Антропологическая периодизация первобытного общества. История и культурология

Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Как остроумно выразился Л. Б. Вишняцкий , «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» . Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространенной точке зрения, это произошло примерно 2,5 млн. лет назад. Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государств. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV–III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно.

Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы. Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген , в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община. Соотношение периодизаций показано в таблице.



Таблица 1. Периодизация истории первобытного общества

Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо : этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.



Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода, поэтому в дальнейшем этот тип общины мы будем называть раннеродовой.

Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э. Поскольку и в этот период главную роль в социальной жизни продолжал играть род, мы будем называть этот тип общины позднеродовой. (Переход от присваивающего типа хозяйства к Производительному)

Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.

1.4. Варианты периодизации

В настоящее время в исторической науке приняты археологическая и антропологическая периодизации истории первобытного времени.

Археологическая периодизация – периодизация первобытного строя, составленная на основе материалов, применявшихся при изготовлении орудий.

Термин “археология” (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон. К памятникамархеологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках – городища, курганы, святилища. Окончательно, как наука, археология формируется в ХIХ в . В это время были открыты древние цивилизации Двуречья и Египта.

Археологическую периодизацию начинает римский поэт и мыслитель Лукреций (I в. до н.э.), он делил дописьменную историю на каменный, медный, бронзовый и железный века. Схема Лукреция до сих пор применяется археологами.Учеными Х.Томсоном, И.Ворсо, Э.Лартев ХI Х в. обосновываются теории периодизации древнего человека. Археологи Д.Леббок, Г.Мортилье,Э.Пьер конкретизировали теорию. В результате определилась схема археологической периодизации по материалам, из которых люди изготавливали орудия

Палеолит– (древнекаменный век) – верхний–2,6 млн. лет назад,

нижний–11–12 тыс. лет назад.

Мезолит– (среднекаменный век) – Х II–VI тысячелетие до н.э.

Неолит– (новый каменный век) – VIII–V тысячелетие до н.э.

Энеолит– (медно-каменный век) – V–III тысячелетие до н.э.

Бронзовый век –III–II тысячелетие до н.э.

Железный век – I тысячелетия до н.э.

Антропологическая периодизация – периодизация первобытного строя, основанная на изменениях биологического вида гоминид.

Процесс становления человечества охватывает около 3 млн. лет. Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых превышает 2,5–3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза иформирования человеческого общества. В ходе своего формирования человечество прошло три этапа:

1 этап – австралопитеки (южная обезьяна). Найдены в Южной Африке. Ростом с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, большой палец руки сильнее, чем у обезьян. Трудовая деятельность, изготовление простейших орудий труда.

2 этап – питекантропы (обезьяна-человек) или архантропы (архаические люди).

К этому времени относятся первые стоянки на о.Я ва, в Южном Китае, Европе и в Африке. У человека увеличивается объем мозга, формируется более прямая походка, появляется большое разнообразие орудий труда. Человек начинает использовать огонь.

3 этап – неандертальцы (палеантропы), по названию долины Неандерталь в Германии. Появляются 250–300 тыс. лет назад. Напоминали современного человека. Вели оседлый образ жизни, занимались охотой. Появляется культ мертвых и примитивное искусство (рисунки на скалах пещер).

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа – кроманьонцев (неантропов), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история. Кроманьонец появляется в позднем палеолите (40–35 тыс. лет тому назад). Эти люди значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными; появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служит наскальная живопись.


Источники сведений о первобытности

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников - археологические источники - позволяют ис следовать материальные основы человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовноммире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст руировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность - так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных обществ и исследователи должны об этом помнить. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых обществ - племен аборигенов Австралии и первобытных носителей сходных культур. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза - происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого - материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

Существует, помимо основных вышеперечисленных, множество других вспомогательных источников. Это палеоботаника - наука о древних растениях, палеозоология - наука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.

Периодизация и хронология первобытной истории

Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология - наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Применяются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хронология только устанавливает последовательность событий, отмечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хронология широко используется археологами при исследовании различных археологических культур.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

Мезолит (среднекаменный век) - VIII-V тыс. до н. э.;

Неолит (новый каменный век) - V-III тыс. до н. э.;

Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами;

Бронзовый век - III-II тыс. до н. э.;

Железный век - начинается в I тыс. до н. э.

Датировки эти очень приблизительны и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез)

В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии:

1) появление антропоидных предков человека;

2) появление древнейших и древних людей;

3) появление человека современного типа.

Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550-600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 - 2 млн лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов - поздней формы питекантропа - 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян - низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750-200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца - от 1200 до 1600 куб. см - приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250-40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Человек современного физического типа - кроманьонец - появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 - 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез - формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.-

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство» Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты - загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева - палки-копалки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши - способа вторичной обработки камня - доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий - скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки - дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки - летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой - в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты - кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел - мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен так;е бумеранг - изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное - собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии - шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе - обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее - из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества - возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых жиь jthbix, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.

Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).



Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени -более миллиона лет -этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены -еще позднее.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в ХIХ- начале ХХ в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), или «преднеолитом» (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще. Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита. Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-30 тыс., верхний палеолит -12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Относительная датировка достигается путем сопоставлении самих культурных слоев или археологических типов друг с другом либо путем их сопоставления с изменениями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эпохами и т. п. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют термины «гюнц» , «миндель» , «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс - к среднему, вюрм - к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью - мезолиту. Неолит - уже время голоцена.

Хотя археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным достижением. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии общественных отношений. В то же время археологическая периодизация обладает большим недостатком: она не универсальна. Вначале, с развертыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенные на различных континентах и территориях культур и фаз, т. е. региональных периодизаций. Затем это коснулось более крупных стадий и даже веков. Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем. Археологическая периодизация лишилась общего признания. Отдельные археологии за рубежом стали различным образом комбинировать в своих схемах периодизации эпохи геологического развития Земли, этапы биологической эволюции человека и ступени хозяйственного прогресса. Другие археологи, и в том числе отечественные, скептически относясь к таким эклектическим сочетаниям, продолжают совершенствовать археологические схемы, однако по большей части ограничивая их теми или иными региональными рамками. В целом археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие - уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на различные стадии становления общества. Здесь выделяются основные стадии праобщины, родовой общины и эпохи классообразования.

Эпоха праобщины - время становления самого человека как биологического существа и сложения зачатков социальных отношений. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя - из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно почти все отечественные ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков общинного строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть опущена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, «снято» социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации - рода и родовой общины. именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя - более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эпохи - средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя - как правило, неолит.

Если эпоха праобщины - время становления, а эпоха первобытной общины - время зрелости, то эпоха классообразования - время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовыe связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых - по большей части на время металлов. Верхняя граница - появление классовых обществ и государств - наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть сопоставлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем. Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.


В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и цивилизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации первобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть поздне-первобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

Общая периодизация первобытной истории разрабатывалась и разрабатывается также многими западными исследователями. Такие попытки делаются преимущественно некоторыми исторически ориентированными учеными США. Наиболее распространено различение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ. Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной родовой общины, стратифицированные – обществам эпохи классообразования. Между эгалитарными и стратифицированными часто помешают также ранжированные общества. При этом сторонники этих схем считают, что в ранжированных обществах существует только социальное неравенство, а в стратифицированных – также и имущественное неравенство. Наиболее существенная и привлекательная черта этих схем – признание в них эгалитарного характера первобытного общества, т. е. первобытного коллективизма.

Таким образом, критериев периодизации человеческой истории более чем достаточно – можно найти на любой “вкус и цвет”, т.е. проблемы классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда или хоты, даже окаменелые останки не существует. Существует же проблема т.н. “родины человечества”.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

Исторические эпохи Археологические эпохи Палеоантропологические эпохи
Эпоха праобщины Нижний и средний палеолит Время архантропов и палеонтропов
Неолит Стадия раннепервобытной (раннеродовой) общины Верхний палеолит и мезолит Время неонтропов
Стадия познепервобытной (позднеродовой) общины
Эпоха классообразования Поздний неолит, энеолит или век раннего металла

Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.