«Политика — грязное дело»: что Сокуров говорил о власти, цензуре и церкви. Александр Сокуров: "Мы должны понимать, что мы шаг за шагом создаем жестокосердное государство"

Российский историк (по образованию), кинорежиссёр.

До конца 1980-х годов, ни один из его снятых кинофильмов не был допущен Властями к прокату...

Во время работы на киностудии «Ленфильм» «… наконец-то стало понятно, что выживает только работающий человек, и это первое. Второе - практически доказано, что нужно только то, что нужно тебе, и объективно это важно. Третье - никогда ничего не нужно бояться; четвёртое - надо любить и быть преданным кругу друзей своих и никогда их не оставлять; пятое - надо серьёзно заниматься технологией, полностью её освоить. Шестое - надо заниматься своим образованием. И последнее - нельзя менять образ жизни, и для мужчины, по-моему, это очень важно - нельзя себя ни с чем делить, когда у тебя есть какое-то попадание твоё собственное в твою собственную жизнь, в твою собственную судьбу, к сожалению, нельзя себя ни с чем делить. Может быть, это моё личное заблуждение».

Москвина Т.В. , «В молчанньи – буря» (Беседа с Александром Сокуровым) / Всем стоять! (статьи), СПб «Амфора», 2006 г., с. 294.

«Пламенная идея часто слепит глаза. Задуманная Сокуровым «тетралогия о людях власти» интересна по затее, но исторически неубедительна: реальные деятели - Гитлер , Ленин , японский император Хирохито - здесь служат функциями, аргументами в философской игре.

И перестают быть живыми. Неприятие этих картин на фестивалях в Канне и Берлине - это неприятие самой идеи использовать реальные исторические фигуры в качестве доказательства тезиса.

«Как можно отыскивать человеческие черты в таком монстре, как Гитлер!», «Как можно низводить Ленина до жалкого полубезумного существа!» - донимали меня вопросами зарубежные коллеги. У них были свои основания: ни Ленин, ни Гитлер, какими они предстали в фильмах Сокурова, не могли бы стать ключевыми персонами века.

Нам показали распад личности, но тайну растлевающей силы власти не открыли, природа зла столь глобальных габаритов не стала яснее. На экране мельтешила человеческая мелочь, которую некая сила где-то за кадром необъяснимо раздула до масштабов главных тиранов XX века.

Но и раздражение художника, его ожесточенность можно понять. То, что для кинофестиваля и тем более для коммерческого проката - бизнес, для Сокурова - миссия и поступок, плод многолетних размышлений. […]

Александр Сокуров : Мы ведь всегда, во всех обстоятельствах пытаемся искать какую-то опору - это естественно. Например, в европейской истории. В истории с нацизмом меня беспокоит то, что он родился и получил такое грандиозное развитие именно в рамках европейской цивилизации. Это очень серьёзный сигнал. Он означает, что европейская цивилизация на самом деле никаких гарантий дать не может. Путь, которым идут европейские общества, ни в коем случае не гарантирует от падений. И если мы пытаемся примерить к себе какие- то критерии европейской жизни, то мы должны помнить, что европейцы, несмотря на твёрдые традиции, на многочисленные культурные и исторические прививки, которые им были сделаны, не смогли уберечься от нацизма.

Нацизм я понимаю как нравственное падение огромного количества людей. Дело ведь не в Гитлере .
Гитлер
- больной, несчастный человек. Несчастный глобально, от рождения до смерти.
Дело в том, что нацизмом оказались заражены миллионы злых, жестоких людей».

Кичин В.С., Мы – уставшая нация / Там, где бродит Глория Мунди: лента встреч, М., «Время», 2011 г., с. 326 и 329.

«Гениально прозвали в Ленинграде своего молодого гения - Сокурова : Кафка Корчагин! Это точно ещё и потому, что новаторы в области формы, как правило, конформисты по сути. Тому много примеров. Люди эти как бы покупают таким образом право быть экспериментаторами».

Гребнев А.Б. , Дневник последнего сценариста, 1942-2002, М., «Русский импульс», 2006 г., с. 397.

На кремлевском телеканале "Россия 24" вышла передача, в которой раскритиковали известного кинорежиссера Александра Сокурова.

Так, 14 февраля в эфире программы "60 минут" обсудили его резонансное заявление о российских журналистах-пропагандистах.

"Российских журналистов Сокуров считает нужным отправить в Гаагу под трибунал за то, что мы (российские журналисты. - Ред.) "разбрасываем спички во время пожара". Провокаторы - все политические обозреватели", - заявила в начале программы ведущая Ольга Скабеева.

После этого на экране в зале показали кадры трагедии в Одессе 2 мая 2014 года и Скабеева продолжила свой спич.

"Если мы опять таки правильно поняли, по версии режиссера, 48 заживо сожженных в Одессе было бы правильно не заметить. Или не заметить авиаудар по Луганску. Опять таки, если мы правильно поняли, обстрелы по Донецку тоже не стоит замечать. Так вернется ли мир на Донбасс, если операция Киева на юго-востоке страны украинские власти уже официально называют карательной операцией и даже вручают за это награды. Почему журналистов призывают молчать? Можно ли победить фашизм, если сделать вид, что фашизма не существует и как продать Родину за 100 000 долларов" - отрапортировала пропагандистка.

Самого Сокурова на эфире не было.

Отметим, что выходку прокремлевских журналистов раскритиковали представители российской общественности.

"Унижение человеческого достоинства -- конек современных госмедиа и примкнувших к ним боевых отрядов любителей родины по приказу. Это они радостно накидывали сачок на голову Немцова, они писали имя Шевчука в сортире на Киевской, они плескали в лицо Улицкой зеленкой. Они изо дня в день измываются над людьми своей страны и радостно ухмыляются содеянному. Теперь им сказали "фас" на Сокурова, человека, который не просто любит свою страну, но и жизнь положил, чтобы сделать ее лучше, достойней, сильнее", - написала на своей странице в Facebook российская журналистка Екатерина Гордеева.

"Какие ж дряни, а. Ни на какую Гаагу я, разумеется, не рассчитываю. Но в Высший суд верю. А еще искренне желаю, чтобы ребенок этих двоих вдруг неожиданно вырос честным и свободным человеком. И как-нибудь спросил бы: "Мам-пап, как же не стыдно-то вам было. Это же вы не от голода и смерти меня спасали. Тогда зачем?", - добавила она.

Поддержал мнение Гордеевой ее супруг, заместитель директора Петербургской библиотеки имени Маяковского Николай Солодников.

"14 февраля. Телеканал Россия 1. Прайм тайм. Часовое обсуждение высказывания (и в целом морального облика) Александра Сокурова. Высказывания о том, что "журналистов разжигающих ненависть и воспевающих войну надо судить в Гааге". Обсуждали страстно. "Его фильмы наверняка сыграли свою роль в развале великой страны"; "что-то я его не видел в окопах Донбасса"; "пустослов"; "Он призывает к цензуре и хочет запретить нам говорить правду", "в России его не знают, а любят его фильмы только в Европе" итд", - отметил он на своей странице в Facebook.

"Господин, Добродеев. Вам и вашим сотрудникам запретить говорить правду нельзя. Правда, в вашем случае - это только те слова, которые вы используете, выклянчивая государственные деньги на содержание своего притона. Посмотрите на себя в зеркало, посмотрите на ваших коллег. Великие художники на то и гении, чтобы сквозь века видеть будущее. Вас разглядел Босх. В вашем "лице", господин Добродеев, мир обрёл не новые вершины журналистики, но увидел Ад этой, когда-то почитаемой в России профессии", - добавил Солодников.

«Задача государства — развивать просвещение и определять цивилизованные рамки существования. Просвещение, а не мистика. Тысячу раз просвещение… А армия, политические партии, дипломатия и даже экономика — это все только инструменты цивилизации. Важно установить «рамки» цивилизованности. Но современное общество выпрыгивает за эти рамки с большой легкостью. И делает это оно сегодня с большим желанием, чем когда-либо. Оно само. Без принуждения… Люди так хотят». 31 августа 2016 года

«Руководству России, так же как и народу чеченскому, давно пора ответить на вопрос о войне с Чечней: что это было? Банальный мятеж против России или национально-освободительная борьба?» 31 августа 2016 года

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года. В 19 лет начал работать на телевидении. В 1975 году поступил во ВГИК, где за отличную учебу получил именную стипендию Эйзенштейна. Закончил учебу раньше срока из-за конфликта с администрацией института и руководством Госкино, которые обвиняли его в антисоветских настроениях. Начал работать в «Ленфильме», но его фильмы не допускали к прокату. Большинство из них вышли после перестройки, при этом удостоились множества премий — в частности, он является лауреатом Государственной премии России, заслуженным деятелем искусств России, народным артистом России, а также обладателем премии имени Тарковского. Также Сокуров неоднократно отмечался международными наградами: он является обладателем «Золотого льва», приза FIPRESCI на МКФ в Каннах, неоднократно номинировался на «Золотую пальмовую ветвь»​. В фильмографии режиссера десятки картин, среди которых «Одинокий голос человека», «Мать и сын», «Русский ковчег», «Фауст» и другие.

«Кроме общих экономических проблем, о которых я говорил на заседании советов, есть еще и политические, и они очень серьезные. Эти политические проблемы не позволяют создавать современное игровое и документальное кино на высоком содержательном уровне. Шаг влево, шаг вправо — угрозы, цензура, фильм не выпускается…» 7 декабря 2016 года

«Где эти политики с гуманитарным сознанием, когда они появятся? В России таких людей нет. Я их, по крайней мере, не вижу. Если бы меня спросили, кого надо разбудить, я бы сказал — Толстого, Томаса Манна. Разбудите хотя бы на короткое время Гёте, чтобы он на все это посмотрел, чтобы хоть одну фразу от него услышать, а потом пусть спит дальше. Не хватает людей такого масштаба, которые могли бы заглянуть в будущее!» 11 сентября 2015 года

«Мы понимаем прекрасно, что, во-первых, мы защищаем не кинематографиста Сенцова, а молодого человека, который совершал политические действия. Как режиссер он еще не состоялся. Сейчас его имя в политическом смысле много выше, чем его профессиональные и прочие умения. Мы прекрасно понимаем, что это абсолютно политическая коллизия и проблема одного звонка». 11 сентября 2015 года

«Я долгое время был за пределами России и вообще сейчас, наблюдая за собой, понимаю, что я все меньше и меньше слушаю «Эхо Москвы», я практически не смотрю «Дождь», хотя я подписан на него, и практически не читаю «Новую газету». И когда я попытался понять, почему это происходит со мной, я понял, что… Что эти мои удивительные уважаемые сограждане отстали от поезда — они не знают, каким способом формировать свою политическую тактику и стратегию». 22 сентября 2015 года

«С каждым днем я понимаю, насколько грязное дело эта политика. Причем со всех сторон — нет ни одного чистого стола, за которым сидят эти гигиеничные люди с чистыми салфетками и говорят о каких-то высоких вещах». 22 сентября 2015 года

«Лучшие из нас — наши великие гуманисты, сопротивленцы — диссиденты. Они положили начало борьбы с политическим лукавством. Они боролись за права человека, когда миллионы молчали. И это были молодые граждане. Именно эти люди привели к власти наших современных политиков и наших миллиардеров. Благодаря им получили свободу религиозные культы. Самоубийство — не ценить, не беречь молодых соотечественников». 10 февраля 2014 года, открытое письмо Владимиру Путину

«В нашей стране отсутствует работа над развитием идеи федерализма. Страна развивается, народ меняется, мир необратимо меняется... А наша федерация — как далекая скала. Национальные амбиции неизбежно будут меняться. Придется как-то с этим иметь дело. Мирным способом люди решать национальные проблемы пока не научились». 2 июня 2014 года

Политические высказывания деятелей культуры

«Проснулось непоротое поколение. Проснулось, очнулось и сообразило, что происходит. Кончилось терпение у истории, кончилось терпение в воздухе. Молодежь, которая обязана выйти на улицы, она-таки вышла».

Худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин на съезде СТД, 24 октября 2016 года:

«Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».

Режиссер Андрей Звягинцев в статье в газете «Коммерсантъ», 26 октября 2016 года:

«В нашей стране миллионы людей, каждый из которых выбирает себе профессию, долго учится, совершенствуется, чтобы стать мастером своего дела. Учителя знают, как преподавать, врачи — как лечить, художники — как творить. И вдруг появляются государственные мужи, которые начинают всех их учить и «лечить» заново. Кто же наградил их безупречной квалификацией сразу во всех видах человеческой деятельности? Когда, наконец, чиновники поймут, что их дело — организовывать и поддерживать труд людей, а не раздавать им свои «заказы»?

Режиссер и глава комитета по культуре в Госдуме Станислав Говорухин в интервью телеканалу «Россия 24», 17 ноября 2016 года:

«За эти 15 лет, конечно, уровень нравственности сильно упал в обществе, и все ограничители оказались сняты, потому что государство не имеет права вмешиваться. А мы не вмешиваемся, и это тоже очень плохо».

Режиссер Никита Михалков , 19 февраля 2016 года:

«Начиная с 2000 года и на протяжении всех последующих лет из выборов в выборы я голосую и выражаю свою поддержку конкретному человеку — Владимиру Владимировичу Путину. И я совершенно серьезно считаю, что если бы не было Путина, то не было бы страны».

«Я говорил в 2008 году, что вой-на с Украиной неизбежна. Но я в том же интервью сказал, что эта война случится, если сегодня — то есть в 2008 году — не начнется работа по ее предотвращению. Тут ничего феноменального нет. Нужно просто знать историю». 2 июня 2014 года

«Я не сомневаюсь — я об этом говорил и президенту, и на разных общественных собраниях, — что стране нужна серьезная реформа системы и реформа уголовного права, которая бы касалась форм и способов ограничения свободы для молодых людей. Я в этом уверен, и никто меня не сможет переубедить». ​3 июня 2014 года

«Никакой божественности нет в самом этом понятии — «власть», а есть живые люди, которые действуют на основании своих человеческих инстинктов и характеров. И Борис Николаевич Ельцин действовал на основании своего характера. И Путин действует, опираясь на свой характер. Именно характером определяются политические действия, а не мнимыми законами исторического развития. Власть всегда в руках людей, которые охвачены стихией собственного характера. Люди моральные, совестливые с трудом живут во власти, потому что мораль ставит им определенные ограничения. И как бы ни воспитывали будущего царя, все равно проблемы с народом и государством никуда не исчезали». Ноябрь 2013 года

Ничто так не развивает человека, как другой человек.

Александр Николаевич Сокуров

Все плохое во мне - от визуального влияния. Все лучшее во мне создано литературой.

Александр Николаевич Сокуров

«Молодой человек должен гордиться своей страной» - часто слышу это требование. Но в каком случае он будет гордиться своей страной?

Когда в стране будет справедливый суд.

Когда в стране будут красивые города, пусть не роскошные, но прибранные.

Когда в стране будут хорошие дороги.

Когда в стране не будет бедных.

Когда в стране люди будут честно разговаривать в школе, в институте, на работе, в телевизоре, друг с другом.

Когда в стране люди будут честно себя вести…

Вот тогда молодой человек будет гордиться… Впрочем, почему обязательно именно своей страной? Может быть, просто своим временем?

Александр Николаевич Сокуров

Образование утверждает: я все могу! А просвещение говорит: о нет, ты не все можешь, потому что ты не имеешь права на все.

Александр Николаевич Сокуров

Человек везде над чем-то властвует: над семьей, предприятием, районом, городом, страной… Вот задаешь себе вопрос: почему он принимает именно такое решение, а не другое? Всегда и везде я вижу, что причины этого - в его характере. Не в особенностях его профессии, не в его специальности. Мотивация всех поступков - она связана с характером человека.

Александр Николаевич Сокуров

Говорят: «Свобода не знает цены». Нет, свобода имеет цену. За свободу всегда кто-то платит. Все имеет цену свою.

Александр Николаевич Сокуров

Человека, видевшего что-то собственными глазами, - трудно убедить, что этого не было. Для него виденное - свершившийся факт. Кино в этом смысле - страшное оружие.