А п нечаев психолог. Президент союза

Значение НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Нечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и Огаревым. В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная Герценом (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель Прыжов), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", ¦ 1. Делом Нечаева вдохновлялся Достоевский в романе "Бесы". Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. "Сочинений" Спасовича (Санкт-Петербург, 1893). О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в ¦ 11 "Вестника Европы" за 1871 г. (перепечатан в сборнике его: "За четверть века", ПГ., 1915). В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ
    . Родился в семье мещанина, …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич , деятель русского революционного движения. Сын маляра; учился в школе …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский политический деятель (1848—82); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с осени …
  • НЕЧАЕВ, СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский политический деятель (1848?1882); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с …
  • НЕЧАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич (1847-82) , участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • НЕЧАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Нечай того же значения, что и Неждан (см. Нежданов …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на …
  • НЕЧАЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и …
  • НЕЧАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Егор Ефимович — один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на …
  • НЕЧАЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Петрович (1870- 1948), психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • НЕЧАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕЧ́АЕВ Сер. Ген. (1847-82), участник рос. рев. движения. Организатор тайного об-ва "Нар. расправа", автор "Катехизиса революционера". Применял методы мистификации и …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Питирим (Нечаев) (1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИННОКЕНТИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Нечаев) (1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский. Родился в 1722 г. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АФАНАСИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Нечаев) (1886 - 1943), архимандрит. В миру Нечаев Анатолий Иванович. Родился в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • НЕЧАЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
    Нечаев Петр Иванович - писатель (1842 - 1905), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Его главные работы: "Пиетизм и его историческое значение" …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Петрович - см. Виссарион …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Михайлович - известный цивилист. Родился в 1860 г. Окончил курс юридического факультета Московского университета. Читал лекции по римскому …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Васильевич - историк. Родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Служил в московском архиве …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Алексей Васильевич - геолог (1864 - 1915). Окончил Казанский университет, был профессором Казанского университета и киевского политехнического институте, позднее …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Павлович - писатель. Родился в 1866 г. В 1887 - 90 годы занимался в Петроградском университете, сначала на …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Андреевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил курс в Казанской духовной академии. Главные его работы: "Беседа Иисуса …
  • КАЗНАКОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Казнаков, Николай Геннадиевич - член государственного совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1824 - 1885), окончив курс в военной академии, где …
  • ИННОКЕНТИЙ НЕЧАЕВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иннокентий (Нечаев, 1722 - 1799) - воспитанник, потом профессор философии и префект Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры, …
  • ВИССАРИОН (В МИРУ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) - духовный писатель (1822 - 1905). По окончании курса Московской духовной академии был священником; …
  • ФИШ РАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1924) русский писатель, литературовед. Критические работы: "Назым Хикмет" (1960), "Джалалиддин Руми" (1972) и др. Книги прозы: "Иду с тралом" …
  • ТЯГУНОВ НИКИТА ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1953-92) российский режиссер. Работал на телевидении. Телефильмы и телеспектакли: "Одесские рассказы Исаака Бабеля" (1984), "Ваша дочь Александра" (1986), "Июнь, Москва, …
  • ЗАЙЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1952) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-1978), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-1975, …
  • БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1922) российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), дважды Герой Социалистического …

А.П. НЕЧАЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

На фоне усиления интереса к истории отечественной психологии имеется, однако, достаточно много незаслуженно забытых имен. В тени остается еще целый ряд ярких фигур, сыгравших заметную роль в русской науке. К их числу относится, в частности, А.П. Нечаев, очень плодотворно работавший в дореволюционный период и много полезного сделавший после революции, хотя в эти годы судьба его сложилась достаточно драматично.

Александр Петрович Нечаев родился 24 октября (5 ноября) 1870 г. в Петербурге, в семье инспектора духовной семинарии. Среднее образование получил в духовной семинарии, где у него возник интерес к философии. В 1890 г. он поступил на философское отделение историкофилологического факультета Петербургского университета. Еще в студенческие годы он опубликовал философскую поэму "Пир (Опыт поэтического изложения философии Платона) ". По окончании университета в 1894 г. он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. А.П.Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приватдоцентов Петербургского университета.

Начал он свою педагогическую деятельность чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX в. В 1898 г. он был направлен на стажировку в Германию. А.П.Нечаев работал в лаборатории В.Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г.Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э.Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Период стажировки определил направление исследовательской деятельности А.П.Нечаева. Он твердо решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию. Это решение привело его к конфликту с А.И.Введенским , . А.П.Нечаев покинул Петербургский университет и развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военноучебных заведений

в Соляном городке (в Петербурге). Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на Четвертом международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы в том же году в "Журнале психологии и физиологии органов чувств ", издававшемся Г.Эббингаузом. Доклад А.П.Нечаева вызвал большой интерес, дал толчок ряду исследований в этом направлении.

Взаимоотношение психологии и педагогики, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу - эти и подобные вопросы стали предметом пристального внимания А.П. Нечаева. Для их решения он начал создавать первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. 24 октября 1901 г. лаборатория была открыта. Она стала не только научноисследовательским учреждением, но и научноорганизационным центром. Здесь изучались процессы ассоциации и их характер в различные возрастные периоды, особенности внимания и памяти учащихся, развитие их интересов, скорость умственной работы и т.д. В 1904 г. при лаборатории были открыты первые в России педологические курсы, провозгласившие своей целью девиз К.Д. Ушинского об изучении человека как предмета воспитания. На курсах читались многочисленные циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности (анатомия, физиология, антропология, общая психология, психология ребенка, учение о характерах и др.). проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов, А.А.Крогиус, А.Л. Щеглов и другие видные ученые.

Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах:

"Вестник воспитания ", "Русская школа ", "Русский народный учитель ". В "Вестнике психологии... " он редактировал отдел педагогической психологии, который в 1905 г. выделился в самостоятельный журнал "Книжки педагогической психологии " под его редакцией (совместно с Н.Е. Румянцевым). В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться "Ежегодник экспериментальной педагогики ". Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах. Для основанного в 1903 г. Э. Мейманом журнала "Архив общей психологии " он давал ежегодный обзор российских исследований по психологии. Он явился инициатором перевода на русский язык (а также в ряде случаев переводчиком и редактором) многих книг зарубежных ученых. В 1904 г. в Гессене состоялся первый конгресс по экспериментальной психологии. А.П. Нечаев принимал участие в его работе и дал о нем подробную информацию в "Вестнике психологии... " (1904. № 6). Принимал он участие и в последующих конгрессах - во ФранкфуртенаМайне

(1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912), Сиднее (1914).

А.П.Нечаев был деятельным участником многих российских съездов, где обсуждались вопросы изучения и воспитания детей. Он же явился инициатором созыва всероссийских съездов по педагогической психологии. Приглашения были разосланы и зарубежным ученым. Первый такой съезд состоялся в 1906 г. в Петербурге. Здесь же в 1909 г. состоялся второй съезд.

Начало XX в. характеризовалось повышенным интересом к изучению ребенка. На внедрение в него экспериментальных методов возлагались большие надежды, порой чрезмерные. Необходимость соединения психологии и педагогики в обучении и воспитании детей не вызывала сомнений и получила признание среди не только ученых, но и практиков. Однако весь вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Эти проблемы стали основными на съездах по педагогической психологии. При их обсуждении разгорелась горячая дискуссия, разделившая российских психологов на долгие годы на два лагеря. Сторонники традиционной психологии (прежде всего Г.И. Челпанов) утверждали, что школе необходима прежде всего общая психология, знакомящая с законами психической деятельности, направленная на формирование мировоззренческих позиций. Они утверждали, что экспериментальная психология еще слишком несовершенна, что эксперимент в школе пока еще может служить лишь иллюстрацией какогонибудь общего положения, но нет никакой необходимости возводить преподавание экспериментальной психологии в принцип, делать его обязательным. Сторонники экспериментальной психологии (и в первую очередь А.П.Нечаев) настаивали на признании подлинно научной только экспериментальной психологии, основывающейся на объективных методах, сближающих психологию с естественными науками.

В этих разногласиях проявились различные точки зрения на принципиально важные вопросы о путях дальнейшего развития психологической науки, о ее предмете и методах, о взаимоотношении с другими отраслями знания. Важное значение внедрения эксперимента в психологию признавалось всеми. Но в решении вопроса о границах применения эксперимента, об областях исследования, доступных эксперименту, о гарантиях научности выводов единодушия не было. Г.И. Челпанов настаивал на первостепенном значении общей, теоретической психологии, сводящей в систему отдельные фактические знания и ставящей те проблемы, на разрешение которых должны быть направлены усилия исследователей. Нельзя, по его мнению, теоретическую психологию противопоставлять экспериментальной. Последняя внесла бесспорное усовершенствование в психологическую науку, но не сняла с повестки дня ни одну из существующих проблем. Поэтому теоретическая психология должна предшествовать экспериментальной. Развиваться они должны в тесном контакте, иначе экспериментальная психология может выродиться просто в ремесленную технику. Сторонники экспериментального развития психологии во главу угла ставили накопление научно достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов, в первую очередь эксперимента. Усилия ученых, считали они, должны быть сосредоточены на решении практических задач, а старая психология,

ориентированная на решение философских проблем, основанная на самонаблюдении, носящая метафизический характер, должна стать достоянием истории.

В полемике противники утрировали спорные моменты, не замечая точек соприкосновения и разумных доводов в каждом из направлений. Сторонники экспериментального направления были более многочисленны и популярны. Они много сделали для организации разностороннего изучения ребенка и психологического обоснования педагогических проблем. Но недооценка значения теоретического обоснования при разработке практических проблем, тщательного анализа методов исследования и оценки их возможностей таила в себе опасность отхода от истины, что справедливо подчеркивалось сторонниками теоретического направления.

Еще более остро стоял вопрос о том, кто должен и может осуществлять экспериментальную работу по изучению детей. Г.И. Челпанов полагал, что ее должны осуществлять специалисты. Привлечение учителей к экспериментальной работе с детьми он считал недопустимым, поскольку она требует специальных знаний и высокой методической квалификации, которой у учителей нет. А.П. Нечаев и его многочисленные сторонники, напротив, приветствовали создание при школах психологических кабинетов и лабораторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживали вовлечение в эту работу учителей.

В этой связи большую дискуссию вызывал вопрос о методах исследования, в частности об использовании тестов в школьной практике. Относительная простота процедуры, возможность обойтись без сложной аппаратуры, быстрое получение статистически значимого материала, удобство математической обработки и некоторые другие достоинства сулили этому методу большое будущее, вселяя надежду на эффективное решение насущных практических задач.

Такая оценка метода тестов вызывала протест со стороны "теоретиков ", подчеркивавших мнимую легкость экспериментальной работы в области психологии, сугубо научное значение тестов. Широчайшее применение тестов в 20е - начале 30-х гг. без должного подхода к их содержанию и процедуре использования, без тщательного сопоставления с результатами других способов исследования показало обоснованность опасений "теоретиков ", привело к печальным последствиям. Однако лично к А.П. Нечаеву это не относится.

Большое внимание А.П. Нечаев, как и другие сторонники естественнонаучного, экспериментального направления развития психологической науки (В.М.Бехтерев, В.А.Вагнер, А.Ф.Лазурский, Н.Е.Румянцев и другие), уделял пропаганде психологических знаний среди учителей и других лиц, связанных с воспитанием и обучением. Издавалась многочисленная литература, организовывались летние педагогические курсы, общества по изучению детей и ознакомлению с методами экспериментальной работы. В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей. Учебный курс включал педагогическую психологию, анатомию, физиологию, школьную гигиену и много других серьезных дисциплин. К преподаванию в академии А.П. Нечаев привлек

крупнейших ученых, в частности И.П. Павлова, И.А. БодуэнадеКуртене, В.А.Вагнера и других. При Педагогической академии А.П. Нечаев создал экспериментальную школу (коммерческое училище). Помимо многочисленных публикаций в журналах, отражавших результаты его наблюдений и исследований, А.П. Нечаев написал "Очерк психологии для воспитателей и учителей " , методические указания для учителей средних учебных заведений, желающих преподавать психологию, учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования, разработал набор простейших приборов для преподавателей психологии . Некоторые из его приборов демонстрировались на психологических выставках в России и за рубежом и были удостоены премий.

Энергичные усилия А.П. Нечаева и других сторонников экспериментального направления развития психологии получили широкий отклик как среди ученых разных специальностей, так и среди педагогов. Это выразилось, в частности, в том, что термин "педагогическая психология " был вытеснен термином "экспериментальная педагогика ". Съезды ученых, связанных с проблематикой изучения детей, организации их воспитания и обучения, разработкой методов психологического исследования и тому подобных вопросов, стали называться съездами по экспериментальной педагогике. Таких съездов состоялось в дореволюционной России три-в 1910, 1913 и 1916 гг. в Петербурге.

В 1910 г. в Петербурге по инициативе А.П.Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики, ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения.

Широкая и разнообразная научная и организационная деятельность А.П. Нечаева принесла ему заслуженную популярность в России и за рубежом. Его труды переводятся на многие иностранные языки (немецкий, английский, польский, французский, чешский, венгерский, финский, литовский). Он был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений, в частности Института имени Ж.Ж. Руссо в Женеве (1914), Венгерского педологического общества (1912), Педологического отдела Антверпенского городского управления (1901) и др. По приглашению Британской ассоциации содействия научному прогрессу в 1914 г. А.П.Нечаев посетил Австралию и сделал в Сиднейском университете доклад об основах организации педагогической лаборатории, опираясь на свой опыт. Со многими деятелями мировой психологической науки (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Мейман, В.Штерн и другие) А.П.Нечаев поддерживал личные контакты.

Научное и общественное движение за необходимость всестороннего изучения ребенка и построение учебновоспитательного процесса на основе этого изучения возымело действие и на официальные круги. В 1916 г. при врачебносанитарной части Министерства народного просвещения были открыты Школьногигиеническая лаборатория и постоянное совещание, главной задачей которых ставилось содействие научному разрешению педагогических вопросов путем точного исследования физического и психического развития учащихся.

Предусматривалась работа по трем направлениям: физиологическому, психологическому и психопатологическому. Руководителем психологического отделения был назначен А.П. Нечаев.

Выполняя огромную научноорганизационную работу, А.П. Нечаев вел и систематические научные исследования. Его научные интересы в дореволюционный период концентрировались на познании различных сторон психического развития ребенка.

Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности. "Имея в виду воспитание личности, - писал он, - мы должны помнить, что личность прежде всего проявляется в связности и устойчивости психических переживаний. К этойто связности и устойчивости мы прежде всего и должны стремиться в нашей педагогической практике. Мы должны способствовать установке определенной связи между чувствами человека, его знаниями и действиями " . Такой подход был характерен и для других выдающихся психологов того времени (И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, М.М.Рубинштейн и другие), благодаря чему в психологопедагогической науке и общественном сознании утвердился идеал всесторонне развитой, гармонической личности.

Стремясь к усовершенствованию учебного процесса на основе знания психологии ребенка, А.П. Нечаев уделил внимание в первую очередь процессам умственной жизни школьника. Путь к познанию интеллектуальной сферы школьника (да и всей его духовной жизни) он видел в изучении интересов ребенка. "Понять господствующие интересы человека, уловить главнейшие направления его внимания, определить область наиболее и наименее доступных ему представлений, - считал А.П. Нечаев, - значит найти ключ к объяснению многого в его душевном мире. Особенную важность имеет изучение всех этих явлений в школьном возрасте. Влияние воспитателя и учителя бывает прочным только тогда, когда оно опирается на определенные свойства духовной природы учащихся. Поэтому, изучая интересы школьников, можно проложить путь к выработке наиболее совершенных планов школьного воспитания и к наилучшему пользованию планами существующими " . В целях исследования детских интересов он изучал характер преобладающих ассоциаций у учащихся в возрасте от 11 до 18 лет, провел опрос учащихся о любимых видах чтения. Полученные данные позволили ему сделать обоснованные выводы о некоторых возрастных особенностях развития интересов в школьном возрасте и преимущественной направленности внимания в ходе школьного обучения.

Исследование интересов и внимания показало их тесную взаимосвязь с другими психическими процессами, в первую очередь с памятью. В своей лаборатории А.П. Нечаев на протяжении ряда лет проводил экспериментальное изучение мнемических процессов. Первоначально он поставил задачу проследить развитие разных видов памяти в школьном возрасте и определить влияние значения слов на их запоминание. Анализ результатов исследования и их сопоставление с данными, полученными другими исследователями, позволили А.П. Нечаеву обосновать ряд важных в научном и практическом отношении положений. Вопервых, он показал, что память совершенствуется в ходе возрастного развития; этот процесс несколько замедляется лишь перед

наступлением периода половой зрелости. Он выявил также большое влияние значения слов на легкость запоминания. Было показано различие объема разных видов памяти. Выявились некоторые особенности в характере памяти мальчиков и девочек. Обнаружилась также определенная зависимость между развитием памяти и общим физическим развитием, в частности мускульной силой и емкостью легких. Предметом исследования А.П.Нечаева стал также вопрос о различии типов памяти и типов привычного заучивания. Результаты исследования убедили в том, что такое различие существует и оказывает заметное влияние на усвоение некоторых учебных предметов (особенно это касается изучения языков и рисования). Поэтому надо разграничивать понятия "тип памяти " и "форма привычного заучивания ". Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев форма привычного заучивания соответствует типу памяти данного человека. Но значителен и процент их несовпадения, нередко связанный с тем, что форма воспроизведения зависит от формы получения знания. Например, если запоминаемый материал получен в слуховой форме, то он легче воспроизводится в той же форме, даже у лиц со зрительным типом памяти. На основании результатов своих исследований А.П. Нечаев сделал практические педагогические выводы об организации обучения различным учебным предметам, в частности детально рассмотрел вопрос о дидактическом значении формы заучивания в ходе использования разных форм и методов изучения иностранных языков .

Памятуя о единстве психической жизни личности, А.П. Нечаев серьезное внимание уделил эмоциональной сфере . Он обосновал необходимость повседневной заботы педагога об эмоциональном состоянии воспитанников. Даже если ставится задача простого сообщения знаний, педагог не может пренебрегать эмоциональной стороной педагогического процесса, поскольку чувства, отражая качественные особенности внутреннего мира человека, являются надежным средством проникновения в этот внутренний мир, а без этого воспитательный процесс может оказаться бесплодным.

Особое внимание А.П. Нечаев уделял нравственным чувствам, их формированию и воспитанию. В психологической природе нравственных чувств он подчеркивал их связь с интеллектуальными процессами. Нравственному человеку, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое (приятное - неприятное и т.д.). "Но все эти чувства, - по его мнению, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления " . Единство нравственного переживания и интеллекта находит выражение в понятии "совесть ", рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга. Другими словами, можно утверждать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Исходя из такого понимания природы нравственного чувства, А.П. Нечаев сделал два принципиально важных вывода. Поскольку нравственное чувство представляет собой одно из проявлений эмоциональной жизни, то для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. Поэтому, заключал он, "одно

из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться " [там же; 112]. Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует, что "воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития... Не может быть воспитания нравственного чувства, когда интеллект остается в пренебрежении " [там же; 113]. Однако это должно быть не формальное развитие рассудочной деятельности, а умение координировать одни переживания с другими, способность понимать соотношение различных впечатлений, оценивать их с точки зрения общей цели человеческой жизни. Формирование нравственных чувств начинается в раннем детстве и во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, но для подлинного становления личности наиболее значительна работа самого человека над собой, сознательный выбор нравственных идеалов, характерный для юношеского возраста.

Руководствуясь принципом целостности личности, А.П. Нечаев определил и роль эстетических чувств как необходимого компонента высших человеческих чувств . Координация интеллектуальных и эмоциональных компонентов, по его мнению, легко может быть достигнута на почве эстетических впечатлений, поскольку между искусством и наукой существует психологическое родство. Произведение искусства, отмечал он, заключает в себе две стороны: оно является средством достижения эстетического наслаждения и вместе с тем имеет интеллектуальную сторону, обусловливающую большую или меньшую цельность и гармоничность отношения всех частей художественного произведения. Каждый художник в своем произведении непременно (сознательно или бессознательно) выражает какуюнибудь мысль или настроение, облеченное в художественную форму. Именно эта интеллектуальная сторона художественного произведения, с точки зрения А.П. Нечаева, имеет наибольшую педагогическую ценность. Она позволяет сделать эстетическое чувство средством не только эмоционального, но и общего психического развития, соединить эмоциональное и интеллектуальное совершенствование. Умственное образование, по его убеждению, только тогда достигает цели, когда дает возможность человеку свести свои мысли в стройную систему, понять окружающий мир в целом. Художественная форма, воздействуя на чувство и мысль одновременно, помогает схватить общие черты в частных явлениях. И в этом заключается важнейшая воспитательная роль искусства.

Не осталась вне поля внимания А.П.Нечаева и волевая сфера , . В волевом процессе он выделил два момента: сознание наличности какогонибудь стремления и одобрения этого стремления, его соответствия представлениям и чувствам данного человека. Таким образом, волевое действие обусловлено интеллектуальным опытом и эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что развитие воли необходимо координировать с развитием интеллектуальных

и эмоциональных компонентов психики, т.е. руководить развитием личности в целом.

Все волевые действия можно подразделить на действия по внушению и действия по убеждению. В связи с этим встает вопрос: каково должно быть главное направление в воспитании воли? Следует ли стремиться сделать ребенка легко поддающимся внушению или воспитывать способность руководствоваться только своими убеждениями? Казалось бы, безусловно правильным является второе. Однако, как показал А.П.Нечаев, дело обстоит гораздо сложнее. Между внушением и убеждением существует сложная взаимосвязь, позволяющая поставить вопрос, не является ли убеждение результатом целого ряда предшествующих внушений. Поэтому нельзя строить воспитание только на принципах чистого убеждения, не прибегая к внушению. Весь вопрос в том, каково должно быть соотношение этих элементов. А.П.Нечаев считал правомерным провести аналогию между механическим и логическим запоминанием. Научные данные и житейская практика, отмечал он, свидетельствуют о том/что не может быть целесообразным только механическое или только логическое запоминание. Рациональное запоминание основывается на установлении логической связи между старым, закрепленным в памяти с помощью повторений, и новым. Аналогично этому должен строиться и процесс волевого воспитания, где внушение уподобляется механическому заучиванию, а убеждение - логическому запоминанию. Как при правильно поставленном обучении, так и при правильно организованном воспитании воли главным, по убеждению А.П. Нечаева, должна быть выработка у воспитанника стремления понять окружающий мир и самого себя.

Стремясь выяснить пути всестороннего развития личности, А.П. Нечаев много думал и о средствах этого развития. Важнейшее средство духовного развития он видел в родной речи. Поэтому он был внимателен к психологическим механизмам овладения речью, методам и средствам речевого развития. Как важнейшую педагогическую задачу он выдвинул научение чтению. При этом он подчеркнул важность правильного овладения чтением с самого начала, так как переучивать ребенка гораздо труднее, чем научить. Необходимо, чтобы первая же буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые заставили бы его обратить внимание на значение буквы как символа звука, входящего в состав определенного слова. Следующая ступень - помочь ребенку овладеть восприятием группы букв как символа целого слова. Психологический анализ процесса чтения убедил А.П. Нечаева в том, что в осмысленном чтении большую роль играет догадка. Поэтому и обучение чтению должно основываться на упражнениях по угадыванию, вызывающих процесс внутреннего внимания, стимулирующих ассоциативные связи. Этим самым устанавливается прямая зависимость успеха обучения от общего развития ребенка. При таком понимании задачи обучения грамоте, указывал он, учитель должен постоянно считаться с кругом представлений ребенка, господствующими у него интересами и запасом известных ему слов. Поэтому и руководства по обучению грамоте должны учитывать особенности детского контингента и быть приспособленными для различных детских групп. Принципы овладения грамотой, предложенные А.П.Нечаевым, сохраняют свою значимость до сих пор .

Оценивая в целом этап дореволюционной научной и организационной деятельности А.П.Нечаева, можно сказать, что он занимал достойное место в ряду наиболее значительных ученых, теоретическая и исследовательская деятельность которых позволила создать научные основы теории воспитания и обучения и убедить широкие круги педагогов в том, что познание законов детского развития является базой правильного построения системы образования.

В 1917 г. А.П.Нечаев стал директором Самарского педагогического института. С преобразованием его в 1918 г. в университет А.П.Нечаев дважды избирался его ректором (в 1918 и 1921 гг.). В 1921 г. он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. - его директором. На этом посту он оставался до 1925 г. В 1922 г. А.П.Нечаев был приглашен к больному В.И.Ленину для психологического обследования по собственным методикам. До 1935 г. жизнь и деятельность А.П. Нечаева была связана с Москвой.

В послереволюционный период круг научных интересов А.П.Нечаева несколько изменяется. Он меньше занимается непосредственно психологопедагогическими исследованиями. В первые послереволюционные годы он продолжает экспериментальные исследования психологических основ обучения чтению (психологические причины разных типов чтения у детей, зависимость от особенностей воображения и памяти, как надо учить детей грамоте и т.д.), создает руководство по экспериментальнопсихологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста.

Однако после 1923 г. он все больше переключается на другие области исследования. Основное место в них занимают психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментальнопсихологические исследования летчиков и т.п. Много внимания он уделяет психологии труда, в частности исследованию проблем профессионального отбора и психического утомления. Используя опыт своего предыдущего изучения проблем психического утомления, он организовал разностороннее исследование утомляемости работников разных видов труда (педагогов, финансистов, статистиков и др.) . Его собственные интересы в этой области были направлены на изучение творческого труда, результатом чего явились психологический анализ побед и поражений в шахматной игре и психология технического изобретательства .

Постоянно внимание А.П.Нечаева привлекала взаимосвязь духовной и физической деятельности человека, в частности влияние физических упражнений на функционирование психических процессов (восприятия, памяти, воображения и т.д.), на настроения и чувства человека, на становление его характера и др. Систематические наблюдения за влиянием физической культуры на психическую жизнь, организованные и проведенные А.П.Нечаевым с большой тщательностью и скрупулезностью , имеют не только научную, но и практическую значимость для любого культурного человека.

Сохранился у А.П.Нечаева интерес и к проблемам памяти. Не проводя в этот период специальной исследовательской работы в этой области, он обобщил накопленный к тому времени опыт изучения мнемических процессов в мировой науке и изложил его в сжатой и доступной форме . Любому человеку, имеющему отношение к интеллектуальной работе, она дает представление о процессах памяти и путях ее совершенствования.

До конца 20-х гг. А.П. Нечаев продолжал поддерживать связи с зарубежными коллегами, публиковал некоторые статьи в иностранных журналах ("Журнал прикладной психологии ", "Архив общей психологии "). Среди многочисленных поздравлений, полученных А.П. Нечаевым в связи с 25летием основания им лаборатории педагогической психологии, были телеграммы от зарубежных коллег.

В 1926 г. А.П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться. Преподавал психологию в медикопедагогическом институте, Институте дефективного ребенка. С 1931 по 1935 г. он заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научноисследовательского института, был профессоромконсультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

2 апреля 1935 г. постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А.П.Нечаев был присужден к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Для него это было тяжелым ударом. В объяснительной записке, направленной им в Центральный Исполнительный Комитет СССР, он писал: "Вспоминая весь пройденный мною путь своей сорокалетней деятельности, я не могу иначе охарактеризовать его как путь тяжелой, непрерывной борьбы за просвещение и правду... Мне тяжело допустить мысль, что мои многочисленные ученики и последователи, а также представители советских и иностранных научных организаций, почетным членом которых я имею честь состоять, свяжут с именем Нечаева незаслуженную им кличку "враг народа " " (29 мая 1935 г.).

Отбывал ссылку А.П.Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии. С 1935 по 1944 г. он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В этот период им была написана монография "Система психофизиологических синдромов " (рукопись). Высокий авторитет А.П. Нечаева как ученого сохранился. В 1944 г. по ходатайству Ученого совета Тбилисского университета он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации). Он был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне ". С 1944 г. он становится заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института. В 1946 г. Ученым советом института кандидатура А.П.Нечаева была выдвинута в действительные члены АПН РСФСР по отделению психологии (выборы не состоялись). 6 сентября 1948 г. он умер.

Сложный и трудный жизненный и творческий путь, пройденный А.П.Нечаевым, свидетельствует о нем, как о неординарной личности, заслуживающей глубокого уважения, памяти потомков и изучения его наследия.

Все его труды являют пример продуманного подхода к самой постановке исследования, тщательной методической подготовки, тонкого анализа полученных результатов.

В настоящее время труды А.П. Нечаева мало доступны широкому читателю в силу давности их издания. Это вызывает большое сожаление, так как в них содержится добротный научный багаж, изложенный в доступной форме и относящийся к самым существенным проблемам формирования личности (умственное, нравственное. эстетическое воспитание).

1. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева. СПб., 1901.

2. Нечаев А.П. Ответ проф. А.И. Введенскому. СПб., 1902.

3. Нечаев А.П. Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. СПб., 1901.

4. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901; 3е изд. Пг., 1917.

5. Нечаев А.П. Очерк психологии для воспитателей и учителей. СПб., 1903; 5е изд. ПгД 1915.

6. Нечаев А.П. Основы психологии чувств // Русская школа. 1906. № 1. С. 54-72.

7. Нечаев А.П. Эстетическое чувство и его педагогическое значение // Русская школа. 1906. № 2. С. 63-73.

8. Нечаев А.П. Нравственное чувство и его воспитание // Русская школа. 1906. № 5-б. С. 106-117.

9. Нечаев А.П. Воспитание воли // Русская школа. 1907. № 3. С. 18-29; № 4. С. 9-22.

10. Нечаев А.П., Коноров М.И. Коллекция простейших приборов для преподавателей психологии. СПб., 1907.

11. Нечаев А.П. Как преподавать психологию. СПб., 1911.

12. Нечаев А.П. Психологический метод обучения чтению. М., 1923.

13. Нечаев А.П. Психология физической культуры. М., 1927.

14. Нечаев А.П. Психология побед и поражений в шахматной игре. М.; Л., 1928.

15. Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. Л.; М., 1929.

16. Нечаев А.П. Сила воли и средства ее воспитания. Л.; М., 1929.

17. Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. М.; Л. 1929.

18. Психическое утомление / Под ред. А.П. Нечаева. М.; Л., 1929.

Поступила в редакцию 12.III 1996 г.

источник неизвестен

Место рождения: С-Петербург

Направления деятельности: философия,гуманитарные науки

А.П. Нечаев родился в Петербурге, в семье инспектора духовной семинарии. Среднее образование получил в духовной семинарии, где у него возник интерес к философии. В 1890 он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. По окончании университета в 1894 он был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. В 1897 получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. В 1898 был направлен на стажировку в Германию. Приват-доцент философии и психологии Санкт-Петербургского университета (1897-1902 и с 1906). В 1900 основал при Санкт-Петербургском университете психологический кабинет. В 1904 при его участии основаны первые в России педологические курсы. Являлся профессором и президентом Педагогической академии. Был председателем Общества экспериментальной педагогики, основателем и зав. лабораторией экспериментальной педагогической психологии. Был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений, в частности, Института имени Ж.-Ж. Руссо в Женеве. Считал, что вся система обучения должна быть "выведена" из данных экспериментально-психологического изучения учащихся, за что подвергся резкой критике "неокантианца" А.И. Введенского. По инициативе Нечаева в 1906-1916 состоялись пять Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. В 1917 А.П. Нечаев стал директором Самарского педагогического института. С преобразованием его в 1918 в университет, дважды избирался его ректором (в 1918 и 1921). В 1921 он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 - его директором. На этом посту он оставался до 1925. В 1922 А.П. Нечаев был приглашен к больному В.И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам. До 1935 жизнь и деятельность А.П. Нечаева была связана с Москвой. В 1935 по ложному доносу был осужден и сослан в Семипалатинск. Здесь он с 1935 по 1944 был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В 1944 по ходатайству Ученого совета Тбилисского университета он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации). Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 становится заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института. В 1946 Ученым советом института кандидатура А.П. Нечаева была выдвинута в действительные члены АПН РСФСР по отделению психологии (выборы не состоялись). Умер 6 сентября 1948 в Семипалатинске.

Соч.: Ответ профессору А.И. Введенскому. - СПб., 1902; Очерк психологии для воспитателей и учителей. Ч 1-2. - СПб., 1903-1908; Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Тт. 1-2. - СПб., 1909-1911; История философии. Для начинающих изучать эти науки. - М., 1914.

Лит.: Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Речаева. - СПб., 1902; Аншакова В.В. Вклад А.П. Нечаева в становление и развитие возрастной и педагогической психологии. - Астрахань, 2002; П.В. Алексеев. Нечаев А.П. // Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

Автор работал в организациях

Материалы автора

Наименование Тип материала Год издания Кол-во страниц
История философии для начинающих изучать эту науку

Монография

1914 180
Учебник психологии для средних учебных заведений. Изд. 5-е

Прочие виды публикаций

155
Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения

Монография

1901 248
Очерк психологии для воспитателей и учителей. Изд. 4-е

Биография

Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета . По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете . В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.

Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке . Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».

24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский , И. Р.Тарханов , А. А. Крогиус , А. Л. Щеглов и другие видные учёные.

В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.

Преподавал историю философии в Александровском лицее .

Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).

В 1917 году Нечаев стал директором и после преобразования его в 1918 году в университет дважды избирался его ректором (1918 и 1921). В 1921 году он был избран профессором , а в 1922 г. - его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.

В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка.

2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935-1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.

Научные исследования

Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом - на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

Библиография

Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906-1910) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914).

Известны его работы:

  • Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901;
  • Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905;
  • Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения", 2-е изд., 1909;
  • Учебник психологии, 5 изд., 1915;
  • Память человека и ее воспитание", 2-изд. М.-Л., 1930.

Литература

  • Никольская А. А. А. П. Нечаев: жизненный и творческий путь

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Преподаватели Александровского лицея
  • Психологи Российской империи
  • Психологи СССР
  • Репрессированные в СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нехуштан, Яаков
  • Нечаев, Виктор Саввич

Смотреть что такое "Нечаев, Александр Петрович" в других словарях:

    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический… … Биографический словарь

    Нечаев, Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев Александр Петрович - писатель. Род. в 1870 г., окончил курс спб. университета по историко филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 …

    Нечаев, Александр Петрович - (1870 1948) психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии в С. Петербурге (1901). Пытался построить… … Педагогический терминологический словарь

    НЕЧАЕВ Александр Петрович - , психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С. Петербург). Подчёркивая необходимость сближения … Российская педагогическая энциклопедия

    Куницын, Александр Петрович - профессор Петербургского университета, род. в 1783 г., ум. 1 июля 1840 г. Происходил из духовного звания Тверской губернии, учился в духовном училище в Кашине, затем в тверской семинарии и в Педагогическом институте, в 1808 1811 г. закончил свое… … Большая биографическая энциклопедия

    Куницын Александр Петрович - (1783 1841) выдающийся русский юрист, получил образование в педагогическом инст., окончил его за границей, преподавал в царскосельском лицее нравственные и политические науки, был профессором общих прав в главном педагогическом инст. и спб. унив … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нечаев - Нечаев русская фамилия. Известные носители: Нечаевы русский дворянский род. Нечаев, Александр Петрович (1870 1948) профессор истории философии Александровского лицея, профессор психологии Курсов для подготовки воспитателей и… … Википедия

Российский и советский психолог, педагог, деятель образования, один из основоположников экспериментальной педагогики

Родился в семье инспектора духовной семинарии, в которой получил среднее образование. Увлёкшись философией, поступил на философское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1890-1894); оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию, приват-доцент (1897). В 1898 направлен на стажировку в Европу: работал в лабораториях В. Вундта в Лейпциге, Г. Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, А. Бине в Париже. Решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию.

После возвращения в Санкт-Петербург занимался научно-исследовательской и преподавательской работой в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Осенью 1899 в нескольких петербургских учебных заведениях организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. В 1901 создал при Педагогическом музее первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии, затем первые в России педологические курсы при ней (1904). На курсах читались циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности, проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Прилагал активные усилия к распространению результатов исследований, вёл большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике.

Совместно с Н. Е. Румянцевым редактировал «Ежегодник экспериментальной педагогики» (1909-1914). Инициатор и участник Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1916, 1919). Один из инициаторов создания Санкт-Петербургской Педагогической академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей. Один из инициаторов создания Общества экспериментальной педагогики (1910).

Директор Самарского педагогического института (1917), после его преобразования в 1918 в университет дважды избирался ректором. Работал в различных научных и учебных учреждениях Москвы: профессор (1921), затем директор (1922-1925) Московского государственного психоневрологического института, одновременно преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребёнка. В 1922 приглашался для обследования В. И. Ленина. В 1931-1935 заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

В 1935 по ложному доносу был репрессирован, сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинске - был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории (1935-1944), заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института (1944-1948). Доктор педагогических наук (1944).

Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда, проблему умственного переутомления школьников. Большое внимание уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся, при этом необходимым условием успешности обучения считал активное внимание. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая её как прикладную психологию. Изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). Изучал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. Отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Основные труды

К вопросу о взаимном отношении педагогики и психологии // Русская школа. 1899. № 3.

Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. (3-е издание: Пг., 1917.)

Учебник психологии. СПб., 1906. (5-е издание: Пг., 1915.)

Очерк психологии для воспитателей и учителей. Ч. 1-2. СПб., 1903-1908. (4-е издание: СПб., 1911.)

Как преподавать психологию? СПб., 1911. (2-е издание: СПб., 1913.)

Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. Вып. 1. М., 1925.