Африканско аравийская платформа форма рельефа. Геология и рельеф африки

Это связано с тем, что в кайнозое весь материк испытал поднятие особенно активные по краям; 70% площади материка приходится на высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья; 20% — на горные области и лишь 10% занято низменностями, которые занимают прибрежные части. имеет высоты в основном более 200м, а южная и восточная – выше 500 — 1000м. Поэтому по особенностям рельефа принято делить на «низкую» — Северную и Западную и «высокую» — Восточную и Южную.

В основании материка лежит древний осколок Гондваны – древняя докембрийская Африкано-Аравийская платформа, которая включает также с . Фундамент этой Африкано-Аравийской платформы сложен докембрийскими кристаллическими и метаморфическими породами, которые выступают на дневную поверхность во многих . В геологии такое положение называют щитом(щит – это выходы на поверхность платформы кристаллического фундамента не перекрытую осадочным чехлом). В составе фундамента известны всех возрастных подразделений докембрий – от нижнего архея (более 3 млрд. лет) до верхов протерозоя.

На северо-западе к докембрийскому основанию платформы примыкает наиболее молодая геосинклинальная область материка – Атласиды. Она относится к зоне мезозойско-третичных горных сооружений, включающий также Южную , Западную и Южную . В строении Атласид принимают участие сооружения каледонского, герцинского, мезозойского и альпийского возраста. Наиболее древними являются южные цепи гор, которые представляют собой окраину платформы, испытавшую поднятие и омоложение рельефа в связи с циклом. Северные хребты Атласа сформировались в конце альпийского цикла. В конце третичного периода было общее поднятие всей и произошло отделение её от горных сооружений южной части Пиренейского полуострова. горная система Атласа состоит из трёх продольных хребтов протягивающихся с юго-запада на северо-восток более чем на 1000 км при ширине 150 км. Северная часть Атласа, та, которая ближе всего расположена к носит название – Телль-Атлас. Это место знаменито тем, что содержит очень большое количество известняка и из-за этого оно занимает первое место в Африке по добыче этой породы. В рельефе это место имеет вид известнякового позвоночника носящее общее название – Дорсаль (от французского «позвоночник»). Телль-Атлас к югу от города круто обрываются, где переходят в очень узкую предгорную долину – Чапаналь. Ширина этой долины достаточно узка и составляет 5-6 км. Затем эта долина резко переходит в древний горный массив Кабилия. В рельефе этот массив представляет собой древний кратер потухшего Кабилан. Это очень живописное место! Живописен он тем что кратер достаточно широк до 15 км в диаметре в котором располагается озеро. Это озеро всегда имеет цветную воду, причём в разное время года цвета разные. В холодный период – красный, а в тёплый период – синий. Затем этот горный массив переходит в пологоступенчатую , которая потом переходит в шоты. Шоты – это обширные солончаковые . Западня часть Атласа – это уже собственно Атлас. Это место носит название Высокий Атлас. Здесь располагается высшая точка всего Атласа – гора Тубкаль (4150м). Эта гора является действующим вулканом. Последнее извержение здесь произошло в 1815году, но оно не было активным и разрушительным, сначала произошло не большое , после которого произошло медленное выжимание лавы из конуса. Однако в этом районе в 1825 и 1954 годах произошло очень серьёзное землетрясение, где погибло более чем 7-10 тыс. человек. Кроме этого близ алжиро-марокканской границы встречается бывший грабен – Телльский горст, который разделил Евразию от Африки. Эта система получило название Эр-Риф. Эр-Риф не является продолжением Атласа, это самостоятельный горный сегмент. Эр-Риф имеет форму полумесяца, обращённого выпуклостью на юго-запад длинной 350км. Эр-Риф, так же как и Атлас состоит из трёх продольных хребтов, носящих название: Себтиды, Гомариды и Ператиды. Первый хребет Себтиды образует мощный массив Бени-Бусера, который очень хорошо выражен в рельефе резко куполовидным поднятием песчано-глинистого образования. Именно здесь располагается самая высокая вершина Эр-Рифа – Джебаль-Саниро (2456м). Гомарида и Ператиды в рельефе сливаются между собой и имеет пологую гранитную структуру, которая у местных жителей получила название, как «Долина Гуливеров». Перед системой Эр-Рифа и Атласа расположен тектонический прогиб Южно-Рифского коридора, который в рельефе имеет общее название Марокканской Месеты. Этот прогиб перекрыт очень мощной тортонской мергельной молассой, из-за этого вся земля Марокканской Месеты имеет беловато-пористый цвет и это единственное место в , где наблюдаются не .

Атлаская горная система на юге переходит в передовой прогиб платформы, однако в рельефе впадинами он обозначен лишь на востоке, около залива Габес. Это место называется Шотт-Мельгир, который расположен на 30 м ниже уровня моря. Остальная большая часть передового прогиба покрыта мощными осадочными толщами, которые с поверхности сложена расчленёнными сухими долинами.

Всю северную часть материка занимает обширная территория Сахары, которая простирается от Атлантического океана до , а на юге доходит примерно до 17° с.ш. Большая часть Сахары тектоническом плане составлена Сахаро-Аравийской плитой. Сахаро-Аравийская плита проявляла многократные колебания и некоторые её части затоплялись морями (эпиконтинентальными трансгрессиями). С поверхности покрыта толщами осадочных отложений различного возраста и происхождения, залегающих горизонтально на глубоко опущенных породах кристаллического основания, и соответствует Ливийско-Египетской впадине (синеклизе). В центральной части Сахары основание платформы со складчатостью докембрийского и каледонского возраста выступает на поверхность в виде горных массивов и высоких плато, носящих общее название Центрально-Сахарских массивов, с высотами более 2000м. Здесь древний фундамент приподнят в вулканических массивах Ахаггар и Тибести. Ещё фундамент в Сахарской области приподнят на плато Адрар-Ифорас и Лир – это район южного отрога Ахаггара. Поднятие по которым произошло излияние лав возникло по линиям сбросовых горстов северо-восточного направления. По линиям разломов встречаются поствулканические явления, вулканы и вулканические .

Нагорье Тибести – это вулканический массив, высшая точка, которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре. Эми-Куси является самой высокой вершиной всей Сахарской области. В качестве явлений остаточного , на Тибести встречаются поствулканические явления, такие как гейзеры и горячие минеральные источники, встречающиеся особенно часто на юго-востоке.

Нагорье Ахаггар – это также вулканический массив состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высоты около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива – фонолитовый пик горы Тахат (3005м). Рельеф всех этих массивов имеет расчленённую структуру, со скалистыми и обрывистыми склонами, которые скопили у подножий массивов грубую массу обломочного материала.

Излияние лав в Сахарской области происходило также в северной район Феццана и в восточном на плато Кордофан.

(Разработка урока)

Цель

Сформировать представления учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых Африки, о правилах составления характеристики форм рельефа по физической карте.

Задачи

Выявить особенности размещения форм рельефа Африки.

Установить причины, влияющие на формирование рельефа на основе сопоставления физической карты и карты «Строение и развитие земной коры».

Выявить закономерности размещения полезных ископаемых материка в зависимости от строения земной коры и размещения форм рельефа.

Выявить влияние рельефа на природу материка.

Научить учеников составлять характеристику формы рельефа по типовому плану с помощью физической карты, совершенствовать навыки самостоятельного добывания новых знаний учащимися на уроке.

Оборудование

Карты: «Строение земной коры», «Физическая карта Африки», атласы, контурные карты, учебник, тетрадь, план характеристики формы рельефа, картины форм рельефа.

План характеристики формы рельефа.

А.Где расположена данная форма рельефа?

Б.Величина данной формы рельефа(протяженность с с. на ю., направление ее вытянутости).

В. На какой тектонической структуре расположена данная форма рельефа?

Г.Средняя высота.

Д.Наибольшая высота, ее название.

Е.полезные ископаемые.

Ход урока

1.Воспроизведение опорных знаний

1)Что такое равнина? Какие типы равнин известно?.

2)Что называется горой и горным хребтом?

3)Какие факторы влияют на формирование рельефа?

4)На какой платформе расположена Африка?

2.Беседа с учащимися

1.По физической карте Африки назовите основные черты рельефа материка.

(Примерный ответ.)

В Африке преобладают возвышенные равнины, низменности. Горы занимают большую площадь. Самая большая равнина Сахара. Здесь высоты от 500 м. до 3000 м. Эта равнина имеет неровную местность. Горные области Африки находятся на с-з, востоке, юге материка).

2.Почему в Африке главной формой рельефа являются равнины?

(Ученики ищут ответ на основании сопоставления карты строения земной коры и физической карты).

3.Назовите преобладающие высоты и наибольшую высоту.

4.Как называется наибольшая высота?

5.Где расположены низменности, их размеры.

6.Чем объясняется размещение гор на востоке и юге

7.Почему на востоке материка расположены Великие Африканские разломы?

8.Какие формы рельефа находятся в области разломов?

(Найти ответ в тексте учебника).

Ответ: В области Африканских разломов есть горсты и грабены, поднятия, рельеф расчленен.

3.Практическая работа по контурной карте

Подписать названия крупных форм рельефа на контурной карте: Сахара, Калахари, горы Атлас, горы Капские и Драконовы, Эфиопское нагорье и Восточно – Африканское плоскогорье, красным цветом обозначить Великие Африканские разломы.

(Заучить эту номенклатуру, провести взаимный опрос с соседом по парте).

Описание форм рельефа устно по типовому плану с помощью карты

Задание. Устно описать рельеф гор Атлас, Сахары, Калахари, Драконовых гор по типовому плану при помощи карт атласа и картин.

(Учитель ставит за ответ в журнал только качественные оценки.)

4.Составьте в тетради синквейн со словом «Рельеф»

Равнинный и горный

Изменяется, разрушается, поднимается

Рельеф влияет на природу

Вывод

Предложите ученикам сделать вывод по теме, если он будет недостаточным, то сделать самому.

В рельефе Африки преобладает равнинный рельеф, так как материк находится на платформе. Равнины разной высоты. Есть нагорья, плоскогорья и низменности.

Горы занимают небольшую территорию. Они находятся в области подвижных участков земной коры.

Самый сложный рельеф в районе Великих Африканских разломов. Есть вулканы, горсты и грабены. Равнины свободно пропускают воздушные массы, горы их задерживают.

Практическая работа

Взаимосвязь строения коры земли, рельефа и полезных ископаемых. Заполнить таблицу.

По Сахаре заполняют таблицу так, один ученик проговаривает ответ вслух, другие вписывают данные. Далее ученики делают работу самостоятельно, используя соответствующие карты. В конце работы пишут вывод. Работа эта оценивается у всех. Учитель помогает тем, кому трудно сделать задание.

Форма рельефа Тектоническая структура Полезные ископаемые Вывод
Сахара платформа Осадочные, нефть, газ
Калахари платформа Нефть, алмазы
г. Атлас Подвижная зона Фосфаты, серебр. руды
г.Драконовы Разлом плит Алмазы, урановые руды
Восточно – Африканскоеплоскогорье Подвижная зона Руды: медные, хромовые

Домашнее задание

1.Знать главные особенности рельефа Африки.

2.Повторить номенклатуру.

Статьи. Разработки уроков по географии

Цели и задачи:

образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа. Обучать составлению краткой характеристики крупных форм рельефа по плану. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.

развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.

воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников.

Оборудование урока: физическая карта мира, диск CD- ROM «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс».

Основное содержание. Последовательность изучения рельефа (план). Преобладающие формы рельефа, история их формирования и взаимное расположение. Различия в рельефе между Высокой и Низкой Африкой; причины различий. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений на материке.

Основные представления и понятия. Рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.

Номенклатура для подготовки к ЕГЭ: Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун.

Средства обучения.

  • Физическая карта Африки, карта строения земной коры.
  • Диск CD- ROM «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс».
  • Рабочая тетрадь: Сиротин В.И. География. Начальный курс. 7 кл.: рабочая тетрадь с комплексом контурных карт – М.: Дрофа, 2007.
  • Атлас: География материков и океанов 7 кл.: Атлас. - М.: Дрофа, 2008.
  • Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2007 г.

Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт. Проблемное изложение вопроса о формировании рельефа материка. Модульное обучение (индивидуальная карта – бланк). Работа с номенклатурой с помощью компьютера. Решение кроссвордов и тестовых заданий. Работа учащихся на контурной карте. Сообщения учащихся по опережающему заданию на тему рельеф и полезные ископаемые Африки. Описание отдельных форм рельефа по картам и другим источникам знаний.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по материку Африка.

Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.

Тема урока «Рельеф Африки». Целью урока является изучение особенностей рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Но сначала закрепим знания о географическом положении Африки и истории ее исследования.

Учащиеся получают индивидуальную карту – бланк с заданиями и приступают к самостоятельному выполнению заданий.

Индивидуальная карта – бланк ___________________________(Фамилия учащегося)

Блок 1 . Цель: Проверка домашнего задания.

По очереди выполните практическое задание на закрепление номенклатуры по теме «Географическое положение Африки» на компьютере.

Самостоятельно выполните кроссворд и географический диктант.

1) Кроссворд «Физико-географическое положение Африки» (1)

По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.

По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.

2) Географический диктант

Задание. Выписать номера правильных ответов в таблицу.

Вопросы на повторение по теме «Географическое положение Африки»

Выписать номера правильных ответов

Самый большой остров у берегов Африки.
Площадь Африки.
Крайняя северная точка.
Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется...
Африка почти посередине пересекается...
От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.
Крайняя южная точка.
На северо-востоке соединяется с Евразией перешейком.
Самый крупный полуостров Африки.
Большой залив Африки - Гвинейский.
Крайняя западная точка.
Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.
Крайняя восточная точка.
Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

3) Практическая работа у компьютера.

По очереди выполнить практическое задание №1 на закрепление географических названий по теме «Географическое положение Африки».

Подведите итог (подсчитайте баллы) - 1 правильный ответ – 1 балл.

Блок 2. Изучение нового материала по теме «Рельеф Африки».

Цель: познакомиться с особенностями рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Доказать, что на рельеф материка оказывают влияние внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) процессы.

1. Повторение изученного о рельефе. Устная работа с учителем.

1 устный ответ – 1 балл.

1)Что такое рельеф?
2) Каково деление форм рельефа суши по высоте?

2. Работа с картами : «Физическая карта Африки», «Карта строения земной коры».

Практические работы.

1. Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.

Прием характеристики рельефа материка:

1) преобладающая форма рельефа по высоте и их взаимное размещение.
2) преобладающие виды равнин по высоте
3) преобладающие виды гор по высоте

3. Работа с учебником стр. 115 «Великие Восточно - Африканские разломы».

1. Какая тектоническая структура лежит в основе материка Африка?
2. Какова причина разломов?
3. Как изменится рельеф, а в дальнейшем и площадь Африки?

Вывод : в основе материка лежит древняя Африкано – Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.

4. Описание одной из форм рельефа по плану.

1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?

5. Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три
Легкие прыжки - раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три
Мягкая посадка - раз, два, три.

6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые».

Карта «Строение земной коры»

«Физическая карта Африки»

Платформа или складчатый пояс, возраст

Форма рельефа

Высота средняя и наибольшая

Полезные ископаемые

Новый (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени).

Эфиопское нагорье

Наибольшая высота-5895 м.

Горы Атлас

Вывод: Платформам соответствуют _____________________(формы рельефа) и осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют ____________________(формы рельефа) и ____________________ полезный ископаемые.

Подсчитайте баллы: практическая работа – 5 баллов.

7.Сообщения учащихся по теме урока (опережающее задание). За сообщение - 5 баллов.

8. Откройте рабочие тетради на странице 40, нанесите на контурную карту горы, нагорья и плоскогорья материка. Обозначьте местонахождения пустынь.

Подсчитайте баллы: за задание – 2 балла.

Блок 3. Закрепление изученного на уроке материала.

1. Работа с компьютером по теме урока:

Внимание на экран! (Электронное пособие. «Африка» (со звуком)):

  • Рельеф Африки
  • самая протяженная система разломов
  • полезные ископаемые
  • природные богатства

2. Узнай по описанию:

1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.

2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).

3. Выводы по теме урока:

1) Почти весь материк представляет собой древнюю Африкано-Аравийскую платформу - часть расколовшейся Гондваны.

2) Северная и южная части материка развивались по-разному поэтому их современный рельеф существенно отличается.

3) На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями. Поэтому распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, соли, марганцевые руды.

4) На юге и востоке на щитах располагаются плоскогорья и нагорья. Зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) - глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) - Драконовы горы. Добывают золото, алмазы, урановые руды.

5) Побережье Гвинейского залива (выход древних кристаллических пород) - значительные запасы нефти и газа.

4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

Итог урока. Выставление оценки.

Оценка за работу:

40 баллов и больше – «5»; 30-40 баллов – «4»; 15-30 баллов – «3»; 15 баллов и меньше – «2». Не огорчайтесь, на следующем уроке у вас будет возможность большего, надо только захотеть.

Домашнее задание

§ 25; задание в контурной карте: обозначьте крупные формы рельефа и полезные ископаемые Африки. Укажите границы Великих Восточно-Африканских разломов.

Задание для любознательных: 1.Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. м и более.

2.Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».

Укажи с помощью стрелки (рефлексия)

И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Литература

1. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М.:ТЦ Сфера, 2002.