Что обозначает ханжа. Ханжество — значение слова и кто это такой ханжа

Ханжество как качество личности — склонность к обману, к сознательной маскировке собственных неблаговидных поступков под заботу о нравственности и добродетели .

Стал волк проповедовать христианство, наставлять других «на путь истинный», ходит и говорит всем: «Простите, благословите». Идет мимо заяц, он ему: «Здравствуй заяц», тот: «Здравствуй Волк». «Ну, ты меня прости Заяц, я был не прав». «Бог тебя простит, Волк». Идет дальше навстречу ему гусь: «Ну, ты меня прости Гусь, я может быть когда-нибудь был не прав, родственников твоих обижал и еще что-то». Гусь ему: «Шшш». Волк в ответ: «Гусь, ну ты не гневайся. Гнев — плохой советчик. Я к тебе с миром пришел, прости меня, я теперь другим стал, я теперь христианин». А гусь опять «Шшш». Волк взял его и съел. Ему говорят: « Волк, ты же христианином стал», а тот: «А что он на святого шипит?»

Волк в «овечьей шкуре» добродетели притворяется миссионером христианства, будучи от него бесконечно далек. За мнимой религиозностью скрывается его кровожадная сущность. Так и человека можно назвать ханжой, когда его внешняя нравственная и добродетельная позиция не соответствует его внутреннему содержанию. Ханжа на сцене жизни выступает в образе благочестия, бурно проявляет недовольство относительно поведения и мнения других людей, «неправильных» с его точки зрения. Бескорыстно радеть о нравственности и добродетели – так ханжество объясняет свое предназначение, одновременно скрывая корыстолюбие собственных побуждений и мотивов.

Ханжество – это двойные стандарты и двойная мораль в отношении себя и непомерно высокие требования к окружающим. Ханжа – это человек, живущий недействительной жизнью, он священнослужитель лжи. Алгоритм ханжества следующий: декларируется добродетель, в которой слушатель без труда должен узнать ханжу, затем выдвигается требование: «А вам слабо?». Естественно, что ханжество не собирается, да и не может продемонстрировать это на личном примере. Если люди воспротивятся его воли, ханжество бросает на них «обидку».

Во всей зияющей пропасти в ханжестве проявляется контраст между формой и содержанием, словом и делом. Утверждение: «Сущность является. Явление существенно» для ханжества теряет всякий смысл, ибо его суть состоит в маскировке сущности за нужным ему явлением. Вот и является ханжество в образе благочестия, бескорыстия, искренности, не стесняясь подчеркивать свою прямую причастность к этим положительным качествам личности. Основной инструментарий ханжества — морализаторство, демонстративность поведения, обильное использование оценочных суждений, ложь, софистика и демагогия. Активно привлекая в арсенал своих речей сложные понятия «справедливость», «гуманизм», «равенство», «честность», «благородство», «толерантность», ханжество легко приписывает их себе и отрицает у других. Всякие попытки проверить достоверность излагаемого ханжой морализаторства, вызывают наигранный гнев и бутафорское негодование и возмущение. Поэтому вести полемику с ханжеством в мире слов бесперспективно, оно «заплюет» вас софистикой, демагогией и прилюдно выставит «Фомой Неверующим», невеждой и глупцом. Только неоспоримыми, изобличающими фактами можно прижать ханжество к стенке.

Отличительная особенность ханжества в желании всем навязывать свое мнение, всех наставлять, поучать и давить. Все должны соответствовать тому лживому образу, в который обрядилось ханжество. «Стань таким, как я хочу», — требует оно. Само ханжество не желает и не способно стать таким, как хочет от других людей. Оно уже поучает других с позиции образца добродетели и благочестия. Эта особенность отличает ханжество от лицемерия. Лицемер носит маску, выставляет себя в выгодном свете, но никому ничего не навязывает.

Ханжество может проявляться в бессознательной (неосознанной) и сознательной формах. Сознательное ханжество – это маскировочный наряд высокоморальной личности, в который обрядилась лицемерная особь, агрессивно настроенная на морализаторство. Неосознанное, бессознательное ханжество – это форма самообмана с бессознательным желанием скрыть свои тайные качества личности, чтобы не потерять доверие и уважение окружающих. Шекспир писал: «И крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть». Бывшие женщины легкого поведения становятся ханжами, а бывший кутила и мот становится поборником бережливости. Мольер верно подметил: «Терять поклонников кокеткам тяжело, И чтобы вновь привлечь внимание, с годами Они становятся завзятыми ханжами. Их страсть - судить людей. И как суров их суд! Нет, милосердия они не признают. На совести чужой выискивают пятна, Но не из добрых чувств - из зависти, понятно. Злит этих праведниц: зачем доступны нам Те радости, что им уже не по зубам?»

Ханжество обожает демонстративно покаяться. Спектакль с покаянием предоставляет ему прекрасную возможность «пустить пыль в глаза» окружающим своей мнимой демократичностью, бескорыстностью и беспристрастностью. При этом для покаяния выбираются такие поступки, которые большей частью «публики» воспринимаются больше как достоинство, чем недостатки. Когда Берлускони на восьмом десятке кается в своем недружественном поведении с женщинами, это только добавляет баллы к его рейтингу. Свои прегрешения ханжество выставляет в контексте «ничто человеческое мне не чуждо», то есть как общечеловеческие слабости и снисходительно прощает себя. «Грешок для ханжи – соль жизни», — писал Оноре де Бальзак. Показательно продемонстрировав свои маленькие «недостатки», ханжество тут же берет инициативу в свои руки, начиная привычную практику навязывания другим своих дутых достоинств.

В каждый простейший жест, слово, мысль и действие ханжество вкладывает скрытый смысл и возвышенные мотивы. Для него не существует непроизвольных движений и действий. Простое покашливание, моргание или чих, по разумению ханжества, обязаны нести смысловую нагрузку. Прочь импровизации и непосредственность! Да здравствует театральность, вычурность и наигранность!

Ханжеству противоестественна прямолинейность. Оно никогда не скажет прямо о своем намерении. Речь строится таким образом, чтобы другая сторона сама изъявила желание сделать то, что так ему необходимо, при этом бы считала, что это само пришло ей в голову. Ханжеству остается лишь слегка покапризничать, помяться и снисходительно согласиться получить желаемое. После таких манипуляций остается видимость, что не оно вам обязано, а вы ему. Когда услуга будет оказана, ханжа представит все в таком виде, словно все свершилось само собой.

Особый вред ханжества состоит в навязывании обществу и отдельным людям идеализаций. Свои бредовые идеи об очередной справедливости, равенстве и братстве оно стремится сделать законом, общественным предписанием и нормой поведения. Отождествив себя с утопическим образом благочестия, нравственного идеала, ханжество с неподдельным энтузиазмом вторгается в чужие жизни с криком «Нельзя!» Лишь из милосердия и благонравия ханжество соглашается терпеть непонимание его высоких моральных устремлений и замыслов. Но его терпимость лишь видимость, время используется на подготовку новой атаки для воцарения нравственных идеалов.

Петр Ковалев 2013 год

Ханжество – это одна из форм лицемерия, подразумевающая изображение благочестия или набожности, показное стремление человека придерживаться определенных норм и требование соблюдения их от других людей. При этом сам ханжа часто не соблюдает то, что декларирует вслух, он склонен применять двойные стандарты или использовать напускное благочестие как способ оправдания своего несоответствия перед публикой.

Значение слова ханжество близко по своему восприятию к двуличности, неискренности, лицемерию, однако не является синонимами данных понятий. Основными чертами для ханжи является демонстративность поведения и высказываемых идей, чрезмерная эмоциональная насыщенность при позиционировании своей создаваемой сущности и ее отличия от заявленных добродетелей. Ханжа настолько сильно обычно цепляется за свой образ, что отрицание любых аморальных черт собственной личности становится главной задачей, в связи с чем собственные теневые стороны не признаются совершенно.

Появление термина тесно связано с религией, где поощрение низких и недостойных желаний человека преследовалось церковью, поэтому многие выбирали тактику порицания подобных проявлений, чтобы не попасть в немилость. В итоге люди оставались между двумя крайностями – их причисляли либо к грешникам, либо к ханжам. Ни один из вариантов не является оптимальным, поскольку оба замыкают естественные проявления человека.

Что такое ханжество

Характеристика ханжи включает особый набор характерологических особенностей и убеждений, проявляющийся на сознательном или неосознанном уровне. В случае осознавания человек намеренно использует маску благочестия, позволяющую критиковать других или оставить свою репутацию не задетой, а то же время подобная позиция дает множество манипулятивных возможностей относительно поведения других. Сознательный аспект ханжества часто давит на чувство стыда или вины у окружающих и, пытаясь избавиться от непереносимых эмоций, человек делает, то к чему склоняет своими проповедями ханжа.

Неосознанное ханжество строится на самообмане, а возможно и психологической травме, основной смысл которой сводится к запрету быть собой. Признание своих теневых сторон, недостатков, несоответствия нормам, возлагающимся церковью или семьей, могут быть доступны не каждому. На сознательном уровне человек декларирует истины о добре, а на факте в деятельности совершает противоположное.

Любой вид ханжеского поведения не терпит проверки и относится к этому довольно агрессивно – человек не может допустить того, чтобы в его благочестии засомневались окружающие, а тем более изменили его модель самовосприятия. Но вместе с тем ханжи способны на демонстративные покаяния, разоблачения своих плохих поступков, что в итоге создает им только более святой имидж. Они не выбирают для оглашения и раскаяния какие-то тяжелые вещи, способные действительно повредить их репутации, но вот в мелочах раскаиваются с такой силой, будто кроме этого греха ничего и нет, чтобы они сделали преступного.

Психологически данная характерологическая черта возникла, как защитная психологическая реакция, чтобы как-то противостоять морально-этическим нормам социума. Чаще все мы имеем те или иные недостатки, а вот идеальное выполнение всех морально-этических требований ведет к психопатологии. Чтобы не допустить тяжелых расстройств, психика использует ханжество в качестве защиты, чтобы можно было продолжить дальнейшее существование.

Возникает данная черта только в случаях, когда человек сам переступил общий или свой личный закон, тогда чтобы избежать собственного порицания может включиться порицание других. Самыми ярыми проповедниками становятся бывшие преступники, а самыми благочестиво-ханжескими дамами те, кто ранее вел достаточно половой распущенный образ жизни.

Ханжество это всегда про несоответствие слов делу, формы содержанию, видимого поведения невидимым мотивам. Морали у данного человека нет, в зависимости от ситуации он будет проявлять себя различным образом. Ханжи стремятся навязать свое благочестивое мнение, используя директивные и жестокие приемы, а цель всего этого – обезопасить себя. Если никто не будет ходить в публичный дом, то и не будет унижающего столкновения со знакомыми, если все будут воспитаны в рамках отсутствия воровства, то никто не подумает, что из общего бюджета другие забирают себе в карман.

Навязанные идеализации не губительны для самого ханжи, ведь он не живет по данным принципам, но они могут стать губительными для общества, а особенно детской психики, формируемой в таких условиях. Невозможность принять свои недостатки, постоянное осуждение и постановка невыполнимых условий делает жертву ханжи вечно должным, несчастным, неправым – от таких переживаний спустя короткое время рушится самооценка, а потом и вся личность.

Проблема ханжества

Проблематика ханжества более остро рассматривалась еще столетие назад, а сейчас с повышением свобод и общей толерантности общества отходит постепенно в прошлое. Однако ее влияние оказывается довольно существенным, и некоторые моменты передаются людьми в качестве семейных сценариев, церкви продолжают держать прежний уклад, а бабушки и учителя пенсионного возраста продолжают травмировать молодую психику ханжескими замечаниями.

Именно ракурс проблемности был выбран для этого поведения, поскольку оно рождает недоверие и подозрительность со стороны окружающих, рушатся возможные социальные связи. Причем кроме вопроса доверия, что возможно решать на индивидуальном уровне, существует еще и проблематика манипулирования ханжами другими людьми – что ставит это качество в ряд пороков на общественном уровне.

Являясь моральным формализмом в своей крайней из точек развития, ханжество способно уничтожить все ценностные и моральные устои человечества. Все большее количество заковывает человека в невозможность естественных, творческих проявлений, оставляет только один путь действия – предписанный ханжами. Но нельзя сказать, что их манипулятивное воздействие и декларирование благородных принципов приведет к увеличению процента человечности и толерантности. Наоборот, отсутствие внутренней чувствительности, понимания, прощения, а также жизнь по двойным стандартам в итоге приведет к краху.

Решение кроется в ослаблении влияния различных институтов морали (церкви, учебные заведения, духовные наставники) и замена концепции жестокого покарания за непослушание возможностью искупить свои недостатки, получить помощь в решении проблем. На уровне семьи необходимо создавать доверительные отношения и первоначально разбираться с причинами, приведшим человека к такому поступку или такому состоянию, а лишь потом рассказывать о принятых и допустимых нормах.

Чем отличается ханжество от лицемерия

Ханжество и хоть и считаются местами созвучными понятиями, не являются тождественными. Так ханжество представляет собой лишь часть, одно из направлений разнообразных форм лицемерного поведения.

Общее у данных понятий то, что мысли человека не сходятся с его поведением, у моральных ценностей есть два дна и несколько смыслов, то есть то, как человек оценивает свою жизнь, и жизнь других может в корне отличаться. Лицемерие – это чаще всего намеренная неискренность и скрытность, имеющая под собой практичные , личную выгоду или избегание неудач. Лицемер будет притворяться ради выгоды или собственного удовлетворения, но методы для данного маневра могут использоваться разнообразные. Ханжество же всегда ограничено моралью и благожелательностью, то есть любое поведение может прикрываться самыми разными благими намерениями и добродушием.

Лицемер не ждет от людей высоких нравственных поступков или того, что все остальные будут безоговорочно верить его двуличию – он разочарован в себе и будет разочарован в окружающих. Ханжа же будет проявлять к своим близким и просто знакомым изначально завышенные требования, более того, он может требовать соблюдения определенных норм от совершенно незнакомых людей и искренне удивляться, почему другие могут не соответствовать предписаниям тех морально-этических критериев, которые он пропагандирует.

Лицемер будет проявлять свое двуличие во всем, что касается выгоды, а вот ханжа будет таковым исключительно в моментах, касающихся лично его внутренней картины правильности. В случае с ханжой скорее будут преследоваться личные цели, такие как восстановление своей репутации, путем порицания других, разотождествление с собственными негативными проявлениями, манипуляция окружающими. Лицемеры всегда преследуют выгоду – завоевание хорошего расположения с целью получения прерогатив, предательство ради должности, материальное обеспечение

Ханжество - это качество личности, характеризуемое как показная демонстрация набожности и благочестия на фоне замаскированных собственных неблаговидных поступков, неверности своим идеям, выраженной явно или тайно. В ханжестве максимально проявляется контраст между содержанием и формой , между словом и делом.

Характеристика ханжи

Основные черты ханжества:

  • двойная мораль и двойные стандарты;
  • чрезмерно завышенные требования к окружающим.

Ханжа любит всех поучать и давить , настаивая на своем мнении. При этом его добродетельная и нравственная позиция абсолютно не соответствует собственному внутреннему содержанию.

Являясь в образе бескорыстия, искренности и благочестия, используются основные инструментарии: морализация, оценочные суждения, демагогия, софистика, ложь. Активно привлекаются в свой речевой арсенал такие слова и понятия, как; гуманизм, честность, справедливость, равенство, толерантность.

Формы ханжества

Ханжество имеет две формы: сознательную и неосознанную.

  1. В первом варианте - это маска высокоморальной личности , которую использует лицемерная особа, настроенная агрессивно на морализаторство. По мнению психологов, осознанная форма ханжества является «прикрытием» или «формальной ложью». Человек не желает изменять себя, искоренять свои пороки, однако, в глазах окружающего его общества хочет выделиться «благородными» чертами, выглядеть приличным.
  2. Бессознательное ханжество представляет форму самообмана и неосознанное желание скрыть свои не очень приглядные качества личности, с целью сохранить уважение и доверие окружающих. Это ложь самому себе. При неосознанной форме человек живет своими идеалами. Он не замечает окружающей обстановки. Ханжа негативно, даже агрессивно встречает попытку разубеждения. Ханжество, не поддающееся переубеждению – психическое расстройство личности, которое требует применения психотерапевтических и медикаментозных методик.

Психология ханжества

За ханжеством скрывается недоверие к людям, пренебрежительное отношение, подозрительность и стремление манипулировать другими. Это отрицательная форма приспособительной реакции личности к моральным требованиям общества. Ханжа обожает демонстративное покаяние. Такой спектакль дает ему возможность убедить в своей беспристрастности, демократичности и бескорыстности. Для покаяния выбираются поступки, воспринимаемые публикой как достоинства, а не недостатки.

Ханжа в каждое свое действие, каждое слово и жест вкладывает возвышенные мотивы, скрытый смысл. Даже обычное покашливание или моргание, по мнению ханжи, должны нести смысловую нагрузку.

Ханжа никогда не скажет прямо о своем намерении, ему противоестественна прямолинейность . Он так строит свою речь, что его собеседник изъявляет желание сделать так, как необходимо ханже, считая, это своим решением. Но, на этом ханжество не останавливается. Он начинает капризничать, мяться, и, в конце концов, принимает желаемое. Когда услуга оказана, все представляется таким образом, как будто свершилось само собой.

Вред ханжества

К особому вреду ханжества можно отнести навязывание отдельным людям или обществу идеализации , бредовых идей о равенстве, справедливости и братстве. Он с особым энтузиазмом вторгается в чужую жизнь, отождествив себя с образом нравственного идеала и благочестия. Якобы только из благонравия и милосердия ханжа соглашается терпеть непонимание его высоких замыслов и моральных устремлений. Однако такая терпимость только видимость, используемая для подготовки новой атаки, направленной на воцарение нравственных идеалов.

Как общаться с ханжой

Общаясь с ханжой, важно самому не стать таковым . Прежде всего необходимо понять, что именно ему надо, чего он хочет, какова его цель. Ответ понятен: «необходимо признание общества». Кроме того, для него важно возвышение в собственных глазах , на фоне подчеркивания недостатков других. Бесполезно спорить с ханжой. Он готов к этому и ждет именно такой «подпитки». Ханжество содержит в себе подозрение и пренебрежение мнением окружающих людей.

Может быть, это звучит грубо, но единственный способ общения с ханжой – презрение. Не стоит вступать с ним в спор, обнажая свои слабости, ведь ханжа только этого и ждет. Нет необходимости исправлять недостатки других, тем самым расписываясь в собственном ханжестве. Не многие люди способны перенести критику в свой адрес, тем более это касается ханжи.

Чтобы не стать частью чьего-то плана, следует научиться защищаться от манипуляций. Основным инструментом здесь является интуиция. Если при общении с человеком появляется дискомфорт, возможно, это является подсказкой, что вас хотят использовать. Не стоит идти на поводу. Наиболее действенны способ борьбы с ханжой – не делать того, что он навязывает, при этом не вступая в открытое противостояния.

Значение слова «ханжа» молодежь понимает иначе, чем оно отражено в толковых словарях. Вкладывая свой собственный смысл в лексические единицы, носители языка постепенно разрушают его целостность. Этого нельзя допускать. Каждое слово должно употребляться только в свойственном ему значении. Узнать его просто: достаточно выйти в интернет прямо со смартфона — и значение слова «ханжа» подскажет Википедия, всегда первая в списке поисковых выдач по запросу, либо электронная версия того же толкового словаря.

Ханжа, значение слова по толковым словарям

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова ханжа есть лицемер, прикрывающийся добродетелью, набожностью. Человек, страдающий ханжеством, постоянно демонстрирует окружающим свою причастность к библейским заповедям. Хотя своими сокровенными мыслями, скрытыми от других, он мог бы привести в восторг сатану.

Словарь В.И. Даля, дополняет ожеговское определение понятием «двуличный». Суммируя, получаем:

Человек, прикрывающийся моральными, религиозными нормами, активно осуждающий их несоблюдение, одновременно сам постоянно их нарушает, не соблюдает. Разделяет взгляды на нормы только внешне, фактически – является абсолютным их противником. Про таких людей говорят: у них двойная мораль, двойные стандарты.

Что означает слово ханжа

Происходит от турецкого «паломник» — «хадж». Мусульманские традиции требуют: каждый правоверный хотя бы однажды должен посетить Мекку. Это священная обязанность каждого мусульманина, прописанная в священных источниках. Человек, не совершивший хаджа, теряет уважение окружающих. По этой причине даже те, кто не особо верил, стремились попасть в Мекку. Люди многократно совершали паломничество, чтобы улучшить к себе отношение единоверцев, а не потому, что всем сердцем тянулись к милости Аллаха. Распространенное явление неискреннего «святоши» было прозвано ханжеством, а сам лицемер — ханжой. На Руси к ханжам относили двуличных людей, староверов.

Ха́нжество - показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

  • демонстративность поведения;
  • крайности в отрицании аморальности.

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение. В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.). Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Ещё одна особенность - обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание. Таким образом человек оправдывает себя перед собой. Например, многие дамы, бывшие ранее дамами легкого поведения, становятся ханжами.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.

Словоупотребление

Сходные понятия: фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность, двоемыслие.

Человек, склонный к ханжеству, называется ханжа́

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающей промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет». В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие». Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод). Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Жизнь» Мопассана, «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми - в восточной.

Франц не делает различия между серьезной музыкой и музыкой развлекательной. Это различие кажется ему старомодным и ханжеским. Он любит рок и Моцарта в одинаковой степени.

Милан Кундера

В России типы ханжей одними из первых вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестной мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в галланской сыр.

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты»), Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Многие рубаи Омара Хайяма посвящены обличению ханжей.

Ханжа это:

Ханжа

Ха́нжество - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Аврам Хомский, ханжа (лицемер) - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе .

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

  • демонстративность поведения;
  • несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
  • крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение .

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.

Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.

Словоупотребление

Понятие происходит от арабского слова «хаджж», то есть мусульманское паломничество в Мекку. .

Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.

Человек, склонный к ханжеству называется ханжа . Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающим промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, "пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет" . В современной церковной практике употребляются схожие термины "обрядоверие" и "лубочное православие" .

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как "Декамерон" Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, "Тартюф" Мольера, "Жизнь" Мопассана в западной литературе, стихи Хайяма и Руми - в восточной.

В России одними из первых типы ханжей вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.

Ханжи появляются в произведениях Островского ("Гроза", "На всякого мудреца довольно простоты") и Достоевского ("Село Степанчиково и его обитатели").

Ханжество в интернете

В русской Википедии ханжество не поощряется (см., например: ВП:Содержимое Википедии может вызвать у вас протест). Тем не менее, вопрос о разграничении ханжества и требований морали регулярно возникает при обсуждении таких тем, как сексуальность, наркотики, брань, неблагозвучные названия и т. п. Сетевые тролли могут провоцировать ханжей или обвинять в ханжестве добросовестных участников.

См. также

  • Фарисеи (течение в иудаизме, приверженцы которого изображены ханжами в Евангелии)
  • Лицемерие
  • Двоемыслие
  • Расщепление сознания
  • Вытеснение

Ссылки

  1. http://www.chomsky.info/talks/200202--02.htm
  2. Атеистический словарь, Статья Ханжество (Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.)
  3. Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера 4-х томах)
  4. Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М., 1989. - С. 204
  5. Пётр, игумен. О лубочном христианстве// Церковный вестник, 2005, №10. - С. 12

Каково значение слова "ханжа"?

Нет ли в вашем окружении человека, который любит разглагольствовать о честности, о святости, о порядочности, любит оперировать такими понятиями, как мораль, нравственность и гуманизм? Однако вам известно, что в некоторых ситуациях этот человек повел себя далеко не благородно, не оказал вовремя помощи, не проявил сострадания. Если вам такой человек знаком, тогда значение слова "ханжа" вам будет проще уяснить, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более если пример перед глазами.

Обратимся за помощью к толковому словарю

Толковый словарь русского языка В. Даля четко описывает значение слова "ханжа". Он определяет ханжу как лицемерного, притворно набожного человека, двуличного пустосвята.

Ушаков толкует это слово как притворную добродетельность и пустую бездеятельную набожность.

Ожегов и Шведова в значение слова ханжа вкладывают тот же смысл - показное рыцарство, фальшивая святость и напускная духовность.

Толковый словарь Ефремовой описывает ханжу как неискреннего, лукавого человека.

Основные черты

Значение слова "ханжа" мы выяснили, а как распознать такого человека? Как определить, что громкие слова о благородстве и милосердии - это всего лишь пустые рассуждения? Для этого психологи советуют присмотреться к поведению человека.

Как правило, высокоморальная личность ведет себя скромно и спокойно. А вот если личность вылезла на трибуну, бьет себя в грудь и кричит о желании помочь всему человечеству и в то же время не проявляет участия к судьбе одинокой старушки, живущей этажом ниже, то этот человек стопроцентный ханжа.

У него слово расходится с делом. Например, если человек проповедует порядочность и верность, а сам является распутником, то такого человека можно с уверенностью назвать ханжой.

В жизни не существует ослепительно белого или непроглядно черного цвета. Все относительно, даже у самого хорошего человека есть свои скелеты в шкафу, и даже у, казалось бы, самого отъявленного злодея можно найти что-то светлое. А вот ханжа демонстративно порицает всякую аморальность, проявляет крайнюю показную нетерпимость к недостаткам других.

Итак, 3 основных черты, которые подскажут, что перед вами ханжа:

  • демонстративность поведения;
  • расхождение слов с делом;
  • нетерпимость к недостаткам других людей.

Психологи предупреждают

Что означает слово "ханжа", мы уже разобрались. Психологи предупреждают, что такие люди стремятся манипулировать другими, являются приспособленцами. Кроме того, такое поведение может свидетельствовать о желании человека скрыть какие-то свои недостатки, грехи из прошлого. Прикрываясь демагогией о моральности и принципах благородства, ханжа на самом деле не доверяет другим и по сути является циником.

Однако психологи предупреждают, что иногда человек с темным прошлым может действительно сожалеть о былых неблаговидных поступках, чувствовать угрызения совести, и тогда его разговоры о нравственности и духовности искренние. Здесь нужно уже ориентироваться на поступки человека.

А есть ли синоним слова "ханжа"? Конечно, есть. Ханжу также можно назвать лицемером, фальшивым человеком, циником, святошей, иудой, фарисеем, двуличным.

Ханжество - как распознать ханжу и лицемера?

Информация о том, что такое ханжество, как распознать ханжу и лицемера будет интересна тем, кто хочет научиться распознавать людей, имеющих подобный характер. Такая ситуация может возникнуть в обыденной жизни – в компании, в семье, на работе. При этом важно вовремя обратить внимание человека на столь неприятное и иногда демонстративное поведение.

Что такое ханжество?

Такой тип поведения, как ханжество это определенная форма самовыражения. Можно выделить некоторые особенности поведения ханжей:

  • оно отличается демонстративной приверженностью духовным идеям без истинной веры в них;
  • зачастую такие люди склонны к сознательному обману;
  • они выставляют свои поступки как бескорыстные, что не отвечает действительности;
  • при этом к окружающим предъявляются завышенные требования, которые не соблюдаются самим ханжой.

В большинстве случаев проявление ханжества может скрывать:

  • недоверие к окружающим;
  • осторожность в общении с людьми;
  • желание манипулировать определенными личностями.

Чем отличается ханжество от лицемерия?

Понятия ханжество и лицемерие близки по своему значению, но между ними есть некоторые отличия. Так:

  1. Лицемерие - это тип поведения, отличающийся неискренностью, безнравственностью, желанием скрыть истинные мотивы для получения выгоды или морального удовлетворения.
  2. Ханжество, как и лицемерие, прикрывает аморальное и неуважительное поведение добродетельной маской, но в качестве нее выбирает следование духовным ценностям, отрицание корысти и бесчестия.

Ханжество и предрассудки

Задаваясь вопросом, что значит ханжа, можно получить ответ – это человек лицемерный, осуждающий других и прикрывающийся личиной благочестивой и нравственной личности. Бытует мнение, что подобное осуждение – это предрассудки. В некоторых случаях ханжество может быть защитной реакцией на воздействие окружающего социума, его давления, навязывания чужого мнения.

Не каждый способен противостоять влиянию со стороны, отстоять свою точку зрения. К тому же многие люди испытывают недоверие к окружающим, что заставляет их быть скрытными, осторожными – отсюда желание выглядеть правильными и бескорыстными, что зачастую бывает сложно выполнить на самом деле.

Как распознать ханжу?

Принято считать, что ханжа - это человек, который следует принципам сокрытия своих истинных поступков и мыслей ради самоутверждения и удовлетворения своей прихоти. Можно выделить некоторые черты подобного типа людей:

  • для ханжи свойственен резкий контраст между словами и реальными поступками;
  • они склонны к обману или преувеличению своих моральных принципов и поступков;
  • ханжи позиционируют себя сторонниками благочестия, добродетели, духовности и нравственности;
  • их поведение зачастую бывает демонстративным, они любят играть на публику;
  • иногда подобное поведение может быть рассчитано на самооправдание.

Как перестать быть ханжой?

В обществе проблема ханжества занимает не последнее место. Люди с подобными убеждениями и противоречащим моральным устоям поведением зачастую воспринимаются как нелицеприятные, их наигранное поведение иногда игнорируется обществом. Если взять за основу то, что типичные качества ханжи - это пустосвятство, лицемерие и притворная набожность, то для того, чтобы перестать быть ханжой, первоочередно нужно начать работу по их искоренению. Можно попытаться исключить из своего поведения следующие моменты:

  • желательно перестать играть на публику;
  • высказывать свое мнение, не скрывая и не приукрашивая его, независимо от того, совпадает оно с мнением окружающих или нет;
  • важно следить за своими поступками, не обсуждать и не осуждать чужие;
  • немаловажное значение в исправлении ханжеских манер будет иметь умение держать свое слово, следить за тем, чтобы оно не расходилось с делом;
  • основной задачей для ханжи будет отказ от лицемерия, обмана и осуждения других людей.

Что хуже - ханжество или цинизм?

Для сравнения подобных человеческих качеств нужно разобраться в их сущности. Цинизмом называют пренебрежение и безнравственное отношение к культурным традициям и ценностям, демонстративный отказ от соблюдения общепринятых социальных и моральных норм. В отличие от ханжества, цинизм предполагает открытое, откровенное высказывание своих идей без обмана и лицемерия.

Однозначного ответа на вопрос, какое поведение будет хуже – ханжеское или циничное, не существует. Большинство придерживается мнения, что ни первое, ни второе не приемлемо в обществе. Неважно, сознательное или неосознанное ханжество – это типичный пример лицемерия, а цинизм – откровенное пренебрежение правилами морали, и то, и другое – результат безнравственности и отрицания традиционных устоев, что недопустимо для развития порядочного и зрелого общества.

Православное ханжество

Церковь позволяет человеку стать ближе к Богу, предоставляет возможность духовного развития и выбора своего жизненного пути. Соблюдение традиций и постов – самостоятельный выбор каждого. Религиозное ханжество представляет собой подмену искреннего соблюдения церковных заповедей ложной видимостью следования им. Ханжа выставляет себя благочестивым, бескорыстным, хотя зачастую не является таковым.

Подобное лицемерие не приближает человека к Богу, не делает ему чести, а иногда даже отталкивает. Не самой лучшей чертой характера считается ханжество, а поведение ханжи зачастую раздражает людей. Важно помнить, что подобные моменты нельзя упускать при воспитании детей, а в противоположность им нужно рассказывать об искренности, доброте и честности.

Что означает "ханжество"?

Ха́нжество - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека.

Галина акулина

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ха́нжество - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека.
Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.
* 1 Основные характеристики ханжества
o 1.1 Психология ханжества
* 2 Словоупотребление
* 3 Ханжество в литературе
* 4 См. также
* 5 Ссылки
Основные характеристики ханжества:
* демонстративность поведения;
* несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
* крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека) .
Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным) . Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение
Психология ханжества
Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.
Нередко ханжество представляет собой скрытый конфликт, который может реализоваться в форме невроза.
Словоупотребление
Понятие происходит от арабского слова «хаджж» , то есть мусульманское паломничество в Мекку.
Сходные понятия: самодовольство, фарисейство, пустосвятство, лицемерие, двуличность.
Человек, склонный к ханжеству называется ханжа. Сходные понятия: святоша, пустосвят, лицемер.
Ханжество в литературе
Классические литературные образы, воплощающие ханжество - Тартюф из одноименной комедии Мольера, Фома Опискин из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» .
См. также
* Фарисейство
* Лицемерие
* Двоемыслие
* Расщепление сознания
* Вытеснение
Ссылки
1. Атеистический словарь, Статья Ханжество (Под общ. ред. М. П. Новикова. - М. : Политиздат, 1986 г.)
2. («Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера 4-х томах)

Что означает слово ханжа

Шика

Ха́нжество - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.
Подробнее в источнике
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханжество

Ирина курочкина/афанасьева

Ха́нжество - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе

Собеседник =)

лицемерный, неискренний человек, демонстрирующий лживые благочестие и набожность

◆ Вообще он был крайне богомолен, даже был ханжой.

С. Ю. Витте, «Воспоминания» , 1911 г.

Человеческое тело совершенно во всех своих функциях, и делать вид, что некоторые из них не существуют, могут лишь отпетые ханжи, вроде осмеянных Макаренко педологов, которые приходили в ужас от одного лишь намека на то, что у женщины есть грудь и ноги.

В. Санин, «Не говори ты Арктике - прощай» , 1987 г.

Всеволод леготкин

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным) . Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение . В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия ("справедливость", "честность", "благородство", "гуманизм", "помощь", "принципиальность" и под.) . Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Еще одна особенность - обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок. Попытка такую проверку предпринять провоцирует реакцию гнева, возмущения, негодования и под. , обычно вполне театральную. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.

Павел андрушко

ХАНЖА об. турецк. пустосвят, -тка, притворно набожный; вообще лицемер, двуличный. || Новг. вят. шатун, потаскун и попрошайка. Ханжить, быть ханжой. || Сиб. клянчить, канючить. Ханжество ср. притворная набожность, пустосвятство, лицемерие. Ханжеские поступки. Не Авраамься, не Исаакся, не Иаковься, не ханжи.