Ботина л г варианты в диалектной фразеологии. Современная русская диалектная фразеология: лексико-грамматический и лексикографический аспекты

  • 9. Безударный вокализм после твердых согласных.
  • 10. Безударный вокализм после мягких согласных.
  • 11. Подтипы диссимилятивного аканья.
  • 12. Подтипы диссимилятивного яканья.
  • 13. Характеристика системы согласных.
  • 14. Глухие и звонкие заднеязычные фонемы.
  • 15. Твердые и мягкие заднеязычные фонемы.
  • 16. Губные щелевые согласные в - ф.
  • 17. Боковые согласные л - л".
  • 18. Аффрикаты. Гипотеза происхождения цоканья.
  • 19. Щелевые согласные на месте аффрикат (шоканье, соканье).
  • 20. Основные фонетические изменения в современных диалектах под влиянием литературного языка.
  • 21. Имя существительное. Диалектные различия в системе имен существительных. Категория рода. Категория падежа.
  • 22. Особенности склонения ж. Р. Ед. Числа в русских народных говорах. Причины отмечаемых явлений.
  • 23. Особенности склонения м. Р. Ед. Числа в русских народных говорах. Причины отмечаемых явлений.
  • § 75. Ко II склонению относятся существительные мужского рода, за исключением существительных на -а, состав которых в говорах неоднороден (см. § 71) и существительные среднего рода.
  • § 76. Диалектные различия во II склонении касаются форм род. И предл. П.
  • 24: Особенности склонения во мн. Числе в русских народных говорах.
  • 25. Диалектные различия в образовании основ мн. Числа.
  • 26. Особенности местоимений в говорах.
  • 27. Характеристика прилагательных в русских народных говорах.
  • 28. Диалектные различия в склонении числительных.
  • 29. Основы глаголов.
  • 30. Формы инфинитива.
  • 31. Диалектные различия в формах времени.
  • 32. Чередование в основе глаголов.
  • § 104. У глаголов I спряжения с основой напар_ные_хаердь1е_и заднеязычные при чередованиях нинечнт и ш)пз асного основа в
  • § 105. Глаголы общего спряжения не отличаются, как было уже
  • 33. Конечный т или т" в формах 3 лица или его отсутствие.
  • 34. Формы повелительного наклонения. Возвратные глаголы.
  • § 111. В образовании форм повелительного наклонения в говорах мало отличий от литературного языка.
  • § 114. В говорах широко представлены явления, связанные с процессами на стыке с постфикса и предшествующих согласных: ш в формах 2-го л. Ед. Ч. И г в формах 3-го л. Ед. Ч. И мн. Ч. И в инфи­нитиве.
  • 35. Причастие, деепричастие.
  • 36. Современные морфологические процессы в русских народных говорах.
  • 37. Синтаксические особенности в области словосочетания.
  • 38. Особенности в построения простого предложения.
  • 39. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 40 Особенности сложного предложения.
  • § 136. Различия. Отн|""%д"|Црг.А к синтаксическому строюговоров. Могут быть не только противопоставленными, как различия фонети­ческие и морфологические, но и непротивопоставленными.
  • 41. Характеристика словарного состава говоров.
  • 42. Характер диалектных различий в области лексики.
  • 43. Типы диалектных различий в лексике.
  • 44. Системные отношения в лексике.
  • § 155. В лексике говоров наблюдаются те же явления, которые 1 характеризуют любую языковую систему: полисемия, омонимия, ] синонимия, антонимия.
  • 45. Особенности синонимии в говорах.
  • 46. Обогащение литературного языка лексикой диалектов.
  • 47. Пути и причины перехода диалектной лексики в литературный язык.
  • 48. Диалектная фразеология.
  • 49. Становление русской диалектной лексикографии. Диалектные словари.
  • 50. Лингвистическая география.
  • 51. Диалектное членение русского языка.
  • 52. Диалектологические карты 1914 - 1964 гг.
  • 53. Наречия. Группы говоров. Диалектные зоны.
  • § 178. Юго-Восточная диалектная зона охватывает Курско-Ор-ловскую, Восточную и Донскую группы Южного наречия. Для нее характерны следующие явления.
  • § 179. Ладого-Тихвинская группа.
  • § 184. Западная группа.
  • § 191. Гдовская группа. Ей свойственны следующие явления.
  • 47. Пути и причины перехода диалектной лексики в литературный язык.

    Причины и условия перехода:

    1. экстралингв.

    изм-я в обл. яз. взаимод-я. Экон. причины: освоение нов. р-в, вовлечение б. масс в производство, миграция, расширение контактов с носителями лит.яз., демократ-я носителей д-та.

    ст. изв-ти слова (СМИ, ос. газеты)

    Ареальный хар-р: чем шире распр-но, тем. б. преимуществ войти в лит.яз. (коврига)

    Фактор отс-я эквивалента диал. слову в лит.яз. (кизякИ - кирпичи из глины, навоза, соломы)

    Ф-р сл\обр треб. осознания носителем яз. сл\обр. модели) сущ. +суф. = крючник

    Мотивир-ти: переход немотивр. слв. ограничен, в осн. мотивир. (лещина - корня в лит.яз. нет, рябина, калина, малина...). часто переходят многозн. слова

    Экспрессии (хоромИна)

    1. непоср.

    2. опосред.

    Ч\з город. просторечие; терминол. с-му; язык. худ. литры, ф-ра. Значимость путей различна. Проводники: учебн., спец., научн., худ. литра, пресса, СМИ, док-ты

    48. Диалектная фразеология.

    Диалектной фразеологией принято называть совокупность диалектных фразеологических единиц - устойчивых словосочетаний, обладающих целостным значением, регулярно вос­производимых в речи.

    Как и в литературном языке, под устойчивостью фразеоло­гической единицы в диалектах понимают единство состава и структуры фразеологизма, способность иметь устоявшийся, за­крепленный традицией характер. Целостность значения фразеоло­гической единицы проявляется в ее семантической и функциональ-, но-грамматической близости слову (сидеть на гребню - "прясть").

    Регулярное использование фразеологизмов в речи носителей того или иного говора является основной формой существования этих лексических единиц в диалектном языке.

    Отличительной чертой диалектной фразеологии, как и литерату-ной, является присущая ей ярко выраженная образно-эмоциональ­ная оценка действий, качеств предметов, уже имеющих в языке свои наименования. Например: через палку падать - стать немощным, слабым". Закономерно, что именно в силу своей экспрес­сивности большинство фразеологизмов характеризуют свойства и состояние человека. Например: салдщий человек - обжора"; гряз­ный пупок - "неряха". Образно-экспрессивная сущность фразеоло­гизмов особенно ярко проявляется в тех случаях, когда фразеоло­гические единицы образуются в результате метафорического пере­носа: солнышко глотать - "зевать"; зуб не покрывать - "смеяться"; сидеть в гнилушках - "скучать, вести однообразный образ жизни".

    Диалектные фразеологизмы семантически неодно­родны. В русской народной фразеологии можно выделить значитель­ное число тематических групп, связанных с отражением духовной культуры народа, его производственной деятельности, окружающей среды и т. д. Фразеологизмы могут характеризовать свойства, состоя-} иие человека: зуб съесть - быть опытным", пестом в ступе не пой-\ мать - о вертлявом человеке; действия человека: в мах реветь Ж громко, продолжительно плакать", сёднем ходить - ползать"; могут давать характеристику явлениям природы: потная погода - отте-; пель", сиротская зима - "теплая, мягкая зима", верховая вода ~ц грязная дождевая вода"; могут быть вторыми названиями предме­тов быта: черная шевелйлка - кочерга", стальной карандаш -| "лом" и др. Диалектные фразеологизмы активно отражают народ1-! ную обрядность: пороги кричать - просить подарок у невесты", с белилами ехать - "привозить подарки невесте" и др.

    Диалектные фразеологические единицы по своему с о Щ т а в у соотносятся с существительными (бобылка рахманная -■[ женщина, не умеющая вести хозяйство"), прилагательными {дева вековая- девушка, не выходившая замуж; старая дева"), глаго­лами (мимо рта соваться - вертеться в голове, на языке; о чем-либо знакомом, но забытом в данный момент"), наречиями (куды ража -Я ■ очень хорошо"), междометиями (перун забей, стрёшник расколоти, опрйчь тебя возьми - бранные выражения досады, недовольства). В фразеологических оборотах степень слитности компонентов мо­жет быть представлена по-разному. Так, у одних фразеологизмов образность и переносное значение мотивированы (гнёзды играть - справлять сразу несколько свадеб"), у других - значение не мотиви­ровано составляющими фразеологизм компонентами. В таких фразеологизмах невозможно установить пути формирования пере­носного значения, наметить образ, несущий на себе основную экспрессивную нагрузку (барма ярыжка- бестолковый человек"). Фразеологизм, как и свободное словосочетание может характеризо­ваться следующими синтаксическими связями между компонентами: согласованием - в самородных сапогах (босиком") ходил долго, управлением - не с кем рассудок рассудить - по­советоваться", примыканием - радио хорошо говорит про­грамму (предсказывает") - о погоде.

    Для диалектов характерны обороты тавтологичес­кого характера, что обусловлено стремлением к уточнению гово­рящим прямого номинативного значения первого слова во фразеоло­гизме, усилению экспрессивности всего фразеологического оборота. Так, в говорах Подмосковья типичен фразеологизм яровать яро­вое - "сеять яровые культуры", в воронежских говорах используется слоны слонять - "бездельничать", в рязанских - бредить бредкй - говорить вздор", в сибирских - бегать в бегова - состязаться в беге" и т. д.

    Для фразеологизмов, образованных повторением однокорен-ных слов, характерна утрата самостоятельного значения у второго компонента, который служит в основном для того, чтобы придать всему фразеологизму большую выразительность, эмоциональность, а также усилить смысловой оттенок: Поставлю плетень а то куры лит м а лететь будут; Прямо г о р о м горят ноги-то; Некогда мне б о лтк и болтать. Че зря болткй болтать? Иди робить.

    Тавтологические фразеологизмы могут быть по своей структуре различными. 1) Глагол + однокоренное наречие, образованное от существительного в форме твор. п.: ходнем ходить, кидкдм кидать. 2) Глагол + однокоренное существительное в форме других косвен­ных падежей: стоять на стдях, лечь в полйг. 3) Глаг.ол -+- одноко-ренной компонент в форме отглагольного наречия на -мя (-ма): падьма пасть, сйдма сидеть, горьмя гореть. 4) Существитель­ное -+- прилагательное: темь тёмная, год годенький. 5) Существи­тельное + глагол: лето летовать, часы часуются, клич кликать. 6) Существительное -\- существительное с предлогом: день при дню.

    Одной из особенностей диалектной фразеологии являете? присущая ей вариативность, которая выявляется при неод нократном воспроизведении фразеологизма одним и тем же лицон или при использовании фразеологизма в речи жителей разньп населенных пунктов одного и того же региона, а также нескольки; регионов.

    Фразеологическая вариативность предполагает при тождественности семантики замену одних компонентов другими. Причинами возникновения вариативности являются многие факто­ры, в том числе временные рамки использования фразеологиз­ма, территория функционирования фразеологического оборота.

    Вариативность фразеологизмов в говорах во многих случаях возникает в связи с проникновением и утверждением новых норм: акцентологических (красоту продавать - красоту прода­вать, курник завивать - курник завивать - обряд, при котором невесту сажали возле наряженной елки, пели ей песни, а дружка или жених давал выкуп), фонетических (верховой огонь - верховой в"огонь - пламя"), морфологических, которые проявляются наиболее часто в формах падежа, рода, числа имен существительных (мдлин собирать - мблино собирать - молину собирать - молины собирать - обряд, при котором одаривали молодых подарками; гвалт кричать - гвалту кричать - громко кричать, звать на по­мощь"; как бурый волк - как бурые волки - работать много, напряженно"), синтаксических (голосом выть - в голос выть; хо­дить кругом - ходить в круг - ходить кружками - водить хоровод"; ходить по веник - ходить за веником - свадебный обряд, при котором до свадьбы невеста перед баней заезжает в дом к жени­ху, чтобы получить вместе с веником угощение).

    Лексическая вариативность наиболее распространенное явление в диалектной фразеологии, что во многом обусловлено наличием в речи носителей говора синонимов, использованием под влиянием радио, телевидения, кино, школы слов литературных, общенарод­ных наряду с диалектными и т. д. Например: прибавить (расширить) глаза (свету) - удивиться, изумиться, с удивлением смотреть на что-либо", собирать (молотить, нести, болтать, боронить, плести) вокруг головы да в пазуху "- говорить вздор", как вертёшка (вёртник, вертушка) вертеться - вести себя суетливо".

    Варьирование компонентов не нарушает целостности фра­зеологизма и не разрушает его семантики, а наоборот дает воз­можность более точно передать эмоционально-оценочную характе­ристику явления.

    В состав одних диалектных фразеологизмов могут входить слова, общие с литературным языком (далеко не родня - большая разница"), в состав других включаются в качестве компонента диа­лектные лексемы (ни богу свечка, ни чёрту ожёг, ср. ни богу свечка, ни чёрту кочерга; здесь диалектный фразеологизм варьирует фразеологизм литературный за счет употребления в своем составе диалектного слова ожёг - "палка, заменяющая кочергу, которой мешают угли; обожженный на конце кусок дерева"). Третий тип фразеологизмов имеет в своем составе как диалектные, так и литера­турные слова, но отличается своеобразной структурой и семантикой (золить голову- "делать зло, вредить").

    Взаимосвязь диалектной и литературной фразеологии осу­ ществляется через общенародные модели, общие как для диалект­ ной, так и для литературной фразеологии. Фразеологическая м о д е л ь - это структурный тип фразеологизма, который обеспечи­ вает как его воспроизводимость, так и семантическую стабиль­ ность. По одной модели созданы диалектные фразеологизмы заси- дёлая дева, непересаженная дева и литературный фразеоло­ гизм старая дева.

    Под влиянием литературного языка диалектные фразеологиз­мы могут изменять свой лексический состав путем замены одного из компонентов литературной лексемой (быть в шабрах на быть в сосе­дях). Диалектный различительный признак может быть утерян, если диалектный фразеологизм будет структурно подравниваться под литера­турную фразеологическую единицу (сломя головы на сломя голову).

    В современных русских диалектах не все тематические группы фразеологизмов входят в активный словарь носителей говора. В связи с изменением мировоззрения и психологии людей в условиях всеобщей грамотности, проникновения радио и телевиде­ния в сельский быт многие тематические группы фразеологизмов переходят в пассивный запас. Так, фразеологизмы кол к колу - ни кола ни двора", пастушка схватить - определять, кто из гадаю­щих подруг раньше выйдет замуж", осколки съесть - "получить отказ во время сватовства" и т. п. сохраняются только в речи старшего по­коления. Другие фразеологические обороты продолжают жить в но­вых условиях, но изменяют первоначальный смысл и приобретают новое значение. Так, фразеологизм в гнилушках сидеть, образован­ный от названия деревни Гнилушки, имевший вначале значение жить в глухой деревне, окруженной болотами и лесами", изменил первоначальную семантику и стал употребляться в значении "скучать, вести однообразный образ жизни" (Нечего нам в гнилушках сидеть, скоро телевизор смотреть будем).

    Несмотря на все усиливающееся нивелирующее влияние ли­тературного языка на диалекты, диалектный язык пополняется новыми фразеологизмами, передающими образные представления, основанные на местной конкретной обстановке, отражающей быт, труд и характер русского человека. В состав таких фразеологиз­мов могут входить выражения, характеризующие новые социальные условия жизни современной деревни (председателева дорога - безукоризненная, безупречная, принципиальная линия поведения", жить в начальниках - "находиться на руководящей должности", на учёный ум - со знанием дела", ходить с десятикласской - иметь среднее образование").

    Диалектная фразеология делает речь носителей того или иного говора образной, яркой, эмоциональной. И закономерно, что именно эта фразеология получает отражение в современных художествен­ных произведениях многих советских писателей.

    в) Синонимия. Способность языка выражать одно и то же содержание разными средствами проявляется на- лексико-семанти-ческом уровне в том, что.язык располагает большим количеством синонимов - слов тождественных или близких по значению.

    Синонимам в языке свойственны различные функции - семанти­ческие и стилистические. Стилистические функции синонимов (функ­ция оценки и эстетическая функция) в современных говорах осущест­вляются своеобразно благодаря взаимовлиянию говоров и воздейст­вию литературного языка, которое стало особенно интенсивным во второй половине XX в. Включение в синонимические ряды слов из других говоров и литературного языка приводит к перестройке отношений между его членами, что можно видеть на примере рас­смотренного выше синонимического ряда со значением много" (§ 143). В нем перестройка отношений между членами связана с бы­лой многозначностью некоторых из них и появлением в синонимичес­ком ряду наречия полно в значении много (только по отношению к предметам)", тогда как первоначально значение множественности в этом слове было обязательно связано с заполненным объемом (в банке полно воды). Утрачивая этот элемент значения, наречие полно становится дублетом слова дивно, вследствие чего слово дивно выходит из употребления, оставаясь только в речи старшего поколе­ния. Самым же употребительным является стилистически нейтраль­ное наречие много, которое не имеет никаких ограничений в сочетае­мости.

    Синонимия связана с полисемией благодаря тому, что много­значное слово в разных своих значениях (вариантах) бывает членом разных синонимических рядов. Например, в нарымском говоре Томс­кой области слово сильный входит в три синонимических ряда, поскольку у него здесь обнаруживаются соответствующие значения: I- богатый1 - черноземный - сильный" -урожайливый плодород­ный (о земле)"; II. богатый2 - сильный2 - крепкий "состоятельный (о хорошем хозяине)"; III. сильный3 - могутный - становитый - дюжой сильный (о человеке, животном, машине)".

    3 группы по опр-ю многозначности:

    1. многознач. слова, знач. кот. известны всему населению (гулять - веселиться, изменять супругу)

    2. многозн. у ст. покол., однозначны у мол. (столб - верт. стоящее бревно; участник земли, выделенной в общее пользование для 100 крестьян; дорога, отделяющая наделы)

    3. слово, кот. многозначно в говоре, как единой лексико-сем. с-ме, но не в речи каждого из носителей говора (мол. - одно значение, ст. - другое: семья у ст. 10-50 чел (Я в семье не жила, только муж свекровь и свёкр), у мол. - муж, жена, дети.

    Обогащение литературного языка лексикой диалектов.

    Сущ. 2 т.зр.

    1. Ефимов: лит.яз. уже не пополняется диал. словами, прекр. в 19 в.

    2. Виноградов: с сер. 19 в. включение област. нар. лексики в словари рус.лит.яз. стан-ся напряжённым, разнообр. и быстрым.

    Чт. разобраться, нек. взяли сл. Ушакова, 17-т. БАС рус.яз и МАС. Методом выборки были выделены слова с пометой областн.: в ушакове 3286 слов, в БАСе и МАСе 1063. Эти слова употр. и в послед. словарях:

    Наимен-я лиц по роду д-ти (плотовод)

    Оценоч. лексика (лохмотник)

    Родсвт. связи (сват, свояк)

    Флора (лещина, моховик гриб)

    Фауна (байбак, секач)

    Пр-ты быта (голик, дублёнка)

    Явл-я пр-ды (курган, буран)

    Отвлеч. лесика (всполох, колядки)

    Гл. (бочарничать, жухнуть) + звукоподр. (кукарекать)

    из 1063 - 405 сущ. без помет, 196 гл., 108 прил., 3 нар.

    712 без помет, 182 разг., 91 устар., 58 спец., 15 нар-поэт.

    Пути и причины перехода диалектной лексики в литературный язык.

    Причины и условия перехода:

    1. экстралингв.

    изм-я в обл. яз. взаимод-я. Экон. причины: освоение нов. р-в, вовлечение б. масс в производство, миграция, расширение контактов с носителями лит.яз., демократ-я носителей д-та.

    ст. изв-ти слова (СМИ, ос. газеты)

    Ареальный хар-р: чем шире распр-но, тем. б. преимуществ войти в лит.яз. (коврига)

    Фактор отс-я эквивалента диал. слову в лит.яз. (кизякИ - кирпичи из глины, навоза, соломы)

    Ф-р сл\обр треб. осознания носителем яз. сл\обр. модели) сущ. +суф. = крючник

    Мотивир-ти: переход немотивр. слв. ограничен, в осн. мотивир. (лещина - корня в лит.яз. нет, рябина, калина, малина...). часто переходят многозн. слова

    Экспрессии (хоромИна)

    1. непоср.

    2. опосред.

    Ч\з город. просторечие; терминол. с-му; язык. худ. литры, ф-ра. Значимость путей различна. Проводники: учебн., спец., научн., худ. литра, пресса, СМИ, док-ты

    Диалектная фразеология.

    Диалектной фразеологией принято называть совокупность диалектных фразеологических единиц - устойчивых словосочетаний, обладающих целостным значением, регулярно вос­производимых в речи.

    Как и в литературном языке, под устойчивостью фразеоло­гической единицы в диалектах понимают единство состава и структуры фразеологизма, способность иметь устоявшийся, за­крепленный традицией характер. Целостность значения фразеоло­гической единицы проявляется в ее семантической и функциональ-, но-грамматической близости слову (сидеть на гребню - "прясть").

    Регулярное использование фразеологизмов в речи носителей того или иного говора является основной формой существования этих лексических единиц в диалектном языке.

    Отличительной чертой диалектной фразеологии, как и литерату-ной, является присущая ей ярко выраженная образно-эмоциональ­ная оценка действий, качеств предметов, уже имеющих в языке свои наименования. Например: через палку падать - стать немощным, слабым". Закономерно, что именно в силу своей экспрес­сивности большинство фразеологизмов характеризуют свойства и состояние человека. Например: салдщий человек - обжора"; гряз­ный пупок - "неряха". Образно-экспрессивная сущность фразеоло­гизмов особенно ярко проявляется в тех случаях, когда фразеоло­гические единицы образуются в результате метафорического пере­носа: солнышко глотать - "зевать"; зуб не покрывать - "смеяться"; сидеть в гнилушках - "скучать, вести однообразный образ жизни".

    Диалектные фразеологизмы семантически неодно­родны. В русской народной фразеологии можно выделить значитель­ное число тематических групп, связанных с отражением духовной культуры народа, его производственной деятельности, окружающей среды и т. д. Фразеологизмы могут характеризовать свойства, состоя-} иие человека: зуб съесть - быть опытным", пестом в ступе не пой-\ мать - о вертлявом человеке; действия человека: в мах реветь Ж громко, продолжительно плакать", сёднем ходить - ползать"; могут давать характеристику явлениям природы: потная погода - отте-; пель", сиротская зима - "теплая, мягкая зима", верховая вода ~ц грязная дождевая вода"; могут быть вторыми названиями предме­тов быта: черная шевелйлка - кочерга", стальной карандаш -| "лом" и др. Диалектные фразеологизмы активно отражают народ1-! ную обрядность: пороги кричать - просить подарок у невесты", с белилами ехать - "привозить подарки невесте" и др.

    Диалектные фразеологические единицы по своему с о Щ т а в у соотносятся с существительными (бобылка рахманная -■[ женщина, не умеющая вести хозяйство"), прилагательными {дева вековая- девушка, не выходившая замуж; старая дева"), глаго­лами (мимо рта соваться - вертеться в голове, на языке; о чем-либо знакомом, но забытом в данный момент"), наречиями (куды ража -Я ■ очень хорошо"), междометиями (перун забей, стрёшник расколоти, опрйчь тебя возьми - бранные выражения досады, недовольства). В фразеологических оборотах степень слитности компонентов мо­жет быть представлена по-разному. Так, у одних фразеологизмов образность и переносное значение мотивированы (гнёзды играть - справлять сразу несколько свадеб"), у других - значение не мотиви­ровано составляющими фразеологизм компонентами. В таких фразеологизмах невозможно установить пути формирования пере­носного значения, наметить образ, несущий на себе основную экспрессивную нагрузку (барма ярыжка- бестолковый человек"). Фразеологизм, как и свободное словосочетание может характеризо­ваться следующими синтаксическими связями между компонентами: согласованием - в самородных сапогах (босиком") ходил долго, управлением - не с кем рассудок рассудить - по­советоваться", примыканием - радио хорошо говорит про­грамму (предсказывает") - о погоде.

    Для диалектов характерны обороты тавтологичес­кого характера, что обусловлено стремлением к уточнению гово­рящим прямого номинативного значения первого слова во фразеоло­гизме, усилению экспрессивности всего фразеологического оборота. Так, в говорах Подмосковья типичен фразеологизм яровать яро­вое - "сеять яровые культуры", в воронежских говорах используется слоны слонять - "бездельничать", в рязанских - бредить бредкй - говорить вздор", в сибирских - бегать в бегова - состязаться в беге" и т. д.

    Для фразеологизмов, образованных повторением однокорен-ных слов, характерна утрата самостоятельного значения у второго компонента, который служит в основном для того, чтобы придать всему фразеологизму большую выразительность, эмоциональность, а также усилить смысловой оттенок: Поставлю плетень а то куры лит м а лететь будут; Прямо г о р о м горят ноги-то; Некогда мне б о лтк и болтать. Че зря болткй болтать? Иди робить.

    Тавтологические фразеологизмы могут быть по своей структуре различными. 1) Глагол + однокоренное наречие, образованное от существительного в форме твор. п.: ходнем ходить, кидкдм кидать. 2) Глагол + однокоренное существительное в форме других косвен­ных падежей: стоять на стдях, лечь в полйг. 3) Глаг.ол -+- одноко-ренной компонент в форме отглагольного наречия на -мя (-ма): падьма пасть, сйдма сидеть, горьмя гореть. 4) Существитель­ное -+- прилагательное: темь тёмная, год годенький. 5) Существи­тельное + глагол: лето летовать, часы часуются, клич кликать. 6) Существительное -\- существительное с предлогом: день при дню.

    Одной из особенностей диалектной фразеологии являете? присущая ей вариативность, которая выявляется при неод нократном воспроизведении фразеологизма одним и тем же лицон или при использовании фразеологизма в речи жителей разньп населенных пунктов одного и того же региона, а также нескольки; регионов.

    Фразеологическая вариативность предполагает при тождественности семантики замену одних компонентов другими. Причинами возникновения вариативности являются многие факто­ры, в том числе временные рамки использования фразеологиз­ма, территория функционирования фразеологического оборота.

    Вариативность фразеологизмов в говорах во многих случаях возникает в связи с проникновением и утверждением новых норм: акцентологических (красоту продавать - красоту прода­вать, курник завивать - курник завивать - обряд, при котором невесту сажали возле наряженной елки, пели ей песни, а дружка или жених давал выкуп), фонетических (верховой огонь - верховой в"огонь - пламя"), морфологических, которые проявляются наиболее часто в формах падежа, рода, числа имен существительных (мдлин собирать - мблино собирать - молину собирать - молины собирать - обряд, при котором одаривали молодых подарками; гвалт кричать - гвалту кричать - громко кричать, звать на по­мощь"; как бурый волк - как бурые волки - работать много, напряженно"), синтаксических (голосом выть - в голос выть; хо­дить кругом - ходить в круг - ходить кружками - водить хоровод"; ходить по веник - ходить за веником - свадебный обряд, при котором до свадьбы невеста перед баней заезжает в дом к жени­ху, чтобы получить вместе с веником угощение).

    Лексическая вариативность наиболее распространенное явление в диалектной фразеологии, что во многом обусловлено наличием в речи носителей говора синонимов, использованием под влиянием радио, телевидения, кино, школы слов литературных, общенарод­ных наряду с диалектными и т. д. Например: прибавить (расширить) глаза (свету) - удивиться, изумиться, с удивлением смотреть на что-либо", собирать (молотить, нести, болтать, боронить, плести) вокруг головы да в пазуху "- говорить вздор", как вертёшка (вёртник, вертушка) вертеться - вести себя суетливо".

    Варьирование компонентов не нарушает целостности фра­зеологизма и не разрушает его семантики, а наоборот дает воз­можность более точно передать эмоционально-оценочную характе­ристику явления.

    В состав одних диалектных фразеологизмов могут входить слова, общие с литературным языком (далеко не родня - большая разница"), в состав других включаются в качестве компонента диа­лектные лексемы (ни богу свечка, ни чёрту ожёг, ср. ни богу свечка, ни чёрту кочерга; здесь диалектный фразеологизм варьирует фразеологизм литературный за счет употребления в своем составе диалектного слова ожёг - "палка, заменяющая кочергу, которой мешают угли; обожженный на конце кусок дерева"). Третий тип фразеологизмов имеет в своем составе как диалектные, так и литера­турные слова, но отличается своеобразной структурой и семантикой (золить голову- "делать зло, вредить").

    Взаимосвязь диалектной и литературной фразеологии осу­
    ществляется через общенародные модели, общие как для диалект­
    ной, так и для литературной фразеологии. Фразеологическая
    м о д е л ь - это структурный тип фразеологизма, который обеспечи­
    вает как его воспроизводимость, так и семантическую стабиль­
    ность. По одной модели созданы диалектные фразеологизмы заси-
    дёлая дева, непересаженная дева и литературный фразеоло­
    гизм старая дева.

    Под влиянием литературного языка диалектные фразеологиз­мы могут изменять свой лексический состав путем замены одного из компонентов литературной лексемой (быть в шабрах на быть в сосе­дях). Диалектный различительный признак может быть утерян, если диалектный фразеологизм будет структурно подравниваться под литера­турную фразеологическую единицу (сломя головы на сломя голову).

    В современных русских диалектах не все тематические группы фразеологизмов входят в активный словарь носителей говора. В связи с изменением мировоззрения и психологии людей в условиях всеобщей грамотности, проникновения радио и телевиде­ния в сельский быт многие тематические группы фразеологизмов переходят в пассивный запас. Так, фразеологизмы кол к колу - ни кола ни двора", пастушка схватить - определять, кто из гадаю­щих подруг раньше выйдет замуж", осколки съесть - "получить отказ во время сватовства" и т. п. сохраняются только в речи старшего по­коления. Другие фразеологические обороты продолжают жить в но­вых условиях, но изменяют первоначальный смысл и приобретают новое значение. Так, фразеологизм в гнилушках сидеть, образован­ный от названия деревни Гнилушки, имевший вначале значение жить в глухой деревне, окруженной болотами и лесами", изменил первоначальную семантику и стал употребляться в значении "скучать, вести однообразный образ жизни" (Нечего нам в гнилушках сидеть, скоро телевизор смотреть будем).

    Несмотря на все усиливающееся нивелирующее влияние ли­тературного языка на диалекты, диалектный язык пополняется новыми фразеологизмами, передающими образные представления, основанные на местной конкретной обстановке, отражающей быт, труд и характер русского человека. В состав таких фразеологиз­мов могут входить выражения, характеризующие новые социальные условия жизни современной деревни (председателева дорога - безукоризненная, безупречная, принципиальная линия поведения", жить в начальниках - "находиться на руководящей должности", на учёный ум - со знанием дела", ходить с десятикласской - иметь среднее образование").

    Диалектная фразеология делает речь носителей того или иного говора образной, яркой, эмоциональной. И закономерно, что именно эта фразеология получает отражение в современных художествен­ных произведениях многих советских писателей.

    Диалектная фразеология. Специфика семантики и структуры диалектных фразеологизмов. Тавтологические фразеологизмы.

    Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.

    Диалектная лексико-фразеография. Становление русской диалектной лексикографии. Типы русских диалектных словарей, их характеристика. Дифференциальные, полудифференциальные и недифференциальные словари.

    Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края.

    Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.

    Методы изучения диалектов. Лингвистическая география.

    Группировка говоров русского языка. Классификации говоров 1915 и 1964 годов.

    Северное и южное наречие русского языка. Фонетические, лексические и грамматические различия между ними. Группы говоров: Архангельская, Олонецкая, Новгородская, Вологодско-Вятская.

    Группы говоров южно-русского наречия: Западная, Верхне-Днепровская, Курско-Орловская, Восточная.

    Среднерусские говоры.

    Тема 10. Формирование и развитие пермских говоров. Пермские говоры – говоры с северно-русской основой. История развития пермских говоров. Основные фонетические, лексические и грамматические особенности пермских говоров. Взаимодействие русских пермских говоров с соседствующими языками.

    ТЕМА 1. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм (1 час)

    Основные понятия : вокализм (ударный, безударный); оканье (полное, неполное); аканье (диссимилятивное, недиссимилятивное); еканье; иканье; яканье (сильное, умеренное, диссимилятивное и пр.).

    Вопросы к теме:

    1. Понятие фонемы. Сильная и слабая позиция фонемы.

    2. Ударные гласные в говорах.

    3. Безударные гласные в говорах:

    а) Безударный вокализм после твердых согласных.

    б) Безударный вокализм после мягких согласных.

    Список литературы:

    1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 55-69.

    2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 29-55.

    3. Русская диалектология / сост. И.И. Бакланова. Пермь, 2005. С. 6-11.

    ТЕМА 2. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка (1 час)

    Основные понятия: ассимиляция; диссимиляция; эпентеза; протеза; метатеза и др.

    Вопросы к теме:

    1. Виды диалектных различий в области согласных фонем.

    2. Особенности «подвижных» элементов в консонантной системе:

    а) заднеязычные согласные;

    б) губно-зубные согласные;

    в) сонорный <л>;

    г) аффрикаты <ц>, <ч>;



    д) шипящие согласные.

    3. Позиционные чередования в области согласных.

    Список литературы:

    1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 38-54.

    2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 55-82.

    3. Русская диалектология / сост. И.И. Бакланова. Пермь, 2005. С. 12-14.

    ТЕМА 3. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Диалектная лексикография (1 час)

    Основные понятия : диалектное слово; типы диалектных слов (собственно лексические, лексико-словообра­зовательные, се­мантические, фонематические, акцентологические); системные отношения; типы диалектных различий в лексике говоров; многозначные слова, омонимы и синонимы.

    Вопросы к теме :

    1. Лексический состав русских говоров.

    2. Диалектное слово и его признаки. Диалектное слово в словарях современного русского языка.

    3. Типы диалектизмов.

    4. Системные отношения в лексике.

    5. Многозначность.

    6. Проблема синонимии в говорах.

    7. Диалектные словари.

    Список литературы:

    1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 172-173, 179-183.

    2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 203-207, 224-230.

    Список словарей:

    1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль. СПб., 1863.

    2. Полный словарь сибирского говора / под ред. О.И. Блиновой. Томск, 1992-1995.

    3. Прокошева, К.Н. Фразеологический словарь пермских говоров / К.Н.Прокошева. Пермь, 2002.

    4. Словарь говора деревни Акчим Красновишерского района Пермской области / под ред. Ф.Л. Скитовой. Пермь, 1985-2003. Вып. 1-5.



    5. Словарь говоров Соликамского района Пермской области. Пермь, 1973.

    6. Словарь пермских говоров / под ред. А.Н. Борисовой, К.Н. Прокошевой. Пермь, 2000-2001. Т. 1-2.

    7. Словарь русских говоров Среднего Урала / ред. П.А. Вовчок, Н.П.Костина, А.К.Матвеев. Свердловск, 1964-1988.

    8. Словарь русских народных говоров. В 43 вып. М.; Л.; СПб., 1965-2010 http://iling.spb.ru

    ТЕМА 4. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров (1 час)

    Основные понятия: ареал; изоглосса; лингвистическая география; диалектное членение русского языка; северно-русское и южно-русское наречия.

    Вопросы к теме:

    1. Диалектное членение русского языка.

    2. Северно-русское наречие, его основные признаки.

    3. Южно-русское наречие, его основные признаки.

    4. Формирование и развитие пермских говоров.

    Список литературы:

    1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 17-34.

    2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 235-237, 243-245, 246-255, 261-273.

    3. Грузберг, Л.А. Говор деревни Акчим как типично пермский говор / Л.А. Грузберг // Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.29-40.

    4. Полякова, Е.Н. Формирование пермских говоров / Е.Н. Полякова // Русские говоры пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. С. 4-30 или в кн.: Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.21-29.

    Не предусмотрено учебным планом.

    Структура и содержание самостоятельной работы студентов

    В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

    Образовательная (систематизация и закрепление знаний),

    Развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

    Воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

    Введение
    1. Фразеология русского языка
    1.1.Фразеологизм и слово
    1.2.Фразеологизм и словосочетание
    2. Диалектная (областная) лексика
    3. Донская группа говоров
    4. Слово и фразеология в донской диалектной речи
    4.1. Фразеологизмы в донской диалектной речи
    Заключение
    Список литературы

    ВведениеФразеология русского языка необычайно разнообразна. Она употребляется во всех стилях речи вследствие уникальной способности фразеологизмов немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Многогранность русской фразеологии указывает прежде всего на богатое историческое наследие, воплощает в себе непостижимую русскуюдушу, ведь не случайно большинство фразеологизмов получило жизнь именно в народе. В дальнейшем, по мере становления письменности и литературы, фразеологию развивали публицисты и писатели, оставляя после себя целый сноп новых открытий в этой области. Овладение этим культурным «архивом» позволяет постичь жизнь людей самых различных слоев в ту или иную эпоху, их богатство языка и силу смысли, ипотому является необходимым для каждого образованного человека.
    В связи с чем определяется актуальность работы данного типа, поскольку диалектная фразеология в рамках новой научной парадигмы требует своего дальнейшего изучения.
    Итак, предметом данного исследования является диалектная фразеология русского языка, а его объектом – выявление на ее основе особенностей этническойрегионально-языковой картины.
    Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей диалектных фразем русского языка.
    Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
    - рассмотреть фразеологию русского языка;
    - рассмотреть и дать характеристику диалектной (областной) лексики;
    - рассмотреть донскую группу говоров;
    - рассмотреть донскую диалектную речь.
    Работа состоитиз введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

    1. Фразеология русского языка

    Фразеология (от греч. φράσις - выражение и греч. λογος - понятие, учение) - раздел лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения - фразеологические единицы, совокупностьфразеологических единиц какого-либо языка также называется его фразеологией.
    Фразеология русского языка служит для создания образности и выразительности речи. Она необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями, обусловленными ее внутренними свойствами, которые и составляют специфику фразеологизмов. Это – семантическая емкость, эмоциональноэкспрессивная окрашенность, разнообразие ассоциативных связей. Выражение эмоционального, субъективного начала в речи, оценочность, смысловая насыщенность фразеологизма действуют постоянно, независимо от воли говорящего.
    Эффект от фразеологизма существенно возрастает, если автор обыгрывает буквальный смысл его компонентов, изменяет его лексический состав, включает его в новые, необычные для негосочетания. Все стилистические особенности фразеологических единиц делают их активным языковым средством.
    Фразеология привлекает выступающих своей экспрессивностью, потенциальн6ой возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему.

    1.1.Фразеологизм и слово

    Фразеологизм и слово имеют общие признаки:лексическое значение и грамматические категории.
    Наличие у фразеологизма лексического значения практически доказывается не только тем, что он может быть истолкован, но и тем, что фразеологизм и слово могут быть соотнесены по их лексическому значению как синонимы. Например: протянуть ноги - умереть, в два счета - быстро, с гулькин нос - очень мало и...

    Лингвистика

    Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (2), с. 29-32

    УДК 81"374"282(038)

    ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

    © 2013 г. Э.Н. Акимова, В.Л. Акимов

    Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарёва

    актоуаеп@шаП. ги

    Поступила в редакцию 9.12.2013

    В статье описывается опыт работы по созданию электронного словаря диалектных фразеологизмов русских говоров Мордовии.

    Ключевые слова: диалектология, фразеология, фразеография, компьютерные технологии.

    Развитие гуманитарных наук в век цифровых технологий предполагает широкое применение в лингвистических исследованиях корпусных технологий.

    Диалектная фразеология в настоящее время исследуется в разных аспектах: изучаются особенности фразеологизации словосочетаний в говорах, вопросы фразеологической синонимии и вариантности, анализируются структурно-грамматические свойства фразеологизмов, определяется их компонентный состав, рассматриваются вопросы фразеологической деривации и т.д. Опубликованные материалы показывают, что диалекты располагают значительными запасами фразеологических средств, обладающих характерными особенностями. Свидетельством этого является значительное количество публикаций, раскрывающих специфику диалектной фразеологии; созданы монографии, где в той или иной степени изучаются её проблемы (А.И. Федоров, Л.А. Ивашко, В.М. Мок-иенко, И.Л. Подюков). Однако в данной отрасли языкознания еще много неразработанного и неисследованного. Теоретическому исследованию диалектной фразеологии препятствует недостаток фразеологического материала, его фрагментарность в областных словарях.

    В последнее время многие исследователи говорят о «лексикографическом буме», о «лекси-кографизации современной лингвистики», о «тенденции к лексикографической параметризации языка». Создание любых областных словарей признается делом исключительно трудным, более трудоёмким и во многих отношениях более сложным, чем составление словарей русского литературного языка. Особенно это справедливо по отношению к диалектной фразеологии.

    В 1970-ые годы появилось несколько диалектных фразеологических словарей: «Матери-

    алы для фразеологического словаря говоров Северного Прикамья» (1972), «Словарь фразеологизмов и иных устойчивых словосочетаний русских говоров Сибири» (1972), «Фразеологический словарь русских говоров Сибири» (1983). За последнее десятилетие к ним добавились «Материалы к словарю фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний Читинской области» (1999-2004), «Словарь псковских пословиц и поговорок» (2001), «Фразеологический словарь пермских говоров» (2002), «Материалы для идеографического словаря новгородских фразеологизмов» (2004), «Фразеологический словарь русских говоров Республики Коми» (2004), «Человек в русской диалектной фразеологии» (2004), «Фразеологический словарь русских говоров Прибайкалья» (2006), «Фразеологический словарь русских говоров Нижней Печоры» (2008). В 2007 году вышел в свет «Фразеологический словарь русских говоров Республики Мордовия», составленный Р.В. Семен-ковой .

    Большинство этих словарей демонстрирует новые подходы к лексикографической разработке фразеологического спектра русских народных говоров. Выражается это как в реализации идеи семантической подачи материала, так и в расширении объема словарной статьи и увеличении количества параметров, характеризующих диалектный фразеологизм

    Например, И.А. Кобелева пишет: «Сегодня необходимы комплексное, всестороннее описание фразеологии говоров (в том числе словарное) и, самое главное, выработка принципов такого теоретического и лексикографического представления с учетом новейших достижений в области фразеологии и фразеографии русского литературного языка, согласно которым в настоящее время возможно показать практически все параметры диалектной фразеологиче-

    ской единицы (её форму, грамматику, значение, сочетаемость, парадигматические отношения)» .

    Анализ современного состояния проблемы позволяет сделать следующие выводы:

    Диалектная лексика и фразеология нуждаются в новых подходах к их описанию, основывающихся на идеях антропоцентризма;

    Назрела необходимость в комплексном изучении и описании диалектных фразеологизмов с учетом положений лингвокультурологи-ии, этнолингвистики, социолингвистики;

    Следует обратить особое внимание на русские говоры, сформировавшиеся в условиях поликультурного пространства;

    Необходимо издать собранные и систематизированные научные и иллюстративные материалы, в том числе и в электронном виде.

    Актуальность подобного исследования определяется неизученностью диалектного фразеологического материала на территории Республики Мордовия в лингвокультурологиче-ском аспекте, в частности отсутствием аналитического описания этнического опыта, представленного во фразеологии русских говоров Мордовии, особенностей экспрессивного вторичного наименования фрагментов действительности, обусловленных национально-культурным своеобразием языковой ситуации в условиях двуязычия. Это обусловлено тем, что диалектные фразеологизмы обладают характерными особенностями и в значительной степени отражают специфику традиционной речевой культуры, ориентированной на диалекты: когнитивную сторону сельского речевого общения, включая мифологический характер миропонимания носителей диалекта, зоны наибольшей детализации языковой картины мира, специфику номинации естественных объектов и артефактов и др. Изучение указанного диалектного фразеологического фонда предоставляет новые возможности по выявлению наиболее характерных способов ассоциаций, нашедших своё отражение в виде этнопсихологического элемента в языке народа.

    Мы исходим из рабочей гипотезы, что фразеологизмы, составляющие неотъемлемую часть русского национального языка, репрезентируют особенности мировосприятия представителей территориально замкнутого социума, их культурные традиции, содержат элементы эмпирического опыта, мифологические представления, воспроизводят систему нравственных ценностей. Кроме того, русские говоры Мордовии, сформировавшиеся в условиях поликультурной среды, имеют специфические

    лингвистические свойства и культурологические особенности, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием языков разных типов (славянских, финно-угорских, тюркских и др.).

    В данной статье описывается опыт работы по созданию электронного словаря диалектных фразеологизмов русских говоров Мордовии.

    На первом этапе хранящаяся на кафедре русского языка МГУ им. Н. П. Огарёва картотека была пополнена новыми примерами, собранными в ходе научных экспедиций в различные населенные пункты Республики Мордовия с использованием метода непосредственного наблюдения, экспериментальных методик.

    Расшифровка аудиоматериалов, содержащих записанные от носителей говоров оригинальные устные тексты, позволила осуществить достоверное описание диалектных фразеологических единиц и комплексно их проанализировать.

    На втором этапе работы проводилась идеографическая систематизация собранного материала; фразеологизмы, отражающие систему ценностей в представлении диалектоносителей, распределялись по тематическим группам и описывались в лингвокультурологическом аспекте; прослеживались закономерности мотивировки их внутренней формы; давалась аре-альная характеристика устойчивых сочетаний, сформировавшихся в условиях взаимодействия и взаимовлияния языков разных типов; анализировались фразеологические единицы, отражающие влияние лингвокультурных факторов иной языковой среды (финно-угорской, тюркской и др.).

    Для удобства хранения и использования корпуса собранных фразеологизмов, создания различного рода выборок созданная картотека была переведена в электронный вид.

    Следующим закономерным и логическим этапом является создание электронного словаря.

    Электронный словарь является одной из разновидностей автоматизированных информационно-справочных систем, созданной на основе какой-либо системы управления базой данных (СУБД). Использование современных СУБД позволяет создать удобную систему хранения информации с широким спектром функциональных возможностей по обработке информации, формированию запросов на выборку и отчетов различного вида, реализации разнообразных статистических методов.

    Анализ предметной области, т.е. структуры и состава диалектного фразеологического словаря, показал, что базовой структурной единицей является словарная статья. При рассмотрении словарных статей было выявлено несколько

    Электронный словарь диалектных фразеологизмов

    вариантов их структуры, что объясняется различным статусом слов, составляющих фразеологизм. Только одно из них является основным или опорным, а остальные - второстепенными.

    Статья, начинающаяся с опорного слова, имеет следующую структуру: опорное слово -фразеологизм - объяснение значения фразеологизма - пример с указанием географической пометы. Данная структура может иметь множество вариаций, так как фразеологизмов, относящихся к одному опорному слову, и примеров может быть несколько.

    Статья, начинающаяся с второстепенного слова, имеет более простую структуру: слово -фразеологизм - ссылка на опорное слово. Кроме того, структура может быть смешанной, так как опорное слово одного фразеологизма может быть второстепенным для другого.

    Такая структура данных относится к иерархическому типу и считается весьма неудобной для обработки. По этой причине была произведена декомпозиция полученной структуры словарных статей и построена схема данных, состоящая из пяти реляционных таблиц, связанных по ключевым полям с типом связей «один к одному» и «один ко многим».

    Выделены следующие таблицы:

    Таблица «Опорные слова» содержит все опорные слова словаря;

    Таблица «Фразеологизмы» содержит все фразеологизмы словаря с толкованием фразеологизма и ссылкой на опорное слово;

    Таблица «Примеры фразеологизмов» содержит все примеры фразеологизмов по отдельности со ссылкой на фразеологизм и географическую помету;

    Таблица «Географические пометы» содержит список всех географических помет словаря с указанием краткого и полного названия населенного пункта и района республики;

    Предлагаемая схема данных позволяет реализовать различные варианты структуры словарных статей, а также облегчить выборку информации по запросам и формирование различных отчетов.

    Электронный словарь реализован на базе СУБД Microsoft Access. Для удобства работы со словарем создан набор форм, составляющий интуитивно понятный пользовательский интер-

    фейс. Ввод информации может осуществляться вручную или через буфер обмена, если текст новой словарной статьи имеется в электронном виде. Часто повторяющаяся информация вводится через систему справочников.

    Функциональные возможности электронного словаря могут быть расширены. Таблица «Географические пометы» может быть дополнена полем с указанием географических координат населенного пункта. В этом случае для каждого примера или запроса будет выводиться не только текст, но и карта с указанием местоположения одного или нескольких населенных пунктов.

    При наличии электронной картотеки возможно автоматическое формирование словарных статей и добавление их в уже существующий электронный словарь. Структура созданной базы данных позволяет создать электронную картотеку уже обработанных карточек в автоматическом режиме с помощью системы специальных запросов, реализуемых внутренними средствами СУБД Microsoft Access, что исключает повторный ввод информации. Таким образом, пополнение электронного словаря новыми словарными статьями может осуществляться после каждой диалектологической экспедиции, что существенно повышает его научную актуальность.

    Тиражирование словаря может быть реализовано на любом электронном носителе или по электронной почте, что значительно уменьшает его стоимость, но при этом увеличивает его доступность в научном мире. При необходимости можно реализовать рассылку новых версий всем заинтересованным пользователям.

    Итак, применение информационных технологий в гуманитарных науках открывает новые возможности создания полнофункциональных электронных словарей различной направленности, а развитие сети Интернет позволяет оперативно распространять их в научном сообществе.

    Список литературы

    1. Семенкова Р.В. Фразеологический словарь русских говоров Республики Мордовия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 332 с.

    2. Кобелева И.А. Современная русская диалектная фразеология: лексико-грамматический и лексикографический аспекты. Автореферат дис. ... д-ра филол. наук. Сыктывкар, 2012. 38 с.

    ELECTRONIC DICTIONARY OF DIALECT PHRASEOLOGICAL UNITS

    E.N. Akimova, V.L. Akimov

    This paper describes the experience of creating an electronic dictionary of dialect idioms of the Mordovia area, a variant of the Russian language.

    Keywords: dialectology, phraseology, phraseography, computer technology