А как насчет радикальных националистов, скинхедов? Сепаратизм в отдельных республиках.

Организаторами симпозиума «Татарстан-2008», который предполагается сделать ежегодным, выступили Казанский госуниверситет, университетский Институт непрерывного образования и Центр евразийских и международных исследований. В «Татарстане-2008», как сообщает «Росбалт», приняли участие эксперты из Казани, Набережных Челнов, Москвы, Дагестана и даже Швейцарии. В будущем география симпозиума, как и круг рассматриваемых на нем проблем, будут расширяться.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Элита республики всерьез обсуждает вопрос о независимости Татарстана

Какую-то явную непоследовательность демонстрируют власти Татарстана в национальной политике. С одной стороны, на днях в Набережных Челнах было возбуждено уголовное дело против организации «Милли меджлис» («парламент»), которая на исходе 2008 года призвала все государства мира и ООН признать независимость Татарстана. С другой стороны, примерно в эти же дни в Казани прошел общереспубликанский симпозиум «Татарстан-2008», собравший ведущих политологов республики, которые всерьез озаботились вопросом о том, а не виновата ли сама Москва (своей излишне централизованной политикой, разумеется) в появлении в Татарстане этого самого «Милли меджлиса»? Осудив таким образом явных экстремистов, «умеренные» националисты (многие из которых, межу прочим, близки или входят в элиту республики) тут же поставили под сомнение необходимость борьбы с национализмом как с явлением.

А национализм тем временем продолжать давать в Татарстане прямо-таки «экзотические» всходы. Достаточно бегло ознакомиться с текстом обращения того же «Милли меджлиса» к мировому сообществу. Заявил о «нелегитимности насильственного включения Татарстана в состав Российской Федерации», сей «парламент» обратился ко всем государствам мира и ООН с просьбой признать его независимость, сообщал сайт . «Вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния - русского колониализма, - говорится в Декларации о независимости Татарстана. - Неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида». При этом, убеждены миллимеджлисовцы, «каких-либо договоров между Татарстаном и Российской Федерацией о его включении в состав последней не существует».

Как отмечается в декларации, татары лишены возможности избирать президента, «Кремль запретил татарам иметь свой алфавит», «запрещает учить татарских детей на их родном языке», «мусульман-татар жестоко преследуют», «происходит беспощадный грабеж естественных ресурсов Татарстана». И все это творится «на фоне циничного и лицемерного признания Российской Федерацией независимости грузинских республик Абхазия и Южная Осетия».

Кстати, решение обратиться к международному сообществу с просьбой о признании независимости Татарстана было принято президиумом «Милли меджлиса» еще 26 октября, поясняет Фонд стратегической культуры. И толчком к этому, как признают сами националисты, стало признание независимости Косова, Южной Осетии и Абхазии. «Этот прецедент дает надежду татарскому народу на признание Россией государственного суверенитета Республики Татарстан с обеспечением территориального коридора через Оренбургскую область для экономических и культурных международных сообщений», – говорится в обращении, направленном «Милли меджлисом» в ООН.

Авторы документа, продолжает далее сайт, задаются вопросом: «Чем же отличаются права татарского народа - колонии русских - от прав народов вышеназванных республик?» И отвечают: «Ничем. Правда в том, что Россия фактически вновь закабалила и эти народы, сделав их своими подданными. Следовательно, татарам больше невозможно рассчитывать на добрую волю русских колонизаторов, питая напрасные надежды на свою деколонизацию и получение независимости».

Эти-то документы и стали основой для уголовного преследования совсем уж зарвавшихся националистов. Казалось бы, зло национализма и основанного на нем сепаратизма наказано, справедливость восторжествовала? Ан, нет – не все так просто в современном Татарстане. Характерно, продолжает Фонд стратегической культуры, что с вопросами вроде «почему, если другим дают, то нам не дают?» выступают не только откровенные маргиналы, но и вполне вписанные в татарстанский политикум общественные деятели. «Я по своей наивности подумал, что новый президент России вдруг решил пойти по пути """Пугачева"""». «Я пришел дать вам волю, - пояснил, в частности, в ноябрьском интервью агентству «Росбалт» председатель комитета Госсовета Татарстана по культуре, науке, образованию и национальным вопросам """Разиль Валеев""". - Абхазии дал, Осетии дал - я подумал, вдруг и нам дадут. Я высказал не только свое мнение - так считают многие представители татарского народа».

Вот так думают «умеренные» татарстанские националисты, многие из которых, между прочим, занимают – как и г-н """Валеев""" – высокие государственные должности в республике. Что же мы тогда остается ждать от экстремистов?

Подтверждением слов """Валеева""" о том, что «так считают многие представители татарского народа», стал и вышеназванный симпозиум «Татарстан-2008». Выступивший на нем с докладом завкафедрой современной отечественной истории Казанского госуниверситета """Индус Тагиров""", слова которого приводит , открыто, в частности, призывал: «Мы должны вернуться к декларации о государственном суверенитете РТ, добиваясь, чтобы все средства производства, вся собственность принадлежали республике».

Ну, а под конец симпозиума его уважаемые участники принялись, как уже говорилось, искать причину появления в Татарстане экстремистов вроде того же «Милли меджлиса». И всерьез обсуждали вопрос о том, а не сам ли федеральный центр провоцирует в национальных республиках подобные проявления экстремизма, ликвидируя, в частности, национально-региональный компонент в системе российской средней школы. Но никто из собравшихся, насколько можно судить по довольно скудной информации об этом мероприятии, так и не удосужился задаться вопросом: «А не является ли благоприятной питательной средой для прорастания «Милли меджлиса» и ему подобных организаций как раз рассуждения «умеренных» ученых мужей и политиков о необходимости предоставления Татарстану полного государственного суверенитета?»

События в соседней части Русского мира, которая по злой иронии за последние четверть века превратилась в отдельное русофобское государство, показали России, что может произойти с остальными ее частями, если вирус русофобии не давить на корню. Поэтому именно с 2014 года одно за другим начали возбуждаться дела против татарских национал-сепаратистов

Регион России под названием "Республика Татарстан" накануне отпраздновал очередной День республики. И как всегда, под аккомпанемент уличных татарских танцев, под гармонь в исполнении профессиональных и самодеятельных коллективов, на фоне помпезного забега личных скакунов лидеров мусульманских стран постсоветского пространства и аналогичных лидеров российских регионов на монструозном казанском ипподроме, который, по сути, ради этого и строили (в остальные же дни он просто пустует), салюта, концерта московских звезд, потому как свои даже в годы особого обострения суверенности местное население особо не заводили, и немногочисленного пикета татарских националистов пред- и запенсионного возраста.

Суверенный вертеп

Это сегодня отмечаемый регионом праздник называется относительно нейтрально - День республики, ну вроде есть в стране такой "субъект федерации", а у того, собственно, свой праздник, как бывают, например, праздники у городов. Почему и у республики собственному празднику не быть? Однако были времена, когда выходной в Татарстане объявлялся 30 августа в честь Дня государственного суверенитета Республики Татарстан, и только со сменой власти в Москве, которая начала процесс унификации регионального и федерального законодательств, была выбрана нынешняя нейтральная формулировка. Дата же празднования никогда не менялась.

В уже далеком 1990 году - то есть 27 лет назад - региональная элита, "реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение" и "стремясь создать демократическое правовое государство" (цитаты из текста принятой в тот день местными депутатами декларации), провозгласила государственный суверенитет управляемого ею по прихоти большевиков, в 20-е годы XX века нарезавших единое государственное пространство на этнические улусы, небольшого участка России. Впрочем, на тот момент это были относительно безобидные претензии на собственное место в семье братских народов, каковых, если кто забыл, получалось всего пятнадцать, в то время как на деле в СССР проживали более сотни национальностей. И каждый этнос строители "первого в мире государства трудящихся" облагодетельствовали по-своему, различными формами субъектности, как хрестоматийную советскую осетрину по степени свежести: кому-то досталась полноправная республика с усиленным государственным обеспечением и собственной языковой политикой, кому-то - формальная автономия, кому-то - и вовсе номинальная автономная область или автономный округ, а кому-то - просто ничего.

Постичь логику этой градации было достаточно непросто и объяснить, почему в государстве, "где все равны", ранее не имевшие собственной письменности, полноценной государственности и даже нормального национального самосознания киргизы получили право на собственную республику с союзным обеспечением, а имевшие свое государство в Средневековье, упоминаемые еще в римских хрониках осетины оказались разделенными между двумя республиками, толком никто не мог.

Аналогичные вопросы возникали и у поволжских мусульман, которым большевики подарили автономию внутри России, а вместе с ним и амбиции наследников Золотой Орды, но у которых имелась хотя бы собственная немифическая государственность в том же Средневековье (Волжская Булгария), в отличие от тех же эстонцев, которые ни о чем подобном до 1917 года и помышлять не могли.

И все же на протяжении десятилетий эта довольно кривая и подчинявшаяся невесть какой логике система вроде бы устраивала всех. Но как только пахнуло острым душком перестройки с кооперативами, вареными джинсами, "маленькими Верами", рок-клубами и круизами в Болгарию не только для представителей партноменклатуры, появились и "сны о чем-то большем". Для казанских национально озаботившихся партаппаратчиков и комсомольцев подобные видения сублимировались в провозглашение Татарской Советской Социалистической Республики - Республики Татарстан.

Однако прошел год, и вот уже трое постсоветских удельных князьков приговорили державу к окончательному распаду. И для элиты Татарстана замаячили новые горизонты создания "полноценного" государства со всеми вытекающими из этого профитами, что и случилось. Новый статус региона подтвердил местный парламент, а впоследствии он был закреплен и в конституции молодого "государства". Отношения же с отдавшим "суверенитета столько, сколько сможете проглотить", центром были построены при помощи договора о разграничении полномочий.

Дальше были попытки игнорировать выборы президента России и получение российских паспортов, выдача собственных автомобильных номеров и закрытие рынка республики для товаров, производимых в других регионах страны, собственная квазивалюта в виде татарстанских продовольственных купонов и попытка ввести полноценную собственную, "караваны дружбы" с гуманитарной помощью воюющим чеченским сепаратистам от "общественных организаций республики" и официальный визит лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова в Казань. Вся эта чехарда, местами напоминающая фантасмагорическую пьеску, продолжалась вплоть до смены власти в Москве. А новая метла, как уже говорилось выше, принялась мести суверенные конюшни, приводя местные законы в соответствие с законами общими для всей страны.

В этом же году центр пошел еще дальше - не стал продлевать позорный рудимент эпохи безвременья - договор о разграничении полномочий. Татарстану лишний раз показали, что он один из многих, регион России, ничем не хуже и не лучше всех других. И даже на фоне того, что региональная элита, словно за единственную радость в некогда суверенной жизни, вцепилась за институт президентства, из первых лиц республики никто за перезаключение договора особо не выступал.

Казань. 27 августа 1990 г. Сессия парламента республики Татарстан. Участники митинга в дни проведения сессии. Фото: Михаил Медведев /Фотохроника ТАСС

За татарский сепаратизм наконец-то взялись

Выступили только татарские националисты, которым без проблем согласовали акцию в праздничный день. Правда, два десятка озабоченных суверенностью пенсионеров уже никак не смотрелись гласом народным, как это было как раз 27 лет назад.

Тогда же, в эти 27 лет назад, националистическая организация "Всетатарский общественный центр" (ВТОЦ) организовывала массовые митинги, требуя выхода Казанского края из состава Российской Федерации. Наиболее горячие боевики с зелеными повязками на головах, завозимые в столицу региона на автобусах из деревень, бились на кулаках с милицией и представителями либеральной тусовки (которая, к сожалению, на тот момент времени была вторым после татарских националистов массовым общественно-политическим течением в тогда еще ТАССР, как это не парадоксально, выступавшим за единство страны), что помогло вчерашней партийно-комсомольской местной элите, выдав выступления радикалов за глас народа, с помпой провозгласить суверенитет.

С тех пор ВТОЦ серьезно подрастерял популярность в татарском обществе, к судьбоносному 2014 году представляя собой сборище престарелых национально озабоченных дедушек и бабушек, а также нескольких десятков агрессивных неадекватов. Тем не менее даже в таком откровенно скоморошьем составе организация наводила серьезный шорох в интернет- и медиапространстве страны.

Самое занятное, что когда-то бившиеся с ними на площадях либералы теперь уже в лице активничающих за западные гранты СМИ и правозащитных центров стали обеспечивать информационное и юридическое сопровождение их деятельности. И даже политические партии, такие как "ПарНаС" и "Яблоко", включали национал-сепаратистских активистов в свои ряды или предоставляли им трибуну. В свою очередь, татарстанские правоохранители, активно гонявшиеся за условно русскими активистами региона за шарфы имперских цветов и пакеты с коловратами, смотрели на порой откровенно антироссийские художества их идейных визави буквально сквозь пальцы.

Все изменилось после победы киевского Майдана, возвращения Крыма и начала русского сопротивления на Майдане. В Москве наконец-то осознали, что политическая активность татарских радикалов, особенно активизировавшихся после крымских событий, поддержавших украинский Майдан и запрещенный в России Меджлис крымскотатарского народа, несет прямую угрозу целостности страны. И против них начали, наконец, заводить реальные - а не в духе "на сто первый раз простим" - дела.

"Первой в 2014 году получила уже второй, правда, условный срок одна из ветеранов татарского сепаратистского движения, "бабушка татарского национализма", лидер так называемого национального правительства - "Милли Меджлиса татарского народа", писательница Фаузия Байрамова, выступившая с заявлениями о том, что татарский народ признает Крым только крымскотатарским и украинским, а также со статьей про то, что Россия проводит репрессии против мусульман (хотя в действительности в роли "гонимых" оказались радикальные исламисты из запрещенной в России организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами"), - прокомментировал ситуацию обозревателю телеканала "Царьград" эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. - Байрамова, наверное, является тем представителем национал-сепаратистской среды, которого никогда не посадят. Мало того, в отличие от других людей, получавших сроки за экстремизм, ее не выводят за рамки общественно-политической жизни, а продолжают приглашать в качестве почетного гостя на крупные форумы в Казани с участием правительства Татарстана, такие как, например, Съезд татарских женщин или недавний Всемирный конгресс татар".

Праздничное шествие в Казани. Во главе колонны Татарского общественного центра его лидер - народный депутат ТССР Фаузия Байрамова. Фото: Михаил Медведев/Фотохроника ТАСС

Следующим, по словам эксперта, стал еще один из одиозных персонажей национал-сепаратизма Татарстана - председатель Набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов, которого, правда, в отличие от Байрамовой, за подобную же проукраинскую и русофобскую активность в 2015 году приговорили к трем годам уже реального срока.

Не менее урожайным получился и предыдущий, 2016 год. За антирусские и провокационные надписи на стенах православных храмов были осуждены два активиста группировки "Правые татары", одному из которых - Мансуру Мусину - дали два с половиной года, а второго - Эмиля Камалова - признали невменяемым и поместили в казанскую психбольницу специализированного типа. Но в итоге группировка фактически перестала существовать, во всяком случае, остальные ее члены в последнее время никак себя не проявляют.

В конце того же года был арестован и помещен в СИЗО один из самых агрессивных лидеров татарских националистов - глава движения "Алтын Урда" (такая уж солидарность в этой среде - что ни человек, то движение) Данис Сафаргали, человек, который активно и всеми сподручными способами - от провоцирования драк до доносов - боролся против русского движения в Татарстане (в ближайшее время ему будет вынесен приговор). Затем Набережночелнинское отделение ВТОЦ, руководителем которого долгие годы был вышеупомянутый Кашапов, признали экстремистским.

Далее два года условного срока получил в начале 2017 года за лжесвидетельство (нужно отметить, что написание заявлений в правоохранительные органы в основном на русских активистов Татарстана - излюбленное занятие татарских националистов) ранее устраивавший громкие публичные акции лидер Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин, который после этого резко снизил свою политическую активность, ограничиваясь изданием пантюркистской газеты "Тюркский взгляд" (в праздничный день некогда возглавляемое им движение отметилось лишь пробежкой нескольких человек студенческого возраста. - прим. автора).

В мае 2017 года получил штраф за размещение экстремистских видео духовный лидер татарских национал-сепаратистов Айрат Шейх Умар Шакиров, которого откровенно сторонились представители мусульманского духовенства за взгляды и традиционное участие в провокационных мероприятиях откровенно националистического толка. Правда, к "имаму татарского национального движения" отнеслись достаточно мягко, освободив от уплаты вынесенных приговором 100 тысяч рублей, "в связи с истечением срока давности уголовного дела", после чего активность сепаратиста как в социальных сетях, так и в реальности резко снизилась. Ну и совсем недавно обыски прошли и в казанском головном офисе одиозного ВТОЦ.

В конце концов, в федеральный список экстремистских материалов в этом году была внесена и вышедшая в свет десять лет назад откровенно русофобская книга "Убить империю" писателя Айдара Халима, ранее привлекавшегося за выступление на митинге в так называемый День памяти (годовщину взятия Казани Иваном Грозным, отмечаемую татарскими националистами как "память о геноциде татарского народа" - прим. автора) про "биологическую смерть русских", в защиту которого выступал все тот же ВТОЦ.

"Халима не осудили, конечно, но думаю, когда старого человека вызывают на допросы, таскают по следственным органам, ему это вряд ли приятно, поэтому из смелого русофоба писатель в одночасье превратился в чуть ли не русофила, который теперь говорит только о том, что уважает русский народ и любит Россию, - резюмирует Сулейманов. - Думаю, безусловным маркером стала Русская весна 2014 года, поскольку с началом событий на Майдане в Киеве татарские националисты в Казани показали себя "заукраинцами", заявляя об этом публично. Ну а эту прослойку нередко считали союзницей татарстанского истеблишмента, выразителями мнений, способных озвучивать то, что не могли говорить с трибун представители региональной элиты. И тут, естественно, у Москвы могли возникнуть резонные вопросы, почему это в Казани свободно действуют люди с такими взглядами. Сейчас во внутренней политике, во взаимоотношениях центра с губернаторами, региональными руководителями появилась формулировка "утрата доверия". Думается, что в нынешней ситуации татарстанской верхушке вряд ли хочется попасть в эту категорию, поэтому с их стороны было дано негласное разрешение правоохранительным органам на борьбу с национал-сепаратистскими организациями".

В свою очередь, русский активист из Казани, с оружием в руках защищавший население Луганской Народной Республики от украинской агрессии, ныне координатор регионального отделения Союза добровольцев Донбасса Михаил Шаров не считает, что инициатива по борьбе с татарскими националистами принадлежит властям республики. К слову сказать, сам активист и ополченец в свое время пострадал от действий сепаратистских вожаков, в частности от того же Сафаргали, который написал на него донос в органы за якобы размещенный на его страничке в одной из социальных сетей демотиватор с Кораном и салом на страницах этой священной для мусульман книги.

Впоследствии вышеупомянутые Набиуллин и Шакиров устраивали публичные акции с призывами "применить решительные меры к оскорбляющему ислам". Сам Шаров настаивал, что эту картинку на его страницу банально "подкинули", однако ему пришлось провести несколько месяцев под домашним арестом, а судебный процесс в отношении него был отмечен постоянными конфликтами и потасовками между приятелями и соратниками подсудимого и татарскими сепаратистами. В итоге доказать причастность общественника к размещению злополучного демотиватора не удалось, но он был осужден на исправительные работы за ролик "правой" группы в сохраненных видео, чья песня, по мнению судей, возбуждала ненависть и вражду по этническому признаку. Попав за это в список экстремистов, даже отработав назначенный приговором срок, казанец и по сей день не может ни устроиться на нормальную работу, ни взять кредит в банке.

Вернувшись домой после участия в вооруженном конфликте в Донбассе на стороне ополчения ЛНР, Михаил Шаров привычно мониторит активность татарских национал-сепаратистов в социальных сетях:

"Национально озабоченная часть элиты Татарстана потворствует местным националистам, которые чувствуют свою полную безнаказанность, - рассказал обозревателю телеканала "Царьград" Михаил Шаров. - Федеральному центру надоело смотреть на их игры в русофобию, и происходящие в последнее время аресты и судебные процессы - это своего рода послание казанской элите от Москвы, мол, бьют всегда по радикальным элементам, поэтому радикализироваться не стоит… Тот же ВТОЦ, в казанской штаб-квартире которого недавно прошли лозунги, договорился до того, что следует оставить в Татарстане только один государственный язык - татарский, то есть, по сути, запретить русский… Понятно, что на фоне сложной международной обстановки республика является лакомым кусочком для "уважаемых западных партнеров", которые давно пытаются именно отсюда ударить по целостности России. Поэтому желание Москвы навести порядок в Татарстане вполне понятно, и могу заверить, что в республике есть общественные силы, которые готовы помочь федеральному центру в этом".

Россия. Казань. 4 ноября 2016. Президент Татарстана Рустам Минниханов (в центре) выступает на митинге в честь Дня народного единства. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Помочь установить государственную справедливость на территории России, которая в последнее время периодически впадала в амнезию и забывала об этом, готовы и активисты сообщества родителей школьников, выступающих против принудительного обучения татарскому языку всех без исключения, вне зависимости от национальности учеников средних школ в Татарстане. Пока к ним еще не присоединились родители детсадовцев, но и у тех подобная проблема существует, потому как учить "титульному языку" малышей в регионе начинают уже с четырех лет - как раз тогда, когда они еще толком и на родном, например русском, говорить не умеют.

Так вот, помня недавние слова Владимира Путина о том, что учить национальным языкам в регионах можно только добровольно, татарстанские родители фиксируют факты принуждения детей к обучению татарскому языку в республике для того, чтобы передать эту информацию в Москву. И очень надеются на то, что в этот раз Россия не отступит. И они, и их дети будут жить в одной стране, с одним государственным языком, под одним флагом, с одним президентом.

Впрочем, не только одни они надеются и желают этого.

Проблема сепаратизма в постсоветской России

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики,переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.

Важной задачей времени стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.



Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя.

Получить заказы от региональных администраций, да и вообще работать в соответствующих областях, краях и республиках имели шанс только местные предприниматели. В каждом регионе России сложился свой набор строительных, торговых, пищевых компаний и банков - испытывавших страшный дефицит инвестиционных ресурсов, зато «родных». Лишь с середины 90-х годов их начали приобретать московские и санкт-петербургские корпорации, как правило, через подкуп местных властей.

В нескольких регионах были созданы даже местные нефтяные, горно-рудные и электроэнергетические компании. «Татнефть», «Башнефть», «Иркутскэнерго», якутская АЛРОСА по-прежнему в значительной степени контролируются властями регионов (правда, сами эти власти теперь жестко контролируются центром).

Во всех без исключения регионах закрывали рынки потребительских товаров, особенно алкогольной продукции, мобилизовывали милицию на защиту административных границ от «чужих» продавцов.

В каждой области, республике, в каждом крае действовали свои правительства и министры, свое законодательство, фактически подконтрольные губернатору правоохранительные органы. Некоторое единство государства сохранялось только за счет трансфертных платежей Минфина РФ, а также центрального подчинения управлений ФСБ, налоговой полиции, РУБОПов и прокуратур.

Сепаратизм в отдельных республиках

Россия никогда не уделяла должного внимания своей истории, тема сепаратизма в России – не является исключением. Довольно горько осознавать что сегодня, спустя почти 20 лет после распада СССР и начала возникновения волнений в республиках РФ, это тема до сих пор обширно не изучена. Неоднозначность российской истории даёт возможность трактовать её по-своёму, это используют и политики и деятели культуры. Сегодня многие российские блоггеры размышляя на тему политической ситуации в стране позволяют себе «оригинально» отзываться не только о нынешней власти, но и периоде девяностых-нулевых, так некоторые вообще заявляют, что сепаратизма в постсоветской России не было. Поэтому, в следующей части работы, мы дадим чёткое определение понятию «сепаратизм» и попробуем более полно рассмотреть сепаратизм в отдельных республиках, где он имел более яркое проявление.

Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus - отдельный) - политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Татарский сепаратизм

30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В декларации, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано нахождение республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

26 декабря 1991, в связи с беловежскими соглашениями о невозможности учреждения ССГ и образованием СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя.

21 марта 1992 года в Татарстане прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.

Однако, до этого Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 3-П были признаны не соответствующим Конституции РСФСР - Российской Федерации 1978 года ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров .

31 марта 1992 года Татарстан отказывается подписать Федеративный договор. В апреле 1992 года между органами власти Российской Федерации и Татарстана прошли первые переговоры о присоединении Республики Татарстан к Федеративному договору. Они проходят в течение 1992-1993 годов, но завешаются безрезультатно.

22 мая было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства.

30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством.

В декабре 1993 года в Татарстане объявлен бойкот всероссийского голосования 12 декабря 1993 года по проекту новой Конституции России. Однако часть жителей республики принимает участие в голосовании. Большинство из них (74,84 %) проголосовало за принятие Конституции Российской Федерации, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации.

В заключённом 15 февраля 1994 года Договоре о взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией Татарстан объявлялся объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведенную в соответствие с Конституцией РФ.

В статье Эдуарда Крюкова рассматривается взаимодействие в постсоветский период региональной элиты Татарстана с федеральным центром. История этих отношений складывается из непрерывных попыток получить больше преференций в обмен на лояльность и обещания оставаться в рамках единого государства. Устойчивое желание части татарстанской элиты получить отдельное национальное государство постоянно подпитывается недружественными России силами извне. Для обоснования своих претензий в Татарстане апеллируют к далекому прошлому - взятию Казани Иваном Грозным. Более убедительных аргументов, чем события почти 500-летней давности, подстрекатели не находят. И вдруг русские люди, предки которых столетиями жили на этой земле, оказываются на ней незваными гостями. Экстремистские плакаты на митингах говорят сами за себя: «Татарин! 1552 год не забывай и не давай забыть!».

Интересно посмотреть: а как живут татары с русскими за пределами территории Республики Татарстан? Поскольку две трети татар не проживают в республике, то такой вопрос более чем закономерен.

В тех местах, где я родился и провел детство, как раз проживают русские и татары вперемешку. Разница в менталитетах двух народов, безусловно, есть. Не все традиции смешались и стали общими, но взаимное проникновение огромно. Никогда на моей памяти у нас не было драк или междоусобиц на национальной почве. Небольшой уральский город Михайловск с населением около 10000 человек находится в 130 километрах западнее Екатеринбурга, между ним и Пермью. Вокруг города почти одни татарские деревни: Урмикеево, Шакурово, Акбаш, Уфа-Шигири, Аракаево. Русские деревни тоже есть - Перепряжка, Половинка, - но их меньше. Одним словом, русско-татарский интернационал. Не берусь сказать, сколько процентов в городе проживает русских, а сколько татар, могу сказать только, что русских большинство. В деревнях ситуация зависит от названия: если татарская деревня, то большинство татар, и наоборот: если русская, то большинство русских.

Сегодня, уже нет ни у кого какой-либо предубежденности в том, чтобы русскому купить дом в татарской деревне или, наоборот, в русской деревне - татарину. Выбор делается на основании других необходимых и достаточных условий. Расстояния между упомянутыми населенными пунктами небольшие, особенно при современной мобильности, поэтому большой разницы в социальном плане проживать здесь или там - нет. Смешанных браков много. Иногда, например, можно услышать от русских: «В следующее воскресенье в Урмикеево (5 км от Михайловска) «Сабантуй», родственники звали приехать». И в воскресенье едут, причем не только родственники, а просто горожане на, казалось бы, чужой праздник. И, наоборот, на такие праздники как Масленица или День металлурга татары активно приезжают и участвуют. При этом ни с той, ни с другой стороны нет проявлений признака превосходства, пренебрежения, уничижения, оскорбления. Даже, казалось бы, пресловутое «У-у, та-та-рин!» - всеми воспринимается как определение человека, стоящего на своем, упертого, которого невозможно переубедить, а не как оскорбление. Татарин спокойно скажет: «Да, татарин», - посмеется и пойдет дальше. Правда, секрет в том, что сказать это необходимо с определенной интонацией, иначе действительно можно получить себе врага на всю жизнь. Поэтому бросаться такими фразами редко кто рискует.

Происходит определенное смешение, уравнивание социальной жизни двух народов. В татарских деревнях в школах в каком-то объеме есть татарский. В Михайловске же в школах татарский не учат, хотя дети учатся всех национальностей. И, что характерно, никого это не возмущает, никто не требует ввести во всех школах часы татарского языка.

Может быть, для кого-то я сейчас выскажу крамольную мысль: я не считаю татар нерусскими, другими. Речь идет не о национальности, а о культуре, самоощущении. Те люди, с которыми мне приходилось общаться, имеют такие же точно ценностные ориентиры, как и у меня. Может, я не почувствовал другого отношения к себе потому, что не жил в Татарстане, может это там как-то по-другому?

Не знаю, правильно ли эту частную картинку совместного проживания двух народов расширить до всех тех мест, где в Российской Федерации проживают татары с русскими, но смысл наблюдаемого мной вокруг себя ежедневно очевиден - там, где большинство населения составляют русские, национальных конфликтов нет. Как угодно можно называть этнических русских и этнических нерусских, считающих себя русскими по культуре - «ордерное население», «русскоязычное население», - но у этого населения есть внутреннее, неосознаваемое знание о том, как жить вместе с другими народами, не уничтожая друг друга, а взаимообогащая. Большей частью именно на этом и основывался проект «Советский человек»: «Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь!» Такие понятия, как дружба народов, равноправное сосуществование, совместное развитие внедрялись на государственном уровне, и было неважно, татарин ли ты, башкир, русский или армянин.

После развала Союза подстрекаемые националистами этнические окраины получили свой суверенитет, после чего быстро и почти повсеместно докатались до разрухи, нищеты, необходимости для молодежи ехать зарабатывать в другие страны (в Европу или в ту же Россию), отсутствия развития национальной культуры, о которой в свое время столько кричали.

Остается надеяться, что наши народы не удастся снова, как в перестройку, провести на мякине и что вековой опыт сосуществования самых разных людей и вер позволит сохранить нашу страну.