Изобретения средневековья. Важнейшие открытия средневековья в области науки и техники Сообщение о достижении в средние века

РАЗДЕЛ IV. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ МИР ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианская церковь сыграла важную роль в истории Средних веков. В период Великого переселения народов возросло число верующих, церковь сохранила единство христиан. Возникновение государства римских пап укрепило их авторитет и политическое влияние в Западной Европе, но вызвало недовольство патриархов восточной христианской церкви. Противоречия между римскими папами и константинопольскими патриархами привели к первому расколу (схизме) христианства в 1054 г.

Христианская церковь существенно повлияла на развитие культуры.

С появлением и укреплением городов в странах Западной Европы повсеместно начали возникать школы и университеты. Они стали надежной основой для дальнейшего развития культуры, науки и образования. технические открытия и усовершенствования решительно входили в жизнь городов и сел. Среди жителей городов формировались интеллигенция — люди, зарабатывавшие на жизнь своим умом и знаниями. Они были горячими сторонниками идей гуманизма и Возрождения — новых направлений культуры Европы, которые ознаменовали начало Нового времени.

§ 21. Научные и технические достижения Средневековья. Книгопечатание

Средние века иногда называют «темными» и «невежественными». Считается, что в это время развитие науки и техники будто замерло. Мы попробуем доказать ошибочность подобных утверждений.

Повторите: § 4, 13.

Техника и транспорт.

В развитии техники средневековая Европа долгое время отставала от стран Востока. Орудия труда, технические приспособления, навыки работы оставались прежними. Правда, крестьяне изобрели хомут, позволивший использовать для вспашки поля лошадей, которые были выносливее быков. Плуг, лопата, грабли и другие инструменты с железными деталями передавались по наследству. Монахи должны были заботиться о железных орудиях труда, принадлежавших монастырю. Аббат старался доверять их лишь тем монахам, «образ жизни и руки которых обеспечат им сохранность». Ученый монах в своем трактате утверждал: «Во многом железо более полезно для человека, нежели золото, хотя алчные души жаждут золота больше, чем железа».

Важнейшим двигателем в Средние века оставалось водяное колесо, которое в основном использовали как мельницу. Водяное колесо, изобретенное еще в Римской империи, в Средние века широко применялось в большинстве стран Европы. Например, в Англии во время переписи населения 1086 г. в «Книге Страшного суда» упоминаются 5624 мельницы. В некоторых случаях водяное колесо не просто опускали в реку или ручей, а направляли воду по желобу, чтобы она попадала на лопасти колеса (это делало ее работу более эффективной). В XI в. европейцы позаимствовали у арабов Испании ветряные мельницы.

Заметные технические изобретения были сделаны также в строительстве, где использовали подъемные механизмы и различные устройства, необходимые для возведения соборов и дворцов.

Транспортные средства по сравнению с античными временами практически не изменились. На узких и неровных средневековых улочках преобладал вьючный транспорт (люди-носильщики, вьючные животные — ослы, мулы, лошади). Там, где были дороги, использовались также различные повозки и телеги, постоянно нуждавшиеся в ремонте. Сухопутное путешествие было долгим и опасным. На дорогах людей часто подстерегали разбойники.

Рис. 1. Колесный транспорт Средневековья

? С какой целью использовали транспорт?

Рис. 2. Средневековый морской корабль

Основную часть грузов перевозили по рекам и морям. Европейцы научились строить простые и надежные гребные и парусные суда. Средневековые корабли не отдалялись от берегов и не выходили далеко в открытое море. Точных карт тогда не было, мореплаватели ориентировались по Солнцу и звездам. Зимой многие реки превращались в ледяные пути, по которым передвигались санные караваны.

Технические усовершенствования и транспорт обеспечивали постепенное развитие средневекового общества Западной Европы.

2. Технические устройства в военном деле.

В Средние века военное дело и защита государства находились в полном подчинении феодалов. Рыцари старались надежно защитить свое тело в бою. Поэтому постоянно совершенствовались защитные доспехи (кольчуги), а также оружие, способное поразить неприятеля. Начиная с XI в. в Европе начали использовать механические луки — арбалеты. Удачно пущенная из арбалета стрела пробивала металлический шлем или доспехи на расстоянии 150 шагов. В XV в. арбалеты метали стрелы с тяжелыми стальными наконечниками до 350 метров. Византийцы считали западноевропейские арбалеты дьявольским оружием.

С появлением замков и каменных крепостей распространилось изготовление и использование сложных осадных машин, способных разрушить даже «неприступные» укрепления. Например, во время Крестовых походов рыцари с успехом использовали большие осадные башни, которые придвигали к стенам Антиохии, Иерусалима и других городов Ближнего Востока. Издавна в Европе использовали баллисты и катапульты, предназначенные для разрушения вражеских укреплений, прежде всего ворот. Вершиной достижений средневековой механики стала метательная машина требюше, способная бросать тяжелые камни (до 350 кг) на большие расстояния и разрушать стены крепостей или топить корабли врага.

Рис. 3. Средневековая катапульта. Современный рисунок

Рис. 4. Требюше у замка де Бо во Франции. Реконструкция

3. Начало научных исследований.

В Средние века наука развивалась медленно и незаметно. Долгое время в среде ученых людей преобладала схоластика. Ее сторонники утверждали, что знания, необходимые человеку, содержатся в Библии. Задача науки — с помощью логических рассуждений и знания Библии доказать истинность учения церкви. Опыты и эксперименты считались вредными, поскольку чувства человека легко ввести в заблуждение. Например, непревзойденный оратор и проповедник Бернар Клервоский в XII в. утверждал, что веру и окружающий мир познать разумом невозможно.

Первым проверить истинность утверждений отцов церкви попытался один из основателей Парижского университета Пьер Абеляр (1079—1142). Он вошел в историю как мыслитель и педагог, стремившийся доказать преимущество разума над слепой верой. Абеляр учил «не чтить, а читать священные книги». Он считал, что «бесполезно говорить, если нечем подкрепить свои слова. Никто не может верить в то, чего прежде не понял». Только в XIII—XIV вв. в Европе появляются первые труды, посвященные изучению движения небесных тел, механики и оптики.

Выдающийся английский натуралист Роджер Бэкон (1214— 1294), которого называли «удивительным доктором», был профессором богословия в Оксфордском университете и монахом-францисканцем. Он смело выступал против схоластики, был проповедником точных наук. Церковники обвинили Бэкона в ереси и приговорили к тюремному заключению.

Рис. 5. Статуя Роджера Бэкона в Оксфорде

Рис. 6. Иоганн Гутенберг

Рис. 7. Страница Библии, изданной И. Гутенбергом

В Средние века были сделаны первые шаги в развитии научных исследований окружающего мира, вышедших за пределы библейских постулатов.

4. Книгопечатание.

Дальнейшее распространение науки и знаний в XIV—XV вв. столкнулось с серьезными препятствиями. В Европе катастрофически не хватало книг. В жизни людей приобретение книги было важным и редким событием. Для изготовления книг использовали очень дорогой материал — пергамент (тонко выделанную телячью кожу). В монастырских библиотеках наиболее ценные экземпляры книг приковывали к полкам металлическими цепями.

Только в XI в. в Испании появилась относительно недорогая бумага, привезенная с арабского Востока.

Долгий путь в Европу

Еще в начале нашей эры в Китае изобрели способ изготовления бумаги. В VIII в. этим секретом овладели арабы. Более пяти столетий они обладали исключительным правом на продажу бумаги в Европе. В XII—XIV вв. бумагу научились делать в Испании, Италии, Франции, Германии. В связи с ростом числа школ и университетов и накоплением новых знаний в XIV в. изготовление бумаги в Европе приобретает небывалые масштабы.

Изобретателем книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг (1394—1468), выходец из немецкого города Майнца. Он хорошо знал естественные науки и богословие, в совершенстве владел латынью. Годом изобретения книгопечатания считается 1445 г. Суть изобретения состояла в том, что Гутенберг предложил использовать для набора текста отдельные металлические буквы (литеры), которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках. Литеры вручную покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке. В итоге получался оттиск страницы книги. На станке, созданном Гутенбергом, можно было изготовить 100 оттисков одного листа за час. Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтырь, изданные на латинском языке.

Во второй половине XV в. в Западной Европе появилась возможность издавать книги большими тиражами. Книгопечатание подготовило настоящий прорыв в науке, образовании и культуре в целом.

Вопросы и задания

1. Какие материалы использовали крестьяне для своих орудий труда? 2. Почему железные орудия высоко ценились в хозяйстве крестьян и монастырей? 3. Какие достижения в средневековой технике вы считаете наиболее важными? 4. Сравните современный и средневековый транспорт. 5. Почему мускульная сила животных и людей преобладала в хозяйстве? 6. В каких областях средневековой жизни и хозяйства люди достигли наибольших успехов в использовании машин и технических устройств? 7. Какие транспортные средства Средневековья используются в современной жизни? 8*. Как вы считаете, почему военная техника Средневековья заметно опережала гражданскую? 9. Сравните взгляды на науку Пьера Абеляра и Бернара Клервоского. Что их отличало? 10. В чем главное научное достижение Роджера Бэкона? 11*. Могло ли книгопечатание появиться в Европе в Х в.? Объясните свою точку зрения. 12*. Почему изобретение Иоганна Гутенберга считают революционным? Дайте развернутый ответ.

Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, на развитие науки. Среди таких изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы. Почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока.

Водяная мельница и водяной двигатель описаны, как мы уже отмечали, Витрувием, но только в средние века они стали широко использоваться. Идея водяного привода (двигателя) была реализована вначале для перемалывания зерна (собственно для построения мельниц), но затем и для выпол-нения других работ, например в. суконном производстве, для вытягивания проволоки, для толчения руды. Использование изначально вращательного движения колеса с горизонтальной осью вращения для осуществления поступательного движения или вращения в других плоскостях потребовало применения механизмов, преобразующих движение. Для этого были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.

Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в. Для изготовления механизмов водяных и ветряных мельниц, их сборки требовалась высокая квалификация мастеров, которые должны были обладать обширными знаниями не только в механи-ке, но и в кузнечном деле, и в гидротехнике и аэродинамике (в современной терминологии).

Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изо-бретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам - каждый час. Поэтому термины «часы» и «часовой» имеют одинаковое происхождение. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изоб-рели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового ме-ханизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Для изготовления часов требовалась высокая точность обработки деталей, высокая точность сборки, подбор материала деталей: Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.

Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I - III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.

Порох использовался в Китае уже в VI в. при изготовлении ракет, фейерверков. Над открытием секрета пороха, а именно, как приготовить смесь, сгорающую без воздуха, трудились многие европейские алхимики. Но удача улыбнулась фрайбургскому монаху Бертольду Шварцу. Порох стал играть важную роль в военном деле с XIV в. только после изобретения пушки, родоначальницей которой явилась «огненная труба» византийцев. Вскоре за пушкой появились ружья и мушкеты.

Изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и его взрыв, полет снаряда из пушки выдвинули вопросы науч-ного, теоретического характера. Это прежде всего изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, воп-росов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.

Пушка, таким образом, «организовала» не только военные полигоны, но и обширные «полигоны» для научных исследований.

Бумага была нужна науке «как воздух». Изобретенная в Китае во II в., она появилась в VI-VII вв. в Японии, Индии, Средней Азии, в VIII в. - на арабском Востоке. В Европу бумага попала через арабов в XII в. В Испании, впервые в Европе, в начале XII в. было организовано производство бумаги сначала из хлопка, затем из более дешевого сырья - из тряпья и отходов текстильного производства. Вслед за бумагой, ставшей несравненно более дешевым писчим материалом, чем пергамент, появилось и печатание. Предшественницей книгопечатания была ксилография (от греч. «xylon» - срубленное дерево и «grapho» - пишу), то есть гравирование на дереве. По гравюрам на дереве можно было тиражировать печатные тексты. Китайские мастера изобрели подвижный шрифт в начале XI в., но в Европе он появился лишь в XV в. Роль книгопечатания в научном прогрессе и распространении знаний трудно переоценить.

Очки были изобретены в Италии. По одним сведениям это изобретение относится к 1299 г. и принадлежит Сильвино Армати. Другие полагают, что очки появились в Италии не раньше 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

32) Наука эпохи возрождения (Особенности периода)

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существова­ния разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди­видуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мысли­теля. Художник - это искатель истинных образов, мыслитель - искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя - техника прояснения, или метод познания. Мысли­тель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, раз­вивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности - в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а зна­чит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной сто­роны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали назы­вать естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум. Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог - это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «позна­ния добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473-1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548-1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564-1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следст­вий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была пред­ставлена еще в учении Николая Кузанского (1401-1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463-1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрож­дения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики политики культуры

Контрольная работа

Вариант №17

По культурологии на тему:

Культурные достижения средневековой Западной Европы.

Преподаватель:

Работа выполнена:

Факультет менеджмента и маркетинга

Владимир 2007

План. стр

Введение 3

1.Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века). Литература, искусство, архитектура, Романский стиль 4

2.Культура классического Средневековья(12-15век). Литература, искусство, архитектура, Готический стиль. 7

3.Христианская церковь в Средневековой Европе. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион - Испания, Фран­ция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство объединя­ло их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Европе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у народов Европы далеко еще не был завершен. Возникают большие и малые войны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

1.Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века). Литература, искусство, архитектура, Романский стиль.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

Первым самостоятельным, специфически европейским художест­венным стилем средневековой Европы был романский, которым ха­рактеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример­но с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и по­зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.

В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно си­рийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германски­ми, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Раз­личные комбинации этих влияний создали в Западной Европе мно­жество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество со­хранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: раз­личные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др.

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах та­кой стиль был продолжением раннее христианского искусства. Наиболее известные и лучше всего проработанные об­разцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капел­ла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст. время Аахен, Германия).

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддер­живающими конструкциями). Главной причиной для разработки ка­менных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольто­вых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпосаАнглии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Веовульфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Памятник скандинавского эпоса - «СтаршаяЭда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.
Весьма важный элемент устного творчества - саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях ( «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда»(Германия), «Песнь о Нибелунгах»(Германия), «Песнь о моем Сиде»и «Родриго»(Испания). К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами(певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Пра-романские художники достиг­ли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспони­рующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометричес­ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри­сунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Про-романская и романскаяобработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным об­разом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищни­цах больших кафедральных соборов за пределами Франции; фран­цузские соборы были ограблены во время Французской революции.

2.Культура классического Средневековья(12-15век). Литература, искусство, архитектура, Готический стиль .

В период с 12 по15 в., когда развиваются города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и начинаются крестовые походы, при дворах крупных феодалов развивается более пышная и утонченная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству; торжественно обставляются их воинские состязания - турниры. Здесь возникает новая, рыцарская или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Рыцарская лирика выражает любовь рыцаря к даме; рыцарский роман, вытесняющий теперь героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины или сюзерена, а во славу дамы. Ради завоевания ее любви рыцари претерпевают в романах всевозможные, нередко фантастические приключения.
Куртуазная литература, рассчитанная на вкусы класса феодалов, в значительной своей части отличается искусственностью, надуманностью. Однако в ней есть прогрессивное начало: утверждение любви, расшатывавшее церковную аскетическую идеологию. В куртуазную литературу проникают некоторые темы и образы из народной поэзии. Так, на основе народной сказки был создан поэтический роман о Изольде, по ошибке выпивших вместе любовный напиток, который связал их до самой смерти великой, непреодолимой любовью.
На протяжении всего средневековья продолжается литературное творчество и в самых широких слоях эксплуатируемого народа. До нас дошли народные песни, в которых выразились протест народа, его чувства и чаяния в эпоху феодальной эксплуатации, нищеты и разорительных войн. Особенно острым боевым содержанием отличаются народные песни тех стран, где происходили большие крестьянские движения, как, например, в Англии 12-15 вв. на почве быстрого разорения крестьянства; здесь сохранилось обширное песенное наследие. Примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. В его честь в шотландских горных селениях до настоящего времени ежегодно справляется праздник с массовым гуляньем и играми. Баллады рисуют Робин Гуда вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он защитник бедных, гроза власть имущих - богатых феодалов, монахов. Ряд баллад повествует о его борьбе с шерифом (высшим местным властителем) города Нотингема, из рук которого он неоднократно спасает своих осужденных на смерть товарищей. Образ Робин Гуда - борца против феодалов - столь же ярко героизирован, как и образы воинов в эпосе. Робин Гуд обладает почти сказочной ловкостью стрелка, силой и отвагой. На зов его рожка послушно является на конях могучая и преданная ему дружина, во главе с его ближайшим другом джоном Маленьким. Наперекор церковной проповеди аскетизма Робин Гуд показан щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни.

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст­вования общественных отношений приходил новый стиль - готиче­ский. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и свет­ские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко­писи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначаль­но слово готика использовалось авторами итальянского Возрожде­ния, как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и ис­кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Основным представителем и выразителем готического пери­ода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики бы­ли светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил раз­витие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полней­шей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным призна­ком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные камен­ные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб­ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас­положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто­рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про­емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высо­кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбаланси­рованных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических собо­ров. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры позд­ней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского со­бора. Принципиально новые решения интерьера были найдены авто­ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг­лию. В Италии оно было не столь сильным.

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

3.Христианская церковь в Средневековой Европе.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Церковь стремилась общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекала под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее. В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями.Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти средства стали использовать для усиления папской казны. Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества. Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости. Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, “была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия ”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор. Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

4.Тест

1) христианство

3) буддизм

4) индуизм

5) синтоизм

6)иудаизм

7)джайнизм

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

джайнизм

индуизм

Ответ:3,4,7.

Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также едва ли можно смотреть на нее как период своеобразного застоя. При всей противоположности культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи классического средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации, прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

Список использованной литературы:

1.Бадака А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Всемирная история. Эпоха Просвещения.

2.Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996

3.Маркова А.Н. История мировой культуры. М.:ЮНИТИ,2000

4.Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная

жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.

5. Добиаш-Рождественская.О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.

Дополнение к реферату:

Тест:

Какие из этих религий получили наибольшее распространение в Индии:

1) христианство

3) буддизм

4) индуизм

5) синтоизм

6) иудаизм

7) джайнизм

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Примерно в то же время(VI в. до н.э) в Индии сложился джайнизм . В его религиозно- философских трактатах – сутрах - содержится учение об освобождении от уз сансары(перевоплощение душ).

В конце I тыс. н.э в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира – индуизм . В его основе лежит учение о перевоплощение душ (сансара), происхождящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил.

Ответ:3,4,7.

Литература:

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это и героический эпос, и рыцарская литература, и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни и поэзия вагантов.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII – XII вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос, и фантастический эпос, более близкий к фольклору.

Эпические произведения XII века получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами. Знаменитая «песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «Рыцарский дух».

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливает их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о своей славе. От рыцаря требовалось обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, соблюдать правила «КУТУАЗИИ» - безупречного воспитания и поведения при дворе. Рыцарь должен быть преданным возлюбленным избранной им «ДАМЫ». Таким образом, в кодексе рыцарской чести военных дружин переплетаясь с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходиться с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в культурной англо – норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля – чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа. Бретонский цикл романов входит и «прекрасная повесть о Тристане и Изольде» - поэма о вечной неумирающей страсти, которая разгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.

Крупнейшими представителями жанра XI века был французский проект Крестьен де Труа. Он даже предсказывал легенды Артурского цикла и воплощал их в своих «романах и стихах».

Произведения Крестьен де Труа «Эрек и Энида», Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ласелот, или Рыцарь телеги» и др. относятся к лучшим образцам куртуазнойзападноевропейскойлитературы. Сюжеты произведений К. Де Труа перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, Рартманом Фон Ауэ. Лучшим его произведением стал « Бедный Генрих» - небольшая стихотворная повесть. Еще одним знаменитым автором рыцарскихкуртуазных романов был ВОЛЬФРАМФОНЭШЕНБАХ, чья поэма«Парси-фаль» (один из рыцарей Круглого стола) впоследствии вдохновляла великогонемецкого композитора Р. Вагнера. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Рыцарский роман отразил рост светский тенденций в литературе, а так же обострение интереса к человеческим переживаниям. Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культурного действия.

Известнейшими трубадурами XXII века были Бернард Девентарион, Гераут де Борнель, и Бертрант де Борн. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров, в Италии – поэты «нового сладострастного стиля».

Городская литература XII – XIII веков была антифеодальной и антицерковной. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор. Они высмеивали грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы – «Роман о розе», который состоит из двух разнородных и разновременных частей. В первой части в нем в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие. Вторая часть романа носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально – смеховое театрально искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве народных бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Высшим проявлением народной площадной культуры был карнавал.

Явление народно – смеховой культуры позволяет по новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично поэтическое восприятие мира.

Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевает душу и присуще лишь нечистой силе. К ним причислялись бродячие артисты и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость». В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе.

Близка к городской культуре поэзия вагантов – бродячих школяров.

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкая, осуждающая церковь и духовенство и воспевающая радости земной и вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой мировой литературы стал Робин Гуд – действующее лицо многочисленных баллад, памятниковлитературы XIII века.

Образование.

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» - грамматика, риторика,диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много таких школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочи­нения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованно­сти людей. После определенного подъема в VIII-IX вв. развитее умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходятна головах. Пришли в упадок скриптории - мастерские, суще­ствовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X-XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора| объединялись в университеты (лат. universitas - объединение) для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на землячества -объедине­ния студентов из той или иной страны и факультеты (лат. facultas-

возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем - университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), кото­рый в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Па­рижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: об­щеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Сорбонна была признанным центром теологии. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. scholastikos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на ав­торитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые универ­ситета было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную филосо­фию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основан­ная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Кон­стантинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820-890-е), составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. отмечается подъем естественно-научных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содер­жащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах - русаках. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получают оккультные науки: алхимия, астрология, магия.

🙂 Приветствую постоянных и новых читателей сайта «Дамы-Господа»! В статье «Учёные средневековья и их открытия: факты и видео» — информация об известных ученых в области алхимии, медицины, географии. Статья будет полезна школьникам и любителям истории.

Учёные средних веков

Средние века — это эпоха в истории от V до XV века. Средневековый мир был полон предрассудков и невежества. Церковь ревностно следила за теми, кто стремится к знаниям, и буквально устраивала на них травлю. Знания считались полезными, если они приближали к познанию господа.

Медицина чаще причиняла вред, чем пользу — рассчитывать приходилось только на силу организма. Люди не понимали, как выглядит Земля и придумывали разные небылицы о её строении.

Но и в этом невежестве было место для аналога современному учёному. Конечно, такого понятия не существовало, ведь никто ещё не имел понятия о научных методах. Основная деятельность философов была направлена на поиски философского камня, который превращал бы любой металл в золото, и эликсир жизни, даривший вечную молодость.

Алхимия

Ещё за 400 лет до деятельности Ньютона монах Роджер Бэкон провёл эксперимент, в ходе которого, луч, направленный сквозь воду, разложился на спектр. Естествоиспытатель пришёл к выводу, как позднее и Ньютон, что белый цвет обладает неизменной геометрией. Роджер Бэкон писал, что математика - это ключ к другим наукам.

Как большинство алхимиков XIII века, Бэкон был одним из философов-экспериментаторов, искавших философский камень. Средневековые алхимики были одержимы золотом неспроста. Золото - очень примечательный металл. Прежде всего, его нельзя уничтожить. Экспериментаторы задавались этим вопросом постоянно.

Почему изменчивость материи присущая к другим веществам не распространяется на золото? Этот метал можно разогреть, расплавить, придать новую форму - он остаётся с неизменными качествами.

Изучение золота, стало поиском совершенства на земле. Все манипуляции с металлом были направлены не на обогащение, алхимики стремились не к богатству, а к познанию тайны блестящего металла.

Многочисленные эксперименты позволили сделать массу открытий. Алхимики открыли технику нанесения позолоты. Получили концентрированные кислоты, открыли различные методы дистилляции, и, по сути, заложили основы химии.

Знаменитые алхимики средневековья:

  • Альберт Великий (1193-1280)
  • Арнольдо де Вилланова (1240-1311)
  • Раймонд Луллий (1235-1314)
  • Василий Валентин (1394-1450)
  • (1493-1541)
  • Никола Фламель (1330-1418)
  • Бернардо, Добряк из Тревизо (1406-1490)

Церковь

Как бы мы ни ругали церковнослужителей, именно эти люди были самыми образованными на протяжении многих столетий. Именно они раздвигали границы науки, проводили научные эксперименты, и делал записи в церковных библиотеках.

В XI веке монах Малмсберийского аббатства, Эйлмер, закрепил на себе пару крыльев и прыгнул с высокой башни. Летательный аппарат пронёс его почти 200 метров, прежде чем он ударился о землю, сломав при этом ноги.

Эйлмер Малмсберийский — английский монах-бенедиктинец XI века

В ходе лечения он поведал аббату, что знает в чём его ошибка. Его летательному изобретению не хватает хвоста. Правда, аббат запретил дальнейшие эксперименты, и управляемые полёты были отложены на 900 лет.

Но служители церкви имели возможность делать открытия в других сферах деятельности человека. Средневековая церковь не противопоставляла себя науке, наоборот, она хотела использовать её.

Самые прозорливые высказывали свои смелые мысли. Они предполагали, что у человечества будут корабли, управляемые не ста гребцами, а одним человеком, повозки, передвигающиеся без какой бы то ни было живой силы, летательный аппарат, отрывающий человека от земли и возвращающий его обратно.

Всё именно так и произошло, а прогресс задержан человечеством, возможно, от нежелания объективно оценивать прошлое.

Медицина

Сегодня от медицины людям нужно одно - чтобы нам стало лучше. Но средневековые врачи имели более амбициозные цели. Для начала - вечная жизнь.

Например, Артефий - философ, живший в XII веке. Он написал трактат об искусстве продления человеческой жизни, утверждал, что сам живёт не менее 1025 лет. Этот шарлатан хвастал своим знакомством с Христом, хотя тогда выходило, что он прожил уже более 1200 лет.

Алхимики считали, что если они смогут обратить металл в совершенное золото, используя философский камень, тогда они смогут использовать его как эликсир вечной жизни и сделают человечество бессмертным. И хотя эликсир вечной жизни не был найден, эксперты в этой области, несомненно, были.

Доктора, жившие за 600-800 лет до нашего времени, совершенно справедливо считали, что болезнь не вызывается внешними факторами, а возникает когда организму не хватает здоровья. Поэтому врачи при помощи диет и трав старались восстановить здоровье.

Существовали целые фармацевтические лавки, где было большое количество лечебных препаратов. В медицинских трактатах упоминалось не менее 400 растений, с различными целебными свойствами.

Основное достоинство средневековых врачей в том, что они воспринимали организм как единое целое.

Древнейший ученый и врач (Авиценна) (980-1037) многие годы трудился над своей энциклопедией «Канон медицины», вобравшей медицинские знания средневекового Востока.

Мондино де Луцци (1270 - 1326) — итальянский анатом и врач возобновил запрещавшуюся католической церковью практику публичных вскрытий трупов умерших людей для обучения студентов.

Алхимик, врач, философ, естествоиспытатель Парацельс (1493-1541)

Знаменитый врачеватель и алхимик из Швейцарии — Парацельс (1493-1541) прекрасно знал анатомию. На практике владел навыками хирургии и терапии. Подверг критике идеи древней медицины, самостоятельно разработал классификацию болезней.

География

Люди долго верили, что земля плоская. Но точно известно, что Роберт Бэкон в своих трудах писал: «Закругление земли объясняет, почему забравшись на высоту мы видим дальше». Инакомыслие церковных властей тормозило развитие многих наук, но география страдала, пожалуй, больше всех.

Это доказывают карты, найденные археологами. Точные карты нужны были только мореплавателям, и они у них были. Нам не известно, кто рисовал эти карты и как шёл процесс их создания. Их точность поражает современных специалистов.

Из путешественников эпохи средневековья следует отметить русского купца Афанасия Никитина (дата смерти 1475). Он совершил путешествие от города Твери до Индии! По тем временам это невероятно! Его записи, сделанные во время путешествия, называются “Хождение за три моря.”

Итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254 — 1344) первым из европейцев описал Китай. “Книга Марко Поло” являлась одним из основных источников составления карты Азии.

Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.

Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века - отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Восточная Римская империя

Наука в в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Наука в арабских странах

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Цифры и движение планет

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Торговые взаимоотношения

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.

Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Богословская и светская наука

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества.

К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Неумолимое движение прогресса

Технические открытия и изобретения в XI-XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.