Состояние наблюдателя. Как идти своим истинным путем, не вовлекаясь в игру окружающих

Огромное количество психологических проблем - от страха ошибиться до кризиса среднего возраста - имеют один общий глубинный корень. Это идентификация - то, кем вы себя считаете. То, как вы отвечаете на вопрос «кто я?».

Как корабль назовете, так он и поплывет

Как идентификация создает проблемы? Очень просто.

Например, вы учитесь в школе и получаете четверку. Если вы сильно расстроены, если вам стыдно, то вы думаете примерно так: «Я же отличница! Значит, я должна получать только пятерки!» Говоря психологическим языком, вы отождествляете себя с ролью отличницы, и поэтому вам так плохо от объективно хорошей оценки.

Во взрослой жизни этот механизм работает по такому же принципу. Женщина, соединяющая свое «я» с внешней красотой, будет в панике, обнаружив неизбежные возрастные изменения. Специалист, которого уволили, может оказаться в депрессии из-за крушения своей идентичности «я успешный, востребованный профессионал».

У каждого из нас есть список того, с чем мы себя отождествляем. Часто это социальные роли или профессия: отец, мать, сын, дочь, муж, жена, врач, пожарный, учительница, актриса.

Иногда нас полностью захватывают те или иные желания, эмоции, настроения. Есть люди, неразрывно внутренне соединенные с некими принципами, системой убеждений, теоретическими парадигмами и умозаключениями.

Важно понимать, что мы сильно зависим от того, с чем себя отождествляем или идентифицируем. Вспомните пример про отличницу: ее невротические реакции напрямую вызваны идентификацией. Хорошист или троечник из-за четверки не расстроится.

Как развязать гордиев узел?

Любая идентификация - это зауженное представление о себе. Поэтому решение проблем, связанных с ней, состоит в том, чтобы этот узел развязать.

Это понимали мудрецы и духовные учителя еще много сотен лет назад. Однако тогда еще не существовало сформированной психотехники - пошаговых приемов работы со своим сознанием.

Современная практическая психология успешно создает способы, благодаря которым обычные люди, не шаолиньские монахи, могут эффективно работать со своей психикой и решать психологические проблемы.

Во второй половине ХХ века психологами был открыт простой, но мощный способ радикального изменения представлений о том, кто я есть. Давайте прямо сейчас сделаем эту практику.

Читайте текст ниже настолько медленно и вдумчиво, чтобы внутри вас возникал отклик на слова, появлялись какие-либо ощущения или образы.

Практика

У меня есть тело. Сейчас оно не такое, как 20 лет назад, а еще через 20 лет оно будет другим. Иногда мое тело в порядке, иногда какая-то его часть болеет. Ощущения от моего тела меняются. Кроме того, я могу его осознавать. Значит, мое тело - это не я. У меня есть тело, но я - это не мое тело.

У меня есть эмоции. Они приходят и уходят. Обычно я могу осознавать и контролировать свои эмоции, но иногда они очень сильно охватывают меня. К разным своим эмоциям я отношусь по-разному: одни мне приятны, другие - нейтральны, третьи - отвратительны. Исходя из всего этого ясно, что мои эмоции - это не я. У меня есть эмоции, но я - это не мои эмоции.

У меня есть желания. Они переменчивы и даже иногда непоследовательны или противоречивы. Как правило, я могу их осознавать, наблюдать за их «поведением». Поэтому мои желания - это не я. У меня есть желания, но я - это не мои желания.

У меня бывает разное настроение. Порой я грущу, иногда злюсь, часто радуюсь. Разные настроения приходят и уходят, плюс - я могу на них смотреть со стороны («из-за чего я расстроился?»). Получается, что мое настроение - это не я. У меня есть настроение, но я - это не мое настроение.

У меня есть мысли. Некоторые из них я сосредоточенно обдумываю («Выходить ли мне замуж за Петю или лучше за Колю?» ). Чаще мысли просто сами спонтанно возникают в моей голове. Порой мне приходят в голову классные творческие мысли, а иногда - депрессивные, самообвинительные. Поскольку мои мысли вот такие разные и поскольку я могу, научившись, их осознавать и наблюдать, то ясно, что мои мысли - это не я. Несмотря на то что большинство из них - обо мне, о том, какой я. Итак, у меня есть мысли, но я - это не мои мысли.

Подводя итог этому самоисследованию, я четко вижу, что я не являюсь моими эмоциями, мыслями, желаниями, настроениями и моим телом . Я разотождествляюсь со всем этим.

Что же остается в итоге? Кто я на самом деле?

Получается, что на глубинном уровне я - это тот, кто осознает все более поверхностные явления, я - центр восприятия всех внешних и внутренних феноменов, я - наблюдатель за переменчивыми мыслями, эмоциями, телесными ощущениями.

Что значит быть наблюдателем?

Такой принципиальный переворот может остаться для вас всего лишь забавной игрой ума, а может стать мостиком в совершенно иное качество проживания жизни.

Существует громадная разница между жизнью человека, которого постоянно «накрывает» одно переживание за другим, кто «тонет» в своих эмоциях и настроениях, поступками которого управляют переменчивые, спонтанно возникающие мысли, и жизнью человека, который идентифицирует себя с наблюдателем, свидетельствующим переменчивую реальность (то есть на глубинном уровне считает себя им).

Второй вариант не делает человека безэмоциональным холодным роботом, но открывает не доступную в первом варианте внутреннюю свободу. Мысли не становятся триггерами острых переживаний, длительных дискомфортных состояний, спонтанных поступков с неприятными последствиями (а у большинства людей именно так и происходит, большинство людей именно так и живут).

Хотя от физической боли и трудных ситуаций никуда не деться в любом случае, но человек, укоренившийся в ощущении себя как наблюдателя за происходящим, воспринимает и переживает такие проблемы иначе, ведь с наблюдателем ничего негативного происходить не может. Наблюдатель или свидетель лишь осознает физические ощущения или же мыслеобразы в уме.

В духовных традициях внутреннего наблюдателя часто описывают как зеркало, отражающее все. Подчеркивается, что зеркало делает это без малейших усилий, оно отражает точно, безоценочно, и с ним самим при этом ничего не случается.

Практика

Попробуйте представить себя зеркалом: воспринимайте все, что видите, слышите, ощущаете, как отражение в зеркале: «Вот появился звук машины, вот он исчез... птичка села на ветку... улетела... в животе бурчит... стихло...»

Усложните себе задачу. Пройдитесь по комнате или выйдите на улицу, продолжая «быть зеркалом», - без комментариев просто «отражайте» все вокруг: картинки, звуки, ощущения от ветра, солнца, дождя... Осознайте новизну полученного опыта безоценочного восприятия.

Если хорошенько укорениться в новом самоощущении, то получается легко переживать разные стрессовые ситуации. Вы станете так же свободны от влияния тревожных или депрессивных мыслей, как от дождя, наблюдая за ним из теплой комнаты. Множество проблем потеряют силу и власть, ведь они не смогут вас зацепить: все мысли и ощущения оказываются просто объектами вашего наблюдения, они просто отражаются в зеркале вашей осознанности.

Вероятно, предложенный метод не является панацеей, но его возможности огромны, в чем я вам советую убедиться на собственном опыте.

От редакции

«Измените мозг - изменится и жизнь!» - такой лозунг взял для своей книги нейробиолог, нейропсихиатр Дэниэл Амен. Действительно, многие проблемы в нашей жизни решаются в голове. Читайте конспект ключевых идей Амена в нашем обзоре: .

Кризис идентификации, страх потерять собственное «я», неуверенность в себе - тяжелый багаж, чтобы носить его с собой каждый день. Французский коуч Дэвид Ларош предлагает объявить семидневный марафон уверенности в себе, который поможет вам дать толчок желаемым переменам в жизни: .

Принять себя и не зацикливаться на несоответствии собственным ожиданиям быть идеальным - миссия невозможна? Life-технолог Екатерина Костина рассказывает, как принять свою уникальность: .

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Чувства и эмоции зачастую играют наиболее важную роль в нашей жизни. Если научиться брать под контроль свои эмоции, они могут нести нас по жизни в правильном направлении. А в противном случае - сбивать с ног и захлестывать с головой, лишать нас силы и энергии, приносить опустошение и внутреннее эмоциональное выгорание. И только вам выбирать - по какому пути идти.

Чего вы хотите добиться?

Работа над собой - это самая важная и значимая работа человека в жизни, а её результаты зачастую бывают малозаметны, приходят медленно и очень постепенно. Когда вы идете по пути саморазвития, то одним из самых значимых и важных элементов является то, чтобы помнить о целях, которые вы поставили перед собой, о том, чего же вы на самом деле хотите добиться от себя, каким человеком хотите стать, и что хотите иметь, как результат ваших усилий.

Никогда не довольствуйтесь минимумом, уберите из своего лексикона такое словосочетание как« мне хотя бы», помните о том, что наверняка будет еще лучше, чем есть сегодня;

Постоянно напоминайте себе о своей цели, о том, как сильно вы её хотите, что вы этого достойны, используйте« коллаж мечты», разместите его на видном месте, чтобы ежедневно видеть то, к чему вы стремитесь;

Когда вы ставите материальные цели, представьте себе, какие чувства вы будете испытывать, когда достигнете этого.

Учимся контролировать эмоции

Какие эмоции нужно контролировать? Те, проявления которых имеют негативные последствия. Гасить в себе эмоции очень сложно и чревато негативными последствиями, но можно повлиять на них локально. Например, выделите себе определенное время, когда вы будете проявлять ту эмоцию, с которой хотите справиться. И только в это время на все 100% отдайтесь этой эмоции. Хотите плакать - плачьте, но не останавливайте себя - отрицательные эмоции тоже надо уметь переживать.

В некоторых японских компаниях есть специальные комнаты психоразгрузки, в которых стоят резиновые куклы, иногда даже имеющие лица начальников. Любой служащий может пойти в эту комнату и отдаться своим чувствам, поколотить куклу руками, ногами, дубинками, словом, разгрузить свои эмоции.

Метод« Я наблюдатель»

Одним из самых, по моему опыту, методов контроля эмоций негативного характера, является метод« Я наблюдатель»(мое собственное название). Его суть проста: необходимо отстраниться и начать наблюдать за своей эмоцией, которая в данный момент есть у вас.

Например, вы испытываете раздражение по какому-то поводу. Согласно работам известного советского ученого А. Н. Леонтьева, таким, например, как« Деятельность. Сознание. Личность» любая эмоция, или чувство, или боль, всегда имеют конкретную локализацию в теле человека. Это не что-то эфемерное и не понятное, а совершенно конкретное ощущение в теле, и, в зависимости от эмоции, это совершенно конкретное место, локация, в теле. Обратите внимание на картинку.

Найдите в своем теле это место, сфокусируйте на нем свой внутренний взгляд, при этом физические глаза можно закрыть, и начните рассматривать это ощущение и внутренний объект в том месте, куда смотре, задавая самому себе вопросы: как оно выглядит, какой формы это ощущение, какого оно цвета, какова его температура в градусах, какого оно размера с сантиметрах, объема, какой у него запах, цвет, на каком расстоянии от поверхности Вашего тела оно располагается, его толщина, плотность, интенсивность цвета по шкале от одного до пяти, его плотность по шкале от одного до десяти, какие у него края: четкие или размытые.

Эти вопросы можно задавать в любом порядке, после того, как Вы задали вопрос, подождите несколько секунд, пока не получите ответ. Вопросы нужно повторять по кругу, особенно это актуально тогда, когда Вы заметите, что внутренний объект начал изменять свои свойства, которые называются умным словом« модальности».

Задавайте вопросы до тех пор, пока объект полностью не исчезнет и вместе с ним не исчезнет ощущение, с ним связанное.

Обычно, когда человек начинает использовать эту технику впервые, количество времени до полного исчезновения ощущения может варьироваться от 5 до 10 минут, в зависимости от различных факторов, таких как начальная интенсивность ощущения, Ваше состояние усталости или внутренней силы, и так далее.

При накоплении опыта использования этой техники время до полного исчезновения ощущения сокращается до нескольких минут. И вместе с ощущением уходит и любая негативная эмоция любой природы, а также любая физическая боль.

Почему и как это работает?

Обычной реакцией на негативные ощущения, к которым относятся также негативные эмоции, является внутреннее сопротивление. Нам не нравятся негативные ощущения, нам не нравится испытывать любой вид боли, будь то боль физическая или эмоциональная, и наше естество начинает сопротивляться в попытке избавиться от этого ощущения.

Есть две формы сопротивления, которые мы обычно неосознанно используем: активная, к которой относятся различные действия, которые, по нашему мнению, должны нам помочь избавиться от этого ощущения, и пассивная, когда мы игнорируем это ощущение, стараемся его не замечать, переключить свое внимание на что-то другое.

Иногда мы получаем положительный результат от наших действий, но в большинстве случаев время этой борьбы может растягиваться значительно, мы устаем от этой внутренней борьбы, теряем энергию, выгораем эмоционально. Потому что срабатывает закон Ньютона« сила действия равна силе противодействия». Или чем больше мы сопротивляемся чему-то, в данном случае, негативному ощущению, тем больше оно становится.

Техника« Я наблюдатель» использует совершенно иной механизм - отказ от сопротивления за счет того, что Вы просто наблюдаете, никак не воздействуя на это ощущение. Вы как будто становитесь сторонним наблюдателем за собственным ощущением, и просто описываете себе те модальности, о которых я писал выше.

Техника позволяет очень быстро избавиться от любого негативного ощущения, в том числе и от физической боли любой природы, при этом не расходуется внутренняя энергия, Вы не устаете, так как нет противостояния, и наши эмоции не выгорают.

Попробуйте использовать технику« Я наблюдатель» тогда, когда возникают негативные ощущения, получите собственный опыт от ее использования, и сможете убедиться в ее крайней эффективности.

Когда мы учимся контролировать эмоции, очень важно научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь часто кажется нам крайне несправедливой, но все же не стоит принимать это близко к сердцу. Мы не можем изменить природу, но можем изменить свое отношение к ней. Мы не можем изменить людей, но можем изменить отношение к ним. К сожалению, вы не сможете контролировать в своей жизни все. И как только вы поймете эту очень простую истину, перестанете думать, что все плохое в этой жизни осуществляется только с вами.

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие.

Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями – мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать).

Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части – первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием.

Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя».

Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится.

Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить.

Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны.

Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным.

Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным.

Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.

http://natashapo.livejournal.com/11460.html

*****

"Есть три способа справиться с соблазном:

1) Буддистский: понять что желания (соблазны) порождают страдания и отречься от них.

2) Библейский: понять, что соблазны - это искушения, ниспосланные тьмой, и противостоять им.

3) Уайльдовский: понять, что единственный способ противостоять соблазну - поддаться ему " (с).

*