Накопление энергии Солнца в химических связях. Появление живой системы

Биосистема представляет из себя совокупность всех живых организмов в целом. Но рассматривать ее в таком разрезе крайне тяжело, поэтому биосистему принято разделять на различные уровни организации живой материи. Основных уровней семь:- молекулярный;- клеточный;- тканевый;- организменный;- популяционно-видовой;- биогеоценотический;- биосферный.Эти уровни включаются друг в друга, образуя единство живой природы в целом. На молекулярном уровне описываются молекулярные процессы, происходящие в живых клетках, а также и сами молекулы с точки зрения их включения в состав клетки. Молекулы могут образовать различные химические и органические соединения для обеспечения жизнедеятельности клеток. Исследованиями биосферы на этом уровне занимаются такие науки, как биофизика, биохимия, молекулярная генетика и молекулярная биология . Клеточный уровень включает в себя простейшие одноклеточные организмы, а также совокупности различных клеток, являющихся частями многоклеточных организмов. Это уровень является предметом изучения таких наук, как эмбриология, цитология, генная инженерия. В их рамках ведется изучение процессов биосинтеза и фотосинтеза, деления клеток, участия различных химических элементов и Солнца на существование биосистемы. Тканевый уровень представляет из себя определенные ткани, которые объединяют в себе схожие по строению и функциям клетки. С развитием многоклеточного организма происходит естественная дифференциация клеток по выполняемым ими ролям. Все животные обладают мышечной, эпителиальной, соединительной, нервной и т.д тканями.На организменном уровне сосуществуют различные многоклеточные растения, животные, грибы , а также различные микроорганизмы (в том числе и одноклеточные) с точки зрения их влияния на многоклеточные существа. Изучением этого уровня биосистемы занимаются анатомия, аутэкология, генетика, гигиена , физиология, морфология, а также ряд других наук. На популяционно-видовом уровне биосистемы учеными изучаются процессы, протекающие в популяциях и видах различных живых существ, объединенных между собой генофондом и способом воздействия на окружающую среду. Помимо этого, на данном уровне рассматриваются проблемы взаимодействия различных видов и популяций. Биогеоценозный компонент биосистемы образован различными видами и популяциями живых существ на Земле. На этом уровне изучаются различные особенности и специфика распределения живых существ по различным территориям . При этом учитывается построение пищевых сетей. Науками, изучающими данный уровень, являются биогеография и экология .Самый главный и обширный уровень организации жизни - это биосферный, где изучаются многочисленные связи между человеком и биогеоценозным уровнем. Изучением данного уровня вместе с антропогенным воздействием занимается экология .

Одним из ключевых разделов русского языка является морфология – наука, изучающая формы языка. В школе она изучается в совокупности с другими разделами лингвистики, поэтому погружение в данную дисциплину является неглубоким.

Морфология в переводе с древнегреческого языка означает «учение о форме». Эта наука занимается изучением частей речи, грамматических категорий, кроме того, она обеспечивает создание словоформ в языке и их понимание. Она подразделяется на две части – словообразование и словоизменение.

Под словообразованием понимают знание о том, как образуются слова в языке, при помощи каких моделей это происходит, чем мотивировано то или иное появление слов. К компетенции этой науки можно отнести появление однокоренных слов, здесь возможно создание слов с новым лексическим значением.

Словоизменение – создание для слова парадигмы (совокупности всех возможных форм слова). К примеру, просклоняв определенное слово по всем возможным грамматическим показателям (род, число, падеж и т.д.), мы получим его парадигму. Здесь лексическое значение слова остается тем же самым.

Морфология занимается исследованием значений, которые выражаются в пределах формы слова; способов, при помощи которых эти значения выражаются; допустимых взаимодействий между словоформами. Кроме того, одной из основных целей данной науки является создание четкой терминологической системы правил, которая будет актуальна для всех существующих языков.

Центральными понятиями морфологии являются понятия «морфологическая категория», «грамматическое значение» и «грамматическая форма». Более подробно они раскрываются в «Русской грамматике» - специальном нормативном академическом издании, выпущенном в 1980 году. Иногда это издание обозначают краткой аббревиатурой – «РГ-80», на сегодняшний день оно отражает четкое состояние современного русского литературного языка, в том числе и с точки зрения морфологии.

«Учение о форме» тесно связано с другими лингвистическими дисциплинами. В частности, морфология изучает форму слова, которая является «строительным материалом» для создания словосочетаний и предложений , которые в свою очередь изучаются в синтаксисе.

«Дифференциация» - слово латинского происхождения. Оно обозначает различие, неодинаковость, разделение и расслоение целого на различные части, ступени и формы.



Социальная дифференциация - что это?

Социальная дифференциация – это общественное понятие, определяющее разделение общества на группы людей, которые различаются по своему социальному положению.

Исследования показывают, что социальное расслоение присуще любому общественному строю. Например, в первобытных племенах, общество разделялось в соответствии с возрастом, полом, и у каждого из них были свои привилегии и обязанности. С одной стороны, во главе племени стоял уважаемый и влиятельный вождь со своими приближёнными, с другой стороны, отверженные, которые жили «вне закона».

С развитием общества социальное расслоение всё больше увеличивалось и становилось очевиднее.

Виды дифференциации общества

В обществе различают политическую, экономическую и профессиональную дифференциацию.

Политическая дифференциация в любом современном обществе происходит за счёт разделения населения на управляющих и управляемых, на политических лидеров и остальную массу народа.

Экономическая дифференциация указывает на различие доходов населения, их жизненного уровня, выделяет богатые, средние и бедные слои населения.

Занятие, род деятельности человека определяют профессиональную дифференциацию общества. В то же время профессии существуют более и менее престижные в зависимости от их экономической дотации.

Можно сказать, что социальная дифференциация - не просто разделение общества на какие-то группы, но это и своего рода неравенство этих групп с точки зрения их общественного положения, прав, привилегий и соответственно обязанностей, влияния и престижа.

Можно ли искоренить неравенство?

Уничтожение социальной дифференциации в обществе можно рассматривать с различных точек зрения.

Марксистское учение показывает, что необходимо устранить неравенство между людьми, как самую яркую социальную несправедливость. Для этого необходимо изменение экономических отношений и ликвидация частной собственности. Другие теории доказывают, что социальное расслоение неустранимо хотя оно является злом, но его необходимо принимать как неизбежность.

С другой точки зрения социальная дифференциация считается положительным явлением, так как заставляет каждого члена общества стремиться к самосовершенствованию. Однородность общества приведёт к его гибели.

Последние исследования показывают, что в ныне развитых странах уменьшается социальная поляризация, увеличивается средний класс населения и соответственно уменьшаются группы крайне бедных и архибогатых слоёв населения.

Самая многочисленная группа живых существ - простейшие организмы. Они представляют собой одну клетку, обладающую необходимой информацией для существования и размножения. Одноклеточные – первые появившиеся на Земле живые организмы.



Инструкция

Более 3,5 млрд. лет назад в морских глубинах появились первые живые организмы, состоящие из единственной клетки. Некоторые считают, что споры одноклеточных могли оказаться на Земле с помощью метеоритов, прилетавших из космических просторов. Большинство ученых зарождение жизни связывают с происходящими в атмосфере и океанах химическими реакциями.

Состоящее только из одной клетки тело представляет собой целостный организм, обладающий микроскопическими размерами, однако в классах простейших имеются виды, достигающие длины в несколько миллиметров и даже сантиметров. Среди этих организмов выделяются отдельные классы, характеризующиеся определенными признаками.

Амеба - постоянно меняющий форму бесцветный комочек, обитающий в пресной воде. Ложноножки помогают этому живущему в иле и на листьях гниющих растений организму незаметно перетекать на другое место. Пищей амебам служат водоросли и бактерии, а размножаются они, делясь на две части.

Сложнее строение других представителей простейших – инфузорий. Клетка этих организмов содержит два ядра, выполняющих разные функции, а имеющиеся у них реснички являются средством передвижения.

Напоминающая видом изящную женскую обувь инфузория-туфелька обладает постоянной формой тела, обитает в мелкой стоячей воде. Расположенные правильными рядами многочисленные реснички волнообразно колеблются, и туфелька передвигается. Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, мертвыми органическими веществами (детритом). Реснички помогают попадать пище в рот, которая затем продвигается к глотке. Туфелька бывает прожорлива, если обитает в благоприятных условиях. При бесполом размножении тело инфузории делится пополам в поперечном направлении, а дочерние особи начинают развиваться заново. Но через несколько поколений подобное размножение сменятся половым процессом, называемым конъюгацией.

Покрытое эластичной оболочкой тело представителей класса жгутиковых определяет его форму. Эти простейшие имеют по одному или несколько жгутиков и ядер. Размножение зависит от вида одноклеточного организма.

Эвглена зеленая живет в стоячих пресных водоемах. Она быстро плавает, благодаря обтекаемой форме своего тела. Способствует передвижению расположенный впереди ввинчивающийся в воду единственный жгутик. Этот простейший организм по-особенному питается, что помогает ему выживать при разных условиях существования. Наиболее освещенные участки, где содержащее хлорофилл тело эвглены устраивается для благоприятного фотосинтеза, отыскиваются ею с помощью светочувствительного красного глазка. Если эвглена долго пребывает в темноте, хлорофилл разрушается. В таких случаях средством питания служат органические вещества. Размножается путем деления клетки в продольном направлении на две части. Если условия располагают, это одноклеточное существо способно размножаться каждые сутки.

В числе представителей класса жгутиковых немало паразитов. Например, лямблия может являться причиной болезни печени, кишечника. В настоящее время среди жителей африканских тропиков встречается заболевание, вызванное трипаносомом, попадающим в кровь через слюну мухи цеце. Эта сонная болезнь нередко приводит к

Многообразие форм живых организмов

Вспомните

Что общего между живой и неживой природой;

Чем различаются между собой живая и неживая природа.

Организмы в разных средах жизни. Жизнь протекает на большом пространстве земной поверхности.

Оболочку Земли, где существует жизнь в её различных формах, называют биосферой (греч. bios - «жизнь» и sphaira - «шар»).

жизни организмов: водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. Различные условия сред жизни порождают многообразие форм живых существ и обусловливают их специфические свойства.

Так, живые организмы, населяющие водную среду, - гидробионты (греч. hydor - «вода» и biontos - «живущий») способны к обитанию в плотной и вязкой водной среде: дышат растворённым в воде кислородом, размножаются, находят пищу и укрытия, передвигаются (плавают - «парят») в разных направлениях в толще воды.

Иными качествами наделены организмы, населяющие наземно-воз- душную среду жизни, - аэробиопты (греч. аег - «воздух» и biontos - «живущий»). В процессе эволюции они приобрели способность существовать в менее плотной (по сравнению с водной) среде - при обилии воздуха и кислорода, резком колебании освещённости, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги.

Обитатели почвенной среды - эдафобионты (греч. edaphos - «почва» и biontos - «живущий») отличаются небольшими размерами тела, способностью обходиться без света, питаться мелкими животными и органическими веществами погибших организмов, попавших в почву.

Системное разнообразие живого. В историческом развитии жизни на Земле возникло разнообразие форм живого, обусловленное не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности организмов. В каждой среде обитают различные одноклеточные и многоклеточные существа. Самые древние из них - многочисленные прокариоты (бактерии), более поздние - эукариоты (растения, грибы, животные).

Бактерии, растения, грибы и животные выделяют в отдельные царства клеточных организмов. Как особое царство живой природы рассматривают и неклеточные организмы - вирусы. Представители разных царств отличаются друг от друга по многим признакам. Однако, несмотря на различия, все они существуют в форме организмов. Это - особенность живой материи.

В настоящее время биология рассматривает разнообразие живых форм на основе учения о системе. Для системы характерно наличие нескольких различных частей (компонентов) и связей между ними (структуры), обеспечивающих её целостность. Так как организм представляет собой целостную систему взаимодействующих живых компонентов (органов), его называют живой системой или биологической системой (биосистемой)

Растительный организм как биосистема – совокупность взаимодействующих органов, тканей и клеток

Биосистема - это форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов.

В природе существуют биосистемы разной сложности. Так, каждая клетка является биосистемой. Жизнедеятельность и целостность клетки обусловлены взаимосвязью и взаимодействием всех её внутриклеточных компонентов (молекул, химических соединений и органоидов).

Многоклеточный организм по отношению к клетке - структурно более сложная биосистема, поскольку включает различные органы, состоящие из клеток.

В живой природе кроме клеток и организмов есть и другие, более сложные биосистемы - популяции, виды, биогеоценозы, биосфера. При этом каждая из биосистем являет собой единое целое, состоящее из множества взаимодействующих частей. Например, популяция состоит из взаимодействующих организмов (особей), вид образуют взаимодействующие внутривидовые структуры (популяции).

Разные по сложности биосистемы представляют собой особые эволюционно сложившиеся обособленные формы жизни на Земле, или структурные уровни организации жизни


Живые организмы состоят из химических веществ - неорганических и органических соединений. Из комплексов биологических молекул образуются надмолекулярные структуры - клеточные. Клетка - элементарная структурная единица организмов. Любой одноклеточный или многоклеточный организм способен к самостоятельному существованию. Организмы одного вида, обитающие на определённой территории, образуют популяцию. Популяции, как части видов, взаимодействуют между собой, входят в состав биогеоценозов. Из биогеоценозов образована биосфера Земли.

Таким образом, на Земле имеется огромное разнообразие форм жизни. В одном случае оно объясняется условиями сред жизни на планете; в другом - историческим ходом развития живой материи - эволюцией, в результате которой на Земле появились различные многочисленные царства организмов; в третьем - сложностью структуры различных биосистем.

Компоненты и явления основных уровней организации жизни

Уровни организации жизни на Земле

Структурные единицы

Структурные компоненты

Процессы и явления

Молекулярный

Молекулы

Молекулы, гены, химические вещества

Накопление энергии Солнца в химических связях. Появление живой системы

Клеточный

Клетка

Органоиды, комплексы молекул

Обмен веществ, самовоспроизведение, размножение, накопление мутаций

Организменный

Организм (особь)

Органы, ткани, клетки

Питание, дыхание, раздражимость, развитие, поведение, образ жизни, реализация наследственности

Популяционно-видовой

Популяция и вид

Организмы (особи), группы особей, стада, стаи, семьи

Процесс эволюции, выработка адаптаций, видообразование, происхождение человека. Возникновение биологического разнообразия

Биогеоценотический

Биогеоценоз

Биоценозы (сообщества), биотопы, пищевые сети

Круговорот веществ и поток энергии, регулирование численности популяций, их устойчивости как целостных систем

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы, человек как фактор среды, оболочки Земли

Взаимодействие живого и неживого, биологический круговорот веществ и поток энергии, деятельность человека

l. Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический.

2. Подумайте: если одуванчик (как пример организма) является биосистемой, то какие взаимодействующие компоненты обеспечивают её целостность?

3. Какое из данных утверждений правильное?

  • Биосистема является суммой живых организмов.
  • Биосистема - совокупность её взаимодействующих частей.

4. Какие среды жизни населяют гидробионты и аэробионты?

Вариант - I.

1. Перечислите основные проблемы, которые рассматриваются в курсе общей биологии.

2. Выберите правильный ответ.

Все живое отличается от неживого:

а) одинаковым химическим составом б) наличием в них биокатализаторов;

в) взаимодействием биомолекул друг с другом; г) обменными процессами

а) самовоспроизведение; б) дискретность.

4. Обмен веществ и энергии в биосистеме - это:

а) поступление питательных веществ в организм б) удаление из организма отработанных веществ; в) удаление жидких продуктов распада

г) потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии

5. Охарактеризуйте явления акклиматизации, интродукции

6. Размножение - это процесс: а) увеличения числа клеток организма

б) воспроизведение себе подобных организмов в) развитие организмов в процессе эволюции г) изменение особи с момента рождения до смерти

7. Дайте характеристику молекулярного и популяционно-видового уровней жизни.

8. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует:

а) о происхождении живого из не живого;

б) о едином происхождении всей живой материи;

в) о способности всех клеток к фотосинтезу;

г) о сходных процессах обмена веществ.

9. Объясните сущность метода моделирования, который широко используется в биологических и экологических исследованиях.

10. Круговороты веществ и потоки энергии происходят на уровне организации живой материи:

а) экосистемном б) популяционно-видовом

в) биосферном г) экспериментальным

11. К какой биосистеме относится человек как биологический вид? Дайте развернутый ответ.

12. К клеточному уровню жизни относится:

а) туберкулезная палочка б) полипептид

в) рибонуклеиновая кислота г) водородная связь

Биосистема является совокупностью живых организмов.

Контрольная работа № 1

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Вариант - II.

1. Какие проблемы науки о жизни изучаются в курсе общей биологии?

2. Выберите правильный ответ.

Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследовании, называется:

а) моделированием б) описательным

в) историческим г) экспериментальным

3. Охарактеризуйте следующие свойства живой материи:

а) обмен веществ и энергии б) энергозависимость

4. Термин «биология» ввел в науку ученый:

а) Г. Мендель б) Ж.Б. Ламарк

в) К. Линней г) М.В. Ломоносов

5. Охарактеризуйте основные отличия живого от неживой природы.

6. Свойство организмов избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия называется:

а) самовоспроизведением б) обменом веществ и энергией

в) открытостью г) раздражимостью

7. Дайте характеристику организменного и биосферного уровней жизни.

8. К клеточному уровню жизни не относится:

а) кишечная палочка б) палеозойский псилофит

в) бактериофаг г) клубеньковые бактерии

9. Объясните сущность экспериментального метода, который широко используется в биологических и экологических исследованиях.

10. Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне организации жизни:

а) клеточном; б) молекулярном

в) организменном г) популяционном

11. К какому структурному уровню организации живой материи относятся все обитатели водной среды и наземно-воздушной среды? Дайте развернутый ответ.

12. Из названных свойств исключите одно, не относящееся к живому:

а) развитие б) рост

в) управление г) магнетизм

д) энергозависимость е) обмен веществ

13. Докажите ошибочность утверждения:

Все живые организмы состоят из особых химических элементов, что является отличительным признаком живой материи от неживой.