Абсолютный возраст.

ВОЗРАСТ. Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется.

Характерно, что понятие хронологического времени и выражающие его термины исторически возникли значительно позже, чем членение человеческой жизни на такие этапы как детство, взрослость и старость, или представления о космических и социальных циклах. Этимология славянских терминов «возраст» и «век» показывает, что слова, восходящие к первоначальному значению «годы» или «время», возникли позже, чем слова, восходящие к значениям «рост» и «сила». Слово «возраст» происходит от корня «рост»; его семантика связана с понятиями «родить», «вскармливать», «растить», «воспитывать». Слова «старый», «пожилой» – позднейшие образования от этого корня: «старый» – значит выросший, поживший. Понятия, описывающие длительность, течение и собственное «время жизни» (англ, «life time», нем. «Lebenszeit») исторически наиболее поздние. Они возникли на базе нерасчлененного понятия «жизнь», в котором количественные характеристики (время, длительность) еще не отделялись от самих жизненных процессов. Древнейшие славянские хронологические понятия – те, что восходят к значению «вечность», «на век». А слово «век» первоначально означало «жизненную силу», восходя к индоевропейским глаголам с корнем veik – «прилагать силу», «мочь» и т.п.

Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия) . То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства – то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.

Индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями. Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Индивидуальное развитие, которое изучают возрастная физиология и возрастная психологии (сейчас ее более точно называют психологией развития), всегда происходит в определенной социальной системе. Поэтому вторая группа возрастных категорий – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества , описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «возрастные когорты» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм , отражение возрастных процессов и свойств в культуре. Возрастной символизм включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей «Мы».

Хотя каждый из этих предметов является по сути своей комплексным, в изучении индивидуального развития ведущую роль издавна играли физиологи и психологи; сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества – область социологии и демографии, тогда как возрастной символизм изучается преимущественно антропологами, фольклористами и историками. По мере развития науки возрастные категории все больше дифференцируются, обрастая системой специфических индикаторов. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной возраст, возраст полового развития и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними.

Cтраница 1


Абсолютный возраст - время, прошедшее с начала формирования почвы до настоящего времени. Он колеблется от нескольких лет до миллионов лет. Абсолютный возраст почв значительной территории нашей страны исчисляется тысячелетиями и десятками тысяч лет.  

Абсолютный возраст почв Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири, Северной Америки и Западной Европы, определенный радиоуглеродным методом, от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. Наконец, важным фактором почвообразования, особенно в последнее время, является хозяйственная деятельность человека, которая более подробно анализируется ниже.  

Схематическая карта битуминозности осадков западной части Берингова моря.  

Определение абсолютного возраста указанной наиболее длинной колонки показало, что максимальный возраст ее составляет 83 тыс. лет. Скорость накопления осадков составляет примерно 20 см за 1 тыс. лет. Скорость накопления осадков для колонок, взятых с анадырского шельфа, оказалась значительно больше - 1 5 - 2 ж за 1 тыс. лет.  

Схематическая карта битуминозности осадкой западной части Берингова моря.  

Определение абсолютного возраста указанной наиболее длинной колонки показало, что максимальный возраст ее составляет 83 тыс. лет. Скорость накопления осадков составляет примерно 20 см за 1 тыс. лет. Скорость накопления осадков для колонок, взятых с анадырского шельфа, оказалась значительно больше - 1 5 - 2 м за 1 тыс. лет.  

Определение абсолютного возраста представляет большой интерес для изучения истории Земли, однако методы этой группы еще далеки до совершенства и имеют ограниченное применение. Поэтому современная геология для решения своих задач пользуется пока главным образом определениями относительного возраста горных пород. Относительное летоисчисление лежит в основе всех геологических наук, в том числе и современной исторической геологии.  

Лабораторией абсолютного возраста Горно-геологического института (М. А. Гаррис и др.) проведены большие работы по изучению геохимии изотопов К и Аг в магматических, осадочных, метаморфических и метасоматических образованиях Южного Урала. Получены интересные данные о закономерностях распределения изотопов К и Аг в различных по составу и возрасту геологических образованиях. В результате проведенных исследований были уточнены и исправлены некоторые геологические представления и составлена геохронологическая шкала Урала, на которой были датированы в абсолютном исчислении магматические, осадочные, метаморфические образования и рудные формации.  

Характеристика распада изотопов.  

Определение абсолютного возраста горных пород также основано на использовании некоторых, достаточно продолжительных процессов радиоактивного распада. Как известно, радиоактивность состоит в самопроизвольном распаде ядер неустойчивых изотопов и переходе их в устойчивые изотопы или новые элементы. Процесс распада сопровождается выделением а - и Р - ЧЗСТИЦ и энергии в виде гаммаизлучения и протекает со скоростью, строго постоянной для каждого радиоактивного изотопа. Таким образом, распад ядер исходного (материнского) элемента сопровождается образованием ядер стабильного (дочернего) изотопа. Можно видеть, что изотопы урана существенно различаются не только продуктами распада, но и его скоростью.  

Определение абсолютного возраста горных пород проводят путем изучения природной радиоактивности минералов. Поэтому, зная период полураспада, по количеству образовавшихся новых и оставшихся в породах радиоактивных элементов вычисляют возраст горной породы. На основании таких расчетов определены длительность эр, периодов, эпох и веков, а также возраст земной коры в целом.  

Типичные данные по содержанию стронция в породах.  

Для установления абсолютного возраста рубидий-стронциевым методом необходимы точные данные о концентрации стронция в некоторых силикатных минералах. Рубидий-стронциевый метод основан на накоплении 87Sr в течение геологической эпохи за счет распада радиоактивного 87Rb и требует точного знания не только общего содержания стронция, но также и общего содержания рубидия и изотопного состава стронция.  

Для установления абсолютного возраста метилфиолетовых чернил предложено пользоваться рядом реактивов различной концентрации, под действием которых происходит различное изменение цвета штрихов в зависимости от их возраста. Эта методика, как указано, практического применения не получила.  

В настоящее время абсолютный возраст земной коры оценивается геологами в пределах 3 0 - 3 5 млрд. лет. Столь значительное расхождение объясняется тем, что пока нет еще единого мнения по этому вопросу. Следует думать, что интенсивные исследования земных недр, океанического дна и естественных спутников нашей планеты, в частности Луны, помогут в ближайшее время в значительной степени уточнить эти данные. В таблице в схематическом виде приведена современная геохронологическая шкала. В породах этого возраста почти не встречено никаких растительных и животных остатков. В породах встречаются окаменелости беспозвоночных животных. Это эра зарождения жизни на нашей планете, она характеризуется интенсивными тектоническими движениями, о чем геологи судят, изучая толщи горных пород. К этому времени приурочена и интенсивная вулканическая деятельность.  

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла , созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П. Блонского , построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже , в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали. С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые, – новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, определяющее процесс развития в целом и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, называется ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека.


| |
  • - свободный от к.-л. отношений и условий, независимый, совершенный. Противоположность - относительный...

    Начала современного Естествознания

  • - в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах с момента рождения; понятие введено как противоположность биологического возраста...
  • - в палеодемографии и демографии представляет собой середину возрастной когорты, на которую приходится максимум смертности в популяции...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - 1) безотносительный, безусловный...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Радиологический возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - время, прошедшее от какого-либо геологического события до современной эпохи, исчисляемое "" млн. и тыс....

    Словарь геологических терминов

  • - горных пород, устанавливается по содержанию продуктов радиоактивного распада в минералах...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - возраст г. п., м-лов и руд, выраженный в единицах астрономического времени и устанавливаемый разл. радиологическими методами по накоплению в м-лах и г. п. продуктов распада радиоактивных элементов...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более древними, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более молодыми, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - вычисленный по изотопному составу обыкновенного свинца; существует несколько вариантов его вычисления. Модельный возраст является “грубым”, приближенным. Син.: возраст геологический абсолютный условный...

    Геологическая энциклопедия

  • - син. термина возраст геологический абсолютный модельный...

    Геологическая энциклопедия

  • - обычно определяется ионий-ториевым, протактиний - ториевым и калий-аргоновым методами...

    Геологическая энциклопедия

  • - свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность – относительный...

    Философская энциклопедия

  • - означает то, что рассматривается само по себе, без отношения к чему-либо другому и потому противополагается относительному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный...

    Большая Советская энциклопедия

"абсолютный возраст" в книгах

автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала

Из книги Удивительная палеонтология [История земли и жизни на ней] автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала Прежде всего заметим, что для ученых сама по себе постановка вопроса о возрасте Земли была некогда весьма революционной - ибо «возраст» подразумевает наличие «даты

Абсолютный вахтер

Из книги Как по лезвию автора Башлачев Александр Николаевич

Абсолютный вахтер Этот город скользит и меняет названья. Этот адрес давно кто-то тщательно стер. Этой улицы нет, а на ней нету зданья, Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер. Он отлит в ледяную, нейтральную форму. Он тугая пружина. Он нем и суров. Генеральный хозяин

Абсолютный джентльмен

Из книги Элизабет Тейлор. Клеопатра Голливуда автора Бенуа Софья

Абсолютный джентльмен Вкус формируются постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед. Элизабет Тейлор Обеспокоенные размерами и количеством пятен на репутации своей актрисы, публицисты из MGM (к тому

Абсолютный кошмар

автора

Абсолютный кошмар

Из книги Фабрика здоровья автора Смирнов Алексей Константинович

Абсолютный кошмар Медициню помаленьку.Может быть, кто-то помнит, как я рассказывал про страшную таблетку Цифран?У этой антимикробной таблетки в побочном послужном списке значатся ночные кошмары и галлюцинации. Сам я ее никогда, конечно, не ел, а жене дал однажды, когда с

Абсолютный слух

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Абсолютный слух – Как здорово поет Тимо! И это в два с половиной года. Ты, небось, в столь нежном возрасте еще не выступал?– Я начал позже – в три года. Читал стихи в клубе в Вилге.– Стало быть, внук пошел по стопам дедушки-артиста…– У Тимо, действительно,

Абсолютный слух

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

Абсолютный слух Стоит такому человеку услышать какой-то звук, как он может совершенно точно его воспроизвести. Специалисты считают, что такие люди сначала классифицируют звуки и запоминают их категориями, а потом определяют, к какой категории относится данный звук. Они

17. Возраст Христа и возраст Андроника

Из книги автора

17. Возраст Христа и возраст Андроника Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа

Из книги автора

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа Вопрос - в каком возрасте Фауст продал душу дьяволу, интересен для оценки возраста Фауста-Христа, согласно германской версии. Как мы уже отмечали, срок его договора с Мефистофелем был равен 24 годам, с. 43. Согласно Юсту Кристофу

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА

Из книги Царь славян автора

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско Очень интересно сравнить данные о возрасте князя Курбского и бакалавра Карраско. Вот что сообщает Сервантес о бакалавре: «Сей ДВАДЦАТИЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ молодой человек был круглолиц, курнос, большерот», ч. 2, с. 28.

Абсолютный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ Существует целый ряд свойств вечной реальности Божества-Абсолюта, которые невозможно в полной мере объяснить конечному пространственно-временному разуму, однако актуализация Бога-Абсолютного стала бы следствием объединения второй эмпирической

Абсолютный возраст - это продолжительность существования («жизни») породы, выраженная в годах. Абсолютные значения возраста горных пород приве­дены в геохронологической шкале. Для его определения применяют методы, основанные на использовании процессов радиоактивных превращений, которые имеют место в некоторых химических элементах, входящих в состав пород. С помощью одних элементов устанавливают возраст в миллионах лет (уран), другие дают возможность вычислить более короткие отрезки времени (углерод).

Шкала геологического времени Земли

Зон (эонотема) Эра (эратема) Период (система) Индекс периода Типичные Организмы Абсолютный возраст, млн лет
Неохрон Кайнозой­ Четвертичный Человек, млеко­ 90-95
(фанерозой) ская KZ Неогеновый N питающие, цвет­
Палеогеновый £ ковые растения
Мезозой­ Меловой К Головоногие, 550-570
ская MZ Юрский J моллюски, прес­
Триасовый Т Мыкающиеся
Палеозой­ Пермский Р Амфибии и 600-620
ская PZ Споровые
Каменноугольный С Рыбы, плечено- 400-410
Девонский D Гие
Силурийский S Первые беспоз­ >1500
Ордовикский О Воночные
Кембрийский е
Палеохрон PR - - -
(криптозой) AR
Планетарная стадия земли

Относительный возраст позволяет определять возраст пород относительно друг друга, т. е. устанавливать, какие породы древнее, какие моложе. Для установления относительного возраста ис­пользуют два метода: стратиграфический и палеонтологический.

Палеонтологический метод позволяет определять возраст оса­дочных пород по отношению друг к другу независимо от харак­тера залегания слоев и сопоставлять возраст пород, залегающих на различных участках.Животные и растительные организмы развивались постепенно, последовательно. Остатки вымерших организмов захоронялись в тех осадках, которые на­капливались в тот отрезок времени, когда они жили.

Все геологическое время разделили на отрезки. Так была создана геохронологическая шкала. Для слоев пород, которые образовались в эти отрезки време­ни, были предложены свои названия, что позволило создать стратиграфическую шкалу.Самый длительный отрезок времени - эон. Самый ко­роткий отрезок - век. Каждый отрезок времени получил наименование и обозначение в виде индекса, а на геологических кар­тах - свою окраску.

Периоды деляг на эпохи (отделы), например, триасовый пери­од подразделяют на нижнюю (Т,), среднюю (Т2) и верхнюю (Т3) эпохи. Каждую эпоху разделяют на века (ярусы), например K dat , что читается как меловой период, верхняя эпоха, датский век. Верхний индекс дает наименование века. Современный четвер­тичный период имее.т деление на эпохи, обозначенные римскими цифрами - Qj, Qu, Q n , и Q (V . Кроме того, перед индексом Q ставят знаки, обозначающие генезис (происхождение) пород, на­пример, aQ, M - породы аллювиального (речного) происхождения, eoQn - эолового (ветрового) генезиса, mQ, - морского проис­хождения и т. д.

Возраст горных пород в виде индексов широко используется в геологической документации (карты и разрезы), которая явля­ется неотъемлемой частью проектирования зданий и сооружений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Геология и ее разделы

Геология и ее разделы.. геология комплекс наук о составе строении истории развития земли.. в настоящее время геология является типичной естественной наукой обладающей комплексным характером и состоящей более..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вечная мерзлота
Вечная мерзлота – близкая к поверхности подземная зона с отрицательной температурой, сохраняющейся в течение веков и тысячелетий; мощность зоны от 1 до сотен метров. Многолетняя - явление

Происхождение, форма и строение планеты Земля. Геосферы
Вопрос о происхождении Земли – важнейший вопрос естествознания. Более 100 лет пользовалась признанием гипотеза Канта-Лапласа, согласно которой солнечная система образовалась из огромной раскаленной

Оползни. Геологические условия. Методы борьбы
Оползни - это скользящее смещение горных пород на скло­нах под действием гравитации и при участии поверхностных или подземных вод. Деформации в результате оползания подвергаются насыпи шос

Температурный режим верхней поверхности Земли
Земная кора имеет два источника тепла: от солнца и от распада радиоактивных веществ в своей нижней части на границе с верхней мантией. В недрах же Земли температура увеличивается с глубины от 1300

Геологическая деятельность рек. Эрозия донная и боковая. Понятие базиса эрозии. Продольный и поперечный профиль речной долины
Подземные воды и временные ручьи атмосферных осадков, стекая по оврагам и балкам, собираются в постоянные водные потоки - реки. Площадь, с которой к реке стекает вода, называ­ют бассейном реки.

Борьба с эрозией рек
С боковой эрозией борются укреплением берегов с регулиро­ванием течения реки. В зависимости от геологического строения берега, характера и места размыва укрепление проводят устройст­вом набережных,

Билет 4.
1. Что называется минералом? Химический состав и физические свойства минералов. Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянством состава

Геологическая деятельность ветра. Эоловые отложения, их состав и форма залегания (с. 307-311)
На земной поверхности постоянно дуют ветры. Скорость, сила и направление ветров бывают различны. Нередко они носят ураганный характер. Ветер совершает большую геологическую работу: разруше

Билет 5.
1. Что называется минералом? Происхождение минералов. Минералы магматических горных пород. Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянст

Коэффициент фильтрации. Методы определения
Коэффициент фильтрации - это скорость фильтрации при напорном градиенте I= 1. Коэффициент фильтрации грунтов в основном определяется геометрией пор, т. е. их размерами и формой. На значение коэффиц

Минералы осадочные горных пород. Искусственные минералы
Минерал – это природное химическое соединение, обладающее определенным постоянством состава, строения и свойства. Условия, в которых образуются минералы в природе, отличаются большим разнообразием

Геологические процессы в зоне мерзлых пород
Происходящие в зоне многолетней мерзлоты геологические процессы связаны, в первую очередь, с расклинивающим горные породы действием замерзающих подземных вод. В свою очередь, это действие зависит о

Билет 7.
1. Что называется горной породой? Магматические горные породы, их происхождение и классификация. Горные породы – это естественные агрегатные соединения минералов одного ил

Формы залегания магматических горных пород в земной коре, их минеральный состав, структура, текстура. Отдельности по трещинам в массиве
Магматическими (или извер­женными) горными породами называют горные породы, которые образовались в результате кристаллизации магмы при ее остыва­нии в недрах. В зависимости от условий, в которых пр

Напорные воды. Их изображения на картах
Межпластовые подземные воды. Эти воды располагаются в водоносных горизонтах между водоупорами. Они бывают ненапорными и напорными (артезианскими). Напорные (артезианские) воды связаны с за

Билет 9.
1. Осадочные горные породы: происхождение, классификация, формы залегания в земной коре. Общие особенности минерального состава и текстуры осадочных горных пород. Осадочны

Закон Дарси. Скорость фильтрации
Подземные воды могут передвигаться в горных породах как путем инфильтрации, так и фильтрации. При инфильтрации передвижение воды происходит при частичном заполнении пор воздухом или водяными парами

Билет 10.
1. Что называется грунтом? Классификация грунтов по ГОСТ 25100-95. Грунты – это любые горные породы и твердые отходы производства, залегающие на поверхности земной коры и

Подземные воды
Современные представления геоэкологической науки определяют гидросферу как одну из главных жизнеобеспечивающих геосфер; гидросфера - неотъемлемая часть окружающей природной среды, неразрывно связан

Безнапорные грунтовые воды
Грунтовыми называют постоянные во времени и значительные по площади распространения горизонты подземных вод, залегающие на первом от поверхности водоупоре. Они характеризуются рядом признаков:

Осадочные горные породы хемогенные и органогенные
Хемогенные породы образуются в результате выпадения из водных растворов химических осадков. К этим породам относят различные известняки, известковый туф, доломит, ангидрит, гипс, каменную соль и др

Снежные лавины
Снежные лавины - это обрушение больших масс снега с кру­тых склонов гор. На высоких горных хребтах постоянно накап­ливается снег, образуя нависающие над склонами большие кар­низы. Под действием соб

Метаморфические горные породы, их происхождение, формы залегания, минеральный состав, структура, текстура и свойства в образце и массиве
Метаморфические горные породы – породы, которые образуются вследствие преобразования магматических, осадочных и других пород. Эти преобразования называются метаморфизмом. Изменение минералов и горн

Сезоная мерзлота. Пучение
По длительности существования мерзлого состояния пород принято подразделять «родовое» понятие «мерзлые породы» на три видовых понятия: кратковременномерзлые породы (часы, сутки),


Геологические карты и разрезы
Геологические карты и разрезы являются важнейшей и обязательной геологической документацией при решении вопросов строительства. Карты составляются для больших площадей, где намечается крупное строи

Тектонические движения земной коры. Складки, трещины и разрывы в земной коре
Тектоническими движениями называют перемещения вещества земной коры под влиянием процессов, происходящих в более глубоких недрах Земли. Эти движения вызывают тектонические нарушения, т. е. изменени

Образование и рост оврага. Борт, тальвег и другие элементы оврага. Понятие базиса эрозии (с. 314-317)
Образование оврагов. При таянии снега и дождя на склонах рельефа отдельные струйки образуют временные ручьи. Возникает струйчатая эрозия, что приводит к образованию вытянутых понижений рельефа - ов

Билет 17

Селевые потоки. Пролювий (с. 317-320 и с.314)
Пролювий,пролювиальные отложения - продукты разрушения горных пород, выносимые временными водными потоками (сели и др.) к подножию возвышенности или на пологие участки склонов и межгорных равнин. П

Билет 18
15. Сейсмические явления: землетрясения и цунами. Магнитуда и бальность землетрясения. Сейсмическое районирование и микрорайонирование. Сейсмические явления проявляются в

Геологическая деятельность ледников
В настоящее время льды занимают 10 % поверхности суши, 98,5 % ледниковой поверхности приходится на полярные области и лишь 1,5 % - на высокие горы. Различают три типа ледников: горн

Билет 19
16. Рельеф поверхности суши. Рельеф – это совокупность всех форм земной поверхности – возвышений, равнин и углублений. Эти «неровности» на поверхности Земли весьма динамич

Плывуны
Плывунами называют водонасыщенные рыхлые породы, обыч­но пески, которые при вскрытии различными горными выработ­ками разжижаются, приходят в движение и ведут себя подобно тяжел

Физические и химические свойства подземных вод, их жесткость, агрессивность
При оценке свойств подземных вод исследуют вкус, запах, цвет, прозрачность, температуру и другие физические свойства подземной воды, которые характеризуют так называемые органолептические свойства

Билет 21
27.Что такое подтопление? Подтопленные, подтопляемые и не подтопляемые территории (Задачник с.238). Подтопление - подъём уровня грунтовых вод, обусловленный повышением гор

Аллювиальные отложения рек, их состав, мощность. Аллювий русловой, пойменный и старинный
Значительная часть аллювиальных отложений скапливается в русле рек и на поймах. Общая мощность аллювиальных отложе­ний в долинах рек различна - от нескольких метров до десятков метров

Аккумулятивная деятельность моря
В прибрежной зоне морские осадки (обломочные горные поро­ды) формируются как за счет продуктов разрушения берегов, так и за счет привноса материала ветром и особенно реками. В морях обитают многочи

Инженерно-геологические изыскания для строительства
Инженерно-геологические изыскания для строительства – это технологический процесс получения, накопления, обработки и обобщения информации об инженерно-геологических условиях участка строительства о

Состав инженерно-геологических изысканий
1. Сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет 2. Дешифрирование аэро- и космоматериалов, аэровизуальные наблюдения 3. Рекогносцировочное обследование, включа

Выветривание горных пород, его виды. Продукты выветривания. Элювий, вертикальная зональность, форма подошвы (с. 300-305)
. Под процессом выветривания понимают разрушение и изменение состава горных пород и строительных материалов, происходящие под воздействием различных агентов, действующих на поверхности земли, среди

Виды воды в горных породах (грунтах) и их влияние на состояние и свойства горных пород
Взави­симости от того, в каком состоянии в грунтах находится вода, она классифицируется следующим образом: парообразная; свя­занная - прочносвязанная (гигроскопическая), рыхлосвязанная; свободная -

Билет 25
25. Основной закон фильтрации – закон Дарси. Скорость фильтрации и действительная скорость подземных вод (с. 266-267). Подземные воды могут передвигаться в горных породах

Осыпи и обвалы на склонах
Осыпи.На крутых склонах, особенно в горных районах, где развиты скальные породы, активно действует процесс физиче­ского выветривания. Породы растрескиваются и обломки скаты­ваются