Абрахам маслоу краткая биография. Абрахам маслоу биография кратко

Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970 гг.) - известный американский психолог, который посвятил жизнь изучению природы человека, его взаимоотношениям с самим собой и окружающим миром. Идеи профессора послужили созданию гуманистической теории. Это тот раздел психологии, предметом которого является самоактуализация индивида, его высшие ценности и смысл жизни.

Детство

Родился известный учёный в густонаселённом районе Нью-Йорка - Бруклине. Малыш, появившийся на свет 1 апреля 1908 года, стал первенцем в семье евреев, иммигрировавших в Америку из России. Родители, будучи необразованными, сделали всё от них зависящее, чтобы старший сын получил глубокие знания и вырос достойным человеком. Несмотря на это, взаимоотношения маленького Абрахама со старшим поколением не складывались. Отец много пил, а мать была религиозной фанаткой. Уже будучи взрослым, Абрахам Маслоу сумел понять их и простить.

В юности же он испытывал стыд за поведение родителей. Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже - магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время - доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак - вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Психолог Абрахам Маслоу женился в 20 лет на Берте Рудман: она была его двоюродной сестрой, из-за этого родители обоих были против брака. Несмотря на всеобщее осуждение, у четы родились две дочери: Энн и Эллен. Последняя стала известным психотерапевтом.

Первые книги

Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах. Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой.

Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.

Структура потребностей

Пять основных насущных нужд, без которых индивид не мыслит свого существования, выделил и описал Абрахам Маслоу. Потребности, согласно его видению, размещались от низа до верха, образовывая пирамиду. Её фундаментом были физические надобности, верхушкой - моральные и духовные. Выглядит такая структура следующим образом:

  • Жизнеобеспечение - потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
  • Безопасность - уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
  • Социальные контакты - необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
  • Признание - потребность в уважении со стороны окружающих.
  • Самоактуализация - желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.

Первые четыре группы потребностей можно удовлетворить полностью, над пятой - работать вечно. Кроме того, человек не способен приступить к реализации последней нужды, пока он чувствует нехватку в предыдущих.

Самоактуализация

Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.

Основные пути самоактуализации:

  1. Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
  2. Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
  3. Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
  4. Умение делать адекватный выбор.
  5. Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.

Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.

Конец жизненного пути

Абрахам Маслоу направил существующие резервы на исследование вышеуказанных теорий. Кроме того, ему удалось поработать президентом Американской психологической ассоциации. Этот пост он занимал с 1967 по 1968 год, после чего ушёл работать в известный благотворительный фонд. Именно здесь, в калифорнийском Менлоу-парке, он мог заняться и другим своим пристрастием: философией демократической политики, экономики и этики. К сожалению, не все научные изыскания психолога были завершены: 8 июня 1970 года сердечный приступ навсегда прервал его неутомимую работу.

Несмотря на то, что минуло не одно десятилетие, труды учёного популярны и в наши дни. Абрахам Маслоу стал тем теоретиком, который, начиная с бихевиоризма и поддавшись влиянию психоанализа, полностью сформировал гуманистическую психологию. Поэтому отнести его имя к тому или иному направлению фактически невозможно. Даже сегодня его пирамида потребностей и вопрос самоактуализации волнуют светлые умы современников во всём мире.

Введение

Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.

Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу

· Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потрбеностей

· Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации

Абрахам Маслоу

Биография

Амбрахам Маслому (1 апреля 1908 -- 8 июня 1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

Работы А. Маслоу

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» -- диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год).

В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Маслоу изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период.

Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер.

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории , занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля (1908-04-01 )
Место рождения Бруклин , Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня (1970-06-08 ) (62 года)
Место смерти Менло-Парк , Калифорния
Страна США США
Научная сфера психология , основатель гуманистической психологии
Место работы
Альма-матер
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas [d]
Награды и премии
Цитаты в Викицитатнике
Абрахам Маслоу на Викискладе

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм . Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году , по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете , где профессором психологии был Э. Б. Титченер .

В Висконсинском университете он стал бакалавром (), магистром () и доктором наук () . Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов .

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы . В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса . Он проработал там до 1969 года . Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология .

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого .

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии - революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет .

Сестра - антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса .

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях » (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии , получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание .

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты.

Психология как наука имеет многолетнюю историю развития, которая создавалась трудами и исследованиями разных ученых по всему миру. Поэтому в настоящее время мы имеем возможность использовать всю накопленную информацию, чтобы изучать психическую жизнь людей и закономерности их взаимодействия с окружающей средой.

И одним из величайших ученых, которые внесли огромный вклад в развитие данной отрасли, является Абрахам Маслоу. Выдающийся профессор, идеолог, теоретик и психолог, он всю свою жизнь работал над изучением природы человека и возможностей личности.

Его теории и труды позволили сделать большой прорыв в развитии психологии. В частности, благодаря его трудам смогла преодолеть сразу несколько витков развития. О биографии и достижениях великого американского исследователя вы сможете узнать из этой статьи.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Изданные и неизданные труды ученого

Одновременно с исследованием моделей поведения обезьян и изучением природы человека Абрахам Маслоу писал книги. И первые результаты его трудов читатели смогли увидеть в 1954 году, когда ученому было уже за 40.

Его первым изданием стала работа, которая называлась «Мотивация и личность». В ней профессор раскрыл структуру присущих в той или иной мере каждому человеку потребностей в виде иерархической структуры. Стоит заметить, что пирамида Маслоу в настоящее время известна всем, даже детям, проходящим обучение в средних школах. Фундаментальной основой разработанной структуры было то, что человеку свойственно удовлетворять сначала свои природные (базовые) нужды, после чего он будет готов к удовлетворению других своих потребностей.

Составленная Абрахамом пирамида потребностей отчасти коснулась и другого понятия, фигурирующего в гуманистической психологии и выделенного также Абрахамом Маслоу – «комплекс Ионы». Это Маслоу объяснил взаимосвязью между бесконтрольным сопротивлением реализации заложенных природой потребностей и осознанным стремлением человека к раскрытию своих талантов. То есть в условиях удовлетворенности своим нынешним состоянием (стабильно-ограниченным) человек стремится сохранить контроль над ситуацией, игнорируя возможности, которые ежедневно ему предоставляет судьба.

Спустя 8 лет после издания первой книги в свет вышла очередная публикация Абрахама Маслоу – «К психологии бытия» (1962 г.). В данном своем труде ученый более детально и четко определил, какие потребности испытывают люди, и разделил их на группы. Сам профессор считал эту работу незавершенной, как и книгу «Дальние пределы человеческой природы», которую мир увидел спустя несколько лет после смерти психолога, а умер он в 1970 году.

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования.

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека.

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным , а также .

Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.

И фундаментальная теория личности Маслоу рассматривает все аспекты развития личности, включая степень самоактуализации, его приоритеты и задействованные механизмы развития. Таким образом, Абрахам Маслоу указал на необходимость развития нового подхода к рассмотрению психики, так как в ходе своих исследований смог выявить существенные недостатки психоанализа. С точки зрения американского идеолога и психолога Маслоу, основой развития личности и социума является склонность людей к самоактуализации и саморазвитию, а также стремление к личностному росту. Автор: Елена Суворова