МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.
Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.
После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.
Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу.
После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.
Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.
Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.
Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.
Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.
Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности.
Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли.
Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви и привязанности;
4) потребность в признании и оценке;
5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»
«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу.
Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
2) принятие (себя, других, природы);
3) спонтанность, простота, естественность;
4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;
6) автономия, независимость от культуры и среды;
7) постоянная свежесть оценки;
8) мистичность и опыт высших состояний,
9) чувства сопричастности, единения с другими,
10) более глубокие межличностные отношения;
11) демократическая структура характера;
12) различение средств и целей, добра и зла;
13) философское, невраждебное чувство юмора,
14) самоактуализирующееся творчество;
15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.
В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации
1 Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.
2 Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития
3 Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.
4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.
5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума
6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.
7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования.
8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.
Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией.
В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.
Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.
Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».
Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав АлексеевичАБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало
Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий ИвановичАБРАХАМ ЛУИ БРЕГЕ Бетанкура и Маничарова связал их общий друг Абрахам Луи Бреге - знаменитый французский часовщик. Он родился в 1747 году в швейцарском городе Нёфшателе. В возрасте пятнадцати лет переехал во Францию, где прошел серьезное теоретическое и практическое
Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей СергеевичА. Маслоу (1908–1970) С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста стали одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря,
Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила МихайловнаМайкельсон Альберт Абрахам (1852-1931) Американский физик Альберт Абрахам Майкельсон родился в Стрельно (Германия), близ польской границы, в семье торговца Сэмуэля Майкельсона и дочери врача Розали (Пжлюбска) Майкельсон. Альберт был старшим из трех детей. Когда ему было два
Из книги Всем бедам назло автора Норрис ЧакВаксман Зельман Абрахам (1888-1973) Американский микробиолог и биохимик Зельман Абрахам Ваксман родился в маленьком украинском местечке Нова-Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урожд.
Из книги автораЧак Норрис Кен Абрахам Всем бедам назло ГЛАВА 1 Сигнал тревоги Я встретился взглядом со своим телохранителем и сразу понял, что что-то случилось. Я находился в Вашингтоне, куда был приглашен в качестве особого гостя недавно избранного президента Соединенных Штатов
Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .
Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.
«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»
А. Маслоу
По стопам детства в Бруклине
Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.
Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.
Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.
Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.
Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.
Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.
Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.
Юные годы
Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.
В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.
На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.
В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.
Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».
Зрелые годы
С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.
Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.
Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.
Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.
С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.
В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.
1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.
Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .
Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.
Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.
В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.
Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.
Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.
Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Биография
Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.
Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.
Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.
В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.
В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.
В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.
Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.
В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.
Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.
Введение
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Краткая биография
Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!
Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».
После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.
В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.
В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.
Его работы:
«Религии, ценности и вершинные переживания»(1964)
«Эупсихея: дневник» (1965)
«Психология науки: рекогносцировка» (1966)
«Мотивация и личность» (1967)
«По направлению к психологии бытия» (1968)
«Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)