Мир велик и прекрасен. Конспект занятия по программе "Экологический букварь" на тему "Буква Р

Слайд 2

Что такое вода?

Слайд 3

Вода на Земле

Вода – самое распространенное на Земле вещество. Вода – одно из самых удивительных веществ на Земле, драгоценная жидкость, дар природы нашей планете.

В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе.

Слайд 4

Отгадайте кроссворд

1. Скатерть бела, весь мир одела.

2.В природе ею заполнены чаши океанов, морей, озер, рек, болота.

3. Рядом с горкой новичок -

Чистый добрый родничок

Из земли пробился,

Как сердечко бьется,

Ты в жару напился,

И другой напьется.

4. Стоит дуб вялый,

На нем сидит черт - дьявол

Кто ни пойдет,

Так не отойдет.

5. Снесли птички

Синеньки яички

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

6. Не море, не земля,..

Корабли не плавают.

И ходить нельзя.

7. Много рук, одна нога,.

8. Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит -

Не выбежит.

Слайд 5

Роль воды на Земле

  • Благодаря воде возникла жизнь на Земле.
  • Вода – среда обитания многих животных и растений.
  • Растениям, животным и человеку необходима вода.
  • Без воды все живое погибает.
  • Вода – всему голова!
  • Слайд 6

    Вода – это жидкость

    Слайд 7

    Вода не имеет запаха

  • Слайд 8

    Вода не имеет цвета

  • Слайд 9

    Три состояния воды

  • Слайд 10

    Превращение воды

    В природе вода может одновременно находиться в трех состояниях.

    Например., летом на вершинах гор она в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная

    При изменении температуры вода может переходить из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое.

    Отгадайте загадку

    • Много её - беда!
    • Мало её – беда!
    • Нужна нам всегда
    • Больше, чем еда.
    Сколько времени можно прожить без воды?
    • Человек – 3 дня
    • Верблюд – 8 дней
    • Человек должен употреблять в сутки не менее 3 литров воды
    • Остановка "Учебная"
    Наша местность богата водой. Встречаются разные водоёмы: источники, ручьи, реки, озёра, пруды. Все они имеют важное значение для людей и широко используются. Водоёмы украшают нашу местность. Мы должны следить за тем, чтобы они оставались чистыми и красивыми. Вот верблюд – живое чудо!
    • Вот верблюд – живое чудо!
    • Два горба есть у верблюда.
    • Вдосталь он пока напьётся –
    • Может выпить полколодца.
    • Но зато потом в пустыне,
    • Где воды нет и в помине,
    • Может он по многу дней
    • Не тревожиться о ней.
    Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
    • Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
    Скажи «родник» -
    • Скажи «родник» -
    • И вот возник, бежит в зелёной чаще
    • Весёлый ключ журчащий.
    • Мы и родник зовём ключом
    • (ключ от дверей
    • Тут ни при чём)
    • Остановка
    • "Угадай-ка"
    Отгадай загадки
    • Всё на свете отражает…
    • Напоит и освежит.
    • И всё время убегает,
    • Да никак не убежит.
    Река Из земли пробился,
    • Из земли пробился,
    • Как сердечко бьётся.
    • Ты в жару напился,
    • И другой напьётся.
    Ручей
    • Ручей
    • Дом узнаешь без труда:
    • В четырёх стенах – вода,
    • И журавль у входа
    • Раздаёт всем воду.
    Колодец Назовите добрые дела воды.
    • Назовите добрые дела воды.
    • Отгадайте кроссворд на с.55
    • Вода:
    • Возит
    • Охлаждает
    • Исцеляет
    • Гасит
    Расскажите, кому и для чего нужна вода.
    • Расскажите, кому и для чего нужна вода.
    • Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
    • Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду?
    • Вода:
    • Плещется
    • Журчит
    • Булькает
    • Чистая
    • Мутная
    • Прозрачная
    • холодная
    Разгадайте ребусы
    • Остановка
    • "Подумай"
    Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
    • Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
    • О чём предупреждает Мойдодыр? (с.55,№4)
    Советы доктора Воды Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
    • Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
    • Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело?
    • Почему плохо быть грязнулей?
    • Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
    • Как вы заботитесь о чистоте тела?
    • Прочитаем советы доктора Воды:
    Раз в неделю мойся основательно.
    • Раз в неделю мойся основательно.
    • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
    • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
    • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
    Я под краном руки мыла,
    • Я под краном руки мыла,
    • А лицо помыть забыла.
    • увидал меня Трезор,
    • Закричал: «Какой…!»
    Остановка «Сказочная» Сказка о микробах
    • Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
    Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
    • Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
    Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!
    • Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!

    МБОУ Манычская СОШ

    П. Сорговый

    Зерноградский район

    Ростовская область

    Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.

    Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс

    Задачи

    Образовательные:

      Познакомить учащихся с разнообразием воды;

      Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;

      Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,

      Формировать понятие «вода и её назначение».

    Воспитательные:

      Формировать у учащихся эстетическое видение воды;

      Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;

      Прививать любовь к природе;

      Прививать бережное отношение к воде.

    Развивающие:

      Развивать наглядно-образное мышление;

      Умение сосредотачиваться на главном;

      Развивать память;

      Развивать наблюдательность и любознательность.

    Ход работы

    Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

    1 этап - «Вода на земле»

    Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.

    2 этап - «Живительная вода».

    На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.

    3 этап - «Берегите воду!».

    На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.

    При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.

    В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».

    Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.

      Это огромный водоём с солёной водой.

      Он бежит и журчит.

      Она шумит на дне страшной пропасти.

      Он только и делает, что падает.

      Оно – любимое место Кикиморы.

      За неё цепляются облака.

      Что общего у горы с ботинком

      Он растёт после дождей, но не вверх.

      С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.

    ̶ Пресная вода

    ̶ Солёная вода

      Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?

      Какой воды на земле больше: пресной или солёной?

      Где находятся запасы воды?

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    ________________


    Кругом вода, а с питьём беда.

    Приношу на берег я кусочки янтаря.

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе. Все обходят это место:

    Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;

    А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги.

    Всё на свете отражает…

    Напоит и освежит.

    И всё время убегает,

    Да никак не убежит.

    ___________________

    Из земли пробился,

    Как сердечко бьется.

    Ту в жару напился,

    И другой напьется.

    ____________________

    Дом узнаешь без труда:

    В четырёх стенах вода.

    И журавль у входа

    Раздаёт всем воду.

    ____________________

    Приведи свои примеры.

    Вода на Земле.
    Цель: познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения; развивать любовь к природе.
    Ход занятия: - Посмотрите на экран (слайд 1). Что случилось с цветком? Почему это произошло?
    1. отгадайте загадку.
    Без чего не может мама Чтоб росли колосья хлеба,
    Ни готовить, ни стирать, Чтобы плыли корабли,
    Без чего, мы скажем прямо, Чтоб варились кисели,
    Человеку умирать? Чтобы не было беды -
    Чтобы лился дождик с неба, Жить нельзя нам без….. (воды)
    - О чем будем сегодня говорить?
    - Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
    Сегодня мы совершим путешествие по стране Царицы-водицы.
    Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.
    - А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как это бы выглядело
    - Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зеленого)
    - Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?
    - Ничто на Земле не может жить без воды!
    - Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах).
    - Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду)
    - Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70% состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? (слюна, кровь, слёзы)
    - В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость.
    - Откуда мы с вами можем получить воду?
    - Из пищи: из овощей, фруктов и другой еды, из напитков
    2. первая остановка «Угадай-ка»
    Назовите источники воды, разгадав загадки.
    Из земли пробился,
    Как сердечко, бьется.
    Ты в жару напился,
    И другой напьется. (родник)
    Дом узнаешь без труда:
    В четырех стенах вода.
    И журавль у входа
    Раздает всем воду. (колодец)
    Все на свете отражает..Напоит и освежит.
    И все время убегает, да никак не убежит. (река)
    На дворе горой,
    А в избе водой. (снег)
    Вечером родится,
    Ночь живет,
    А утром умирает. (роса)
    Разгадайте ребусы.
    3. вторая остановка «подумай»
    Однажды поспорили Знайка с Незнайкой.
    Знайка: большая часть поверхности Земли покрыта морями, реками, озерами и океанами.
    Незнайка: а вот и нет. В нашем Солнечном городе воды меньше, чем суши. Много воды бывает только после дождя. Значит и на Земле воды больше бывает только после дождя, а в пустыне ее вовсе нет.
    Знайка: вода содержится в почве и в воздухе. Высоко в горах, на полюсах она предстает перед нами в виде снега и льда.
    Незнайка: в почве и в воздухе воды совсем нет. Иначе мы бы всю жизнь ходили в резиновых сапогах по грязи. А в воздухе воды и подавно быть не может, потому что в противном случае мы бы дышали жидким воздухом, а жидкого воздуха не бывает.
    Знайка: вода обладает текучестью, бесцветна и не имеет запаха и вкуса. Вода – хороший растворитель для многих веществ.
    Незнайка: растворитель продается только в магазинах и он очень опасен для человека, поэтому вода не может быть растворителем.
    Знайка: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается. Однако замерзая, она расширяется и превращается в лед. При нагревании до 100 градусов вода превращается в пар.
    Незнайка: при температуре в 100 градусов вода кипит, а не превращается в пар. Если бы она превратилась в пар, то произошел бы взрыв: бац! И вместо воды сразу много пара! А раз вода не взрывается, то все это про пар - враки!
    - Определите, кто из них прав и почему?
    - У каждого из вас есть стаканчик с водой
    1) Рассмотри воду в стакане.
    Какого она цвета?
    Можно ли через нее увидеть предметы?
    Вывод: вода бесцветная и прозрачная
    2) Понюхай:

    Есть ли у неё запах?
    Вывод: вода не имеет запаха
    3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?
    Имеет ли она вкус?
    Вывод: вода не имеет вкуса
    Итак, какими свойствами обладает вода? (вода обладает прозрачностью и текучестью, цвета,формы и вкуса не имеет)
    Знайка утверждал, что вода является хорошим растворителем для некоторых веществ. Какие же вещества могут растворятся в воде? Давайте проверим. (делаются опыты)
    Соедините стрелочкой воду и то вещество, для которого она является хорошим растворителем.
    вода
    соль
    сахар
    масло
    песок

    Итог: что интересного узнали?

    «Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.

    «Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).

    «Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.

    «Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

    «Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.

    «Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.

    Всего в теме 25 презентаций