Билеты по истории 9. Раздел IV

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Учащийся для экзамена по выбору может избрать любой предмет, изучавшийся в IX классе. На экзаменах по выбору по всем учебным предметам проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.

В предложенный материал по всем учебным предметам можно внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

ИСТОРИЯ

Экзаменационные билеты составлены с учетом Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Письмом Департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации от 7 июня 1999 г. № 916/11–12 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году» («Вестник образования», 1999, октябрь, с.50) установлено, что экзамены по отечественной или всеобщей истории в IX классе (по выбору) должны охватывать материал за весь курс основной школы (т.е. за V–IX классы). В соответствии с этим первые вопросы в экзаменационных билетах посвящены истории с древности по XIX век включительно, вторые вопросы – истории ХХ века. Вопросы касаются разных сфер истории – экономики, социальных отношений и политики, развития науки и культуры, международных отношений. В случаях, когда речь идет о масштабных событиях и явлениях, в скобках указываются стороны или аспекты проблемы, которые желательно раскрыть в ответе.

Вопросы по материалу истории с древности до начала ХХ века выносятся на экзамен лишь при условии, что учащиеся IX классов располагают учебниками за V–IX классы и что выделяется специальное время для предэкзаменационного повторения. Если таких возможностей нет, учитель вправе заменить указанные вопросы другими по своему усмотрению.

Вопросы по отечественной истории предполагают включение как общероссийского, так и регионального (местного) материала.

Общеобразовательное учреждение имеет право внести в предложенные Министерством примерные билеты как по истории, так и по обществознанию изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные билеты и вопросы [письмо Департамента общего среднего образования от 16.05.2000 № 718/11-13 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/01 учебном году» («Вестник образования», 2000, № 14, с. 38)].

ИСТОРИЯ РОССИИ

Билет № 1

1. Крещение Руси и его значение.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века.

Билет № 2

1. Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество).

2. Общественное движение в России в начале ХХ века. Революция 1905–1907 годов.

Билет № 3

1. Политическая раздробленность Руси в ХII–XIII веках (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).

2. Внутренняя и внешняя политика России в 1907–1916 годах.

Билет № 4

1. Борьба Руси против иноземных захватчиков в ХIII веке.

2. Культура России в начале ХХ века.

Билет № 5

1. Куликовская битва и ее историческое значение.

2. 1917 год: падение самодержавия. Кризисы власти.

Билет № 6

1. Культура и быт населения Руси в XIV–XVI веках. Памятники литературы, зодчества, живописи.

Билет № 7

1. Народные движения в России в XVII–XVIII веках.

2. Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

Билет № 8

1. Российское государство при Иване IV Грозном.

2. Экономическая и социальная политика большевиков в 1917–1920 годах. «Военный коммунизм».

Билет № 9

1. Петр I и его преобразования в первой четверти XVIII века.

2. Советская страна в годы нэпа. Образование СССР.

Билет № 10

1. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр).

2. Партия большевиков и формирование режима личной власти в 20-е годы.

Билет № 11

1. Внешняя политика России в XVIII веке (направления, результаты). Русское военное искусство.

2. Культура и наука в СССР в 20–30-е годы.

Билет № 12

1. Россия на рубеже ХVI–XVII веков. Смута.

2. Политика индустриализации в СССР в 20–30-е годы.

Билет № 13

1. Отечественная война 1812 года.

2. Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е годы. Оформление тоталитарного режима.

Билет № 14

2. Политика коллективизации в СССР в 30-е годы.

Билет № 15

1. Общественная мысль в России во второй четверти ХIХ века. Западники и славянофилы.

2. Внешняя политика СССР в 20–30-е годы.

Билет № 16

1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в первой половине ХIX века.

2. Великая Отечественная война: основные этапы и сражения. Роль СССР во Второй мировой войне.

Билет № 17

1. Положение сословий в Российской империи в первой половине ХIX века.

2. Великая Отечественная война: советский тыл, оккупация, сопротивление. Итоги и уроки победы СССР в войне.

Билет № 18

1. Развитие культуры, науки и техники в России в первой половине ХIX века.

2. СССР в середине 40-х – середине 50-х годов. Апогей сталинизма.

Билет № 19

1. Отмена крепостного права в России. Реформы 60–70-х годов ХIX века, их значение.

2. Попытка десталинизации в СССР. ХХ съезд КПСС. «Оттепель».

Билет № 20

1. Изменение положения сословий, социальных групп в России во второй половине ХIX века.

2. Внешняя политика СССР в 1945–1985 годах.

Билет № 21

1. Народничество: от «хождения в народ» к террору «Народной воли».

2. Наука и культура в СССР в середине 50-х – середине 80-х годов.

Билет № 22

1. Внешняя политика России во второй половине ХIX века. Русско-турецкая война 1877–1878 годов.

2. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов (неосталинизм, застой, кризис системы).

Билет № 23

1. Расширение территории Российской империи во второй половине ХIX века. Положение народов империи.

2. «Перестройка» в СССР (1985–1991 гг.). Распад СССР.

Билет № 24

1. Достижения культуры, науки и техники в России во второй половине ХIX века.

2. Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 90-е годы. Государственная символика Российской Федерации.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Билет № 1

1. Жизнь и занятия первобытных людей.

2. Изменения на карте Европы после Первой мировой войны.

Билет № 2

1. Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь).

2. Фашизм в Италии.

Билет № 3

1. Древний Рим – столица империи.

2. Революция 1918–1919 годов в Германии.

Билет № 4

1. Средневековое франкское государство.

2. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Билет № 5

1. Средневековый город – центр ремесла и торговли.

2. Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим.

Билет № 6

1. Крестовые походы (цели, участники, результаты).

2. Освободительное движение в Индии в 20–30-е годы.

Билет № 7

1. Великая французская революция ХVIII века.

2. Международные отношения накануне Второй мировой войны.

Билет № 8

1. Борьба североамериканских колоний за независимость и образование США.

2. Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне.

Билет № 9

1. Промышленный переворот в Англии (сущность, последствия).

2. Изменения в Европе и мире после Второй мировой войны.

Билет № 10

1. Венский конгресс 1814–1815 годов. Священный Союз.

2. События конца 80-х – начала 90-х годов в странах Восточной Европы.

Билет № 11

1. Объединение Германии.

2. США во второй половине ХХ века: внутреннее положение и внешняя политика.

Билет № 12

1. Достижения науки и техники в конце ХIX – начале ХХ века.

2. Интеграция западноевропейских стран во второй половине ХХ века.

Билет № 13

1. Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце ХIX – начале ХХ века.

2. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ века.

Билет № 14

1. Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги).

2. Развитие науки и техники во второй половине ХХ века.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Учащийся для экзамена по выбору может избрать любой предмет, изучавшийся в IX классе. На экзаменах по выбору по всем учебным предметам проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.

В предложенный материал по всем учебным предметам можно внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

ИСТОРИЯ

Экзаменационные билеты составлены с учетом Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Письмом Департамента общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации от 7 июня 1999 г. № 916/11–12 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году» («Вестник образования», 1999, октябрь, с.50) установлено, что экзамены по отечественной или всеобщей истории в IX классе (по выбору) должны охватывать материал за весь курс основной школы (т.е. за V–IX классы). В соответствии с этим первые вопросы в экзаменационных билетах посвящены истории с древности по XIX век включительно, вторые вопросы – истории ХХ века. Вопросы касаются разных сфер истории – экономики, социальных отношений и политики, развития науки и культуры, международных отношений. В случаях, когда речь идет о масштабных событиях и явлениях, в скобках указываются стороны или аспекты проблемы, которые желательно раскрыть в ответе.

Вопросы по материалу истории с древности до начала ХХ века выносятся на экзамен лишь при условии, что учащиеся IX классов располагают учебниками за V–IX классы и что выделяется специальное время для предэкзаменационного повторения. Если таких возможностей нет, учитель вправе заменить указанные вопросы другими по своему усмотрению.

Вопросы по отечественной истории предполагают включение как общероссийского, так и регионального (местного) материала.

Общеобразовательное учреждение имеет право внести в предложенные Министерством примерные билеты как по истории, так и по обществознанию изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные билеты и вопросы [письмо Департамента общего среднего образования от 16.05.2000 № 718/11-13 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/01 учебном году» («Вестник образования», 2000, № 14, с. 38)].

ИСТОРИЯ РОССИИ

Билет № 1

1. Крещение Руси и его значение.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХ века.

Билет № 2

1. Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество).

2. Общественное движение в России в начале ХХ века. Революция 1905–1907 годов.

Билет № 3

1. Политическая раздробленность Руси в ХII–XIII веках (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).

2. Внутренняя и внешняя политика России в 1907–1916 годах.

Билет № 4

1. Борьба Руси против иноземных захватчиков в ХIII веке.

2. Культура России в начале ХХ века.

Билет № 5

1. Куликовская битва и ее историческое значение.

2. 1917 год: падение самодержавия. Кризисы власти.

Билет № 6

1. Культура и быт населения Руси в XIV–XVI веках. Памятники литературы, зодчества, живописи.

Билет № 7

1. Народные движения в России в XVII–XVIII веках.

2. Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.

Билет № 8

1. Российское государство при Иване IV Грозном.

2. Экономическая и социальная политика большевиков в 1917–1920 годах. «Военный коммунизм».

Билет № 9

1. Петр I и его преобразования в первой четверти XVIII века.

2. Советская страна в годы нэпа. Образование СССР.

Билет № 10

1. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр).

2. Партия большевиков и формирование режима личной власти в 20-е годы.

Билет № 11

1. Внешняя политика России в XVIII веке (направления, результаты). Русское военное искусство.

2. Культура и наука в СССР в 20–30-е годы.

Билет № 12

1. Россия на рубеже ХVI–XVII веков. Смута.

2. Политика индустриализации в СССР в 20–30-е годы.

Билет № 13

1. Отечественная война 1812 года.

2. Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е годы. Оформление тоталитарного режима.

Билет № 14

2. Политика коллективизации в СССР в 30-е годы.

Билет № 15

1. Общественная мысль в России во второй четверти ХIХ века. Западники и славянофилы.

2. Внешняя политика СССР в 20–30-е годы.

Билет № 16

1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в первой половине ХIX века.

2. Великая Отечественная война: основные этапы и сражения. Роль СССР во Второй мировой войне.

Билет № 17

1. Положение сословий в Российской империи в первой половине ХIX века.

2. Великая Отечественная война: советский тыл, оккупация, сопротивление. Итоги и уроки победы СССР в войне.

Билет № 18

1. Развитие культуры, науки и техники в России в первой половине ХIX века.

2. СССР в середине 40-х – середине 50-х годов. Апогей сталинизма.

Билет № 19

1. Отмена крепостного права в России. Реформы 60–70-х годов ХIX века, их значение.

2. Попытка десталинизации в СССР. ХХ съезд КПСС. «Оттепель».

Билет № 20

1. Изменение положения сословий, социальных групп в России во второй половине ХIX века.

2. Внешняя политика СССР в 1945–1985 годах.

Билет № 21

1. Народничество: от «хождения в народ» к террору «Народной воли».

2. Наука и культура в СССР в середине 50-х – середине 80-х годов.

Билет № 22

1. Внешняя политика России во второй половине ХIX века. Русско-турецкая война 1877–1878 годов.

2. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов (неосталинизм, застой, кризис системы).

Билет № 23

1. Расширение территории Российской империи во второй половине ХIX века. Положение народов империи.

2. «Перестройка» в СССР (1985–1991 гг.). Распад СССР.

Билет № 24

1. Достижения культуры, науки и техники в России во второй половине ХIX века.

2. Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 90-е годы. Государственная символика Российской Федерации.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Билет № 1

1. Жизнь и занятия первобытных людей.

2. Изменения на карте Европы после Первой мировой войны.

Билет № 2

1. Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь).

2. Фашизм в Италии.

Билет № 3

1. Древний Рим – столица империи.

2. Революция 1918–1919 годов в Германии.

Билет № 4

1. Средневековое франкское государство.

2. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Билет № 5

1. Средневековый город – центр ремесла и торговли.

2. Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим.

Билет № 6

1. Крестовые походы (цели, участники, результаты).

2. Освободительное движение в Индии в 20–30-е годы.

Билет № 7

1. Великая французская революция ХVIII века.

2. Международные отношения накануне Второй мировой войны.

Билет № 8

1. Борьба североамериканских колоний за независимость и образование США.

2. Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне.

Билет № 9

1. Промышленный переворот в Англии (сущность, последствия).

2. Изменения в Европе и мире после Второй мировой войны.

Билет № 10

1. Венский конгресс 1814–1815 годов. Священный Союз.

2. События конца 80-х – начала 90-х годов в странах Восточной Европы.

Билет № 11

1. Объединение Германии.

2. США во второй половине ХХ века: внутреннее положение и внешняя политика.

Билет № 12

1. Достижения науки и техники в конце ХIX – начале ХХ века.

2. Интеграция западноевропейских стран во второй половине ХХ века.

Билет № 13

1. Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце ХIX – начале ХХ века.

2. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ века.

Билет № 14

1. Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги).

2. Развитие науки и техники во второй половине ХХ века.

Билет №1. 1. Шумерское и Аккадское государства. 2. Города в средней Азии. 3. Причины, характер и цели Первой мировой войны.


Билет №2.
1. Древний Вавилон.
2. Развитие научных знаний.
3. Октябрьская революция и гражданская война в России.

Билет №3.
1. Возникновение государства в Египте.
2. Африка в средние века.
3. Великобритания после Первой мировой войны.

Билет №4.
1. Древняя Ассирия. Природные условия и возникновения Ассирийского государства.
2. Русские земли накануне монгольского нашествия.
3. Франция после Первой мировой войны.

Билет №5.
1. Древняя культура Индии.
2. Политико-экономическое развитие европейских государств.
3. Германия. Приход Гитлера к власти.

Билет №6.
1. Древний Китай. Образование государства, хозяйство и общественный строй.
2. Великие географические открытия в XV – начале XVI вв..
3. Советская Россия. СССР.

Билет №7.
1. Искусство Древней Греции. Праздники и игры. Олимпийские игры.
2. Развитие научных знаний
3. Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР.

Билет №8.
1. Рим в эпоху республики.
2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в США.

Билет №9.
1. Искусство древнего Рима.
2. Россия в XVII веке.
3. Страны Латинской Америки в ХХ веке.

Билет №10.
1. Падение Западной Римской империи.
2. Победа и утверждение капитализма в Англии.
3. Япония в годы Второй мировой войны.

Билет №11.
1. Германские племена и их вторжение в Западную Римскую
империю.
2. Мир в XVIII веке. Эпоха просвещения.
3. Китай между двумя мировыми войнами.

Билет №12.
1. Карл Великий и его империя. Распад империи.
2. Война североамериканских колоний за независимость.
3. Индия между двумя мировыми войнами.

Билет №13.
1. Арабы в V-X веках.
2. Великая французская буржуазная революция.
3. США во второй половине ХХ – начале ХХI веков.

Билет №14.
1. Славяне в раннем средневековье. Западные и южные славяне.
Общественный строй.
2. Петр 1 и его реформы.
3. Турция во второй половине ХХ века.

Билет №15.
1. Образование Киевской Руси.
2. Развитие Османской империи в XVII веке.
3. Вторая мировая война - трагедия в истории человечества.

Билет №16.
1. Особенности феодального строя.
2. Китай. Захват Китая маньчжурами. Казахско- китайские отношения.
3. Великая Отечественная война.

Билет №17
1. Франция в XI-XV вв.
2. Джунгарское ханство.
3. Страны Центральной и Юго- Восточной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI веков.

Билет №18
1. Англия в XI-XV вв.
2. Япония в XVII в.
3. Распад СССР. Образование СНГ.

Билет № 19
1. Германия в X-XV вв.
2. Иран в XVII веке.
3. Япония во второй половине ХХ и начале ХХI веков.

Билет № 20
1. Испания в X-XV вв.
2. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв.
3. Советский Союз в 50 – 80 г.г. ХХ века.


Билет № 21
1. Италия в XI-XV вв.
2. Промышленный переворот в Англии.
3. Иран после Второй мировой войны.

Билет № 22
1. Церковь и священнослужители.
2. Экономические развитие Франции в период правления Наполеона.
3. Афганистан и Пакистан после Второй мировой войны.

Билет № 23
1. Феодальный строй в Японии.
2. Социально-экономическое развитие России.
3. Страны Северной Европы после Второй мировой войны.

Билет № 24
1. Феодальные отношения в Индии.
2. Особенности социально-экономического развития США.
3. Арабские страны Африки во второй половине ХХ века. Ливия, Тунис, Марокко.

Билет № 25
1. Турция в средние века.
2. Экономическое положение Японии в XIX веке.
3. Особенности международных отношений во второй половине – начале ХХI веков.

Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

    Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варя­гов в образовании древнерусского госу­дарства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

    Норманнская . Древнерусское госу­дарство создано нор­маннами (варягами) с добровольного согла­сия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

    Центристская (современная). Древнерусское госу­дарство возникло как результат внут­реннего обществен­ного развития сла­вян, но и при уча­стии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет » Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов. Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.) .

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружи­ной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стаби­лизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки ) и установила места сбора дани (погосты ). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав. (сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники . Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли «холопы», которые были полностью бесправными. Про­межуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.

Билет 1. Вопрос 2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

Названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры относятся к началу ХХ века, а именно к периоду появления политических партий в России. (Официальное формирование политических партий в России связано с подписанием Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»)

РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия (1898 г., лидер – В.И.Ленин (большевики), Г.В.Плеханов (меньшевики)

Кадеты – Конституционно-демократическая партия (октябрь 1905 г., лидер – П.Н.Милюков)

Эсеры – Партия социалистов-революционеров (1902 г., лидер – В.М.Чернов)

Главная > Документ

БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ

9 КЛАСС

Билет №1
  1. Древняя Русь в 1Х-начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Раскройте предпосылки создания Древнерусского государства. Расскажите о княжении первых Рюриковичей, их внутренней и внешней политике (от Рюрика до Владимира Мономаха). По выбору оцените деятельность одного из князей, как государственного и военного деятеля. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы. Работа с источником.
Билет №2
  1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке. Раскройте основные события борьбы Руси против иноземных захватчиков в XIII веке. Расскажите о монголо-татарах и организации их войска. Проследите основные события нашествия на Русь хана Батыя. В чем вы видите последствия нашествия? Расскажите о борьбе русских земель против немецких и шведских феодалов. Невская битва. Ледовое побоище. Как вы думаете, почему князь Александр Ярославович причислен к лику святых? Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия. Работа с источником.
Билет №3
  1. Культура Руси в XIV-XVI вв. Расскажите о развитии русской культуры и быте народа в XIV-XVI веках. В чем вы видите влияние монголо-татарского ига на русскую культуру? Расскажите об одном из направлений культуры по выбору (письменность, образование, художественное зодчество, иконописное искусство, новые центры летописания, литература) С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение. Работа с источником.
Билет №4
  1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого российского государства в XIV-XV вв. Расскажите о предпосылках объединения русских земель. Почему Москва стала центром объединения? С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение. Работа с источником.

Билет №5

    Преобразования Петра I: содержание, итоги. Расскажите о предпосылках петровских реформ в России в конце XVII - начале XVIII веков. Раскройте основное содержание реформ: государственного и местного управления; военной по созданию армии и флота; перемены в культуре и быту. В чем вы видите значение реформ. Выскажите своё отношение к личности Петра I. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия. Работа с источником.
Билет №6
    Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Раскройте содержание и принципы этой политики. Расскажите о созыве Уложенной комиссии, «наказе» Екатерины II. Почему её деятельность закончилась неудачно? К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано. Работа с источником.
Билет №7
    Внешняя политика Российской империи во второй половине XVII в.: задачи, основные направления, итоги. Семилетняя война. Расскажите о войнах с Турцией. Участие России в разделах Польши, борьбе против революционной Франции. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали. Работа с источником.
Билет№8
    Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в. Расскажите о русской культуре и быте народов России в XVII веке. Охарактеризуйте более подробно одно из направлений русской культуры по выбору (отечественная наука и система образования; архитектура; скульптура; живопись; театр) Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия. Работа с источником.

Билет №9

    Отечественная война 1912 г. Заграничный поход русской армии. Расскажите о причинах войны, планах сторон и соотношении сил накануне войны. Охарактеризуйте основные события, используя карту. Раскройте роль партизанского движения. В чём значение победы России в этой войны? К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия. Работа с источником.
Билет №10
    Движение декабристов; предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение. Расскажите о движении декабристов в России. Раскройте причины возникновения тайных дворянских организаций. Какие отличия, на ваш взгляд, имели программные документы Северного и Южного общества («Конституция» и «Русская правда»). События 14 декабря 1825 года и их последствия. Какое влияние на русское общество оказало выступление декабристов? Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и тылу оно было связано. Работа с источником.
Билет №11
    Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность консервативного, либерального, радикального течений. Какое влияние на общественную мысль страны оказала отмена крепостного права в России? Раскройте основные направления в народничестве, назовите их идеологов. Расскажите о «хождении в народ» и его итогах. Как это повлияло на развитие движения и возникновение террористических организаций? Выскажите своё отношение к террору, как методу политической борьбы. С каким событием отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали Работа с источником.

Билет №12

    Модернизация в России в начале XX в. Раскройте особенности развития промышленности: многоукладность экономики, специфика появления и функционирования монополистического уклада; роль государства в экономике; привлечение иностранного капитала; удельный вес ремесленного производства и кустарных промыслов. Расскажите об особенностях развития сельского хозяйства, о необходимости глубоких аграрных преобразований в стране. К какому эшелону модернизации относится Россия в сравнении с передовыми странами Запада? С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий. Работа с источником.
Билет №13
    Революция 1905-1907 гг. в России. Объясните причины революции 1905-1907 гг. в России, перечислите основные события. Какое значение имело принятие манифеста 17 октября 1905 г.? Как это повлияло на образование новых политических партий? Можно ли, на ваш взгляд, назвать Государственную Думу первым русским парламентом? К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны. Работа с источником.
Билет №14
    Революционные события 1917 г. в России: от Февраля к Октябрю. Проанализируйте причины и расскажите об основных событиях Февральской революции 1917 года. Раскройте причины установления двоевластия в России. В чём, на ваш взгляд, причины столь быстрой победы Февральской революции? Расскажите об октябрьских событиях 1917 г.: свержение Временного правительства, II Съезд Советов и его основные решения. Проанализируйте факторы, обусловившие победу большевистского переворота в Петрограде. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны. Работа с источником.

Билет №15

    Гражданская война 1918-1920 гг. в России. Расскажите о Гражданской войне и иностранной интервенции в России: причины, основные события на фронтах гражданской войны: результаты и последствия. Охарактеризуйте основные силы, участвовавшие в войне. Какова цена победы большевиков? Какие последствия имели события гражданской войны для страны? Объясните, как менялся характер внешней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чём это выразилось? Работа с источником.
Билет №16
    Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа. Когда в истории России происходили первые дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели. Работа с источником.
Билет №17
    Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг. Основные политические события в советской стране в 20-е годы XX века. Расскажите об образовании СССР: причины объединения, принципы создания Союза, Конституция СССР 1924 г. Раскройте суть спора о принципах построения единого многонационального государства. Как развивалась борьба за власть в государственном и партийном аппарате после смерти В.И. Ленина? Почему, на ваш взгляд, её выиграл И.В. Сталин? Проследите укрепления тоталитарного режима в 30-е годы: раскройте черты, сущность, систему насилия, идеологию и политику сталинизма. Каковы, по-вашему, социально-психологические последствия царившей в стране репрессивной системы? С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны. Работа с источником.

Билет №18

    Основные направления и события внешней политики СССР в 1920-1930-е гг. Охарактеризуйте основные направления внешней политики СССР в 20-30-е годы: международное признание СССР, борьба за коллективную безопасность, смена ориентиров во внешней политике в 30-е годы; отношения с Германией в конце 30-х годов, рост территорий СССР. Как вы считаете, почему демократические державы Запада не поддерживали СССР в борьбе за создание системы коллективной безопасности? Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия? Работа с источником.

Билет №19

    Индустриализация СССР: причины форсированной индустриализации, цели, методы и результаты её проведения. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чём заключались основные различия. Работа с источником.
Билет №20
    Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа. Каковы, на ваш взгляд, уроки и итоги войны для СССР. Что вы знаете о вкладе уральцев в дело победы? С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платеже», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события. Работа с источником.
Билет №21 1. СССР в 1945-1953 гг.: основные направления и события внутренней и
внешней политики. Охарактеризуйте трудности послевоенной жизни
страны. Расскажите о восстановлении хозяйства, энтузиазме советских
людей. Какие проблемы в развитии промышленности и сельского
хозяйства вы бы выделили? Дайте характеристику морально-
психологической обстановке в стране в связи с новым витком
репрессий. Раскройте причины и основные проявления «холодной
войны». 2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой
век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало
основание для этого названия? 3. Работа с источником.

Билет №22

    «Оттепель» в СССР. Расскажите о попытках десталинизации в СССР в этот период. Какова роль XX съезда партии в этих событиях? Охарактеризуйте экономические реформы 50-60-х годов в СССР: сущность реформ в сельском хозяйстве и промышленности, цели, итоги. Какие причины, на ваш взгляд, препятствовали успешному завершению реформ? Проявление «оттепели» в культуре. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-X1V вв. Объясните, в чём заключались основные различия. Работа с источником.

Источники

Приложение к билету № 1 Приложение к билету №2 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили. «С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако, без изъявления неудовольствия. В городе еще не знали, отречется ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая еще не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении». Приложение к билету № 3. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили. « Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности.. ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного о государственного руководства... Которые стали тормозом для движения вперед, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос». Приложение к билету № 4 Прочитайте отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили. «Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать дома в городах, и в оных иметь рукоделие».

Приложение к билету № 5.

Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили. «...К середняку применили политику, направленную против кулака.. Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое... В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока еще основными источниками снабжения индустриальных центров». Приложение к билету № 6 Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему все более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях - Аракчееву». Приложение к билету № 7 Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка...» Приложение к билету № 8 Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы её определили. «Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я

Приложение к билету № 9.

Прочтите отрывок из сочинения Н.М.Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу.. .окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...» Приложение к билету № 10. Приложение к билету № 11 Приложение к билету № 12. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К.Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили. « В кольце.. .оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командирование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставило их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

Приложение к билету № 13.

Приложение к билету № 14. Приложение к билету № 15. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связанно описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили. «Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и все имущество без остатка изъять, а учинить ему на своем государстве себе опричнину...» Приложение к билету №16 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн Х1Хв. Произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили. «...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход в рейд... Грустно уничтожать свой труд:6 много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...»

Приложение к билету № 17

Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего во это определили. «...Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал князь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на их царь и великий князь гнев свой положил, .. .Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый...» Приложение к билету №18 Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещенности. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию». Приложение к билету №19 Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили. «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».

Приложение к билету № 20.

Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое; от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья., бегите непроторенными дорогами». И, сам, обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие., от мала до велика, бросились в бегство..» Приложение к билету №21. Прочтите отрывок из летописи укажите, о какой битве идет речь. Объясните на основании чего вы это определили. « Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород,а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными». Приложение к билету №22 Прочитайте отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили. «.. .Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение.. .а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смерти умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...» Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы её определили. «Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны». Приложение к билету № 11 Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н.Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили. «Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением». Приложение к билету № 10 Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советский истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на - Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом...» Приложение к билету № 13. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили « Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость- то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э.Циолковского, сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моем полете»-подумалось мне... В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле...» Приложение к билету № 14. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К.Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните. На основании чего вы это определили. «...Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наше армия после технической реконструкции, проведенной в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технической отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни оборонных предприятий». Приложение к билету № 1 Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идёт речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили. «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...

  • Билеты по истории для 8 класса

    Документ

    Билет № Франко – прусская война Общественное движение при Александре I. Политический режим. Билет №7 Парижская коммуна Выступление декабристов.

  • Билеты по истории России в 6-х классах

    Рассказ

    (Годы правления Олега, дату завоевания им Киева. Уметь показывать на карте такие города, как Киев, Новгород, границы первого Древнерусского государства – Киевской Руси)