Что не учел майерс в mbti. Типология Майерс — Бриггс: к какому типу личности вы относитесь? В русско-язычные опросники входят

Тест Майерс - Бриггс разработан для определения типа личности. Психологическое тестирование широко применяется специалистами кадровой службы при подборе персонала. В развивающихся компаниях стоит вопрос о выборе управленческого состава. Применяя систему типологии личности, провести кадровые перестановки станет значительно проще.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как определить типологию личности по системе Майерс-Бриггс;
  • для чего нужен тест Майерс-Бриггс;
  • какие шкалы и типы берут за основу типологии;
  • как трактовать результаты теста Майерс-Бриггс;
  • как использовать полученные результаты тестирования.

Как определить типологию личности по системе Майерс-Бриггс

Тест Майерс-Бриггс помогает определить типологии личности. Психологическое тестирование разработано на основе ранее созданной типологии Карла Юнга.

Основные психологические функции, помогающие воспринимать мир:

  • мышление;
  • чувства;
  • интуиция;
  • ощущения.

Американские психологи Изабель Бриггс-Майерс совместно с дочерью Кэтрин-Бриггс подробно изучили проблематику и опубликовали пару научных статей. Типология личности, основанная на работах Юнга, была расширена. Всем типам придали современные очертания. Типология MBTI, или Myers-Briggs Type Indicator появилась в годы Второй мировой войны. Теория исследовательниц опиралась на составленные оригинальные испытания. Целью исследований являлось определение личностных предпочтений в работе женщин, чтобы заменить на производстве мужчин, призванных на фронт.

Ученые обратили внимание на разработанную методику тестирования Майерс-Бриггс в 50-60-е годы. В это время были проведены новые опыты, чтобы уточнить и дополнить созданную методику. Многие критики того времени указали на то, что типология личности Майерс-Бриггс в теоретической части полностью дублирует исследования Юнга.

Суть системы психологического тестирования Майерс-Бриггс (MBTI) направлена на:

  • измерение комбинации личностных факторов , позволяющих предугадать склонность к соответствующему виду деятельности;
  • выявление стиля выполняемых действий;
  • характер принимаемых решений.

Для чего нужен тест Майерс-Бриггс

Тест Майерс-Бриггс предназначен для исследования личности определенного человека. Типологический индикатор состоит из восьми букв. Каждая соответствует особенностям и качествам характера. Парные сочетания присущи определенному человеку в разных комбинациях.

Тест личности по Майерс-Бриггс помогает определить психотипы. В свою очередь анализ полученных комбинаций позволяет специалистам кадровой службы сделать вывод, подходит ли кандидат для выполнения определенной деятельности или от сотрудничества с ним лучше сразу отказаться.

Базовыми методами являются системы анкетирования с использованием опросников. Далее проводится верификация результатов. Тип личности по MBTI определяется на основании консультации сертифицированного специалиста. Не владея данной методикой, нельзя гарантированно утверждать, что тип личности анкетируемого определен.

Тест Майерс-Бриггс по опросникам MBTI:

  • MBTI Step I. В анкета содержится 93 вопроса, направленных на идентификацию типа личности.
  • MBTI Step II. Состоит из 144 вопросов, позволяющих получить портрет индивидуальных различий внутри каждого типа.
  • MBTI Step III. Опросник направлен на анализ динамического развития типа. В России данная методика не применяется, сертифицированные специалисты по верификации отсутствуют.

На основе указанных моделей существуют и другие виды опросников. Результатами тестов является комплексный анализ типологий личности. Авторы методик взяли за основу разработки тестов Майерс-Бриггс.

Что может определить тест Майерс-Бриггс

С помощью специальных тестов можно определить тип личности и индивидуальные предпочтения человека.

В русско-язычные опросники входят:

  • проективные методики диагностики;
  • ситуационно-поведенческое тестирование;
  • классические тестовые варианты;
  • клинические интервью.

Тестовые варианты адаптированы Ю.Б. Гиппенрейтер. Опросники Майерс-Бриггс достаточно сложно расшифровывать. Некоторые шкалы, представленные в исходных вариантах, не работают. Это создает определенные сложности и приводит к вероятности ошибок при определении типа конкретного человека. Тест Майерс-Бриггс стал отдельным предметом изучения Овчинникова, Абельской.

Диагностические методики тестирования применяются:

  • в психологии менеджмента;
  • в организационном развитии персонала.

Шкалы и типы

4 шкалы (дескриптора), по которым проводится исследование личности придуманы для:

  • ориентации сознания: интроверсии-экстраверсии;
  • ориентации в определенной ситуации, где основой является здравый смысл, интуиция;
  • основ принятия решений по типу логос-пафос;
  • способов подготовки решений: рациональности-иррациональности.

Интроверты относятся к I-типу. По типологии личности Майерс-Бриггс это могут быть общительные и коммуникабельные люди, а не замкнутые и закрытые, как часто представляют психологи. Но интроверты работают лучше в одиночестве, энергию черпают в уединении. Ориентация направлена внутрь, на себя самого.

Экстраверты относятся к Е-типу. Для такой типологии предпочтительнее работать в команде, решать возникшие проблемы путем бурного обсуждения, находить компромиссы, советуясь с другими. Ориентация направлена на внешние объекты.

S-тип по шкале расценивается в качестве человека, способного оценивать ситуацию, брать во внимание мельчайшие детали. Они последовательны в решениях, берут за основу известные данные, все тщательно взвешивают и обдумывают, точны, не берут во внимание догадки, не подтвержденные фактами. Ориентация направлена на то, что происходит сегодня, здесь и сейчас, на факты, полученный опыт.

N-тип больше полагается на интуицию. Люди имеют развитое воображение, мир сосредоточен на возможностях, они не способны вникать в факты, видеть глобальную картину и искать разнообразные пути решения вопросов. Ориентация типологии личности направлена на общую информацию и собственную интуицию.

Т-тип ставят логику на первое место. Принятие решений происходит после тщательного обдумывания ситуации. Данный тип личности отлично анализирует полученную информацию. Ориентация направлена на способность тщательно взвешивать все «за» и «против».

F-тип относится к эмпатам. Люди обладают развитым эмоциональным интеллектом. Ориентация направлена на эмоциональное принятие решений.

Р-тип обладает способностью воспринимать большой объем информации, поступающей по разным каналам. Типология личности легко относится к переменам, быстро справляется с объемными задачами, умеет приспосабливаться. Ориентация направлена на быструю адаптацию к разным условиям.

J-тип обладает способностью планировать, избегают хаоса, подходят к решению любых проблем во всеоружии, все тщательно взвешивают и продумывают, умеют ставить цели, достигать результата. Ориентация направлена на упорядочивание и планирование.

Как трактовать результаты теста

Анализируя соответствующие шкалы и типы, трактовать результаты теста будет значительно проще. При выборе руководящего состава стоит ориентироваться на представленную шкалу. Психотип S-типа, Т-типа, J-типа идеально подходит для руководящей должности. Способность быстро адаптироваться, принимать решения, брать во внимание мельчайшие детали, ставить цели и достигать соответствующего результата считаются незаменимыми при руководстве большим коллективом.

Остальные психотипы больше подходят на исполнительные роли. Сотрудники N-типа смогут общаться с клиентами, найдут пути решения поставленного вопроса даже в самых сложных и запутанных ситуациях. F-тип обладает высокой степенью эмоциональности. При подборе персонала стоит это учитывать. Такой психотип больше подходит для исполнения работы, где требуется искать нестандартные пути решения вопросов.

Как использовать полученные результаты

Тест личности по Майерс-Бриггс позволит выявить психотип. При анализе почерка делают выводы о качествах S-N, F-T . Представители типа S сфокусированы на настоящем, а значит и почерк у них отличается изяществом, они мечтают произвести на людей хорошее впечатление.

Интуитивный тип N и мыслительный Т обладают неразборчивым и летящим почерком. Чаще всего при определении шкалы парных типов можно сделать вывод, какой психотип относится к доминирующему.

Применяя тест Майерс-Бриггс в опросной форме, стоит учитывать и анализировать общие характеристики и учитывать, что никакой самый подробный опросник не поможет охватить все характеристики поведения человека. Тестовое задание направлено на охват общих рамок, на выявление доминирующих качеств.

Независимо от психотипа, каждый человек в повседневной жизни в разной мере использует оба полюса предпочтений. Например, он может быть общительным, но при этом относится к интровертам, которым сложно работать в команде.

Типология Майерс - Бриггс - типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования - Myers-Briggs Type Indicator (MBTI).

Распространённость.

Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в бизнесе, в крупнейших западных компаниях. В США до 70% выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI, чтобы выбрать будущую профессию. Ежегодно более 2 млн человек заполняют опросник MBTI. Опросник MBTI переведен на 30 языков (в том числе и русский язык) и используется по всему миру.

Основные прикладные области применения типологии Майерс-Бриггс:

  • самопознание и личностный рост;
  • карьерный рост и профориентация;
  • развитие организаций;
  • тренинги управления и лидерства;
  • решение проблем;
  • семейные консультации;
  • образование и составление учебного плана;
  • научная работа;
  • тренинги межличностного взаимодействия.

Критика.

Научная основа типологии Майерс-Бриггс вызывает сомнения. Часть этих сомнений связаны с отсутствием у разработчиков квалификации и обучения в области психометрии. Ещё одна часть сомнений связана с самой идеей типологического подхода в психологии. Так, типологический подход предполагает наличие ярких «типов», т.е. бимодальное распределение ответов по дихотомической шкале. В то время как в исследованиях распределение ответов тяготеет к нормальному и выдача результатов в бинарном формате (мышление-чувство, экстраверсия-интроверсия и др.) влечёт за собой с одной стороны, заметную потерю информации, с другой - приводит к ошибкам в измерении.

В статье рассмотрен вопрос развития типологии Юнга. Сравниваются американская и отечественная ветви развития его идей. Обсуждаются совпадения и расхождения соционики и MBTI.

Ключевые слова: Юнг, соционика, MBTI, типология Майерс-Бригс, тесты, теория, распространение.

Как известно, аналог соционики в США – типология Майерс-Бриггс, которую часто кратко называют MBTI по названию теста-опросника Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - На сегодня это официально признанный тест и научное направление в психологии. В год проводится более 3 млн типирований только в США, 86 из 100 крупнейших компаний формируют команды с учетом данной типологии.

Развиваясь независимо и, соответственно, имея различия в терминологии и моделях, соционика и MBTI все же представляют одно научное направление и совпадают в главном: типы и их описания. При этом многие препятствия, с которыми сталкивается соционика сегодня, это уже пройденный этап в развитии и признании MBTI.

Соционика и MBTI, находясь в несвязанном, параллельном развитии, повторяют историю множества точных и естественных наук, долгое время развивавшихся по разные стороны железного занавеса или океанов. Примерами такого развития могут быть авиаракетостроение, кибернетика, генетика и многие другие науки. На сегодняшний день мы видим, что MBTI больше сфокусирован на практическом применении, соционика – на глубокой проработке теоретической части, а также на разработке дополнительных моделей.

Что такое соционика?

Т.Н. Прокофьева так описывает базис соционической теории:
«В основу подхода соционики положена идея К.Г. Юнга о наличии у человека психических функций, каждая из которых выполняет свою работу. К.Г. Юнг выделил четыре психические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение, которые можно рассматривать как каналы для восприятия, обработки и передачи информации разного качества. По аналогии с естественным метаболизмом клеток, поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. Но за прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает не любой, а определенный, только ей соответствующий канал».

В этой связи А. Аугустинавичюте пишет:

«Открытие К. Г. Юнга – это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация». Поэтому второе название Соционики – «теория типов информационного метаболизма.»

В соционике юнговские психические функции переименованы А. Аугустинавичюте, и мышление, чувство, интуиция и ощущения называются соответствнно логика, этика, интуиция и сенсорика.

«Представив вслед за Юнгом каждую из четырех функций в экстравертной и в интровертной установке, Аушра получила восемь психических функций, которым соответствуют восемь аспектов информационного потока. Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели структуры психологических типов. Модель А выстроена в соответствии с положением психоанализа З. Фрейда о структуре психики, включающей сознание и бессознательное: эго – суперэго – ид. Структура изображается в виде двух колец функций. Ментальное кольцо отражает преимущественно социальное в человеке, витальное – биологическое. Соционическая модель служит для достоверной диагностики психологических типов, а также для определения отношений между типами личности » .

Что такое MBTI?

В 1921 году К.Г. Юнг опубликовал книгу «Психологические типы», академический язык которой был труден для понимания обывателем, и, соответственно, немногие могли применять его идеи на практике. Однако во время второй мировой войны две женщины из США – Изабель Бриггс Майерс и ее мать - Кэтрин Бриггс разработали доступный способ использовать идеи Юнга в повседневной жизни. Их цель была дать людям возможность легко определять свой тип без глубокого погружения в академическую теорию Юнга.

Индикатор Маейрс-Бригс был предметом широкого научного анализа и изучения, были собраны достаточные доказательства валидности и надежности теста (Carlson, 1985; Furnham & Stringfield, 1993). «Индикатор Майер-Бриггс, форма G» основан на учении Юнга о типах личности. Типирования проводятся в формате самодиагностики с помощью теста, напечатанного на бумаге. Он состоит из 94 вопросов с выбором одного из 2-х вариантов ответа. По этим ответам определяют предпочтения по четырем дихотомиям, описанным в теории Юнга: экстраверсия/интроверсия (Extraversion–Introversion), сенсорика/интуиция (Sensation–Intuition), логика/этика (Thinking–Feeling), рациональность/иррациональность (Judging–Perceiving). Кстати, надо отметить, что русское слово «иррациональность» имеет негативный оттенок, соответствующий русскому «неразумный». «Форма G» - это маркировка эволюционного развития опросника, который проходил несколько стадий уточнения вопросов по результатам научного анализа методики и результатов данного теста. Таким образом, в настоящее время в теории MBTI определяют дихотомии, типы (16), и описаны несколько малых групп.

Тест MBTI является самым популярным тестом в США и, судя по письменным источникам, в мире. В основном он применяется в бизнесе и в образовании для более эффективной работы со студентами и сотрудниками в корпорациях. Результаты теста используют в первую очередь для профориентации, а также для определения своего стиля лидерства и для формирования эффективных команд. Т.е. чаще всего проведение теста финансирует не типируемый человек, а заинтересованная организация. Есть специальные практики и упражнения, направленные на обучение работников применению своих сильных сторон для более эффективного решения задач и для лучшего понимания поступков и мышления других членов команды.

Опросник неформально используют и при найме на работу, хотя сама организация MBTI категорически против этого и расценивает это как дискриминацию. В США в резюме не указывается ни пол, ни возраст, ни национальность или цвет кожи, т.к. в случае отказа могут быть поданы иски к компании за отказ на основании дискриминации, даже если человек сам предоставил эту информацию. То есть, по этическим соображениям, MBTI считается инструментом для улучшения включения людей в процесс работы, а не для фильтрации.

Важно отметить, что MBTI это не наука, это продукт. Он был создан, чтобы сделать доступной для людей теорию типов Юнга, и результатом является брендированный патентованный тест. Тест отрабатывался десятилетиями, проверялся и верифицировался. Но тем не менее, сам тест - это производное от психологии, в том числе Юнгианской психологии, которая развивается и включает в себя трактовки и анализ теста MBTI.

Считается, что основное развитие популярности MBTI было в 1970-х годах, при этом в 1986 году было зафиксировано 1,5 миллиона типирований, а в 2011 - 3,5 миллиона типирований. Имеются ввиду личные платные типирования с последующей работой с лицензированным специалистом.

Получить право на пользование тестом может каждый, пройдя четырехдневный тренинг и и кратко обучившись интерпретировать его результаты. В основном целевая аудитория – это тренеры личностного роста, корпоративные тренеры и психологи. Психология в США – лицензируемая профессия. Поэтому по закону для работы с клиентами нужно постоянно набирать квалификационные очки профессионального образования и сдавать экзамены раз в 5-10 лет. MBTI является частью системы набора очков в психологии.

Сходства и различия

За последние десятилетия было предпринято много попыток связать эти две системы. Мы хотим привести результирующие выводы по статье Литовской исследовательницы Лилиты Зелиты от 2014 года в журнале “The humanities and social studies”.

Лилита Зелита изучила более ста работ соционических исследователей и более шестидесяти работ специалистов MBTI. Общий вывод звучит так: «Соционика и MBTI имеют общую теоретическую базу (Теория психологических типов К.Г. Юнга), общее описание основных дихотомий, частично несовпадающие функциональные модели и общие итоговые результаты (16 типов и их характеристики). Обе теории не противоречат одна другой, но являются совместно дополняющими, и таким образом могут быть использованы для лучшего понимания себя и других в повседневных ситуациях, в семье, в образовании, в работе» .

Вот что имеется в виду. Все базисные дихотомии совпадают, в MBTI известны несколько малых групп, общее описание типов совпадает с соционическим.


При этом, в MBTI есть и функциональные модели каждого типа.

Рис. 1 Функции типов в MBTI

Для половины типов (экстраверты) модели полностью совпадают с соционическими. А модели интровертных типов отличаются от соционических (рис.1). Так, к примеру, у типа ISFP, что расшифровывается как интроверт/сенсорик/чувствующий/восприимчивый или в соционических терминах интроверт/сенсорик/этик/иррационал, т.е. СЭИ (ISFP, «Дюма») теоретическая модель порядка и объема функций выглядит следующим образом – первая, доминантная функция – интровертная этика, а вторая, дополняющая – экстравертная сенсорика. По соционической модели это соответствовало бы типу ЭСИ (ISFJ, «Драйзер»)..

Функции в модели MBTI определены так.

Важно отметить, что тип в MBTI определяется через дихотомии базиса Юнга по результатам заполнения опросника, и модели не ложатся в основу дальнейших теоретических построений и практического применения.

Различия в теоретической компоновке и описаниях в MBTI и соционике Лилита Зелита объясняет различиями в типах их основателей и ключевых представителей. Язык, используемый в теории типа является понятным для обывателей, так как ее основатели – Кэтрин Бриггс, Изабель Бриггс Майерс и другие, были из клуба гуманитариев, и их ведущими функциями были этика и интуиция. Соционика была основана А. Аугустинавичюте, и большинство ее ключевых представителей в т.ч. В. Гуленко, Г. Рейнин, А. Букалов, Т. Прокофьева - из клуба исследователей с ведущими функциями логика и интуиция.

Важно отметить, что MBTI рассматривается как самоидентификация, self-report: человек показывает, кем он хочет быть, что ему интересно. Это делается на основе самостоятельного заполнения теста из 96 вопросов в течении 20-ти минут. Дополнительно дается информация о процентном перевесе доминирующего признака. Таким образом человек может увидеть, какие функции более ярко выражены, а где перевес или недобор незначителен. Зачастую дается рекомендация смотреть информацию и о смежном типе. Результаты теста потом верифицируются специалистом.

Соционика же делает упор на оценку типа извне, что объективней, но технически намного сложнее. Для корректной самодиагностики человеку надо не только очень глубоко знать соционическую теорию, модель А, особенности различных типов и быть свободным от социальных стереотипов и одобряемых моделей поведения, но и хорошо понимать и знать себя, принимать себя таким, как есть. Такие требования делают самодиагностику делом очень непростым и необъективным. Подробнее этот вопрос рассматривается в статье Т.Н. Прокофьевой и В.Г. Прокофьева «Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики» .

Этим фактом – самодиагностикой – объясняется различие в оценке равномерности распределения типов среди людей по MBTI и соционике. В соционике, насколько нам известно, считается, что распределение примерно равномерное, а в MBTI есть статистика, согласно которой распределение неравномерно. Крайними представителями являются типы ISFJ этико-сенсорный интроверт – 13,8% населения, и ENFJ этико-интуитивный экстраверт – 1,5%

В ряде статей, рассматривающих сложности типирования MBTI , делается акцент на том, что основная проблема – это слишком упрощенное описание типов. Ведь не обязательно экстраверты шумные, а интроверты тихие, а дело в том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию. Тут можно увидеть прямую связь с концепцией «информационного метаболизма» и совпадение в этом вопросе между MBTI и соционикой. А для того, чтобы избежать поверхностного толкования, рекомендуется личное объяснение диагностом результатов теста MBTI.

В 2008 году исследователи личности (Линда В. Беренс и Дарио Нарди) добавили четыре дополнительные функции в модель MBTI, так называемые «теневые» функции, которые человек в нормальном состоянии не проявляет, но которые могут возникнуть, когда человек находится в состоянии стресса. Теневые процессы «работают больше на границах нашего осознания... Мы обычно испытываем эти процессы в негативном ключе, но когда мы открыты для них, они могут быть весьма позитивными » - пишут ученые в руководстве по работе с тестом MBTI «Understanding Yourself and Others: An Introduction to the Personality Type Code». Таким образом, в последней модели MBTI есть 8 функций, из которых 4 находятся в сознательном блоке, а 4 в теневом. Вот таблица с переводом на русский по материалам сайта http://www.cognitiveprocesses.com/16types/16types.cfm .

Соответственно, экстравертные функции типа в MBTI отражаются интровертными в теневом блоке, и наоборот. Таким образом, в последней теоретической модели исследователей MBTI выведено наличие 8 функций, 4 главных и 4 теневых, что теоретически соответствует ментальному и витальному кольцам в соционической модели А. При этом, «теневые» функции «активизируются на границах осознания» и чаще демонстрируют себя с негативной стороны, что совпадает с характеристиками подсознания по Фрейду и Юнгу, но не совсем соответствует их местоположению в модели А, т.к. реакция на витальные функции модели А далеко не всегда негативна.

При этом надо отметить, что трактовка «основных» функций MBTI в целом похожа на соционическую, но далеко не во всем.

Первая – базовая. Развивается первой в самом детстве, требует минимальное количество энергии для использования, самая сильная и уверенная, иногда может причинять неудобства окружающим своей «доминантностью»

Вторая - вспомогательная , развивается второй. Ей мы поддерживаем как себя, так и окружающих. В позитивном проявлении – заботливый родитель, в негативном – слишком заботливая, критикующая, тормозящая.

Третья – дополнительная к вспомогательной (хотя трактуется как функция детской радости). Источник энергии. В возрасте 20-30 лет нас притягивает активность по этой функции. Часто творчество происходит по третьей функции, но в своем негативном проявлении человек проявляется слишком инфантильно.

Четвертая - болевая . Эта функция может развиваться уже в зрелом возрасте, давая баланс в жизни. До этого с ней связаны страхи, негативные проекции на окружающих и «Надо».

Трактовка роли каждой из выявленных «теневых» функций в MBTI пока отличается от трактовки соционической модели, при этом отражая соответствующие главные функции.

Пятая функция характеризуется, как капризный ребенок .

Шестая – критический родитель , останавливающий и деморализующий окружающих.

Седьмая – обманчивое отвлечение , по ней нам кажется важным то, что не важно.

Восьмая – демоническая, разрушительная функция, о действиях которой обычно сожалеют позже.

Комментарий Прокофьевой Т.Н.:

"Разберем соответствие моделей на примере ТИМа ИЛЭ (ENTP, «Дон Кихот»), чтобы увидеть сходства и различия.

Что можно сказать? Где-то характеристики похожи, где-то совсем нет. Особенно по функциям блока ИД трактовка MBTI не похожа на соционическую. Да и с осознанностью-бессознательностью не все понятно.
Конечно, хотелось бы почитать более подробные описания, что означает в MBTI «базовая», например.
То ли, что и в соционике? А «вспомогательная»? Так было у Юнга, но с тех пор много времени прошло. Как сейчас все это понимают западные коллеги?
Ну а что с интровертными моделями? Посмотрим на примере СЭИ (ISFP, «Дюма»).


Если с экстравертной моделью наблюдались определенные сходства, то с интровертной – судите сами. Пока результат вызывает недоумение. Пользуется ли кто-то данной моделью? Есть ли у нее подробное толкование и практическое применение?
И самое главное, что я хочу сказать: модель – это всего лишь модель. Она призвана моделировать какие-то процессы для более простого изучения, описания. Далеко не факт, что данная модель задумана и трактуется как модель информационного метаболизма в соционическом понимании. Возможно, она служит для моделирования совсем других процессов.
Никак нельзя утверждать, что в MBTI другие типы лишь на том основании, что функции присвоили другой номер. Главное мы знаем: типы определяют по опроснику на основании базисных дихотомий и применяют на тех же основаниях. Модели в диагностике не участвуют, в описаниях типов тоже. Что именно они описывают и применяют ли их для чего-то или они остаются просто написанными на бумаге – хотелось бы понять"

Выводы

Тест MBTI принципиально не противоречит соционической теории в части базиса Юнга. Это и неудивительно, ведь у обеих теорий одно и то же основание. Более того, последние теоретические исследования MBTI еще больше сближают его с соционической теорией. При этом, тест MBTI подкреплен значительным количеством международных исследований, подтверждающих как его научную значимость, так и достоверное подтверждение идеи четырех дихотомий и 16 типов.

Ключевым различием между MBTI и соционикой можно назвать точку зрения на типируемого. В одном случае, это самотипирование, которое, фактически, дает в результате информацию не столько о том, кем человек является, сколько о том, кем он себя видит сам. В соционике же методология нацелена на независимое типирование человека таким, каким он взаимодействует с реальным миром. Разница между результатами самотипирования и типирования может быть очень значимой, т.к. фактически это ответы на совершенно разные вопросы .

ЧАСТЬ 3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ и СПОСОБНОСТЕЙ

При правильном выборе дальнейшей профессиональной судьбы должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Методики, представленные в третьей части пособия позволяют определить психологические типы, отражающие наиболее выраженные деловые качества, особенности поведения, стиль деятельности личности и наиболее подходящие профессии.

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь в выборе будущей профессии.

В США при построении карьеры человека, определении его дальнейшей профессиональной судьбы используется опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс), представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:

Наиболее выраженные деловые качества,

Особенности поведения,

Стиль деятельности (руководства),

Оптимальное рабочее окружение (в т.ч., предпочитаемый режим работы),

- «слабые места» и возможные пути развития.

В России опросник более 10 лет успешно используется в работе служб персонала ряда организаций, а также центров профконсультирования и трудоустройства (профессионального перепрофилирования).

MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других «плюсов»:

Представляет собой целостную систему;

Содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;

Удобна в работе, конструктивна;

Технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);

Не апеллирует к «клиническому опыту»;

Понятна как профессионалу, так и интересующемуся;

Обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.

В основу теста положена типология личностей К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.

Структура и принцип работы теста.

Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является «правильной» или «неправильной» – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии «на вкус, на цвет товарища нет», просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).



Сравнение показателей, полученных по двум полюсам одной шкалы, показывает, насколько человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора «правша-левша» – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.

Тип личности выявляется на основании получения показателей суммы баллов, набранных по каждому полюсу. В итоге мы получаем четырехбуквенное обозначение, например ESTJ, INFP и т.п..

Шкалы (факторы) .

Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:

Как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чем сосредоточивает свое внимание) – вовне или внутрь себя – шкала Экстраверсия – Интроверсия (Е-I);

Какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде и легче всего – шкала Сенсорика (ощущение) – Интуиция (S-N) ;

Каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется) – шкала Мышление – Чувства (T-F) ;

Какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты) – шкала Суждение – Восприятие (J-P) .

Инструкция: На эти вопросы нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вашиответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Выделаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая опредпочтениях других людей, Вы сможете выявить свои сильные стороны,понять, какая работа доставляет Вам удовольствие и как люди сразличными предпочтениями могут взаимодействовать друг с другом.Внимательно читайте каждый вопрос и отмечайте свой ответ наспециальном бланке, обводя в кружок букву выбранного Вами вариантаответа.

Не делайте никаких пометок в тексте опросника!Не думайте подолгу над вопросами, давайте первый ответ, которыйприходит Вам в голову.

Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе Вамнеобходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем,что Вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе Вам нужноопределить, какое слово в паре Вам больше нравится. Ориентируйтесь назначение слова, а не на то, как оно выглядит.

Текст опросника:

1. Обычно Вы:

а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны.

2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:

а) построенный на изложении фактов;

б) включающий в себя изложение теорий.

3. Вы чаще позволяете:

а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем.

4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:

а) планируете, что и когда будете делать;

б) уходите без определенного плана.

5. Находясь в компании, Вы обычно:

а) присоединяетесь к общему разговору;

б) беседуете время от времени с кем-то одним.

6. Вам легче поладить с людьми:

а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными.

7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:

а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек.

8. Вы предпочитаете:

а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;

б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.

9. В большой компании чаще:

а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими.

10. Вас скорее можно назвать:

а) человеком практичным; б) выдумщиком.

11. Обычно Вы:

а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства.

12. Вы чаще добиваетесь успеха:

а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;

б) следуя тщательно разработанному плану.

13. Вы предпочитаете:

а) иметь несколько близких, верных друзей;

б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.

14. Вам больше нравятся люди, которые:

а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;

б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или

15. На Ваш взгляд самый большой недостаток – быть:

а) бесчувственным; б) неблагоразумным.

16. Следование какому-либо расписанию:

а) привлекает Вас; б) сковывает Вас.

17. Среди своих друзей Вы:

а) позже других узнаете о событиях в их жизни;

б) обычно знаете массу новостей о них.

18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:

а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир.

19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:

а) всегда добр; б) всегда справедлив.

20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:

а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас.

21. Вы обычно:

а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;

б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.

22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:

а) необычная, оригинальная манера изложения;

б) когда писатели четко выражают свои мысли.

23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:

а) быть слишком сердечным; б) быть недостаточно сердечным.

24. В своей повседневной работе:

а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;

б) ненавидите работать в жестких временных рамках;

в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.

25. Люди могут определить область Ваших интересов:

а) при первом знакомстве с Вами; б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.

26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:

а) делать это традиционным способом;

б) изобретать свой собственный способ.

27. Вас больше волнуют:

а) чувства людей; б) их права.

28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:

а) тщательно организовываете все перед началом работы;

б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.

29. Обычно Вы:

а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе.

30. Вы предпочитаете:

а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам.

31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кроткий; б) настойчивый.

32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:

а) лучше планировать все заранее;

б) несколько неприятно быть связанным этими планами.

33. Можно сказать, что Вы:

а) более восторженны по сравнению с другими людьми;

б) менее восторженны, чем большинство людей.

34. Более высокой похвалой человеку будет признание:

а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла.

35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мысли; б) чувства.

36. Обычно:

а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;

б) для Вас откладывать все до последней минуты – это слишком большая нервотрепка.

37. На вечеринках Вам:

а) иногда становится скучно; б) всегда весело.

38. Вы считаете, что более важно:

а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;

б) воспринимать факты такими, какие они есть.

39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) убедительный; б) трогательный.

40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:

а) очень удобно для выполнения многих дел;

б) тягостно, даже когда это необходимо.

41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:

а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь.

42. Вы скорее:

а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;

б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.

43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) анализировать; б) сопереживать.

44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:

а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;

б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;

в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.

45. Узнать, что Вы за человек:

а) довольно легко; б) довольно трудно.

46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) факты; б) идеи.

47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) справедливость; б) сочувствие.

48. Вам труднее приспособиться:

а) к однообразию; б) к постоянным переменам.

49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно:

а) переводите разговор на другое; б) обращаете все в шутку;

в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать.

50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) утверждение; б) идея.

51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сочувствие; б) расчетливость.

52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы:

а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке;

б) сразу беретесь за работу.

53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли:

а) достаточно хорошо; б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них.

54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) факт.

55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) выгода; б) благодеяние.

56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно:

а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени;

б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью.

57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете:

а) активно участвовать в развитии событий;

б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется.

58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) буквальный; б) фигуральный.

59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) решительный; б) преданный.

60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы:

а) сможете довольно точно ответить;

б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать;

в) предпочтете не загадывать заранее.

61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) энергичный; б) спокойный.

62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) образный; б) прозаичный.

63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) неуступчивый; б) добросердечный.

64. Однообразие повседневных дел кажется Вам:

а) спокойным; б) утомительным.

65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сдержанный; б) разговорчивый.

66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производить; б) создавать.

67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) миротворец; б) судья.

68. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) запланированный; б) внеплановый.

69. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) спокойный; б) оживленный.

70. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) благоразумный; б) очаровательный.

71. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мягкий; б) твердый.

72. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) методичный; б) спонтанный.

73. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) говорить; б) писать.

74. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производство; б) планирование.

75. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) прощать; б) дозволять.

76. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) систематический; б) случайный.

77. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) общительный; б) замкнутый.

78. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) конкретный; б) абстрактный.

79. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кто; б) что.

80. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) импульс; б) решение.

81. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) вечеринка; б) театр.

82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сооружать; б) изобретать.

83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) некритичный; б) критичный.

84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) пунктуальный; б) свободный.

85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) основание; б) вершина.

86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) осторожный; б) доверчивый.

87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) переменчивый; б) неизменный.

88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) практика.

89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) соглашаться; б) дискутировать.

90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) дисциплинированный; б) беспечный.

91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) знак; б) символ.

92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) стремительный; б) тщательный.

93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) принимать; б) изменять.

94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) известный; б) неизвестный.

Обработка результатов:

Ответив на все 4 блока вопросов, раздельно просуммируйте число баллов по каждому из блоков. Вам больше соответствует свойство из того столбика в блоке, где сумма баллов больше. В результате заполнения всего опросника, Вы сможете описать собственный психологический тип четырьмя свойствами.

Бланк ответов типологического опросника MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б в а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б
а б а б а б
а б а б
а б
а б
Итого Итого Итого Итого

Ключ к опроснику MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б - - а б - - а б - 1(2) 2(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - 2(2) 1(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) - а б в - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - 2(1) - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б 2(2) - - 1(2) а б - -
а б - - а б - - - а б - - 1(2) а б - -
а б - - - а б - - - а б 1(2) - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б в - - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) а б в - - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - -
а б - - -
а б - -
Итого Итого Итого Итого

Интерпретация результатов:

Первое, и самое важное: эти описания помогут вам твёрдо установить ваш психологический тип. Независимо от того, использовали ли вы Индикатор типов Майерс-Бриггс или просто приблизительно установили свои предпочтения, данные описания подкрепят собой ваши изыскания и продемонстрируют, как четыре предпочтения взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный тип личности. Если, читая описание своего типа, вы увидите, что согласны с большинством его положений, значит, вы, вероятнее всего, правильно установили свой тип. По мере чтения описания может быть полезно подчёркивать или выделять те моменты, с которыми вы особенно согласны или не согласны.

Затем вы можете прочитать своё описание человеку, которого хорошо знаете, - это может быть ваш коллега, начальник или подчинённый. Попросите этого человека сказать, с какими элементами вашей характеристики он особенно согласен или не согласен. Его отклик будет в высшей степени полезен для вас: с его помощью вы поймёте, насколько восприятие вас окружающими близко вашей самооценке.

Кроме того, описаниями можно воспользоваться как подспорьем для коллективной деятельности. Если обменяться характеристиками друг друга и держать их под рукой для важных моментов (перед собраниями, в ходе срочной работы, в кризисных ситуациях), это поспособствует открытому общению и позволит каждому из сотрудников обратиться к своим достоинствам и помнить о собственных недостатках.

Вот ещё один вариант использования психологических характеристик: они помогут вам справиться с человеком, который доставляет вам на работе особенные проблемы. Если вы знаете все четыре предпочтения этого человека (или по крайней мере догадываетесь, каковы они), то, ознакомившись с описанием его типа, вы поймёте, где коренится проблема. А это может дать вам возможность наладить общение и справиться с данной проблемой.

Мировой опыт применения типологии Майерс-Бриггс

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии. Изучение типологии Майерс-Бриггс одобрено Американской Психологической Ассоциацией в рамках продолжения образования по Категории 1 для психологов. .

История типологии Майерс-Бриггс

Типология Майерс-Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы «Психологические типы» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга . Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс-Бриггс - Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии - в 1944 году.

В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI. Широкую популярность тест MBTI и типология Майерс-Бриггс стали приобретать после того, как права на его продажу (в 1975 году) получила Consulting Psychologists Press , занявшаяся его продвижением. В том же (1975) году под эгидой CAPT была проведена первая конференция, посвящённая типологии Майерс-Бриггс, которая и теперь проводится каждые 2 года. В 1979 году была учреждена Association of Psychological Type (APT), представляющая интересы MBTI, а также занимающаяся подготовкой непсихологов для работы с этим тестом. В немалой степени популярности типологии Майерс-Бриггс среди широких масс способствовала публикация в 1984 году популярной книги D. Keirsey и M. Bates . Значительная часть исследований по типологии Майерс-Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type .

Об истории типологии Майерс-Бриггс в России можно заметить, что первое её упоминание в СССР относится к 1978 году, а первый краткий очерк был опубликован в 1984 году.

Основы типологии: шкалы и типы

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, - какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,
I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) - ориентировка на конкретную информацию,
N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;
F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (P erception, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

«Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.»

Таким образом, Изабель Майерс «суждением»/«восприятием» не вводила нового понятия, а лишь выбрала одно из обозначений Юнга для «рациональности»/«иррациональности». Однако при этом, изменив функциональную модель типов Юнга.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс-Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий). Например интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс-Бриггс иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов - тип INTP в типологии Майерс-Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа.

Также, у некоторых последователей Майерс-Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс-Бриггс он совпадает.

Другое отличие между типологиями в том, что понимание последователями Майерс-Бриггс содержания 8 функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) Юнга может отличаться как от понимания другими последователями, так и самим Юнгом. Это является следствием того, что уделив большое внимание развитию MBTI, значительно лучше были проработаны бинарные признаки, лежащие в основе данного теста, нежели функции Юнга.

Типология Майерс-Бриггс и соционика: разные типологии

Следует отметить, что существует два подхода к диагностике личности - «факторный» и «типологический». Каждый из них имеет как свои преимущества, так и ограничения (подробнее о двух подходах см. ), решая принципиально разные задачи. В целом, при типологическом подходе происходит закономерное «огрубление» индивидуально-психологических характеристик конкретного человека.

Примечания

См. также

  • Эволюция взглядов Юнга на типологию / А. М. Ельяшевич, Д. А. Лытов

Книги и статьи

  • Авила А. Найди свою любовь! Типы людей и их совместимость. - М: Астрель, 2004. - . . мягкая обложка, 304 стр. - Alexander Avila. Love Types. 1999.
  • Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без правил. Личность в зеркале судьбы. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
  • Блюмина Т. А. Вековые натуры в семье, школе, обществе. - М.: 1996.
  • Ваганов П. С. Человек, риск, безопасность. - СПб., изд-во СПбГУ, 2002. - 160 с.
  • Каммероу Дж. М., Баргер Н. Д., Кирби Л. К. Ваш психологический тип и стиль работы. - Пер. с англ. А.Багрянцевой. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - . . - 224 с - Jean M. Kummerow, Nancy D. Barger, Linda K. Kirby. Work Types. Warner Books, A Time Warner Co., 1997.
  • Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина - 1978.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Типы людей: 16 типов личности - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 544 с; 2-е изд.: М.: 2005. - 352 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. Type Talk.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 560 с; 2-е изд.: М.: 2005. - 477 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. Type Talk at Work.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Шестнадцать дорог любви. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 430 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. 16 Ways to Love Your Lover.
  • Куэнк Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации. - Пер. с англ. «ООО Пароль» - М: Издательство «Бизнес Психологи», 2010. - . . твердая обложка, 256 стр. - Naomi L. Quenk. Essentials of Myers-Briggs Type Indicator® Assessment. Автор – вице-президент Myers-Briggs Foundation.
  • Ливер Б. Л. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 1995. - Betty lou Leaver. Teaching the Whole Class.
  • Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар – М: Издательство: «Бизнес Психологи», 2010. - , твердый переплет, 320 стр. - Gifts Differing: Understanding Personality Type – книга Изабель Бриггс Майерс, пропитанная ее духом и стремлением познакомить читателя с MBTI.
  • Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. - СПБ.: «Андреев и сыновья», 1994. - 238 с - В книге имеются значительные совпадения по тексту с англоязычной книгой: Keirsey D., Bates M. Please Understand Me.
  • Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб., Речь, 2003. - 288 с.
  • Павлов К. В. Ваш психологический тип. - Киев: Кофр, 1996. - см. Овчинников, Павлов, Владимирова. То же самое, но под одной фамилией.
  • Петрова Е. Ю. Психологические типы Юнга. - СПб, «Мебиус», 1997. - 56 с - «Гибрид» соционики и типологии Кирси.
  • Практическая психология для менеджеров (под ред. М. К. Тутушкиной). - М., «Филин», 1996. - 368 с.
  • Практическая психология для преподавателей (под ред. М. К. Тутушкиной). - М., «Филин», 1996. - 328 с.
  • Психодиагностика основных типологических характеристик личности (сост. Овчиннинков Б. В., Павлов К. В., Тутушкина М. К.) - СПб., СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 1994. - 56 с.
  • Советы психолога менеджеру (под ред. Тутушкиной М. К.) - СПб., СПб. гос. арх.-строит. ин-т, 1994. - 194 с.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. М. - 2005. - 688 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You through the Secrets of Personality Type. (Внимание! Перевод данной книги некорректен, допускаются серьёзные искажения терминологии!)
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Какого типа Ваш ребёнок. М. - 2005. - 448 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Nurture By Nature.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. - М.: АСТ, 2000. - 288 с - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. The Art of Speed Reading People.
  • Тигер П. Д., Баррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рождён. - М.: Армада, 1996. - 491 с - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You through the Secrets of Personality Type. В переводе допущены грубые ошибки, затрудняющие понимание.
  • Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. - M.: «ИНФРА-М», 1999.
  • Фрид Дж., Бирнбаум Д. Чтение личности. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 288 с.
  • Хеджес П. Анализ характера, или типология по Майерс-Бриггс - М: Эксмо, 2003. - . - 320 с - Patricia Hedges. Understanding your personality. With Myers-Briggs and more. 1993.
  • Хеджес П., Коэн Д. Тайны характера - М: ЭКСМО, 2004. - . - 512 с, ил.
  • Шиян, А. А. Руководство по социальным технологиям. Электронный ресурс/ 1-е изд. - 2001/Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/shijan%5Frukovodstvo/
  • Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. - М: «Радио и связь», 1984. - Ben Shneiderman. Software Psychology. (Книга интересна скорее исторически - как первая более-менее подробная публикация о типологии Майерс-Бриггс на русском языке всего на нескольких страницах).
  • Щёголев И. В. 16 типов личности - 16 типов почерка. - СПб: Питер, 2005. - . - 144 с, ил.
  • Лытов Д. «Зарубежная типология Юнга сегодня: неизвестное об известном»
  • Духовской Т. А., Лустач А. В. Дихотомии или аспекты? Основное отличие соционики и западной типологии психики
  • Типы личности в состоянии стресса / Types unfer stress - по материалам Д.Дина: англоязычный вариант авторских текстов и их перевод на русский язык