Хорь и калиныч характеристика героев кратко. Хорь и Калиныч: портреты и характеры

Очерк «Хорь и Калиныч» - настоящее украшение сборника рассказов и очерков Тургенева «Записки охотника». Он вобрал в себя как личные наблюдения писателя, так и его взгляды на социальную структуру русской «глубинки». Глубоко правдиво это повествование, о чем свидетельствует его краткое содержание. «Хорь и Калиныч» - реальное изображение народной жизни для широкой читательской аудитории.

Проблематика произведения

Этот очерк был актуальным и своевременным. Дело в том, что во времена Тургенева в обществе не было единства в понимании проблемы «близости к народу». По-разному она толковалась славянофилами (утверждающими, что крестьяне привержены «старине» и находятся в оппозиции к реформам) и буржуазными идеологами (утверждающими, что отношения между отцами-помещиками и детьми-крестьянами гармоничны). Характеристика Хоря и Калиныча эти взгляды наглядно опровергает.

Прообразы героев очерка

Как известно из сюжета повествования, некий помещик Калужской губернии г-н Полутыкин познакомился на почве взаимного пристрастия к охоте с автором повествования. Герои рассказа «Хорь и Калиныч» реальны. В действительности радушного хозяина охотничьих угодий звали Николай Александрович Голофеев. Иван Сергеевич действительно познакомился с ним на охоте и гостил у него несколько дней. Более того, прочитав тургеневский рассказ и признав в нем себя, г-н Голофеев разобиделся на Ивана Сергеевича.

Образ же зажиточного крепостного Хоря, крепкого хозяина, образованного человека, реален до малейших деталей. Нынешняя деревня Хоревка Ульяновского района Калужской области разрослась из бывшего хутора Хоря. Спустя годы у Хоря гостил Афанасий Афанасьевич Фет, отмечая радушие и «геркулесовое сложение» восьмидесятилетнего хозяина, которому «годы - нипочем». Гостям же владелец хутора всегда с гордостью показывал тургеневское сочинение. Он, конечно же, знал наизусть его краткое содержание. «Хорь и Калиныч», таким образом, отображает реальных людей и реальные факты.

Дружба Хоря и Калиныча

Хорь - спокойный, рассудительный семейный мужчина. Но у него нет прислуги. Большая дружная семья Хоря: шестеро сыновей, таких же могучих, как и отец, строят высокие просторные избы, ведут хозяйство, помогают друг другу. Когда-то помещик Полутыкин разрешил ему выйти из сельской общины, установив оброк в 50 рублей. Основавший свой хутор Хорь так развернул хозяйственную деятельность, что посчитал справедливым платить помещику 100 рублей. При желании он смог бы откупиться и стать свободным, но не хочет этого. К чему? Его стихия - земля и труд и так всегда при нем. Он по своей природе - рационалист, хозяйственник. Хорь хорошо ориентируется в обществе и юридически.

У этого крепкого хозяина по иронии судьбы есть Калиныч, как ни странно, совершенно противоположный ему. Последний живет бобылем. Не умеет Калиныч вести хозяйство, зарабатывать и копить деньги. Однако есть у него другие достоинства. Он понимает животных, умеет обращаться с пчелами, обладает которые употребляет для лечения. Совершенно разные люди Хорь и Калиныч. Краткое содержание рассказа, впрочем, свидетельствует об их близкой дружбе. Практичный и рассудительнй Хорь благодаря Калинычу получает при необходимости помощь в обращении с домашними животными, лечение народной медициной, а Калиныч - поддержку от Хоря по житейским вопросам, там, где он профан. Кроме того, оба они интересные собеседники. Тургенев написал в рассказе, что оставил их компанию с большой неохотой.

Взгляды Хоря на русское общество

Образованный труженик Хорь опровергает взгляды «знатоков народа» славянофилов, превозносящих допетровскую Русь, рассуждающих о патриархальности русского крестьянства. Грамотный хозяин хутора вступает с ними в полемику. Он считает, что Петр I в своих реформах поступил именно так, как должен был поступить настоящий русский мужик. Очерк включил в себя этот живой народный взгляд, о чем свидетельствует и краткое содержание. «Хорь и Калиныч» устами этого настоящего «хозяина земли» говорит о том, что если мужику необходимо что-либо изменить, он, усмотрев от этого практическую пользу, не боится свершить перемены.

С другой стороны, философ Хорь по своему развитию, взглядам и духовному миру давно уже чувствует превосходство над помещиком Полутыкиным. Чувствует он, что и мыслит глубже, и хозяйство ведет увереннее. Однако благодаря природному уму всегда почтителен со своим «хозяином», хотя на досуге не прочь поиронизировать над ним. Осмысливая отношения Полутыкина и Хоря, следует признать, положение вещей, мягко говоря, не увязывается с буржуазными взглядами на помещиков-отцов.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав это краткое содержание? «Хорь и Калиныч» - рассказ, написанный вовремя и к месту. Он вызвал большой общественный резонанс, полемику. В восторге от произведения были Белинский, Герцен, Анненков. Впрочем, рассказ не приняли славянофилы, братья Аксаковы. Но особо показательна реакция цензора Е. Волкова, усмотревшего «вредную мысль для крестьянства», утверждающую, что на свободе тот может быть лучше, чем даже помещик.

КАЛИНЫЧ - герой рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». В противоположность Хорю, герою того же рассказа, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении К. нет раболепства, он любит и уважает Полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком. Самые лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хорем. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких «нежностей». Образ К. открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. В числе таких героев Касьян из «Красивой Мечи», Ер-молай - спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «Ермолай и мельничиха», «Мой сосед Радилов», «Льгов» и др. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, два противоположных характера, подобных Хорю и К., создает А.И.Куприн в рассказе «Лесная глушь» (первоначально «В лесной глуши», 1898). Это сотский Кирилл и полесовщик Талимон, но такой типаж, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого Кирилла.

Сравнительная характеристика Ассоль и таблица даст тебе наиболее полное понимание того, что это были за герои, какие цели они преследовали, откуда произошли и каковыми были по характеру. Специально для этого мы подготовили для тебя небольшую, но содержательную таблицу, наиболее полно раскрывающую этих двух персонажей из произведения « »

Герой

Характер

Происхождение

Грей

Обладает стальной волей и желанием идти своей дорогой. Целеустремленный, романтичный, испытывает нездоровую тягу к приключениям. Внутренне свободный и независимый от чужого мнения. Добрый, способный любить.

Родился в богатой и обеспеченной семье. Получил блестящее образование. Мог ни в чем не нуждаться, ну пустился на поиски приключений. Сперва обычным юнгой на торговое судно, а затем - капитаном на собственном корабле. Сбежал из дома подростком и ни разу не пожалел о своем выборе

Ассоль

Чуткая и добрая девушка с развитым воображением и большим сердцем. Запросто может разговаривать с деревьями или кустарниками, как с живыми существами. Искренне мечтает и стремится к реализации своих мечт.

В отличие от Грея, Ассоль родилась в бедной семье и жила с одним только отцом. Мать умерла рано, так что девочка не знала ее ласки. Долгое время она продавала деревянные игрушки, сделанные ее отцом. Так продолжалось, пока она не встретила Грея

Надеемся, что такая короткая сравнительная характеристика поможет тебе лучше понять главных героев. Удачи!

С уважением, Дедок Юрик.

В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]

  • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
  • И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
  • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
  • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
  • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
  • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
  • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
  • Средняя оценка: 3.9

    «Хорь и Калиныч» - первый рассказ цикла «Записки охотника». И.С. Тугренев в этом рассказе дает описание нравов, быта, людей и жизненного уклада одного из провинциальных уголков России. В этом рассказе И.С. Тургенев опровергает сложившееся о крестьянах мнение о том, что они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не замечают красоты окружающего мира. Автор использует хорошо известный в литературе прием сопоставления. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей – Хоря и Калиныча.
    Первый, Хорь, – крепкий хозяин, умеет поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У него большая семья, где царят лад и достаток. Тургенев сравнивает своего героя с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая недюжинный ум и удивительную смекалку крестьянина: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». Хорь – человек, чувствующий свое достоинство, рационалист. Он ближе к людям, к обществу.
    Калиныч, второй персонаж, – совсем другой. Он - мечтатель, поэтическая натура, человек веселого нрава. Он ближе к природе, часто ходит с барином на охоту. Идеалист и романтик, Калиныч не любит рассуждать и всему верит слепо.
    Такие разные, приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. И. С. Тургенев наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал». Независимость, стремление к свободе, мягкость и поэтичность Калиныча дополняют и продолжают прагматизм, рациональность и оседлость Хоря. Песня, которую они поют вместе в конце рассказа, обнажает души простых крестьян, то, что их крепко связывает друг с другом. Хорь и Калиныч – это воплощение богатства души, одаренности России, надежда на будущее.