Самые приподнятые равнины имеют высоту. К метаморфическим горным породам относится

До сих пор вспоминаю с ужасом, как нам пришлось делать огроменный макет планеты для школьного концерта! Наша группа оформителей решила, что отличной идеей будет обклеить фитбол пластилином. В итоге его потребовалось столько, что мне по ночам снилась зелено-голубая планета и летающий над ней пластилин. Наша затея в итоге провалилась, но если бы макет был бы доделан – он бы был изображением земной поверхности. Правда, есть намного более подробные изображения.

Почему бы не делать подробными все изображения

Изображать планету или ее части бывает очень полезно. И в учебных целях, и для того, чтобы ориентироваться в пространстве, и даже просто для игр или театральных выступлений.


Логично, что изображения, сделанные с разными целями, будут отличаться. Ведь для того, чтобы построенная модель была полезной , она должна отображать только нужные свойства Земли. К примеру, представьте себе карту или глобус, которые по размеру будут примерно совпадать с реальным размером планеты – да, они будут более натуралистичны, конечно, но при этом абсолютно неудобны в использовании.

Потому, если вам нужна точность – надо отображать точно. Если важна форма – то тогда в приоритете будет передать ее. Сочетание всего и сразу только усложнит выбранную модель – и для производства, и для пользования.


Какие бывают изображения земной поверхности

В зависимости от разных целей, поверхность планеты изображают по-разному. Основные способы, которые имеют практическую ценность, такие:


План – это изображение небольшой в масштабах планеты местности. Какой-нибудь области, поселка и так далее. Да, его делают очень подробным – вплоть до отмечания деревьев и кустов. Но он соотносит размеры объектов только в пределах той территории, которая отмечена на плане. Да и все-таки она изображает на плоскости объемную Землю. Без погрешностей не обойтись – как и в случае с картой.


Глобус тоже не отображает форму планеты в точности. Да и сами объекты тоже.

Так что лучше всего понятно соотношение размеров участков земной поверхности именно на космическом изображении.



6 класс

раздел: Литосфера Итоговый тест

1. Оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю мантию, называется:

а) термосферой;

б) астеносферой;

в) литосферой.

2. Из твёрдых материалов и горных пород состоит:

а) мантия;

в) земная кора.

3. Магматические горные породы образовались в результате:

б) застывания лавы;

в) разрушения твёрдых пород;

^ 4. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:

а) вулкан;

б) гейзер;

в) кратер;

г) эпицентр.

5. Равнины, расположенные на высоте от 200 до 500 м над уровнем моря называются …

А) низменности

Б) возвышенности

В) плоскогорья

^ 6. Горные породы, которые потерпели изменения под влиянием высокого давления и высокой температуры при опускании участков земной коры, называются …

а) метаморфическими горными породами

б) магматическими горными породами

в) обломочными горными породами

г) органическими горными породами

^ 7. Подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии называются

а)вулканы

б) землетрясения

в) цунами

^ 8.Укажите цифру на рисунке, обозначающую очаг магмы.

9. Фонтанирующий источник горячей воды и пара называется

а) родником

Б) лавой

В) гейзером

г) ключом

^ 10. Установите соответствие понятий и их определений.

^ 11. Внутренняя оболочка Земли называется:

А) ядром;

Б) астеносферой;

В) литосферой.

12. Мощность земной коры под океаном:

Б) 15-100 км;

В) 10-60 км.

^ 13. Осадочные породы образовались в результате:

А) накопления животных остатков;

Б) застывания лавы;

В) разрушения твёрдых пород;

Г) повышения давления и высоких температур на большой глубине.

^ 14. Участок земной коры, по которому поднимается магма:

А) вулкан;

Б) жерло;

В) кратер;

Г) эпицентр.

15. Прочитайте и сделайте правильный вывод.

«Дорога то поднималась, то опускалась. По сторонам от дороги в многочисленных овражках весело бежали ручьи».
Эта дорога проходила...

А) по горной стране б) плоской равнине

В) холмистой равнине г) дну ущелья

^ 16. Приподнятая равнина с особым рельефом, с абсолютной высотой, превышающей 500 м, называется…

А) низменностью б) плоскогорьем

В) возвышенностью

^ 17. Каким цветом на физической карте раскрашены горы:

А) голубым;

Б) зелёным;

В) коричневым.

18. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…..

А) спящими

Б) действующими

В) потухшими

^ 19. К магматическим горным породам относится:

А) каменный уголь; в) мрамор;

Б) гранит; г) песчаник.

20. К метаморфическим горным породам относится:

Б) кварц;

В) базальт;

Г) глина.

21. Эпицентр землетрясения - это:

А) район землетрясения;

Б) очаг землетрясения;

В) точка на поверхности Земли, расположенная
над очагом землетрясения.

22. ^ Пересечение нескольких горных хребтов называется

А) горный узел

Б) горная страна

В) горный хребет

23. Горы высотой от 1000 до 2000м называются

А) низкие

Б) средние

В) высокие

24. ^ Изменение горных пород под воздействием внешних сил называется

А) эрозия

Б) землетрясение

В) выветривание

25.Прибор, регистрирующий землетрясения

А) сейсмолог

Б) сейсмограф

В) сейсмология

Ответы

2-б

Тесты по географии для 6 класса (в формате ЕГЭ)

К УМК по географии для 6 класса В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой

Тестовые задания (в формате ЕГЭ) для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений, и предназначенные для проверки усвоения материала учебника В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой «Землеведение. 6 класс».

Тематические разделы содержат задания разной степени сложности: блоки «А», «В» и «С».

Пособие адресовано учителям – предметникам, а также полезны школьникам для самоконтроля усвоения обязательного стандарта образования по начальному курсу географии при подготовке к зачету, контрольной работе и экзамену. Задания снабжены ключами, что дает читателю возможность проверить себя.

Предисловие 2

Земля во Вселенной 3

Географические модели Земли 6

Земная кора 9

Атмосфера 12

Гидросфера 16

Биосфера 19

Географическая оболочка 22

Предисловие

Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных элементов учебного процесса. Контроль за результатами обучения должен осуществляться не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Те и другие должны быть заинтересованы в получении высоких результатов знаний.

Тестовый контроль – одна из форм проверки способностей, умений, знаний обучаемого. Он вырабатывает навыки самостоятельного анализа и помогает учащемуся быстро находить необходимую информацию из большого объема усвоенных знаний.

Данное пособие предназначено для подготовки к Единому государственному экзамену по начальному курсу географии.

В пособии представлены 7 вариантов экзаменационной работы (по количеству разделов учебника В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение 6 класс») по подобию проверки знаний и умений в ЕГЭ по географии.

Каждый вариант состоит из заданий блоков «А», «В» и «С»

В них проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания по начальному курсу географии:

1. Земля во Вселенной.

2. Географические модели Земли.

3. Земная кора.

4. Атмосфера.

5. Гидросфера.

6. Биосфера.

7. Географическая оболочка.

Варианты составлены так, чтобы дать представление о том, какие географические знания из каждой темы начального курса географии проверяются в ЕГЭ (факты, географическая номенклатура, пространственные и причинно – следственные связи).

Задания блока «А» сравнительно простые. К каждому заданию предлагается четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Блок «В» состоит из более сложных заданий, которые требуют дать краткий ответ по теории пройденного раздела.

Задания блока «С» наиболее сложные, требуют развернутого ответа. В основном это задания на определение причинно-следственных связей и умений использования полученных знаний на практике.

Время на выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по разделам рассчитывается учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Тестовые задания по разделу №1

«Земля во Вселенной». Землеведение, 6 класс

Блок «А»

А1. Выберите правильный ответ: Наука, изучающая поверхность Земли как среду обитания, где возникло и развивается человечество.

1. биология 2. астрономия 3. география 4. геология

А2. Весь существующий мир – это:

1. Вселенная 1. Галактика 3. Млечный Путь 4. Космос

А3. Скорость света равна: (в км/с)

1. 150 млн. 2. 184 тыс. 3. 300 тыс. 4. 400 тыс.

А4. Сколько ярких звезд, используемых для ориентирования, называют навигационными звездами:

1. 22 2. 24 3. 26 4. 28

А5. Пояс астероидов находится между:

1. Землей и Марсом 2. Землей и Венерой

3. Юпитером и Сатурном 4. Марсом и Юпитером

А6. Самый маленький океан Земли:

А7. Найдите ошибку: К планетам – гигантам относятся:

1. Марс 2. Юпитер 3. Сатурн 4. Уран

А8. Больше всего суши на Земле в полушарии:

1. западном 2. южном 3. северном 4. нет правильного ответа

А9. Земля вращается вокруг своей оси с:

1. запада на восток 2. по часовой стрелке 3. востока на запад 4. севера на юг

А10. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом (в градусах):

1. 55,6 2. 60, 6 3. 55, 5 4. 66,5

А11. Географическим следствием вращения Земли вокруг своей оси является:

    Земля немного приплюснута с полюсов

    Происходит смена времен года

    Все движущиеся тела на Земле отклоняются вправо

    Все движущиеся тела на Земле отклоняются влево

А12. Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью (в км/с):

1. 20 2. 25 3. 30 4. 35

А13. Возраст Земли (в млрд. лет):

1. 3,8 2. 4,4 3. 4,6 4. 5,0

А14. Всего созвездий в ночном небе:

1. 54 2. 56 3. 78 4. 88

А15. Чтобы узнать, високосный год или нет, надо две последние цифры года разделить без остатка на:

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

А16. Фигура Земли называется:

1. шар 2. эллипс 3. окружность 4. геоид

А17. Длина экватора (в тыс. км):

1. 40 2. 45 3. 20 4. 50

А18. Площадь земной поверхности равна (млн. кв. км):

1. 149 2. 361 3. 510 4. 610

А19. Полярный радиус Земли меньше экваториального радиуса на (км):

1. 21 2. 22 3. 23 4. 24

А20. Древнегреческий ученый, рассчитавший размеры Земли:

1. Пифагор 2. Аристотель 3. Эратосфен 4. Птолемей

Блок «В»

В1 . Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца:

1. Марс 2. Меркурий 3. Юпитер 4. Земля

В2. Определите во сколько раз крупнейший океан Земли больше Африки

В3 . Как в ночном небе найти Полярную звезду?

Блок «С»

С1 . Каковы географические следствия вращения Земли вокруг своей оси?

С2 .Что такое Солнечная система? Какие космические тела входят в ее состав?

Ответы на блок №1

«Земля во Вселенной »

Блок «А»

Блок «В»

В1 . 2 – 4 – 1 – 3

В2 . 180 млн. кв. км: 30 млн. кв.км = 6 Ответ: в 6 раз

В3 . Найти ковш созвездия Большая Медведица. Мысленно соединить 2 крайние звезды ковша и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малая Медведица. Это и есть Полярная звезда.

Блок «С»

С1 . – Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.

Из- за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном – влево.

Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.

С2 . Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

Состав Солнечной системы: планеты, спутники планет (более 60), малые планеты (астероиды), кометы, метеориты, космическая пыль.

Тестовые задания по разделу №2

«Географические модели Земли». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Создатель первого в мире глобуса:

1. Геродот 2. Птолемей 3. Вальдземюллер 4. Бехайм

А2. Азимут измеряется в:

1. километрах 2. часах 3. градусах 4. процентах

А3. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:

1. в 1 см 5 км 2. в 1см – 50 км 3. в 1 см – 500 км 4. в 1 см – 5000 км

А4. Чему равен азимут северо-востока?

1. 0 градусов 2. 30 градусов 3. 45 градусов 4. 60 градусов

А5. Угол на местности между направлением на север и на предмет в градусах – это

1. горизонт 2. азимут 3. полюс 4. ориентир

А6. Азимут отсчитывается:

      от севера по часовой стрелке

      от севера против часовой стрелки

      от юга по часовой стрелке

      от юга против часовой стрелки

А7. Экватор является:

    самой длинной параллелью

    самым длинным меридианом

    самой короткой параллелью

    самым коротким меридианом

А8. Географическая долгота бывает:

    западной и южной

    западной и северной

    западной и восточной

    южной и северной

А9. От экватора отсчитывается:

    западная и восточная долгота

    северная и южная долгота

    западная и восточная широта

    северная и южная широта

А10. Дополните фразу: «К северу от Москвы расположен город…» (выберите ответ):

1. Астрахань 2. Адлер 3. Архангельск 4. Анадырь

А11. Укажите, каким цветом на физической карте показаны горы:

1. темно- зеленым 2. коричневым 3. желтым 4. светло-зеленым

А12. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географической карте – это…

1. горизонтали 2. азимут 3. градусная сетка 4. географическая широта

А13. Найдите ошибку:

1. 90 с.ш. 125 в.д. 2. 5 ю.ш. 170 з.д. 3. 17с.ш. 182 з.д 4. 78 ю.ш. 28 в.д.

А14. Чему равен один градус меридиана в километрах:

1. 25 2. 110, 3 3. 111,3 4. 111, 9

А15. Чему равна длина меридиана в градусах:

1. 90 2. 120 3. 180 4. 360

Блок «В»

В1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

    Параллели – это линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно нулевому меридиану.

    Меридиан – это кратчайшая линия, соединяющая полюсы Земли.

Варианты ответов: (да, да), (нет, нет), (да, нет), (нет, да)

В2 . Выпишите название линии, условно проведенной по земной поверхности параллельно экватору:

Горизонталь, меридиан, параллель, абсолютная высота, географическая широта

В3. Какие океаны пересевает нулевой (Гринвичский) меридиан?

В4 . Какие материки и океаны пересекает экватор?

Блок «С»

С1 . В каких полушариях находятся Евразия, Австралия и Африка?

С2 . Сколько параллелей и меридианов можно провести по земной поверхности?

С3. С помощью каких географических моделей (объемных и плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?

Ответы на блок №2

«Географические модели Земли»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . нет, да

В2 . параллель.

В3 . Северный Ледовитый и атлантический.

В4 . Материки – Ю. Америку, Африку и острова Евразии;

Океаны – Тихий, Атлантический и Индийский

Блок «С»

С1 . Евразия – во всех четырех; Австралия – в южном и восточном; Африка – во всех четырех.

С2 . 180 параллелей и 360 меридианов

С3 . глобус, карта, план местности, аэрофотоснимок

Тестовые задания по разделу №3

«Земная кора». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Температура ядра Земли (в градусах):

1. 2000 – 3000 2. 3000 – 4000 3. 4000 – 5000 4. 4500 – 5000

А2. Какое утверждение о земной коре верно?

1. Земная кора под материками и океанами имеет одинаковое строение

2. Под океанами мощность земной коры больше, чем под материками

3. Границы литосферных плит совпадают с контурами материков.

4. Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

А3. Какой по происхождению горной породой является глина?

1. осадочной органической 2. осадочной обломочной

3. метаморфической 4. магматической

А4. Как называется приподнятый участок земной коры между двумя разломами?

1. сброс 2. грабен 3. горст 4. трапп

А5. Какие формы рельефа образовались в результате деятельности древних ледников?

1. овраги 2. дюны 3. речные долины 4. морены

А6. Как называются равнины с абсолютной высотой 0-200 метров?

1. плоскогорье 2. низменность 3. возвышенность 4. нагорье

А7. Крупнейшее плоскогорье мира?

А8. Выходом срединно-океанического хребта на поверхность Мирового океана является остров:

1. Исландия 2. Пасхи 3. Сахалин 4. Мадагаскар

А9. Самый высокий вулкан России:

1. Ключевская Сопка 2. Шивелуч 3. Кроноцкая Сопка 4. Ичинская Сопка

А10. Мощность континентальной земной коры под высокими горами:

1. 35 км 2. 55 км 3. 65 км 4. 75 км

Блок «В»

В1 . Выберите из перечисленного списка основные части дна Мирового океана

1. желоб 2. горы 3. вулканы 4. шельф 5. материковый склон 6. ложе

В2. Определите регион России по краткому описании.

Это полуостровная территория нашей родины. По очертанию напоминает рыбу. Имеет сильно изрезанную береговую линию. Господствуют муссоны. Много действующих вулканов. Есть Долина гейзеров.

В3 . Как подразделяются горы по абсолютной высоте?

Блок «С»

С1 . Почему на Земле такой разнообразный рельеф?

С2 . Объясните причины совпадения районов извержения вулканов и землетрясений.

Ответы на блок №3

«Земная кора»

Блок «А»

Блок «В»

В1. 1, 2,3,6

В2. полуостров Камчатка.

В3 . низкие горы, средневысотные и высокие горы.

Блок «С»

С1. Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы. Источник энергии внутренних сил – тепло, образующееся в недрах планеты, а внешних – солнечная энергия

С2. Это края литосферных плит или линии разломов литосферных плит. Здесь происходит смещение слоев земной коры, что и приводит к землетрясениям или вулканизму.

Тестовые задания по разделу №4

«Атмосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Атмосфера-это оболочка Земли:

1. земная 2. воздушная 3. водная 4. живая

А2. На какой высоте проходит условная граница атмосферы:

1. 100 км 1. 500 км 3. 1000 км 4. 1500 км

А3. На какой высоте находится озоновый экран атмосферы?

1. 20-30 км 2. 30-40 км 3. 40-50 км 4. 50-60 км

А4. В какой части атмосферы расположен озоновый слой?

А5. В каком слое атмосферы температура воздуха растет и у верхней границы близка к 0 градусам по Цельсию?

1. стратосфере 2. тропосфере 3. ионосфере 4. экзосфере

А6. Чему равна высота тропосферы над полюсами Земли?

1. 10-12 км 2. 16-18 км 3. 8-10 км 4. 12-14 км

А7. При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на:

1. 3 о С 2. 4 о С 3. 5 о С 4. 6 о С

А8. Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой средней температурой?

1. изобара 2. изотерма 3. изогипса 4. изогиета

А9. Сколько поясов освещенности на планете Земля?

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

А10. Прибор для определения относительной влажности воздуха?

1. гигрометр 2. барометр 3. анемометр 4. психрометр

А11. Чему равен максимальный показатель степени облачности? (в баллах):

1. 8 2. 10 3. 11 4. 12

А12. С какой силой давит столб воздуха на каждый квадратный сантиметр земной поверхности?

1. 1 кг 33 г 2. 1 кг 29 г 3. 2 кг 33 г 4. 3 кг 29 г

А13. При подъеме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается примерно на:

1. 1мм рт. ст. 2. 2 мм рт. ст. 3. 5 мм рт. ст. 4. 10 мм рт. ст.

А14. Сезонные ветры, меняющие свое направление два раза в год – это:

1. бриз 2. пассат 3. муссон 4. северо-восточные ветры

А15. Какой месяц в году самый жаркий?

А16. Чему равна максимальная сила ветра в баллах?

1. 12 2. 10 3. 11 4. 9

Блок «В»

В1. Перечислите основные элементы погоды.

В2 . Какие свойства погоды являются главными?

В3. Какие атмосферные явления наносят наибольший ущерб человеку и его хозяйству?

В4 . От каких причин зависит атмосферное давление?

Блок «С»

С1 . Начертите розу ветров на июнь месяц по следующим показателям:

С – 10 дней, С-В – 3дня, С-З – 2 дня, Ю-В – 4дня, Ю-З – 1 день, Ю – 4 дня, З – 3 дня, В – 3 дня.

С2 . Чему равна среднесуточная температура воздуха и суточная амплитуда колебания температуры по следующим показателям температуры воздуха?

7, -5, -1, +1, +6, +9

С3. Чему равна температура воздуха у поверхности земли, если на высоте 2000 м температура воздуха –10 градусов?

С4. Чему равно атмосферное давление на высоте 1,5 км, если у поверхности земли атмосферное давление 757 мм рт. ст.?

С5 . Чему равна относительная влажность воздуха при температуре +30 градусов, если в воздухе содержится 18 г влаги?

Ответы на блок №4

«Атмосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

В2 . Главные свойства погоды- это ее разнообразие и изменчивость.

В3 . Засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди, туман.

В4 . Атмосферное давление зависит от высоты местности, от температуры воздуха, от характера земной поверхности.

Блок «С»

С1. График построен в масштабе: 1 клетка – 2 дня.

С2. Среднесуточная температура: 1) (-7) + (-5) + (-1) = -13

3) 16 – 13 = +3

4) +3: 6 = +0,5 (градуса)

Суточная амплитуда колебания температуры: 9 – (-7) = 16 (градусов)

Ответ: +0,5 градуса; 16 градусов.

С3. 1. 6 * 2 = 12 (градусов)

2. - 10 – (+12) = +2 Ответ: +2 градуса

С4. 1. 1500: 10 = 150 (мм рт. ст.)

2. 757 – 150 = 607 (мм рт. ст.) Ответ: 607 мм рт.ст.

С5. При температуре +30 градусов в воздухе может содержаться 30 г влаги, а содержится только 18 г. Из этих данных составляем пропорцию:

Х = 18г * 100% : 30г = 60% (относительная влажность воздуха)

Тестовые задания по разделу №5

«Гидросфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Чему равна доля пресной воды на Земле? (в %)

1. 20% 2. 30% 3. 5% 4. 3%

А2. Сколько процентов воды гидросферы находится в Мировом Океане?

1. 96% 2. 80% 3. 55% 4. 75%

А3. Сколько процентов от площади Земли занимает Мировой океан?

1. 90% 2. 80% 3. 71% 4. 75%

А4. Чему равна площадь Мирового океана? (в квадратных километрах)

1. 510 2. 149 3. 361 4. 75

А5. Какой океан Земли самый глубокий?

1. Тихий 2. Индийский 3. Северный Ледовитый 4. Атлантический

А6. Какое море Земли не имеет берегов, его границами служат течения?

1. Коралловое 2. Саргассово 3. Красное 4. Фиджи

А7. Какое море является внутренним морем Мирового океана?

1. Аравийское 2. Белое 3. Охотское 4. Карибское

А8. Какой пролив Мирового океана самый широкий и глубокий?

1. Гибралтарский 2. Лаперуза 3. Беренгов 4. Дрейка

А9. Чему равна средняя соленость вод Мирового океана? (в промилле)

1. 37 2. 35 3. 33 4. 36

А10. Как называется растояние между гребнями волны?

1. высота волны 2. длина волны 3. склон волны 4. подошва волны

А11. Чему равна высота самых высоких приливов в Мировом океане?

1. 18м 2. 19м 3. 20м 4.17м

А12. Как называется самое мощное в Мировом океане течение?

1. Гольфстрим 2. Западных ветров 3. Куросио 4. Калифорнийское

А13. Самая протяженная река в мире:

А14. Какая река в мире имеет самый большой водосборный бассейн?

1. Конго 2. Амазонка 3. Обь 4. Нил

А15. Самый высокий водопад на Земле:

1. Игуасу 2. Виктория 3. Анхель 4. Илья Муромец

А16. Самое большое озеро в мире:

А17. Самое высокогорное озеро в мире

1. Байкал 2. Онежское 3. Каспийское 4. Титикака

А18. Какое озеро из перечисленных является сточным:

1. Байкал 2. Балхаш 3. Мертвое 4. Каспийское

А19. Сколько пресной воды законсервировано в современных ледниках?

1. 75% 2. 70% 3. 65% 4. 96%

А20. Какое происхождение имеет озерная котловина озера Байкал?

1. карстовое 2. ледниковое 3. тектоническое 4. вулканическое

Блок «В»

В1 . Какими бывают подземные воды? Как они образуются?

В2 . Перечислите формы карста?

В3 . На какие группы делятся ледники? Где они встречаются?

В4. Перечислите главные стихийные явления в гидросфере.

Блок «С»

С1. Напиши названия: а) 2 архипелага, б) два внутренних моря, в) любой залив Атлантического океана, г) пролив, соединяющий два моря двух океанов и разъединяющих две страны, расположенные на двух материках.

С2. Почему Гольфстрим теплое течение, а Канарское у берегов Африки – течение холодное, если температура этих течений, практически, одинаковое?

С3. Сколько всего соли можно получить из 1 т воды, взятой в Океане? В Красном море?

Ответы на блок №5

«Гидросфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды образуются на первом водоупорном слое, межпластовые – между двумя водоупорными пластами.

В2. Формы карста: карстовые колодцы, воронки, пещеры, подземные озера и реки, сталактиты и сталагмиты.

В3. Ледники делятся на две группы: покровные и горные. Покровные образуются в Антарктиде, Гренландии, на арктических и антарктических островах. Горные ледники образуются только на вершинах и склонах гор.

В4. Главные стихийные явления гидросферы: наводнения, лавины, селевые потоки.

Блок «С»

С1. а) Японские острова, Канадский Арктический архипелаг (произвольный вариант); б) Белое море, Черное море (произвольный вариант); в) Бискайский залив; г) Беренгов пролив.

С2 . Если окружающая вода холоднее воды в течении – это теплое течение, если окружающая вода теплее, чем вода течения – это течение холодное.

С3. В литре океанской воды растворено в среднем 35 г различных солей. 1 тонна воды – это 1000 л. Следовательно, из 1 т океанической воды можно получить 35 кг соли. Соленость вод Красного моря 42 промилле, т.е. в 1 л воды содержится 42 г соли, значит, из 1 т воды Красного моря можно получить 42 кг соли.

Тестовые задания по разделу №6

«Биосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Жизнь на планете Земля зародилась в воде около: (в млрд. лет)

1. 4,6 2. 3,5 3. 3,8 4. 4,5

А2. Живая оболочка земли, где существует жизнь, называется:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. биосфера 4. литосфера

А3. Чему равно соотношение растений и животных на суше: (в процентном отношении)

1. 92: 8 2. 94: 6 3. 71: 29 4. 75: 25

А4. В какой части Мирового океана больше всего живых организмов:

1. на материковом склоне 2. в шельфе 3. на ложе океана 4. в желобах

А5. Какую часть площади суши занимают леса?

А6. Какую часть общей лесной площади Земли занимают влажные экваториальные леса?

1. третью 2. четвертую 3. пятую 4. шестую

А7. Леса какого климатического пояса Земли включают три лесных подпояса?

1. тропического 2. экваториального 3. арктического 4. умеренного

А8. В какой природной зоне Земли большое разнообразие крупных травоядных животных?

1. пустыни 2. саванны 3. степи 4. леса

А9. Русский ученый, создавший учение о почвоведении?

1. Воейков 2. Алисов 3. Вернадский 4. Докучаев

А10. Как называюся самые плодородные почвы?

1. чернозем 2. подзолистые 3. тудрово- глеевые 4. бурые

А11. На каком материке Земли доля заповедных территорий самая высокая?

1. Африка 2. Евразия 3. Австралия 4. Америка

А12. Русский ученый, создавший учение о биосфере.

1. А.И. Воейков 2. Б.П. Алисов 3. В.И. Вернадский 4. В.В.Докучаев

Блок «В»

В1. Какие леса распространены на территории России?

В2 . В каких климатических поясах Земли на равнинах распростанены степи и саванны, а в каких пустыни?

В3 . Что такое почва?

Блок «С»

С1. Из приведенного списка деревьев выпиши те, которые образуют широколиственные леса: лиственница, дуб, бук, клен, пихта, осина, береза, тополь.

С2 . Запишите не менее семи значений биосферы.

С3. В чем особенности влажных экваториальных лесов?

Ответы на блок №6

«Биосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. На территории России в умеренном поясе распространены: хвойные (тайга), смешанные и широколиственные леса.

В2. Степи и саванны распространены в субэкваториальном и умеренном поясах; пустыни – в тропическом и умеренном поясах.

В3. Почва- это верхний слой земли, обладающий плодородием.

Блок «С»

С1. В широколиственных лесах преобладают дуб, бук, клен.

С2. Значение биосферы:

1. сохраняет неизменным состав солей в океане;

2. обеспечивает человека продуктами питания;

3. придает разноообразие окружающей среде;

4. обеспечивает самоочищение водоемов;

5. поддерживает газовый состав атмосферы;

6. создает осадочные горные породы и полезные ископаемые;

7. осуществляет биологическое выветривание горных пород.

С3. Особенности влажных экваториальных лесов: ярусность, вечнозеленые (деревья сбрасывают листву постепенно), легче найти 10 стволов разных видов деревьев, чем 10 стволов одного и того же вида, сосредоточено 75% всей растительности суши, «хранитель» многочисленных видов растений и животных, в лесу влажно и сумрачно, большинство обитателей этих лесов живут в кронах деревьев.

Тестовые задания по разделу №7

«Географическая оболочка». Землеведение, 6 класс.

Блок «А».

А1. Какое утверждение о географической оболочке Земли считается верным:

1. Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

2. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и гидросферы.

3. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и биосферы.

4. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие гидросферы и литосферы.

А2. Как называется этап развития географической оболочки, если идет формирование земной коры и зарождение жизни в океане:

1. антропогенный 2. геологический
3. Биологический 4. нет правильного ответа

А3. Смена природных зон в горах называется:

1. природный комплекс 2. географическая оболочка

3. высотная поясность 4. широтная зональность.

А4. Примером негативного воздействия на географическую оболочку является:

      проведение мелиоративных мероприятий

      добыча полезных ископаемых открытым способом

      создание лесополос

      создание замкнутого цикла переработки воды

А5. Природный комплекс «степь» расположен в:

    северном холодном поясе

    южном холодном поясе

    северном умеренном поясе

    в жарком поясе

Блок «В»

В1. Перечислите основные компоненты природно-хозяйственного территориального комплекса.

В2. Перечислите этапы развития географической оболочки.

В3. В чем уникальность географической оболочки?

Блок «С»

С1. Какие отрицательные последствия может вызвать образование оврага? Укажите не менее двух последствий.

С2. Какими особенностями определяется количество и разнообразие природных зон в горах? Укажите не менее двух причин.

Ответы на блок №7

«Географическая оболочка»

Блок «А»

Блок «В»

В1. Воздух, растения, животные, вода, горные породы, почва, человек и его деятельность

В2. 1 этап – геологический (добиогенный)

2 этап – биологический (биогенный)

3 этап – антропогенный (современный)

В3. Только в ней есть условия для жизни, в ней живет и хозяйствует человек.

Блок «С»

С1. 1. понижение уровня грунтовых вод

2. уменьшение почвенного покрова (уменьшение площади пахотных земель).

С2. Чем выше горы и чем ближе они к экватору , тем больше высотных поясов и они разнообразнее.

  • Низменность — равнина, поднимающаяся не выше 200 м над уровнем моря.
  • Возвышенности — это равнинные участки суши высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря.
  • Плоскогорье — это равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 метров.

Аккумуляция

Подъём морского дна

Изменение равнин под действием водных потоков

Так же, как и горы, равнины постепенно изменяются. Большую работу на них производят водные потоки, как постоянные (реки), так и временные, которые образуются на склонах после сильных дождей или во время весеннего таяния снега.

Каждый приток реки вырывает себе долину, по которой он течёт, каждый приток размывает берега, углубляет, хотя и медленно, своё русло. Особенно быстро процесс размывания идёт на возвышенностях и плоскогорьях, так как реки, берущие с них начало, имеют более стремительное течение.

Стекающая по поверхности вода смывает с полей верхний, пахотный слой почвы вместе с питательными веществами, кото-рые так необходимы растениям . Особенно быстро смыв идёт на крутых склонах, не покрытых растительностью; вот почему кру-тые склоны не распахивают. Склоны же, имеющие незначительный уклон, следует распахивать только поперёк. При поперечной распашке склона стекающая вода задерживается бороздами, впитывается в землю и не смывает почву. Таким образом, миллионы гектаров плодородной почвы сохраняются от размыва. Материал с сайта

Изменение равнин под влиянием ветра

Ветры, проносясь над равнинами, производят большую разрушительную работу. Бывает так, что ураганной силы ветры дуют над равнинами несколько суток подряд, не переставая. Начинается пыльная буря. За одну такую бурю ветер может снести слой почвы толщиной до 25 см, и плодородные до этого земли превращаются в бесплодные пустоши.

Уменьшают выдувание почв травяные полосы, которые создают через определённые промежутки на полях, а также лесные полосы.

Особенно большую работу производит ветер на равнинах, покрытых сыпучими песками, не скреплённых корнями расте-ний — дюнах и барханах. Открытое пространство песков никогда не бывает ровным.