Внешняя политика сталина после войны. Внешняя и внутренняя политика ссср в годы правления сталина

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕВРАЗЭС) – международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Организация открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные цели и уставные положения и способных, по мению стран-участниц, выполнять взятые на себя обязательства.

Символика (эмблема и флаг) Сообщества были утверждены на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002. На флаге с белым полем изображена эмблема в виде двух геометрических фигур, напоминающих два крыла фантастической птицы, развернутые друг к другу на фоне цветов синего и желто-золотистого – символических цветов, олицетворяющих Европу и Азию. В центре расположен глобус с контуром Евразии.

История становления.

Почти сразу после распада СССР начались попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС. Уже в сентябре 1993 в Москве был подписан Договор об Экономическом союзе (ЭС). В этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина – как ассоциированный член, все остальные – как полноправные члены). Договор предусматривал, по образцу западноевропейской интеграции, поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако этот союз, «мини-СССР», оказался нежизнеспособным – не удалось создать даже единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 решение о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). После этого начались попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников.

В январе 1995 Беларусь, Россия и Казахстан (позже к ним присоединился Кыргызстан) подписали соглашения о Таможенном союзе. Целями создания Таможенного союза были провозглашены

– устранение барьеров для свободного товарообмена;

– выработка единых экономических «правил игры» для добросовестной конкуренции;

– координация экономической политики стран-участниц договора, в том числе для защиты их интересов на на мировом рынке.

Опыт реализации соглашений о Таможенном союзе способствовал подготовке и подписанию более масштабного документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств. 29 марта 1996 президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях с целью создания сообщества интегрированных государств. Стороны договорились направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. В феврале 1999 на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве , к которому присоединилась Республика Таджикистан.

Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В нем заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были определены Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, знаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран, общая валютная политика). С другой стороны, образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ и на ставшую очевидной общность исторического наследия стран с переходной (бывшей плановой) экономикой, адаптирующихся к современной мировой экономике и готовящихся ко вступлению в ВТО .

В мае 2003 ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации.

Осенью 2003 пермьер-министр России Михаил Касьянов и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделали заявления о возможном введении единой валюты в рамках Сообщества до 2011. Пока что все расчеты между бизнесменами стран ЕврАзЭС осуществляются в долларах. Станет ли рубль единой расчетной единицей Сообщества, или это будет какая-то другая денежная единица, пока неизвестно. Однако все участники интеграции отдают себе отчет в том, что вводить такую валюту можно будет только после завершения создания зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства.

Значимой вехой на пути интеграции стало заседание в 2003 Межгосударственного cовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в Душанбе, на котором были приняты приоритетные направления развития Сообщества на 2003–2006. В их число входят: формирование единого таможенного пространства, согласование сроков и условий вступления в ВТО, развитие энергетических ресурсов, форсирование создания евразийского транспортного союза, создание общего агрорынка, миграционная политика, борьба с наркоторговлей.

Вместе с тем, темпы реализации поставленных перед Сообществом задач не всегда выполняются и потому часто попадают под огонь критики СМИ. Неудовлетворенность развитием ЕврАзЭС нашла выражение в создании весной 2004 еще одного интеграционного объединения – Единого Экономического Пространства (ЕЭП): в него не вошли относительно слабые Кыргызстан и Казахстан, но зато в ЕЭП удалось включить в качестве полноправного члена Украину (вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном).

Организация.

Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ (см. Рис.).

Межгосударственный Совет –высший орган ЕврАзЭС. Рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. При приятии решений в ЕврАзЭС разные страны имеют неравные права, согласно различиям их вклада в бюджет: Россия – 40% голосов, Беларусь и Казахстан – по 20%, Кыргызстан и Таджикистан – по 10%. Председателем Межгосударственного совета является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Интеграционный Комитет исполнительный орган Сообщества, его основные функции: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.

Суд Сообщества образован в целях обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений. К его функциям отнесено рассмотрение споров экономического характера, возникающих между членами ЕврАзЭС по вопросам исполнения решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в рамках Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (правопреемница Межпарламентского Комитета) – орган парламентского сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС. Ее основными задачами являются формирование единой правовой политики ЕврАзЭС, координация законотворческой деятельности национальных парламентов, обеспечивающей реализацию целей и задач ЕврАзЭС, создание организационно-правовых условий для приведения законодательств государств-членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, организация межпарламентского сотрудничества.

Помимо руководящих органов ЕврАзЭС, в процессе эволюции этой организации возникли различные неправительственные форумы, дающие возможность озвучить интересы частных деловых и предпринимательских кругов стран-участниц и дать поле для диалога с властями и общественными организациями. Так в 2002 был сформирован Деловой совет при ЕврАзЭС и создана ассоциация, которая объединила вокруг себя профессиональные гильдии предприятий родственных отраслей (транспортно-экспедиционная, банковская, строительная, нефтехимическая, металлургическая и т.д.). Учредителями Ассоциации стали Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России. А в феврале 2003 состоялся первый международный Экономический форум ЕврАзЭС – новая форма сотрудничества бизнесменов разных стран. Ожидается, что это должно придать новый импульс интеграционным процессам.

Значение.

Если сравнивать ЕврАзЭС с другими интеграционными группировками, то несмотря на то, что многие комментаторы проводят параллели с Европейским Союзом и говорят о некоем евразийском аналоге ЕС, на самом деле ЕврАзЭС не является наднациональным органом и скорее близок к Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), хотя и имеет большие амбиции.

Первый стимул постсоветской интеграции связан с сравнительно низкой конкурентоспособностью многих экс-советских товаров по отношению к зарубежным. Если ликвидировать таможенные барьеры, то многие отрасли обрабатывающей промышленности (текстильная, пищевая, деревообрабатывающая и др.) под давлением дешевого и качественного импорта могли бы полностью разориться. Поэтому все страны СНГ заинтересованы в создании системы экономической коллективной защиты отечественного бизнеса, которая бы временно преграждала путь товарам из дальнего зарубежья и одновременно готовила будущую конкуренцию с ними. Как в 1960 Великобритания создала ЕАСТ для подготовки коллективного вступления в ЕС, так в 2000-х в ЕврАзЭС согласовываются позиции для вступления ее членов в ВТО. Базовой позицией приема в ВТО являются российские ориентиры. Согласования внутри сообщества идут для того, чтобы избежать дополнительных торговых уступок странам-гигантам – членам ВТО.

Помимо этого, интеграция направлена на восстановление и поддержание экономических связей бывших республик СССР, отчасти потерянных в 1990-е после распада единого государства. По оценкам экспертов, без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из экс-советских республик, способна производить лишь примерно 65% продукции. Казахстан без связей с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизстан и Таджикистан – менее 5%. Столь высокая технологически обусловленная взаимозависимость является вторым стимулом постсоветской интеграции, заставляя бывшие советские республики сохранять хотя бы некоторые элементы советской системы экономических связей.

Третий стимул развития ЕврАзЭС – это распространенное среди значительной части «простых» людей-граждан СНГ стремление «вернуться в СССР». Даже в начале 1990-х стремление к полноценной национальной независимости выражало отнюдь не большинство населения экс-советских республик. Когда же в 1990-е всем «республикам свободным» из распавшегося Союза пришлось пережить глубокий и затяжной кризис, то миф о «сильном и богатом СССР, разваленном своекорыстными политиканами», укрепился в массовом сознании еще сильнее. Поэтому любые мероприятия, напоминающие «оживление СССР» (даже если речь идет о чистых декларациях), ведут к повышению рейтинга тех политиков, которые их организуют.

Таким образом, можно сказать, что создание ЕврАзЭС (как раньше ЭС и позже ЕЭП) было реакцией на внутренние проблемы СНГ и на объективную потребность совместных действий в современной мировой экономике.

Развитие экономики стран ЕврАзЭС в 2000-е демонстрирует некоторые позитивные тенденции.

Практически во всех странах Евразийского экономического сообщества в 2003 был зафиксирован рост основных макроэкономических показателей, хотя темпы этого роста по сравнению с 2002 несколько замедлились. Все пять государств, входящих в ЕврАзЭС, добились относительной стабилизации курсов национальных валют по отношению к доллару США. Во всех странах Сообщества имело место замедление темпов инфляции и рост среднемесячной заработной платы.

Оборот торговли стран этого сообщества вырос за 2000–2004 на 88%, в то время как у других стран СНГ – лишь на 11%. Если в рамках СНГ существует более 300 ограничений во взаимной торговле, то в ЕврАзЭС нет ни одного, что позволяет членам сообщества реализовать режим более свободной торговли со всеми вытекающими выгодами.

Возможно, именно эти оптимистические показатели стали важнейшим аргументом в пользу вступления в сообщество в 2002 Молдовы, Украины и Армении (правда, пока лишь в качестве наблюдателей, без права голоса).

Сообщество продолжает работу по унификации железнодорожных тарифов, упрощению таможенных процедур, формированию платежно-расчетной системы, за основу которой взят российско-казахстанский опыт.

Проблемы развития ЕврАзЭС.

Несмотря на некоторые положительные показатели развития ЕврАзЭС, многие экономисты демонстрируют более чем скептическое отношение к перспективам его трансформации в экономический блок типа ЕС. Ю.В.Шишков даже называет интеграционные проекты на постсоветском экономическом пространстве виртуальной реальностью, которая приходит в столкновение с преобладающей тенденцией противоположного характера – не интеграцией, а дезинтеграцией.

Главным доказательством мнимости постсоветской экономической интеграции является статистика товаропотоков. Хотя в абсолютном выражении взаимный товарооборот стран СНГ в 1990-е увеличивался, в относительном он, напротив, устойчиво сокращался (см . Табл.). Это означает, что экономическая взаимозависимость постсоветских государств падает, разрушая тем самым фундамент интеграционных процессов.

Дело в том, что низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства – это фактор, одновременно и поддерживающий взаимную торговлю, и разрушающий ее: экспортировать эти товары можно лишь в «ближнее зарубежье», но импортеры стараются переориентироваться на более качественные товары из «дальнего зарубежья». Поскольку в рыночном хозяйстве последнее слово остается за потребителем, то спрос на готовые товары из «ближнего зарубежья» уменьшается. Исключением являются сырьевые товары (нефть, газ, медь, алюминий), которые покупать в России дешевле, чем на мировом рынке. Но такая торговля выливается в скрытое субсидирование стран «ближнего зарубежья» за счет России, вызывающее обвинения в «иждевенчестве».

Другая важная причина торможения интеграции – это сильные различия между национальными экономическими системами стран СНГ. Во-первых, Россия по своей экономической и политической силе превосходит все прочие экс-советские республики вместе взятые, что обективно обусловливает известное неравноправие. Во-вторых, уровень экономического развития разных стран СНГ далеко не одинаков и количественно, и качественно. В среднеазиатских республиках показатель ВВП на душу населения существенно ниже российского: в Казахстане – примерно на 25%, в Кыргызстане – на 70%, в Таджикистане – почти на 90%). В Белоруссии же среднедушевые показатели близки к России, но по части разгосударствления экономики Беларусь отстает даже от Средней Азии (в 1999 частный сектор давал в России 70% ВВП, в Казахстане – 55%, в Таджикистане – 30%, в Белоруссии – всего 20%).

Наконец, за постсоветский период в странах СНГ так и не сформировалась культура консенсуса. Национальные политические элиты не желают делиться реальной властью с Москвой, которую подозревают в имперских амбициях. Поэтому популистские «слова» об интеграции очень часто идут рука об руку с отсутствием реальных «дел». Более того, когда заходит речь о реальных сиюминутных экономических интересах, то интеграционная риторика просто забывается. Например, когда после падения курса рубля во время кризиса 1998 резко повысилась ценовая конкурентоспособность товаров России, то президент Казахстана Н.Назарбаев без консультаций с партнерами по Таможенному союзу ввел 200-процентную пошлину на все российские продовольственные товары. Этот факт тем более показателен, что именно Назарбаева называют главным инициатором создания ЕврАзЭС. А Кыргызстан вообще сумел вступить в ВТО, опередив всех своих евразийских партеров. Поэтому в ЕврАзЭС пока не удается завершить даже унификацию таможенных тарифов (формирование Таможенного союза планируется завершить лишь к концу 2006).

Пока трудно сказать, удастся ли переломить центробежные тенденции на постсоветском экономическом пространстве. Наибольшие перспективы эксперты усматривают внутри группы наиболее культурно близких стран – России, Белоруссии, Украины и, возможно, Казахстана.

Интернет-ресурсы: http://mpa.rbc.ru/ru/events/plan/ – межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС

Михаил Липкин, Юрий Латов

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами, движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;

исполненные решимости повышать эффективность взаимодействия в целях развития процессов интеграции между ними и углублять взаимное сотрудничество в различных областях;

осознавая необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;

выражая готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

подтверждая свою приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о следующем:

Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

Цели и задачи

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

Интеграционный Комитет;

Межпарламентская Ассамблея (МПА);

Суд Сообщества.

Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.

Председательство

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года.

Порядок председательства в других органах Сообщества определяется соответствующими положениями.

Межгосударственный Совет

Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.

Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

1. Основные задачи Интеграционного Комитета: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:

принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;

ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;

рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам, и готовит соответствующие предложения;

2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.

Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

Межпарламентская Ассамблея

Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон. Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий: разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;

принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;

Положение о Межпарламентской Ассамблее утверждается Межгосударственным Советом.

Суд Сообщества

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.

Суд Сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.

Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

- международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Организация, ставшая правопреемницей Таможенного союза, создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках Сообщества. В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.


Цели Сообщества


ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.


Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.


В число основных задач Сообщества входит:


  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

  • введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;

  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

  • разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;

  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

  • формирование общего энергетического рынка;

  • создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;

  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

  • сближение и гармонизация национального законодательства;

  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии - Аскаром Акаевым, России - Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахмоновым.


Состав ЕврАзЭС


Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.



ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять.


Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.


Структура руководящих органов ЕврАзЭС


К числу руководящих органов Сообщества относятся Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества.


Межгосударственный совет


Это высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран сообщества.


В мае 2002 года председателем Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В июне 2005 года на эту должность был избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко.



Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.


Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год (2002 г. - Москва, 2003 г. - Душанбе, 2004 - Астана, 2005 - Москва, 2006 (внеочередной) - Санкт-Петербург), на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.


Интеграционный Комитет


Это постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного Комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых межгосударственным Советом.


Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже четырех раз в год.


Секретариат


На это структурное подразделение возложена задача организации и информационно-техническое обеспечение работы Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.


Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. В октябре 2001 года решением пяти президентов на эту должность был назначен Григорий Рапота.


Место нахождения Секретариата город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).


Комиссия постоянных представителей


Главы государств, входящих в Сообщество, назначают постоянных представителей при ЕврАзЭС. Образованная ими Комиссия постоянных представителей предназначена для обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС.


Межпарламентская Ассамблея


Это орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества.


Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В ее состав входят (по состоянию до вступления Узбекистана в ЕврАзЭС) 28 парламентариев от России, по 14 - от Белоруссии и Казахстана, по 7 от Киргизии и Таджикистана.


Секретариат Межпарламентской Ассамблеи размещается в Санкт-Петербурге (Россия).


Суд Сообщества


Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения.


Местонахождение Суда Сообщества - город Минск (Белоруссия).


Вспомогательные органы


В рамках Сообщества действует ряд вспомогательных органов. Активно работают созданные при Интеграционном Комитете Совет по энергетической политике, Совет по транспортной политике, Совет по пограничным вопросам, Совет руководителей таможенных служб, Совет руководителей налоговых служб, Совет министров юстиции и другие.


Объединенные в этих советах руководители ведомств шести государств совместно вырабатывают согласованную политику в соответствующих областях.


Бюджет ЕврАзЭС


Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами Сообщества и утверждается Межгосударственным Советом.


Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40 процентов вносит Россия, по 15 процентов - Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5 процентов - Киргизия и Таджикистан.


Принятие решений в Сообществе


Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.


В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан - по 15, Киргизия и Таджикистан - по 7,5.



Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС


К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:


Транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.


Энергетика - совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.


Трудовая миграция -социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.


Аграрно-промышленный комплекс - согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и других).


Условия перемещения граждан стран, входящих в ЕврАзЭС, по территории Сообщества


В соответствии с межправительственным соглашением граждане государств - членов ЕврАзЭС, независимо от места постоянного проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств ЕврАзЭС без виз.


Порядок приобретения гражданства


В настоящее время в Сообществе действует упрощенный порядок приобретения гражданства. Поскольку межгосударственное соглашение, регламентирующее этот порядок, относится к числу международных, то согласно международным правилам оно обладает приоритетом над соответствующими национальными правовыми актами.


Права граждан государств, входящих в ЕврАзЭС, на получение образования в высших учебных заведениях стран Сообщества


В соответствии с заключенным соглашением, любой гражданин любой страны ЕврАзЭС имеет право поступать в любое гражданское высшее учебное заведение любой страны ЕврАзЭС на тех же основаниях, что и граждане той страны, на территории которой находится это высшее учебное заведение.


Выгоды для реального бизнеса


Выгоды от участия в ЕврАзЭС для реального бизнеса пяти стран заключаются прежде всего в том, что деловая активность развивается в рамках единого экономического пространства, которое поддерживается благодаря унификации национальных законодательств стран Сообщества и создания равных условий для хозяйствующих объектов, действующих на этом пространстве. При перемещении товаров и услуг, произведенных на территории ЕврАзЭС, через внутренние границы Сообщества не взимаются таможенные пошлины. За счет снижения трансакционных издержек товары, произведенные на территории стран ЕврАзЭС, становятся более конкурентноспособными по сравнению с товарами третьих стран. Немалую роль играет также возможность использования имеющегося потенциала инновационных технологий и интеллектуальных ресурсов пяти государств Сообщества.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Секретариат Интеграционного Комитета

Евразийского экономического сообщества:


105066, г. Москва, 1-й Басманный переулок, д.6, стр. 4

История создания ЕврАзЭС

Евроазиатское экономическое сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 года, как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.

Однако формирование государствами "пятерки" Таможенного союза и Единого экономического простанства началось еще раньше, в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Для перспективного развития ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства необходимо ускорение процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участников этого сообщества. Для этих целей рассмотрим действующий механизм налогообложения этих стран.

Все члены Евроазиатского экономического сообщества являются участниками Содружества независимых государств и существуют тесные связи между этими двумя организациями.

Цели сообщества и его структура

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

В число основных задач Сообщества входит:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и
  • единой системы мер нетарифного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;
  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств;
  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

По мнению вице-премьера Виктора Христенко, Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия должны принимать более ответственные решения в области экономического сотрудничества, для чего необходимо создать структуру наподобие Европейского Союза. Высшим органом Евроазиатского экономического сообщества станет Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и правительств стран-участниц. Проект документа о создании Евроазиатского экономического сообщества будет предварительно обсуждаться на заседании Света глав правительств Таможенного союза 6 октября.

До конца 2006 года Узбекистан подпишет 65 из 80 договоров, действующих внутри Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), заявил накануне журналистам Латиф Гулямов, заместитель председателя комитета по международным делам и межпарламентским связям Олий Маджлиса (нижней палаты республиканского парламента). Кроме того, официальный Ташкент согласует с нормами ЕвразЭС 57 внутренних документов.

По словам Л.Гулямова, Узбекистан получает ряд преимуществ с вступлением в ЕвразЭС. Это безвизовый режим для поездки своих граждан, признание узбекских дипломов о высшем образовании во всех странах сообщества, и, самое главное, координированность контактов республики с ВТО, ОБСЕ, другими международными организациями. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС 25 января 2006г.

Структура ЕврАзЭС

Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Этот орган рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств - членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС.

Исполнительный орган Евразийского экономического сообщества - Интеграционный комитет, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств.

В соответствии с подписанным в Минске в 2004 году Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ Экономический суд СНГ временно до формирования Суда ЕврАзЭС, по заявлению заинтересованных государств ЕврАзЭС в лице их правительств будет разрешать споры экономического характера.

Налогообложение в странах ЕврАзЭС

Налог на прибыль. В качестве плательщиков налога на прибыль выступают предприятия и организации-юридические лица. Во всех рассматриваемых странах, кроме Кыргызстана, плательщиками данного налога являются иностранные юридические лица, то есть предприятия-нерезиденты. В Кыргызстане в качестве плательщиков налога выступают только юридические лица-резиденты. Кроме уже упомянутых различий, в России, Таджикистане и Казахстане налог на прибыль уплачивается при соблюдении определенных условий также филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций. В Республике Беларусь юридические лица могут делегировать исчисление и уплату налога на прибыль своим филиалам, имеющим отдельный баланс и расчетный счет.

Кроме того, в Республике Беларусь налог на прибыль платят участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение расчетов с бюджетом по совместной деятельности или которые получают выручку до ее распределения.

Основная ставка, по которой налог на прибыль взимается в Беларуси, - 25 % от налогооблагаемой базы. Вместо основной ставки при налогообложении прибыли отдельных категорий налогоплательщиков применяются следующие ставки:

  • 15 % - по предприятиям (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 МРОТ, со среднегодовой численностью работающих в промышленности - до 200 человек, в науке - до 100 человек, в строительстве и других производственных сферах - до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
  • 10 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от производственно-технического обслуживания АПК;
  • 7 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК.

Кроме перечисленных ставок, местные Советы устанавливают фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговли в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.

В России действует дифференцированная система ставок, основная особенность которых определяется государственно-правовым устройством Российской Федерации. Ставка налога на прибыль состоит из двух частей. Первая, в размере 2 %, определяет размер налога, поступающего в федеральный бюджет. Вторая часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %, если иное прямо не предусмотрено в законе. (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 365-ФЗ).

Налог на имущество. Налог на имущество юридических лиц взимается на территории России, Беларуси, Казахстана и Таджикистана. Налогообложение имущества имеет в этих странах много общих черт, однако существуют отдельные позиции, определяющие его специфику. К числу общих черт относится такой элемент налога, как плательщики. Во всех этих странах к числу плательщиков относятся юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс. Для этих стран характерен также невысокий уровень ставки, колеблющийся в пределах от 0,5 до 2 % от налогооблагаемой базы. Основным отличием в определении ставки налога является то, что в Беларуси и Таджикистане размер ставки является фиксированным, а в России определен максимальный уровень, в рамках которого субъектам Федерации дано право устанавливать конкретный размер ставки налога.

Земельный налог . На сегодняшний день в странах ЕврАзЭС действует двухуровневая система налогов и сборов, за исключением Российской Федерации (трехуровневая). Так, в Республике Беларусь насчитываются 12 общегосударственных и 4 местных налога, в Республике Казахстан соответственно - 5 и 12, в Кыргызской Республике - 6 и 16, в Республике Таджикистан - 14 и 3, в Российской Федерации - 17 общегосударственных, 5 региональных и 22 местных налога.

С 2012 году торговать в СНГ можно будет без ограничений

Страны Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) решили создать зону свободной торговли со всеми государствами СНГ. До 2012 г. будут ликвидированы барьеры в торговле алкоголем, сахаром и сигаретами. Отечественные производители в основном спокойны: в случае резкого увеличения импорта российское законодательство позволяет им требовать введения новых ограничений.

Сегодня на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС будет оглашен график отмены таких изъятий. Как следует из материалов к совету, которые имеются в распоряжении "Ведомостей", до 1 июля 2006 г. будут ликвидированы барьеры для ввоза водки и табачных изделий, годом позднее – сахара, а до 1 января 2012 г. – спирта. В июле такой же график отмены ограничений Россия согласовала с Украиной. "Теперь мы делаем реальный вклад в свободную торговлю с остальными участниками СНГ", – говорит генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота. По его словам, зафиксированные в графике сроки – предельные: если внутренние рынки участников союза будут готовы к конкуренции, пошлины обнулят и раньше.

ЕврАзЭС будет вводить единую валюту

По итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, завершившегося 19 мая в Минске, подписаны 3 документа: Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС; Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей со внесением на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС и документ «Об общих принципах формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между станциями железных дорог государств-членов ЕврАзЭС и порядке установления понижающих коэффициентов и сквозных тарифных ставок на перевозки грузов между станциями железных дорог государств-членов ЕврАзЭС».

По словам экспертов, Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС значительно упростит процедуру перемещения продукции, производимой в Сообществе.

В ходе заседания внимание было уделено созданию Таможенного союза, окончательный срок создания которого намечен на конец 2006 года.

Введение единой валюты – это этап, который свидетельствует о высоком уровне интеграции. Об этом сказал Премьер-Министр РК Даниал Ахметов, отвечая на вопросы журналистов. По его словам, прежде чем прийти к этому этапу, необходимо создать Таможенный союз и Единое экономическое пространство. «У нас должно быть четкое понимание того, что создание единой валюты – это делегирование своих национальных прав, и к этому каждое Правительство должно быть готово», - подчеркнул Д.Ахметов. Что касается сроков введения единой валюты, то, по мнению главы Правительства Казахстана, все зависит от того, как успешно будут сделаны два шага – Таможенный союз и ЕЭП. «Я думаю, мы к этому придем», - добавил Премьер РК.

Кыргызстан считает необходимым принять в рамках ЕврАзЭС единый документ, регламентирующий порядок пребывания трудовых мигрантов на территории стран Сообщества, - такое мнение в Минске в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС высказал член интеграционного комитета ЕврАзЭС Полномочный представитель Президента КР по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС Алмамбет Матубраимов, передает Казинформ.

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии.