Максимальная высота формула вертикально вверх. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного горизонтально

Слайд 2

Повторение

2 При наличии атмосферы движение падающих тел стремится к равномерному.

Слайд 3

3 Законы, характеризующие свободное падение если V0 = 0; V = gt если V0 = 0;

Слайд 4

Повторение

4 1.В трубке, из которой откачан воздух,на одной и той же высоте находится дробинка,пробка и птичье перо. Какое из тел позже всех достигнет дна трубки? А) Дробинка. Б) Пробка. В) Птичье перо. Г) Все три тела достигнут дна трубки одновременно. 2. Чему равна скорость свободного падающего тела через 3 секунды? V0=0м/с, g =10м/с². А)15м/c Б)30м/c В)45м /c Г)90м/c 3.Какой путь пройдёт свободно падающее тело за 4 секунды? V0=0м/с,g=10м/с². А) 20м Б)40м В)80м Г)160м 4.Какой путь пройдёт свободно падающее тело за 6-ю секунду?V0=0м/с,g=10м/с². А)55м Б)60м В)180м Г)360м

Слайд 5

5 17.11.2011г. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Задачи урока: 1.Убедиться, что движение тела, брошенного вертикально вверх, является равноускоренным. 2. Получить основные формулы для движения. 3. Привести примеры такого движения.

Слайд 6

Формулы

6 Движение тела, брошенного вертикально вверх. v = vо - gt y = hо+vоt - gt2/2 Ось OY направляют вертикально вверх

Слайд 7

Графическое представление движения

7 График зависимости скорости от времени. Графики зависимости ускорения, пути и координаты от времени.

Слайд 8

Движение тел, брошенных вертикально вверх с различными скоростями

8 Зависимость координаты от времени V02> V01

Слайд 9

9 Есть на острове Исландия своя долина гейзеров - Хаукалдур.Именно здесь находится знаменитый Большой Гейзер.Когда, гейзер собирается с силами, он трижды подряд выбрасывает в небо мощную струю высотой в 40-60 метров. Десять минут длится этот «салют», а затем вода и пар как бы втягиваются назад в жерло. В последнее время Большой Гейзер извергается все реже. Зато его сосед - гейзер Штоккр - еще полон сил радует туристов своими струями, взлетающими на 30-40 метров вверх. Задача: С какой скоростью вырывается вода из жерла Большого Гейзера и гейзера Штоккр? Сколько времени длится «полет»? (Вода из жерла Большого Гейзера вырывается со скоростью 35 м/с, время «полета» воды - 7с. Для гейзера Штоккр эти значения, соответственно, будут равны 28 м/с и 5,6 с.)

Слайд 10

«Бешеный огурец»

10 Самое воинственное растение - «бешеный огурец». В «бешенство» он приходит, когда полностью созревает. Огурец с треском отрывается от своей ножки, из отверстия, где только что была ножка плода, бьет на 6-8 метров. Оказывается, пока плод зреет, внутри него накапливаются газы. К моменту созревания их давление в его полости достигает трех атмосфер! Задача: С какой скоростью должна вырываться струя сока с семенами, чтобы достичь указанной выше высоты? Как при этом изменяется энергия семян? (Скорость струи 12,6 м/с, при этом кинетическая энергия струи превращается в потенциальную энергию.)

КОНДРАКОВА Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Тема урока: «Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх»

Урок физики в 9 классе (по программе А.В. Перышкина базовый уровень)

Цели:

Образовательная:

Выявить и доказать от чего зависит свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх, используя формулу Галилея.

Развивающие:

Овладение умениями и навыками наблюдать, сопоставлять, сравнивать и анализировать полученные данные; высказываться на заданную тему.

Воспитательные:

Формирование коммуникативных навыков и умения работать в режимах «учитель – класс», «учитель – ученик».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения : проблемный, наглядный, самостоятельная работа, фронтальный опрос, решение задач.

Сопровождение урока: Презентация “Свободное падение, движение тела, брошенного вертикально вверх ”, кинофрагмент, материалы ЕК ЦОР , опыты.

Оборудование урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор , электронный дидактический материал для учащихся, приборы: листы бумаги, книга, алюминиевый и стальной цилиндры.

Ход урока:

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня мы будем рассматривать характер и законы движения тел, на которые действует только сила тяжести.

Актуализация знаний: Видов движений под действием силы тяжести может быть несколько: движение тел брошенных вертикально вверх, вертикально вниз, брошенных горизонтально. Значение знаний этих законов трудно недооценить. Они объясняют движение парашютистов, снарядов, спортсменов на трамплинах (слайд 2)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, каким законом описываются эти действия? Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?

Проведение опытов:

Опыт №1: Падение бумаги и книги (сначала каждый предмет отдельно, а потом лист лежит на книге). Обоснуйте это явление? (ответ учащихся)

Правильно. Вывод: Если лёгкое тело падает медленнее, чем тяжёлое, то оно должно «притормаживать» падение тяжёлого тела и связка двух тел должна падать медленнее, чем одно тяжёлое тело.

Опыт №2: Падение двух листков бумаги, один из которых смят в комок. Объясните эти действия? (ответ учащихся)

Совершенно верно. Вывод: Время падения не зависит от массы тела, так как масса одинаковая, а форма разная (слайд 4)

Опыт №3: Падение гирек массой 50г и 150 г. Почему гирьки упали одновременно? (ответ учащихся)

Вывод: Мы еще раз убедились, что время падения не зависит от массы тела! (слайд 5 )

Теперь мы с вами попытаемся выяснить, как падают тела, от чего зависит время падения, что будет, если не учитывать сопротивление воздуха.

Введение в тему: Впервые теорию свободного падения выдвинул великий мыслитель древности Аристотель (информация учащихся).

Обоснуйте позицию Аристотеля по вопросу свободного падения (в результате дискуссии учащиеся приходят к выводу, что мнение Аристотеля ошибочно) Давайте посмотрим позицию другого ученого.

(Слушаем выступление учащегося, сопровождаемое презентацией из жизни ученого – физика Галилео Галилея )

Знаменитая «падающая» башня – это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всём мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый учёный. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов.

Нес Галилей одной рукою
Маленький шар из свинца,
А сзади ядро другое
Тащили три молодца...
Ядра, различные весом,
Сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор,
Может упасть скорей?

Обоснуйте позицию ученого (учащиеся приходят к выводу что данный ученый прав).

Да, действительно тела падают с одинаковым ускорением в безвоздушном пространстве, а где же эти законы находят применение в реальной жизни:

Задание №1 Учитель демонстрирует кадры из всеми любимого мультфильма «Трое из Простоквашино».

Задание №2 Послушаем выступление, как знание законов свободного падения было использовано при изобретении парашюта (выступление учащихся).

Задание №3 Предлагаю вашему вниманию небольшой ролик - анимацию, показывающий падение тел разной массы в трубке Ньютона. (видеоролик )

Проблемный вопрос: Какое отношение имеет увиденное к теме нашего урока? (ответ учащихся по группам: мы наблюдаем свободное падение)

Как видите, очень много интересного связано с явлением свободного падения или с движением тела под действием силы тяжести. Подведём итоги, что же такое свободное падение, это и будет тема нашего урока. Открывает учебник (стр.) и записываем определение в тетрадь «Свободное падение – движение тел только лишь под действием притяжения Земли»

На поверхности Земли падение тел условно считается свободным, так как при падении тел в воздухе всегда возникает ещё и сила сопротивления воздуха, поэтому более тяжёлые предметы падают быстрее. Идеально свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела имеют одинаковые скорости и ускорения, что мы и наблюдали в трубке Ньютона.

При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от их массы приобретают одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения. Запишем в тетради значение этой величины:

G=9.8 м/с 2 (10 м/с 2 )

Чтобы убедиться, что свободное падение не противоречит законам природы, давайте представим движение тела массой m по горизонтальной поверхности под действием силы F. Тогда при увеличении массы тела в два раза приложенная сила тоже увеличится в два раза, при условии сохранения характера движения (слайд 9 ). А теперь мысленно повернём картинку на 90 0 . Что получится? Правильно, падение вертикально вниз под действием силы тяжести (слайд 10 ) Теперь попробуем вывести формулы для движения тела вниз, и брошенного вертикально вверх. Сначала разберёмся, как пройденный путь зависит от времени движения. Я предлагаю вашему вниманию интерактивную модель движения тел вниз/вверх (слайд 11 )

Делаем вывод: (ответ детей на основании графиков) пройденный путь прямо пропорционален квадрату времени, следовательно, свободное падение – равноускоренное движение.

Ребята запишите эти формулы в тетради (слайд 12 ) .

υ=gt (скорость тела при свободном падении)

S= t 2 (перемещение при свободном падении, высота)

На краю стола у вас лежат карточки. На них проводится аналогия между равноускоренным движением и движением тела вверх/вниз. Проанализируем эти формулы в группах

Рефлексия : Думаю, мы с вами узнали достаточно много нового. Предлагаю закрепить полученные знания в процессе решения задач, которые встречаются в ГИА по физике. У доски решают задачи трое учащихся от каждой группы. Класс решат задачи по карточкам в группах. (Приложение) Анализируем решение задач у доски (критерии оценки на доске).

Подведение итогов : Давайте вспомним выступление учащихся.

С какими историческими фактами вы сегодня познакомились?

Какие знания получили? Чему научились? Какие затруднения возникли при решении задач? Какую формулы сегодня мы вывели на уроке?

Я хочу отметить активную работу (выставляем оценки, комментируем работу в группах и записываем домашнее задание (слайд 16) .

Домашнее задание : Учебник § 13-14 учить, стр. 52 – 58, Упр.13 №1, стр.56

Упр.14 , стр.60

Спасибо за урок, до свидания!

Литература, источники информации:

1. Учебник: А. В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2013 г.

2. . Волков В. А., Полянский С. Е.Поурочные разработки по физике 9 класс,

М. Вако, 2011 .

3.Интернет-ресурс ЕК ЦОР

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: