Задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады. Желаем Вам успехов! Уважаемый участник олимпиады

Игра (вид деятельности) Игра, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).

Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).

Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского ). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.

Ю. М. Лотман.

В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; Bühler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские .

И. Б. Даунис.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Игра (вид деятельности)" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Игра - ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Игра (значения). Игра вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Содержание 1 Игра у животных 2 Детские игры … Википедия

    игра - ы/, мн. и/гры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, отдыха и т. п. Игра в прятки. Игра в карты. Игра с детьми. Синонимы: развлече/ние, увеселе/ние 2) … Популярный словарь русского языка

    Вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… … История Философии: Энциклопедия

    игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… …

    Ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… … Энциклопедический словарь

    ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (англ. play) один из видов активности человека и животных. И. форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. Игра у животных). Детская И. исторически возникший вид деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

    Игра вид культурной человеческой деятельности. Кроме того, слова «игра» и «игры» могут означать: Игра в теории игр математическая формализация взаимодействия нескольких участников (игроков). Игра в трансакционном анализе вид… … Википедия

Книги

  • Игра настольная "Краниум" (С 1939121) , . Цель игры Краниум - достичь центра поля быстрее чем команда соперников. Для передвижения по полю команда выполняет задания в зависимости от выпавшего цвета. В игреприсутствуют следующие…

Олимпиадные задания для школьного этапа всероссийской

олимпиады школьников по физической культуре

в 2014/2015 учебном году

7-8 КЛАССЫ

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

по предмету «Физическая культура»

Инструкция по выполнению заданий

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 3 группы:

1. Задания в закрытой форме , то есть с предложенными вариантами ответов.

Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Ряд заданий оцениваются, если отмечены все зачетные варианты. Это условие указано в задании: «отметьте все позиции».

Выбранные варианты отмечаются, зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий.

Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл. Задания с несколькими возможными вариантами ответов оцениваются в 0,5 балла, если указаны не все варианты, либо 0 баллов, если указана неправильная позиция.

2. Задания в открытой форме , то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

3. Задание в форме, предполагающей графическое изображение движений -компонентов физических упражнений. Рисунки выполняются в бланке ответов.

Записи должны быть разборчивыми. Жюри оценивает каждую, представленную Вами позицию.

Полноценно выполненные задания этой группы оцениваются в 3 балла.

Контролируйте время выполнения задания.

Полноценное выполнение третьей группы заданий потребует больше времени.

Время выполнения заданий – 20 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество и класс, который Вы представляете.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Физическая культура 7-8 класс

1. Античные олимпийские игры получили свое название потому, что

соревнования проводились…

а. …у подножия горы Олимп.

б. …в местности, называемой Олимпией.

в. …в честь олимпийских богов.

г. …после зажжения олимпийского огня.

2. Физические упражнения – это…

а. …естественные движения и способы передвижения.

б. …движения, выполняемые на уроках физической культуры.

в. …действия, выполняемые по определенным правилам.

г. …сложные двигательные действия.

3. Физическая нагрузка упражнений, характеризующаяся увеличением частоты

сердечных сокращений до 150 – 180 ударов в минуту оценивается как…

а. …легкая.

б. …средняя.

в. …большая.

г. …очень большая.

4. Сложные и многообразные изменения, происходящие в организме человека на

протяжении жизни объединены понятием…

а. …физическое воспитание.

б. …филогенез.

в. …физическое развитие.

г. …физическое совершенство.

5. Вид человеческой культуры, ориентированный на оптимизацию природных

свойств людей, обозначается как…

а. …физическое воспитание.

б. …физическое упражнение.

в. …физическая подготовка.

г. …физическая культура.

6. Предметом обучения в физической воспитании являются…

а. …физически упражнения.

б. …двигательные действия.

в. …физкультурные знания.

г. …методы воспитания.

7. Основным специфическим средством физического воспитания является…

а. …закаливание.

б. …соблюдение режима дня.

в. …физическое упражнение.

г. …солнечная радиация.

8. Двигательными умениями и навыками принято называть…

а. …способность выполнить упражнение без активизации внимания.

б. …правильное выполнение двигательных действий.

в. …уровень владения движениями при активизации внимания.

г. …способы управления двигательными действиями.

9. Подготовительные упражнения применяются если…

а. …обучающийся недостаточно физически развит.

б. …в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы.

в. …необходимо устранять причины возникновения ошибок.

г. …применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Какие из предложенных определений сформулированы некорректно?

а. Сила проявляется в способности преодолевать сопротивление

посредством

мышечных напряжений.

б. Взрывная сила обусловливает способность достигать максимальный

уровень

напряжения мышц в минимальное время.

в. Быстрота является качеством, от которого преимущественно зависит

скорость бега.

г. Уровень проявления общей выносливости определяют аэробные

возможности организма.

11. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время…

а. …прогибания туловища назад.

б. …скрещивания рук.

в. …вращениях тела.

г. …разведения рук в стороны.

Отметьте все позиции.

12. При формировании телосложения не эффективны упражнения,

способствующие…

а. …способствующие увеличению мышечной массы.

б. …способствующие повышению быстроты движений.

в. …способствующие снижению веса тела.

г. …формированию правильной осанки.

13. Распределите стили плавания по возрастанию скорости передвижения в воде.

1. На спине. 2. Брасс. 3. Баттерфляй. 4. Кроль.

а. б. в. г.

14. Прием, с помощью которого баскетболист овладевает мячом, обозначается

как…

15. Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы

упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм.

Нарисуйте изображения движений:

Приседания

Наклоны в сторону

Наклоны вперед

Повороты туловища

Ходьба

Бег

Мах правой ногой вправо

Мах правой ногой назад

Вы закончили выполнение задания.

Поздравляем!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

7 – 8 класс

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Фамилия, Имя, Отчество_____________________________________________________

Класс______

БЛАНК ОТВЕТОВ

Контрольные вопросы по инструкции к тесту:

1 а б в г

2 а б в г

№ Варианты ответов № Варианты ответов

вопроса вопроса

1 а б в г 9 а б в г

2 а б в г 10 а б в г

3 а б в г 11 а б в г

4 а б в г 11 а б в г

5 а б в г 12 а б в г

6 а б в г 13 а б в г

7 а б в г 14

8 а б в г 15

Описание Изображение Оценка

Приседание

Наклоны в сторону

Наклоны вперед

Повороты туловища

Ходьба

Бег

Мах правой ногой вправо

Мах правой ногой назад

Оценка (слагаемые и сумма) _____________

Подписи жюри

ТЕХНОЛОГИЯ

оценки качества выполнения теоретико-методических заданий

Всероссийская олимпиада школьников, 2014-15у.г.

Школьный этап

Ответы:

1. б 9. а

2. в 10. в

3. в 11. б, в

4. в 12. б

5. г 13. 4, 3, 1, 2

6. б 14. ловля

7. в 15. Пиктограммы:

8. г

Описание Изображение Оценка

Приседание

Наклоны в сторону

Наклоны вперед

Повороты туловища

Ходьба

Бег

Мах правой ногой вправо

Мах правой ногой назад

Задания в закрытой форме оцениваются в 1 балл .

Задания, предусматривающие более одного правильного ответа оцениваются в:

1 балл, если указаны все «правильные» ответы;

0,5 балла, если указаны не все «правильные» ответы;

0 баллов, если, наряду с «правильными», отмечены «неправильные» ответы.

Изменение порядка цифр в задании №13 оценивается как неправильный

ответ.

Задание в открытой форм е. «Правильное» утверждение оценивается в 2 балла .

Задания, предполагающие графическое изображение. Каждое «правильное»

изображение оценивается в 0,3 балла. Отсутствие зеркальности изображений

не оценивается. Полноценно выполненное задание оценивается в – 3 балла.

Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных

заданий.

Задания в закрытой форме - 13 баллов

Задание в открытой форме - 2 балла

Задания с перечислением: - 3 балла

Максимально возможная сумма - 18 баллов

Практическая часть

Юноши

Акробатическое упражнение

И.п. – упор присев Баллы

1. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь…………………………….. 3,0

2. Наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны…………………… 1,0

3. Упор присев и, толчком двумя, стойка на голове и руках

(держать)………………………………………………………………3,0

4. Опуститься в упор присев и кувырок вперёд…………………….. 1,0

5. Длинный кувырок и ………………………………………………… 1,0

6. Прыжок вверх прогибаясь…………………………………………. 1,0

Девушки

Акробатическое упражнение

И.п. – упор присев. Баллы

1. Кувырок назад………………………………………………………. 2,0

2. Перекат назад в стойку на лопатках (держать)……………………. 1,5

3. Перекатом вперёд лечь и «мост» (держать)………………………. 2,5

4. Поворот в упор стоя на правом колене, левую назад……………. 2,0

5. Махом левой, упор присев и кувырок вперёд……………………. 1,0

6. Прыжок вверх прогибаясь………………………………………….. 1,0

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Волейбол

Юноши, Девушки

Конкурсное испытание заключается в выполнении технико-тактических действий

игры в волейбол: подачи через сетку с лицевой стороны в разные три зоны площадки

соперника, где в центре каждой зоны находится стандартный гимнастический обруч.

Участник выполняет 3 нижних и 3 верхних подачи. За выполнение нижней подачи (при

условии, что мяч перелетает через сетку и опускается в пределах волейбольной площадки)

начисляется 3 очка. За выполнение верхней подачи (при условии, что мяч перелетает

через сетку и опускается в пределах волейбольной площадки) – 5 очков. При попадании

мяча в диаметр гимнастического кольца участнику добавляется дополнительное одно

очко. За подачу в сетку или за пределы площадки очки участнику не начисляются.

Футбол

Юноши, Девушки

На расстоянии 5 м от линии установленных мячей устанавливаются 4 контрольные

стойки; расстояние между ними – 1 м.

Движение игрока начинается по сигналу с линии старта. Участник должен нанести

удар по воротам, вернуться, обежать стойку и нанести удар по второму мячу, вернуться,

обежать стойку и нанести удар по третьему мячу и т.д. произвести удары по 5 мячам и

обежать 4 стойки. Закончить упражнение на линии финиша.

Штраф: если участник не попал в ворота, он должен добежать до линии ворот и

коснуться боковой стойки ворот и вернуться на исходное положение. Если он не обежал

стойку – получает штраф 5 сек. Если он не коснулся боковой стойки ворот – штраф 10 сек.

Упражнение считается законченным, если он пробил все 5 мячей в ворота и

пересек линию финиша.

Победителем считается тот, кто затратит меньшее время на выполнение данного

упражнения и попадет мячом в ворота наибольшее количество

Легкая атлетика

Юноши, Девушки

Испытания в данном виде спорта проводятся в беге на 1000м., как у юношей, так и у девушек. Фиксируется результат в беге.


9 классе

Вопрос № 1

Почему известное правило Жи-ши пиши через «и» в данной формулировке лучше

увидеть, чем услышать?

Это правило в такой формулировке лучше увидеть (напечатанным или

написанным), чем услышать, потому что в сочетании «жи-ши» на месте буквы «и»

произносится звук [ы]. Этот же звук обычно звучит и в сочетании «через и» (если оно

произносится слитно, без паузы).

О ц е н к а.

1. Указано, что «жи-ши» произносится с [ы] – 3 балла

2. Указано, что «через и» может произноситься с [ы] – 5 баллов

Итого: максимум - 8 баллов

Вопрос № 2

В произведении Ф.Гладкова «Вольница» есть такая фраза:

Как только купцы с рёвом и звоном бубенчиков врывались на базарную

площадь, лавки торопливо закрывались, а лотошники разбегались в разные

стороны .

Найдите орфографическую ошибку, которая приводит к изменению смысла слова.

Почему это слово в том значении, которое имеет в виду автор, должно писаться иначе? С

чем связано появление данной ошибки?

1. Слово лотошник обозначает игроков в лото, а писатель говорит о продавцах с

лотка, то есть о лоточниках . (3 балла)

2. В соответствии с основным принципом русской орфографии одну и ту же

морфему в разных словах следует писать одинаково, однако исторические чередования на

письме передаются (лоток - лоточник - чередование в корне к/ч ); лотошник - суффикс -

шник - всегда пишется через ш (домино - доминошник ). (4 балла: 3 за описание принципа,

1 за чередование)

3. Появление этой орфографической ошибки объясняется тем, что на месте

буквосочетания чн во многих бытовых словах произносилось и произносится [шн ],

поэтому произношение слова лоточник совпало с произношением слова лотошник . Таким

образом, неразличение произношения слов привело к орфографической ошибке. (3 балла)

О ц е н к а.

1. Указано на разное лексическое значение слов лотошник и лоточник (3 балла).

2. Приведено словообразовательное обоснование правил написания данных слов:

(4 балла: 3 балла за описание принципа, 1 балл - за чередование);

3. Объяснены причины появления ошибки: неразличение в произношении слов. (3

балла).

Итого: максимум - 10 баллов.

Вопрос № 3

Прочитайте стихотворение Д. Минаева «Педагогический приговор» (1862). Речь в

нем преимущественно идёт о буквах, которые были исключены из русского алфавита:

Буква жалкая! Бродягой

Ты явилась в наш язык,

Сам подьячий за бумагой

Проклинать тебя привык,

За тебя лишь называли

Нас безграмотными всех;

Там, где люди ____________ писали,

_____________ поставить было грех.

Даже избранную братью

Педагогов (крики: вон!)

Допекали буквой __________________

С незапамятных времён».

«Так как с русским человеком

Кровной связи нет у вас,

То ступайте к вашим грекам...»

Но ________________ вдруг упёрлась:

«Мир ко мне неблагодарен!»

Дама рвётся, вся в поту:

«Даже сам _________________ Булгарин

Век писался чрез _____________________.

Вашу верную служанку

Не гоните ж...» (резкий звон).

И несчастную гречанку

На руках выносят вон.

1. Впишите в текст слова, которые должны быть на месте пропусков.

2. Какие буквы, названные в стихотворении, были исключены из русского

алфавита?

3. Когда это произошло? Назовите период времени и события.

4. Какие буквы, не упомянутые Д. Минаевым, были также устранены в это время?


5. Название какой буквы, исключённой из алфавита, имело колебания в

грамматическом роде?

6. Напишите старославянские названия кириллической буквы, которая должна

быть на месте пропуска , и буквы, которая стала обозначать на письме

соответствующий звук при упразднении буквы .

Е, или «есть»

2. Были исключены буквы Ѳ и ѣ (фита и ять ).

3. Результат реформы графики и орфографии 1917-1918 гг. Дополнительно может

быть указано, что решение об устранении данных букв из алфавита было принято

вступило в силу по постановлению Временного правительства ещё летом 1917 г.

4. Также были исключены i и ѵ (иже или и-десятеричное и ижица ).

5. Ять – слово мужского или женского рода: ятемъ , ятью .

6. «е» ѥсть (или есть ); «ф» – фрьтъ (или ферт ).

О ц е н к а.

По 0,5 б. – за правильно вставленные слова (не засчитывать 0,5 балла, если в слове

Фадд ей допущена орфографическая ошибка) – максимум 3 балла;

По 0,5 б. – за каждую правильно названную букву в ответе на вопрос 2 и 4 –

максимум 2 балла;

1 балл за указание на реформу 1917-1918 гг. Возможно добавить ещё 1 балл, если

школьник укажет, что решение об устранении данных букв из алфавита было принято

Орфографической комиссией Академии Наук в 1904-1905 гг. или что это решение

вступило в силу по постановлению Временного правительства ещё летом 1917 г. –

максимум 2 балла;

1 б. – указание на название буквы, имевшей колебание в грамматическом роде в

вопросе 5;

По 1 б. – за написание названия каждой буквы в ответе на вопрос 6 – максимум 2

балла.

Итого: максимум – 12 баллов.

Вопрос № 4

В русском переводе 1725 года сочинения Аполлодора «О богах» слово пентаѳлонъ

оставлено без перевода. В течение XVIII века это слово приобретало вид пентаѳлъ и

пентатлъ . В конце XIX века это слово наконец было передано по-русски.

Вопросы и задания.

1. Как именно было передано по-русски это слово в конце XIX в.?

2. Объясните различия в русском оформлении указанных в задании иноязычных


1. Каково значение глагола оскорблять в этом контексте?

2. Каково современное значение глагола оскорблять ?


3. В чем различие между этими значениями глагола?

4. Назовите (источник чувства) причину скорби писателя.

1. Оскорблять – здесь: ‘заставлять испытывать скорбь, печалить’.

ОСКОРБИТИ – ‘4. Опечалить, огорчить, причинить душевные страдания’ [Словарь

русского языка XI – XVII вв. - 13: 96].

2. Оскорблять – обычно: ‘причинять моральный ущерб, тяжело обижать, крайне

унижать кого-либо’.

3. Различие между этими значениями глагола: a) 1-е значение ближе к

производящему существительному скорбь , оно прямо выводится из скорби , а связь с ней

2-го значения - лишь опосредованная (унижение является источником скорби , но не

единственным); б) источником скорби в 1-м значении может быть не только

целенаправленное действие лица, но и болезнь, беда и т.п., а источником скорби во 2-м

значении может быть только целенаправленное действие лица/лиц.

4. Это болезнь или постоянство болезни сестры, а не целенаправленные действия

О ц е н к а.

1. Указано значение слова в контексте - 2 балла.

2. Указано современное значение слова - 2 балла.

3. Приводятся объяснения в различии значения слов - 4 балла.

4. Дано верное понимание фразы в целом - 2 баллa.

Итого: максимум -10 баллов.

Вопрос № 6

Прочитайте известные строки В.В.Маяковского:

По небу

тучи бегают,

дождями

сумрак сжат.

Под старою

телегою

рабочие лежат.

И слышит

шёпот гордый

Вода

и под

и над :

«Через четыре

года

здесь

будет

город-сад!»

(В.В.Маяковский. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)


Вопросы и задания .

1.Какой частью речи являются выделенные слова и какую синтаксическую

что – междометие (входит в состав междометного сочетания ну что )).

Ну, что сеять можно? (Вопрос о том, какую культуру пора сеять – рожь, овёс и

что – вопросительное местоимение , член предложения - дополнение).

О ц е н к а.

По 0,5 баллов за варианты расстановки знаков препинания (2 балла), по 1 баллу за

объяснение значений (4 балла), по 0,5 баллов за указание членов предложения слов, роль

которых меняется при изменении знаков (2 балла), по 0,5 баллов за указание части речи

слов, роль которых меняется при изменении знаков.

Итого: максимум 10 баллов.

Вопрос № 10

Прочитайте древнерусский текст, переведите на русский язык и ответьте на

вопросы:

Многыми же лэты снабд­щю гсŤдy бгŤy сэм­ преподобнаго василия, ąмножишас­

кн­земъ сынове, ąмножишас­ и области, съąмножи же с­ въ нихъ и зависть, къ симъ же и

вельможьство имъ възрасте, и съвъзрасте вельможствy гърдость, прииде же и богатьства

изъобилование въ съкровища ихъ, и съвниде богатьствy неправда.

(Слово Похвальное Филолога Черноризца святым великомученикам князю

Михаилу Черниговскому и боярину Фёдору)

В о п р о с ы.

1-2. Выделите исторические корни в слове

снабд­щю и вельможьство и подберите

слова современного русского языка с данными историческими корнями, определите

исконное значение корня.

3. Выделите исторические корень и суффикс в слове

съкровища, определите

значение суффикса. Подберите слова современного русского языка с тем же суффиксом.


После того как в течение многих лет Господь Бог заботился о потомках

преподобного Василия, у князей умножились сыновья, умножились и области, с ними

умножилась и зависть, одновременно и самомнение возросло, а с самомнением и

гордость; пришло изобилие богатств в их сокровищницах, а с богатством пришла и

неправда.

Снабд­щю: снабдэти - корень -бд -: ср. бдеть, бдительный, значение -

‘заботиться (забота)’; ср. совр. снабжать ;.

вельможьство – корень вел(ий) ‘большой’; ср. великан, величина .

съкровища – корень кров / кры ; слово образовано при помощи суффикса –ищ(е) со

значением места; ср.: торговать – торжище, убегать – убежище, хранить – хранилище .

О ц е н к а.

За перевод – максимум 6 баллов (за лексические ошибки баллы вычитаются), за

ответ на 1 вопрос – 2 балла, на 2 вопрос – 2 балла, на 3 вопрос – 2 балла.

Итого: максимум 12 баллов.

2.
4.
6.
8.
10.

Итого:


8
12
10

Всего всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 года включает в себя четыре этапа в масштабе школьных, муниципальных, региональных и заключительных предметных конкурсов; балл прохождения на следующий этап установлен организаторами мероприятия и комиссиями олимпиады. Количество участников соревнования неуклонно растет и составляет свыше 6 млн. человек. Стать участником конкурса может любой талантливый школьник, который обучается в российском общеобразовательном учреждении.

Что такое всероссийская олимпиада школьников

Всеросcийская олимпиада школьников - система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.

Началом развития популярности олимпиады можно считать 19 век, когда Астрономическое общество Российской Империи проводило «Олимпиады для учащейся молодежи». СССР продолжил традицию. Уже с 1930-х годов в стране проводились олимпиады по математике, физике и химии. С 1960-х годов организовывались всесоюзные и всероссийские конкурсы. Другие общеобразовательные школьные дисциплины (информатика, ОБЖ и другие) стали пользоваться популярностью уже в конце прошлого века.

Правила проведения­

Организатором соревнования выступает Министерство образования и науки Российской Федерации, которое утверждает составы Центрального организационного комитета и Центральных учебно-методических комиссий. Составлением самих текстов олимпиадных заданий занимаются Центральные предметно-методические комиссии составом, утверждённым Рособразованием. Организаторы конкурса утверждают состав жюри, которое оценивает результаты выполнения олимпиадных заданий. А победитель регионального соревнования поедет на всероссийский этап.

Каждый учащийся российского общеобразовательного учреждения может принять участие в этом конкурсе. Всероссийская олимпиада по математике, физике, химии, биологии, географии, истории, информатике, ОБЖ, литературе, иностранным языкам и другим предметам – уникальная возможность для школьника стать участником соревнования, показать свои знания, проверить уровень своей подготовки, попробовать свои силы в решении разных сложных заданий конкурса. Такое соревновательное обучение стимулирует ребёнка не только получать новые знания, но и углублять уже накопленные.

Родители ученика подают предварительную обязательную заявку на участие ребёнка в мероприятии, а также дают согласие на опубликование олимпиадной работы школьника во всемирной сети (при условии победы ребёнка на любом из уровней конкурса), с указанием полных данных ученика (фамилия, имя, отчество, класс, предмет, субъект Российской Федерации). Ознакомление с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников обязательно.

Основная цель соревнования - выявление талантливых школьников. Есть и приятный бонус – победители и призёры, набравшие определенное количество баллов по результатам состязания, получают уникальный шанс на поступление вне конкурса в любое высшее учебное заведение Российской Федерации по профилю предмета состязания. Еще одной формой поощрения может стать приравнивание призового места к результату в 100 баллов на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) по профильному предмету. Так что всё зависит от уровня подготовки ученика.

Учебные предметы

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 года проводится по 24 общеобразовательным предметам:

  1. Математика
  2. Английский язык
  3. Немецкий язык
  4. Китайский язык
  5. Французский язык
  6. Итальянский язык
  7. Испанский язык
  8. Русский язык
  9. Физика
  10. Информатика и ИКТ
  11. Биология
  12. Химия
  13. География
  14. Астрономия
  15. Экология
  16. История
  17. Литература
  18. Экономика
  19. Обществознание
  20. Право
  21. Технология
  22. Искусство (мировая художественная культура)
  23. Основы безопасности жизнедеятельности.
  24. Физическая культура

Сроки проведения олимпиады 2017-2018 года

Школьные этапы всероссийской олимпиады 2017-2018 года проводятся в местных школах в начале учебного года, в октябре. Муниципальные туры стартуют с начала декабря и продолжаются до Нового Года. Затем школьникам дают передохнуть – региональный этап начинается с конца января и заканчивается в середине февраля. Сроки заключительного тура ежегодно меняются. Для олимпиады 2017-2018 года эти даты пока неизвестны. Всероссийская олимпиада в Москве началась с 4 октября 2017 года по предмету «Астрономия».

Этапы всероссийской олимпиады школьников

Проведение соревнования заключает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский.

Школьный тур

Школьный тур проводится общеобразовательными учреждениями в октябре-ноябре. На этом уровне пробуют свои силы учащиеся 5-11 классов (в соревнованиях по русскому языку и математике могут участвовать и ученики 4 класса общеобразовательных учреждений). При этом, если учащийся хорошо подготовлен, он может взять тематическое задание на класс старше (например, восьмиклассник может участвовать в конкурсе для девятиклассников).

Муниципальный этап

Муниципальный этап всероссийской олимпиады проводится органами местного самоуправления образовательной сферы в ноябре-декабре. Принимают участие в городской олимпиаде победители школьного тура или ученики, победившие в муниципальном туре прошлого года по предметам­(если они продолжают учиться в этой школе) .

Региональный этап

Организаторами регионального этапа выступают органы государственной власти субъектов Российской Федерации в образовательной сфере. Проводится в январе-феврале. На этом уровне участниками становятся ученики 9-11 классов образовательных учреждений, победители и призёры предыдущих этапов и первого этапа, если школа находится за пределами РФ.

Уважаемый участник олимпиады!

Школьная олимпиада по математике проводится в один тур.
Предлагается 5 задач различного уровня сложности.
Никаких особых требований по оформлению работы Вам не предъявляется. Форма изложения решения задач, а также способы решения могут быть любыми. Если у Вас есть какие-либо отдельные соображения по поводу той или иной задачи, но до конца решение Вы довести не можете, не стесняясь, излагайте все свои мысли. Даже частично решенные задачи будут оценены соответствующим числом баллов.
Начинайте решать более легкие на Ваш взгляд задачи, а затем переходите к остальным. Так Вы сэкономите время работы.

Желаем Вам успехов!

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике

5 класс.

Задание 1. В выражении 1*2*3*4*5 замените «*» знаками действий и расставьте скобки так. Чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.

Задание 2. Требуется расшифровать запись арифметического равенства, в котором цифры заменены буквами, причем разные цифры заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.

ПЯТЬ - ТРИ =ДВА Известно, что вместо буквы А нужно подставить цифру 2.

Задание 3. Как при помощи чашечных весов без гирь разделить 80 кг гвоздей на две части - 15 кг и 65 кг?

Задание 4. Фигуру, изображенную на рисунке, разрежьте на две равные части так, чтобы в каждой части было по одной звездочке. Разрезать можно только по линиям сетки.

Задание 5. Чашка и блюдце вместе стоят 25 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 88 рублей. Найдите цену чашки и цену блюдца.

6 класс.

Задание 1 . Сравните дроби , не приводя их к общему знаменателю.

Задание 2. Требуется расшифровать запись арифметического равенства, в котором цифры заменены буквами, причем разные цифры заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Предполагается, что исходное равенство верно и записано по обычным правилам арифметики.

ТРУД
+ВОЛЯ
УДАЧА

Задание 3 . В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша - не Герасимов. Отец Володи - инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова - учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?

Задание 4 . Разделите фигуру по линиям сетки на четыре одинаковые части так чтобы в каждой части оказалось по одной точке.

Задание 5. Попрыгунья стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

7 класс.

Задание1. Решите ребус, если известно, что наибольшая цифра в числе СИЛЕН равна 5:

РЕШИ
ЕСЛИ
СИЛЕН

Задание 2. Решите уравнение│7 - х│ = 9,3

Задание 3. После семи стирок длина, ширина и толщина мыла уменьшились вдвое. На сколько таких же стирок хватит оставшегося мыла?

Задание 4 . Прямоугольник 4 × 9 клеток разделите по сторонам клеток на две равные части так, чтобы из них затем можно было составить квадрат.

Задание 5. Деревянный куб покрасили белой краской со всех сторон, а затем распилили на 64 одинаковых кубика. Сколько кубиков оказалось окрашенными с трёх сторон? С двух сторон?
С одной стороны? Сколько кубиков не окрашено?

8 класс.

Задание 1. Какими двумя цифрами заканчивается число 13!

Задание 2. Сократите дробь:

Задание 3. Школьный драмкружок, готовясь к постановке отрывка сказки А.С. Пушкина о царе Салтане, решил распределить роли между участниками.
- Я буду Черномором, - сказал Юра.
- Нет, Черномором буду я, - заявил Коля.
- Ладно, - уступил ему Юра, - я могу сыграть Гвидона.
- Ну, я могу стать Салтаном, - тоже проявил уступчивость Коля.
- Я же согласен быть только Гвидоном! - произнес Миша.
Желания мальчиков были удовлетворены. Как распределились роли?

Задание 4. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АВ = 8м проведена медиана АD. Периметр треугольника АСD больше периметра треугольника АВD на 2м. Найти АС.

Задание 5. Николай купил общую тетрадь в 96 листов и пронумеровал страницы от 1 до 192. Племянник Артур вырвал из этой тетради 35 листов и сложил все 70 чисел, которые на них написаны. Могло ли у него получиться 2010.

9 класс.

Задание 1. Найдите последнюю цифру числа 1989 1989 .

Задание 2. Сумма корней некоторого квадратного уравнения равна 1, а сумма их квадратов равна 2. Чему равна сумма их кубов?

Задание 3. По трём медианам m a , m b и m c ∆ АВС найти длину стороны АС = b.

Задание 4. Сократите дробь .

Задание 5. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы в слове «камзол»?

10 класс.

Задание 1. В настоящее время есть монеты 1, 2, 5, 10 рублей. Укажите все денежные суммы, которые можно уплатить как четным, так и нечетным числом монет.

Задание 2. Докажите, что 5 + 5 2 + 5 3 + … + 5 2010 делится на 6.

Задание 3. В четырехугольнике ABCD диагонали пересекаются в точке М . Известно, что АМ = 1,
ВМ = 2, СМ = 4 . При каких значениях DM четырехугольник ABCD является трапецией?

Задание 4. Решите систему уравнений

Задание 5. Тридцать школьников - десятиклассников и одиннадцатиклассников - обменялись рукопожатиями. При этом оказалось, что каждый десятиклассник пожал руку восьми одиннадцатиклассникам, а каждый одиннадцатиклассник подал руку семи десятиклассникам. Сколько было десятиклассников и сколько одиннадцатиклассников?