Что я знаю о древней истории алтая. История алтайского края

Как открывали Древний Алтай

Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет расти в течение долгих столетий, охватит потом всю Евразию, докатится мощным валом до Европы и спустя многие века получит звучное имя – Великое переселение народов. Но пока алтайцы даже не подозревают о том грандиозном событии…

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. Дорог еще не было. В поисках лучших земель и пастбищ для скота люди преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шел к своей славе Алтай… Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой . Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают все, как что-то дикое, пугающее. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно и когда появилось.

Алтайские горы

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались в горной своей стране по солнцу, читали карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках все: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая названий не было. Их всех называли одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О существовании других рек люди не догадывались.

Потом, когда начали познавать окружающий мир, это старинное имя решили сохранить за главной рекой Алтая – Катунью . А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия . И эти древние имена остались на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь .

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой . Специалистов здесь мало, чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого глубоких знаний по истории, по географии, по лингвистике, по этнографии. Он должен знать буквально все.

Эдуард Макарович Мурзаев (1908–1998).

Выдающийся географ и топонимист, он «оживил» географическую карту. И карта заговорила на тюркском языке

Крупнейшим топонимистом был Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, иными глазами посмотришь на географическую карту. Например, всем известное название Енисей способно поведать о многом, топонимика помогла раскрыть тайну звуков, скрытую в нем. В верховьях этой реки, как оказалось, самые древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ! – появились как раз здесь. Они и назвали реку – Анасу (Енисей), что означало «мать-река»…

С рекой, вернее, с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто, когда знаешь.

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера – Байкал. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – Бай-кёль . Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – «Лена». Хотя прежде была – Илин , то есть «восточная». Самая восточная река Древнего Алтая.

В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира. Катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность и мороз сберегли их.

Древний Алтай начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад, по необозримой евразийской степи – к Атлантике. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им отчим домом, ее назвали Дешт-и-Кипчак. Степь кипчаков, или Великая степь.

…Топонимика – наука удивительная. Она проявила древние традиции тюркского народа, потому что географическое название – это не просто название. Оно всегда имело и имеет глубокий смысл! У каждого народа был свой ритуал дачи имен. Тюрки, давая имена горам, вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора могла иметь два или три имени… Традиция возникла не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И – придумывали горам ложные имена (их и разрешалось произносить вслух).

Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились. Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

Река Обь, «бабушка-река»

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы очень красноречиво. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Никто толком не помнит, как появилось имя, что означало, но местные жители произносят его исправно. И злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной, на которой каждая снежинка есть душа умершего.

Как гора становилась священной? Теперь никто и не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть. Говорят, что о ней знают старики, но они молчат… Самой известной считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она – Центр мира (Меру), мировая гора. Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины – Борус , Хан-Тенгри , Кайласа … Все они были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние алтайцы. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта давняя традиция тоже не забылась.

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Глава четвертая. Как открывали Африку Путешествие во времени и пространстве По природным условиям Африку делят на ряд крупных районов. Отличаются они и по своей истории и по народам, населяющим эти области. Одним словом, я предлагаю вам предварительно совершить

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

2. Как и когда открывали хеттов Впервые о своем открытии восьми языков, использовавшихся хеттами, заявил в 1919 году Эмиль Форрер. А об индоевропейском происхождении самих хеттов сообщил в 1914-м, а в 1915 году опубликовал работу выдающийся чешский хеттолог Б. Грозный.Они

Из книги Царь грозной Руси автора

28. КАК АНГЛИЧАНЕ «ОТКРЫВАЛИ» РОССИЮ Протестантские учения становились знаменем самых разных политических сил. В Нидерландах кальвинизм пришелся по душе купцам, ростовщикам, предпринимателям - ну еще бы, если обогащение признавалось «богоугодным» делом. А во Франции

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай А тех уральских переселенцев, кто не терял связи с Алтаем, кто наведывался сюда, на свою древнюю Родину, наверное, потом назвали «тюрками». Как и самих алтайцев. Хотя, может быть, это утверждение и спорно.Когда гремела слава Аркаима, Синташта и

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

49. Как русские открывали Индию Под солнечным небом Рима жизнь была совсем не скучной. Это был один из величайших городов мира, его население достигало 200 тыс. человек. Застроен он был совершенно беспорядочно. В центре высился замок св. Ангела, папская крепость на случай

автора

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Алтайцы (алтай-кижилер) Образуя подразделение («сеок») в составе алтайцев, кыпчаки живут в долине реки Чарыш в Усть-Канском районе Республики Алтай. Подразделяются на отделы: аксу, дият, кодончи, котон, сары, сурас, тужат, шодон. По языку, физическому облику (более

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

Алтай, память веков Драгоценный желтый кварцит В 1961 г. в столице Горно-Алтайской автономной области происходила краеведческая конференция. Какое-то чутье привело нас к высокому холму над маленькой горной речкой Улалинкой, которая течет чуть ли не в самом центре г.

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Как европейцы открывали для себя Древний Египет Теперь вкратце напомним, как европейцы открывали для себя «Древний Египет». Это происходило, в основном, в XIX веке, уже после Наполеона, то есть после 1798 года. До того Египет был, по сути, закрыт для европейцев.Наиболее

автора Помозов Олег Алексеевич

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ГОРНЫЙ АЛТАЙ - ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ ЗЕМСКО-ОБЛАСТНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Джеронимо!» - с таким выкриком прыгают с самолета американские воздушные десантники. Своим происхождением традиция обязана вождю апачей Джеронимо (1829–1909), имя которого наводило на белых

Из книги День освобождения Сибири автора Помозов Олег Алексеевич

2. Горный Алтай в революции Спустя год после завершения судебного процесса по делу Чета Челпанова в Томске провёл свою первую персональную выставку малоизвестный ещё к тому времени алтайский художник по имени Григорий Гуркин. Именно этому человеку и его товарищам

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

1. История переселений на Алтай Разрешите начать со знакомства: Ваши имя, отчество и фамилия, дата и место рождения, национальность и вероисповедание.И для нас очень важна информация о ваших родителях, дедах, предках (фамилии по отцу и матери, место проживания, род

По свидетельствам археологов, впервые люди появились на территории Алтая около 1,5 млн лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях той эпохи – каменного века.

Около 200 тыс. лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулан, газель и винторогая антилопа. В конце IV – начале III тыс. до н.э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название афанасьевской – по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Афанасьевцыбыли первыми жителями Сибири, которые овладели техникой выплавки меди и изготовляли из нее различные изделия: орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

Культура так называемого скифско-сибирского мира сложилась в I тысячелетии до н.э., когда период бронзы сменился ранним железным веком. Основными занятиями населения Алтая того времени были скотоводство и войны. Причиной военных столкновений была постоянная борьба за захват лучших пастбищ и скота – главного богатства любого племени. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды назападе до Кузнецкого Ала-Тау на востоке и до Алтайских гор на юге. Скифское время на Алтае связано с пазырыкской археологической культурой. Курганы пазырыкского периода довольно многочисленны; встречаются как большие, так и малые курганы.

В VI в. н.э. было создано мощное объединение племен – Первый Тюркский каганат, ядром которого стали алтайские тюрки. Древние тюрки Алтая были создателями рунической письменности, существовавшей в VII–VIII вв. Это дошло до нас в виде петроглифов и писаниц – наскальных рисунков охрой и выбитого или графически прочерченного изображения на камне.

В IX в. Алтай населяли различные тюрко-телеские племена, главенствующее положение среди которых принадлежало кыпчакам – предкам половцев, впервые описанным в «Слове о полку Игореве». Этот конгломерат племен (енисейские кыргызы, команы, кимаки и др.) просуществовал достаточно долго.

В 1207 г. Алтай был присоединен к улусу старшего сына Чингизхана Джучи, а затем вошел в состав Золотой Орды.

С конца XVI в. население Алтая все более тесно сближается с племенами западных монголов – ойратов, своих непосредственных соседей. В 1635 г. ойраты объединились в единое обширное государство – Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии на вассальных началах.

Во второй половине XVII в. началось заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая. Среди первых русских людей, пришедших на Алтай, было много приверженцев старой веры – старообрядцев. В горах они искали свое Беловодье. По преданию, Беловодье – легендарная страна свободы, справедливости и «древнего благочестия». Там не было крепостной зависимости, имелись свободные земли для проживания и ведения хозяйства. Беловодье считалось убежищем от воцарившегося в мире антихриста. Одним из реальных ее прообразов считается Горный Алтай.

В начале XVIII в. для защиты от Джунгарского ханства сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. Территория Алтайского края входила в состав Сибирской губернии (1708–1779), Колыванской области (1779–1783), Колыванской губернии (1783–1796), Тобольской губернии (1796–1804) и Томской губернии (1804–1917).

Активное развитие на Алтае получили добывающая и металлургическая отрасли промышленности. В первой половине XVIII в. Акинфием Никитичем Демидовым (из рода Демидовых) построены Колывано-Воскресенский (1729 г.) и Барнаульский (1744 г.) медеплавильные заводы. По указам от 1(12) и 12(23) мая 1747 г. земли по рекам Иртыш и Обь вместе с заводами и рудниками поступили в управление царского Кабинета, находящегося в Петербурге. Из них образован Колывано-Воскресенский (с 1834 г. Алтайский) горный округ, а с 1896 г. – Алтайский округ с центром в Барнауле. В начале XIX в. алтайские заводы занимали первое место в Российской империи по выпуску серебра, второе – меди, третье – золота. Во второй половине XIX в. горная промышленность вступила в полосу кризиса, при этом активно развивалась добыча золота частными владельцами: на 70 приисках добывалось до 100 пудов золота ежегодно. Основой экономики Алтая в этот период стало сельское хозяйство. Выращивались пшеница, овес, рожь, картофель. Значительное развитие получило пчеловодство, в начале XX в. – молочное животноводство и маслоделие.

Во второй половине XIX – начале XX вв. Алтай являлся одним из основных районов переселения крестьян из центральных губерний России. Особенно значительных масштабов переселенческое движение достигло в годы столыпинской аграрной реформы. В 1897 г. население Алтайского округа составляло 1,3 млн человек, в 1916 г. – 2,6 млн человек. В конце XIX в. по Алтаю прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 г. построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск.

В 1917 г. решением Временного правительства из состава Томской губернии выделена Алтайская губерния.

С февраля 1918 г. в Алтайской губернии началась национализация собственности. Декретом СНК было узаконено прямое изъятие продуктов. Доверие этим самым к советской власти было подорвано. К концу лета 1918 г. вся территория Алтая контролировалась колчаковцами, но в декабре 1919 г. окончательно установлена советская власть.

В 20–30-е годы прошлого столетия Алтай по-прежнему оставался сельскохозяйственным районом.

Алтайский край является крупным индустриально-аграрным регионом России, расположенным в южной части Западной Сибири. Площадь территории края составляет 168,0 тыс. кв. км. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., по Алтайскому краю население насчитывает 2419,4 тыс. человек. На территории края расположено 1562 населенных пункта, 12 городов и ЗАТО Сибирский. Административный центр края – г. Барнаул является крупным портовым городом на берегу Оби, а также крупным железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали. Через Алтай проходит стратегически важный автомобильный [Чуйский] тракт, соединяющий Монголию с Россией.

Н. И. Разгон

Литература

  • *О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край: Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 г. // Собрание законов СССР. 1937. № 66. Ст. 302.
  • То же // Известия. 1937. 29 сент.
  • То же // 60 лет Алтайскому краю: юбилейн. стат. сб. Барнаул, 1997. С. 5.
  • Административно -территориальное деление Сибири (август 1920 г. – июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. – сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.) : справочник / Арх. отд. Новосиб. облисполкома, Гос. архив Новосиб. обл. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 220 с.
  • Справочник административно-территориальных изменений на Алтае. 1917–1980 / Исполнит. комитет Алт. краев. Совета нар. депутатов, Арх. отд., Гос. архив Алт. края. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. 359 с.
  • Мальцев, С. Г. Изменения в административно-территориальном делении Алтайского края за 50 лет // Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края: тез. докл. к науч.-практ. конф. Барнаул, 1987. С. 104–106.
  • Административно -территориальные изменения Алтайского края за 1939–1991 гг. : в 2-х ч. / Госкомстат Рос. Федерации; Алт. краев. упр. статистики. Барнаул, 1992. 435 с.
  • Административно- территориальное устройство Алтая / Е. М. Борблик и др. // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 1. С. 169–175.
  • Разгон, Н. И. Административно-территориальные изменения на Алтае в 1917–1997 гг. // Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Отдел специальной документации: путеводитель. М., 2001. С. 769–780. Библиогр.: с. 779–780 (18 назв.).
  • Справочник административно-территориальных изменений в Алтайском крае. 1981–2001 / Администрация Алт. края, Упр. арх. дела администрации Алт. края. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комбинат», 2002. 339 с.
  • Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX века / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М. : Наука, 2004. 600 с.
  • Бородаев, В. Б. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья (от античности до начала XXI века) / В. Б. Бородаев, А. В. Контев. Изд. 2-е, испр. и доп. Барнаул: Азбука, 2007.С. 150–187: карт.
  • Деловой мир Сибири [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionalcom.ru/
  • Старинные карты Российской Империи с XVII по XXI вв. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raremaps.ru/
  • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ak.gks.ru/
  • Усягин, А. В. Борьба централизации и децентрализации в системе управления 1930–1960-х гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.terrus.ru/mono/r3/3.5.1.shtml Опубликовано: Алтайский край. 2012 г. : календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 94–96.

Алтай называют «Колыбелью мира», считая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля до сих пор хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков стремительно «шагающих» лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н.э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные изображения, до сих пор до конца непонятно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов, но и выбор персонажей.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые смогли создать на отвесной и труднодоступной поверхности далекие предки. Но главной загадкой остается смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших «испытать себя», так и многочисленных исследователей. Его главную загадку мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак при раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не походили на монголоидные; облик, скорее, напоминал европейский. Талию «Принцессы Укока» украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей «тайну бессмертия».

На теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки в виде оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку «ротык», и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабнее изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н.э. Возможно, она была ворожеей или целительницей, однако, кем на самом деле являлась «Алтайская принцесса» и как ее звали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие тайны. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст создания геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время предполагали, что они появились полторы-две тысячи лет назад, но новейшие исследования позволили предположить, что время их создания – III-II века до н.э. Ученые пытаются также понять, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», «идея» древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо именуют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются подкрепить свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая – выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, вероятно, камни были специально доставлены из других мест, - сравнение их структуры показало, что материал не встречается в расположенных поблизости горах. По легенде, валуны были привезены древними скифами из местности, удаленной на 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н.э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их «как будто затягивало в воронку». Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его «магической силе» гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом объекте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М.Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека», и эволюционировал независимым, как оказалось, тупиковым путем.
Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи «Уч Сумер» с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о неразрывной связи Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами единой энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? – поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи - каменного века.

В конце VI - начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» - по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.

В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.

С конца III века - начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну - предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.

С конца XVI века население Алтая тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство - Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии.

XVII-XVIII века

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине XVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Бикатунская (1718), Белоярская (1717) и Бийская (1718) крепости.

С целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.

Для разведки, Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал - Колывано-Воскресенский завод.

Параллельно с медным производством, началась и выплавка серебра. Итогом деятельности Акинфия Демидова и его приказчиков на Алтае было создание здесь феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых.

Слухи о выплавке Демидовым серебра дошли до Петербурга, и императрица Елизавета Петровна 1 мая 1747 года издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей.

За первые пять лет (с 1747 по 1752 годы) на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра и более 20 пудов золота, что оценивалось в 150 тысяч рублей. Из алтайского серебра была изготовлена Рака Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.

Образовавшийся ко 2-й половине XVIII века Алтайский горный округ - это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. км² и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.

XIX век

В первой половине XIX века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе - меди, третье - золота. Он превратился во второй после Урала промышленный район на востоке страны. Государственный деятель, реформатор и сибирский губернатор М. М. Сперанский в 20-х годах XIX века побывал на Алтае и пришел к заключению: «Край сей сама природа предназначила к сильному населению и к самым богатым произведениям земледелия, торговли и промышленности. Но сих последних при настоящем устройстве ожидать невозможно». Он считал целесообразным заменить крепостных рабочих и приписных крестьян наемными работниками и привлечь на земли Алтая переселенцев. Но царский Кабинет долгие десятилетия не соглашался и на малые уступки, могущие пошатнуть его монопольное положение.

И после реформ 60-70-х годов XIX века феодальные пережитки на Алтае сохранялись в большей степени, чем в центре страны и других районах Сибири. Неприкосновенной осталась принадлежность горного округа царям, и это определило многие особенности развития Алтая в пореформенный период.

Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 70-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты.

В частной промышленности пореформенного Алтая наибольшее развитие получила добыча золота. Частная обрабатывающая промышленность была представлена мукомольными и крупчатыми мельницами, винокуренными заводами, пимокатными и овчинно-шубными мастерскими.

В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии

XX век

Предреволюционный период

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале XX века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

Революция и гражданская война

В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. События 1917 года привели к установлению на Алтае советской власти. В 1918 году Барнаул был захвачен белогвардейцами, красногвардейцы были вынуждены перейти к партизанской борьбе. Зиминское восстание в августе 1919 г. положило начало массовому партизанскому движению в крае. Вскоре на Алтае уже действовала целая партизанская армия Е. М. Мамонтова и И. В. Громова, в которой насчитывалось около 15 тысяч человек. В районах, контролируемых повстанцами, была восстановлена Советская власть. В концу 1919 года белые в Западной Сибири были разбиты.

Межвоенный период

С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр - город Барнаул).

На протяжении 20-х годов Алтай оставался аграрным регионом и поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 30-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств. НЭП к этому времени уже не существовал.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 20-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат. В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске - сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе - мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 30-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Великая Отечественная война

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов.

Послевоенное время

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края превышали общесоюзные. К началу 60-х годов на Алтае производилось более 80 % тракторных плугов, свыше 30 % грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для Алтая оставалась зерновая проблема. В октябре 1953 года руководивший Алтайским краем с 1943 года Н. И. Беляев подал на имя 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва записку, в которой сообщалось, о необходимости поставить на службу народному хозяйству плодородные земли Западной и Восточной Сибири, которые не используются должным образом. На состоявшемся в феврале-марте 1954 года пленуме ЦК КПСС советский лидер выступил с целинной программой уже от своего имени. (хотя позднее, на встрече с редакторами центральных газет, признал, что автором идеи был Беляев).

Получив одобрение своих предложений, Беляев потребовал от края повысить задание по подъёму целины. По его инициативе на состоявшейся в январе 1954 года VII краевой партийной конференции было принято решение расширить в 1954-1955 годах площадь посева яровой пшеницы на 2 млн га (вместо 1 млн 200 тыс. га по ранее заявленным предложениям). Реализация задач по распашке целины потребовала большого количества сельскохозяйственной техники. За первый год целинной кампании количество тракторов в МТС Алтайского края увеличилось с 29,6 до 44,3 тысяч штук. Для обеспечения резко возросшего количества сельскохозяйственной техники квалифицированными кадрами в хозяйства целинных районов из других регионов страны было призвано большое количество молодёжи и комсомольцев. Благодаря настойчивости и энергичности Беляева, державшего партийных работников в постоянном напряжении, за 7 лет в Алтайском крае было поднято 2.789,2 га целины и залежей, из которых в первые два года - 87,9 %. Однако наряду с плодородной целиной, в первые два года кампании под давлением партийных органов хозяйствами были распаханы большие массивы земель, малопригодных для выращивания зерновых культур. В 1955 году подобные угодья были выведены из состава пашни, но в последующие годы их снова распахивали и забрасывали, в результате чего отчётные цифры освоения целинных земель не соответствовали реальности.

Усилившиеся в конце 1950-х - начале 1960-х годов эрозия целинных почв и эпидемия сорняков, ставшие следствием ошибочных подходов к агротехнике целинного земледелия, значительно понизили производительность полей. В 1959-1963 годах среднегодовое количество зерна, сдаваемое государству колхозами и совхозами, снизилось относительно показателей 1954-1958 годов на 36 %.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

После распада СССР

После распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства. Основываясь на законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года многие работники бывших совхозов и колхоов стали делить бывшую колхозно-совхозную землю на доли, а имущество - на паи, и создавать фермерские хозяйства. Постановление правительства России «О практике реорганизации колхозов и совхозов», вышедшее в 1992 году, привело к скачкообразному росту количества фермерских хозяйств: за 1991-1995 годы число фермерских хозяйств в Алтайском крае увеличилось с 99 до 6.806. Однако к середине 1990-х годов интерес к фермерам со стороны государства резко снизился, и условия для развития фермерских хозяйств стали ухудшаться. Правительство практически отказалось от выполнения Федеральной программы поддержки фермерства. В этих условиях фермеры оказались в критическом положении, и число прекративших свою деятельность фермерских хозяйств стало ежегодно превышать число вновь образующихся, в результате чего в 1999 году в Алтайском крае осталось 5.957 фермерских хозяйств. Однако из-за уменьшения количества желающих стать фермерами вновь создаваемым хозяйствам предоставлялись более крупные наделы, поэтому средний размер земельного участка вырос со 113 га в 1995 году до 156 га в 1999 году. К концу 1990-х годов Алтайский край входил в первую десятку регионов России по численности фермерских хозяйств, а по площади сельскохозяйственных угодий в одном хозяйстве - в первую шестёрку.





Алтай – прекрасный удивительный и уникальный географический регион, расположенный на стыке Северной и Центральной Азии. Феноменальное сочетание разнообразных ландшафтно-климатических зон, богатейший растительный и животный мир, огромные запасы минеральных и природных ресурсов. Это место взаимопроникновения великих культур: индийской, скифской, тюркской, китайской, русской. Перекрёсток древних торговых, культурных, миграционных путей, место миграции народов.

Самым красивым регионом Азии (жемчужиной) назвал этот край выдающийся художник, поэт, путешественник и мыслитель Н.К. Рерих. Он сравнивал Алтай с огромным котлом, в котором зарождались и умирали, сменяя друг друга, десятки цивилизаций и народов. Его выводы подтверждает Л.Н. Гумилёв утверждая, что здесь, на перекрёстке древнейших миграционных и торговых путей, возникали мощные племенные союзы, царства и целые империи, влиявшие на исторические судьбы всей Евразии. По всему Степному и Горному Алтаю разбросаны десятки мест, священных для местных древних народов. Плато Укок и урочища Пазырык, Сентелек и мн.др. Ещё древние тюрки называли такие районы «пупами Алтая», поскольку именно здесь таился сакральный смысл неразрывности бытия, смысл их связи с прошлым и настоящим миром. Находящийся в самом сердце Евразии, Алтай действительно раскинулся «на перекрёстке» географии и истории древнейших цивилизаций континента, на пересечении направлений глобальных миграционных процессов. Именно поэтому для современных учёных-исследователей российских и зарубежных археологов, этнографов Алтай – настоящая земля обетованная, куда стремятся провести полевой сезон многие профессионалы мирового уровня, исследуя пещеры, наскальные рисунки, скифские курганы, поселения, стоянки и другие виды археологических памятников.

Алтай находился на перекрестке миграционных путей между Европой и Азией, что отразилось на его истории. На территории Алтая можно обнаружить памятники множества различных археологических культур от каменного до железного века. В последнее время количество значимых для науки открытий, совершённых в окрестностях Алтая, перевалило за десяток. Это теперь уже всемирно известная «ледяная принцесса» - мумия молодой скифской женщины, обнаруженная на плато Укок в вечномерзлотном кургане с богатым и прекрасно сохранившимся в естественном ледяном холодильнике погребальным инвентарём. Комплекс из сотен наскальных рисунков-петроглифов, древнейшие из которых датируются 8 тысячелетием до Рождества Христова, расположенный в урочище Калбак-Таш, впечатляющий своими загадочными каменными стелами культовый и погребальный комплекс Сентелека, относящийся к X-VIII векам до нашей эры, Улалинская стоянка с уникальными находками каменного века. Древнейшее в Северной Азии погребение шамана в Тыткескеньской пещере на Катуни, датируемое серединой V тысячелетия до н.э. Всё это далеко не полный перечень сенсационных находок, вызвавших интерес и даже ажиотаж в мировых археологических центрах.

Однако самыми фундаментальными и принципиально значимыми стали результаты исследований, которые вот уже на протяжении двадцати лет ведутся в Северо-Западном Алтае сотрудниками сектора палеолита новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии Наук. Эпицентром этого поистине информационного взрыва, множества феноменальных открытий в области древнейшей истории человечества Евразии стала Денисова пещера, где с середины 80-х гг. прошлого века базируется Алтайский палеолитический отряд института. Во время раскопок Денисовой пещеры, что находится в 4 км. от д. Черный Ануй на самой границе Алтайского края и Республики Алтай, археологи выявили несколько десятков культурных слоев, в которых было обнаружено такое количество изделий из кости, датируемых около 40 тыс. лет назад, как на всех палеолитических местонахождениях Европы этого времени, вместе взятых, утверждает академик А.П. Деревянко. Более того, был найден и фрагмент каменного браслета, при изготовлении которого древний мастер использовал шлифование, полировку, сверление, то есть все те технологические приемы, которые, как считалось ранее, стали применяться только 10-15 тысяч лет назад. В 2008 году среди черепков и обломков каменных орудий археологи нашли и останки древнего человека – одну фалангу пальца. Для анализов фрагмент фаланги был передан для исследования в Институт эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге. И академический мир вздрогнул: как выяснилось, этот палец принадлежал девочке возрастом пяти-семи лет, которая, в свою очередь принадлежала к ранее неизвестному виду человека. Неофициально этот вид уже назвали Homo altaiensis, то есть «человек алтайский». Исследования показали, что структура ДНК девочки имеет 385 отличий от нашей, в то время как с неандертальцами нас разделяют только 202 «пункта» в ДНК. То есть в то время на нашей планете одновременно обитали сразу три вида первобытного человека: неандертальцы, кроманьонцы и «алтайцы». До недавнего времени антропологи и археологи были уверены в том, что непосредственный, прямой предок современных людей – кроманьонец, впервые появляется в Европе эпохи позднего палеолита не ранее 40-35 тысяч лет до н.э. и лишь позднее мигрирует в восточном направлении. В тот постулат опять врывается Денисова пещера, где недавно были обнаружены костные останки этого раннего Homo sapiens sapiens, датируемые, по меньшей мере, 50-45 тыс. до н.э. Более того, в этих же слоях обнаружено множество костяных орудий и украшений, древнейших в Северной Азии.

Таким образом, все эти археологические факты свидетельствуют о серьёзной роли Алтая как центра пересечения древних миграционных путей. Именно здесь зародилась гуннская держава, а продвижение этого народа дало толчок к началу эпохи «Великого переселения народов». Горы Алтая – родина Древнетюркской, а затем и Монгольской державы. Алтайский регион является одновременно важнейшим историческим центром кочевых культур Великой Степи между Тураном и Монголией, местом встречи лесных культур сибирских народов, местом стыка пустынных, степных, лесных и горных природных условий, а также местом, исторически связанным с древними земледельческими и духовными центрами Средней Азии, Тибета и Северного Китая. Всё это говорит о серьёзной роли Алтая как региона в формировании общемировой культуры. Алтай, место, где соседствуют «вчера» и «завтра», и жизнь третьего тысячелетия течет в двух шагах от первозданной природы.

Приглашаем всех для объединения усилий и проведения совместных научно-исследовательских экспедиций!