как говорит один алхимик: "Во-первых, пусть каждый благочестивый и богобоязненный химик и изучающий это искусство полагает, что эта тайна должна считаться не только поистине величайшей, но оно должно считаться наиболее святым Искусством (видя, что оно обобщает и отражает величайшее небесное благо). Поистине, если некто желает узнать величайшую и невыразимую тайну, он должен помнить, что она познается не только способностями человека, но и милостью Божьей, что не наша воля и желание, но лишь сила Всевышнего способна даровать его нам.

По этой причине, прежде всего, вы должны очиститься сердцем, возвысить его к Нему одному и просить у Него этот дар в истинной, искренней, лишенной сомнений молитве . И Василий Валентин: "Во-первых, должно быть взывание к Богу, проистекающее из глубины чистого и искреннего сердца, которое должно быть лишено всяческого тщеславия, лицемерия и пороков, и прочих сопутствующих недостатков, таких как высокомерие, дерзость, гордыня, распутство, мирская суета, угнетение бедняков и подобные беззаконие, которые должны быть с корнем вырваны из сердца, тогда человек предстает пред Престолом благодати, дабы исцелить свое тело, он может придти с совестью, откуда вырваны все сорные травы, в чистый храм Божий, чтобы освободиться от всего, что его оскверняет .

§ 5. Алхимический язык.

Во-вторых, мы должны отметить природу алхимического языка. Как мы на то выше указывали – и это становится заметно, как только откроешь любую книгу по алхимии, язык алхимии весьма мистичен, и в нем много того, что совершенно непонятно в физическом смысле. Действительно, алхимики приносили обычно извинения за такую неопределенность, объясняя ее тем, что подобные могущественные тайны не могут быть полностью раскрыты. На самом деле, в те дни, когда алхимия выродилась, немало псевдомистического вздора было написано множеством самозванцев, но мистический стиль языка отнюдь не ограничивается поздними алхимическими писаниями. Кроме того, несомненно, алхимики пытались скрыть свои теории от взора несведущего, взора профана, следовательно, необходимо было использовать символический язык. Но убеждение, что язык алхимиков носит произвольный характер, уже принадлежит прошлому, каким бы он ни был для нас, для них он был вполне реален. Более того, есть обратная сторона медали потому что для те, кто придерживается трансцендентного взгляда на алхимию, также считают ее язык символическим, хотя и в другом смысле. Также по меньшей мере любопытно то, что, как указывает мистер Артур Уэйт, что этот мистический элемент можно встретить в работах ранних алхимиков, которые отнюдь не были предназначены для публикации, таким образом, отсутствовал риск, связанный с тем, что простонародье узнает секреты алхимии. С другой стороны, с помощью трансцендентального метода перевода часто удается придать смысл тому элементу в содержании произведений алхимиков, который в противном случае было бы непонятным. Вышеупомянутый писатель утверждает: "Никоим образом не претендуя на то, что данная гипотеза превращает литературный хаос в некое подобие порядка, можно утверждать, что она в достаточной мере разъясняет их труды, что поразительно, противоречия, нелепости и трудные места будто бы растворяются там, где ее используют" .

Любовь алхимиков к символизму видна в интересных рисунках, которыми украшены некоторые их книги. Мы здесь имеем в виду не действительно используемые для некоторых химических операций аппараты, которые можно найти и в работах настоящих химиков (Глаубера, например), но картины, значение которых явно не лежит на поверхности, чей смысл является исключительно символическим, отсылает ли этот символизм к психическим и духовным процессам. Примеры таких символических иллюстраций, многие из которых являются совершенно фантастическими, можно найти на ил.. 2, 3, 4. Мы сошлемся на них снова в ходе этой и последующих глав.

§ 6. Алхимики мистического типа.

Мы также должны заметить, что, хотя нет ни малейшего сомнения в том, что большинство алхимиков занималось проблемами и экспериментами физической природы, есть все-таки несколько человек среди алхимиков, которые полностью или почти полностью посвятили себя проблемам по сути духовным. Томас Воган или, например, Якоб Беме, который использовал язык алхимии при разработке своей системы мистической философии. В особенности следует заметить, как уже указал мистер А.Э. Уйэт, существенным является тот факт, что западные алхимики единодушно обращаются к Гермесу Трисмегисту как к величайшему авторитету в области Алхимии, труды же, приписываемые ему, имели отчетливо мистический характер (§29). Ясно, что, несмотря на очевидную физическую сущность, алхимия должна быть каким-либо образом быть тесно связана с мистикой.

§ 7. Значение алхимии.

Если мы хотим правильно понять значение алхимии, мы должны рассмотреть вопрос алхимической точки зрения. Сейчас в сознании произошло размежевание между Наукой и Религией (хотя в последнее время налицо тенденция объединять их), но у алхимиков дело обстояло совершенно иным образом, их наука была неразрывно связана с их религией. Говорилось, что "Алхимия была попыткой продемонстрировать экспериментально на материальном уровне истинность некого философского взгляда на Космос", итак, этот "философский взгляд на космос" был мистицизмом. Истоки Алхимии – в попытке неким образом принципы мистицизма к предметам уровня и, следовательно, она имеет двойственный характер, с одной стороны, духовный и религиозный, с другой стороны, физический и материальный. Как отмечает анонимный автор "Жизнеописания алхимических философов" (1815): "Универсальная химия, в которой наука алхимия открывает знания обо всей природе, будучи основана на первоначальных принципах, создает аналогию с любым знанием, основанным на тех же принципах. Святой Иоанн описывает искупление, или сотворение заново падшей души, на основании тех же самых изначальных принципов, пока не завершится работа, во время которой Божественная Тинктура превращает низменный металл души в совершенство, которое пройдет через пламя вечности . Можно сказать, что Алхимия и мистическое возрождение человека (по мнению писателя) – аналогичные процессы, проходящие на разных уровнях, так как они основаны на одних и тех же изначальных принципах.

§ 8. Мнения других писателей.

Мы должны процитировать мнения двух современных писателей о значении Алхимии, один из них – мистик, другой – человек науки. Говорит мистер А.Э.Уэйт: "Если бы авторы Suggestive Inquiry" and of `Remarks on Alchemy и Alchemists"/ "Назидательного исследования и заметок об алхимии и алхимиках" (двух книг, которые выдвинули трансцендентную теорию) рассмотрели жизнь символистов и природу символов, их мнение бы сильно изменилось, они бы обнаружили, что истинный метод герметической интерпретации лежит посередине, но ошибки, которые возникли исключительно при типографском исследовании, были усилены обдумыванием великой алхимической теоремы, которая поистине относится к всеобщему развитию, которая признает, что каждая субстанция содержит неразвившиеся ресурсы и возможности, их можно извлечь и привести к совершенству. Они (сообщество алхимиков) применяли свою теорему для движения металлических субстанций от низших форм к высшим, но в их трудах мы видим, что первосвященников Западной и Восточной алхимии также занимали короткие и несовершенные проявления блистательных возможностей человека, если эволюция его природы производилась согласно их теориям . Как говорит другой автор, относящийся к мистической школе: "Если широко посмотреть на вопрос (об Алхимии), можно сказать, что Алхимия имеет две стороны: исключительно материальную и религиозную. Утверждение, что Алхимия есть всего лишь форма химии, несостоятельно для любого, что читал труды ученых-химиков. Утверждение, что Алхимия – всего лишь религия, а химические ссылки – только прикрытие, также несостоятельно перед ликом истории, которая показывает, что большинство ее известных представителей были людьми, которые сделали важнейшие открытия в сфере обыкновенной химии, а как учителя религии и этики были ничем не примечательны" ("Sapere Aude," The Science of Alchymy, Spiritual and Material (1893), pp. 3 and 4). Мистер М.М. Паттисон Мьюр, M.A., штат Массачусетс, говорит: "Алхимия направлена на получение экспериментальных доказательств целостной истории природы, включая человечество. Практическая кульминация алхимический исканий имеет три стороны: алхимики искали философский камень, получив его, они могли управлять благосостоянием, они искали универсальную панацею, дабы она даровала им силы наслаждаться жизнью и здоровьем, они искали Мировую душу, ибо так они могли общаться с духовными сущностями и наслаждаться богатствами духовного мира. Объект их поисков было удовлетворение их материальных потребностей, их интеллектуальных способностей, их духовных стремлений. Алхимики из числа благородных всегда подчиняли первую цель двум другим" .

§ 9. Основная идея алхимии.

Знаменитая аксиома, любимая всеми алхимиками: "что вверху, то и внизу; что внизу, что и вверху", по поводу происхождения которой до сих пор существует множество вопросов, кратко выражает основную идею Алхимии. Алхимики принимали без доказательств и верили в самом прямом смысле в сущностное единство Космоса. Следовательно, они считали, что есть соответствие или аналогия между вещами духовными и вещами физическими, одни и те же законы действуют в каждой сфере. Как пишет Сендиговий: "Мудрецы узнали от Бога, что мир природы есть лишь образ и материальная копия небесного и духовного образца... что само существование этого мира основано на реальности его духовного архетипа, что Бог создал его в подражание духовной и невидимой Вселенной, для того чтобы люди могли лучше постигнуть Его небесное учение и чудеса Его абсолютной и невыразимой силы и мудрости. Таким образом Мудрец видит, как небо отражается в природе, словно в зеркале, и он стремится к постижению Искусства не ради золота или серебра, но из любви к знанию, которое оно дарует, он ревностно скрывает его от грешника и того, кто к нему относится пренебрежительно, ибо тайны неба должны быть сокрыты от обыденного взора" .

Алхимики полагали, что, в сущности, все металлы являются одним и тем же, и происходят из одного семени в чреве природы, но не все они обладают одинаковой степенью зрелости и совершенства, а золото является высочайшим плодом трудов сил Природы. В золоте алхимики видели облик возрожденного человека, блистающего духовной красотой, преодолевающего все искушения, выступая против зла, в то время как они считали свинец – самый низменный из металлов – типичным для грешника и невозрожденного человека, носящего печать безобразия греха и легко поддающегося искушению и злу, в то время как золото выдерживает действие огня и всех известных едких жидкостей (за исключением одной лишь царской водки), а на свинец легче всего воздействовать. Нам говорят, что философский камень, который приведет к желаемой трансмутации, есть разновидность золота, чище, чем самое чистое золото, в мистическом смысле, это значит, что возрождение человека может произойти посредством самого добра, в терминах христианской теологии, силой Духа Христа. Философский камень считался символически Иисусом Христом, и таким образом нам понятна необычайная сила, приписываемая ему.

§ 10. Закон аналогии.

Теории физической Алхимии мы будем рассматривать в следующей главе, но и сказанного было достаточно, чтобы указать на аналогию, существующую согласно воззрениям алхимиков между проблемой придания металлам совершенства, т.е. трансмутацией "низменных" металлов в золото, или приданием совершенства или преображением духовного человека, также можно добавить, между этими вопросами и совершенством человека, понимаемом психологически. Для алхимического философа проблема была одной: одна и та же проблема на различных уровнях бытия, подобным образом существовало одно и то же решение. Тот, кто обладал ключом к одной, обладал ключом ко всем трем, при условии, что он понял аналогию между материей и духом. Дело даже не в том, что, в сущности, все эти проблемы являются одной и той же, основная доктрина аналогии в действительности является существенным элементом всякой мистической философии, с этим, как мы полагаем, согласятся все (и это, думается верно): все аналогии, изображенные алхимиками, являются фантастическими и зачастую совсем не точными, хотя, возможно, в них содержится больше истинного, чем кажется на первый взгляд. Дело не в том, верны эти аналогии или нет – таковыми их считают большинство истинных алхимиков. Говорит автор "Софического гидролита: "Практика Искусства дает нам возможность постигнуть не просто чудеса природы, но природу Самого Бога, во всей ее невыразимой славе. Она излагает чудесным образом через все положения христианской веры и объясняет причину, почему человек должен претерпеть множество скорбей и страданий, пасть добычей смерти, прежде чем он сможет воскреснуть для новой жизни . Значительную часть этой любопытной алхимической работы занимает изложение предполагаемой аналогии между Философским камнем и "камнем, который отвергли строители", Иисусом Христом, и писатель приходит к заключению: "Так я просто и кратко изложил вам совершенную аналогию, которая существует между нашим земным и химическим и истинным и небесным Камнем, Иисусом Христом, посредством которого мы можем достигнуть некого блаженства и совершенства, не только в земной, но и в вечной жизни" . Так же пишет Петер Бонус (прим.пер. – также известный как Петрус Бонус): "Я твердо убежден, что всякий неверующий, который действительно постигнет искусство, немедленно признает истинность нашей Блаженной Религии, поверит в Троицу и Господа нашего Иисуса Христа" .

Илл. 2

§ 11. Двойственная природа Алхимии.

Большей частью алхимики занимаются алхимической теорией на физическом уровне, т.е. пытаясь превратить "низменные" металлы в благородные, некоторые из любви к знаниям, но, увы! – некоторые из-за простого стремления к богатству. Но, кто был достоин звания алхимика, время от времени, более или менее смутно, осознавали возможность применения этих же самых методов к человеку и достижения великолепного результата трансмутации человеческой души в духовное золото. Были те, кто обладал четким видением идеала, и те, кто посвятил всю или почти всю свою деятельность достижению высокой цели алхимической философии, они не занимались вообще или очень мало посвящали времени достижению этой цели на физическом уровне. Теория, согласно которой алхимия возникла в результате попытки продемонстрировать применение принципов Мистицизма к предметам на физическом уровне, примиряет физическую и трансцендентальную теорию Алхимии и противоречащие друг другу факты, свидетельствующие в пользу каждой из них. Это объясняет существование двух вышеупомянутых типов алхимиков. Это объясняет обращение к работам, которые приписываются Гермесу, и присутствие среди работ алхимиков большого числа чисто мистических. И наконец, это согласуется с вышеприведенной цитатой из "Софического Гидролита" и остальным цитатами, с общим религиозным оном алхимических работ.

§ 12.Тело, душа и дух.

Согласно нашей основной цели, как указано в предисловии, мы сосредоточим свое внимание главным образом на физическом аспекте алхимии, но для того, чтобы понять ее теории, кажется, необходимо осознать тот факт, что Алхимия была попыткой применить принципы мистицизма к вещам физического мира. Предполагаемая аналогия между людьми и металлами проливает свет на то, что в противном случае было бы трудно понять. Это помогает прояснить то, почему алхимики приписывают металлам моральные качества: некоторые они называют "несовершенными", "низменными", некоторые – "совершенными", "благородными". И, тем более, это помогает прояснить алхимические понятия о природе металлов Алхимики считали, что металлы построены так же, как и человек, и состоят из трех элементов: тело, душа и дух. Говоря о человеке, мистические философы использовали термины следующим образом: "тело" как внешнее проявление и форма, "душа" – внутренний личный дух , и "дух" – мировая душа в людях. И подобным образом, по мнению алхимиков, имели свое "тело" или внешние свойства металлы, "металлическую душу" или дух , и, наконец, всепроникающую сущность всех металлов. Как пишет автор чрезвычайно любопытного трактата, озаглавленного Книга Ламбслинга: "Будьте внимательны и понимайте истинно, что в нашем море плавают две рыбы", иллюстрируя это замечание любопытной картиной (иллюстрация 2), добавляя разъяснение: "Море есть тело, две рыбы – душа и дух" . Эта работа содержит большое количество фантастических алхимических символических картины, одну из любопытнейших подборок в алхимической литературе). Алхимики, однако, не всегда были последовательны при использовании термина "дух". Иногда (в действительности достаточно часто) они использовали его для обозначения более летучих химических веществ, иногда в более глубоком смысле.

§ 13. Алхимия, мистицизм и современная наука.

Мы замечаем огромную разницу между алхимической теорией и взглядами на строение материи, которые доминировали в химии со времен Дальтона. Но в настоящее время теория химических элементов, принадлежащая Дальтону, претерпевает глубокие изменения. Мы отнюдь не подразумеваем того, что современная наука возвращается к тем фантастическим теориям, которых придерживались алхимики, но мы поражены удивительным сходством между алхимической теорией души металлов, единого первоначального элемента, и современными взглядами на эфир пространства. Попытка продемонстрировать применимость фундаментальных принципов мистицизма к вещам физического уровня, очевидно, не удалась, и алхимия закончила свои дни как мошенница. Оказывается, однако, истинная цель алхимического искусства – показать истинность теории, согласно которой различные формы материи произошли в результате эволюционного процесса от некого первичного элемента или квинтэссенции – достигается последними исследованиями в области физических и химических наук.

MICHAEL SENDIVOGIUS: The New Chemical light, Pt. II., Concerning Sulphur (The Hermetic Museum, vol. ii. p. 138).

The Sophic Hydrolith; or, Water Stone of the Wise (see The Hermetic Museum, vol. i. p. 88.

Ibid. p. 114.

PETER BONUS: The New Pearl of Great Price (Mr. A. E. Waite"s translation, p. 275).

Который, посредством самого человека-сознание бессмертен, милостью Божьей.

См. работу "Of Natural and Supernatural Things", приписываемую Василию Валентину, посвященную, в частности, описанию "духов" металлов.

The Book of Lambspring, translated by Nicholas Barnaud Delphinas (see the Hermetic Museum, vol. i. p. 277.

Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

Какова была цель алхимии?

Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

История алхимии

Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

Физические, химические и алхимические процессы

Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

Основные законы и принципы алхимии

Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

Соль - тело человека .

Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

Сера - Огонь ,

Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

Соль - Земля .

Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
Представить эти стихии можно так:

  • Землю - тело,
  • Воду - жизненная сила,
  • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
  • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

Еще три принципа:

  • Высший Разум - разум, на все сущее;
  • Интуиция- мгновенное понимание;
  • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

Философский камень

Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

  • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
  • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
  • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

Философия алхимии

Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )

Прежде чем охарактеризовать историю и сущность такого явления как Алхимия в Европейской и мировой культуре, необходимо разобраться с этимологией термина алхимия, понять, что вообще понимается под термином алхимия и какое происхождение имеет это слово.

Итак - Алхимия (от лат. alchemia, alchimia, alchymia) это своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. В первую очередь под алхимией понимают магико-эзотерическое учение, основной идеей которого является представление о трансмутации, то есть превращении неблагородных элементов в благородные с целью обретения совершенства и богатства, а также обретения бессмертия.

Например, в Толковом словаре С.В. Ожегова дается такое определение алхимии - "Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи философского камня, поиски эликсира долголетия" .

Интересно также определение алхимии, которое давали сами представители данного учения, например францисканский монах 13 века Роджер Бэкон давал такое определение алхимии - "Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения" .

Существует несколько толкований происхождения самого слова "Алхимия". Согласно одному из них, корень слова алхимия - "khem" или "khаme", "chemi" или "сhuma", означает - черную страну, что означало название Древнего Египта, с которым связывают деятельность древних жрецов и магов.

Согласно другой интерпретации слово алхимия происходит от chymeia - наливание, настаивание. Несколько похожих слов можно найти и в древнегреческом языке: хюмос - сок, хюма - литье или поток, химевсис - смешивание, что имеет соотношение с деятельностью алхимиков.

Также в древнекитайском языке иероглиф " ким" означает золото. Что находит корреляцию с основным занятием и целью всех алхимиков - производством золота. Именно это значение и закрепилось за алхимией как основное.

Остается лишь непереводимая частица "ал" , которая имеет, скорее всего, арабское происхождение и перекочевавшая в европейские языки через страны арабского востока.

Теперь разобравшись с определением и происхождением термина алхимия, необходимо затронуть краткую историю алхимии.

История Алхимии

Несмотря на всю неоднородность и многоликость такого явления в истории культуры и науки как алхимия можно выделить несколько последовательных этапов ее существования и развития на протяжении ее более чем двухтысячелетней истории. В истории алхимии различают несколько этапов, каждый из которых характеризуется своим особым мировоззрением и влиянием, а также географической привязкой.

Традиционно сами алхимики считали, что основателем их традиции был бог Гермес (египетский Тот) или Гермес-Трисмегист, который, как считалось, передал знание об алхимии в числе прочих оккультных герметических наук таких как астрология. Гермес-Трисмегист, легендарный основатель тайного алхимического искусства, якобы оставил тринадцать заповедей "Изумрудные скрижали". Эти заповеди были "Библией" алхимиков, опираясь на которые алхимики много веков строили свое мироздание.

По поводу страны, в которой впервые зародилось учение впоследствии ставшее называть себя алхимией, традиционно указывают Египет. "Родина алхимии, как и многих других наук, - Египет, где знания находились в руках жрецов и посвященных, производивших опыты в величайшей тайне, в тишине святилища. Когда римляне завоевали Египет, тайны Изиды перешли к неоплатоникам и гностикам. Эту эпоху (II и III века христианства) можно считать временем зарождения алхимии" .

В Алхимии можно выделить несколько исторических этапов ее существования и развития;

1) Античная алхимия (Греко-Египетская алхимия) она складывается примерно в II - VI веках новой эры. Алхимия складывается в эпоху поздней в александрийской культурной традиции и представляла собой форму ритуального герметического культа. В большой степени алхимия в данный период базируется на учении античных философов, а именно на учении Аристотеля "О четырех первоэлементах". Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы.

В александрийский период сформировалась традиционная металло-планетарная символика алхимии. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

"Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить: Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Книга Болоса "Физика и мистика" (ок. 200 до н.э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал "тетрасомату" - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства" .

2) Арабская Алхимия - после падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. Центром арабской алхимии стал Багдад.

Из выдающихся представителей данного периода можно отметить труды персидского алхимика 8 века Джабира ибн Хайяна (ок.721 г. - ок.815 г.), которого традиционно отождествляют с Гебером, основные его книги "Сумма совершенства", "Книга о ядах" и труды Абу Ар Рази жившего в 9 веке.

Гебер "развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и "металличности". Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а "металличность" с ртутью" .

Таким образом, Гебер заложил основы ртутно-серной теории в алхимии. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов и обосновывали возможность их трансмутации.

Также с именем Гебера связывают происхождение идей о философском камне. Он развил идеи о философском камне как о "некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие" .

Таким образом, Арабские алхимики внесли огромный вклад в развитие алхимических исследований, в трудах Арабских алхимиков четко обозначились идеи ртутно-серной теории в алхимии и философского камня ставшие ключевыми в последующей европейской алхимии.

3) Европейская алхимия: В результате крестовых походов и захвата части арабских земель европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Таким способом древнегреческие алхимические представления проникли обратно в Европу, и изучение античных трудов и работ арабских авторов позволило алхимии распространиться в Европе.

Из важнейших алхимиков этого периода можно отметить Альберта Великого убежденного в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Роджера Бэкона (1214-1294), Раймонда Луллия (1235-1313), Джорджа Рипли (15 в.), Василия Валентина монаха 15-16 веков.

Первым европейским алхимиком стал францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294) его важнейшие алхимические трактаты "Зеркало алхимии" и "О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии".

Но расцвет алхимии в средневековье был непродолжителен, уже в 14 веке указом папы римского Иоанна XXII алхимия была запрещена и начался период преследования алхимиков как еретиков.

4) Алхимия в Эпоху Возрождения: Новый виток интереса к алхимии происходит в Эпоху Возрождения в 14 - 16 веках алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Из наиболее значимых алхимиков этого периода необходимо отметить Парацельса.

"Парацельс отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине" .

Кроме того, данный период характеризуется тенденцией к тому, что многие алхимики стали пользоваться поддержкой властей. Набирает обороты так называемая придворная алхимия.

Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII, Рудольф II) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Но так как по объективным причинам все старания алхимиков произвести золото из неблагородных металлов оказались тщетны, алхимия вошла в период своего упадка.

Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии и знаний о сути вещества, начиная с конца 18 века окончательно разрушили связь химии и алхимии. Упадок алхимии начинается с 16 в., несмотря на то, что и в 17 и в 18 веках некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Но в результате конец 18 нач 19 веков стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Хотя "Еще во второй половине 18 века проходили сенсационные "сеансы получения золота" перед влиятельными особами - королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами" .

Таким образом, осветив в данной части нашей работы этимологию слова, алхимия и историю ее развития мы можем подвести некоторые итоги; происхождение, как термина, так и самого учения впоследствии ставшего именовать себя алхимией сводится к Древнему Египту, где она зародилась в жреческой среде, смешение древнеегипетских знаний и идей греческих философов позволило возникнуть во 2-4 веках н.э. такому феномену как алхимия. Далее история алхимии связана с деятельностью арабских мыслителей главным, из которых можно выделить Гебера, затем алхимия как уже сформировавшееся учение приникает опять в страны западной Европы и развивается в трудах таких мыслителей как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий и Джордж Рипли. Этот период стал расцветом алхимии в Европе. Алхимия продолжает свое развитие и в эпоху возрождения, основным ее представителем в данную историческую эпоху стал Парацельс, далее с течением времени и развитием естественнонаучных идей алхимия постепенно теряет свою актуальность и приходит в упадок, и исчезает к концу 18 века.

Далее осветив в данной главе проблему происхождения и значения самого понятия алхимия, и затронув основные вехи исторического развития алхимии, и осветив имена главных алхимиков древности и средневековья, мы можем перейти к описанию основных религиозно-философских идей алхимии, чему и будет посвящена следующая глава данной работы.

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Липецкий Государственный Педагогический Университет»

Реферат по концепции современного естествознания на тему: «Роль алхимии в становлении химии».

Выполнила студентка

3 курса гр. БХ – 3.1

Зюзина Ю.

Липецк 2006 г.

Введение.

Понятие «алхимия» было введено арабами. Арабский учёный Х века Аль – Надим пишет, что «люди, занимающиеся алхимией, то есть делающие золото и серебро из других металлов, утверждают, что первым заговорил об их науке Гермес Мудрый».

Папирусы ІІІ века нашей эры, найденные в Фивах и частично написанные по-гречески, подробно излагают методы, использовавшиеся ювелирами для получения сплавов, внешне похожих на золото. Эти тексты, не носят ни какой оккультной окраски, а содержащиеся в них информация представляет собой заурядные технологические секреты производства дешёвой бижутерии. Позднее тексты всё более затемняют методы получения металлов и сплавов, но зато делают больший упор на загадочные теории и прямо говорят о трансмутации.

Вслед за арабскими завоевателями эти знания проникли в Марокко и Испанию, там они перемешались с иудаистским мистицизмом и были переведены на латынь, затем латинские переводы стали, расходится по Европе. Наиболее известен перевод арабской «Книги композиции алхимии» законченный Робертом из Честера в феврале 1140 года, переводчик знакомит своих читателей с новым разделом науки. С этого момента алхимия вступила на полосу расцвета, в ХІІІ веке ею занимались такие значительные и высокообразованные учёные, как Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы.

Возникнув среди ювелиров и металлургов Древнего Египта, просуществовав свыше тысячи лет, алхимия глубоко укоренилась на земле Западной Европы.

1. Философский камень.

Если главной целью алхимии была трансмутация – превращение низших металлов в золото, - то первым и самым важным шагом на пути к этой цели было получение неуловимого философского камня.

Что это за камень? На этот вопрос нет простого ответа. Согласно одним, философский камень, известный также как «порошок проекции», представляет собой некую субстанцию, создаваемую из огня и воды, для других – незримый дар господа. Французский алхимик ХV века Николас Валуа говорил: «это Камень великих достоинств, он зовётся Камнем, но он – не камень».

Английский алхимик ХVІІ века Филалет несколько более конкретен. Как пишет он в своём «Путеводителе к Небесному Рубину», этот камень представляет собой «некую небесную, духовную, все проникающую и фиксированную субстанцию, каковая придаёт всем металлам совершенство золота и серебра… Он – благороднейшее из творений, если не считать разумную душу, и он имеет достоинство исцелять любые ущербы живых и металлических тел, приводя их в наилучшее, совершеннейшее расположение».

Рецепты его получения разнообразны и невероятно темны. Но где бы вы его не взяли, философский камень был абсолютно необходим для осуществления трансмутации. Этот чудодейственный порошок, или эликсир, или реактив, мог преобразовать один металл в другой. Щепотка (капля) этого камня позволяла, кому угодно превратить свою оловянную кружку в золотой кубок.

Многие люди тратили на его поиски всю свою жизнь. Алхимия, известная также среди её мастеров как Великое Искусство, не позволяла отвлекаться ни на что постороннее, она требовала абсолютной преданности делу, неустанной работы и неослабевающего внимания к любым, пусть к самым незначительным, подробностям. Алхимики просиживали с утра до вечера над пыльными фолиантами в попытках расшифровать головоломные тексты и ещё больше – в домашних лабораториях, где они проводили свои бесконечные опыты.

Основополагающая идея философского камня сводилась к тому, что металлы «растут» в земле, на манер растений, хотя и неизмеримо медленнее. Подобно всем прочим объектам и сущностям, низкие металлы стремятся к совершенству; задача алхимика состоит в том, чтобы очистить эти металлы от низменных свойств, помочь им на пути к высшему состоянию, которое является одновременно и самым «дорогим» состоянием.

Ну а как же всё – таки с золотом? Ходили разные слухи во все времена. Иоганн Баптист Ван – Гельмонт (1577 – 1644) трансмутировал восемь унций ртути в то же количество золота. Успешные трансмутации шли нескончаемым потоком. Уже в новое время, в 1782 году английский химик Джеймс Прайс, член Королевского Общества, продемонстрировал коллегам два загадочных порошка, которые в смеси с другими ингредиентами давали золото и серебро. Для получения серебра он взял белый порошок, смешал с ртутью в соотношении один к пятидесяти, добавил буру и селитру и прокалил всё это в тигле, тщательно помешивая железным прутом. Для получения золота он взял красный порошок и повторил ту же процедуру. И тот, и другой металлы оказались настоящими.

Королевское Общество попросило Прайса провести опыты в присутствии опытных наблюдателей – нужно было подтвердить это открытие и сделать его всеобщим достоянием. Прайс согласился, прибыв в назначенное время для демонстрации, он отравил себя синильной кислотой. Проверка показала, что железная мешалка была полая, и Прайс подсыпал через неё в тигель порошок серебра или золота.


Второй по важности целью алхимиков было получение эликсира жизни, таинственного напитка, который мог вернуть человеку бодрость и молодость, и даже обеспечить полное бессмертие. Нет сомнения, что старые алхимики, чьи дни прошли в трудах и нужде, страстно мечтали найти этот животворящий источник юности, напиток, который оправдает все их бесконечные старания, даст им возможность ещё раз насладится жизнью. Некоторые из них признавались перед смертью, что смогли раскрыть великую тайну.

Тот факт, что все эти люди умерли, заставляет сильно сомневаться в достоверности их заявлений. Иоганн Тритемий и на смертном одре продолжал диктовать рецепт зелья, гарантирующего идеальное здоровье и несокрушимую память.

Идея эликсира жизни стара, как мир. Древнегреческие боги были бессмертны не по внутренней своей природе, а потому, что пили нектар и вкушали амброзию. Вполне логично, что алхимики, желавшие очистить металлы от низменных качеств, привести их в высшее, чистейшее состояние, истово верили, что то же самое можно сделать с человеческими телами. Тут всё дело в очищении и дистилляции – нужно устранять из тела одно не совершенство за другим, одну болезнь за другой, в конце концов, вся его кровь, флегма, желчь, чёрная желчь придут в идеальное равновесие, и оно забудет о былых недугах. Герхард Дорн писал: если существует одно самое большое начало всех порч и разложений и универсальный источник возрождения, восстановления и животворящих достоинств – кто же тогда, кроме человека, полностью лишённого разума, может усомниться в таком лечении?

Алхимики верили в существование эликсира и по другой, ещё более важной причине: они никак не могли допустить, что бы бог обделил человека, не дал ему того, что есть у низких тварей. «Обратим наш взор к природе, столь замечательной своими чудесами, - писал Арнольд из Виллановы. – Разве возможно, что бы она отказала человеку, ради которого сотворено всё прочее, в том, что щедро отпущено оленям, и орлам, и змеям, которые каждый год сбрасывают печальные приметы дряхления и возвращают себе радостное сияние молодости? Изо всех этих соображений, очевидно, следует, что никак нельзя считать невозможным, что подобное же чудо может быть отыскано и для человека, ибо человек никак не хуже тварей, которыми он правит». Олени тех далёких дней омолаживались, питаясь гадюками, львы делали тоже самое, пожирая неких питающихся перцем обезьян, некоторые птицы жили до – 600 лет, слоны до – 300 лет, а лошади до – 100.

В античные времена некий Аристей объявил, что нашёл чудесную смесь, которая преобразует металлы и даёт человеку бессмертие. Он прожил к тому времени уже несколько столетий; жители его родной Сицилии были так этим поражены, что построили храмы Аристея и поклонялись ему как богу.

Алхимический текст, написанный в начале ХΙХ века К. Шмидером, утверждает, что Соломон Трисмозин, маг, живший в ХVΙ веке, проглотил половину грана некоего им самим изготовленного соединения, после чего «его жёлтая морщинистая кожа стала белой и гладкой, его щёки порозовели; седые волосы снова стали чёрными, а в три погибели согнутый позвоночник распрямился».

Дионисий Захарий, автор «Великолепной книги по истинной натуральной философии металлов», даже предлагает рецепт, как использовать щепотку философского камня в качестве лекарства от всех недугов: «Чтобы применить нашего Великого Короля «философский камень» для восстановления здоровья, один гран его должен был взят после получения и залит в серебряном сосуде хорошим белым вином до растворения. Больному человеку нужно дать это выпить, и он исцелится за 1 день, если болезнь продолжалась только один месяц, а если она продолжалась год, он исцелится за 12 дней. Что бы постоянно оставаться здоровым, он должен принимать некоторое количество камня, приготовленного в форме электуария (это тестообразная масса, приготовленная из лекарственного порошка и мёда, либо густого сиропа), в начале каждой осени, а так же весны».

У Х. Зедлера ХVΙΙΙ век описана панацея, являвшаяся просто-напросто многократно дистиллированной водой. Все алхимики рассказывали о своих чудесных открытиях и успехах, особенно силён был по этой части граф Калиостро.

Однажды к нему обратилась стареющая аристократка, отчаянно мечтавшая вернуть себе ушедшую юность. Калиостро прописал ей 2 капли драгоценного Вина Египта с добавочным указанием принять лекарство не сразу, а когда луна войдёт в последнюю четверть. До желанного момента оставалось ещё несколько дней, так что пожилая дама заперла флакончик в шкаф, сказав любопытной горничной, что это – просто средство от желудочных колик. И надо же так случится, что той же самой ночью у горничной начались страшные желудочные колики. Вспомнив о флакончике, она открыла его и проглотила драгоценные капли.

К утру, горничная почувствовала себя значительно лучше. В соответствии со своими обязанностями она пришла в хозяйкину спальню. Хозяйка недоумённо уставилась на горничную и спросила, кто она такая и что ей надо.

Кто я такая? – удивилась горничная. – Это я, ваша горничная.

Не может быть, - уверенно сказала аристократка. – Моей горничной 50 лет.

Горничная провела рукой по лицу и повернулась к зеркалу. На неё смотрела свежая девица лет 20.

3. Алкагест.

Третьим предметом страстных мечтаний и неутомимых поисков был алкагест, универсальный растворитель.

В понимании алхимиков всё во Вселенной состоит из первоматерии; при бесконечном дроблении в эту субстанцию превратятся любые объекты и сущности, материальные и нематериальные.

Но её крайне трудно получить и выделить, она не устойчива и не уловима, не заметна не вооружённым глазом. Если предположить, что бесконечное дробление вещества осуществимо, в результате получится некое загадочная жидкость, способная растворять всё, с чем бы она ни соприкоснулась. Трудности обращения с ней очевидны.

Одним из первых исследователей был Парацельс, утверждавший, что алкагест «очень эффективно действует на печень; он поддерживает, укрепляет и сохраняет от болезней находящееся в его досягании…». В книге «О природе вещей» Парацельс обсуждает эликсир, способный трансмутировать несовершенные металлы; хотя этого и не сказано прямо, создаётся впечатление, что он использовал в своих опытах алкагест.

В начале ХVΙΙ века голландский алхимик Иоганн Баптист Ван – Гельмонт воспринял Парацельсовы намёки как руководство к действию и отправился в поход за алкагестом. В конечном итоге божественное вдохновение помогло ему получить ему не уловимую субстанцию; она растворяла всё, с чем бы ни соприкоснулась, «как тёплая вода растворяет лёд». Мало того, алкагест оказался самым чудодейственным лекарством изо всех когда – либо известных миру: «это соль, наисовершеннейшая и благословеннейшая изо всех солей; тайны её получения превосходит человеческое разумение, и один лишь господь может открыть её избранным». Круг этих избранных, состоявший из него одного, так и не расширился.

Азартная охота продолжалась ещё почти сотню лет. Алхимики и химики, врачи и маги, знахари и ясновидящие, люди любой профессии и образования стремились поймать неуловимую субстанцию, многие из них объявляли о достигнутом успехе. Одна из самых серьёзных заявок была сделана Иоганном Рудольфом Глаубером (1604 – 1668), немецким аптекарем из Карлштадта; в действительности он выделил не алкагест, сульфат натрия, получивший название «глауберова соль». В духе Ван – Гельмонта, Глаубер объявил, что человек, пытающий проникнуть в столь глубокую тайну мироздания, должен понимать, что «подобная работа есть дар божий и не может быть постигнута силами человеческого разума, пусть и самого проницательного, без милосердной поддержки божественного вдохновения». Ободряя тех, кто захочет пойти его путём, он выражает уверенность в том, что « в дни последние господь найдёт избранных, перед кем он откроет Сокровищницу Тайн Природы…».

Хотя заявление Кункеля и не покончили с поисками совсем, энтузиазма у охотников значительно поубавилось.

Парацельс.

Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм известен всем, как Парацельс родился в 1493 году умерший при загадочных обстоятельствах в 1541 году. Он придумал себе это имя позднее, чтобы выразить своё превосходство над знаменитым древнеримским медиком Цельсом. Его отец был врачом, его мать до замужества возглавляла больницу. К 16 годам, когда Парацельс бросил Базельский университет, он направился в Спонгеймское аббатство к настоятелю Иоганну Тритемию, чьи химические опыты – поиски философского камня и лекарства от всех болезней – считались в то время самыми передовыми и успешными.

Вскоре Парацельсу надоело и здесь, и следующей остановкой был Тироль, где он многому научился. Во – первых, он узнал всё о минералах и рудах, о драгоценных камнях и почвах, о драгоценных металлах, эти сведения очень пригодились ему потом, в его химических и астрологических опытах. Во – вторых он изучал раны, травмы и хронические заболевания шахтёров, при этом он разочаровывался в общепринятых способах лечения.

В 1526 году, по возвращению в Базель, он получил должность городского врача, начал преподавать в университете – и мгновенно восстановил против себя всю профессуру, сперва тем, что читал лекции по-немецки (а не на латыни, как было принято), а затем пренебрежением к стандартным учебным пособиям. Он стал читать лекции, основанные на собственных открытиях и наблюдениях. Вскоре он уехал из этого города.

Научные методы Парацельса, как и значительная часть его философии, поражают своей мудростью и прозорливостью, и в то же самое время он был пламенным сторонником мистических идей и систем, противоречивших не только логике, но и экспериментальным фактам.

«Непоколебимое воображение, есть начало всех магических действий», писал он. Практическое использование воображения убедило Парацельса в возможности многих вещей. Он считал, что можно создать в лаборатории жизнь, и утверждал, что лично добился в этом успеха – изготовил искусственного человека, существо, известное как гомункул.

Ещё он верил в сильное влияние звёзд на тело человека. «Врач, желающий быть разумным, должен знать устройство Вселенной так же хорошо, как знает он устройство человека… Все влияния, истекающие от Солнца, звёзд и планет, незримо действуют на человека, если эти влияния плохие, то и действуют они плохо». Согласно Парацельсу, органы человека развиваются под влиянием той или иной планеты или звезды. Сердце, утверждает он, находится в симпатии с Солнцем, а мозг – с Луной. Желчный пузырь испытывает влияние Марса, почки – Венеры, а селезёнка – Сатурна.

Аргументация Парацельса весьма сомнительна, но его предписания чаще всего верны; во времена, когда лечили кровопусканиями, а также лошадиными дозами слабительных и рвотных средств, он начал применять растительные и минеральные лекарства собственного изобретения, использовал опиум, ртуть и серу. Он рекомендовал купаться в природных водоёмах, открывать окна в комнатах, где лежат больные, чтобы впустить туда свежий воздух и солнечный свет, он же первым начал применять при хирургических операциях антисептические меры.

Вопреки всеобщему утверждению, что эпилептики – люди, одержимые дьяволом, он же утверждал, что эпилепсия – это болезнь, пусть даже и странная.

Роберт Фладд.

Одним из самых плодовитых и успешных последователей Парацельса был английский врач и алхимик Роберт Фладд.

Сын сэра Томаса Фладда, военного казначея королевы Елизаветы Ι во Франции и Нидерландах, Фладд родился в 1574 году в городе Мигейт, графство Кент, и получил образование в Оксфорде. Он изучал медицину, стал членом врачебной коллегии, а затем 6 лет путешествовал по континенту, где и познакомился с трудами Парацельса. Вернувшись в Лондон, стал практикующим врачом и быстро завоевал популярность, своим мастерством.

Пытаясь раскрыть тайны человеческих болезней, он взялся за алхимию, изучал Каббалу, штудировал древних философов и стал активным членом Ордена Розы и Креста, он так же верил в существование философского камня и эликсира жизни. Для лечения он рекомендовал применение симпатических составов, химических растворов, а иногда и некие «магнетические» препараты.

Фладд был поворотной фигурой в истории естественных наук, медицины и философии. Он умер 8 октября 1637 года в Лондоне.

Александр Сетон.

Алхимическая карьера шотландца Александра Сетона многим обязана кораблекрушению.

В 1601 году живший в маленьком городке недалеко от Эдинбурга, увидел голландский корабль, выброшенный на рифы и готовый пойти на дно. Сетон спас нескольких членов команды и поселил их у себя. Когда моряки оправились, он оплатил им дорогу домой. В благодарность они пригласили его к себе в Голландию.

Находясь в Голландии, Сетон упомянул, что занимается алхимией, в подтверждение он провёл пару трансмутаций. Имя Сетона получило неожиданную популярность, все хотели убедиться в справедливости его притязаний на открытие философского камня.

Сетон отправился в лекционно-демонстрационное турне, в Мюнхене юный курфюрст Саксонский Христиан ΙΙ пригласил его к своему двору, желая посмотреть прогремевшие на всю Европу опыты. Сетон изготовил золото без сучка и задоринки, и оно прошло самую тщательную и придирчивую проверку. Курфюрст не удовлетворился, ему захотелось узнать секрет волшебного порошка, но Сетон не раскрыл секрет, и его бросили в тюрьму, где пытали расплавленным свинцом и растягивали на дыбе. Но всё было тщетно, он не рассказал своего секрета.

Михаил Сендивогий умер в Кракове в 1646 году, в возрасте 84 лет, так и не узнав секрета трансмутации волшебного порошка.

Заключение.

Так никто из учёных, пытавшихся найти философский камень, эликсир жизни или алкагест, и не достигли в этом каких либо успехов, но зато почти все внесли свой вклад в химию, медицину, философию.

Список используемой литературы.

1. Роберт Мазелло «История магии и колдовства».

2. Б. Д. Стёпин «Книга по химии для домашнего чтения».

3. Ресурсы интернета сайт http://www.alhimik.ru.